ким советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ, Президентским советом ИПБ РФ 29.12.1997
6. Макарова Л.Г., Макаров А.С. Экономический анализ в управлении финансами фирмы: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.
7. Об утверждении инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений: Приказ Минфина РФ от 25 марта 2011 года №9 33н.
УДК 330
Полякова Наталья Федоровна
Костромской государственный технологический университет
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РЕГИОНА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ
В статье рассматриваются теоретические аспекты исследования производственной инфраструктуры региона: раскрывается сущность понятий «инфраструктура» и «производственная инфраструктура», формулируются признаки, функции и принципы эффективной системы производственной инфраструктуры региона.
Ключевые слова: инфраструктура, виды инфраструктуры, производственная инфраструктура региона, виды производственной инфраструктуры региона, функции инфраструктуры.
В настоящее время в России проблема обеспеченности регионов современными инфраструктурными объектами, эффективное функционирование которых признано в качестве одного из факторов конкурентоспособности, становится настоящим «камнем преткновения» для дальнейшего экономического роста, настоятельно требуя пристального внимания со стороны органов государственной власти. Производственная инфраструктура региона, как один из видов инфраструктуры, выполняет важную функцию формирования и обеспечения устойчивых связей между хозяйствующими субъектами, что подчеркивает особое значение ее развития, расширения и обновления в качестве необходимого условия дальнейшего повышения эффективности воспроизводственного процесса.
Несмотря на достаточный объем литературы, посвященной проблематике инфраструктурного развития, термин «инфраструктура» остается недостаточно четким понятием, что влечет за собой неоднозначность термина «производственная инфраструктура региона».
В России не сложилось понятия, аналогичного западному «public works» («общественные службы и сооружения»), включающего автомобильные дороги, аэропорты, водный транспорт, водоснабжение и канализацию, удаление твердых отходов (solid waste management) и общественный транспорт (mass transit systems). Отсутствие единого подхода к определению состава инфраструктурного комплекса приводит к отсутствию официальной статистической методики измерения показателей развития инфраструктуры и ее вклада в национальный доход, что выражается в использовании экономистами различных косвенных показателей для характеристики инфраструктурной обеспеченности региона. В связи с этим анализу и оценке
состояния и степени развития инфраструктуры всегда должно предшествовать уточнение понятия и выделение конкретных элементов.
В экономической литературе можно выделить два сложившихся подхода к определению инфраструктуры:
1) с материально-вещественной точки зрения инфраструктура определяется как совокупность объектов (сооружений, зданий, сетей и т.д.). Например, Э.Б. Алаев определяет инфраструктуру как «сочетание действующих сооружений, зданий, сетей и систем, прямо не относящихся к производству материальных благ, но необходимых как для самого процесса производства (производственная инфраструктура - транспорт, связь, сети электроснабжения, водоснабжения и др.), так и для обеспечения повседневной жизни населения (социальная инфраструктура - предприятия здравоохранения, просвещения, культуры, бытового обслуживания)» [1, с. 232];
2) с отраслевой точки зрения инфраструктуру определяют как комплекс взаимосвязанных отраслей. В.Н. Стаханов подчеркивает, что «инфраструктурный комплекс страны - это динамическая система, сформированная в результате интеграции определенных отраслей народного хозяйства и видов деятельности, основным назначением которых является создание общих условий функционирования производства и жизни человека» [4].
Оба эти подхода не являются взаимоисключающими или противоречащими друг другу. Напротив, при их рассмотрении создается целостная картина, позволяющая определенно утверждать, что при изучении инфраструктуры предметом исследования выступают не только материально-вещественные объекты, но и общественные отношения. Кроме того, в обоих подходах подчеркивается основная целевая функция инфраструктуры - созда-
60
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2013
© Полякова Н.Ф., 2013
ние необходимых условий функционирования хозяйствующих субъектов материального производства.
Особенностью инфраструктурных секторов является возникновение положительных внешних эффектов, проявляющихся не напрямую в увеличении прибыли самих инфраструктурных организаций и предприятий, а в снижении издержек и повышении эффективности отраслей, пользующихся их услугами. Этим обуславливается сложность оценки эффективности функционирования инфраструктуры и инфраструктурных инвестиций, которая определяется не только по отношению к характеристикам инфраструктурных объектов, но и в большей степени во влиянии на развитие производства и в целом на экономический рост региона.
Именно на региональном уровне имеется необходимость изучения и проведения анализа инфраструктуры, поскольку инфраструктура обслуживает потребителей конкретной ограниченной территории. Кроме того, в силу географических особенностей характеристики элементов инфраструктуры сильно различаются между регионами Российской Федерации. Очевидно, что потребность в инфраструктурных объектах, требования к их качеству и показатели развития будут значительно варьироваться между, например, Центральной Россией и Дальним Востоком. Однако граница между локальной, региональной, национальной и международной видами инфраструктуры зачастую достаточно условна: например, часть элементов может быть отнесена и к национальной, и к региональной инфраструктуре.
Инфраструктуру региона принято разделять на производственную, обеспечивающую процесс производства, и социальную, обеспечивающую нормальный процесс жизнедеятельности людей. При этом к социальной инфраструктуре относятся объекты здравоохранения, образования, культуры и т.д. К производственной инфраструктуре - автомобиль-
ные дороги, железные дороги, авто-, авиа-, железнодорожный и водный транспорт, электро-, водо-, газоснабжение, связь, информационные услуги.
С учетом разнообразия элементов, образующих инфраструктурный комплекс, представляется целесообразным выделение дополнительных видов инфраструктуры: рыночной, институциональной и инновационной (рис. 1).
Рыночная инфраструктура связана с формированием различных рынков и появлением новых рыночных функций, определяется, как «система учреждений и организаций, обеспечивающая свободное движение товаров и услуг на рынке» [2]. В общем виде к ней относят складское хозяйство, банки, биржи, страховые компании, кредитные организации, консультационные службы, лизинговые компании и др.
Понятие инновационной инфраструктуры включает в себя такие элементы как бизнес-инкубаторы, технопарки, малые инновационные компании и т.д., то есть элементы, которые способствуют разработке и внедрению научно-технических разработок в производственный процесс, обеспечивая тем самым повышение конкурентоспособности предприятий.
Институциональную инфраструктуру образуют учреждения, оказывающие непроизводственные услуги управленческого, правоохранного, защитного характера и т.д. К ним относятся общественные организации, органы управления, антимонопольные организации, службы безопасности и внутренних дел и т.д.
Перечисленные виды и элементы инфраструктуры взаимодействуют между собой, образуют инфраструктурный комплекс и выступают друг для друга «взаимоинфраструктурой», обеспечивая необходимыми инфраструктурными услугами.
Производственная инфраструктура в общих условиях регионального развития выполняет важные экономические задачи, выступая «фундаментом»
Рис. 1. Структура инфраструктуры по функциональному признаку
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2013
61
функционирования предприятий. Она непосредственно обслуживает процесс производства, обеспечивая его необходимыми вспомогательными услугами. В этом и заключается главное функциональное предназначение производственной инфраструктуры региона - обеспечение условий непрерывного воспроизводственного процесса.
Производственная инфраструктура региона обладает рядом свойств и признаков, позволяющим определить ее состав наиболее точно, что крайне необходимо для дальнейшего анализа и исследования:
1) обеспечивающий, поддерживающий, вспомогательный характер по отношению к основному производству, в котором проявляется, как было сказано ранее, целевое назначение инфраструктуры. Так, В.П. Красовский отмечает: «Инфраструктура не производит продукт в материально-вещественной форме, а лишь создает условия для его производства» [3, с. 45];
2) наличие значительного положительного «внешнего эффекта», проявляющегося в ускорении оборачиваемости оборотных средств, товарообмена между производителями, поставщиками и потребителями, в снижении издержек на транспортировку и доставку товаров, материальных ценностей;
3) высокая фондоемкость и капиталоемкость объектов инфраструктуры, длительный срок создания и окупаемости вложений;
4) с одной стороны, «вторичный» характер по отношению к производственному процессу, проявляется в том, что инфраструктурные отрасли как таковые не производят продукта в материальновещественной форме. С другой стороны, инфраструктура имеет предшествующий характер в связи с тем, что является предпосылкой для создания и развития предприятий;
5) территориальный характер. Производственная инфраструктура региона «привязана» к конкретной территории, обслуживает предприятия и обеспечивает коммуникации внутри данного региона;
6) потребление услуг инфраструктуры носит характер одновременности со стороны нескольких
пользователей и идентичности со стороны нескольких отраслей хозяйствования.
Сформулировать определение производственной инфраструктуры можно следующим образом: производственная инфраструктура региона - это комплекс взаимосвязанных элементов народного хозяйства, обеспечивающих внешние условия протекания производственного процесса.
В составе производственной инфраструктуры региона, в свою очередь, можно выделить три группы инфраструктуры, объединяющие однородные по типу и целевому назначению элементы (рис. 2):
- транспортная инфраструктура;
- информационно-коммуникационная инфраструктура;
- энергетическая инфраструктура.
Производственная инфраструктура является
предпосылкой и фундаментом для социально-экономического развития региона посредством реализации своих основных функций:
1) обеспечивающая функция, являющаяся основной целевой функцией инфраструктуры, проявляющаяся в обеспечении нормального протекания производственного процесса, обеспечении его необходимыми материальными и нематериальными ресурсами;
2) коммуникационная функция, заключающаяся в формировании и поддержании связей между хозяйствующими субъектами, объединении их в единый комплекс;
3) инвестиционная функция, которая проявляется в следующем: производственная инфраструктура региона является одним из элементов, определяющим его инвестиционную привлекательность, в силу того, что доступность элементов инфраструктуры, их степень развития и стоимость использования - факторы, оказывающие влияние на решение инвестора при выборе региона размещения нового производства;
4) социальная функция, раскрывающаяся в двух формах:
- обеспечение занятости населения за счет создания рабочих мест при создании новых объектов инфраструктуры и сохранения имеющихся рабочих мест при функционировании этих объектов;
Производственная инфраструктура региона
Транспортная
инфраструктура:
- дорожное хозяйство;
- автомобильный транспорт;
- воздушный транспорт;
- водный транспорт;
■ железнодорожный транспорт
Информационно- Энергетическая
коммуникационная инфраструктура:
инфраструктура: - электросети;
- телефонная связь, - теплоснабжение;
- почтовая связь; - водоснабжение;
- интернет-технологии - газоснабжение
Рис. 2. Состав производственной инфраструктуры региона
62
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2013
- выполнение функций по обеспечению населения услугами, необходимыми для обеспечения нормального протекания жизнедеятельности человека, - транспортные услуги, коммунальные услуги, услуги связи.
Исходя из особенностей и функций производственной инфраструктуры, представляется возможным и необходимым формирование основных принципов построения эффективной системы производственной инфраструктуры региона. Такими принципами должны выступать:
1) доступность инфраструктуры, которая проявляется в ее способности обеспечивать своими услугами потребности хозяйствующих субъектов данной территории. Данный принцип раскрывается в двух аспектах: территориальная близость и доступная стоимость пользования;
2) надежность инфраструктуры, что означает наличие минимально возможных рисков непредвиденных сбоев, аварийных ситуаций, задержек в ее работе, и, следовательно, в обеспечении нормального и своевременного процесса воспроизводства и товарообмена. Надежность инфраструктуры обеспечивается двумя факторами: характеристики качества и скорость обслуживания;
3) сопряженность. Принцип сопряженности реализуется, с одной стороны, в обеспечении соответствия развития элементов инфраструктуры обслуживаемых ею отраслей, а с другой стороны, в обеспечении сбалансированности между основ-
ными элементами самой инфраструктуры. Таким образом, темпы развития инфраструктуры не должны отставать от темпов развития производственного комплекса и экономики в целом, в противном случае, регион испытывает «инфраструктурную недостаточность», которая становится препятствием для дальнейшего развития.
Рассмотренные аспекты функционирования производственной инфраструктуры региона подтверждают, что обеспеченность конкретного региона качественной инфраструктурой является одним из факторов его экономического развития. Поэтому в современных условиях крайне важно уделять должное внимание поддержанию существующих и созданию новых объектов инфраструктуры.
Библиографический список
1. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география. Понятийно-терминологический словарь. - М.: Мысль, 1983. - 350 с.
2. Ильченко А.Н., Абрамова Е.А. Оценка инфраструктурного потенциала региона // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. - 2010. - № 2. - С. 28-35.
3. Красовский В.П. Инфраструктура и интенсификация экономики. - М.: Наука, 1980. - 192 с.
4. Стаханов В.Н. Экономика инфраструктуры общественного производства: Учебное пособие. -Ростов-на-Дону: РИСХМ, 1989. - 130 с.
УДК 33(091)
Чекмарев Василий Владимирович
доктор экономических наук, профессор Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ЖИЗНЬ КАК ТВОРЧЕСТВО (научная школа А.И. Кащенко как исток экономических направлений в КГУ им. Н.А. Некрасова)
В статье осуществлен анализ генезиса становления научных школ экономистов Верхневолжья. Дана характеристика научной школы А.И. Кащенко (1916—1993).
Ключевые слова: научные школы экономистов Верхневолжья, политическая экономия социализма, концепция непосредственно общественного труда.
Позиция Министра образования Д. Ливанова о необходимости оптимизации системы высшего образования России не возникла вдруг. Проблемы не просто накопились, а уже тянут систему в небытие. Правда, слово «оптимизация» кажется мне неточным в оценке трендов изменения ситуации. А уж о её критериях и говорить неуместно.
История развития высшей школы как бы выбрасывает в поле рассуждений об оценке эффективности функционирования вузов более значимый и не сиюминутный показатель - наличие научных школ. Они формируются на протяжении десятков
лет (и это не квадратные метры или зарубежные деньги). Научные школы - это фундамент долгосрочного развития на основе преемственности.
Вышеотмеченное хочу проиллюстрировать примером из истории развития научных школ вузов Верхневолжья.
Сегодня мы с гордостью говорим о Костромской научной школе экономистов. В научных кругах её существование не оспаривается. По праву лидером школы называют М.И. Скаржинского. А что же, эта школа возникла на пустом месте?
Считаю, что такое утверждение стало бы исторической нелепостью. У Матвея Исааковича Скаржин-
© Чекмарев В.В., 2013
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2013
63