Научная статья на тему 'Теоретические аспекты совершенствования управления производственной инфраструктурой в регионе'

Теоретические аспекты совершенствования управления производственной инфраструктурой в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
799
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / РЕГИОН / УПРАВЛЕНИЕ / ОСОБЕННОСТИ / ПОНЯТИЕ / INDUSTRIAL INFRASTRUCTURE / REGION / MANAGEMENT / ESPECIALLY / THE NOTION OF INTERPRETATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тихонов Николай Борисович

В статье уточнены теоретические аспекты совершенствования управления производственной инфраструктурой в регионе. Произведена классификация интерпретаций понятий «производственная инфраструктура», «инфраструктура региона». Уточнены особенности и функции производственной инфраструктуры. Осуществлена классификация производственной инфраструктуры в регионе по возможности управления ее развитием региональными органами государственной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF CONTROL INCREASING PRODUCTION INFRASTRUCTURE IN THE REGION

The article specifies the theoretical aspects of improving the controllability of production infrastructure in the region. A classification of interpretations of the concepts of «industrial infrastructure», «infrastructure in the region». Refined features and functions of production infrastructure. A classification of industrial infrastructure in the region for its ability to manage the development of regional authorities. The directions of increased manageability production infrastructure.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты совершенствования управления производственной инфраструктурой в регионе»

УДК 332.1.338

ТихоновН.Б.

Оренбургский государственный университет E-mail: nek@mail.osu.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ В РЕГИОНЕ

В статье уточнены теоретические аспекты совершенствования управления производственной инфраструктурой в регионе. Произведена классификация интерпретаций понятий «производственная инфраструктура», «инфраструктура региона». Уточнены особенности и функции производственной инфраструктуры. Осуществлена классификация производственной инфраструктуры в регионе по возможности управления ее развитием региональными органами государственной власти.

Ключевые слова: производственная инфраструктура, регион, управление, особенности, понятие.

Производственная инфраструктура в регионе - это действующая модель обеспечения производственно-экономической политики в регионе. Производственная инфраструктура является одним из основных видов инфраструктуры национальной и региональной экономики наряду с социальной и рыночной инфраструктурой. По состоянию производственной инфраструктуры судят об уровне развития экономики и положения региона в системе федеративного государства [7]. Деятельность предприятий производственной инфраструктуры находится в центре внимания законодательной и исполнительной властей региона, а политика в области его развития - должна быть понятна региональным производителям и всем участникам, обеспечивающим их деятельность. Поэтому проблема управления функционированием и развитием производственной инфраструктуры в регионе весьма актуальна и должна рассматриваться в различных аспектах развития экономики.

Изучению многообразия аспектов развития региональной производственной и иной инфраструктуры посвящены работы следующих ученых: А.У. Альбекова, Н.И. Белоусовой, Я.Т. Бронштейн, Е.М. Васильевой, В.В. Власова, А.П. Гар-нова, В.П. Дронова, Н.Р. Киселева, В.П. Красовс-кого, Б.Х. Краснопольского, В.Н. Лившица, С.С. Носовой, В.П. Орешина, В. Платонова, В.А. Прокофьева, В.Г. Терентьева, М.П. Фроловой, А.Ю. Шарипова, В.И. Цымляковой и др.

Производственная инфраструктура региона является неотъемлемой подсистемой региональной экономики. Функции производственной инфраструктуры связаны с функциями производственной сферы в части обеспечения ее эффектив-

ного развития. Нами были классифицированы различные интерпретации понятия «производственная инфраструктура» (см. табл. 1).

Учеными выделяются следующие подсистемы производственной инфраструктуры [1]:

- транспорт всех видов, функционирующий в сфере обращения, и внешний промышленный транспорт, включая ЛЭП и другие устройства, связанные с передачей и распределением электроэнергии;

- информационно-коммуникационная система, связь;

- система обеспечения производства материальными ресурсами; складское хозяйство, материально-техническое снабжение, заготовки, водоснабжение;

- инженерная инфраструктура, включая все виды инженерного обеспечения и городской транспорт;

- природоохранная инфраструктура;

- рекреационная инфраструктура.

Проанализировав особенности эволюции

объектов исследования производственной инфраструктуры можно выделить стадии развития данного процесса:

- совокупность инженерных сооружений;

- совокупность организационно-правовых форм;

- совокупность институтов.

Критический анализ понятийного разнообразия интерпретации производственной инфраструктуры позволяет сделать вывод о том, что она характеризуется рядом особенностей:

- сложность и многогранность подсистемы;

- динамизм развития, обусловленный динамикой производственного развития региона;

- обеспечивающий характер производственного процесса в регионе;

- создает предпосылки для изменения производительных сил в региональной экономике;

- обуславливает содержание развития производственных отношений в регионе;

- институциональная обусловленность внутреннего содержания инфраструктуры и др.

Г.А. Черненко [14] выделены тенденции развития производственной инфраструктуры в регионе:

- разнонаправленность процесса развития производственной инфраструктуры, обусловленная тем, что часть ее элементов развивается в условиях конкуренции, а часть представляет собой монополию и требует регулирования со стороны государства;

- усиление требований к надежности современных систем транспорта, энергосбережения и связи в условиях глобального кризиса;

- снижение эффективности использования объектов производственной инфраструктуры, введенных в эксплуатацию в дореформенный период;

- возрастающая энергодефицитность большинства регионов России.

Р.В. Ярош [16] выявляет следующие особенности и тенденции развития производственной инфраструктуры в регионе:

- стихийный и неравномерный характер развития рыночных форм региональной инфраструктуры;

- медленный процесс формирования институциональной среды;

- производственная значимость инфраструктуры региона, направленной на обслуживание населения и развитие бизнеса.

Тем не менее, стоит отметить, что в существующих работах, определяющих особенности развития производственной инфраструктуры, не выделяются некоторые характеристики, обусловленные региональными условиями ее развития. Поэтому нами были классифицированы особенности интерпретации понятий в современных научных исследованиях, характеризующих развитие инфраструктуры в регионе (см. табл. 2). Как показали наши исследования, в научной сфере присутствует определенная дифференциация к интерпретации понятия «инфраструктура региона», что свидетельствует об отсутствии единой позиции в данном вопросе.

По мнению одних специалистов (В.И. Бутов, В.Г. Игнатов, В.Е. Кокорев [5], Т.И. Семен-кова [11], В.С. Чекалин [13]) инфраструктуру понимают как систему обслуживания, относя к ее функциям предоставление услуг производству и населению. По мнению других (Р. Иохим-сен, В.А. Жамин [2]) под инфраструктурой предлагается понимать только систему производственного обслуживания, имея в виду ее роль в создании общих условий производства, в обеспечении деятельности основного производства.

Также можно выделить еще одно видение данного явления (В.И. Видяпин [20]), соглас-

Таблица 1. Особенности интерпретации понятия «производственная инфраструктура» (фрагмент)

Автор Интерпретация понятия «производственная инфраструктура» Особенности интерпретации

Н.Г. Глушич [1] совокупности экономических отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами по поводу создания и использования специфических инфраструктурных услуг с целью рационального использования ресурсов, удовлетворения потребностей материального производства и повышения эффективности национальной экономики; институциональный подход;

совокупность служб, отраслей, обеспечивающих непрерывный производственный процесс, как в рамках отдельного предприятия, так и национального производства в целом. производственный подход

Г.А. Черненко [14] совокупность материально-технических систем и других структур, обеспечивающих движение ресурсов и товаров в воспроизводственном процессе региона системный подход

И.В. Трегубович [12] социально-экономическая система, состоящая из совокупности взаимосвязанных элементов и обладающая особенностями, которые отсутствуют у элементов, ее составляющих. Это сложная динамическая система, в состав которой входят подсистемы, разнородные по своей природе и по интенсивности взаимодействия на обеспечивающий процесс системный подход

но которому инфраструктура составляет накопленное материальное богатство, как совокупность объектов и сооружений, обеспечивающих необходимые материально-технические условия для успешного функционирования предприятий промышленности, как часть национального богатства, которое призвано обеспечить беспрепятственное поле деятельности.

А.А. Меркулов [8] отмечает, что в настоящее время развитие инфраструктуры характеризуется следующими тенденциями:

- повышением значимости регионального бюджета в воспроизводственном процессе, увеличением поступлений финансовых ресурсов за счет налогов, отчисляемых хозяйствующими субъектами;

- расширением перераспределительных процессов между субъектами региона и регионального хозяйства (хозяйствующие субъекты сферы производства, непроизводственной сферы, сферы обращения, население и др.) в результате совместной деятельности в различных формах долевого участия;

- созданием внебюджетных фондов для реализации социальных программ, жилищного строительства, развития непроизводственной сферы региона, производственной инфраструктуры, охраны окружающей среды и др.;

- усилением экономического влияния региональных органов управления на перераспределение финансовых ресурсов через фонды регионального развития, введение стимулирующей платы за региональные ресурсы, местных налогов и сборов, выпуск ценных бумаг региональными администрациями и др.

Соответственно функции производственной инфраструктуры можно дополнить следующими:

- снижение и перераспределение риска развития экономики региона, путем снижения неопределенности в развитии производственной сферы;

- создание условий для саморегуляции производственной сферы региона путем обеспечения взаимодействия и внедрения экономических механизмов;

- предоставление необходимых услуг субъектам производственной сферы;

- катализация внутрипроизводственных процессов посредством активизации процессов взаимодействия и взаимообусловленного развития различных субъектов производственной сферы региона;

- формирование и реализация экономического механизма отношений между предприятиями производственной сферы по реализации целевой ориентации непосредственной деятельности;

Таблица 2. Особенности интерпретации понятий, характеризующих развитие инфраструктуры в регионе в

современных научных исследованиях (фрагмент)

Автор, наименование понятия Интерпретация понятия Особенности интерпретации

К.А. Омарова, «социальная инфраструктура региона» [9] территориально-отраслевой комплекс, обеспечивающий социально-пространственные условия воспроизводства рабочей силы и социальной защиты населения через оказание взаимосвязанных, но не взаимозаменяемых услуг населению в форме социально-значимой деятельности комплексный подход

И.В. Калтырина, «инфраструктура региона» [3] функционально-услуговая подсистема в мезоуровневом воспроизводственном процессе воздействует на активность поведения субъектов его экономической системы, обеспечивая сочетание их интересов с задачами комплексного развития, и может рассматриваться как относительно самостоятельная система с собственными целями, которые, как и ее функциональную роль, важно учитывать во взаимодействии макроэкономических, региональных и локальных воспроизводственных циклов системный подход

А.Н. Каменский, «инновационная инфраструктура» [4] комплекс взаимосвязанных субъектов, обслуживающих и обеспечивающих реализацию инновационной деятельности комплексный подход

А.А. Меркулов «рыночная инфраструктура» [8] совокупность взаимосвязанных институтов, определяющих возможности для развития, в первую очередь экономики, а на ее основе повышение социальных показателей региона институциональный подход

- поддержка субъектов производственной сферы при функционировании;

- обеспечение необходимого обслуживания производственных предприятий в юридической, финансовой, страховой, экономической и иных сферах;

- информационное, ресурсное, технологическое, инвестиционное и иное обеспечение производственной деятельности в регионе.

Можно сделать вывод о том, что производственная инфраструктура в регионе представляет собой одну из наиболее сложных подсистем региональной инфраструктуры. Она имеет ряд особенностей:

- высокая значимость для развития не только производственного комплекса, но и для всей экономики в целом;

- тесная взаимозависимость многих объектов производственной инфраструктуры между собой и активное вовлечение их в экономическую жизнь территории, на которой они локализованы;

- целевая специализация производства и потребления услуг в составе отраслей производственной инфраструктуры в ориентации на обеспечение решения конкретных целей;

- специфический характер осуществления хозяйственной деятельности предприятий производственной инфраструктуры, проявляющийся в производстве ограниченного спектра товаров или услуг, невозможность образования материальных запасов, отсутствие незавершенного производства, высокая доля вспомогательных материалов и энергии в составе издержек при производстве продукции и др.;

- высокий удельный вес частной собственности, что резко ограничивает использование экономических инструментов управления объектами данной инфраструктуры и приводит к необходимости только регулирования отношений по ее развитию;

- высокая доля естественных монополий в составе собственников объектов производственной инфраструктуры.

Также нами были определены региональные особенности развития производственной инфраструктуры:

- существуют элементы инфраструктуры на федеральном и международном уровне использование потенциала которых зависит от реализуемой в регионе производственно-эконо-

мической, инвестиционной и инновационной политики;

- жесткая территориальная привязка объектов производственной инфраструктуры;

- территориальный характер производства услуг производственной инфраструктуры и корпоративный характер их потребления;

- заинтересованность населения региона в организации производственной инфраструктуры и заинтересованность бизнеса в ее функционировании;

- ориентация объектов производственной инфраструктуры мезоуровня на формирования положительного инвестиционного и иного климата региона (на развитие территорий);

- явно выраженная видовая ориентация объектов производственной инфраструктуры мезо- и микроуровня;

Можно отметить, что выявленные особенности и характеристики развития региональной производственной инфраструктуры носят целевой характер, что определяет наличие управленческой составляющей внутри данной подсистемы. Данная предпосылка предопределила необходимость более детального изучения подходов к управлению развитием производственной инфраструктуры в регионе.

Производственную инфраструктуру по уровням управления (экономики) необходимо рассматривать: на международном уровне (ме-гауровень); на федеральном уровне (макроуровень); на региональном уровне (мезоуровень); на муниципальном уровне (мезоуровень); на уровне предприятия (микроуровень).

Отличительной особенностью производственной инфраструктуры в регионе является ее обязательное и взаимосвязанное присутствие на мезо- и микроуровне. Вопросы государственного управления развитием производственной инфраструктуры в регионах в РФ являются неотъемлемой составной частью внутренней экономической политики страны.

Для решения вопросов управления развитием производственной инфраструктуры в регионе необходимо решение общегосударственных экономических и производственных задач, обеспечивающих подъем отечественных товаропроизводителей, снижение инфляции, повышение эффективности использования факторов производства [6]. Государственная поддержка предприятий производственной инфраструкту-

ры в регионе осуществляется на следующих принципах:

- развитие конкурентной среды на рынке товаров, работ и услуг;

- сочетание государственных интересов и интересов региональных производителей;

- сочетание финансовых и нефинансовых мер государственной поддержки;

- привлечение внебюджетных источников финансирования отраслевых программ развития промышленного комплекса.

Следует отметить, что управление развитием производственной инфраструктуры в регионе на основе НТП должно строиться на принципах регионального управления [10]: децентрализация, партнерство, субсидиарность, мобильность, адаптивность и принцип выделенной компетенции и др. Суть регионального управления производственной инфраструктуры на современном этапе заключается в создании более эффективной системы регулирования экономики с учетом накопленного позитивного опыта.

Нами была произведена классификация производственной инфраструктуры в регионе по наличию возможности управления ее развитием региональными органами государственной власти:

- с возможностью полного управления развитием производственной инфраструктуры;

- с возможностью частичного управления отдельными аспектами развития производственной инфраструктуры;

- без возможности управления развитием производственной инфраструктуры:

- с возможностью регулирования развития производственной инфраструктуры;

- без возможности регулирования развития производственной инфраструктуры.

При этом, для производственной инфраструктуры характерна система противоречий, в которой возможно выделение актуальных групп:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- между общими условиями, ресурсами и эндогенными факторами в каждом виде инфраструктуры;

- между сферами, секторами, сегментами и уровнями инфраструктуры; между функциональной и организационной структурой, нормами и правилами, органами и связями взаимодействия внутри инфраструктуры;

- между элементами, потенциалами, процессами и уровнем развития основной структуры и инфраструктуры;

- между инфраструктурой, с одной стороны, и природной и социальной ультраструктурой, с другой стороны;

- между локализацией, пространственными масштабами и уровнем развития инфраструктуры;

- между пропорциями динамики инфраструктурного обеспечения предприятий, отраслей и регионов.

Поэтому Г.А. Черненко [14] по результатам собственного исследования определены инструменты управления развитием производственной инфраструктуры в регионе:

- государственно-частное партнерство (ГЧП) в создании и использовании новых объектов производственной инфраструктуры;

- кооперативное управление процессом формирования и развития элементов производственной инфраструктуры на основе участия всех стейкхолдеров;

- управление развитием отдельных элементов инфраструктуры на основе коммерческих принципов.

Нами были выделены особенности управления развитием производственной инфраструктуры в современных условиях:

- управление созданием ряда новых институтов производственной инфраструктуры, на базе имеющихся в регионе предприятий и организаций;

- управление темпами становления институтов производственной инфраструктуры, созданных при участии правительства субъекта РФ, при одновременном частичном или полном отсутствии координации и регулирования со стороны государства субъектов инфраструктуры при формировании которых правительство субъекта РФ не участвовало, что определяет спонтанность и стихийность развития всей региональной производственной инфраструктуры;

- недостаточная управляемость всеми элементами производственной инфраструктуры в регионах, что определяет неравномерность ее развития;

- низкий уровень протекционизма со стороны органов государственной власти в отношении российских субъектов и институтов производственной инфраструктуры привел к тому,

что они стали менее конкурентоспособными по отношению к зарубежным организациям производственной инфраструктуры;

- дифференциация механизмов регионального развития и развития производственной инфраструктуры приводит к региональным диспропорциям в территориальном и видовом развитии не только инфраструктуры, но и всей экономики в целом;

- недостаток инвестиционных ресурсов в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления для развития производственной инфраструктуры, что резко ограничивает ее развитие.

Таким образом, современными направлениями повышения уровня управления производственной инфраструктурой являются: прямое полное или частичное финансирование органами государственной власти инфраструк-

турных проектов; финансирование и продвижение инфраструктурных проектов органами местного самоуправления; участие органов государственной власти в продвижении инфраструктурных проектов с формированием доли государственной собственности в данных проектах; реализация инфраструктурных производственных проектов на базе ГЧП; формирование и развитие производственной инфраструктуры в регионе на основе лизинговых отношений. Уточнение теоретических основ управления развитием производственной инфраструктуры в регионе позволяет нам сделать вывод о том, что данный процесс носит комплексный и взаимообусловленный характер, что определяет необходимость использования системного подхода в его изучении и уточнении теоретических и научно-практических аспектов.

12.06.2014

Список литературы:

1. Глушич, Н.Г. Производственная инфраструктура и перспективы её развития в России: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.01 / Н.Г. Глушич. - Нижний Новгород, 2009. - 168 с.

2. Жамин, В.А. Инфраструктура при социализме / В.А. Жамин // Вопросы экономики. - 1977. - № 2. - С. 13-20.

3. Калтырина, И.В. Социально-экономическая стратегия развития инфраструктуры региона: приоритеты и перспективы: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / И.В. Калтырина. - Ростов-на-Дону, 2005. - 176 с.

4. Каменский, А.Н. Формирование инновационной инфраструктуры в целях развития социально-экономических систем: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / А.Н. Каменский. - Москва, 2011. - 230 с.

5. Кокорев, В.Е. Институциональна реформа в сфере инфраструктуры в условиях естественной монополии / В.Е. Кокорев // Вопросы экономики. - 1998. - № 4. - С. 115-123.

6. Краснопольский, Б.Х. Инфраструктура в системе регионального хозяйственного комплекса Севера / Б.Х. Краснопольс-кий. - М.: Наука, 1980. - 145 с.

7. Красовский, В.П. Инфраструктура и интенсификация экономики / В.П. Красовский, Я.Т. Бронштейн. - М.: Наука, 1980.

- 192 с.

8. Меркулов, А.А. Совершенствование рыночной инфраструктуры региона: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / А.А. Меркулов - Тамбов, 2007. - 171 с.

9. Омарова, К.А. Государственное регулирование развития социальной инфраструктуры региона: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / К.А. Омарова. - Махачкала, 2006. - 205 с.

10. Самофалова, Е.Ф. Государственное регулирование национальной экономики / Е.Ф. Самофалова, Э.Н. Кузьбожев, Ю.В. Вертакова ; под ред. д.э.н., проф. Э.Н. Кузьбожева. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2006.

11. Семенкова, Т.И. Инфраструктура и сфера услуг / Т.И. Семенкова // Мировая экономика и международные отношения.

- 1971. - №3. - С. 116-126.

12. Трегубович, И.В. Методы структурирования производственной инфраструктуры промышленных предприятий: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / И.В. Трегубович. - СПб, 2000. - 197 с.

13. Чекалин, В.С. Стратегическое управление в городском хозяйстве / В.С. Чекалин. - СПб.: СПбГИЭУ, 2001. - 135 с.

14. Черненко, Г.А. Управление развитием производственной инфраструктуры региона: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Г.А. Черненко. - Москва, 2009. - 179 с.

15. Экономическая теория / Под ред. В.И. Видяпина. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 672 с.

16. Ярош, Р.В. Управление развитием рыночной инфраструктуры региона: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Р.В. Ярош. -Москва, 2009. - 170 с.

Сведения об авторе: Тихонов Николай Борисович, соискатель кафедры национальной экономики Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 6404, тел.: (3532) 372447, e-mail: nek@mail.osu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.