Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

719
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / PUBLIC SERVICE / АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ / ANTI-CORRUPTION MECHANISMS / ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ANTI-CORRUPTION / КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ / CONFLICT OF INTEREST / ЭТИКА / ETHICS / OFFICIAL RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Филоненко Татьяна Викторовна

В статье автор обобщает основные механизмы противодействия коррупции, закрепленные в законодательстве Российской Федерации, раскрывает понятие должностной и коррупционной преступности, дает характеристику группе факторов, которые оказывают основное влияние на формирование преступлений коррупционной направленности в системе государственной службы. Рассмотрены факторы, непосредственно влияющие на должностную и коррупционную преступность. С нашей точки зрения, можно выделить три основные группы факторов: социально-экономические (неудовлетворительные условия службы большинства чиновников и размер оплаты их труда); нравственно-духовные (общество толерантно относится к должностной преступности); организационные (неэффективная организация контроля деятельности публичных служащих). Автор рассматривает существующие антикоррупционные механизмы: декларирование доходов; создание специальных подразделений по профилактике коррупционных правонарушений; уведомления работодателя о фактах склонения служащих к коррупционным правонарушениям; порядок урегулирования конфликта интересов; создание специальных комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов; принятие Кодексов этики и служебного поведения государственных служащих. Сделан вывод о том, что в настоящее время государством реализуется достаточно объемный спектр антикоррупционных механизмов в системе государственной службы, который в большей мере отвечает требованиям международных актов. Одновременно автор отмечает, что не все механизмы, содержащиеся в нормативно-правовых актах Российской Федерации, в настоящее время хорошо проработаны и эффективны. Вместе с тем, стоит признать, что за последние годы в этом направлении сделан значительный шаг вперед, что дает определенные надежды на совершенствование мер антикоррупционной политики и достижение определенных результатов в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL BASIS OF ANTI-CORRUPTION MEASURES IN THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article summarizes the main mechanisms for combating corruption set forth in the Russian legislation. The concept of official corruption and corruption crime is disclosed in the text. Also author characterizes a group of factors that have a major impact on the formation of corruption crimes of public servants. From the author’s point of view, there are three main groups of factors: socio-economic (unsatisfactory conditions of service for the majority of officials and the amount of payment for their work); moral and spiritual (society is tolerant to white-collar crime); organizational (inefficient organization and monitoring of the activities of public servants). Author examines the existing anti-corruption mechanisms: declaration of income; creation of special units for the prevention of corruption offenses; notifying the employer about the facts of declination of public servants to corruption offenses; procedure for settling conflicts of interest; creation of a special commission to comply with the requirements of official conduct of federal officials and resolve conflicts of interest; adoption of a code of ethics and official conduct of civil servants. The conclusion is that at present the government has implemented fairly lengthy range of anti-corruption mechanisms in the public service, which increasingly meets the requirements of international instruments. At the same time the author notes that not all the mechanisms contained in the legal acts of the Russian Federation, are now well developed and effective. However, it is recognized that in recent years a significant step forward has been made in this area, it gives some hope for the improvement of anti-corruption policies and measures to achieve certain results.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 342.9.072.22(470)

Т.В. Филоненко1

Прокуратура Приморского края, г. Владивосток, Россия

E-mail: [email protected]

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье автор обобщает основные механизмы противодействия коррупции, закрепленные в законодательстве Российской Федерации, раскрывает понятие должностной и коррупционной преступности, дает характеристику группе факторов, которые оказывают основное влияние на формирование преступлений коррупционной направленности в системе государственной службы. Рассмотрены факторы, непосредственно влияющие на должностную и коррупционную преступность. С нашей точки зрения, можно выделить три основные группы факторов: социально-экономические (неудовлетворительные условия службы большинства чиновников и размер оплаты их труда^; нравственно-духовные (общество толерантно относится к должностной преступности); организационные (неэффективная организация контроля деятельности публичных служащих). Автор рассматривает существующие антикоррупционные механизмы: декларирование доходов; создание специальных подразделений по профилактике коррупционных правонарушений; уведомления работодателя о фактах склонения служащих к коррупционным правонарушениям; порядок урегулирования конфликта интересов; создание специальных комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта инте -ресов; принятие Кодексов этики и служебного поведения государственных служащих. Сделан вывод о том, что в настоящее время государством реализуется достаточно объемный спектр антикоррупционных механизмов в системе государственной службы, который в большей мере отвечает

1 Татьяна Викторовна Филоненко, прокурор отдела государственных обвинителей прокуратуры Приморского края, г. Владивосток, Россия.

Для цитирования: Филоненко Т.В. Правовые основы противодействия коррупции в системе государственной службы Российской Федерации // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2016. Т. № 1-2. С. 100-114.

© Филоненко Т.В., 2016

требованиям международных актов. Одновременно автор отмечает, что не все механизмы, содержащиеся в нормативно-правовых актах Российской Федерации, в настоящее время хорошо проработаны и эффективны. Вместе с тем, стоит признать, что за последние годы в этом направлении сделан значительный шаг вперед, что дает определенные надежды на совершенствование мер антикоррупционной политики и достижение определенных результатов в данной области.

Ключевые слова: государственная служба, антикоррупционные механизмы, должностное лицо, ответственность, противодействие коррупции, конфликт интересов, этика.

Tatiana V. Filonenko1

The prosecutor's office of the Primorsky Territory, Vladivostok, Russia

E-mail: [email protected]

LEGAL BASIS OF ANTI-CORRUPTION MEASURES IN THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. The article summarizes the main mechanisms for combating corruption set forth in the Russian legislation. The concept of official corruption and corruption crime is disclosed in the text. Also author characterizes a group of factors that have a major impact on the formation of corruption crimes of public servants. From the author's point of view, there are three main groups of factors: socio-economic (unsatisfactory conditions of service for the majority of officials and the amount of payment for their work); moral and spiritual (society is tolerant to white-collar crime); organizational (inefficient organization and monitoring of the activities of public servants). Author examines the existing anti-corruption mechanisms: declaration of income; creation of special units for the prevention of corruption offenses; notifying the employer about the facts of declination of public servants to corruption offenses; procedure for settling conflicts of interest; creation of a special commission to comply with the requirements of official conduct of federal officials and resolve conflicts of interest; adoption of a code of ethics and official conduct of civil servants. The conclusion is that at present the govern-

1 Tatiana V. Filonenko, prosecutor of the Public Prosecution Office of Public Prosecutor of the Primorsky Territory, Vladivostok, Russia.

For citation: Filonenko, T. V. legal basis of anti-corruption measures in the legislation of the Russian Federation // PACIFIC RIM: Economics, Politics, Law. 2016. № 1-2. P. 110-114.

ment has implemented fairly lengthy range of anti-corruption mechanisms in the public service, which increasingly meets the requirements of international instruments. At the same time the author notes that not all the mechanisms contained in the legal acts of the Russian Federation, are now well developed and effective. However, it is recognized that in recent years a significant step forward has been made in this area, it gives some hope for the improvement of anti-corruption policies and measures to achieve certain results.

Keywords: public service, anti-corruption mechanisms, the official responsibility, anti-corruption, conflict of interest, ethics.

С точки зрения современных уголовно-правовых и криминологических подходов, ядром коррупционной преступности является должностная преступность. Должностная преступность объединяет все другие виды преступлений, если они совершены должностными лицами с использованием своих должностных полномочий вопреки интересам службы. В таком понимании должностная преступность часто именуется коррупционной.

Согласно примечанию к ст. 285 УК РФ должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ [1].

Статистика последних лет показывает, что число должностных преступлений увеличивается за счет таких деяний, как служебный подлог, получение и дача взятки, злоупотребление должностными полномочиями.

Постараемся рассмотреть, какие факторы непосредственно влияют на должностную и коррупционную преступность. С нашей точки зрения, можно выделить три основные группы факторов:

• социально-экономические. В числе этих факторов, как и в причинных комплексах большинства других видов преступности, выделяется нестабильная ситуация в современной экономике. На развитие должностной и коррупционной преступности существенное влияние оказывает то, что в настоящее время условия службы большинства чиновников и размер оплаты их труда не позволяют им и их семьям достойно жить. Это способствует формированию корыстной мотивации служащих и провоцирует их на совершение преступлений.

• нравственно-духовные. Эти факторы, детерминирующие совершение должностных и коррупционных преступлений, в первую очередь выра-

жаются в том, что общество в целом достаточно толерантно относится к должностной преступности. Нередко в обыденном сознании граждан счита -ется допустимым «устроить», в обход обычной процедуры, на работу, в институт, в хорошую больницу или школу родственника, знакомого или детей своих знакомых; использовать связи и знакомства для продвижения по служебной лестнице.

На сегодняшний день люди, участвующие в коррупционных проявлениях, уже не вызывают резко отрицательного отношения к себе со стороны общества, их называют «деловыми» людьми, умеющими решать вопросы.

• организационные. Эти факторы должностной преступности характеризуются недостаточно эффективной организацией контроля деятельности публичных служащих, чрезмерной закрытостью и иногда необос-нованной корпоративной солидарностью большинства государственных органов, недостатком гласности и прозрачности в их деятельности, слабостью внутреннего, ведомственного контроля, плохим взаимодействием правоохранительных органов и низким уровнем профессионализма их работников, недостаточной научной и криминологической обеспеченностью противодействия преступности и др.

Чаще всего в роли должностного преступника предстает мужчина, но показатель удельного веса женщин в числе должностных преступников почти в 3 раза выше, чем доля женщин среди других категорий преступ -ников. Женщинами совершается примерно 25% должностных и корруп-ционных преступлений.

Должностные преступники, как правило, старше по возрасту, чем лица, осужденные за другие преступления. Должностные преступления чаще всего совершаются лицами в возрасте от 30 до 45 лет [2, с. 156].

Для должностного и коррупционного преступника характерен достаточно высокий уровень образования. Доля субъектов рассматриваемых преступлений с высшим образованием составляет в настоящее время около 70%, остальные преступники имеют неполное высшее или средне-специальное образование [3, с. 53]. В образовательной сфере должностные преступле -ния нередко совершаются лицами с учеными степенями и званиями.

Трудовая деятельность данных преступников, как правило, связана с различными направлениями ведения хозяйственной деятельности в государственных организациях и органах местного самоуправления, с работой в контролирующих и правоохранительных органах, с руководством муници -пальными предприятиями или предприятиями, входящими в состав государственных корпораций. В числе должностных и коррупционных преступников оказываются: сотрудники органов внутренних дел и таможни, занимающие различные должности от рядовых до высшего звена

руководящего состава; экономисты и бухгалтеры; военнослужащие; работники налоговых инспекций; медицинские работники; преподаватели.

Должностные преступники в подавляющем большинстве случаев характеризуются своим руководством положительно, так как редко нарушают трудовую дисциплину.

За исключением халатности, другие должностные и коррупционные преступления совершаются только умышленно, в большинстве случаев из корыстных побуждений или иной личной заинтересованности.

С учетом широкого распространения, которое получили должностные преступления в современной России, Правительством Российской Федерации разработан на сегодняшний день определенный комплекс мер, направленных на предупреждение и пресечение коррупционных проявлений, среди которых можно выделить следующие: декларирование доходов гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и предоставление федеральными государст-венными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

Правовой основой декларирования таких сведений является Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательств имущественного характера». Данный указ утверждает положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и формы справок указанных лиц о доходах, об имуществе и имущественных обязательствах.

Так, государственный служащий представляет ежегодно сведения о своих доходах, доходах своей супруги и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное содержание, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.

Вместе с тем, порядок реализации разработанных положений в части проверки достоверности и полноты представляемых сведений, а также мер, применяемых к должностным лицам в случае установления факта недостоверности сведений, с нашей точки зрения, нуждается в совершенствовании, так как на сегодняшний момент единственными мерами, которые могут быть применены к государственным служащим или лицам, претендующим на замещение должностей государственной гражданской службы,

является отказ в замещении конкретной должности, увольнение с государственной службы либо объявление дисциплинарного взыскания по результатам рассмотрения данного вопроса подразделением кадровой службы по профилактике коррупционных правонарушений.

Казалось бы, изначально данные положения были направлены не только на «отсев» недобросовестных должностных лиц и кандидатов на замещение должностей государственной службы, но и выяснение источников происхождения их доходов и обращение имущества, приобретенного на неизвестные доходы, в собственность государства. Однако такая процедура до сегодняшнего дня не разработана, определение понятия «неизвестные доходы» также отсутствует.

Кроме того, несмотря на многолетнюю практику предоставления деклараций о доходах, проверка законности получения источника дохода становится в большей степени формальной. Так, многочисленные чиновники, замещающие министерские посты, декларируют суммы, превышающие свои доходы в десятки раз. Однако конкретные примеры борьбы с коррупционными проявлениями таких лиц носят единичный характер, чаще всего в таких случаях лица увольняются с занимаемых должностей государственной службы по причине утраты доверия, а также в случае возбуждения в отношении них уголовных дел коррупционной направленности.

Применительно к заполнению декларации о доходах следует также отметить, что остались неурегулированными вопросы определения доходов семьи в целом, так как само понятие «семья» может включать в себя не только зарегистрированный брак между двумя лицами, но и гражданские отношения. Исходя из числа лиц, заполняющих декларации о доходах, не всегда представляется возможным отграничить состав семьи, выяснить реальные источники доходов должностных лиц, поскольку объекты недвижимости, транспортные средства, денежные вклады, акции и др. часто оформляются на близких родственников лица, замещающего должность в системе государственной службы.

Еще одним антикоррупционным механизмом, реализованным на практике, является создание в федеральных государственных органах специальных подразделений в виде отделов в департаментах (управле -ниях) по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадровой службы. В настоящее время в 76 федеральных государственных органах созданы такие подразделения, в 22 из них отдельные должностные лица кадровых служб наделены соответствующими полномочиями [4].

Задачи, функции и полномочия подразделений определены в Указе Президента РФ от 21.09.2009 № 1065 и в Типовом положении о подразделении по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадровой службы федерального государственного органа, утвержденном

Аппаратом Правительства Российской Федерации 18 февраля 2010 г. № 647п- П16. К основным функциям, которые реализуются должностными лицами таких подразделений, относятся:

- обеспечение деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов;

- оказание федеральным государственным служащим консультативной помощи по вопросам, связанным с применением на практике требований к служебному поведению и общих принципов служебного поведения;

- стимулирование антикоррупционного поведения служащих чаще всего осуществляется посредством премирования по итогам работы за месяц, квартал, год, открытие на официальных сайтах разделов о противодействии коррупции, публичное информирование о работе комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

В целях правового просвещения служащих и формирования нетерпимого отношения к коррупционным проявлениям осуществляется:

- повышение квалификации по программам антикоррупционной направленности;

- размещение информации по антикоррупционному поведению на информационных стендах;

- разъяснение положений законодательства о противодействии коррупции, вопросов прохождения государственной службы, порядка заполнения справок о доходах;

- создание телефонов «горячей линии» по вопросам коррупционных и иных правонарушений, обеспечение видеонаблюдения и аудиозаписи;

- проведение лекций, тренингов, семинаров и совещаний по вопросам коррупционных проявлений и нетерпимого к ним отношения.

К другим функциям указанных выше подразделений следует также отнести:

- проведение служебных проверок;

- обеспечение реализации служащими обязанности уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений;

- принятие мер по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов на государственной службе.

По итогам проверки сообщений о ставших известными гражданам случаях коррупционных и иных правонарушений в 2013-2014 гг. привлечено к ответственности 17 674 служащих. Из них: к дисциплинар-

ной - более 16 тыс. человек, уголовной - 2 175, административной - 76. В течение 2012-2013 гг. проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении 29 950 служащих и 32 562 граждан. По результатам проведенных проверок 2 765 гражданам отказано в приеме на федеральную государственную службу, 86 служащих уволено за несоблюдение установленных ограничений и запретов, требований к служебному поведению; обеспечено размещение сведений о доходах на официальных Интернет-сайтах федеральных государственных органов [5].

На практике же проверка федеральными органами исполнительной власти достоверности и полноты представленных сведений сводится к следующему:

1) осуществление контроля за своевременностью представления сведений и полнотой заполнения всех разделов справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

2) анализ справок на предмет участия служащих в работе коммерческих организаций посредством использования открытых и общедоступных сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) (при наличии доступа к соответствующим базам данных, предоставленного Федеральной налоговой службой);

3) выявление служащих, занимающихся иной оплачиваемой деятельностью без уведомления представителя нанимателя.

К еще одной обязанности работника, связанной с предупреждением его коррупционного поведения, можно отнести установление порядка уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах склонения федеральных государственных и муниципальных служащих к коррупционным правонарушениям. Правовой основой данного механизма является Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции» (в ред. Федерального закона от 11 июля 2011 г. № 200-ФЗ), ст. 9 которого гласит:

- государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений;

- невыполнение государственным или муниципальным служащим должностной (служебной) обязанности является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством РФ.

Государственный или муниципальный служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие

государственные органы о фактах обращения к нему других лиц в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения, а также о фактах совершения другими государственными или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо предоставления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, находится под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К другим антикоррупционным механизмам следует отнести порядок урегулирования конфликта интересов на гражданской службе, который регламентирован статьей 19 Федерального закона РФ от 27.07.2004 г. № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации. Под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи, а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

В случае возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме.

Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности гражданской службы.

Для соблюдения требований к служебному поведению государст-венных служащих и урегулирования конфликтов интересов в государст -венных органах созданы специальные комиссии по соблюдению требо -ваний к служебному поведению федеральных государственных служа -щих и урегулированию конфликта интересов. Указом Президента РФ от 1

июля 2010 г. № 821 утверждено Положение «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов», которым определен порядок формирования и деятельности комиссий.

Основной задачей комиссий является содействие государственным органам:

а) в обеспечении соблюдения служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов;

б) в осуществлении в государственном органе мер по предупреждению коррупции.

Комиссия образуется нормативным правовым актом государственного органа. Указанным актом утверждаются ее состав и порядок работы. В состав комиссии входят председатель комиссии, его заместитель, назначаемый руководителем государственного органа из числа членов комиссии, замещающих должности государственной службы в государственном органе, секретарь и члены комиссии. Все члены комиссии при принятии решений обладают равными правами. В отсутствие председателя комиссии его обязанности исполняет заместитель председателя комиссии.

Состав комиссии формируется таким образом, чтобы исключить возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые комиссией решения. При возникновении прямой или косвенной личной заинтересованности члена комиссии, которая может привести к конфликту интересов при рассмотрении вопроса, включенного в повестку для заседания комиссии, он обязан до начала заседания заявить об этом. В таком случае соответствующий член комиссии не принимает участия в рассмотрении указанного вопроса. Основаниями для проведения заседания комиссии являются:

представление государственным служащим недостоверных или неполных сведений о доходах и расходах; несоблюдение государственным служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов;

поступившее в подразделение кадровой службы обращение гражданина, замещавшего в государственном органе должность, о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с государственной службы;

заявление государственного служащего о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

представление руководителя государственного органа или любого члена комиссии, касающееся обеспечения соблюдения государственным служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо осуществления в государст-венном органе мер по предупреждению коррупции.

Комиссия не рассматривает сообщения о преступлениях и административных правонарушениях, а также анонимные обращения, не проводит проверки по фактам нарушения служебной дисциплины.

По итогам рассмотрения вопроса комиссия констатирует, что

а) сведения, представленные государственным служащим, являются достоверными и полными;

б) сведения, представленные государственным служащим, являются недостоверными и (или) неполными. В этом случае комиссия рекомендует руководителю государственного органа применить к государственному служащему конкретную меру ответственности.

По итогам рассмотрения выполнения требований к служебному поведению или урегулированию конфликта интересов комиссия принимает одно из следующих решений:

а) установить, что государственный служащий соблюдал требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов;

б) установить, что государственный служащий не соблюдал требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов. В этом случае комиссия рекомендует руководителю государственного органа указать государственному служащему на недо-пустимость нарушения требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо применить к государственному служащему конкретную меру ответственности.

К числу достаточно свежих антикоррупционных механизмов в системе государственной службы можно отнести и разработку, и принятие Кодексов этики и служебного поведения государственных служащих. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих РФ (далее -Типовой кодекс) подготовлен в соответствии с решениями президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 28 апреля 2010 г. с учетом положений Международного кодекса поведения государственных должностных лиц.

При подготовке Типового кодекса был проведен мониторинг более 30 нормативных правовых актов федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также учтен отечественный опыт подготовки подобного рода документов для судей, работников правоохранительных органов, аудиторов, адвокатов, которые получили одобрение со стороны юриди -

ческой общественности. Типовой кодекс направлен на регламентацию норм служебного поведения и этики в деятельности госслужащих, оказание им помощи в выполнении этих норм и информирование граждан РФ о том, какого поведения они вправе ожидать от госслужащих.

Основной целью Типового кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения госслужащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета госслужащего, доверия граждан к государству и обеспечение единой нравственно-нормативной основы поведения госслужащих. Знание и соблюдение госслужащим положений Типового кодекса является одним из критериев оценки качества его профессиональной деятельности и служебного поведения.

В ст. 10-11 перечислены общие принципы служебного поведения госслужащих, установленные Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих». В ст. 12-13 обращается внимание на необходимость соблюдения законодательства РФ госслужащим. В ст. 14-17 перечислены основные обязанности госслужащих по соблюдению правил антикоррупционного поведения, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» и изданными в его развитие нормативными правовыми актами, включающие:

обязанность заявлять о наличии или возможности возникновения конфликта интересов;

обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах иного характера в соответствии законодательством РФ о противодействии коррупции;

обязанность уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры РФ или другие государственные органы обо всех случаях обращения каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

запреты на получение в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждений от физических и юридических лиц и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ст. 19 содержит положения, обозначающие правила обработки, передачи и защиты служебной информации госслужащими, которая стала известна им в связи с исполнением должностных обязанностей. В ст. 21-24 обозначены правила поведения, ответственность госслужащих, наделенных организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим госслужащим, и меры, которые они должны принимать в целях недопущения коррупционного опасного поведения подчиненными им госслужащими. Ст. 25-26 содержат правила общения госслужащих с гражданами и коллегами, а также то, какого внешнего вида госслужащим

следует придерживаться при исполнении должностных обязанностей в целях способствования уважению граждан к государственным органам.

Согласно ст. 29 за нарушение положений Типового кодекса госслужащий несет моральную ответственность, а также иную ответствен -ность в соответствии с законодательством РФ. Под моральной ответственностью подразумевается обращение к нравственности госслужащего, что, несомненно, будет являться одним из способов саморегуляции поведения госслужащего в обществе.

К одному из проявлений этических норм и правил служебного поведения госслужащих относится вопрос о правомерности получения подарков государственными служащими. В современном российском законодательстве существуют нормы, позволяющие чиновникам принимать подарки благодарных граждан на сумму не более трех тысяч рублей. Такая норма есть в Гражданском кодексе Российской Федерации и ряде федеральных законов, устанавливающих статус государственных и муниципальных служащих, а также, например, судей, членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, аудиторов Счетной палаты, членов Центризбиркома, работников Банка России.

Проблема дарения подарков сегодня находится в фокусе внимания не только потому, что сами по себе любые подношения чиновнику за выполнение его должностных обязанностей, будь то безобидная шоколадка секретарше или сувенирные часы ее шефу, являются, в конечном счете, не иначе как легализованной взяткой. Это еще и острая, социально значимая сторона ментальности людей и культуры, царящей в системе государст -венного управления. Ведь не секрет, что в обществе широко бытует мнение, что любой вопрос с государством можно решить, стоит только правильно «подойти» к тому, от кого это зависит.

Наша страна воспринимает и международные рекомендации таких, например, организаций, как ГРЕКО - группа государств против коррупции, объединяющая 48 стран Европы, в том числе и Россию. Одна из ее рекомендаций состоит в желательности полного запрета любых подарков людям, находящимся при исполнении государственных полномочий [6, с. 4].

Абсолютный запрет дарения подарков - мера, больше адресованная гражданам, так как для дарителя он теряет смысл при обязательной его передаче одариваемым чиновником в государственный орган. Однако до сих пор, согласно ст. 575 ГК РФ, допускается дарение обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей. Не допускается дарение: 1) от имени малолетних и граждан, признанных недееспособными, их законными представителями; 2) работникам образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и аналогичных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан; 3) лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей; 4) в отношениях между коммерческими организациями.

Нарушение государственным (муниципальным) служащим положений Типового кодекса подлежит моральному осуждению на заседании соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и регулированию конфликта интересов, образуемой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов», а в случаях, предусмотренных федеральными законами, нарушение положений Типового кодекса влечет применение к государственному (муниципальному) служащему мер юридической ответственности. Соблюдение государственными (муниципальными) служащими положений Типового кодекса учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий.

Моральные нормы являются универсальными нормами в регулировании общественных отношений, поэтому, безусловно, государственная служба неразрывно связана с нравственностью, этикой, моральным видом государственного служащего. В зависимости от вида государственной службы к общепринятым моральным нормам поведения государственного служащего прилагаются специальные нормы кодекса чести, например: этические требования, предъявляемые к судьям, военным, прокурорам, дипломатам, нарушение которых может повлечь дисциплинарную ответственность: выговор, увольнение, понижение в должности и т.д.

Таким образом, в настоящее время государством реализуется достаточно объемный спектр антикоррупционных механизмов в системе государственной службы, который в большей мере отвечает требованиям международных актов. Справедливости ради следует отметить, что не все механизмы, содержащиеся в нормативно-правовых актах Российской Федерации, в настоящее время хорошо проработаны и эффективны. Вместе с тем, стоит признать, что за последние годы в этом направлении сделан значительный шаг вперед, что дает определенные надежды на совершенствование мер антикоррупционной политики и достижение определенных результатов в данной области.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Примечание к ст. 285 УК РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/2da 8d7a9884839c44d98466e0b1a63101b298844/.

2. Кузнецов, А. Н. Преодоление коррупции в государственном аппа -рате (теоретико-правовой аспект) : дис. ... канд. юрид. наук / А. Н. Куз -нецов. - СПб, 2000. - 170 с.

3. Куракин, А. В. Международные, европейские и национальные аспекты борьбы с коррупцией в системе государственной службы Российской Федерации / А. В. Куракин, А. А. Савостин, В. А. Тюрин // Право и политика. - 2005. - № 8. - С. 53-60.

4. Куракин, А. В. Административно-правовые аспекты юридической ответственности в механизме противодействия коррупции в системе государственной службы Российской Федерации // Административное право и практика администрирования. - 2013. - № 7. - С. 137-157.

5. Гладких, В. И. Коррупция в России: генезис, детерминанты и пути преодоления // Российский следователь. - 2001. - № 3. - С. 31-36.

6. Левин, М. Коррупция в России: классификация и динамика / М. Левин, Г. Сатаров // Вопросы экономики. - 2012. - № 10. - С. 4-29.

REFERENCES

1. Notetoart. 285 of the Criminal Code. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/2da8d7a9884839 c44d98466e0b1a63101b298844/ (accessed 25 Febrary 2016).

2. Kuznetsov A. Overcoming corruption in the state bodies (theoretical and legal aspects. Diss. Cand. (Legal Sci.). Sankt-Peterburg, 2000. 156 p. (In Russ.).

3. Kurakin A.V., Savostin A.A., Tyurin B.A. International, European and national aspects of the fight against corruption in the Russian Federation. Pravo i politika, 2005, no. 8, pp. 53-60. (In Russ.).

4. Kurakin A.V. Administrative and legal aspects of legal responsibility in the mechanism of anti-corruption in the system of state service of the Russian Federation. Administrativnoe pravo i praktika administrirovaniya. 2013, no. 7, pp. 137-157. (In Russ.).

5. Gladkikh V.I. Corruption in Russia: genesis, determinants and ways to overcome. Rossiiskii sledovatel', 2001, no. 3, pp. 31-36. (In Russ.).

6. Levin M., Satarov G. Corruption in Russia: classification and dynamics. Voprosy ekonomiki, 2012, no. 10, pp. 4-29. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.