Научная статья на тему 'Формирование перспективной инфраструктуры зернового рынка'

Формирование перспективной инфраструктуры зернового рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
132
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ИНФРАСТРУКТУРА / РЫНОК ЗЕРНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мамбетова Ф. М.

В статье проведено исследование инфраструктуры зернового рынка сквозь призму рыночного развития. Дополнен ряд традиционных подходов к формированию критериев конкурентоспособности региона в части его перспективного развития, на основе эффективной инфраструктуры зернового рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование перспективной инфраструктуры зернового рынка»

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЗЕРНОВОГО РЫНКА

Ф.М. МАМБЕТОВА

Кабардино-Балкарский научно-исследовательский институт

сельского хозяйства РАСХН, кандидат экономических наук 360022, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Мечникова, 130-а

В статье проведено исследование инфраструктуры зернового рынка сквозь призму рыночного развития. Дополнен ряд традиционных подходов к формированию критериев конкурентоспособности региона в части его перспективного развития на основе эффективной инфраструктуры зернового рынка.

Ключевые слова: стратегия; интеграция; инфраструктура; рынок зерна.

Коды классификатора JEL: Q16, Q18, Q24.

Действенность мер ценового регулирования зависит от наличия эффективной инфраструктуры продовольственного рынка. Ее развитие сдерживается рядом причин: недостатком финансовых ресурсов, самоустранением государства от структурных преобразований, отсутствием межрегиональной политики формирования интегрированной рыночной инфраструктуры и др.

Инфраструктура продовольственного рынка включает производственную, торговую, банковскую, страховую, транспортную и др. Рассмотрим подходы к формированию и регулированию производственной и торговой инфраструктур, как наиболее экономически и технологически связанных друг с другом. Производственная состоит из предприятий, производящих сельскохозяйственное сырье, продукты переработки и пищевую продукцию. Хаотичное развитие производственной инфраструктуры привело в последние гг. к возникновению мини-производств, составляющих основу теневого рынка. Наряду с этим крупные товаропроизводители снизили объемы выпуска продукции и уступили традиционные рынки сбыта мелким производителям [1].

Для приведения производственной инфраструктуры в состояние устойчивого развития кроме мер ценового и кредитно-финансового регулирования необходимо провести сертификацию и лицензирование производств, выпускающих продукты питания, а также инвентаризацию производственных мощностей по их выпуску и разработать мероприятия, стимулирующие или ограничивающие инвестиционную активность в производстве различных групп продовольствия; отменить конкурсные торги для поставки продовольствия спецпотребите-лям, закрепив ее на постоянной основе за крупными перерабатывающими предприятиями (госагентами) прошедшими квалификационный отбор по показателям, утвержденным правительством; способствовать созданию вертикально-интегрированных структур с участием сельскохозяйственных производителей, пищевых и перерабатывающих организаций, крупных оптовых предприятий торговли, банковских страховых структур.

Торговая инфраструктура состоит из оптового и розничного звеньев. Основные задачи государственного регулирования торговли — формирование конкурентной среды, поддержка отечественного производителя, контроль защиты прав и соблюдение интересов потребителей, стимулирование обновления технологии торгового процесса, развитие нормативно-правовой базы, поддержание товаропотоков для обеспечения государственных нужд [3].

Важной составляющей инфраструктуры продовольственного рынка является общественное питание. Оно претерпело наиболее существенные изменения в ходе реформирования экономики. Серьезным деформациям подверглась система предоставления горячего питания на производственных предприятиях и в учебных заведениях. Заметна тенденция к свертыванию лечебно-профилактического питания для работающих во вредных условиях труда. Обостряется санитарно-эпидемиологическая обстановка на данных предприятиях.

Регулирование деятельности предприятий общественного питания должно происходить как на федеральном, так и на региональном уровнях. Оно предполагает приоритетное развитие общедоступной отечественной сети предприятий общественного питания, включая так называемое «быстрое питание», ориентированное на различные группы потребителей; восстановление и расширение сети социально-ориентированных предприятий, обеспечивающих питанием рабочих, служащих, студентов, школьников, учащихся профтехучилищ, колледжей, детей в дошкольных учреждениях, пациентов лечебных учреждений.

Эффективность функционирования перерабатывающих организаций сдерживается большим количеством взаимосвязанных внутренних проблем, среди которых особо выделяются: неэффективность системы управления и организации производства, высокие издержки, неконкурентоспособность выпускаемой продукции. В результате — нередко отрицательные финансово-экономические показатели развиваются.

Перерабатывающими предприятиями значительная часть проблем перенесена на производителей зерна. При отсутствии адекватной рыночной инфраструктуры в большинстве случаев они используют свое монопольное положение для занижения закупочных и завышения реализационных цен. В результате в стране развернуто строительство мелких примитивных цехов по изготовлению хлебобулочных изделий.

Это привело к тому, что положение перерабатывающей промышленности в настоящее время оказалось нестабильным, и данную ситуацию следует рассматривать в органической связи с производителями зерна.

© Мамбетова Ф. М., 2009

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЗЕРНОВОГО РЫНКА

129

В сложившихся условиях, в системе мер по устойчивому развитию зернопродуктового подкомплекса, на наш взгляд, важным является преодоление противоречия интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей и предприятий перерабатывающих отраслей промышленности на основе интеграции на взаимовыгодных условиях.

Важные шаги по формированию информационной инфраструктуры для села предусмотрены статьей 17 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» [6] — «Система государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства».

Необходимо отметить, что августовский финансовый кризис 1998 г. несколько изменил ситуацию в зернопродуктовом подкомплексе. В связи с изменением курса доллара США и повышением цен на импортные товары, реализуемые на российском рынке, резко возрос спрос на отечественную продукцию, что способствовало росту экспорта зерна более чем на 20%.

Последствия августовского кризиса 1998 г. послужили некоторому оживлению отечественного производства. Однако со стороны государства не были приняты необходимые меры экономической поддержки отечественных производителей таких, как снижение налогового бремени; выделение дотаций убыточным отраслям сельскохозяйственного производства; предоставление возможности получения кредитных ресурсов на льготных условиях; повышение таможенных пошлин на ввозимую по импорту продукцию, что проявляется в кризисе зернопродуктового подкомплекса [2].

Обеспечить стабильный рост производства в перерабатывающей промышленности возможно лишь путем обновления продукции, создания товаров с качественно новыми потребительскими свойствами, с высокой конкурентоспособностью, которая зависит от следующих основных факторов:

• производства продукции, обладающей высокими качественными показателями и адаптированной к вкусам потребителя;

• улучшения упаковки продукции, которая должна быть удобной для потребителя как при открывании потребительской тары, так и при хранении вскрытой продукции, а также по вместимости единичной упаковки;

• снижение себестоимости продукции, которая должна обеспечивать достаточную рентабельность производства и приемлемые цены для потребителя.

В последние гг. гигантский скачок цен на энергетические ресурсы и техническое обеспечение, рост транспортных тарифов привели к резкому сокращению обмена зерном и продуктами его переработки между регионами. Проявилась тенденция к снижению уровня территориальной специализации сельскохозяйственного производства, наметился крен к модели преимущественного самообеспечения регионов России.

Отечественными предприятиями перерабатывающей промышленности не удовлетворяется спрос населения на ассортимент продукции из-за его ограниченности и недостаточного выпуска продукции в качественных видах упаковки. Ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий по действующей нормативно-технической документации весьма разнообразен и включает в себя более 1000 наименований, однако предприятия выпускают не более 100-170.

Отсутствие выпуска необходимого прогрессивного оборудования, современной тары, ряда упаковочных и укупорочных материалов и изделий в сочетании с хронической неплатежеспособностью предприятий не позволяет переломить ситуацию резкого отставания отечественных производителей от зарубежных.

Для коренного изменения сложившейся на сегодня ситуации требуются принципиально новые не только научно-технические, но и организационно-экономические решения.

Сегодня стоят задачи увеличения объемов производства продукции, расширения ассортимента и повышения качества, снижения издержек производства за счет внедрения нового оборудования, прогрессивных ресурсосберегающих технологий, рационального использования теплоэнергетических ресурсов, вторичных сырьевых ресурсов, создания безотходных и экологически чистых производств. Повышение конкурентоспособности отечественной продукции позволит решить вопросы перспектив развития предприятий, их стратегии, отказаться от производства бесперспективных видов продукции [4].

Важное значение в организации производства конкурентоспособной продукции имеет использование научных достижений в области тары и тароупаковочных материалов.

Недостаток финансовых средств у многих предприятий перерабатывающей промышленности, вызванный кризисным состоянием экономики, является основной причиной, сдерживающей решение проблемы перевода их на выпуск продукции в современной таре.

В отрасли большая недозагрузка производственных мощностей, которая связана в основном с недостатком оборотных средств и сырья. Пополнение недостатка средств из фонда льготного кредитования практически не осуществлялось из-за большой закредитованности предприятий. Положение дел усугубляется низким уровнем инвестиций, недостаточным выделением средств на строительство и реконструкцию предприятий, разработку и создание новой техники и оборудования.

Предприятия не имеют возможности обеспечить нормативную замену изношенного и морально устаревшего оборудования. Многие из них размещены в неприспособленных и аварийных помещениях, не отвечающих основным нормативным и санитарным требованиям. В перерабатывающей промышленности эксплуатируется более 42% морально устаревшего, малопроизводительного и физически изношенного оборудования, находящегося в эксплуатации свыше 15 лет.

Дефицит инвестиций привел к износу производственных фондов, снижению производственно-экономических показателей, замедлению обновления активной части основных производственных фондов и подорожанию продукции [5].

Сегодня, в условиях ограниченных возможностей оказания экономических мер поддержки со стороны государства, решение многих вопросов в развитии отрасли и завоевании устойчивых позиций на российском рынке продуктов переработки зерна во многом зависит от самих предприятий.

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)

130

Ф.М. МАМБЕТОВА

Со стороны государства требуется принятие ряда мер экономической поддержки [6], в том числе в вопросах налогообложения, таможенного регулирования в области ввоза и вывоза продуктов переработки зерна, государственного стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности.

Исследование показало, что основными причинами неудовлетворительной работы отраслей зернопродуктового подкомплекса являются: разрыв кооперативных связей в системе реализации зерна, его хранения и переработки с сельскими товаропроизводителями; криминализация; резкое ухудшение материально-технической базы; рост цен на энергоносители и железнодорожные перевозки; трудности в сбыте готовой продукции из-за резкого сокращения платежеспособного спроса населения; обострение проблем платежей между поставщиками сырья, производителями продуктов питания и торговлей; экономически необоснованное увеличение объемов импорта продовольствия.

Наиболее тревожными тенденциями для развития зернопродуктового подкомплекса в настоящее время и на ближайшую перспективу являются:

♦ низкий уровень экономических возможностей у товаропроизводителей для использования достижений научно-технического прогресса;

♦ деиндустриализация производства;

♦ значительное отставание развития в технике и технологиях от экономически развитых стран;

♦ низкий уровень работ по улучшению использования земельных ресурсов и повышению плодородия почв;

♦ снижение уровня квалификации кадров, безработица и бедность.

Таким образом, действенная политика в области формирования перспективной инфраструктуры зернового рынка представляет собой наиболее эффективное приоритетное направление регулирования зернового рынка в условиях усиления региональной составляющей экономической политики государства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Грибов В.Д.,Грузинов В.П. Экономика предприятия. М.: Финансы и статистика, 2004.

2. Лушникова И. Развитие интеграционных процессов в АПК региона // АПК: экономика, управление, 2006, № 9.

3. Люкшинов А.Н. Стратегический менеджмент на предприятиях АПК. М.: Колос, 1999.

4. Петрухин B.C. Менеджмент XXI века. М.: Поли Гран, 1998.

5. Райзберг Б.А., Фатхутдинов Р.А. Управление экономикой : учебник. М.: Интел-Синтез, 1999.

6. Федеральный Закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.