Научная статья на тему 'Спецшколы для детей с нарушением слуха: настоящее и будущее'

Спецшколы для детей с нарушением слуха: настоящее и будущее Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3895
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА / СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА / ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА / ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА / SPECIAL (CORRECTIONAL) SCHOOL / KINDERGARTEN OF THE COMPENSATING LOOK / CHILDREN WITH A HEARING DISORDER / INTEGRATION OF CHILDREN WITH A HEARING DISORDER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каришева С. В.

В статье анализируется количество и качество специализированных детсадов и спецшкол для детей с нарушениями слуха. А также выясняются проблемы в специализированных школах и нахождение решений для устранения этих проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special schools for children with hearing impairments: Present and Future

It is analyzed the quantity and quality of specialized kindergartens and special schools for children with hearing impairments. The author finds out the problems in special schools and their solutions.

Текст научной работы на тему «Спецшколы для детей с нарушением слуха: настоящее и будущее»

№ 5 (23) МАЙ 2012

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

С. В. Каришева, аспирант,

кафедра социологии социальной работы,

Российский государственный

социальный университет,

г. Москва, Россия,

carisheva@mail.ru

СПЕЦШКОЛЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ

До настоящего времени основным типом образовательного учреждения для детей с отклонениями в развитии является специальное учебное заведение — детский сад компенсирующего вида и специальная (коррекционная) школа. Именно в них десятилетиями накапливался успешный опыт специального обучения детей с особыми образовательными потребностями. Именно в этих учреждениях до сих пор сосредоточен основной кадровый потенциал дефектоло-гов-практиков. Вместе с тем, подавляющее большинство специальных детских садов и школ не оказывает той специализированной помощи интегрированным детям, в которой те остро нуждаются, но подчас лишены ее в стенах массовых учреждений1.

Существует 2 пути воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей. В дошкольном возрасте, начиная с двух, а, как правило, с трех лет, ребенка можно отдать в специализированное учреждение в зависимости от степени нарушения слуха. Специализированные детские сады, дошкольные детские дома, дошкольные отделения при специальных школах делятся на 2 группы — для глухих и для слабослышащих детей. Это первый путь.

В последнее время региональные отделения Всероссийского общества глухих отмечают тенденцию снижения грамотности и общего образовательного уровня глухих выпускников спецшкол.

людей в массовых учреждениях, т. е. интеграция. Это второй путь.

Дети с сильным нарушением слуха и глухотой направляются в специализированные детские сады. Сейчас в России их насчитывается 109 (для 3 400 детей), в том числе 9 детсадов в Москве. В 41 таком детском саду воспитываются слабослышащие дети, в 46 — только глухие дети, а в 22 — и глухие, и слабослышащие. Прием в детские сады ведется с 1,5-2 лет. Наполняемость одной детсадовской группы составляет 6-8 человек. Кроме того, 90 специализированных групп открыты при массовых детских садах. В 36 группах обучаются слабослышащие дети, в 45 — глухие, в 9 — и те, и другие. В России действуют 83 коррек-ционные школы для глухих (около 11 000 детей) и 86 — для слабослышащих (около 11 400 детей), всего 169 спецшкол. Среднее полное общее образование обеспечивают только 40 школ. В основном в регионах РФ по 1-3 учебных заведения, расположенных обычно в крупных городах2. В Москве — 11 школ, Башкортостане — 9, Татарстане — 6, в Санкт-Петербурге, Нижегородской и Свердловской областях и Краснодарском крае — по 5, в 18 регионах таких

Возможна организация совместного спецшкол для детей с нарушениями слуха образования слабослышащих и здоровых нет.

т

дискуссия

журнал научных публикаций

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

В этих школах с детьми занимаются сурдопедагоги, есть усилительное оборудование для развития у детей слуха и речи. В группе детского сада или школьном классе небольшое количество детей — 5-10 человек, что позволяет педагогам и воспитателям уделять необходимое внимание каждому ребенку. Здесь, прежде всего, обучаются дети с глухотой и с III и IV степенью тугоухости. Цель школьного образования слабослышащих — развитие элементарной словесной речи, с помощью которой можно получить основы образования, которые позволяют получить некоторую профессиональную квалификацию. Обычно спецшколы и специализированные детские сады расположены в крупных городах, но даже если ребенок живет в этом городе, ему приходится затрачивать много времени на дорогу до «своего» детского сада или школы.

Поэтому многие детские сады и школы для детей с нарушением слуха являются учреждениями интернатного типа. Обычно родители берут детей из таких школ и детских садов только на выходные дни, а порой — только на время каникул.

В спецшколах глухие и слабослышащие учащиеся получают цензовое неполное среднее (в ряде школ среднее) образование, но за более продолжительное, чем в массовых школах, время3.

Основное общее образование в спецшколах длится 12 лет (для сравнения, в обычных школах 9 лет), среднее полное общее образование — 15 лет (в обычных — 11 лет). Дети с основным общим образованием могут продолжить образование в ПТУ, колледжах, техникумах или вечерних школах.

В последнее время региональные отделения ВОГ отмечают тенденцию снижения грамотности и общего образовательного уровня глухих выпускников спецшкол. В регионах качество обучения ниже, чем в столичных спецшколах. В результате при переводе ребенка из региона в московскую спецшколу его определяют на 1-2 класса ниже. Порой в спецшколах нет педагогов, подготовленных для работы с детьми, имеющими нарушение слуха. Так, даже в Казани в спецшколе не было преподавателя английского языка.

Отмечается, что многие выпускники спецшкол, обучающиеся в Центре образо-

вания № 1406 (г. Москва), плохо владеют русским языком, не любят читать, не умеют письменно излагать свои мысли.

Родители порой небрежно относятся к оформлению своих детей в спецшколы. Так, в Астрахани слабослышащих детей, владеющих разговорной речью, устраивали в спецшколу для глухих только потому, что школа для глухих в центре города, а школа для слабослышащих детей — на окраине.

По данным Всемирной Федерации глухих, 80 % от общего числа глухих в мире не имеют полноценного образования. В США комиссия, созданная Конгрессом, констатировала, что уровень общеобразовательных знаний у глухих учащихся существенно ниже, чем у слышащих сверстников.

В настоящее время в развитых странах широко практикуется интегрированное обучение детей с нарушением слуха. Так, если в 1960-х гг. в США более 70 % глухих и слабослышащих детей обучались в специальных школах-интернатах, то в настоящее время их посещают только 20 % детей. Остальные же дети занимаются в массовых школах — с разными моделями интеграции. В Великобритании только 7 % детей с нарушениями слуха учатся в спецшколах, остальные — в массовых школах. В Швейцарии массовую школу посещают, по меньшей мере, 75 % всех слабослышащих и больше 10 % глухих детей4.

Во многих развитых странах имеются только школы для глухих детей, а слабослышащие обучаются в основном в массовых школах.

В России также имеется много оснований для того, чтобы уже сегодня дети с нарушением слуха могли больше не учиться в специальной школе, а с успехом посещать массовую школу при гарантии специального педагогического сопровождения.

В России закладывается новый фундамент национальной системы образования детей с нарушением слуха, который делает возможным для каждого ребенка и родителей выбор одного из способов получения образования.

На основе педагогической классификации осуществляется дифференцированное специальное образование для детей, имеющих разную степень нарушения слуха и соответствующий уровень речевого развития.

№ 5 (23) МАЙ 2012

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

Рекомендации для ребенка того или иного вида специальной школы учитывают не только характер и степень нарушения слуха, но и состояние речевого развития.

В связи с этим количество спецшкол в Российской Федерации для детей с нарушением слуха будет снижаться, они будут объединяться.

Необходимо, чтобы сурдопедагоги и логопеды, сокращаемые в спецшколах, помогали детям с нарушенным слухом в массовых школах. Дефектологи, психологи, логопеды, педагоги специальных детских садов и школ потенциально способны помочь и интегрированным детям, и коллегам: обеспечивать психолого-педагогическую помощь интегрированным детям (в соответствии с профилем специального учреждения), находящимся в общеобразовательной школе или обычном ДОУ, а также консультативную помощь их педагогическим коллективам5.

Безусловно, остаются организационные трудности, не решены многие методические проблемы оказания помощи столь разным детям в новых условиях, явно недостаточно проработаны вопросы сотрудничества с родителями, с массовыми учреждениями. Вместе с тем уже сегодня можно с уверенностью констатировать, что специальные дошкольные учреждения все больше и больше осознают опасность и бесперспективность стремления законсервировать старые, привычные формы своего существования, все лучше понимают необходимость движения по предложенному пути. Казалось бы, ясно, что не только детские сады, но и специальные (коррекционные) школы должны взять на себя новую функцию, осваивать прогрессивную форму оказания специализированной помощи интегрированным детям через классы кратковременного пребывания, так как рекомендации, полезные для детей для детей с нарушениями в развитии дошкольного возраста, в равной мере полезны для школьников. К сожалению, как показывает практика, специальные школы не торопятся встать на предлагаемый путь, хотя в их помощи сегод-

Цель школьного образования слабослышащих - развитие элементарной словесной речи,

с помощью которой можно получить основы образования, которые позволяют получить некоторую профессиональную квалификацию.

ня остро нуждаются десятки сотен учеников с нарушениями слуха, интегрированных в общеобразовательные школы (классы кратковременного пребывания все еще единичны)6.

Автор считает нужным выяснить проблемы в специализированных школах и найти решение для устранения этих проблем (прилож. 1).

По авторскому убеждению, в недалеком будущем специальной (коррекционной) школе предстоит превратиться в своего рода центр оказания квалифицированной профильной помощи всем детям с ограниченными возможностями здоровья, проживающим в зоне ее влияния. V

1. Развитие инклюзивного образования в Костромской области: проблемы и перспективы // Материалы Межрегиональной научно-практической конференции «Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья» 18 ноября 2009 г. — Кострома, 2010.

2. Базоев В. З., Паленный В. А. Человек из мира тишины. — М.: ИКЦ «Академкнига», 2002.

3. Гилевич И. М., Миронова Э. В., Тигранова Д. И. и др. О детях с нарушениями слуха // Дети с отклонением в развитии / Сост. Н. Д. Шматко. М., 1997. С.11-13.

4. Базоев В. З., Паленный В. А. Человек из мира тишины. — М.: ИКЦ «Академкнига», 2002.

5. Развитие инклюзивного образования в Костромской области: проблемы и перспективы // Материалы Межрегиональной научно-практической конференции «Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья» 18 ноября 2009 г. — Кострома, 2010.

6. Там же.

7. Каришева С. В. Высшее образование для людей с нарушениями слуха // Дискуссия: журнал научных публикаций. 2011. № 5 (13) май. С. 78-80.

8. Каришева С. В. Роль СМИ в пропаганде трудовой реабилитации молодых инвалидов // Дискуссия: журнал научных публикаций. 2011. № 4 (12) апрель. С. 78-79.

9. Каришева С. В. Анализ результатов социологического опроса инвалидов по слуху // Дискуссия: журнал научных публикаций. 2012. № 3 (21) март. С. 72-74.

4 ДИСКУССИЯ '-4 журнал научных публикаций СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Приложение 1 Проблемы обучения детей-инвалидов по слуху и пути устранения этих проблем

ПРОБЛЕМА РЕШЕНИЕ

Отсутствует местная политика по обучению детей с нарушениями слуха. Многие педагоги считают, что такие дети необучаемы. Законодательство гласит, что у нас нет необу-чаемых детей. Есть много случаев, когда такие дети стараниями взрослых успешно начинали и заканчивали учебу.

Стандарты обучения детей-инвалидов по слуху в спецшколах уже давно не менялись. Как работали по старым методикам 20-30 лет назад, так и работают. Нужно модернизировать спецшколы. В обычных школах коррективы вносились не раз, кор-рекционные же учреждения практически не изменялись.

Многие родители детей-инвалидов (особенно слабослышащих) хотят, чтобы их дети учились в общеобразовательной школе и были более подготовлены к жизни. Некоторые родители здоровых детей этому противятся. Чтобы жить в цивилизованном обществе и сделать инвалидов по слуху его полноправными членами, нужно принимать людей с нарушениями слуха везде, в том числе и в школу. Нельзя изолировать человека на каком-то этапе его жизни, а потом «принять» в свое общество.

Качество образования в спецшколах, как правило, ниже государственных стандартов, поэтому выпускникам сложно поступить в вуз. Обучение детей-инвалидов в спецшколах должно контролировать государство и администрация школы в частности.

В общеобразовательной школе ребенок-инвалид привыкает к общению — это плюс. С другой стороны, учитель не может уделять дополнительное внимание такому ученику, остальные могут заскучать. Отстающие ученики есть в любом классе. Когда речь идет о детях-инвалидах, которым нужно помогать учиться, можно привлекать помощников, дополнительных учителей, организовывать дополнительные уроки. Как вариант можно создать в общеобразовательных школах коррекционные классы. Программа у них будет своя, но дети смогут общаться друг с другом на переменах, праздниках, линейках.

Вне зависимости от того, как учится ребенок: дома, в спецшколе или посещает общеобразовательное учреждение — государство перечисляет деньги в спецшколу. Средства должны перечисляться целенаправленно в то место, где учится ребенок. Причем средств этих нужно не так много: обучение ребенка-инвалида в общеобразовательной школе обходится в 4-5 раз дешевле, чем в специальной.

В школах (особенно в провинции) не хватает оборудования и новых учебных пособий. Вместо того чтобы постоянно переиздавать одни и те же учебники, направить деньги на дополнительное оснащение учебных пособий необходимыми материалами для детей-инвалидов по слуху. Если из образовательных программ изъять учебники, не соответствующие этим предписаниям, средства на такую модернизацию у издателей найдутся.

Здравоохранение, финансовые, социальные и образовательные ведомства работают отдельно друг от друга. Одни принимают решение, другие не хотят это выполнять. Министерства должны работать вместе. Связующим звеном в их работе могут быть общественные организации инвалидов (как например, ВОГ). Кроме того, законы должны разрабатываться с привлечением организаций инвалидов, чтобы их потом не пришлось дорабатывать или признавать несостоятельными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.