ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ
ПРОМЫШЛЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ
Альбитер Л.М., к.э.н., доцент, Самарский государственный архитектурно-строительный университет
В статье раскрыта роль производственной инфраструктуры в системе промышленного комплекса, даны структурные характеристики производственной инфраструктуры и рассмотрены современные проблемы ее развития.
Ключевые слова: управление, производственная инфраструктура, промышленный комплекс, регион.
MANAGEMENT FEATURES PRODUCTION INFRASTRUCTURE OF INDUSTRIAL
COMPLEXES
Albiter L., Cand.Econ.Sci., senior lecturer, Samara State University of Architecture and Civil Engineering
In this article the role of production infrastructure in the industrial complex, given the structural characteristics of production infrastructure and discussed current problems of its development.
Keywords: management, industrial infrastructure, industry, region.
Согласно теории, важнейшими институтами являются предприятия, фирмы и, что особенно важно, система контрактных связей между участниками хозяйственно-экономических отношений (relational contracting) [1]. То есть, с одной стороны, к институтам относят некие организационные формы, а, с другой, — способы, нормы и правила взаимодействия хозяйственных субъектов, оформленные договорами.
Современный промышленный комплекс в институциональном аспекте представляется своеобразным экономическим интегратором, целостным экономическим субъектом, объединяющим во времени и пространстве разнообразные социально-экономические процессы и получающим экономический результат путем использования системных мультипликативных эффектов. Ключевым моментом здесь является интеграция во времени, т.е. обеспечение существования, безопасности и стабильности развития промышленного комплекса.
Одной из важнейших отличительных особенностей современного промышленного комплекса является его формирование на базе интеграции в производственной, финансовой, информационной и других сферах деятельности. В структурных формах промышленных комплексов находят отражение следующие схемы интеграции:
- поточная, представляющая цепочку технологически связанных производств. Эта схема отвечает принципам вертикального комбинирования производств промышленного комплекса;
- с разветвлением выходов из головного предприятия, что соответствует принципам горизонтального комбинирования производств в промышленном комплексе;
- с разветвлением входов в головное предприятие. Эта схема отражает принципы кооперации предприятий промышленного комплекса по производству определенного продукта;
- включающая комплекс предприятий промышленного комплекса по стадиям и этапам жизненного цикла продукции.
Отсюда, место и роль промышленного комплекса в экономической системе предопределяется его ролью в едином совокупном воспроизводственном процессе, его ресурсном обеспечении. Усложнение хозяйственных систем промышленного комплекса в современной экономике связано, в первую очередь, с необходимостью активного формирования у него свойства экономической устойчивости за счет внутренних факторов роста. Промышленный комплекс, вбирающий в себя самые разнообразные хозяйственные образования, составляя основу экономики, предопределяет во многом ее экономическую динамику, а также социально-экономическую стабильность развития общества. При этом все большее значение для устойчивого функционирования промышленного комплекса начинает играть оптимальность и достаточность его производственной инфраструктуры.
Термин «инфраструктура» был впервые использован в экономической терминологии в начале 20-го столетия для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих нормальную деятельность вооруженных сил. Уже в сороковые годы прошлого столетия под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, способствующих нормальному функционированию материального производства. В отечественной литературе изучение вопросов, связанных с инфраструктурой началось лишь в 70-е годы. Между тем, инфраструктура - это обязательный компонент любой целостной экономической системы.
Само слово «инфраструктура» означает основание, фундамент, внутреннее строение системы. Проблема инфраструктуры и введение этого термина в экономический лексикон связаны с формированием в 50-е годы самостоятельных экономических систем освободившихся стран.
Инфраструктуре первоначально отводилась роль фундамента, базы, которая создает условия для развития основных структур экономики. В связи с этим активно обсуждалась проблема первоочередного государственного финансирования объектов инфраструктуры для привлечения инвестиций.
В дальнейшем западные экономисты стали рассматривать инфраструктуру и как условие ускорения темпов экономического развития. Невозможно представить нормальный процесс воспроизводства без надежной системы коммуникаций (материальной, энергетической, информационной, финансовой и др.). А надежность компонентов, в свою очередь, возможна лишь при комплексном, взаимосвязанном и оптимальном их развитии как целостной системы инфраструктуры.
Инфраструктура обеспечивает воспроизводственный процесс необходимыми материальными условиями, которые носят общий характер с точки зрения их коллективного использования. В условиях расширенного воспроизводства правомерно говорить о соотношении материально - вещественного и инфраструктурного производств. В этой связи ряд авторов предлагали еще во времена социализма выделить инфраструктуру в самостоятельное подразделение в системе общественного воспроизводства. Производственная инфраструктура как разновидность инфраструктуры, или «инфраструктура материального производства», крайне необходима, от нее зависит бесперебойность и эффективность всего общественного производства.
По этому поводу писал И. Ф. Чернявский: «При всей весомости аргументов о нецелесообразности выделения инфраструктуры в особое подразделение общественного производства нельзя не заметить и объективных условий, делающих постановку вопроса о необходимости такого деления заслуживающей внимания. Отставание в настоящее время инфраструктуры от сферы материально-вещественного производства во многом определяется отсутствием такого деления... Следует подчеркнуть, что вышеуказанное деление вовсе не противопоставляет инфраструктуру отраслям материально-вещественного производства. Наобо-ротц инфраструктура как система вспомогательных отраслей, производств и видов деятельности, обслуживая основное производство, в единстве с последним составляет важнейшее условие эффективного функционирования совокупного процесса общественного воспроизводства» [2].
В то же время В. Красовский считал, что «обособленные планы и программы создания и развития инфраструктурных объектов нецелесообразны, ибо не они определяют основные направления долгосрочного плана». Подчеркивая в то же время ведущую роль инфраструктуры при формировании общесоюзных, межотраслевых и территориальных программ, В. Красовский, тем не менее, считает, что «транспортные средства доставляют потребительные стоимости одновременно как для производственного, так и для личного потребления... Понятно, что в силу этой же причины они точно так же не могут составить и особого, третьего подразделения» [3].
Ряд авторов поддерживал эту позицию, считая нецелесообразным ставить вопрос о правомерности выделения инфраструктуры в качестве самостоятельного подразделения. Деятельность по созданию общих условий производства довольно многообразна, но ее объединяет в единое целое, с точки зрения результатов производства, то, что она не воплощается в материально - вещественные блага и энергию. Она выступает в форме полезного эффекта и оказывает услуги производству. Деятельность производственной инфраструктуры направлена на ранее созданные материальные блага.
В целом, производственная инфраструктура - это целостность эле-
ментов хозяйствующей системы социально-производственного назначения, обеспечивающих более рациональное использование имеющихся ресурсов промышленного комплекса за счет эффективной организации и осуществления производственного процесса. В настоящее время нарушены связи между элементами производственной инфраструктуры, что сказалось на состоянии отдельных промышленных комплексов.
Элементный состав производственной инфраструктуры современного промышленного комплекса характеризуется многоплановостью, что не позволяет ее классифицировать по конкретному признаку. Тем не менее, многообразие элементов производственной инфраструктуры современного промышленного комплекса можно свести к следующим основным признакам [4]: по степени влияния на производственный процесс; по территориальному; по отраслевому; по функциональному назначению.
Производственная инфраструктура современного промышленного комплекса имеет специфические черты: единое целевое назначение, межотраслевой характер обслуживания и функционирования, совместное потребление результата. Особенность функционирования производственной инфраструктуры проявляется в ее универсальном характере для промышленного комплекса. Она обеспечивает своей общественно необходимой деятельностью все аспекты функционирования промышленного комплекса, оказывая существенное влияние на конечные производственные результаты. Значение производственной инфраструктуры возрастает с развитием производительных сил и необходимостью совершенствования производственных отношений, а также в результате совершенствования организационно-экономического механизма, методики планирования, развития территориального хозяйства и социально-экономических отношений. Основное производство и производственная инфраструктура тесно связаны между собой. Функционирование последнего во многом носит подчиненный характер, так как в значительной мере определяется потребностями основного производства.
Производственная инфраструктура как любая система состоит из компонентов с едиными признаками, обусловливающими их взаимосвязь и взаимодействие, и в то же время каждый из них является носителем специфических свойств. Когда речь идет о структуре производственной инфраструктуры, то исследователь имеет дело с взаимосвязанными частями целого. В общем виде производственная инфраструктура промышленного комплекса как объект исследования — это совокупность общих условий производства и развития промышленного комплекса; в зависимости от того, какие общие признаки положены в основу классификации ее составных частей, различаются виды элементов производственной инфраструктуры.
В экономической деятельности производственная инфраструктура выступает в качестве сложной, многогранной, иерархической, комплек-сообразующей системы. Ее теоретическое рассмотрение опирается на понимание целостности производственной инфраструктуры, на вычленение составляющих ее элементов, на выяснение их взаимосвязей в структурном и функциональном разрезах. Входящие в производственную инфраструктуру элементы в настоящее время выступают более организованными системами, чем сама производственная инфраструктура. Но, достигнув зрелости, целостности, система становится более упорядоченной, чем входящие в нее элементы.
Между отдельными составляющими производственной инфраструктуры существует тесная взаимосвязь либо дополняющего, либо компенсирующего характера. В целях системного анализа и планирования развития и эффективного управления производственной инфраструктурой промышленного комплекса необходимо шире использовать понятие инфраструктуры, подчеркивая тем самым сложность и тесное переплетение между собой входящих сюда элементов. При анализе и планировании производственной инфраструктуры необходимо выделять ее функционально - отраслевую структуру, т.е. такие ее подразделения, которые являются неотъемлемой частью и отражают особенности функционирования промышленного комплекса (транспортно-складское звено, информационно-коммуникационное звено и др.).
Функционально - отраслевые составляющие производственной инфраструктуры играют различную роль в обеспечении процесса обращения продукции. Одни из них имеют прямое и непосредственное отношение к данному процессу (например, транспортно-складское хозяйство), другие связаны с этим процессом косвенно (информационное и деловое обслуживание). В свою очередь, в каждой из названных подсистем производственной инфраструктуры можно выделить отраслевые элементы, играющие разную роль в процессе общественного воспроизводства. Так, транспорт, складское хозяйство, механизмы и приспособления для выполнения погрузочно-разгрузочных работ тесно связаны между собой и являются звеньями единой технологической цепи движения продукции от места производства до места потребления. Другие элементы транспортно-складского звена инфраструктуры, такие, как тара, контейнеры, средства пакетирования, занимают особое положе-
ние, поскольку не образуют какого-то отдельного звена технологической цепи, а «пронизывают» все ее звенья, создавая необходимые условия для совершенствования процессов транспортировки и хранения продукции в промышленном комплексе.
Управление производственной инфраструктурой промышленного комплекса должно предполагать соединение процессов формирования целей данного комплекса с системой, реализующей эти цели, что объективно определяется спецификой современной экономики, так как реализация целей осуществляется посредством и на основе хозяйственной системы, адекватной поставленным целям. При этом цель следует рассматривать не как извне задаваемую надсистемную категорию, а как вытекающую из содержания и определяемую самой системой. В свою очередь, региональная хозяйственная система формируется на основе целей, поставленных органами управления промышленным комплексом. В таком понимании цели задаются системой определенного ранга, а сама система выступает средством достижения целей.
До последнего времени, проблемам управления производственной инфраструктурой промышленного комплекса не уделялось достаточного внимания. Главной проблемой управления производственной инфраструктурой промышленного комплекса является явная недооценка территориального фактора размещения и балансирования основного и вспомогательного производства, проявляющаяся в игнорировании основных закономерностей и принципов регионального менеджмента.
Противоречия и неурегулированность взаимоотношений между федеральными, региональными и муниципальными структурами управления являются следствием перехода к новой модели управления направленной на преодоление последствий экономического кризиса в России. Можно выделить следующие проблемы управления производственной инфраструктурой промышленного комплекса вследствие игнорирования закономерной и принципов формирования регионального менеджмента в современных российских условиях.
1. Система новых отношений создается в условиях, когда планово-директивные методы управления производственной инфраструктурой промышленного комплекса разрушены, а рыночные до сих пор находятся в процессе формирования. Следовательно, создаваемой системе отношений в области управления производственной инфраструктурой приходится постоянно адаптироваться к изменяющимся условиям и принципам функционирования.
2. В современных условиях субъекты Федерации сосредоточили большую часть властных и хозяйственных функций. Регион является субъектом собственности, который делегирует функции собственника широкому кругу хозяйствующих субъектов. В этих условиях, возникает стремление к большей экономической самостоятельности промышленных комплексов, что затрудняет возможности формирования традиционных и программно-целевых методов управления их производственной инфраструктурой.
3. Упразднение государственной отраслевой системы управления диктует необходимость формирования новых, партнерских отношений в системах: субъект Федерации - муниципалитет; муниципалитет - основное производственное звено; субъект Федерации - основное производственное звено, что также затрудняет процесс управления производственной инфраструктурой промышленного комплекса.
4. В настоящее время меняются регулирующая и стимулирующая функции субъектов регионального управления, которые, с одной стороны, поощряют любое предпринимательство, стимулируя создание объектов производственной инфраструктуры, а с другой - вынуждены формировать механизм взаимодействия с промышленными комплексами на взаимовыгодных условиях юридически равных партнеров.
5. Чтобы обеспечить заинтересованность субъектов Федерации в создании новых объектов производственной инфраструктуры, необходимо законодательно закрепить их функции, компетенцию и ресурсы в строгом соответствии с целями регионального управления и объемом решаемых задач, что переводит вопросы управления производственной инфраструктурой промышленного комплекса еще и на региональный уровень, а также требует дополнительных согласований и сбивает ритмичность деятельности промышленных комплексов в современной экономике России.
Литература:
1. Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма: фирмы, рынки, отношенческая контрактация./Пер. с англ. — СПб., 1996.
2. Чернявский И.Ф. Инфраструктура сельскохозяйственного производства (вопросы теории и практики). М.: Экономика, 1979, с.22.
3. Красовский В.П. проблемы совершенствования инфраструктуры. - Плановое хозяйство, 1981. № 10.
4. Семиусов П.М., Баярчук О.И. Степень влияния производительности труда на себестоимость продукции. Аграрная наука, 1999 № 9