Научная статья на тему 'О некоторых актуальных проблемах деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов'

О некоторых актуальных проблемах деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2184
297
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ОГРАНИЧЕНИЯ / ЗАПРЕТЫ / ОБЯЗАННОСТИ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / КОРРУПЦИОННЫЙ ПРОСТУПОК / КОМИССИЯ / КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГРАЖДАНСКИЙ СЛУЖАЩИЙ / ПРОФИЛАКТИКА / CORRUPTION / RESTRICTIONS / PROHIBITIONS / DUTIES / RESPONSIBILITIES / CORRUPTION OFFENCE / THE COMMISSION / CONFLICT OF INTEREST / CIVIL SERVANT / PREVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алимпиев Сергей Александрович

В статье оценивается эффективность действующего законодательства, регулирующего профилактику коррупционных правонарушений, ограничения, запреты и обязанности, содержащиеся в Федеральном законе «О противодействии коррупции», отношение к ним государственных служащих. Приводятся некоторые проблемы, с которыми сталкиваются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, а также анализируются основные причины, с которыми сталкиваются указанные комиссии в ходе заседаний, практика по рассмотрению дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков. Автором предлагаются рекомендации по повышению эффективности деятельности комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Алимпиев Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On some topical problems of the commissions on observance of requirements to office behaviour of state employees and settlement of conflict of interests

The article evaluates the effectiveness of current legislation regulating the prevention of corruption offenses, restrictions, prohibitions and obligations contained in the law «On combating corruption», the attitude of the government staff, are some of the challenges faced by the Commission on observance of requirements to office behaviour of state employees and settlement of conflict of interests, and analyzes the main causes faced by these commissions during the meetings, the practice of considering cases on disputes connected with attraction of state and municipal employees to disciplinary liability for committing corruption offenses, with recommendations for improving the effectiveness of the Commission on observance of requirements to office behaviour of state employees and settlement of conflict of interests.

Текст научной работы на тему «О некоторых актуальных проблемах деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов»

УКРЕПЛЕНИЕ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА

УДК 343.8

О некоторых актуальных проблемах деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов

Алимпиев Сергей Александрович, доцент кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права Уральского юридического института МВД России, кандидат юридических наук e-mail: [email protected]

В статье оценивается эффективность действующего законодательства, регулирующего профилактику коррупционных правонарушений, ограничения, запреты и обязанности, содержащиеся в Федеральном законе «О противодействии коррупции», отношение к ним государственных служащих. Приводятся некоторые проблемы, с которыми сталкиваются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, а также анализируются основные причины, с которыми сталкиваются указанные комиссии в ходе заседаний, практика по рассмотрению дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков. Автором предлагаются рекомендации по повышению эффективности деятельности комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Ключевые слова: коррупция; ограничения; запреты; обязанности; ответственность; коррупционный проступок; комиссия; конфликт интересов; государственный гражданский служащий; профилактика.

On some topical problems of the commissions on observance of requirements to office behaviour of state employees and settlement of conflict of interests

Alimpiev Sergey Alexandrovich, Аssociate Professor of the Department of Criminology and Penal Law of the Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Сandidate of Law

The article evaluates the effectiveness of current legislation regulating the prevention of corruption offenses, restrictions, prohibitions and obligations contained in the law «On combating corruption», the attitude of the government staff, are some of the challenges faced by the Commission on observance of requirements to office behaviour of state employees and settlement of conflict of interests, and analyzes the main causes faced by these commissions during the meetings, the practice of considering cases on disputes connected with attraction of state and municipal employees to disciplinary liability for committing corruption offenses, with recommendations for improving the effectiveness of the Commission on observance of requirements to office behaviour of state employees and settlement of conflict of interests.

Key words: corruption; restrictions; prohibitions; duties; responsibilities; corruption offence; the Commission; conflict of interest; civil servant; prevention.

В соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции»1 коррупция представляет собой злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а равно совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица. Последняя, являясь правовой проблемой, в равной мере касается как государственной власти, так и каждого члена общества в отдельности. Для государственной власти рассматриваемая проблема приобретает особое значение, поскольку одним из главных негативных последствий ее нерешенности является потеря правом своего исходного социального предназначения. В таких условиях право не выполняет функций по обеспечению прав и законных интересов человека, а используется в качестве средства для удовлетворения потребностей отдельных лиц, что приводит к его нравственному обесцениванию и восприятию обществом в качестве пустой формальности.

Так, в 2015 г. в целом по стране зарегистрировано свыше 32 тыс. преступлений коррупционной направленности, по сравнению с прошлым годом рост составил 1%. При этом существенно возросло количество преступлений, предусмотренных ст. 290 УК РФ, в том числе совершенных организованными группами в крупном и особо крупном размере. Больше выявлено лиц, совершивших коррупционные деяния. Появились действительно знаковые дела, случаи привлечения к уголовной ответственности чиновников, которых многие считали неприкасаемыми2. Среди них главы регионов и муниципальных образований, депутаты различного уровня, сотрудники правоохранительных органов страны3.

Вместе с тем особое беспокойство продолжает вызывать невыполнение некоторыми государственными и муниципальными служащими требований законодательства о противодействии коррупции, которое проявляется в непринятии мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является государственный или муниципальный служащий; осуществлении предпринимательской

1 О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 // Российская газета. 2008. 30 декабря.

2 О состоянии законности и правопорядка в 2015 году и о проделанной работе по их укреплению: доклад Генерального прокурора России на заседании Совета Федерации Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://genproc.gov.ru/genprokuror.

3 Рейтинг регионов ПАСМИ: топ-5 самых крупных взяток [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// http://pasmi.ru/ archive/154546.

деятельности; непредставлении сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в том числе своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, либо представлении заведомо недостоверных или неполных сведений4.

Указанные данные свидетельствуют о том, что эффективность правового воздействия на коррупционные правонарушения невысока, в связи с чем в указе Президента РФ «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» преступные посягательства, связанные с коррупцией, названы одним из основных источников угроз национальной безопасности России5. Они приобрели не просто масштабные формы, масштабный характер, они стали привычным, обыденным явлением6, угрожающим устойчивому развитию государства.

Низкая степень вероятности привлечения к юридической ответственности не вызывает у лиц, находящихся на государственной службе, должного стимула к законопослушному поведению, в связи с чем возникает необходимость пересмотреть взгляд на правовое воздействие на коррупционные правонарушения. Лишь в эффективно действующем правовом механизме зарождается та сила, которая в правовой жизни общества позволит противодействовать коррупции, включающей в себя получение взятки.

Основными причинами сложившейся ситуации выступают:

- ошибки, допускаемые комиссиями по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Так, анализ материалов обобщения судебной практики показал, что зачастую муниципальные и гражданские служащие, сотрудники правоохранительных органов обращаются в суды с требованиями о восстановлении на службе, признании незаконным решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликтов интересов, решения аттестационной комиссии, приказа об увольнении, приказа начальника о наложении дисциплинарного взыскания;

- сложности в практическом применении норм законодательства, регулирующих отношения в сфере профилактики коррупционных правонарушений.

Несмотря на принимаемые меры противодействия, изменение антикоррупционного законодательства, наблюдается существенный рост коррупционных право-

4 Обзор практики по рассмотрению в 2012-2013 годах дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков: утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 30 июля 2014 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// ИС «Гарант».

5 О стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 1. Ст. 212.

6 См.: Вступительное слово Д. А. Медведева на заседании Совета по противодействию коррупции 30 сентября 2008 г. // Российская газета. 2008. 1 октября.

нарушений, в том числе связанных с получением взятки, что в совокупности с трудностями, возникающими у правоохранительных органов в профилактической работе, по нашему мнению, делает теоретически и практически значимым, своевременным и актуальным дальнейшее научное исследование данной проблемы.

Сегодня согласно действующему законодательству для лиц, замещающих должности государственной и муниципальной службы, в целях профилактики коррупции устанавливаются определенные запреты и обязанности, к числу которых отнесены следующие: запрет открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами; обязанность представлять сведения о своих расходах, доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; обязанность уведомлять о склонении к совершению коррупционных правонарушений; обязанность принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте или о возможности его возникновения, как только станет об этом известно; обязанность в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации1. Неисполнение указанных обязанностей и запретов является коррупционным правонарушением, влекущим увольнение государственного и муниципального служащего с государственной или муниципальной службы. Вместе с тем в соответствии с ч. 1 ст. 12.5 Федерального закона «О противодействии коррупции» федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами для лиц, замещающих должности государственной и муниципальной службы, в целях противодействия коррупции могут устанавливаться иные запреты, ограничения, обязанности и правила служебного поведения.

Изучение судебной практики по вопросам применения дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков позволил сделать вывод о том, что нередко на заседаниях комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликтов интересов вопрос о наложении дисциплинарного взыскания связывался с наличием или отсутствием в действиях государственного и муниципального служащего признаков состава преступления, предусмотренного УК РФ.

Представляется, что вышеуказанная позиция не совсем соответствует действующему законодательству, согласно которому применение дисциплинарных взы-

1 О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 // Российская газета. 2008. 30 декабря.

сканий связывается с нарушением служебной дисциплины. Последняя, к примеру, может выражаться в непринятии мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, стороной которого является государственный или муниципальный служащий, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по представлению сведений о расходах, доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и иное неисполнение государственным, муниципальным служащим обязанности, предусмотренной соответствующими нормативными правовыми актами.

Так, Ж. обратился в районный суд с иском к органу внутренних дел о восстановлении срока для обращения в суд, признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на службе, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда. Решением районного суда иск Ж. в части восстановления срока для обращения в суд, признании приказа об увольнении незаконным и восстановлении на службе удовлетворен, в остальной части иск удовлетворен частично. Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда и принимая новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Ж. требований, указал, что постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Ж. за отсутствием составов указанных преступлений не может быть положено в основу вывода о незаконности увольнения истца, поскольку для увольнения на основании п. 22 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не требуется наличие состава уголовного преступления, а достаточно установления факта совершения лицом дисциплинарного коррупционного проступка2.

Следовательно, дисциплинарный проступок, в том числе коррупционный, является единственным основанием дисциплинарной ответственности. Никакие уголовно-процессуальные отношения, стороной которых выступает государственный, муниципальный служащий (например, задержание, возбуждение уголовного дела, проведение следственных действий, вынесение обвинительного приговора), не должны выступать обязательным условием для наступления дисциплинарной ответственности в связи с коррупционным проступком.

Библиографический список

1. Буранок А. О. Направления совершенствования деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов / А. О. Буранок // Вестник Международного института рынка. - 2015. - № 2. - С. 14-20.

2. Вступительное слово Д. А. Медведева на заседании Совета по противодействию коррупции 30 сентября 2008 г. // Российская газета. - 2008. - 1 октября.

2 Дело № 33-2995. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://rospravosudie.com/court-verxovnyj-sud-respubliki-

dagestan-respublika-dagestan-s/act-107195403.

3. Зарипова Р. Р. Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов как субъект предупреждения коррупции: сб. по итогам Международ. науч.-практ. конф. «Проблемы внедрения результатов инновационных разработок» / Р. Р. Зарипова. - Пермь, 2017. - С. 128-130.

4. Рейтинг регионов ПАСМИ: топ-5 самых крупных взяток [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// http://pasmi.ru/archive/154546.

Bibliograficheskij spisok

1. Buranok A. O. Napravleniya sovershenstvovaniya deyatel'nosti komissij po soblyudeniyu trebovanij k sluzhebnomu povedeniyu gosudarstvennyh grazhdanskih (municipal'nyh) sluzhashchih i uregulirovaniyu konflikta interesov / A. O. Buranok // Vestnik Mezhdunarodnogo instituta rynka. - 2015. - № 2. - S. 14-20.

2. Vstupitel'noe slovo D. A. Medvedeva na zasedanii Soveta po protivodejstviyu korrupcii 30 sentyabrya 2008 g. // Rossijskaya gazeta. - 2008. - 1 oktyabrya.

3. Zaripova R. R. Komissiya po soblyudeniyu trebovanij k sluzhebnomu povedeniyu federal'nyh gosudarstvennyh sluzhashchih i uregulirovaniyu konflikta interesov kak sub»ekt preduprezhdeniya korrupcii: sb. po itogam Mezhdunarod. nauch.-prakt. konf. «Problemy vnedreniya rezul'tatov innovacionnyh razrabotok» / R. R. Zaripova. -Perm; 2017. - S. 128-130.

4. Rejting regionov PASMI: top-5 samyh krupnyh vzyatok [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http:// http://pasmi.ru/archive/154546.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.