Научная статья на тему 'ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОУ И ШКОЛЫ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ'

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОУ И ШКОЛЫ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

1401
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Половиткина Елена Витальевна, Аксёнова Светлана Николаевна, Баева Юлия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОУ И ШКОЛЫ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОУ И ШКОЛЫ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Половиткина Елена Витальевна

Воспитатель,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города

Иркутска детский сад № 129 Аксёнова Светлана Николаевна

Воспитатель,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города

Иркутска детский сад № 129 Баева Юлия Юрьевна Учитель начальных классов, Государственное нетиповое общеобразовательное бюджетное учреждение Иркутской области. "Школа-интернат музыкантских воспитанников г. Иркутск"

Проблема социальной адаптации, преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой чрезвычайно актуальна. Феномен адаптации связан с овладением человеком новым видом деятельности, новой ролью, изменением его социального окружения. ФГОС дошкольного образования, определил задачи, которые необходимо решать дошкольным образовательным организациям в настоящее время. Среди которых обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования). Реализация ОПП осуществляется в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка [2].

Задачи преемственности детского сада и школы: -Развитие любознательности; -Развитие способности самостоятельно решать творческие задачи; -Формирование творческого воображения, направленное на интеллектуальное и личностное развитие ребенка; -Развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками).

При поступлении выпускников ДОУ в начальную школу происходит их приспособление к новым условиям, которое осуществляется на основе формирования их готовности к обучению в начальной школе. Процесс адаптации выпускников в начальной школе многоаспектен и включает приспособление к режиму работы школы; школьному и ученическому коллективу; организационным формам обучения и воспитания; традициям и ценностям начальной школы [4].

Преемственность детского сада и школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой - опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся [1].

Педагоги и специалисты дошкольных учреждений должны хорошо знать требования, которые предъявляются детям в первом классе, и в соответствии с ними готовить старших дошкольников к систематическому обучению.

Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду; воспитатель детского сада включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Занятия как форма обучения в детском саду предшествует уроку в школе [5].

Одним из интегральных показателей деятельности ДОУ является формирование готовности детей к обучению в школе. Этот показатель отражает качество работы педагогов, педагогов-психологов, медицинских работников и различных педагогов-специалистов.

Формирование готовности к обучению в школе означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной программы и вхождения в ученический коллектив. Это длительный и сложный процесс, целью которого является всестороннее развитие дошкольников.

Физическая готовность - это хорошее состояние здоровья ребенка, выносливость, сопротивляемость неблагоприятным воздействиям, нормальные антропометрические данные (рост, вес, окружность грудной клетки), хороший уровень развития двигательной сферы, готовность руки к выполнению тех мелкий, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом, наличие устойчивой умственной работоспособности, достаточное развитие культурно-гигиенических навыков и др. Физически развитый ребенок легче справляется с трудностями, связанными с систематическим обучением в школе.

Под психологической готовностью понимается, прежде всего, уровень интеллектуального развития, наличие сильных и устойчивых мотивов учения. К концу старшего дошкольного возраста дети владеют значительным кругом знаний об окружающем, о жизни людей, о природе. Объем этих знаний определен программой детского сада. Важно, чтобы дошкольники усвоили не отдельные сведения, а овладели системой взаимосвязанных знаний, на основе которых возможно вести предметное обучение в школе. Большое значение имеет развитие у них познавательных интересов, любознательности. Это основа для формирования у детей в школе разнообразных учебных интересов.

Важным компонентом психологической готовности ребенка к учению в школе является нравственно-волевая готовность. Учебная деятельность требует произвольного внимания, целенаправленного запоминания, умения контролировать свое поведение, дисциплинированности, ответственности, самостоятельности, организованности и т.д. В понятие нравственно-волевой готовности включаются также те моральные качества, которые помогут ребенку войти в новый, школьный коллектив. Ребенок должен быть готов не только к новой деятельности в школе, но и к новому социальному положению ученика, который имеет свои права и обязанности [3].

В практике дошкольных учреждений сложился определенный опыт связи детского сада и школы. Выделяют две линии, по которым идет установление этой связи: тесный контакт педагогических коллективов детского сада и школы и непосредственное сближение дошкольников и первоклассников.

Наряду с традиционными формами осуществления преемственности в ходе инновационного движения в образовании появились новые, такие как уроки-практикумы, дни совместного обучения, психологические тренинги и другие. В результате таких контактов педагогов детских садов и школ достигается их взаимопонимание. Воспитатели яснее осознают требования школы, задачи подготовки детей к учебе и успешнее их решают. Учителя, в свою очередь, глубже вникают в задачи, содержание и методы работы детского сада, что помогает им установить преемственность в методах воспитательного воздействия [4].

Мы выделяем установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и школой как необходимое условие успешного решения задач подготовки детей к систематическому обучению.

Цель осуществления преемственности достигается на основе проведения совместных мероприятий, совместной деятельности педагогов ДОУ и начальной школы, совместной подготовки педагогов ДОУ и учителей начальной школы к осуществлению преемственности, организации единого образовательного пространства, использования преемственных технологий, форм и методов обучения и воспитания

Школа и детский сад - два начальных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, их творческого развития. По определению Эльконина Б. Д., дошкольный и младший школьный возраст — это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Воспитатель и учитель так же имеют много общего. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы [1].

Наиболее эффективным средством взаимодействия воспитателя и учителя начальных классов, в контексте преемственности, мы определили театрализованную деятельность. Так как театрализованная деятельность является эффективным средством художественно-эстетического развития, социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения, а участие в данной деятельности, которая имеет коллективный характер, создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Театрализованная деятельность позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованной деятельности дают возможность использовать их в целях всестороннего развития личности ребенка [6].

Так как воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в них, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, музыку. Театрализованная деятельность является важнейшим средством развития эмпатии - условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности детей, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действий, развитию ассоциативного мышления, настойчивости и целеустремлённости, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Занятия театральной деятельностью требуют от ребёнка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, тем самым способствуют формированию волевых черт характера [6].

Любая деятельность: будь то работа над литературным текстом, элементы хореографии, изготовление костюмов и декораций, подбор музыкального сопровождения и вокальные занятия, во всем перечисленном дети принимают самое активное участие.

Организуя совместные театральные представления воспитанников ДОУ и учеников школы, позволяет детям познакомиться, активно взаимодействовать, старшие ребята охотно помогают дошкольникам. Обыгрывая разные художественные произведения, дети принимают на себя множество ролей, выступают в разных учреждениях, что помогает им не пугаться новых условий.

Работа по организации преемственности должна проводиться педагогическими коллективами ДОО и школы совместно и системно. Только заинтересованность обеих сторон, позволит по-настоящему решить проблему преемственности дошкольного и начального образования, сделать переход из ДОО в начальную школу безболезненным и успешным, так как установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и начальной школой - необходимое условие успешного решения задач подготовки детей к школе, преемственности в системе непрерывного образования для реализации ФГОС. Осуществление преемственности между ДОУ и начальной школой во многом определяется созданием эффективных условий образовательной среды в пространстве школы. В результате формируется личность, адаптированная к обучению в школе и дальнейшей жизни.

Список литературы:

1. Болотина, Л. Р., Микляева Н. В. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы. - М., 2011.

2. Детский сад и школа будущего: основы сотрудничества и партнёрства./ Под ред. Н. В. Микляевой. - М., 2011.

3. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников./ Под ред. Е. П. Арнаутовой. - М., 2010.

4. Технологии непрерывного образования в детском саду и школе./ Под ред. Н. В. Микляевой. - М., 2011.

5. Черникова, Т. В. Школа и детский сад: лицом друг к другу (организация образовательной среды для выпускников детского сада).// Управление ДОУ. - 2013 - №4.

6. Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М.: Владос, 2004г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.