Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1840
320
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ / КОРРУПЦИЯ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ / CORRUPTION / ANTI-CORRUPTION LEGISLATION / ANTI-CORRUPTION / CRIMINAL LAW MEASURES / CORRUPTION IN THE FEDERAL BAILIFF SERVICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванов Александр Михайлович, Купченко Константин Владимирович, Федоскин Николай Николаевич, Ягнешко Михаил Владимирович

В статье представлены результаты анализа коррупционных правонарушений, совершенных сотрудниками Федеральной службы судебных приставов в 2017-2019 годах. Несмотря на положительную динамику их количество остается на достаточно высоком уровне. Авторами исследованы наиболее типичные проявления коррупции в сфере деятельности сотрудников Федеральной службы судебных приставов такие как: служебный подлог, фальсификация отчетных данных, невыполнение своих служебных обязанностей в рамках возбужденного исполнительного производства и т.п. В качестве первоочередных мероприятий по противодействию коррупции, авторами предлагается усиление контроля за изменением доходов, расходов, стоимости имущества сотрудников Федеральной службы судебных приставов, расширение перечня инициаторов проведения проверок за расходами. Приходят к выводу, что положительный эффект в контроле за доходами и расходами сотрудников должно принести повышение роли комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, наделение их полномочиями по инициации рассмотрения случаев несоответствия доходов и расходов сотрудников и членов их семей. Решения комиссий должны стать обязательными для исполнения руководством службы. Авторы в результате проведённого исследования приходят к выводу, что силовые меры должны дополняться формированием в обществе нетерпимости к коррупционным проявлениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Иванов Александр Михайлович, Купченко Константин Владимирович, Федоскин Николай Николаевич, Ягнешко Михаил Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DIRECTIONS OF COMBATING CORRUPTION IN THE FEDERAL BAILIFF SERVICE OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article presents the results of the analysis of corruption offenses committed by employees of the Federal Bailiff Service in 2017 2019. Despite the positive dynamics, their number remains at a fairly high level. The authors investigated the most typical manifestations of corruption in the sphere of activity of employees of the Federal Bailiff Service, such as: official forgery, falsification of reporting data, failure to fulfill their official duties in the framework of initiated enforcement proceedings, etc. Analysis of the causes of corruption allows us to conclude that in addition to general reasons, the behavior of FSSP employees is influenced by factors due to the specifics of the service. The authors consider the current practice of combating corruption in the FSSP system. In particular we studied the activity of the commissions on observance of requirements to office behaviour and settlement of conflict of interests of Federal civil servants active in the system of bailiffs, the structure and statistics of penalties imposed for non-employees of the requirements for the conduct of state officials. As priority measures to combat corruption, the authors suggest strengthening control over changes in income, expenses, and property values of employees of the Federal Bailiff Service, and expanding the list of initiators of spending checks. They conclude that a positive effect in controlling the income and expenses of employees should be brought by increasing the role of commissions for compliance with the requirements for official behavior of federal public servants and resolving conflicts of interest, giving them the authority to initiate consideration of cases of non-compliance of income and expenses of employees and their family members. The decisions of the commissions should be binding on the management of the service. As a result of the study, the authors come to the conclusion that force measures should be supplemented by the formation of intolerance to corruption in society.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Основные направления противодействия коррупции в Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации

Иванов Александр Михайлович,

кандидат исторических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Смоленского филиала Саратовской государственной юридической академии E-mail: aleks-i-82@yandex.ru

Купченко Константин Владимирович,

кандидат исторических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Смоленского филиала Саратовской государственной юридической академии, доцент кафедры юриспруденции Смоленского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации E-mail: konstan1977@yandex.ru

Федоскин Николай Николаевич,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Смоленского филиала Саратовской государственной юридической академии; доцент кафедры юриспруденции Смоленского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации E-mail: nnfedoskin@yandex.ru

Ягнешко Михаил Владимирович,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры юриспруденции Смоленского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации E-mail: yagneshkom@gmail.com

В статье представлены результаты анализа коррупционных правонарушений, совершенных сотрудниками Федеральной службы судебных приставов в 2017-2019 годах. Несмотря на положительную динамику их количество остается на достаточно высоком уровне. Авторами исследованы наиболее типичные проявления коррупции в сфере деятельности сотрудников Федеральной службы судебных приставов такие как: служебный подлог, фальсификация отчетных данных, невыполнение своих служебных обязанностей в рамках возбужденного исполнительного производства и т.п.

В качестве первоочередных мероприятий по противодействию коррупции, авторами предлагается усиление контроля за изменением доходов, расходов, стоимости имущества сотрудников Федеральной службы судебных приставов, расширение перечня инициаторов проведения проверок за расходами. Приходят к выводу, что положительный эффект в контроле за доходами и расходами сотрудников должно принести повышение роли комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, наделение их полномочиями по инициации рассмотрения случаев несоответствия доходов и расходов сотрудников и членов их семей. Решения комиссий должны стать обязательными для исполнения руководством службы. Авторы в результате проведённого исследования приходят к выводу, что силовые меры должны дополняться формированием в обществе нетерпимости к коррупционным проявлениям.

Ключевые слова: коррупция, антикоррупционное законода-5Е тельство, противодействие коррупции, уголовно-правовые S2 меры, коррупция в Федеральной службе судебных приставов.

сч о см

Федеральная служба судебных приставов единственный орган в составе исполнительной власти наделенный полномочиями по принудительному исполнению судебных решений и постановлений. Её сотрудники производят многочисленные действия по поводу взыскания с должников денежных средств.

Распространение коррупции в системе органов принудительного исполнения ведет к тому, что не выполняются судебные решения относительно возмещения ущерба, нанесенного государству и муниципальным образованиям, несвоевременно реализуются или не реализуются вовсе имущественные права граждан, нарушаются конституционные права граждан на свободу и законность, подрывается авторитет государственной власти.

Противодействие коррупции в системе Федеральной службы судебных приставов осложняется тем, что при реализации своих служебных функций, они обременены ещё и дополнительными полномочиями: на основании судебного решения осуществляют арест счетов, в случае невозврата кредита, осуществляют взыскание задолженностей по налогам, накладывают запрет на выезд за пределы Российской Федерации, списывают деньги с банковской карты в целях погашения штрафов за нарушение правил дорожного движения или уплаты алиментов, изымают недвижимость в счет погашения кредита, устанавливают запрет на выдачу загранпаспорта, на отчуждение имущества и плодов интеллектуальной деятельности.

Работа судебных приставов имеет ряд специфических особенностей. Так, основанием для выполнения своих функций судебными приставами выступает только решение суда. Судебные органы ставят должника в известность о принудительном взыскании денежных средств. Другой особенностью является использование всевозможных методик, которые позволяют спроецировать возможность самостоятельной уплаты долга должником. Помимо этого, судебный пристав может использовать всевозможные законные методики взыскания денежных средств в принудительном режиме. Но главной особенностью службы судебных приставов является то, что они работают с чужими деньгами и имуществом. Это создает большой соблазн для недобросовестных сотрудников.

Противодействие коррупции начинается непосредственно в самой Федеральной службе судебных приставов и ее структурных подразделениях. Антикоррупционная деятельность в данном случае осуществляется на основании Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии

коррупции» и Национального плана противодействия коррупции на 2018-2020 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 29.06.2018 № 378, нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации и организационно-распорядительными и методическими документами ФССП России, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

По данным ФССП количество обращений от граждан и представителей организаций о возможных коррупционных правонарушениях, допущенных сотрудниками ФССП России в 20172019 годах динамично возрастало. Так, если в 2017 году в службу судебных приставов поступило 4170 обращений о возможных коррупционных правонарушениях, допущенных федеральными государственными гражданскими служащими, то в 2018 году число обращений увеличилось на 19,3% и составило 4973, в 2019 году рост продолжился, при этом, число обращений возросло уже на 21,7% достигнув 6073. Нужно отметить, что за первое полугодие 2020 года поступило 2043 об-

ращения, что на 32% ниже показателя 2019 года за аналогичный период.

Обращения граждан и представителей организаций о возможных коррупционных правонарушениях регулярно рассматриваются Комиссиями по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов федеральных государственных гражданских служащих действующими в системе службы судебных приставов. Как видим из таблицы 1 количество рассматриваемых на комиссиях дел в 2017-2019 годах динамично сокращается с 2822 до 2474 что составляет 12,3%. На основании данных таблицы можно сделать вывод, что в целом по ФССП усилился контроль за предоставлением сотрудниками службы данных о доходах, наличии имущества, обязательствах имущественного характера, поскольку количество рассматриваемых дел по данной статье сократилось почти в два раза - с 823 в 2017 году до 449 в 2019 году. Резко сократилось число дел связанных с замещением сотрудниками службы должностей в коммерческих или некоммерческих структурах (табл. 1).

Таблица 1. Динамика изменения количества дел, рассматриваемых Комиссиями по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов федеральных государственных гражданских служащих действующими в ФССП России

Рассматриваемые материалы 2017 г. В% к итогу 2018 г. В% к итогу 2019 г. В% к итогу

Представление недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера 823 29,2 553 19,8 449 18,1

Рассмотрение заявлений о невозможности представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера 112 3,9 167 6,0 166 6,7

Несоблюдение требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов 303 10,7 437 15,7 304 12,3

Дача согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора 1108 39,3 873 31,3 458 18,5

Иные вопросы 476 16,9 757 27,2 1097 44,3

Итого 2822 100,0 2787 100,0 2474 100,0

Негативным моментов в работе по противодействию коррупционным проявлениям можно считать то, что не удалось переломить тенденцию роста числа случаев, связанных с нарушением сотрудниками ФССП требований, предъявляемых к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов. С 2017 по 2019 гг. росло не только их общее количество, до 437 в 2018 году, но и увеличивалась доля в общей структуре рассматриваемых материалов -с 10,7% до 12,3%.

Следует отметить снижение численности привлекаемых к ответственности сотрудников по результатам заседания Комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов с 570 до 337 т.е. почти в два раза (табл. 2). Максимальное сокращение произошло по направлениям деятельности непо-

средственно связанным с исполнением сотрудниками своих служебных обязанностей.

Противодействие коррупции сопровождается не только привлечением сотрудников к дисциплинарной, административной, но и к уголовной ответственности. По данным ФССП в 2019 году были возбуждены уголовные дела по должностным преступлениям в отношении 247 работников территориальных органов службы судебных приставов, по 245 уголовным делам. Количество сотрудников, в отношении которых возбуждены уголовные дела практически не снижается. Так, в 2017 году уголовные дела по преступлениям, предусмотренными ст. 290 (получение взятки), 291.1 (посредничество во взяточничестве), 291.2 (мелкое взяточничество), злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ),

превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), служебный подлог (ст. 292 УК РФ), халатность (ст. 293 УК РФ), были возбуждены в отношении 68 действующих и бывших работников территориальных органов ФССП России, в 2018 году -54, а в 2019 году - 67. Общая сумма вымогаемых взяток в 2019 году составила свыше 9,7 млн руб. (в 2018 году - 24 млн руб.).

Таблица 2. Привлечение к ответственности федеральных государственных гражданских служащих по результатам заседания Комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов федеральных государственных гражданских служащих действующими в ФССП России

Коррупционные правонарушения 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2019 г. в% к 2017 г.

Представление неполных и (или) недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера 419 255 267 63,7

Несоблюдение требований к служебному поведению и об урегулировании конфликта интересов 132 130 65 49,2

Несоблюдение требований об объективности и уважительности причин непредставления сведений о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей 4 4 5 125,0

Иные правонарушения 15 3 0 0,0

Итого 570 392 337 59,1

Уволено в связи с утратой доверия 80 31 23 28,8

В 2019 году за непринятие федеральными государственными служащими мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого они являлись, уволен в связи с утратой доверия 31 работник (46% от общего количества взяточников), в 2018 году - 23 работника (43%)[1].

К числу наиболее часто встречающихся коррупционных правонарушений в системе ФССП можно отнести:

• получение и вымогательство взяток;

• преднамеренное «затягивание» исполнительного производства;

• незаконная реализация имущества, принадлежащего должнику, которое в рамках исполнительного производства подлежит передаче взыскателю;

• незаконное окончание исполнительного производства без его фактического исполнения;

• непринятие мер принудительного исполнения по исполнительному производству;

• незаконные действия по снятию запрета на регистрацию транспортных средств;

• незаконное снятие либо не вынесение постановления о временном ограничении должника на выезд из Российской Федерации;

• незаконные действия по неисполнению административных актов;

• иные незаконные действия по исполнительным производствам.

Пристав-исполнитель не имеет право продавать движимое и недвижимое имущество должника самостоятельно. Он может только его арестовать и передать на ответственное хранение организациям, с которыми у приставов заключены договоры о хранении. Однако встречаются случаи, когда судебный пристав-исполнитель нарушает регламент процедуры взыскания, превышает свои должностные полномочия. Возможны ситуации, когда судебные приставы оставляют должников, в прямом смысле слова, без средств к существованию и последнего имущества, что является серьезным превышением служебных обязанностей судебных приставов, т.к. по закону должникам предоставляется возможность гасить задолженность поэтапно. Одним из самых частых нарушений является невыполнение своих служебных обязанностей, когда, в рамках возбужденного исполнительного производства, исполнительные действия судебными приставами не производятся.

Достаточно распространенным коррупционным правонарушением является служебный подлог. Сложность его выявления обусловлена необходимостью проведения исследования документов на предмет их подлинности и соответствия нормативным требованиям, поиском свидетелей, их возможным отсутствием. У судебного пристава-исполнителя не всегда есть возможность реализации исполнительного производства поэтому, для того чтобы отчитаться о проделанной работе и обеспечить высокие показатели фальсифицируются отчетные данные.

Изучение коррупции позволяет сделать вывод, что кроме причин общего характера к которым относят несовершенство российского законодательства, низкий уровень правовой культуры населения, низкая эффективность деятельности исполнительных органов власти, отсутствие демократического контроля за деятельностью органов государственного управления, склонность населения к взяточничеству и т.п., на распространение коррупции среди сотрудников ФССП России влияют факторы, обусловленные спецификой службы.

Причиной коррупционных проявлений выступает слишком большая нагрузка на одного работника. Количество исполнительных производств, подлежащих реализации приставом-исполнителем может составлять сотни, а то и тысячи дел, соответственно сотрудники службы судебных приставов, «восстанавливают справедливость» посред-

ством незаконного получения дополнительных доходов в виде взятки.

Возникновение конфликта интересов может явиться следствием относительно низкой заработной платы судебных приставов-исполнителей, «поскольку заработная плата обычного судебного пристава-исполнителя невелика, то возникает соблазн заработать таким образом «легкие деньги» [2, с.25-26].

Совершению правонарушений способствует и недостаточно эффективная планово-предупредительная работа по профилактике и предупреждению правонарушений коррупционного характера. Зачастую рассмотренные выше правонарушения выявляются несвоевременно. Сотрудники, решившие использовать свои служебные функции в корыстных целях имеют возможность для подготовки и в дальнейшем совершения противоправного деяния, которое может быть не раскрыто в ближайшей перспективе, что создает чувство безнаказанности не только у виновных, но и их у коллег, обладавших информацией о противоправных деяниях, что привело к совершению аналогичных уголовно наказуемых деяний другими сотрудниками ФССП.

Проблемы в работе комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов иногда создают сами заявители, обращающиеся с жалобами на сотрудников в ФССП России, поскольку информация, направляемая ими для рассмотрения, носит неконкретный характер, требует уточнения и проверки.

Повышение эффективности мероприятий по противодействию распространения коррупции сдерживается, как считают многие исследователи, из-за несовершенства законодательства регулирующего деятельность сотрудников органов принудительного исполнения[3].

Выявление и противодействие коррупционным правонарушениям в системе органов принудительного исполнения осложняется еще и тем, что сотрудники службы в большинстве имеют хорошее юридическое и экономическое образование, высокий интеллектуальный уровень, и поэтому, способны квалифицированно анализировать и применять на практике нормативно-правовые акты регулирующие деятельность службы, что позволяет им в свою очередь сочетать выполнение своих должностных обязанностей с реализацией корыстных, противоправных интересов.

Снизить уровень коррупции в системе органов принудительного исполнения можно только посредством реализации комплексного подхода включающего мероприятия силового, экономического, образовательного характера.

Реальный эффект может принести усиление контроля за изменением доходов, расходов, имущества сотрудников Федеральной службы судебных приставов. В настоящее время проверки за доходами проводятся на основании «Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендую-

щими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» утвержденного Указом Президента РФ от 21 сентября 2009 г. № 1065. В соответствии с п. 10 настоящего положения проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера проводится в случае наличия достаточной информации, представленной в письменном виде в установленном порядке правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами; постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями; Общественной палатой Российской Федерации; общероссийскими средствами массовой информации. В число источников информации инициирующих обязательную проверку следует включить информацию Интернет-изданий, социальных сетей, региональных общественных палат, региональных общественных объединений. Для эффективного противодействия коррупции необходимо, чтобы возможно большее количество лиц, письменная информация которых может послужить основанием для проведения проверки сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, было наделено необходимыми правомочиями в соответствующих нормативных правовых актах [4, с.212].

Свидетельством о возможном совершении коррупционных правонарушений выступает несоответствие доходов и расходов. В Российской Федерации контроль за соответствием расходов государственных и муниципальных служащих осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 03.12.2012 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» № 230-ФЗ. Генеральной прокуратурой на основании указанного закона разработана методика «Контроль за соответствием расходов государственных и муниципальных служащих их доходам. Памятка для служащих». Контроль за соответствием расходов государственных и муниципальных служащих их доходам возложен на кадровые службы и органы прокуратуры. Решение об осуществлении контроля за расходами государственных служащих принимается в случае, если чиновник или члены его семьи (супруг/супруга, несовершеннолетние дети) в течение отчетного года расходуют на совершение сделок по приобретению недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг сумму, превышающую общий доход данного лица, его супруги (супруга) за три последних года. Получив информацию о незаконном получении лицом доходов, сотрудники прокуратуры обращаются в суд

5 -о

сз

<

с заявлением об обращении в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы. Если расходы лица превышают задекларированные доходы, оно может быть освобождено от должности, уволено, привлечено к административной или уголовной ответственности.

Совершенствование механизма контроля за расходами сотрудников опять же предполагает увеличение перечня инициаторов проведения проверок за расходами, это могут быть отдельные граждане, общественные организации, некоммерческие объединения, негосударственные кредитно-финансовые институты. Представляется целесообразным снижение уровня расходов, за которым должна последовать проверка на предмет осуществления коррупционных действий. Например, в Соединенных штатах члены конгресса должны отчитываться о сделках по купле/продаже акций, если их величина превышает тысячу долларов [5].

Численность сотрудников ФССП на настоящий момент времени составляет порядка 75 тысяч человек, поэтому проверить весь персонал будет довольно сложно, это потребует улучшения администрирования контроля за доходами и расходами, и соответственно дополнительных материальных затрат. Нужно отметить, что большую помощь в плане повышения прозрачности доходов и расходов окажет реализация Федерального закона от 08.06.2020 N 168-ФЗ «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации». Федеральный регистр будет включать информацию на всех граждан Российской Федерации, в том числе и о сотрудниках Федеральной службы судебных приставов следующего характера: сведения о физическом лице: а) фамилия, имя и отчество (при наличии) и в случае их изменения иные фамилия, имя и отчество (при наличии); дата рождения; дата смерти; место рождения и пр. Несмотря на то, что в законе нет прямого указания на сбор данных о материальном состоянии граждан, сведения о доходах могут быть получены посредством анализа поступающей в динамике за несколько лет информации. В июле 2020 года Министерство финансов вынесло на рассмотрение поправки в Бюджетный кодекс направленные на усиление борьбы с незаконными доходами государственных служащих, а также всех граждан не способных доказать законность приобретенного имущества. Денежные средства если доказана незаконность их происхождения предлагается конфисковывать и направлять в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Свою роль в контроле за доходами и расхода-„ ми сотрудников должны сыграть и комиссии по со-2 блюдению требований к служебному поведению ^ федеральных государственных служащих и уре-еЗ гулированию конфликта интересов. В настоящее Ц время комиссии играют достаточно пассивную

роль в противодействии коррупции. На заседаниях комиссий рассматриваются материалы, поступающие из контрольно-надзорных органов, в первую очередь из прокуратуры, решения комиссии носят рекомендательный характер. Потенциал комиссий как института противодействия коррупционным правонарушениям сегодня раскрыт не полностью. Комиссии следует наделить полномочиями инициации рассмотрения случаев несоответствия доходов и расходов сотрудников и членов их семей, решения комиссий должны стать обязательными для исполнения руководством организаций.

Литература

1. Взяткам - нет! О выявлении взяточников и взяткодателей в 2019 году // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fssp.gov.ru/ vzjatkam_-_net

2. Ковалева, К.В. Проблемные вопросы противодействия коррупции в деятельности Федеральной Службы Судебных Приставов Российской Федерации / К.В. Ковалева. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. -2017. - № 5.1 (139.1). - с. 26-29. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/ archive/139/39321/

3. Мурзабулатов У.М. Концептуальные пробелы в законодательстве об исполнительном производстве // Правовое государство: теория и практика. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ kontseptualnye-probely-v-zakonodatelstve-ob-ispolnitelnom-proizvodstve/viewer

4. Литовка А.Б. Совершенствование механизма выявления и разрешения конфликта интересов на государственной и муниципальной службе России // Власть и управление на Востоке России. - 2017. -№ 4. - с. 209-215.

5. Чистота по американски // РБК ежедневная деловая газета. - 21 апреля 2015. -№ 70.

6. Моисеев В.В. Международный опыт противодействия коррупции // Среднерусский вестник общественных наук. - 2013. - № 3 - с. 175-179.

7. На что влиял полковник ФСБ Черкалин: 12 млрд - это крохи // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.fontanka. ru/2019/05/20/081/

8. «Приятный человек с налетом гламура» // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// lenta.ru/articles/2019/10/03/cherkalin/

9. Противодействие коррупции // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://litinstitut.ru/anti-corruption

10. Сулакшин С.С. Приватизированное государство. Постановка задачи // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rusrand.ru/forecast/ privatizirovannoe-gosudarstvo-postanovka-zadachi

11. Тимофеева А.А., Голодненко Е.В. Проблемы противодействия коррупции в России: история и современность // Территория новых воз-

можностей. Вестник ВГУЭС. - 2018. - № 3. -С.171-177.

THE MAIN DIRECTIONS OF COMBATING CORRUPTION IN THE FEDERAL BAILIFF SERVICE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Ivanov A.M., Kupchenko K.V., Fedoskin N.N., Yagneshko M.V.

Smolensk Branch of the Saratov State Law Academy, Smolensk Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

The article presents the results of the analysis of corruption offenses committed by employees of the Federal Bailiff Service in 20172019. Despite the positive dynamics, their number remains at a fairly high level. The authors investigated the most typical manifestations of corruption in the sphere of activity of employees of the Federal Bailiff Service, such as: official forgery, falsification of reporting data, failure to fulfill their official duties in the framework of initiated enforcement proceedings, etc.

Analysis of the causes of corruption allows us to conclude that in addition to general reasons, the behavior of FSSP employees is influenced by factors due to the specifics of the service. The authors consider the current practice of combating corruption in the FSSP system. In particular we studied the activity of the commissions on observance of requirements to office behaviour and settlement of conflict of interests of Federal civil servants active in the system of bailiffs, the structure and statistics of penalties imposed for non-employees of the requirements for the conduct of state officials. As priority measures to combat corruption, the authors suggest strengthening control over changes in income, expenses, and property values of employees of the Federal Bailiff Service, and expanding the list of initiators of spending checks. They conclude that a positive effect in controlling the income and expenses of employees should be brought by increasing the role of commissions for compliance with the requirements for official behavior of federal public servants and resolving conflicts of interest, giving them the authority to initiate consideration of cases of non-compliance of income and expenses of employees and their family members. The decisions of the commissions should be binding on the management of the service. As a result of the study, the authors come to the conclusion that force measures should be supplemented by the formation of intolerance to corruption in society.

Keywords: corruption, anti-corruption legislation, anti-corruption,

criminal law measures, corruption in the Federal Bailiff Service.

References

1. No bribes! About identification of bribe takers and bribe takers in 2019 / /[Electronic resource]. Mode of access: https://fssp.gov. ru/vzjatkam_-_net

2. Kovaleva, K.V. Problematic issues of anti-corruption in the activities of the Federal Bailiff Service of the Russian Federation / K.V. Kovaleva. - Text: direct / / Young scientist. - 2017. - № 5.1 (139.1). - pp. 26-29. - [Electronic resource]. Mode of access: https://moluch.ru/archive/139/39321/

3. Murzabulatov U.M. Conceptual gaps in the legislation on enforcement proceedings / / Pravovoe gosudarstvo: teoriya i praktika. - [Electronic resource]. Mode of access: https://cyberlen-inka.ru/article/n/kontseptualnye-probely-v-zakonodatelstve-ob-ispolnitelnom-proizvodstve/viewer

4. Litovka A.B. Improving the mechanism for identifying and resolving conflicts of interest in the state and municipal service of Russia // Power and management in the East of Russia. -2017. - No. 4. - p. 209-215.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Chistota po amerikanskogo / / RBC daily business newspaper. - April 21, 2015. - No. 70.

6. Moiseev V.V. International experience of countering corruption / / Central Russian Bulletin of Social Sciences. - 2013. -No. 3-pp. 175-179.

7. What influenced Colonel of the FSB Cherkalin: 12 billion is crumbs / /[Electronic resource]. Mode of access: https://www. fontanka.ru/2019/05/20/081/

8. "A pleasant man with a touch of glamour" / /[Electronic resource]. Mode of access: https://lenta.ru/articles/2019/10/03/ cherkalin/

9. Anti-corruption measures //[Electronic resource]. Mode of access: http://litinstitut.ru/anti-corruption

10. Sulakshin S.S. Privatized state. Statement of the problem / / [Electronic resource]. Mode of access: http://rusrand.ru/fore-cast/privatizirovannoe-gosudarstvo-postanovka-zadachi

11. Timofeeva A. A., Golodnenko E.V. Problems of countering corruption in Russia: history and modernity // Territory of new opportunities. Bulletin of VSUES. - 2018. - No. 3. - pp. 171-177.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.