Научная статья на тему 'ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА'

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
335
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛАБОСЛЫШАЩИЙ / ИНТЕГРАЦИЯ / ОТСУТСТВИЕ СЛУХА / НАРУШЕНИЕ СЛУХА / ГЛУХОЙ / ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дадобоева Мадина

В последние годы в Республике Таджикистан широко и серьезно рассматривается вопрос воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями, в том числе детей с нарушениями слуха. Проблема включения этих детей в учебный процесс требует многогранного изучения, выявления учебно-образовательных возможностей, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Автор считает, что необходимый уровень развития ребенка может обеспечить хорошую подготовку к школе и стать основой для дальнейшего обучения в массовой школе. Каждый конкретный случай должен тщательно обсуждаться родителями, сурдопедагогами, учителями массовой школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATED EDUCATION OF HEARING-IMPAIRED CHILDREN

The issues regarding the upbringing and education of children with disabilities, including children with hearing impairments are rewiewed last years in the Republic of Tajikistan widely and seriously. The problem of the inclusion of these children to teaching process requires a multifaceted study, identifying training and educational opportunities tailored including individual characteristics of each child. The author believes that the proper level of child development can provide a good preparation for the school and serve as a basis for further study in mainstream schools. Each case must be carefully discussed by parents, surdopedagogs, teachers of mass school.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА»

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Дадобоева М.

Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни

Признание уникальности и ценности человеческой жизни, необходимости обеспечения гарантий и прав ребенка на развитие, реализацию своих образовательных потребностей отражает гуманистические тенденции в современном обществе и закреплено в законодательстве Республики Таджикистан и ряде международных документов. В качестве одного из приоритетных направлений современной специальной педагогики рассматривается необходимость включения в систему образования тех детей, которые в силу особенностей развития не были охвачены процессом обучения и оказывались за его пределами.

Отношение общества к лицам с отклонениями в развитии имеет исторический характер и определяется уровнем развития общества: состоянием науки и культуры, социально-экономическими отношениями, господствующими религиозными взглядами, национальными традициями, правовыми нормами.

Исходя из этого, цель настоящей статьи заключается в разработке методов, способствующих активизации учебного и воспитательного процесса у детей с нарушениями слуха. Значение слуха в жизни человека трудно переоценить. Отмечают, что в период интенсивного развития маленького ребенка слух несет до 80% информации о предметах, явлениях, событиях окружающего мира, характерах находящихся рядом людей. Слух позволяет существенно расширить информационное поле, значительно облегчает социализацию, позволяет человеку более свободно ориентироваться в пространстве. Немаловажно наличие слуха и для более успешного развития личности. Одна из самых значительных функций слуха для ребенка - предпосылка для успешного формирования речи. При отсутствии слуха речь не развивается без стимуляции и привлечения дополнительных средств.

На современном этапе исследованию проблемы детей с нарушением слуха, посвящено немало научных работ и монографий в педагогической, психологической и медицинской литературе. Проблема включения этих детей в учебный процесс требует многогранного изучения, выявления учебно-образовательных возможностей, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. В Республике Таджикистан данная проблема имеет свои особенности в контексте решения вопросов, связанных с необходимостью поиска возможностей ее локализации. На данный момент имеется ряд педагогических исследований, направленных на разработку отдельных компонентов теории и практики новейших методов обучения детей с ограниченными возможностями, в том числе детей с нарушением слуха, и с точки зрения внедрения инновационных технологий.

В рамках сурдопедагогики решается ряд задач: изучение и обобщение образовательной и воспитательной практики детей с нарушенным слухом; разработка методических указаний по совершенствованию процесса воспитания и образования детей с нарушениями слуха; разработка специальных методик обучения лиц с нарушенным слухом; внедрение результатов научных исследований в практику специального образования; совершенствование технических средств для коррекции и компенсации дефектов слуха; совершенствование психокоррекционных методов и техник работы по социальной адаптации и социально-профессиональной реабилитации лиц с нарушенным слухом.

Начиная воспитывать и обучать ребенка, с нарушением слуха, педагоги и родители должны сделать самый ответственный выбор - выбор методики обучения. От решения педагогов и родителей будет зависеть вся дальнейшая судьба маленького беспомощного существа, которое должно стать настоящим человеком, полноценно развитой личностью. На сегодняшний день существуют разнообразные методики обучения глухих и слабослышащих детей.

Для того, чтобы сделать свой выбор и педагоги, и родители должны ответить на ряд вопросов: каким я хочу видеть ребенка в будущем?; как я хочу общаться с ним?; каких друзей я хочу видеть рядом с малышом?; в какой школе будет учиться ребенок?; какую профессию он сможет выбрать?; где будет работать?; как он будет жить в дальнейшем? Но самый главный вопрос, на который все должны ответить (и прежде

всего, самому себе) - сколько сил душевных, физических и материальных можно потратить на воспитание и обучение плохослышащего ребенка?

Этим детям "богатое" общество без труда может обеспечить относительное биологическое благополучие, но куда сложнее создать для них необходимую среду для социальных коммуникаций. Чтобы кормить и лечить, нужны прежде всего ресурсы материальные, а чтобы научить "неговорящих" детей общаться и дать им возможность социализироваться, нужны интеллектуальные ресурсы. Эти ресурсы, именно в аспекте интеллектуальной эффективности, на поверку оказываются довольно скудны, даже в богатом постиндустриальном обществе. Ниже мы постараемся показать, что размышления о том, что такое знаковые операции, как ими овладевает ребенок и как с их помощью он научается познавать окружающий мир, вовсе не являются отвлеченным теоретизированием.

На сегодняшний день наряду с другими методами, формами обучения и воспитания детей с нарушениями слуха, изучаются возможности интеграции глухих и слабослышащих детей дошкольного и школьного возраста, разрабатываются различные формы пребывания детей в массовых дошкольных учреждениях и школах. Временная интеграция предполагает участие детей с нарушениями слуха вместе со слышащими на прогулках, праздниках, некоторых занятиях. Особое значение при такой форме интеграции должно придаваться подготовительной работе, которую проводят педагоги, как специальной группы, так и массовой. Она заключается в подготовке к встрече детей двух групп и связана с изготовлением игр, дидактических пособий. Неслышащие и слышащие дети участвуют в общих занятиях по интересной для них тематике, в инсценировании сказок, спектаклях кукольного театра. Для упрочения связей целесообразно, чтобы специальная группа была связана с обычной группой, и связи между ними носили систематический характер. Частичная, или фрагментарная, интеграции ориентирована на пребывание ребенка со сниженным слухом в первой половине дня в специальной группе, где проводятся фронтальные и индивидуальные занятия, а во второй половине дня — в группе слышащих детей. При такой форме интеграции желательно иметь в обычной группе не более двух детей. Сурдопедагог специальной группы проводит работу с воспитателями обычной группы, выявляет трудности ребенка с нарушенным слухом, дает рекомендации воспитателям, в процессе занятий отрабатывает сложный для ребенка речевой материал. Комбинированная форма интеграции рекомендуется для детей с хорошим уровнем речевого развития: владеющих фразовой речью, понимающих обращенную речь. При этой форме интеграции ребенок в течение всего дня посещает группу слышащих детей, сурдопедагог проводит с ним индивидуальные занятия по развитию речи, развитию слухового восприятия, коррекции произносительных навыков. Полная интеграция предполагает постоянное пребывание ребенка в массовом детском саду, где к нему предъявляются общие требования, без скидок на его плохой слух [7].

Глухие и слабослышащие дети, обучающиеся в массовом учреждении, должны получать помощь, направленную на коррекцию произношения, развитие слухового восприятия, экспрессивной и импрессивной речи. Помощь может быть постоянной, тогда она носит характер регулярных коррекционных занятий. Бесспорным является одно: отсутствие коррекционной поддержки (особенно в младших классах) не позволит максимально реализовать реабилитационный потенциал неслышащего ученика, интегрированного в массовую школу, что создаст для него серьезные проблемы в получении полноценного образования наравне со слышащими одноклассниками.

Как известно первые исследования в области специальной дошкольной педагогики, посвященные детям с нарушениями слуха (Е. Ф. Pay, А.Л. Венгер, Г.Л.Выгодская, Э. Л. Леонгард, Б. Д. Корсунская и др.) доказывают, что эффективность коррекционной работы зависит от времени ее начала, ее содержания, методов и приемов Г8].

Теперь рассматриваем те условия, которые необходимы для полноценного воспитания ребенка с нарушенным слухом в массовом детском саду .

1.Интегрированное обучение в дошкольном учреждении может быть рекомендовано глухим и слабослышащим детям с высоким уровнем общего и речевого развития. Такая форма воспитания может быть целесообразна для слабослышащих детей с легкой степенью тугоухости, владеющих речью. Эти дошкольники в зависимости от уровня общего и речевого развития чаще или реже посещают консультативные занятия и

находятся под контролем сурдопедагога. Посещение массовых детских садов может быть рекомендовано и позднооглохшим детям, т. е. потерявшим слух в возрасте трех-четырех лет, когда их речь уже была сформирована. Их устная речь первоначально ничем не отличается от речи слышащих детей, однако они испытывают значительные затруднения в восприятии и понимании речи окружающих. С этими детьми сразу же после потери ими слуха сурдопедагог должен проводить специальную работу. Независимо от степени снижения слуха определять ребенка в массовое дошкольное учреждение можно при наличии у него речи, обеспечивающей общение с детьми и педагогами. Ребенок должен уметь участвовать в диалоге: отвечать на вопросы, выражать свои просьбы, желания, задавать вопросы, а в случае непонимания собеседника уметь переспросить его, попросить уточнить сказанное. Его устная речь должна быть достаточно разборчивой и понятной окружающим детям и взрослым. Ребенок должен уметь пользоваться слуховыми аппаратами, понимать речь окружающих, воспринимая ее на слухо-зрительной основе. Глухой или слабослышащий ребенок в возрасте четырех-пяти лет может уметь читать и понимать короткие, близкие по тематике тексты рассказов, сказок, стихов. Определение ребенка в массовое дошкольное учреждение зависит также от уровня физического развития и состояния здоровья, познавательного развития. Большое значение имеют личностные свойства ребенка, особенно такие, как активность, самостоятельность, инициативность, которые положительно влияют на развитие общения с другими детьми и педагогами.

2. Готовность массового дошкольного учреждения к работе с ребенком, имеющим нарушения слуха. Наличие в группе массового дошкольного учреждения ребенка с нарушенным слухом требует внимания к нему со стороны воспитателей, готовности вместе с родителями разделить ответственность за его воспитание и обучение, подготовку к школе. Самое главное - психологическая готовность воспитателя группы к работе с ребенком, желание помочь ему и его родителям, сделать пребывание плохослышащего ребенка в группе полезным и интересным для него. До определения ребенка в группу необходима предварительная беседа с родителями, знакомство и общение с ребенком. Педагогу необходимо получить максимальную информацию о ребенке: о степени его общего развития, особенностях речи, состоянии слуха, личностных особенностях. Важно иметь информацию не только о проблемах, испытываемых ребенком в связи со снижением слуха и нарушениями речи, но и о его игровых интересах, любимых занятиях и т. д. Можно условно выделить несколько направлений деятельности воспитателя, в группе которого находится ребенок с нарушенным слухом. Это, во-первых, работа со слышащими детьми группы и их родителями; во-вторых, создание условий для ребенка со сниженным слухом; в-третьих, обеспечение активного участия плохослышащего ребенка во всех видах деятельности и общении с детьми; в-четвертых, работа с родителями ребенка, имеющего нарушения слуха. Степень комфортности ребенка в детском саду зависит в значительной степени от отношения к нему других детей, взаимоотношений, складывающихся между ними. Воспитатель должен помочь плохослышащему ребенку освоиться в коллективе слышащих детей, организовывать и поддерживать их совместную деятельность.

Слышащим детям нужно объяснить, что ребенок плохо слышит, что у него есть слуховой аппарат, который помогает ему слушать. Целесообразно предупредить детей о том, что надо разговаривать нормальным голосом, не кричать, не шептать, а говорить так, чтобы ребенок, который плохо слышит, видел лицо. Следует вызвать у детей желание общаться с глухим или слабослышащим ребенком, помогать ему, если он что-то не понял. Целесообразно проинформировать родителей слышащих детей о наличии в группе ребенка со сниженным слухом, потому что они опосредованно влияют на отношения своих детей с этим ребенком. Воспитателю группы массового сада также надо учесть ряд моментов. Необходимо подумать о том, где будет сидеть ребенок со сниженным слухом, чтобы он мог хорошо видеть лица педагога и других детей. Во время занятий, игр, развлечений нужно следить за тем, чтобы ребенок со сниженным слухом не оказывался за спинами других детей, хорошо видел происходящее. Воспитатель должен помнить о требованиях, предъявляемых к его речи: пользоваться голосом нормальной громкости, говорить естественно, в нормальном темпе. Воспитатель обязан знать основные правила пользования слуховым аппаратом: как помочь ребенку надеть аппарат, включить, выключить, поменять батарейку. Родители должны проинформировать воспитателя, на каком расстоянии ребенок слышит речь с

аппаратом и без аппарата, чтобы воспитатель мог учитывать это в общении с ребенком. В массовом детском саду важно обеспечивать участие ребенка со сниженным слухом в занятиях и всех видах деятельности. Воспитателю необходимо следить за участием слабослышащего ребенка в общении: начинать общение с детьми, убедившись, что ребенок со сниженным слухом смотрит на ребят, воспринимает их речь. Для того чтобы убедиться, что он хорошо понимает вопросы и задания, иногда нужно попросить повторить задание или вопрос, пересказать его другому ребенку.

В ходе занятий важно привлекать ребенка к выполнению работы в паре со своим сверстником, в группе из нескольких человек — следить, чтобы ребенок не работал, молча, а участвовал в диалоге наравне с другими детьми. В играх нужно стараться поручать ему разные роли, в том числе главные. Воспитатель проводит работу с плохослышащим ребенком в тесном контакте с его родителями. Он информирует родителей о поведении ребенка в группе, участии в занятиях, играх и другой деятельности; характеризует продвижение в развитии, сообщает о возникших трудностях. В некоторых случаях воспитатель просит родителей заранее ознакомить ребенка с некоторыми текстами, которые могут быть малопонятны из-за незнакомой ребенку лексики. После занятий воспитатель записывает слова, фразы, вызвавшие затруднения, просит родителей уточнить их значение. Если какое-то задание вызывает трудности, то родители также помогают малышу выполнить его дома. Воспитатель должен стремиться привлекать родителей к участию в общей для родителей всех детей деятельности (собраниях, лекториях, праздниках, выставках), не ставя их в обособленное положение.

3. Интеграция ребенка со сниженным слухом в массовое дошкольное учреждение невозможна без активного участия родителей. Им принадлежит ведущая роль в организации ежедневных занятий дома, постоянная работа по развитию речевого общения в быту, контроль за усвоением программного материала в детском саду. Как правило, родители проводят общеразвивающую и коррекционную работу в семье по заданиям сурдопедагога. Само по себе посещение массового детского сада не может обеспечить все направления работы, в которой нуждается глухой или слабослышащий ребенок. Поэтому, как правило, родители проводят с детьми занятия в вечерний период времени, увеличивают их число в выходные дни. Эти занятия включают работу по развитию устной и письменной речи, развитию слухового восприятия, ознакомлению с окружающим миром, развитию познавательной деятельности и др. Содержание занятий заранее обсуждается и планируется с сурдопедагогом. В содержание занятий включаются и те задания, которые рекомендует воспитатель массового детского сада. Организуя обширную работу с ребенком, родителям необходимо помнить и о том, что нагрузка для ребенка может оказаться очень большой, он лишится многих любимых развлечений и занятий: просмотра мультфильмов, катания на горке, свободных игр. От родителей требуется большая гибкость, чтобы посещение массового детского сада, проведение занятий дома, свободная деятельность и игры ребенка естественно сочетались, не вызывали у ребенка усталости и перегрузки.

4. В организации интегрированного обучения дошкольников с нарушениями слуха велика роль сурдопедагогов. Именно они могут посоветовать родителям посещение ребенком массового детского сада, а в некоторых случаях, наоборот, предостеречь их от этого, если ребенок не готов к интеграции в коллектив слышащих детей. Чаще всего сурдопедагог, в течение определенного периода времени консультирующий родителей, хорошо знающий уровень общего и речевого развития ребенка, может направлять работу тех родителей, у которых ребенок посещает массовое дошкольное учреждение. Дети могут посещать занятия в сурдологическом кабинете, группе кратковременного пребывания при специальном дошкольном учреждении, центрах помощи родителям при некоторых научных центрах. В зависимости от места жительства родителей, возраста ребенка, возможностей родителей заниматься с ребенком занятия можно проводить чаще или реже: от еженедельных занятий до 1-2 консультаций в год. Организация коррекционной работы сурдопедагогами предполагает проведение индивидуальной работы по развитию речи, формированию ее произносительной стороны, обучению чтению и письму, развитию слухового восприятия. Сурдопедагог также дает подробные рекомендации по различным проблемам воспитания ребенка, расширению представлений об окружающем, формированию математических представлений и обучению счету. Педагоги в процессе проведения занятий знакомятся с

результатами обучения ребенка за определенный период, подробно комментируют их, знакомят родителей с содержанием и методами работы на предстоящий период, дают советы и ответы на все возникающие вопросы. Систематическая работа сурдопедагогов должна проводиться со всеми глухими и слабослышащими детьми, посещающими массовый детский сад. Это относится и к детям с легкой степенью тугоухости, потому что их речевое развитие может иметь некоторое своеобразие и подготовка к обучению в школе (особенно если речь идет о массовой школе) требует проведения специальной работы. Особое значение имеет систематическое проведение работы с позднооглохшими детьми, важнейшая задача которой — сохранение и развитие имеющейся речи, обучение восприятию устной речи на основе новых способов (слухо-зрительного, зрительного), обучение чтению. Сурдопедагоги консультируют воспитателей по вопросам организации воспитания ребенка с нарушенным слухом, знакомят с особенностями развития каждого ребенка, объясняют воспитателям характер возможных трудностей, способных их преодоления.

В заключении хочется отметить - различные формы интеграции дошкольников со слышащими детьми направлены на нормализацию жизни каждого ребенка, включение его в сферу нормальных социальных отношений, его всестороннее развитие. Высокий уровень развития ребенка может обеспечить хорошую подготовку к школе и стать основой для дальнейшего обучения в массовой школе. Однако каждый конкретный случай должен тщательно обсуждаться родителями, сурдопедагогами, учителями массовой школы.

Литература:

1. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика:Воспитание и обучение дошкольников с нарушением слуха. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001

2. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. / Под ред. Л.А. Головчиц. — М.: ООО УМИЦ «ГРАФ ПРЕСС», 2003. — 160 с.

3. Дошкольное воспитание аномальных детей/ Под редакцией Л.П. Носковой. Москва,1993

4. Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология. - М., 2000

5. Звонкин А.К. Абстракции с языковой поддержкой // Язык и структура знания. - М., Ин-т языкознания АН СССР, 1990. С.86-95.

6. Интегрированное обучение детей с нарушением слуха: Методические рекомендации // Науч. Ред. Л.М. Шипицына, Л.П.Назарова. - М., 2001.

7. Стребелева Е. А. Специальная дошкольная педагогика. - М., 2002.

8. Тигранова Л. И. Развитие логического мышления у детей с недостатком слуха - М., 1991.

9. Фрумкина Р.М., Браудо Т.Е., Лубовский В.И. Специальная психология. - М., 2003.

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

В последние годы в Республике Таджикистан широко и серьезно рассматривается вопрос воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями, в том числе детей с нарушениями слуха. Проблема включения этих детей в учебный процесс требует многогранного изучения, выявления учебно-образовательных возможностей, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Автор считает, что необходимый уровень развития ребенка может обеспечить хорошую подготовку к школе и стать основой для дальнейшего обучения в массовой школе. Каждый конкретный случай должен тщательно обсуждаться родителями, сурдопедагогами, учителями массовой школы.

Ключевые слова: сурдопедагогика, слабослышащий, интеграция, отсутствие слуха, нарушение слуха, глухой, дошкольное учреждение.

INTEGRATED EDUCATION OF HEARING-IMPAIRED CHILDREN

The issues regarding the upbringing and education of children with disabilities, including children with hearing impairments are rewiewed last years in the Republic of Tajikistan widely and seriously. The problem of the inclusion of these children to teaching process requires a multifaceted study, identifying training and educational opportunities tailored including individual characteristics of each child.

The author believes that the proper level of child development can provide a good preparation for the school and serve as a basis for further study in mainstream schools. Each case must be carefully discussed by parents, surdopedagogs, teachers of mass school.

Keywords: deaf education, hard of hearing, integration, lack of hearing, hearing impaired, deaf, preschool institution.

Сведения об авторе: Дадобоева Мадина, соискатель Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни, e-mail: bunafshd85@mail.ru

About author: Dadoboeva Madina, researcher of the Tajik State Pedagogical University named after S. Aini, e-mail: bunafshd85@mail.ru

ТАШАККУЛИ ЦОБИЛИЯТИ ЭСТЕТИКИ - НУТРИИ ХОНАНДАГОН ДАР РАВАНДИ ОМУЗИШИ ЗАБОНИ АНГЛИСИ

Нарзикулов Т. А., Эмомов И. Б.

Донишгоуи давлатии омузгории Тоцикистон ба номи С. Айни

Рушди низоми муосири таълим талаб мекунад, ки дар кишвар сифати нави таълимй дар чахорчубаи азнавкунии мундаричаи таълим суратгиранда таъмин карда шавад. Ин пеш аз хама тахсили чахорсола дар мактаби ибтидой, огози барвактии омузишй забонхои хоричй (аз чумла , забони англисй ) аз синфи 2 ва тахсилоти сохавй дар синфхои болоии мактаби тахсилоти хамагонй ифода меёбад. Вобаста ба ин принсипи тахсилоти бефосила дар сохаи омузиши забонхои хоричй амалй карда мешавад, ки он бо талаботи шахсияти инкишофёбанда ва чомеа мувофик аст.

Дар накшаи таълимй фанни забонхои хоричй дохил карда шудааст, ки вобаста ба он ичроиши соатхои таълимии забонхои хоричй таъмин мегардад. Вобаста ба ин накшаи таълимий дар мактаби ибтидой 204 соатхои дарсй (2 соат дар як хафта, аз синфи 2 то 4 ) чудо карда шудааст. Хдмин тавр, барои таълими забони хоричй дар синфхои 5 ва 6 бошад, 102 соат ва дар синфхои 7, 8, 9 хамагй 68 соати дарсй чудо карда шудааст .

Вазифаи мухимтарини таълимй забони хоричй (хусусан англисй) дар мактаби ибтидой аз ташаккулдихии махорату малакаи талабагон оид ба халли мустакилонаи масъалахои одитарини робитавию маърифатй дар нутки шифохй, хониш ва хат иборат аст.

Дангоми интихоби технологияхои педагогй дар таълими забони англисй дар мактаби ибтидой омузгор бояд барои мухайё кардани шароити омузиш дар мухити забонй кушиши зиёд ба харч дода, мусоидат намояд, ки кобилияти эстетикй-нуткии хонанда инкишоф ёбад. Дар баробари ин интихоби технологияи таълим бояд вобаста ба хусусиятхои равонй ва синнусолй бошад ва таълим тагйири усулу методхоро паи хам талаб менамояд. Барои самаранокии таълим мухим аст ки:

а) шахсияти хар як талаба ва коллективи талабагон, бо рохи мушохида, ба пуррагй омухта шавад (дар рафти дарс ва берун аз он, табодули фикр бо хамкорон, сухбат бо падару модарон);

б) хангоми ташкили муошират бо талаба масъалахое пешниход шаванд, ки онхо шавки талабагонро бедор кунанд ва бо тачрибаи шахсияшон алокаманд бошанд;

в) хангоми ташкили шаклхои кори чуфтй ва ё гурухй бо талабагони сустхон бештар ахамият додан лозим аст;

г) диккати коллективи хонандагонро ба низом ва ба муваффакиятхои талабагони чудогона дар фаъолияташон чалб намудан лозим аст.

Ворид кардани таълими хатмии забони англисй дар мархилаи ибтидоии тахсилоти мактабй ва тайёрии касбии омузгорони он талаботхои махсус мегузорад. Азбаски, фанни мазкурро дар мактаби ибтидой омузгорони асосй таълим медиханд, бинобар ин зарур аст, ки онхо диккати асосиро ба шиносой ва бо хусусиятхои синнусолии талабагони хурдсол ва хислатхои хоси методикаи таълим дар мактаби ибтидой равона намоянд. Пеш аз хама хамкори омузгори фанни забони англисй бо омузгори мактаби ибтидоиро, ки хусусиятхои синнусоллии талабагон, дарачаи инкишоф ва максади онхоро медонад, ба рох мондан зарур аст. Факат дар чунин шароит талаботи стандарти

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.