Научная статья на тему 'Основные направления расширения логистического сотрудничества в мясном подкомплексе'

Основные направления расширения логистического сотрудничества в мясном подкомплексе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Татьянина Н. В.

Развитие взаимосвязи товаропроизводителей сельского хозяйства и смежных отраслей АПК, согласование их развития позволит повысить производительность и иметь дополнительный эффект от реализованной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main trends in expanding logistical cooperation in the beef production subcomplex

Development of commodity producers interrelation in agriculture and allied industries of the agrarian and industrial complex, the coordination of their development will allow to increase productivity and to have additional revenues from realized production.

Текст научной работы на тему «Основные направления расширения логистического сотрудничества в мясном подкомплексе»

Основные направления расширения логистического сотрудничества в мясном подкомплексе

Н.В. Татьянина, преподаватель,

ОренбургскийГАУ

Ситуация, сложившаяся в мясопродуктовом подкомплексе области, характеризуется наличием всех негативных тенденций, отмеченных на уровне страны в целом. Однако, несмотря на позитивные сдвиги, происходящие в данной отрасли, в ней имеется и целый ряд нерешенных проблем. Постоянный рост издержек, связанных с реализацией продукции, вызвал смещение акцентов с вопросов производственно-технического характера на проблемы организации эффективного распределения. Необходимость их решения заставляет искать новые подходы к управлению всей хозяйственной деятельностью предприятий. Использование опыта зарубежных индустриально развитых стран убедительно доказывает, что одной из перспективных управленческих концепций, с помощью которой можно добиться улучшения ситуации в мясной промышленности, является логистика.

Логистика уже доказала, что применение ее принципов способствует достижению конкурентных преимуществ во всех сферах производства: от поставки сырья до сбыта готовой продукции. Однако на фоне постоянного сокращения емкости внутреннего рынка увеличиваются объемы ввоза мяса и мясопродуктов из других регионов, местные производители увеличивают объемы вывоза производимой продукции за пределы области, на сырьевом рынке области активно действуют заготовители из других регионов.

Данные обстоятельства требуют тщательного выявления совокупности внешних факторов и определения характера их влияния на конкурентную ситуацию в отрасли на региональном уровне.

Расширенная концепция конкуренции позволяет определить группы внешних факторов, влияющих на соперничество действующих на рынке предприятий: влияние потребителей, влияние поставщиков, угроза со стороны товарозамени-телей, угроза появления новых конкурентов.

Существенное влияние потребителей определяется тем, что основную их часть составляют физические лица, имеющие низкий уровень доходов. Удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума составил по области в 2003 году 38,0%, а реальные денежные доходы населения в 2003 году составили 26,9% от уровня 1999 года, в то время как цена на основные

мясопродукты выросла в данном периоде в 21 раз.

Влияние поставщиков основано, в первую очередь, на физическом сокращении поголовья скота и снижении его продуктивности. Данное обстоятельство отразилось на важной для мясоперерабатывающих предприятий величине -средней массе скота, реализуемого на убой: если в 1999 году данный показатель составил по КРС 430 кг, по свиньям - 110 кг, то в 2003 году - 283 и 77 кг соответственно. Существенно изменилась за исследуемый период структура потребления и реализации животноводческой продукции на сельскохозяйственных предприятиях. В структуре реализованной продукции постоянно увеличивается доля реализации мяса напрямую населению, через систему общественного питания, на рынках, а также увеличивается доля вывоза продукции за пределы области, что связано с активной деятельностью заготовительных организаций из других регионов, закупочные цены в которых выше.

Кризисное состояние животноводства в сельскохозяйственных предприятиях, снижение уровня жизни сельского населения, которое влияет на рост внутреннего потребления производимого мяса, позволяют предполагать дальнейший регресс сырьевой базы для мясоперерабатывающих предприятий.

Другим фактором, формирующим остроту конкурентной ситуации в отрасли, является развитие птицеводческой отрасли. Мясо и мясопродукты из говядины, свинины, баранины и птицы удовлетворяют потребность человека в животном белке. Однако потребительские предпочтения в выборе того или иного вида мяса и мясопродуктов имеют как субъективно-индивидуальный, с точки зрения гастрономических или цитологических предпочтений, так и объективно-экономический характер, с точки зрения доступности отдельных видов продукции по цене при низкой покупательской способности населения. Поэтому целесообразно рассматривать продукты птицеводства как товары-заменители, а саму птицеводческую отрасль - как конкурирующую на рынке мясопродуктов.

Последним фактором, влияющим на конкурентную ситуацию в отрасли, является реальная угроза появления новых конкурентов, в виде производителей из других регионов. Продукция данных производителей, преимущественно колбасные изделия, имеет низкое качество, содержит

биодобавки и, соответственно, имеет значительно более низкий уровень цен по сравнению с продукцией внутреннего производства, что делает ее более привлекательной для наименее обеспеченных слоев населения.

Таким образом, на конкурентную ситуацию в мясопродуктовом подкомплексе на уровне региона с той или иной степенью значимости влияют все внешние факторы, проведенный анализ которых позволил сформировать системное представление о характере конкурентной ситуации, с которой сталкиваются действующие в подкомплексе сферы. Для победы на конкурентной среде важно проводить маркетинговые исследования. В этих целях необходимо создавать маркетинговые службы.

Анализ данных по реализации мяса сельскохозяйственными производителями за последние десять лет показывает, что изменение реализованной цены мяса отставало от роста себестоимости. Несмотря на дотации, реализация скота на мясо сельскохозяйственными предприятиями приносит убытки. Основным стабильным каналом сбыта выращенного скота для сельскохозяйственных предприятий остаются закупки в федеральный и региональный продовольственные фонды: доля их в общем объеме реализации превышает 55%.

Значительные объемы производства мясных ресурсов в ближайшей перспективе будут обеспечивать сохранившиеся крупные и средние сельскохозяйственные предприятия. Высокоэффективное выращивание и откорм животных наиболее успешно осуществляются в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах при создании необходимых производственных и социально-экономических условий для их функционирования. Важно обеспечить тесную кооперацию этих хозяйств с предприятиями общественного сектора, улучшив инфраструктуры по закупке и переработке мясного сырья. Предлагается реструктуризировать нерентабельные сельскохозяйственные предприятия в кооперативы. Общественное производство при этом преимущественно занимается выращиванием на интенсивной основе кормовых и зерновых культур, поставляя корм на договорных условиях в

личные подсобные хозяйства и фермерам, где содержится основное поголовье скота.

Неудовлетворительное состояние мясного животноводства, реализация скота, минуя мясоперерабатывающие предприятия, привели к значительной недогрузке производственных мощностей мясоперерабатывающих заводов (25-30), что в свою очередь повлияло на удорожание готовой продукции. Кризисное положение в мясопродуктовом подкомплексе области привело к тому, что потребление мяса и мясных продуктов сократилось по сравнению с 1991 годом на 40,6%.

Основным направлением укрепления экономических позиций мясоперерабатывающих предприятий области будет являться увеличение глубины переработки сырья в продукты, предназначенные для длительного хранения (колбасы, консервы, полуфабрикаты) на основе использования современного оборудования, внедрения прогрессивных малоотходных технологий, обеспечивающих высокую рентабельность и небольшой срок окупаемости.

Совершенствование структуры взаимосвязей между различными звеньями логистической системы Оренбургской области с учетом выявленных территориальных особенностей будет способствовать повышению их производительности, максимальной загрузке производственных мощностей и получению общего синергетического эффекта. Более широкое применение логистики на предприятиях мясной промышленности позволит снизить общий объем издержек и повысить степень адаптивности предприятий к изменениям макросреды.

Таким образом, в целях сохранения местного товаропроизводителя и усиления его рыночных позиций, помимо обязательной поддержки со стороны областных властей, по нашему мнению, необходимо развивать процесс установления и усиления взаимосвязей сельского хозяйства и смежных отраслей АПК, согласование темпов и пропорций их развития в рамках общей производственно-хозяйственной системы. Наличие подобных связей создает новую производительную силу, обеспечивающую дополнительный эффект, формирует оптимальные пути продвижения ресурсов из одной фазы производства в другую.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.