Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
415
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Атаниязова М.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

DOI: 10.31618/NAS.2413-5291.2022.1.80.601

Атаниязова М.Б.,

Филиал Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена в г. Ташкенте, Заместитель декана по учебной работе, PhD , и. о. доцента, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Узбекистана на 2017-2021 годы" предусматривала дальнейшее

совершенствование системы дошкольного образования, укрепление ее материально-технической базы, расширение сети дошкольных образовательных учреждений, обеспечение квалифицированными педагогическими кадрами, кардинальное повышение уровня подготовки детей к школьному обучению. Внедрение в учебный процесс современных образовательных программ и технологий, создание условий для полноценного интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития детей, и они успешно реализуются.

Успешное решение задач, стоящих перед дошкольным образованием и воспитанием следует обратит внимания на следующее обстоятелства.

1. Ныне детские сады и ясли рассматривается не только воспитательными организациями и организациями образования начального звена. В статье 8 Закона Республики Узбекистан «Об образовании», принятого в 2020 году определена:

- дошкольное образование и воспитание - вид образования, направленный на обучение и воспитание детей, их интеллектуальное, духовно -нравственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие, а также на подготовку детей к общему среднему образованию;

- установлено, что дошкольное обучение и воспитание также включает один год обязательной подготовки детей в возрасте от шести до семи лет к начальному образованию.

2. Успешная реализация данной статьи закона требует привлечения в сферу дошкольного образования и воспитания (ДОВ) педагогов, психологов, воспитателей-сурдопедагогов, специалисты по управлению дошкольным образованием и воспитанием и других работников, осуществляющих педагогическую деятельность в этой трудовой деятельности.

Следует учесть то обстоятельство, что, настоящее время в ДОВ работает, в основном, женщины. Это связано возрастом детей, их гигиеническими особенностями. Ныне ставится задача, как уже сказано, наряду с воспитанием и обучения детей дошкольного возраста. Вопросы кардинального повышения уровня подготовки детей к школьному обучению, внедрения в учебный процесс современных образовательных программ и технологий, создания условий для полноценного интеллектуального, нравственного,

эстетического и физического развития детей, требует привлечения и мужчин.

В этом процессе важно определить пределы работы, которую могут выполнять женщины и мужчины в каждой профессии, найти их виды деятельности и разумные пропорции с точки зрения эффективности.

3. В процессе интеллектуального развития личности важное место принадлежит овладению приёмами и способами умственной деятельности, совершенствованию познавательных способностей, сознательному усвоению знаний, формированию умений пользоваться ими для решения новых задач. Необходимость умственного развития и совершенствования познавательных способностей, воспитание рационального мышления (чёткость, точность, ясность и др.) обусловлена теми огромными научно-техническими сдвигами, которые происходят в жизни современного общества1-1.

4. В обучении ярко прослеживается в усвоении и запонимании материала на ранние возрастные ступени. Интенсивные поиски резервов развития дошкольных ребят в ранние периоды свидетельствуют, что старший дошкольный возраст характеризуется:

- оптимальными возможностями к обучению, исключительной способностью к восприятию, большое число представлений усваивается быстро и на все жизнь;

- доступностью в усвоении представлений в определенной системе с выделением в них характерных закономерностей и зависимостей;

- возможностью формирования полноценных представлений, простейших научных понятий, способности к обобщению, анализу, классификации, что лежит в основе развития логического, а а на его основе - абстрактного мышления2-.

5. Причиной такого сдвига служат:

- запросы педагогической практики, заинтересованной в повышении уровня готовности детей к обучению в школе;

- необходимость в максимальном использовании ранных периодов жизни ребенка для реализации общих задач подготовки подрастающего поколения к участию в общественном производстве;

- постепенно накапливающей факты, свидетельствующие о фундаментальном значении интеллектуальных приобретаний, достигнутых

ребенком в первые годы всего последующего развития.

6. Растет не только количество дошкольных образовательных учреждений, объем выделяемых на них средств, но и их содержание, качественные показатели выходят на совершенно новый этап. Раньше воспитанием детей занимались дошкольные учреждения. Теперь это не только вопрос воспитания детей, но и вопрос подготовки их к начальной школе. Это возлагает на высшие учебные заведения задачу подготовки совершенно иных кадров для дошкольных образовательных учреждений. Иными словами, кадры, подготовленные для дошкольных образовательных учреждений, должны уметь не только воспитывать детей, но и обучать их. Это связано с тем, что многие воспитатели, психологи, сурдопедагоги и т. д. для дошкольных образовательных учреждений учитывают специфику детей до 7 лет.

Учреждения высшего образования готовят специалистов, обеспечивают занятость, эффективно используют их потенциал, то есть все это создает и развивает новые трудовые отношения в сфере.

7. Развитие и будущее Узбекистана зависят от специалистов с высоким интеллектуальным потенциалом, хорошо владеющих современными знаниями, глубокими профессиональными навыками и способностями. Специалисты с этими качествами будут заложены в основу, прежде всего, дошкольных образовательных учреждений.

8. Направлением развития дошкольных образовательных учреждений является развитие негосударственных и семейных дошкольных образовательных учреждений на основе государственно-частного партнерства, наряду с государственными дошкольными образовательными учреждениями.

Социальное партнерство - сотрудничество государственных органов с неправительственными организациями и иными институтами гражданского общества в разработке и реализации программ социально-экономического развития, в том числе отраслевых, региональных программ, а также нормативных актов и иных решений, затрагивающих права и законные интересы граждан. граждане.

Субъектами социального партнерства являются государственные органы,

негосударственные некоммерческие организации и иные институты гражданского общества.

Основными принципами социального партнерства являются:

- соблюдение закона;

- равенство;

- открытость и прозрачность;

- универсальность;

- независимость;

- беспристрастность;

- взаимное уважение, учет интересов и ответственность;

- добровольное обязательство.

Социальное партнерство может быть

реализовано по следующим направлениям:

- социальная защита, поддержка и повышение социальной активности населения;

- занятость, развитие малого бизнеса и частного предпринимательства, фермерских хозяйств;

- охрана окружающей среды, здоровье населения и здоровый образ жизни;

- формирование всесторонне развитого и здорового молодого поколения, обучение и воспитание молодежи, в частности, воспитанников системы дошкольного образования, их духовно-нравственное воспитание;

- защита материнства и детства, а также прав женщин, обеспечение их полноценного участия в общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни страны, формирование здоровой семьи;

- развитие науки, образования, информации, культуры и спорта;

- повышение правовых знаний, правосознания и правовой культуры населения, укрепление основ гражданского общества и демократического правового государства;

- укрепление идей межнационального, межкультурного согласия и гражданского согласия, восстановление и сохранение многовековых, традиционных духовно-нравственных и историко-культурных ценностей;

- защита прав потребителей.

Литература

1. Как подготовить ребенка к школе. Пособие для детей, родителей и воспитателей детских садов. Волгоградск. "Братья Гринины", 1997. -Часть 1. Стр.19.

2. Михайлова А.З., Бабаева Т.И. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. Медодическое пособие для педагогов. -СПб.: ООО Детство-Пресс. 2012. -С.16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.