Научная статья на тему 'Инфраструктурная ипотека в Российской Федерации: текущее состояние и проблемные аспекты развития'

Инфраструктурная ипотека в Российской Федерации: текущее состояние и проблемные аспекты развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
485
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРНАЯ ИПОТЕКА / ИПОТЕЧНЫЙ КРЕДИТ / ГОСУДАРСТВЕННО ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПРОЕКТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / INFRASTRUCTURAL MORTGAGE / MORTGAGE LOAN / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / PROJECT FINANCING / INVESTMENT PROJECT / ECONOMIC GROWTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гринько Е.Л., Алесина Н.В., Бубнова А.М.

В статье рассмотрено текущее состояние и проблемы развития инфраструктурной ипотеки на основе механизма государственно-частного партнерства. Основное внимание уделяется исследованию экономико правовых отношений и проблем реализации механизма инфраструктурной ипотеки при создании системы финансирования строительства и реконструкции региональной инфраструктуры в Российской Федерации. В качестве методов исследования использовался абстрактно-логический метод, а также методы статистико-экономического анализа. Предложено комплексное видение проблем практического и теоретико методологического характера, а также условий которые, по мнению автора, могут тормозить развитие механизма применения инфраструктурной ипотеки в России. Авторы акцентирует внимание на вопросах необходимости контроля финансовых потоков бюджетных ресурсов при реализации инфраструктурных проектов на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the current state and problems of the development of infrastructure mortgage which based on the mechanism of public-private partnership. The main part of the article deals with research of economic and legal relations and mechanism realization problems of an infrastructure mortgage in the process financing system creating of the regional infrastructure building and reconstruction in the Russian Federation. The abstract-logical method and statisticaleconomic analysis methods has been used as methods of research in the article. The comprehensive vision of practical and theoretical-methodological problems and conditions that retarded the development of the infrastructure mortgages using mechanism in Russia has been proposed. The authors focuses on the issues of the needing the financial flows control of budgetary resources during the implementation of infrastructure projects at the regional level.

Текст научной работы на тему «Инфраструктурная ипотека в Российской Федерации: текущее состояние и проблемные аспекты развития»

Гринько Е.Л.,

к.э.н., доцент кафедры «Финансы и кредит» Севастопольского государственного университета

E-mail: grnk.elena@gmail.com Алесина Н.В.,

к.э.н., доцент кафедры «Финансы и кредит» Севастопольского государственного университета E-mail: alesina_nv@mail.ru Бубнова А.М.,

аспирант кафедры «Финансы и кредит» Севастопольского государственного университета, специалист - эксперт Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю E-mail: bubnova_am@mail.ru.

ИНФРАСТРУКТУРНАЯ ИПОТЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ

И ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ

В статье рассмотрено текущее состояние и проблемы развития инфраструктурной ипотеки на основе механизма государственно-частного партнерства. Основное внимание уделяется исследованию экономико - правовых отношений и проблем реализации механизма инфраструктурной ипотеки при создании системы финансирования строительства и реконструкции региональной инфраструктуры в Российской Федерации. В качестве методов исследования использовался абстрактно-логический метод, а также методы статистико-

экономического анализа. Предложено комплексное видение проблем практического и теоретико - методологического характера, а также условий которые, по мнению автора, могут тормозить развитие механизма применения инфраструктурной ипотеки в России. Авторы акцентирует внимание на вопросах необходимости контроля финансовых потоков бюджетных ресурсов при реализации инфраструктурных проектов на региональном уровне.

Ключевые слова: инфраструктурная ипотека, ипотечный кредит, государственно - частное партнерство, проектное финансирование, инвестиционный проект, экономический рост.

E.L. Grinko, N.V. Alesina, A.M. Bubnova

THE INFRASTRUCTURE MORTGAGE

IN THE RUSSIAN FEDERATION: CURRENT STATE AND PROBLEMATIC

ASPECTS OF DEVELOPMENT

The article describes the current state and problems of the development of infrastructure mortgage which based on the mechanism of public-private partnership. The main part of the article deals with research of economic and legal relations and mechanism realization problems of an infrastructure mortgage in the process financing system creating of the regional infrastructure building and reconstruction in the Russian Federation. The abstract-logical method and statistical- economic analysis methods has been used as methods of research in the article. The comprehensive vision of practical and theoretical-methodological problems and conditions that retarded the development of the infrastructure mortgages using mechanism in Russia has been proposed. The authors focuses on the issues of the needing the financial flows control of budgetary resources during the implementation of infrastructure projects at the regional level.

Keywords: infrastructural mortgage, mortgage loan, public-private partnership, project financing, investment project, economic growth.

Обеспечение интенсивного экономического роста отечественной экономики и сохранение этой траектории в будущем актуализируют необходимость разработки новых теоретических подходов и методологии построения финансового и денежно - кредитного механизма. Решение проблемы базируется на создании определенных методов взаимодействия субъектов частного, финансового секторов и бюджетной системы Российской Федерации не только в

рамках всей экономической системы, но и на региональном уровне с учетом специфики и разнообразия регионов Российской Федерации. Целью этого взаимодействия является инвестиционный прорыв, обеспечивающий переход социально-экономического состояния государства и регионов на качественно новый уровень. Одним из основных препятствий на пути реализации цели является проблема морального и физического износа инфраструктуры экономики, ее развития и модернизации. На сегодняшний день как на уровне субъектов Российской Федерации, так и на федеральном уровне сложилась острая потребность в создании или модернизации объектов инфраструктуры: транспортной, энергетической, коммунальной, социальной и прочих. Размер инвестиционного цикла в крупные объекты составляет порядка 5-7 лет, в меньшие - порядка 23 лет. По оценкам экспертов, только федеральная инфраструктура на сегодняшний день требует порядка 8,5 трлн рублей вложений, однако отсутствие существенных финансовых ресурсов в бюджетах всех уровней и невозможность привлечения иностранных финансовых вложений ввиду нового этапа экономических и политических санкций создают «инвестиционный голод» в стране.

В условиях бюджетных ограничений решение актуальной задачи модернизации инфраструктурных объектов требует диверсификации источников финансирования, в том числе путем использования различных инструментов государственно -частного партнерства (далее - ГЧП) и, в частности, одной из современных его форм - инфраструктурной ипотеки. Стремление к использованию такого синергетического механизма, как инфраструктурная ипотека, обусловлено, с одной стороны, ростом производительных сил общества, возрастающими потребностями населения, развитием технического прогресса, а с другой стороны - отсутствием достаточных ресурсов у государства и в субъектах федерации для решения социально-экономических проблем. В связи с этим проблема формирования результативного

финансового механизма реализации инфраструктурной ипотеки в условиях Российской Федерации является актуальной и востребованной в современных условиях.

Целью статьи является исследование экономико-правовых отношений и проблем реализации механизма инфраструктурной ипотеки при создании системы финансирования строительства и реконструкции региональной инфраструктуры в Российской Федерации.

Анализ современного состояния научных исследований в области использования инфраструктурной ипотеки показывает, что это направление остается недостаточно проработанным и в научной среде. В частности, тема использования механизмов ГЧП и муниципально-частного партнерства (далее - МЧП), в том числе в инфраструктурных проектах, легла в основу значительного количества монографической литературы и диссертационных исследований. Здесь необходимо отметить монографии Варнавского В.Г., Бедняко-ва А.С., Маховикой Г.А., описывающие общие принципы механизмы применения ГЧП в экономической политике России, лучшие отечественные практики и зарубежный опыт применения механизма ГЧП и МЧП. В исследованиях Черномырдиной Е.В., Гарбуз И.В., Фроловой Е.Г., Мерзлова И.Ю., Есевой Е.П. и др. основное внимание уделяется правовым, организационным и управленческим аспектам структурных преобразований экономики на основе применения механизма ГЧП на федеральном и региональном уровне, формированию регионального рынка ГЧП, механизму портфельного управления проектами ГЧП.

Вместе с тем необходимо отметить, что в научных исследованиях до настоящего времени отсутствуют направления, связанные с изучением проблем финансового обеспечения инфраструктурных объектов с использованием механизма инфраструктурной ипотеки, а также возможности привлечения в этих целях кредитных ресурсов банков с целью финансирования проектов, реализуемых частными партнерами.

В статье использован абстрактно-логический метод (для исследования теоретико-методологических и практических аспектов, для систематизации и интерпретации результатов исследования) и методы статистико-экономического анализа (для обработки и анализа статистических данных).

Основой реализации механизма инфраструктурной ипотеки являются такие финансово-правовые инструменты, как ипотека и ипотечный кредит. Ипотека как правовой инструмент в зависимости от предмета залога включает жилищную ипотеку, земельную, промышленную и коммерческую (или ипотеку коммерческой недвижимости). В экономической и финансовой сфере институт ипотеки как правовой инструмент используется наиболее активно в жилищной сфере при реализации ипотечного жилищного кредитования. Жилье играет огромную роль в жизни каждого человека, а также долговременный экономический эффект на экономику и сообщество при реализации в значимых масштабах. До перехода на рыночную экономическую платформу хозяйствования, основными источниками пополнения и развития жилищного фонда страны являлись в основном государственные средства, сбережения населения в форме финансирования кооперативного строительства играло в основном вспомогательную роль. В условиях рыночной формы хозяйствования основным источником обеспечения граждан жильем становятся сбережения населения, а основным инструментом финансово-кредитного финансирования становится банковский ипотечный кредит. Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что при рациональной государственной политике ипотечная система трансформируется в самофинансируемую систему, а ипотека как правовой инструмент и ипотечный кредит как финансово-кредитный его аналог расширяют границы своего эффективного использования. Развитие ипотеки и ипотечного кредита становится возможным и необходимым и в других сферах, областях экономики, а также совместно с другими правовыми и финансово-кредитными инструментами. Применение

ипотеки и ипотечного кредитования в увязке с государственно-частным партнерством позволяет выделить новый механизм финансово-кредитного обеспечения, который зачастую именуется как «инфраструктурная ипотека».

Одной из наиболее острых проблем современной России является недостаток завершенных и эффективно функционирующих объектов инфраструктуры (в данном проекте под инфраструктурой понимается комплекс отраслей: транспортной, энергетической, коммунальной, социальной, производственной, сельскохозяйственной, благоустройства и др.). Необходимость модернизации инфраструктуры в условиях бюджетных ограничений актуализирует вопросы диверсификации источников финансирования, прежде всего, за счет использования государственно-частного партнерства в рамках новой формы - инфраструктурной ипотеки. Следовательно, возможным новым инструментом экономического развития России путем активизации процессов модернизации инфраструктуры может стать использование механизма инфраструктурной ипотеки.

Эффективность ГЧП доказана не только за рубежом, но и в России, где сформирована достаточная нормативная правовая база, имеется история развития, накоплен положительный опыт использования. Вместе с тем такая форма взаимодействия государственного и частного сектора в решении основных проблем обеспечения социально-экономического развития регионов, как инфраструктурная ипотека, остается недостаточно изученной, не имеющей достаточного теоретического и методологического обоснования, методического инструментария и фактического опыта применения в России.

Нормативно-правовой базой механизма реализации инфраструктурной ипотеки в Российской Федерации является совокупность нормативно-правовых актов, формирующих поле нормативно-правового регулирования ипотечных и финансово-кредитных взаимоотношений, а также нормативный блок, регулирующий зону присутствия ГЧП.

Современная законодательная база в России в сфере ипотеки направлена на развитие жилищной ипотеки и соответственно жилищного ипотечного кредитования, являясь достаточно полной и конкретизируя механизм исключительно жилищного ипотечного кредитования. Вместе с тем построение полноценной правовой системы, регулирующей и выстраивающей взаимоотношения всех участников ипотечного рынка, является незавершенной [1].

Механизм государственно-частного партнерства закреплен на законодательном уровне как симбиоз публично-правовых и частноправовых элементов, что обеспечивает представление интересов государства и общества, с одной стороны, и субъектов предпринимательской деятельности, с другой. И несмотря на наличие ряда проблемных аспектов в регулировании, законодательством сформирован механизм реализации различных форм ГЧП.

Сфера ГЧП в России регулируется следующими основными федеральными законами: «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 № 115-ФЗ [2] и «О государственно-частном партнерстве, муници-пально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 № 224-ФЗ [3].

Вместе с тем, несмотря на наличие основной законодательной базы, регулирующей отношения в сфере ГЧП, а также ее регулярную доработку, в настоящее время есть ряд существенных пробелов, связанных с регулированием концессий и не предусмотренных действующим законодательством.

Одним из них является неопределенность механизма финансирования концессионных проектов, то есть отсутствие единого понимания содержания финансирования концедентом создания (реконструкции) объекта соглашения, нерешенность вопроса о правомерности 100%-ного финансирования проекта публичной стороной [4], что создает риски нецелевого использования бюджетных средств с учетом наличия возможности полного покрытия расходов концессионера на создание объ-

екта и, по сути, противоречит основной идее использования ГЧП. Данный пробел в законодательстве создает угрозу для бюджетной системы государства в целом, затрагивая сферу антиотмывочного законодательства, давая «карт-бланш» мошенникам и возможность обойти высокие требования Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [5] к закупочным процедурам.

Среди других проблем в сфере ГЧП следует также отметить отсутствие сформированной практики реализации норм Закона № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, наличие ряда вопросов, нуждающихся в донастройке и синхронизации с концессионными механизмами (как, например, отсутствие в законодательстве оснований, по которым концессионер по проекту в отношении транспорта общего пользования мог бы получить право осуществлять перевозки без проведения дополнительного отбора на право заключения соответствующего контракта) [6].

Одновременно существует ряд проблемных аспектов при определении механизма реализации инфраструктурной ипотеки в России, как нового инструмента стимулирования инвестиционной активности и одной из форм реализации ГЧП, с учетом отсутствия законодательно закрепленных норм в данной сфере и требующих уточнения. В частности, на законодательном уровне требует уточнения понятийный аппарат инфраструктурной ипотеки, механизмы его финансирования, в том числе с привлечением источников, находящихся в распоряжении кредитных организаций и частных инвесторов, оценка эффективности проектов и рисков для кредитования под проекты строительства и реконструкции объектов инфраструктуры, порядок использования залогового механизма, с учетом отсутствия методики оценки объектов инфраструктуры для заключения дого-

воров залога. Кроме того, требует уточнения механизм применения инфраструктурной ипотеки на региональном уровне с целью реализации капиталоемких инфраструктурных проектов регионального значения, имеющих приоритетное значение, стратегий и программ социально-экономического развития, финансируемых за счет региональных и местных бюджетов, методология оценки результативности и эффективности применения инфраструктурной ипотеки для финансирования проектов на региональном уровне, ее влияния на экономический рост региона, достижения целевых показателей.

Таким образом, со стороны органов государственной власти на сегодняшний день сформирована основа законодательной и нормативно-правовой базы для функционирования банковского ипотечного кредитования как на федеральном уровне, так и на региональном. Однако существует необходимость в совершенствовании правового механизма инфраструктурной ипотеки и ипотечного кредитования, в части создания и развития благоприятной среды и условий для привлечения инвестиций в данную сферу, обеспечения комфортных условий для эффективной работы ипотечного механизма и всех участников публично-частного партнерства.

В числе значимых аспектов необходимым видится проработка вопроса о целевом и эффективном использовании бюджетных денежных средств, объектов государственной собственности и прав на них, соблюдении норм антикоррупционного и антиотмывочного законодательства при отборе инвестиционных проектов и потенциальных частных инвесторов, заключении договоров на реализацию проектов в рамках инфраструктурной ипотеки и организации мер контроля со стороны уполномоченных органов на всех этапах реализации отобранных проектов - от размещения до использования инвестором объекта, находящегося в государственной собственности. Видится необходимым создание таких условий, при которых отсутствует возможность искусственного завышения частным инвестором цены инвестиционно-

го проекта с целью последующего незаконного обогащения и т.д.

Вышеизложенное констатирует

наличие ряда фундаментальных проблем в сфере законодательного регулирования использования механизма ГЧП и, в частности, новой его формы - инфраструктурной ипотеки. Вместе с тем очевидно и то, что партнерство способно стимулировать экономический рост и развитие государства, реализовывать задачи общесоциальной направленности, основываясь на принципе эффективности использования бюджетных имущественных и финансовых ресурсов.

Во исполнение поручения президента по итогам Петербургского международного форума и Правительства России по итогам Российского инвестиционного форума «Сочи-2018» Минэкономразвития разработан и утвержден план мероприятий («дорожная карта») от 05.03.2018 № 1775п-П9 по развитию инструментария ГЧП в инфраструктурной сфере. Важным элементом документа является создание «инфраструктурной карты», которая будет объединять планы по развитию федеральной инфраструктуры. «Инфраструктурная карта» представляет собой консолидированный долгосрочный план инфраструктурного развития Российской Федерации, а также сводный открытый реестр реализованных, реализуемых и планируемых проектов ГЧП, МЧП и концессий, а также открытый единый реестр проектов по строительству и реконструкции инфраструктуры [7]. План включает 16 позиций, направленных на создание механизмов развития строительства и реконструкции инфраструктуры в России, совершенствование законодательства в сфере ГЧП для реализации долгосрочных инфраструктурных проектов (включая долгосрочное планирование и финансирование инфраструктурных расходов) и повышения их инвестиционной привлекательности для частных инвесторов («инфраструктурная ипотека»).

В тексте документа предусмотрена разработка порядка создания «инфраструктурной карты» и открытого единого реестра проектов по строительству и реконструкции инфраструктуры в основных от-

раслях, оказание поддержки инфраструктурным проектам с наибольшим социально-экономическим эффектом с учетом их отраслевой принадлежности, доступность развития инфраструктуры, в том числе в регионах с низкой бюджетной обеспеченностью, формирование перечня пилотных проектов, рост качества и количества проектов ГЧП (МЧП) и концессий за счет упрощения подготовки комплексного обоснования инвестиционных проектов, унификации и повышения прозрачности обосновывающих материалов, разработка комплекса мер по обеспечению конкуренции, стимулированию применения современных технологий и снижению издержек при проектировании и строительстве.

Однако документ ориентирован на высококапиталоемкие объекты инфраструктуры федерального уровня, в нем отсутствует конкретизация и детализация использования конкретно инфраструктурной ипотеки как формы государственно-частного и муниципально-частного партнерства с учетом особенностей ее финансирования, и явно недостаточное внимание уделяется региональному компоненту.

По своей сущности и целеполаганию инфраструктурная ипотека - это механизм привлечения инвестиционных вложений частного партнера, в том числе с использованием кредитных средств под государственные гарантии, с последующим возмещением затрат за счет получения регулярных платежей от основных выгодоприобретателей инфраструктурных объектов -публичных партнеров. Следовательно, сущность инфраструктурной ипотеки можно определить как строительство, модернизацию и реконструкцию объектов инфраструктуры в кредит за счет средств частного инвестора с получением возможности возмещения в виде регулярных платежей со стороны государства.

Недостаточно проработанными здесь являются: понятийный аппарат, определяющий теоретическую базу реализации инфраструктурной ипотеки, схема и механизм ее финансирования, оценка эффективности и рисков банков для кредитования частных инвесторов, участвующих в

проектах инфраструктурной ипотеки, использование залогового механизма, методик оценки объектов инфраструктуры для заключения договоров залога, и другие аспекты. Кроме того, в действующем законодательстве не раскрывается механизм применения инфраструктурной ипотеки на региональном уровне для программ социально-экономического развития, предусматривающих создание (модернизацию, переоборудование) достаточно дорогостоящих и капиталоемких инфраструктурных объектов регионального значения, обеспечивающих реализацию приоритетных проектов развития регионов, стратегий и программ социально-экономического развития, финансируемых за счет региональных и местных бюджетов.

Необходимо подчеркнуть, что в научных исследованиях сегодня отсутствуют направления, связанные с изучением проблем финансирования создания и развития инфраструктурных объектов с использованием механизма инфраструктурной ипотеки, привлечения в этих целях кредитных ресурсов банков для финансирования частных партнеров.

При ощутимом дефиците собственных инвестиционных ресурсов в реальном секторе экономики возникают вопросы активизации участия банковского сектора в реализации задач экономического роста посредством разработки эффективной политики в области долгосрочного ипотечного кредитования инфраструктурных проектов, что, в свою очередь, требует корректировки финансовой архитектуры финансово-кредитной системы, адекватности ресурсного потенциала банков задачам экономического роста в условиях усиления банковских рисков.

Кроме того, в существующей региональной практике регулирования инвестиционных процессов не в полной мере учитываются потребности социально-экономического развития соответствующих региональных хозяйственных систем, имеет место подход к формированию инвестиционного климата практически исключительно с точки зрения интересов инвесторов. Такая практика не позволяет

обеспечить сбалансированное развитие регионов с учетом интересов предпринимательского сообщества, банковской сферы, бюджетных потребностей и населения.

Результат научных и практических разработок, связанных с проектным финансированием - программа «Фабрика проектного финансирования», «запущенная» Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2018 № 158 (ред. от 06.06.2018), предусматривает участие ведущих банков России (Внешэкономбанк (далее - ВЭБ), ВТБ, Сбербанк, Газпромбанк) в финансировании проектов с использованием механизма ГЧП.

В рамках программы Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета в виде имущественных взносов Российской Федерации в государственную корпорацию Внешэкономбанк на возмещение расходов в связи с предоставлением кредитов и займов в рамках реализации механизма «фабрика проектного финансирования» [8].

Программой фабрики установлен ряд требований, предъявляемых к инвестиционным проектам для участия, основными среди которых являются:

- реализация проекта на основе проектного финансирования;

- реализация проекта на территории Российской Федерации;

- стоимость проекта не менее 3 млрд рублей (без учета процентов по кредитам (займам), срок реализации и срок окупаемости - не более 20 лет;

- структура финансирования: не более 80% стоимости проекта финансируется за счет заемных средств, не менее 20% средств проекта - собственные средства, такое соотношение должно соблюдаться в течение всего периода реализации инвестиционного проекта фабрики;

- соответствие проекта отраслевым направлениям финансирования, предусмотренным Программой.

При этом изменениями, внесенными в Постановление Правительства РФ от 06.06.2018, уточнено понятие «проекта фабрики», который определен как долго-

срочный инвестиционный проект с указанием конкретных сроков реализации - не менее 3 лет.

В качестве отраслевых направлений финансирования Программа предусматривает возможность инвестирования в сферы, предусматривающие выпуск товаров с высокой добавленной стоимостью, а именно: обрабатывающей промышленности (в сферах энергетического машиностроения, авиационной, космической промышленности, электротехнического оборудования, медицинской техники, фармацевтики и др.), инфраструктуры (транспортная, железнодорожная, энергетическая, высокотехнологичная инфраструктура здравоохранения), связи и информационных технологий, электронной компонентной базы и радиоэлектроники, производства высокотехнологичной продукции и создание новых видов инновационной продукции, в том числе производство новых видов материалов и оборудования (робототехника, цифровое производство и т.д.), сквозных цифровых технологий, внедрение перспективных промышленных технологий, предусмотрено расширение экспорта товаров и услуг (экспортная инфраструктура) и развитие международной интеграции (в сферах энергетического, транспортного и сельскохозяйственного машиностроения, авиационной, атомной промышленности, производства российскими организациями оборонно-промышленного комплекса

гражданской продукции и продукции двойного назначения, информационных технологий), внедрение наилучших доступных технологий и снижение негативного воздействия на окружающую среду, технологическую модернизацию организаций ОПК и поддержка производства ими комплекса продукции гражданского и двойного назначения.

Как видно из условий программы, проекты фабрики ориентированы на реализацию крупномасштабных инновационных и промышленных проектов преимущественно федерального значения с использованием синдицированных кредитов для их финансирования в целях распределения рисков между банками, институцио-

нальными инвесторами и ВЭБом. Особенно представляет интерес привлечение к реализации проектов институциональных инвесторов (НПФ, страховые компании, инвестиционные фонды, управляющие активами) путем выпуска облигаций и предоставление кредита под плавающую ставку, за счет таргетирования инфляции Банком России в течение 2017-2035 гг. на уровне 3-4% и снижения ключевой ставки до 7% в 2018 году. При условии превышении ставкой установленного предела будет включаться механизм государственной поддержки - субсидирование процентов.

Вместе с тем с учетом наличия ряда видимых преимуществ и ряда инновационных идей, в т.ч. с использованием механизма ГЧП, направленного на финансирование реального сектора экономики, данная Программа ориентирована на стратегические отрасли экономики и крупное финансирование, что создает трудности при реализации таких проектов и решении проблем регионального и местного уровня. Вышеуказанное создает предпосылки развития инфраструктурной ипотеки и ее использования при реализации проектов на уровне субъектов Российской Федерации.

Важным аспектом при развитии инфраструктурной ипотеки является необходимость сосредоточить усилия на конкурентоспособных и приоритетных направлениях деятельности регионов, т.н. региональных «точках роста», на чем и сконцентрировать финансовые ресурсы. Стратегическая задача - развитие собственного потенциала каждого региона России за счет

привлечения частного инвестора и минимизация дотационных вложений. Важно отметить, что именно в регионах формируется инвестиционный климат, с учетом поступающих предложений инвесторов. Ввиду этого предоставление регионам максимальной свободы и гибкости при развитии новых проектов и территорий также является важным вопросом [9].

Механизм инфраструктурной ипотеки предполагает привлечение инвестиционных вложений частного сектора, в том числе с использованием кредитных средств под государственные гарантии, с последующим возмещением затрат за счет получения регулярных платежей от основных выгодоприобретателей инфраструктурных объектов. В частности, такой механизм может использоваться в сфере дорожного строительства, строительства газопроводов, линий связи, являющихся наиболее капиталоемкими на сегодняшний день и финансируемыми государственным сектором [10].

Анализ открытых статистических данных показал, что крупнейшим государственным распорядителем бюджетных средств (далее - ГРБС) является Росавто-дор. На 2018 год общий размер бюджетных инвестиций данного ведомства запланирован в сумме 113,2 млрд рублей (в 2017 году плановый показатель составил 172,3 млрд рублей, кассовое исполнение - 168,3 млрд рублей), по состоянию на 31.07.2018 кассовые расходы составили порядка 51,6 млрд рублей [11].

2017 год 2018 год

ГРБС План, Факт, План, Факт,

млн руб. млн руб. млн руб. млн руб.

108 Росавтодор 172 261,3 168 280,9 113 228,3 51 557,7

187 Минобороны России 121 911,3 121 911,3 -47 140,5 49 898,6

107 Росавиация 49 667,0 38 955,1 24 507,9 6 032,8

777 Минспорт России 40 870,7 40 381,8 2 680,5 2 131,7

110 Росморречфлот 30 646,9 28 131,1 34 504,5 5 071,9

103 Минтранс России 21 305,3 21 243,4 10 800,8 3 581,5

725 Госкорпорация «Росатом» 18 797,7 18 796,3 1 390,1 9 459,9

Таблица - Сравнение показателей плановых и фактических объемов бюджетных инвестиций в разрезе ГРБС в 2017 и 2018 гг. [11]

Таким образом, использование механизма ГЧП в форме инфраструктурной ипотеки может стать значимым фактором в стимулировании экономического роста, позволяющим перенаправить высвободившиеся бюджетные инвестиции в развитие социальных сфер, предоставив развитие объектов инфраструктуры - частным инвесторам.

При этом инфраструктурная ипотека (ипотечный кредит), являясь разновидностью залогового кредитования, при котором право распоряжаться предметом залога остается у должника, позволит частному инвестору прокредитовать государственный проект под минимальную кредитную ставку, в результате получая от пользователей (государственного сектора) гарантированный ежегодный доход, погашающий полученный кредит [12].

Государственные проекты могут реа-лизовываться в сферах дорожного строительства, жилищно - коммунального хозяйства, связи, электроэнергетики, строительства и модернизации социальных объектов инфраструктуры (детских садов, школ, больниц) и прочих. Инфраструктурная ипотека позволяет реализовывать крупные инвестиционные проекты, запуская эффективный механизм задействования финансовых ресурсов частного сектора.

В условиях ограниченности бюджетных и внешних инвестиций объединение усилий государственного и частного сектора создает синергетический эффект, позволяющий решать наиболее острые социально-экономические задачи, стоящие перед Россией на текущий период и ближайшее будущее. Одним из доступных источников привлечения дополнительного финансирования в текущих условиях может стать использование «инфраструктурной ипотеки» в наиболее капиталоемких отраслях.

С учетом этого существует настоятельная необходимость в разработке механизма использования инфраструктурной ипотеки при создании системы финансирования строительства и реконструкции инфраструктуры в России с учетом соблюдения балансов интересов как государ-

ственного, так и частного сектора. Ввиду своей значимости и необходимости комплексного подхода к решению данной проблемы изучение данного вопроса видится перспективным для дальнейших исследований.

Исследование показало, что в настоящее время существуют следующие проблемы практического и теоретико-методологического характера в развитии механизма применения инфраструктурной ипотеки в России:

- отсутствие единого теоретико-методологического подхода к использованию инфраструктурной ипотеки, в частности, на законодательном уровне требует уточнения понятийный аппарат и механизм участия в финансировании кредитных организаций и частных инвесторов, включая оценку эффективности и рисков банков для кредитования под проекты строительства и реконструкции объектов инфраструктуры;

- отсутствие определенного законодательством порядка соблюдения норм ан-тиотмывочного и антикоррупционного законодательства в рамках реализации инвестиционных проектов с использованием механизма инфраструктурной ипотеки, в частности, при процедурах отбора инвестиционных проектов и потенциальных частных инвесторов, формирования стоимости проектов и проведение оценки стоимости с целью создания условий невозможности искусственного завышения цены проектов и последующего незаконного обогащения инвестором, требует также детальной проработки вопрос целевого использования частным инвестором объектов государственной собственности и прав на них;

- отсутствие законодательно определенного порядка использования залогового механизма при реализации проектов в рамках инфраструктурной ипотеки, требует уточнения методика оценки объектов инфраструктуры для заключения договоров залога;

- отсутствие разработанного механизма применения возможностей инфраструктурной ипотеки для имеющих приоритетное значение крупных и капиталоем-

ких инфраструктурных проектов на региональном уровне, стратегий и программ социально-экономического развития, финансируемых за счет региональных и местных бюджетов;

- отсутствие разработанной и утвержденной законодательством методологии оценки результативности и эффективности реализации инвестиционных проектов с использованием механизма инфраструктурной ипотеки на региональном уровне, ее влияния на экономический рост региона, достижение целевых показателей государственного планирования (стратегий и программ СЭР региона).

С учетом вышеизложенного актуальной становится задача решения научно-практической проблемы, связанной с развитием теории, методологии и практики финансово - кредитного обеспечения инфраструктурной ипотеки, эффективности ее применения в условиях региональной экономики, что составляет перспективу дальнейших исследований авторов.

БИБЛИОГРАФИЧЕЧКИЙ СПИСОК

1. Вожжов А.П. Архитектоника финансового обеспечения и регулирования устойчивого и сбалансированного экономического роста: монография / А.П. Вожжов, Е.Л. Гринько, С.П. Вожжов, Д.В. Че-ремисинова. М.: КНОРУС, 2015. 560 с.

2. О концессионных соглашениях: Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ // Справочная правовая система Консуль-тантПлюс. - URL: http://base.consultant.ru/ (дата обращения: 31.07.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. О государственно-частном партнерстве, муниципально - частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ // Справочная правовая система КонсультантПлюс. -URL: http://base.consultant.ru/ (дата обращения: 31.07.2018).

4. Лагутин В. Концессия или госзаказ? Арбитражный суд Москвы ограничил некоторые виды государственно-частного партнерства // «Информационно-аналитическое издание «Бюллетень Опера-

тивной Информации «Московские Торги». 2017. № 6.

5. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ // Справочная правовая система КонсультантПлюс. - URL: http://base.consultant.ru/ (дата обращения: 31.07.2018).

6. Проект доклада о привлечении частных инвестиций в развитие инфраструктуры и применении механизмов государственно-частного партнерства в Российской Федерации: рейтинг регионов по уровню развития государственно-частного партнерства 2017-2018. - URL: http://www.pppi.ru/sites/default/files/pdf/250 42018-doklad.pdf (дата обращения: 01.08.2018).

7. Об утверждении плана мероприятий по развитию инструментария государственно-частного партнерства («инфраструктурная ипотека») // Официальный сайт Правительства России. - URL: http://government.ru/news/31625/ (дата обращения: 23.04.2018).

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.02.2018 № 158 (ред. от 06.06.2018) «О программе «Фабрика проектного финансирования» // Справочная правовая система Консуль-тантПлюс. - URL: http://base.consultant.ru/ (дата обращения: 01.08.2018).

9. Встреча с главами регионов в рамках Российского инвестиционного форума «Сочи-2018» // Официальный сайт Правительства России. - URL: https://news.rambler.ru/economics/37060679/ ?utm_content=rnews&utm_medium=read_mo re&utm_source=copylink (дата обращения: 23.04.2018).

10. Бубнова А.М. Возможности инфраструктурной ипотеки в финансировании строительства, реконструкции и реализации проектов развития инфраструктуры в Российской Федерации // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы учета и управления в условиях информационной экономики»,

СевГу 17 - 18 мая 2018 г - Севастополь: «РИБЕСТ». - 2018. - С. 167-170.

11. Мониторинг бюджетных инвестиций // Государственная автоматизированная информационная система «Управление». - URL: http://gasu.gov.ru/infopanel? id=11846 (дата обращения: 01.05.2018).

12. В России появится инфраструктурная ипотека // Rambler&Co. - URL: https://news.rambler.ru/economics/37060679/ ?utm_content=rnews&utm_medium=read_mo re&utm_source=copylink (дата обращения: 23.04.2018).

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. Vozhzhov A.P. Architectonics of financial support and regulation for sustainable and balanced economic growth: monograph / A.P. Vozhzhov, E.L. Grinko, S.P. Vozhzhov, D.V. Cheremisinova. M.: KNORUS, 2015. 560 р.

2. On concession agreements: the Federal law of 21.07.2005 No. 115-FZ // Reference legal system Consultant plus. -URL: http://base.consultant.ru/ (accessed: 31.07.2018).

3. On public-private partnership, municipal - private partnership in the Russian Federation and amendments to certain legislative acts of the Russian Federation: Federal law of 13.07.2015 No. 224-FZ // Reference legal system Consultant plus. -URL: http://base.consultant.ru/ (accessed: 31.07.2018).

4. Lagutin V. Concession or government order? The arbitration court of Moscow limited some types of public-private partnership // «Information-analytical edition «Bulletin of Operational Information «Moscow Auction». 2017. No. 6.

5. On the contract system in procurement of goods, works, services for state and municipal needs: Federal law of 05.04.2013 No. 44-FZ // Reference legal system Consultant plus. - URL: http://base.consultant.ru/ (accessed: 31.07.2018).

6. Draft report on attracting private investment in infrastructure development and the use of public-private partnership mechanisms in the Russian Federation:

ranking of regions by the level of development of public-private partnership 2017-2018. - URL:

http://www.pppi.ru/sites/default/files/pdf/250 42018-doklad.pdf (date accessed: 01.08.2018).

7. About the approval of the action plan for development of tools of public-private partnership («infrastructure mortgage») // Official site of the Government of Russia. -URL: http://government.ru/news/31625/ (accessed: 23.04.2018).

8. The resolution of the Government of the Russian Federation 15.02.2018 No. 158 «About the program «Factory of project financing» // Reference legal system Consultant plus. - URL: http://base.consultant.ru/ (accessed: 01.08.2018).

9. Meeting with heads of regions during the Russian investment forum «Sochi-2018» // Official website of the Russian Government. - URL: https://news.rambler.ru/economics/37060679/ ?utm_content=rnews&utm_medium=read_mo re&utm_source=copylink (date accessed: 23.04.2018).

10. Bubnova A.M. The possibilities of infrastructure mortgage in financing of construction, reconstruction and implementation of infrastructure development projects in the Russian Federation // Materials of the all-Russian scientific-practical conference «Topical issues of accounting and management in the information economy», Sevsu, May 17 - 18, 2018-Sevastopol: «RIBEST». - 2018. - P. 167-170.

11. The budget investments monitoring // State automated information system «Management». - URL: http://gasu.gov.ru/infopanel?id=11846 (date accessed: 01.05.2018).

12. The infrastructure mortgage will be developed in Russia // the Rambler&Co. -URL:

https://news.rambler.ru/economics/37060679/ ?utm_content=rnews&utm_medium=read_mo re&utm_source=copylink (date accessed: 23.04.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.