Шураева К.В. Особенности формировании механизма инфраструктурного обеспечения развития инвестиционной деятельности в регионе
Дата: 27/11/2010 Номер: (24) УЭкС, 4/2010
Аннотация: Основная функция региональной инфраструктуры - создание условий, необходимых для поддержания нормального процесса производства и воспроизводства его факторов, в соответствии с которыми выделяются укрупненные элементы инфраструктуры: производственная, социальная, институциональная,
рыночная, информационно-инновационная.
Ключевые слова: регион, инфраструктура, классификация, инвестиции, финансовокредитная система, банковская деятельность.
Abstract : The basic function of a regional infrastructure - creation of the conditions necessary for maintenance of normal process of manufacture and reproduction of its factors according to which the integrated elements of an infrastructure are allocated: industrial, social, market, information-innovative.
Keywords: region, infrastructure, classification, investments, financially-credit system, bank activity.
Шураева Кермен Владимировна
аспирант
Калмыцкий государственный университет
Выходные данные статьи: Шураева К.В. Особенности формировании механизма инфраструктурного обеспечения развития инвестиционной деятельности в регионе // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2010. - № 4 (24). - № гос. рег. статьи 0421000034/. - Режим доступа к журн.: http://uecs.mcnip.ru.
В современной экономике России и ее регионов важнейшее значение для их развития имеет финансово-кредитная система, занимающая в инфраструктуре народного хозяйства особое место на всех его уровнях. Привлечение банковских инвестиций в реальный сектор экономики — одна из ключевых проблем нынешнего этапа развития России. В настоящее время роль государственного регулирования банковской системы в целях макроэкономической стабилизации до сих пор недооценена, не просчитаны ее различные сценарии, не обоснован уровень эффективности такого регулирования в нашей стране, не развита методология ее оценки.
Все это указывает на необходимость создания такой системы государственного взаимодействия с банками в области кредитной политики, которая обеспечивала бы не на словах, а на деле эффективное выполнение банками свойственных им функций.
Региональная инфраструктура - организационно-экономическая система,
обслуживающая комплексы территориально-хозяйственные и способствующая их адаптации к изменениям рыночной конъюнктуры, обеспечивающая свободное внутри-и межрегиональное перемещение товарных, сырьевых, трудовых, финансовых, инвестиционных, информационных ресурсов. [3;5;8] Основная функция региональной инфраструктуры - создание условий, необходимых для поддержания нормального процесса производства и воспроизводства его факторов (средств производства, рабочей силы, финансово-кредитных и природных ресурсов), в соответствии с которыми выделяются укрупненные элементы инфраструктуры (производственная, социальная, институциональная, рыночная, информационно-инновационная).
В Российской Федерации современное состояние региональной инфраструктуры несет на себе отпечаток трудностей переходного к рынку периода и экономического кризиса. Развитие рыночных форм региональной инфраструктуры во многом носит стихийный и неравномерный по регионам характер, что обусловлено несовершенством законодательной базы, неоднородностью кризисных явлений в различных регионах страны, слабой интеграцией региональных воспроизводственных систем. В силу этого вновь создаваемые институты региональной инфраструктуры концентрируются главным образом в крупных экономических центрах.
Перспективы региональной инфраструктуры непосредственно зависят от траектории движения к макроэкономической стабилизации, а также от переноса центра тяжести реформ на уровень регионов и предприятий. При этом ключевая роль принадлежит системам информатизации, в которых чисто инфраструктурные функции сочетаются с инновационными. Оба взаимосвязанных функциональных компонента способствуют распространению рыночных реформ с макроэкономического уровня на вертикальногоризонтальный, т.е. на территории, где реально функционируют производительные силы, создаются товары и услуги.
Эффект создания интегрированной регионально-отраслевой инфраструктуры, охватывающей производство, сбыт продукции и сферу управления, проявляется в коммерческом аспекте через повышение гибкости производства, т.е. его возможности реагировать на текущие и отдаленные изменения рыночной конъюнктуры. В более широком плане составляющая эффекта региональной информатизации заключается в создании единого информационного поля, которое позволит властным органам всех уровней оценивать и прогнозировать степень сбалансированности структуры производства и рынка, выявлять наиболее перспективные направления привлечения инвестиций, индикативно воздействовать на экономические процессы.
Динамика социально-экономического развития регионов во многом определяется инновационностью, информационностью и присутствием фактора науки. Региональный аспект инновационного развития предполагает адекватное отражение всего многообразия социально-экономических и организационных условий для формирования стратегий эффективного развития региональных экономических систем. При этом одним из важнейших условий структурных изменений и дальнейшего экономического роста в значительном числе российских регионов становится их ориентация на «новый тип» развития.
Формирование новых форм научной деятельности и их интеграция с промышленным комплексом осуществляются в разнообразных условиях, в различных рыночных средах и разнообразном сочетании форм собственности при различной активности властных структур и при разном сочетании факторов развития, особенно региональных.
Возникает целесообразность анализа практики становления инновационного развития
и формирования соответствующего инфраструктурного обеспечения на региональном уровне.
Анализ механизмов формирования инфраструктуры позволяет говорить о том, что процесс становления модели инфраструктурного обеспечения происходит параллельно по двум направлениям: [5; 6; 9]
• кредитно-инвестиционная поддержка на основе партнерских отношений российских государственных фондов федерального и регионального уровней;
• создание стабильных условий эффективного развития процессов коммерциализации и трансферта наукоемких технологий, исходя из специфики региональной модели инновационного развития.
Следует отметить, что структура, соотношение взаимодействия составляющих модели инфраструктурного обеспечения инновационного развития существенно зависят от типа хозяйственной системы и сформировавшихся в регионах в предшествующие периоды индустриальных кластеров и приоритетных направлений инфраструктурной политики.
Конечным результатом должно стать формирование последовательной и эффективной государственной региональной инновационной и инфраструктурной политики, интеграции элементов инфраструктуры, а также достижение информационной прозрачности инновационно-предпринимательских и рыночных структур, задействованных в инновационном процессе.
В экономической литературе существует множество публикаций и подходов к трактовке понятия и сущности рыночной инфраструктуры, роль которой в системе хозяйствования России, функционирования экономики региона, его социальноэкономического развития еще не совсем осмыслена. Проблема инфраструктуры является многоаспектной и сложной. Вопросы инфраструктуры производственной и социальной сферы экономики страны (региона), воспроизводства, рынка, предпринимательства, государственной поддержки предпринимательства - лишь малая часть многообразных блоков данной проблемы. Решение каждого из них имеет большое научное и хозяйственное значение. [3; 5; 6; 7; 10]
В современной науке чаще всего используется следующая классификация рыночной инфраструктуры, объединяющая в себе все существующие подходы к трактовке и моделям инфраструктурного обеспечения экономики:
• по пространственному признаку (международная, национальная, межрегиональная, региональная и т.п.);
• по формам собственности (частная, кооперативная, государственная, общественных организаций, иностранная);
• по функциональному назначению.
Наиболее важна классификация по функциональному признаку. Она предполагает выделение:
• информационно-коммерческой инфраструктуры (маркетинговые центры, рекламные агентства, центры сбора, обработки, передачи коммерческой информации и т.д.);
• экономико-правовой инфраструктуры (суды, консультационно-правовые фирмы, адвокатские и нотариальные конторы и т.д.);
• торгово-посреднической инфраструктуры (ярмарки, биржи, торговые дома, представительства, коммерческие центры и т.д.);
• финансово-кредитной инфраструктуры (коммерческие банки, кредитные, страховые, гарантийные учреждения).
В других работах дается анализ точек зрения западных экономистов о сущности инфраструктуры, результаты которого приводят к выводу: все они определяют инфраструктуру как комплекс общих условий, обеспечивающих развитие предпринимательства в основных отраслях народного хозяйства и удовлетворяющих потребности всего населения.
Российские экономисты также развивают эту точку зрения и определяют инфраструктуру как совокупность обслуживающих отраслей общего пользования (энергетика, связь, транспорт, научные учреждения, общее и профессиональное образование и др.). [3; 5]
Однако по многим сущностным моментам содержания инфраструктуры экономисты расходятся во мнениях. В экономической литературе имеются два методических подхода к определению сущности и содержания инфраструктуры: отраслевой и функциональный. В соответствии с первым подходом инфраструктура определяется как совокупность отраслей хозяйствования, обеспечивающих общие условия общественного воспроизводства. Однако такой подход порождает много неточностей в отношении критериев по отнесению круга отраслей, включающихся в инфраструктуру.
Более продуктивным считается функциональный подход. В этом случае инфраструктура определяется как особая совокупность организационных, производственных и социальных функций. Однако и здесь, хотя и имеется возможность через функции раскрыть экономическое содержание инфраструктуры, возникает тот же вопрос: в каком случае относить ту или иную отрасль к инфраструктуре, если она выполняет одну или совокупность функций?
В качестве критерия в данном случае возможно избрать ключевую совокупную функцию, определяемую экономической сущностью инфраструктуры, которая раскрывается через систему ее функций. [3]
Первая функция инфраструктуры - создавать общие условия для эффективного функционирования структурообразующих отраслей в народном хозяйстве в целом, в регионах, предприятий, социальной сферы.
Вторая функция - системообразующая. Она способствует обеспечению единства во всех фазах воспроизводства в народном хозяйстве в целом и в отдельном его структурном звене путем установления взаимосвязи в процессе воспроизводства.
Третья функция инфраструктуры заключается в обеспечении неразрывности рациональных товарных, денежных, информационных и других потоков, создающих общие условия для динамичной устойчивости воспроизводства. Таким образом, инфраструктура является фактором, условием ускорения оборота капитала в базовых отраслях, в народном хозяйстве в целом и во всех его звеньях.
Для выполнения отмеченных и других функций необходима организационная составляющая инфраструктуры, в которой выделяются крупные отрасли: транспорт, связь, энергетика, материально - техническое обеспечение, оптовая и розничная торговля, наука, образование, здравоохранение, информационное обеспечение, коммунальное хозяйство и т.д.
Классифицировать элементы инфраструктуры необходимо и по другим признакам. Так, инфраструктура по иерархическому уровню отраслей экономики подразделяется на:[3; 5]
• народнохозяйственную;
• региональную;
• инфраструктуру предприятий и их объединений.
По внутрихозяйственной форме собственности выделяются:
• инфраструктура производства государственного и частного капитала;
• инфраструктура сельского хозяйства, промышленности, строительства и т.д.
По отраслевому признаку, выделяются:
• инфраструктура предпринимательства, банковской деятельности, коммерческой и т.д.
По сфере хозяйственной деятельности:
• инфраструктура рынка, инфраструктура государственной поддержки и т.д.;
По институциональному признаку.
В связи с усилением регионализации рынка большое значение имеет формирование инфраструктурного комплекса региона. Для выполнения современным предпринимательством своей роли стратегического фактора и основного внутреннего источника саморазвития экономики необходимо трансформировать общие условия воспроизводства, то есть, инфраструктуру таким образом, чтобы обеспечить возможность обслуживать предпринимательскую деятельность. Это требует проникновения предпринимательских начал в инфраструктурный сектор экономики на федеральном и региональном уровнях.
Вместе с тем современная инфраструктура развитых стран является наиболее значительной подсистемой рыночной экономики по масштабам, объему и характеру вовлеченных ресурсов, а также по влиянию на динамику и структуру ВНП, функционирование хозяйственных систем в целом, особенно в условиях перехода к постиндустриальному обществу. Как самостоятельная подсистема она свойственна всем национальным и региональным моделям рыночного хозяйства без исключения, поэтому актуальны теоретическое системное осмысление взаимосвязи структуры и инфраструктуры в переходной экономике и практические действия, направленные на повышение ее эффективности.
При анализе рыночной инфраструктуры необходимо исходить из понимания ее как целостности, которая удовлетворяет всем системным признакам. Для экономических образований такого типа характерны относительная устойчивость во времени и наличие тесных связей между внутренними элементами (более тесных, чем связи между ними и элементами внешней среды). Системная организация рыночной инфраструктуры определяет методологию исследования, в рамках которой важнейшее значение имеет отслеживание динамики таких основных системных свойств, которые характеризуют, с одной стороны, собственный потенциал экономической системы, с другой - отражают ее отношение с внешней средой. [3]
К первой группе относятся самоорганизация, самопланирование, саморегулирование, ко второй - адаптивность, гибкость, совместимость, автономность, иерархичность, безопасность, надежность».
Особый интерес к вопросам инфраструктуры вызвал к жизни множество направлений исследования, разнообразие которых связано с неоднозначной трактовкой понятия «структура» как ключевого в определении исследуемого явления. Основная структура и инфраструктура рыночного хозяйства взаимозависимы и взаимообусловлены. С одной стороны, структура порождает инфраструктуру. С другой стороны, генезис инфраструктуры отражает все признаки, присущие системе, и постоянно инфраструктура воспроизводит адекватность системе. Одновременно возникают противоречия между структурой и инфраструктурой, они обостряются, и в результате конфликта инфраструктура переходит в качественно новое состояние соответствия основной структуре, приобретая новые атрибутивные признаки. Эти процессы имманентно присущи процессу генерации новых элементов, как в основной структуре, так и в инфраструктуре, выражая динамику их относительного соответствия.
При определении функциональных составных частей рыночной инфраструктуры целесообразно также использовать факторный подход. Он позволяет выделить инфраструктуру воспроизводства по видам используемого капитала: человеческого, технического, природного, институционального, организационного и информационного.
Такая трактовка и классификация факторов производства позволяет объяснить внутреннее многообразие и органическую взаимосвязь элементов рыночной инфраструктуры, поскольку в зависимости от специфики фактора производства совокупность связанных между собой форм его проявления выполняет определенные функции по обеспечению его эффективного функционирования в режиме пользования, владения и распоряжения различными субъектами хозяйства.
Большинство ученых рассматривают формирование инфраструктуры региона с двух позиций: рыночной и иерархической координации. [3; 7;10 и др.].
При этом выделяют следующие иерархически распределенные факторные составляющие функциональных видов инфраструктуры рыночного хозяйства:
• Экологическая инфраструктура — группа отраслей, обеспечивающих рациональное использование и расширенное воспроизводство природных ресурсов, сохранность жизненной среды, экологическую безопасность личности, общества и государства.
• Социальная инфраструктура — отрасли, функции которых направлены
на воспроизводство человеческого капитала: здравоохранение,
образование, розничная торговля, пассажирский транспорт, жилищнокоммунальное хозяйство, сфера организации досуга, туризм, общественное питание, служба быта и пр.
• Технологическая инфраструктура - комплекс отраслей, обеспечивающих внешние условия непосредственно процесса производства. В нее включают грузовой транспорт, электро-, газо-, водоснабжение, складское хозяйство, связь, ремонт, наладку и т. п.
• Институциональная инфраструктура - комплекс отраслей и сфер деятельности, осуществляющих макроэкономическое регулирование экономики, поддерживающих наиболее оптимальные макроэкономические
пропорции развития национального хозяйства.
• Организационная инфраструктура - совокупность институтов, обслуживающих функционирование рынков и обеспечивающих доведение продукта от производителя до потребителя: товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, аукционы, ярмарки, посреднические фирмы.
• Информационная инфраструктура - учреждения информационного обслуживания предприятий различных сфер деятельности (получение и обработка информации, производство программного обеспечения, услуги по созданию и использованию баз данных).
Факторный подход к исследованию инфраструктуры рыночного хозяйства позволяет лучше раскрыть содержание функциональных видов:
производственная — вспомогательные виды деятельности по отношению к основному производству в рамках отдельного предприятия, региона, отрасли; существует в виде собственных структурных подразделений как внутренняя инфраструктура компаний, а также в виде отдельных предприятий, оказывающих услуги сторонним организациям, как внешняя инфраструктура;
коммерческая — совокупность институтов, обслуживающих функционирование рынка средств производства, товаров и услуг на всех стадиях движения продукта в рамках сферы обращения;
предпринимательская - деловые услуги, реклама и маркетинговое обслуживание, аренда и лизинг (сфера, объединяющая в себе аренду и кредитование оплаты аренды оборудования), консультационное обслуживание (консультирование по вопросам управления, инвестиционной политики и др.), инжиниринг (сфера инженерноконсультационных и проектных услуг), сфера по обеспечению временных потребностей в рабочей силе и др.;
кредитно-финансовая — совокупность институтов (кредитно-банковские учреждения, фондовые биржи, финансовые, инвестиционные и страховые компании), действующих в пределах денежного, фондового, инвестиционного рынков и выполняющих функции по обеспечению нормального режима их функционирования. Это объясняется трансформацией финансового капитала в ультраструктуру (структуру над структурой), поскольку он находится за пределами функционирования реального капитала.
Эффективность функционирования рыночной экономики зависит не только от соответствия ее структуры и инфраструктуры, но и от совместимости элементов разных видов инфраструктуры. В стратегии социально-экономического развития России следует различать и предусматривать формирование инфраструктуры сфер, секторов, сегментов, регионов и отраслей, а для предприятий — создание их внутренней и внешней инфраструктуры. При выработке экономической политики, программно-целевых форм и механизмов ее осуществления необходимо учитывать принципы взаимодействия всех уровней, видов и форм инфраструктуры рыночного хозяйства, их субординацию и координацию.
В современной экономике России важнейшее значение для ее развития имеет финансово-кредитная система, занимающая в инфраструктуре народного хозяйства особое место на всех его уровнях. Привлечение банковских инвестиций в реальный сектор экономики — одна из ключевых проблем нынешнего этапа развития России. Банковская система является одним из самых «естественных» инвесторов, поскольку
одна из ее функций — перераспределение свободного капитала между участниками рыночных отношений. Кроме того, банковская деятельность автоматически приводит к накоплению капитала, который банки должны снова запускать в оборот, чтобы покрыть свои затраты и получить прибыль. [1; 2]
Любой инвестор предпочитает вкладывать капитал надолго и с большой нормой прибыли. Банковский капитал, будучи вовлеченным в общественное производство, проявляет себя как условие расширенного производства.
В связи с этим произошло разграничение банковского кредитования на краткосрочное, служащее временным восполнением переменного капитала, связанного в обороте, и долгосрочное, отражающее процесс накопления.
В настоящее время долгосрочное кредитование в силу не всегда благоприятной макроэкономической ситуации осуществляют немногие наиболее крупные банки, которые в основном сосредоточены в столичных городах. Так, из 30 крупнейших коммерческих банков страны 26 банков находятся в Москве.
На современном этапе развития российской экономики основной формой долговременного взаимодействия в инвестиционном процессе через систему кредитования является предоставление банками ссуд предприятиям сроком до трех лет. При этом, хотя и доминируют краткосрочные ссуды в общем объеме предоставленных кредитов, направление свободных финансовых ресурсов в долгосрочное кредитование экономики в последние годы существенно повысилось. Коммерческие банки во все большем объеме предоставляют инвестиционные кредиты на следующие цели: закупку оборудования для технического
перевооружения, модернизации и расширения действующего производства: закупку средств связи, вычислительной техники, продуктов программного обеспечения и транспортных средств; финансирование приобретения недвижимости; формирование оборотного капитала; строительство инженерных коммуникаций и т.п.
Главным вопросом в процессе управления привлечением финансовых ресурсов в реальный сектор экономики остается высокий риск долгосрочных вложений. И если политические, макроэкономические и прочие подобные риски находятся «в ведении» государства, то остальные приходится брать на себя конкретному банку, среди которых можно выделить три основных риска, препятствующих развитию банковских инвестиций (и не только банковских): [1; 2; 8]
- риск, связанный с дисбалансом структуры активов и обязательств по срочности;
- группа традиционных кредитных рисков;
- риск, связанный с неразвитостью инвестиционной инфраструктуры.
Именно в силу таких причин малые и средние банки стремятся ограничить свои риски в реальном секторе, поскольку неблагоприятное изменение ситуации может самым драматичным образом сказаться на их финансовом положении.
Особо необходимо подчеркнуть, что при долгосрочном кредитовании капитальных вложений банк-кредитор не приобретает иных имущественных прав в рамках инвестиционного проекта, кроме прав на получение по истечению срока кредита основной суммы и суммы процентов.
Мотивы, подвигающие банки на инвестиции, различны, среди них можно выделить
следующие:
• установление финансового контроля над инвестициями;
• диверсификация риска и повышение прибыльности;
• расширение зоны влияния, видов услуг, предоставляемых клиентам с целью упрочнения положения банка на различных рынках;
• расширение ресурсной и клиентской базы посредством создания сети дочерних финансовых институтов;
• увеличение денежных потоков в распоряжении банка через каналы дочерних и зависимых организаций;
• выделение в качестве самостоятельных тех структурных подразделений, которые достигли больших масштабов и получили самостоятельное значение при сохранении банковского контроля над ними;
• обход законодательного запрета на ведение банками непрофильных операций (производство, торговля и страхование).
Однако сосредоточение банка на подобных мотивах (что часто случается, если банк обслуживает в основном коммерческие интересы одного или группы предприятий) чревато для банка потерей прибыльности, сокращением капитала и, как следствие, потерей возможности вкладывать свои финансовые ресурсы в реальный сектор.
В российских условиях банкам нужен некоторый внешний импульс, чтобы начать активное инвестиционное кредитование реального сектора экономики. Таким импульсом можно считать создание развитой рыночной инфраструктуры, обслуживающей кредитно-инвестиционную сферу реального сектора. Для этого необходимо сформировать гибкую и эффективно работающую систему взаимосвязей банковских и промышленных фирм, позволяющую установить соответствие как между размерами потребных и располагаемых кредитно-инвестиционных ресурсов, так и их структурой.
Проблема состоит в том, что крупные банки, являющиеся основными аккумуляторами денежных ресурсов, не в состоянии организовать полноценную кредитноинвестиционную деятельность с большим числом предприятий среднего и малого бизнеса, осуществляющих инвестирование. В свою очередь последним также сложно найти партнеров среди средних и малых банков. Как следствие, возникает задача использования потенциала.
Одним из основополагающих факторов стимулирования инвестиций в реальный сектор экономики является сращивание банковского капитала с промышленным, в частности, в форме создания финансово-промышленных групп (ФПГ). Одним из главных преимуществ, стимулирующих производственную деятельность в рамках ФПГ, является то, что участники инвестиционных проектов в этих группах подвержены гораздо меньшим кредитным, инвестиционным и системным рискам.
Особый статус банков развития (или инвестиционных банков) закрепляется законодательно и через установление особого механизма регулирования их деятельности. Применительно к таким банкам используется и принципиально иной подход к определению и исчислению банковских рисков, стимулирующий вложения в реальный сектор, иные нормативы соотношения собственного и привлеченного капитала и т.д.
Положительная динамика организации банковской деятельности и меняющиеся экономические условия диктуют необходимость поиска новых подходов к инвестированию в реальный сектор экономики. Следовательно, по-новому актуальной
и чрезвычайно сложной представляется проблема роли банковской системы в стимулировании реальных инвестиций в экономику страны, экономической оценки взаимосвязей показателей функционирования территориальных банков с показателями социально-экономического развития регионов, обеспечения надежности банковской системы.
Ситуация в экономике, сложившаяся к настоящему времени, делает вопрос об инвестициях особенно актуальным. Признаки экономической стабилизации налицо. Падение ВВП и промышленного производства в целом существенно замедлилось. Сохраняются низкие темпы инфляции, укрепляются позиции национальной валюты. Однако продолжает оставаться неблагоприятной ситуация в инвестиционной сфере. Следует подчеркнуть, что это сокращение произошло на фоне низкой инфляции, существенного снижение доходности государственных ценных бумаг. Сохранение тенденций инвестиционного спада не позволяет пока говорить о достаточности предпосылок перехода к устойчивому экономическому росту. Необходимо отметить, что в ряде отраслей наблюдающийся рост и оживление основанный на использовании имеющихся производственных мощностей, бывших хронически незагруженными на протяжении последних нескольких лет. Устойчивый же и долговременный рост может быть обеспечен только за счет введения новых мощностей и применения новых технологий, а это, в свою очередь, обязательно предполагает рост инвестиций в реальный сектор экономики. [4; 8; 9; 11]
Важную роль в повышении инвестиционной активности и обеспечении экономического роста призваны сыграть банки. Однако в настоящее время банки еще не стали аккумулятором заметных инвестиционных ресурсов, ни их эффективным оператором. Причины такого положения многообразны. Но, если говорить кратко, то неустойчивость общеэкономической ситуации в полной мере проявляется и в банковском секторе. Более того, ряд факторов, в целом благоприятных с точки зрения макроэкономики, оказывает на развитие кредитных организаций довольно противоречивое влияние. Так, существенное замедление темпов инфляции, падение доходности государственных ценных бумаг, порой отрицательная доходность валютного и фондового рынков приводят к ухудшению финансового положения кредитных организаций.
С учетом сказанного, очевидно, что причины недостаточности участия банков в инвестиционной деятельности - отнюдь не просто в нежелании банков смещать акценты в своей работе. Если будут созданы возможности для нормального извлечения прибыли в реальном секторе экономики, деньги действительно туда пойдут, и банки не будут препятствовать этому процессу. Конечно, одномоментно устранить все перечисленные причины невозможно. Но принятие сбалансированного комплекса первоочередных мер было бы достаточно для запуска механизма инвестиций.
Реализация таких мер должна вестись по трем направлениям.
Первым направлением должна стать активизация роли государства в обеспечении инвестиционного процесса. Это не означает примитивного увеличения доли государственных расходов на инвестиции, хотя объемы таких расходов надо увеличивать. Прежде всего, имеется в виду дальнейшее развитие механизма государственных гарантий, а также повышение координирующей доли государства в создании организационных и институциональных предпосылок инвестиционной деятельности.
Вторым направлением деятельности должно стать непосредственно создание этих организационных и институциональных предпосылок в сферах банковской и инвестиционной деятельности.
Третье направление заключается в адекватном законодательном закреплении условий, благоприятствующих инвестициям.[7 - 11]
В развитии перечисленных направлений необходимо, прежде всего:
• задействовать инвестиционные ресурсы государственного сектора экономики и естественных монополий, обратив их на нужды федеральной инвестиционной программы;
• осуществить переориентацию кредитной политики Сбербанка с преимущественного вложения своих активов в государственные ценные бумаги на кредитование инвестиционной сферы. Вероятно, целесообразно рассмотреть вопрос о выдаче Сбербанком межбанковских кредитов специально отобранными государством банкам, связанных с кредитованием эффективных инвестиционных проектов;
• перейти к практике долгосрочных целевых инвестиционных вкладов под гарантии государства с возможным выпуском валютного займа для реконструкции народного хозяйства;
• осуществить страховой заем, ориентированный на страхование и перестрахование инвестиционных и предпринимательских проектов;
• пересмотреть нормы обязательного резервирования по вкладам населения с относительно длинным сроком хранения в увязке с объемом выданных инвестиционных кредитов, что позволит сделать инвестиционные кредиты более дешевыми для предприятий;
• развивать институты коллективного финансирования (для населения) и проектного финансирования (для юридических лиц), позволяющие аккумулировать ресурсы и снижать инвестиционные риски;
• установить повышенные нормативы привлечения сбережений населения для банков, участвующих в финансировании федеральных программ под частичные гарантии правительства;
• предусмотреть в изменениях к Налоговому кодексу освобождение банков и других кредитных организаций от уплаты налогов на прибыль, получаемую от предоставления долгосрочных кредитов (на 3 года и более) для реализации операций финансового лизинга;
• сохранить в Налоговом кодексе норму, предусматривающую включение в затраты предприятий расходов, связанных со страхованием ОПФ, что будет способствовать снижению инвестиционных рисков;
• упорядочить процесс слияний, поглощений и банкротств кредитных организаций, направив его на формирование такой структуры банковской системы, которая бы отвечала требованиям оживления инвестиций и экономического роста;
• законодательно установить и отработать процедуру отбора банков, призванных осуществить крупные инвестиционные проекты с участием государства. Возможно, следует вернуться к вопросу о придании им специального статуса (инвестиционные банки, банки развития).
Банки должны найти свое место в инвестиционном процессе, что будет залогом экономического роста в стране. Основой взаимодействия промышленных предприятий и банков должна служить реализация законченного инвестиционного
цикла; их взаимодействие позволяет увеличить эффективность и масштабность инвестиционных процессов, расширить направления инвестиционных процессов.
Банковская система выступает передаточным механизмом для денежно-кредитной политики государства, опосредуя финансовые отношения в экономике, кроме того, денежно-кредитную политику проводит в жизнь Центральный банк Российской Федерации (Банк России), являющийся частью двухуровневой банковской системы. С одной стороны, необходимо рассматривать денежно-кредитную политику как звено государственного регулирования банковской системы, с другой стороны - банковскую систему в качестве институциональной основы и механизма проведения денежнокредитной политики как части политики макроэкономической стабилизации, что придает регулированию банковской системы макроэкономический характер. Денежно-кредитная политика является для производителей и населения наиболее понятной и открытой (доступной) составляющей макроэкономической стабилизации (воспринимаемой большинством населения в первую очередь как снижение уровня инфляции).
Помимо мер денежно-кредитного регулирования, государственное влияние на банковскую систему осуществляется посредством следующих направлений: налоговое и законодательное регулирование, регламентация деятельности и надзор, антимонопольное регулирование, страхование депозитов и др. Кроме того, банки в процессе своей деятельности выходят на многие рынки: валютный, благородных металлов, ценных бумаг, рынок услуг и другие, где их деятельность регламентируется соответствующими нормативными документами и государственными органами.
Другими словами, предметом регулирования в целях макроэкономической стабилизации являются: денежно-кредитная политика, реализуемая через банковскую систему, структурная политика, правила, нормы и условия функционирования банков.
Эффективная денежно-кредитная политика обусловливает устойчивое функционирование экономики, так как стабильность национальной валюты и размеры процентов за кредиты в значительной мере воздействуют на реальный сектор, потребление, инвестиции, внешнюю торговлю, предпринимательскую активность. Все эти перечисленные компоненты являются факторами макроэкономического равновесия, и результативность проводимого государством регулирования в целях макроэкономической стабилизации напрямую зависит от стабильности функционирования банковской системы (как институциональной основы) и адекватной реакции экономических агентов на импульсы инструментов денежнокредитной политики.
Российские экономисты, формируя программы дальнейшего развития страны, расходятся и в оценках того, каковы должны быть масштабы и характер государственного регулирования экономики в целом и банковской системы в частности. Крайние точки зрения представлены с одной стороны позицией, где подчеркивается необходимость усиления роли государства в управлении экономикой, акцентируется внимание на стимулировании спроса, инструментах - низком курсе рубля, контроле за денежной массой. Другая сторона опирается на опыт мировой экономики, считая, что экономический рост в России требует максимального уровня экономической свободы для урегулирования всех сегментов рынка и значительного сокращения госрасходов.
На наш взгляд, роль государственного регулирования банковской системы в целях макроэкономической стабилизации до сих пор недооценена, не просчитаны ее
различные сценарии, не обоснован уровень эффективности такого регулирования в нашей стране, не развита методология ее оценки.
Все это указывает на необходимость создания такой системы государственного взаимодействия с банками в области кредитной политики, которая обеспечивала бы не на словах, а на деле эффективное выполнение банками свойственных им функций.
Литература
1. Банковское дело/под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. - М.: Финансы и статистика, 2008.
2. Барон Л., Захарова Т. Диспропорции в развитии банковского и нефинансового секторов экономики России//Вопросы экономики.-2003.-№3.-с.106-107.
3. Кузнецова А.И. Инфраструктура. Вопросы теории, методологии и прикладные аспекты современного инфраструктурного обустройства. Геоэкономический подход. - М.: КомКнига, 2006.
4. Нешитой А.С. Инвестиции: Учеб. - М.: Дашков и К, 2007.
5. Проблемы функционирования и развития инфраструктуры России в переходный период/под ред. В.Н. Лифшица. - М.: 1996.
6. Райзберг Б.А., Стародубцева Е. Б. Курс экономики. - М.: ИНФРА - М, 2008.
7. Региональная экономика/ под ред. проф. М.В. Степанова. - М. ИНФРА - М, 2008.
8. Станкевич А.С. Обзор вариантов долгосрочного финансирования предприятий//Финансы и кредит.-2006.-№6(210).-с. 37-41.
9. Экономика/ под ред. А.И. Архипова, А.К. Большакова. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
10. Юсупов К.Н., Таймасов А.Р. и др. Региональная экономика. - М.: КНОРУС, 2008.
11. Янковский К.П. Инвестиции: Учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2007.
№ гос. рег. статьи 0421000034/
Это статья Журнал ВАК :: Управление экономическими системами: электронный научный
журнал http ://uecs.mcnip.ru
URL этой статьи: http://uecs.mcnip.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=244