Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры'

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
488
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL TRAINING / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / СПОРТ / SPORT / УПРАЖНЕНИЯ / EXERCISES / МЕТОДЫ / METHODS / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / OUTDOOR GAMES / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / PHYSICAL QUALITY / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Очиров Михаил Надмитович, Мендот Инга Эрес-Ооловна

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Очиров Михаил Надмитович, Мендот Инга Эрес-Ооловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL EDUCATION OF PRESCHOOLERS BY PHYSICAL TRAINING

Moral development and education of pupils are of paramount importance of modern education and they are significant component of social order for education. Key role of moral consolidation of Russian society leads to education.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры»

УДК 372+372.21+342.212.1

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Очиров М.Н., Мендот И.Э.

Бурятский государственный университет, Улан-Удэ Тувинский государственный университет, Кызыл

MORAL EDUCATION OF PRESCHOOLERS BY PHYSICAL TRAINING

OchirovM., Mendot I.

Buryatskiy state university, Ulan-Ude Tuvan State University, Kyzyl

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.

Ключевые слова: физическая культура, воспитание, спорт, упражнения, методы, обучение, подвижные игры, физические качества, развитие.

Moral development and education of pupils are of paramount importance of modern education and they are significant component of social order for education. Key role of moral consolidation of Russian society leads to education.

Key words: physical training, education, sport, exercises, methods, training, outdoor games, physical quality, development.

В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением содержания образования и воспитания дошкольного детства и необходимостью более ранней ориентации и творческого саморазвития личности дошкольника. Нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Одним из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения, на наш взгляд, являются занятия физкультурой и спортом. Физическая культура и спорт - один из эффективнейших средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья и поддержания высокой работоспособности человека. Особую важность и актуальность должны получить физкультура и спорт в настоящее время, когда приняты государственные программы по их развитию. Кроме того, в 2010 году утверждена государственная программа «Патриотическая программа граждан Российской Федерации на 2010-2015гг.», которая в большей мере, чем другие должна способствовать пропаганде физкультуры и спорта. Ведь одним из важнейших направлений военно-патриотического воспитания является физическое воспитание молодежи. Поэтому

регулярные занятия по физической подготовке позволяют не только овладеть двигательными навыками, необходимыми для профессиональной деятельности, развить физические качества, но и закалить характер, подготовить себя к защите Родины.

В период дошкольного детства закладываются основы гармонического развития, всесторонней двигательной подготовленности, навыки здорового образа жизни человека, фундамент его здоровья, работоспособности и долголетия. Именно поэтому крайне важно правильно организовать физическое воспитание именно в ранние годы, что позволит организму накопить силы и обеспечит полноценное физическое, психическое и социальное благополучие личности [1].

Физическая культура рассматривается как часть общечеловеческой культуры, важнейшее назначение которой - укрепление здоровья, формирование навыков здорового образа жизни ребенка, воспитание личности.

Овладение основами теории и методики физического воспитания считается основополагающе значимым в общей квалификационной подготовке педагога дошкольного учреждения, в становлении его педагогического мастерства.

Обучение является составной частью целостного педагогического процесса, направленного на формирование всесторонне и гармонически развитой личности. В ходе обучения двигательным действиям раскрываются познавательные, волевые и эмоциональные силы ребенка, формирование его практических двигательных навыков. Обучение движениям оказывает целенаправленное влияние на внутренний мир ребёнка - на его чувства, мысли, взгляды, нравственные качества. В процессе физического воспитания у детей развиваются волевые качества: настойчивость, выдержка, смелость, решительность. Полноценное физическое развитие дошкольника - это, прежде всего, своевременное формирование двигательных навыков и умений, развитие интереса к различным, доступным ребенку видам движений, воспитание положительных нравственно-волевых черт личности [2].

Содержание обучения составляют физические упражнения, в том числе подвижные игры.

На занятиях с физическими упражнениями с целью формирования положительных черт характера, нравственных качеств используются разнообразные методы: убеждение, оценка поступков (поощрение, похвала, осуждение, порица-ние), положительный пример детей и самого воспитателя, практическое приуче-ние к правильным действиям и поступкам. Убеждение применяется в форме словесных воздействий (разъяснение, беседа). Пользуясь этим методом, воспитатель разъясняет правила поведения, побуждает детей к более осознанному их выполнению. Одобрение, похвала помогают ребёнку преодолевать неуверенность в своих возможностях, устранить недостатки в поведении.

Словесные воздействия только тогда будут убедительными, когда они подкрепляются примерами: воспитатель отмечает положительное поведение отдельных детей и остальные стараются им подражать. Не менее важен личный пример воспитателя: чем выше авторитет педагога, тем сильнее его влияние на нравственное воспитание детей.

Накопление морального опыта и его закрепление осуществляются методом практического приучения, многократного повторения правильных действий и поступков в конкретных условиях двигательной деятельности. Особенно ценны в этом отношении подвижные игры. Руководящая роль в выработке нравственных качеств у детей дошкольного возраста принадлежит воспитателю.

В процессе физического воспитания у детей развиваются волевые качества (настойчивость, выдержка, смелость, решительность...). В наибольшей степени этому способствуют физические упражнения, требующие проявления смелости (лазание по гимнастической стенке, прыжки в высоту с разбега, скатывание с горки на лыжах...). При этом необходимость выполнения правил, пример товарищей побуждают детей преодолевать боязнь, проявлять выдержку.

Обучение физическим упражнениям необходимо сочетать с развитием психических процессов (ощущение, восприятие, мышление, память), с совершенствованием умственных операций (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение). Воспитатель организует целенаправленное наблюдение за показом физических упражнений, пользуется сравнениями. В ходе обучения воспитатель может использовать также вопросы, которые помогают детям внимательно наблюдать, выделять главные элементы в движении, критически оценивать выполняемое упражнение, приучают к самооценке качества выполнения физических упражнений [3]. Давая различные задания, воспитатель способствует проявлению активности, самостоятельности, сообразительности, смекалки, находчивости. Например, педагог предлагает своим воспитанникам придумать, как пролезть через обруч.

Знания о физическом воспитании дети приобретают как в процессе занятий физическими упражнениями, так и во время бесед, при чтении книг, просмотре кинофильмов, диафильмов.

Использование подвижных игр, проведение упражнений в имитационной форме способствуют закреплению у детей знаний об окружающей действительности (виды труда, способы передвижения людей.).

На занятиях физическими упражнениями решаются и задачи эстетического воспитания. Образцовый показ в сочетании с эмоциональным выразительным объяснением вызывает у детей эстетическое удовольствие, желание выполнить движение с такой же легкостью и изяществом. Воспитатель разъясняет, что движения человека красивы, если они естественны, целесообразны, экономны и продуктивны. Он обращает внимание детей также на правильную осанку, аккуратный костюм, красивые физкультурные пособия, стремясь вызвать у воспитанников радостные переживания. В старших группах педагог привлекает детей к эстетической оценке движений.

Воспитанию положительных эмоций у детей способствуют правильный подбор упражнений и рациональная методика их проведения, использование музыкального сопровождения, создание благоприятной обстановки, жизнерадостное настроение воспитателя.

Для приобщения детей к труду в процессе физического воспитания педагог привлекает детей к занятиям, к уходу за физкультурным инвентарем, к его ремонту. При формировании трудовых навыков воспитатель показывает и рассказывает, как нужно выполнить задание, оценивает качество выполнения, поощряет внесение элементов творчества, использует положительный пример детей, взрослых [4, 5].

Определение цели и содержания нравственного воспитания, выделение в морали приоритетов общечеловеческих ценностей приобрели особую значимость в связи с новой общественной и политической ситуацией в стране. По мнению современных практиков и исследователей современного образования, только

гуманизм может быть основой развития любого человеческого сообщества. В наше время при дефиците духовности гуманизация российского общества становится проблематичной, поэтому одной из самых важных задач становится воспитание и развитие человека как высоконравственной личности.

Идею общечеловеческого воспитания в истории российского образовательного пространства вслед за В.Г. Белинским сформулировал Н.И. Пирогов. По его мнению, воспитание должно подготовить к общественной жизни высоконравственного человека с широким умственным кругозором. Воспитание «истинных людей» состоит в развитии умственных способностей, нравственной свободы мысли и убеждений, «в искренней любви к правде и готовности стоять за нее горой, в способности к самопознанию и самопожертвованию, к вдохновению и сочувствию, в обладании волей».

Под ценностями воспитания в педагогике понимаются его человеческие смыслы, общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколение образцы культуры, запечатленные в облике человека, культурных образцах жизни, межпоколенного взаимодействия и воспитательных отношениях, в педагогических теориях и технологиях, направленных на становление духовности.

Смысл воспитания и в XXI веке заключается в том, чтобы взрастить человека свободного и творческого, способного непрерывно самоопределяться не только и не столько в рамках сферы профессиональной деятельности, сколько общечеловеческих ценностях.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России справедливо указано, что «именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника». Именно школа как единственный социальный институт, через который проходят все граждане России, может обеспечить социокультурную модернизацию общества.

Но в этих условиях становится особенно актуальным и процесс дошкольного воспитания как личностно-ориентированного творческого подхода к осуществлению деятельности семьи, родителей, воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Только творчески и личностно-ориентированное воспитание позволит сформировать поколение нестандартно мыслящих людей, активных граждан страны. Вместе с этим следует подчеркнуть, что успехи воспитания связаны, прежде всего, с наличием духовно-нравственных ценностей как у воспитуемых, так и у воспитывающих.

Чтобы быть уверенным, что нашим детям будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и других и учить этому детей. Необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны.

Неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются народные игры, в которых отражаются образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается

эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В конце игры следует положительно оценить поступки тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку и взаимопомощь.

Формировать и совершенствовать духовно-нравственные ценности человеку необходимо на протяжении всей его жизни. Ясно, что процесс становления этой стороны личности ребёнка начинается задолго до школы. Вероятно, он начинается с рождения ребёнка (а, возможно, и до его рождения), но именно в дошкольном детстве (а далее и в школе), этот процесс может приобрести устойчивые очертания и стать целенаправленным. Важно учитывать, что только признаваемая в результате осознания, переживания и оценки ценность способна выполнить функцию ориентира в поведении человека. В результате объекты-ценности трансформируются в субъективные ценности.

По мнению С.Л. Рубинштейна, «всякая попытка воспитателя-учителя «внести» в ребенка сознание и нравственные нормы, минуя собственную деятельность ребенка по овладению ими, подрывает самые основы здорового нравственного развития ребенка, воспитания его личностных свойств и качеств». При этом должна иметь место организация социально-открытого пространства, в котором есть и нравственный пример педагога, и социально-педагогическое партнерство семьи и образовательных учреждений, и социальная востребованность воспитания.

Формирование социально-психологических новообразований в структуре личности, решение воспитательных задач происходят в процессе активной деятельности: физическое развитие - через физические упражнения; нравственное - через ориентацию на самочувствие другого человека; интеллектуальное - через мыслительную активность, решение интеллектуальных задач; эстетическое - через активное взаимодействие с красотой, будь это восприятие, воссоздание или изучение красоты.

Речь идет не о разделении целей воспитания на различные виды, а об акцентировании идеи целостного их рассмотрения. Она предусматривает индивидуализацию, гармонизацию личности. Ведь важно в любую деятельность вносить духовно-нравственное начало, стремиться быть творцом собственной жизни.

Отметим, что каждый возрастной период характеризуется неповторимыми особенностями, которые необходимо знать и учитывать для достижения эффективных результатов в этой области. При этом важным условием эффективного формирования духовно-нравственных ценностей является и индивидуальный подход, поскольку индивидуальные свойства личности ребёнка нужно учитывать и развивать в данном контексте.

В настоящее время, несмотря на наличие широких возможностей для духовного развития ребенка, ему уделяется недостаточное внимание. Между тем процесс становления духовно-нравственной личности включает несколько этапов, начиная с определения приоритетной сферы духовно-нравственной деятельности; форм и способов её реализации, т.е. пробуждения душевности, духа.

Библиографический список

1. Акинина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста. М.: Перспективы, 2012. 243 с.

2. Артемьев В.П., Шутов В.В. Теория и методика физического воспитания. Двигательные качества: учеб. пособ. Могилев.: МНУ им. А.А.Кулешова, 2004. 284с.

3. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. М.: Мозайка-синтез, 2005. 112 с.

4. Кенеман А.В., Хуклаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учеб.для студентов пед. ин-тов по спец. №2110 «Дошкольная педагогика и психология» 3-е изд. М.: Просвещение, 1985. 271 с.

5. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. 3-е изд. перераб. М.: Просвещение, 1986. 304с.

Bibliograflcheskij spisok

1. Akinina T.M., Stepanova G.V., Terenteva N.P. Dukhovno-nravstvennoe i grazhdanskoe vospitanie detej doshkolnogo vozrasta. M.: Perspektivy, 2012. 243 s.

2. Artemev V.P., Shutov V.V. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya. Dvigatelnye kachestva: ucheb. posob. Mogilev.: MNU im. A.A.Kuleshova, 2004. 284s.

3. Bogina T.L. Okhrana zdorovya detej v doshkolnykh uchrezhdeniyakh. Metodicheskoe posobie. M.: Mozajka-sintez, 2005. 112 s.

4. Keneman A.V., Khuklaeva D.V. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya detej doshkolnogo vozrasta: ucheb.dlya studentov ped. in-tov po spets. 2110 "doshkolnaya pedagogika i psikhologiya" 3-e izd. M.: Prosveschenie, 1985. 271 s.

5. Osokina T.I. Fizicheskaya kultura v detskom sadu. 3-e izd. pererab. M.: Prosveschenie, 1986.

304 s.

Очиров Михаил Надмитович - доктор педагогических наук, профессор Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ.

Мендот Инга Эрес-ооловна - преподаватель Кызылского педагогического колледжа, аспирант Бурятского государственного университета по специальности физическая культура, E-mail: inga-mendot@yandex.ru.

Ochirov Michael - Doctor of Pedagogy, professor of Buryat State University, Ulan-Ude.

Mendot Inga - Lecturer of Kyzyl teacher training institute, post-graduate of Buryat State University, E-mail: inga-mendot@yandex.ru.

УДК 796/799+796.0(571.52)

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ТУВЕ

Мендот Эм.Э., Мендот Эл.Э., Мендот И.Э. Тувинский государственный университет, Кызыл

DEVELOPMENT OF PHYSICAL TRAINING AND SPORT IN TUVA

Mendot Em., Mendot El., Mendot I. Tuvan State University, Kyzyl

Статья посвящена истории становления и развития физической культуры в Туве, как части культуры, представляющей собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.