Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ'

ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

608
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГРАНИЧЕНИЯ / ОБЯЗАННОСТИ / DUTIES / ЗАПРЕТЫ / BANS / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ / PUBLIC SERVANT / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ANTI-CORRUPTION / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / LIABILITY / ЗАЩИТА ПРАВ / PROTECTION OF RIGHTS / LIMITATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хабибулина Ольга Владимировна

В статье дается характеристика ограничений, запретов и обязанностей государственных служащих, установленных в целях противодействия коррупции. Противодействие коррупции остается приоритетным направлением государственной политики Российской Федерации, реализация которого вызвала увеличение числа ограничений, запретов и обязанностей государственных служащих. Способы противодействия коррупции, затрагивающие правовой статус государственных служащих, используемые в России, во многом аналогичны применяемым и в других странах, в том числе в странах АТР: обязанность представлять сведения о доходах и расходах, принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, запрет принимать подарки в связи с исполнением служебных обязанностей и другие. Анализ антикоррупционного и служебного законодательства РФ позволил выявить ряд пробелов, проблем, противоречий, которые не только снижают эффективность политики противодействия коррупции, но и нарушают права государственных служащих (в части возможных злоупотреблений со стороны представителя нанимателя). Так, в действующем законодательстве отсутствуют как перечень конкретных антикоррупционных ограничений, запретов и обязанностей, так и критерии отнесения к ним. Исключение составляют, на наш взгляд, лишь те обязанности и запреты, за несоблюдение которых государственный служащий подлежит увольнению с государственной службы в связи с утратой доверия; при этом ограничения в данном перечне отсутствуют. Серьезной проблемой является неопределенность термина «коррупционное правонарушение» и возможность его ведомственного толкования. Полагаем необходимым в первую очередь закрепить в законодательных актах прямо и определенно либо перечень конкретных антикоррупционных ограничений, запретов, обязанностей либо критерии отнесения к ним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Хабибулина Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF ANTI CORRUPTION LEGISLATION IN THE PUBLIC SERVISE

This paper describes anti-corruption limitations, bans and duties of the public servants. Prevention of corruption is still a priority for the national policy of the Russian Federation, the realization of which resulted in an increasing number of limitations, bans and duties of the public servants. The ways to combat corruption, affecting the legal status of the public servants, applied in Russia are similar to the ones in other countries, in the Asia Pacific states as well, namely: a duty to submit information about their income and expenditure, to take measures for preventing and settling the conflict of interest, a ban to accept gifts connected with service duties and others. The analysis of the RF anti-corruption and service legislation revealed a number of gaps, problems and contradictions which not only decrease the effectiveness of anti-corruption policy but also violate the public servants’ rights (dealing with a possible abuse by an employer). Thus, the current legislation lacks a list of definite anti-corruption limitations, bans and duties, as well as the criteria to be defined as such. In our opinion, the exception is only those duties and bans for violating of which a public servant is to be dismissed from the public service due to loss of confidence; however, these limitations are missing from the list. A serious problem is ambiguity of the “corruption offence” term and a possibility to interpret it. First of all we consider it vital to enshrine directly and unambiguously in the legislative acts either the list of definite anti-corruption limitations, bans and duties or the criteria by which to define them.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ»

3. Amendments to some legal acts of Russian Federation for improving of migration legislation and responsibility for its offenses: Federal Act of 23.07.2013 No. 207-FA. Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_149653/ (accessed 23 October 2015). (In Russian).

4. About organization of meeting of Heads of State and governments - participants of Forum «Asia-Pasific economic cooperation» in 2012, about development of Vladivostok as a centre of international cooperation in Asia-Pasific Region and about amendments to some legal acts of Russian Federation: Federal Act of 08.05.2009 No. 93-FA. Available at: http://www.consultant. ru/document/cons doc LAW 87624/.

УДК 35.08:340.11

Хабибулина Ольга Владимировна, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права Юридической школы Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток, Россия. E-mail: khabibulina.ov@dvfu.ru

ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ

В статье дается характеристика ограничений, запретов и обязанностей государственных служащих, установленных в целях противодействия коррупции. Противодействие коррупции остается приоритетным направлением государственной политики Российской Федерации, реализация которого вызвала увеличение числа ограничений, запретов и обязанностей государственных служащих. Способы противодействия коррупции, затрагивающие правовой статус государственных служащих, используемые в России, во многом аналогичны применяемым и в других странах, в том числе в странах АТР: обязанность представлять сведения о доходах и расходах, принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, запрет принимать подарки в связи с исполнением служебных обязанностей и другие.

Анализ антикоррупционного и служебного законодательства РФ позволил выявить ряд пробелов, проблем, противоречий, которые не только снижают эффективность политики противодействия коррупции, но и нарушают права государственных служащих (в части возможных злоупотреблений со стороны представителя нанимателя). Так, в действующем законодательстве отсутствуют как перечень конкретных антикоррупционных ограничений, запретов и обязанностей, так и критерии отнесения к ним.

Исключение составляют, на наш взгляд, лишь те обязанности и запреты, за несоблюдение которых государственный служащий подлежит увольнению с государственной службы в связи с утратой доверия; при этом ограничения в данном перечне отсутствуют. Серьезной проблемой является неопределенность термина «коррупционное правонарушение» и возможность его ведомственного толкования. Полагаем необходимым в первую очередь закрепить в законодательных актах прямо и определенно либо перечень конкретных антикоррупционных ограничений, запретов, обязанностей, либо критерии отнесения к ним.

Ключевые слова: ограничения, запреты, обязанности, государственный служащий, противодействие коррупции, ответственность, защита прав.

UDC 35.08:340.11

Olga V. Khabibulina, PhD (Law), Associate professor, Department of constitutional and administrative law, School of law, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia. E-mail: khabibulina.ov@dvfu.ru

THE PROBLEMS OF ANTI CORRUPTION LEGISLATION IN THE PUBLIC SERVISE

This paper describes anti-corruption limitations, bans and duties of the public servants. Prevention of corruption is still a priority for the national policy of the Russian Federation, the realization of which resulted in an increasing number of limitations, bans and duties of the public servants. The ways to combat corruption, affecting the legal status of the public servants, applied in Russia are similar to the ones in other countries, in the Asia Pacific states as well, namely: a duty to submit information about their income and expenditure, to take measures for preventing and settling the conflict of interest, a ban to accept gifts connected with service duties and others.

The analysis of the RF anti-corruption and service legislation revealed a number of gaps, problems and contradictions which not only decrease the effectiveness of anti-corruption policy but also violate the public servants' rights (dealing with a possible abuse by an employer). Thus, the current legislation lacks a list of definite anti-corruption limitations, bans and duties, as well as the criteria to be defined as such. In our opinion, the exception is only those duties and bans for violating of which a public servant is to be dismissed from the public service due to loss of confidence; however, these limitations are missing from the list. A serious problem is ambiguity of the "corruption offence" term and a possibility to interpret it. First of all we consider it vital to enshrine directly and unambiguously in the legislative acts either the list of definite anti-corruption limitations, bans and duties or the criteria by which to define them.

Key words: limitations, bans, duties, public servant, anti-corruption, liability, protection of rights.

Присоединение к важнейшим международным документам в области противодействия коррупции [1, 2, 3] повлекло за собой развитие в России антикоррупционного законодательства и, как следствие, значительное изменение правового статуса государственных служащих. Так, впервые в служебном законодательстве РФ [5, 7, 8, 9, 11, 13, 14, 15, 18] появилось понятие «ограничения, запреты и обязанности, установленные в целях противодействия коррупции», которые предусматриваются либо федеральным законом (далее - ФЗ), регулирующим соответствующий вид государственной службы, либо ФЗ «О противодействии коррупции» [12], либо другими федеральными законами.

Вместе с тем в служебном законодательстве отсутствуют как перечень конкретных антикоррупционных ограничений, запретов и обязанностей, так и критерии отнесения к ним. Исключение составляют, на наш взгляд, лишь те обязанности и запреты, за несоблюдение которых государственный служащий подлежит увольнению с государственной службы в связи с утратой доверия. К антикоррупционным обязанностям в таком понимании относятся: 1) обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов на государственной службе, стороной которого является государственный служащий; 2) обязанность государственных служащих, замещающих должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ [19], представлять представителю нанимателя сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее - обязанность представлять сведения о доходах и расходах).

Существенным условием возникновения обязанности представить сведения о расходах является совершение государственным служащим, его супругой и (или) несовершеннолетними детьми сделки по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки [16, ст. 3].

Неисполнение данной обязанности влечет за собой и негативные материальные последствия: если в ходе осуществления контроля за расходами выявлено несоответствие расходов государственного служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу, Генеральный прокурор РФ или подчиненные ему прокуроры в установленном по-

рядке обращаются в суд с заявлением об обращении в доход РФ того имущества, в отношении которого государственным служащим не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы [16, ст. 17]. К середине 2015 г. в России появилась первая практика применения указанной нормы: прокурорами в нескольких субъектах РФ (Приморский край, Орловская область, Свердловская область, Краснодарский край) направлены в суд исковые заявления об обращении в доход государства имущества государственных (и муниципальных) служащих, общей стоимостью более 89 миллионов рублей [26].

В число антикоррупционных запретов, нарушение которых влечет увольнение государственного служащего в связи с утратой доверия, входят запреты: 1) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за некоторыми исключениями); 2) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ; 3) открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами (распространяется и на супругу (супруга) и несовершеннолетних детей государственного служащего).

Возможность отнесения вышеуказанных обязанностей и запретов к числу установленных в целях противодействия коррупции подтверждается и судебной практикой [24].

Принимая во внимание заинтересованность материального свойства, составляющую основу понятия «коррупция» (ст. 1 ФЗ «О противодействии коррупции»), к антикоррупционным могут быть отнесены следующие из предусмотренных ст. 17 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» запреты (распространяющиеся и на сотрудников: следственного комитета, органов внутренних дел, таможенных органов; прокурорских работников, военнослужащих): приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход; быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность государственной службы; получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц; выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории РФ за счет средств физических и юридических лиц; заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Необходимо заметить, что отдельными авторами критикуется «материальный эквивалент» понятия «коррупция»: В. Номоконов отмечает, что «...Конвенция ООН против коррупции и национальное законодательство многих стран под взяточничеством понимают факт дачи и получения не только материальных ценностей, но и любой выгоды»; различного рода кадровые услуги, поддержка в выборной кампании не имеют материального эквивалента и не могут считаться коррупционными [33, с. 21].

Для гражданских служащих, замещающих должность категории «руководители» высшей группы, среди антикоррупционных запретов, установленных служебным законодательством, следует упомянуть направленный на исключение конфликта интересов в государственном органе запрет представлять интересы служащих в выборном профсоюзном органе данного государственного органа в период замещения ими указанной должности (ч. 4 ст. 15 ФЗ «О государственной гражданской службе»).

Анализ оснований увольнения государственных служащих в связи с утратой доверия показывает, что ограничения в этом перечне отсутствуют. В Обзоре практики по рассмотрению в 2012-2013 гг. дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков [24], анализируется возможность прекращения служебных отношений на муниципальной службе вследствие несоблюдения такого ограничения, как близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с другим служащим, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Подобное ограничение установлено и для государственных служащих. Возникает вопрос о возможности отнесения этого ограничения к числу антикоррупционных, учитывая принцип взаимосвязи государственной и муниципальной службы [10, ст. 3].

Следующий уровень нормативного правового регулирования антикоррупционных ограничений, запретов и обязанностей - ФЗ «О противодействии коррупции», из названия и преамбулы которого однозначно вытекает антикоррупционная природа рассматриваемых правовых явлений. Среди обязанностей государственных служащих, предусмотренных данным законом, необходимо выделить обязанность уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Порядок уведомления определяется представителем нанимателя; во многих государственных органах (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральное агентство по обустройству государственной границы РФ и др.) приняты соответствующие нормативные правовые акты.

Вместе с тем в законодательстве отсутствуют легальное определение термина «коррупционное правонарушение» и единый перечень подобных деяний. Под исследуемое понятие подпадают: злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами (ст. 1ФЗ «О противодействии коррупции»). Данное определение было полностью заимствовано рядом государственных органов РФ для формирования перечня коррупционных правонарушений (Федеральной службой РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службой по труду и занятости и др.). Однако недостатком этого определения является применение неустоявшихся терминов («злоупотребление служебным положением») и явная неопределенность деяний («иное незаконное использование...»), что вряд ли сопоставимо с последствием невыполнения государственным служащим рассматриваемой обязанности - увольнение с государственной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством РФ.

ФЗ «О противодействии коррупции» упоминает и об ограничении, установленном для граждан после увольнения со службы. Так, государственные служащие, обязанные представлять сведения о доходах и расходах [21], в течение двух лет после увольнения с государственной службы имеют право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в их должностные (служебные) обязанности, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (ст. 12). В то же время в ст. 17 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» данная норма имеет характер запрета. Примерный перечень функций государственного управления приведен в Обзоре типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе РФ и порядка их урегулирования. Например, осуществление государственного надзора и контроля; возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях и др. [23]. Эти сферы могут быть обозначены как сферы коррупционных рисков; целесообразно закрепить их на уровне закона.

Ограничения, запреты и обязанности могут быть установлены для государственных служащих и иными федеральными законами. Так, право го-

сударственного служащего на выезд из РФ может быть временно ограничено при наличии допуска к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне [6, ст. 15]; должностные лица налоговых органов не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика [4, ч. 2 ст. 29]. Однако ни один из законодательных актов не указывает на антикоррупционную природу обязанностей, ограничений, запретов.

Приведенные примеры пробелов и противоречий в законодательстве РФ существенным образом затрагивают права государственных служащих в части возможных злоупотреблений со стороны представителя нанимателя: так, за несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (за исключением влекущих увольнение в связи с утратой доверия) налагаются взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии [11, ст. 59.1].

Последствия привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения различны. При совершении дисциплинарного проступка в течение года со дня привлечения к ответственности возможно увольнение со службы по инициативе представителя нанимателя в связи с неоднократным неисполнением гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей [11, ст. 37, 57]. Федеральным гражданским служащим, имеющим дисциплинарные взыскания, очередной классный чин не присваивается [20, п. 23]. Учитывая такую меру профилактики коррупции, как внедрение в практику кадровой работы органов государственной власти РФ и субъектов РФ правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность [12, ч. 5 ст. 6], вполне обоснованно выделять в качестве последствия применения взыскания невозможность назначения гражданского служащего до истечения года со дня привлечения его к ответственности на вышестоящую должность. При этом действующее законодательство не предусматривает право представителя нанимателя снять со служащего взыскание за коррупционное правонарушение по собственной инициативе, по письменному заявлению служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя (п. п. 3 п. VI Разъяснений по применению ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» и иных нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции, утв. письмом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 июля 2013 г. № 18-2/10/2-4038).

Таким образом, решение вопроса об антикоррупционном характере ограничения, запрета, обязанности находится в ведении представителя нанимателя, так как только он может налагать взыскания за коррупционные

правонарушения [11, ч. 1 ст. 59.3]. Данный подход крайне субъективен. Кроме того, подобная формулировка, по нашему мнению, свидетельствует о наличии таких негативных факторов, как широта дискреционных полномочий и юридико-лингвистическая неопределенность [22, п. 3]. На подобные проблемы все чаще обращается внимание в юридической литературе [28, с. 101-107; 36, с. 158-167].

Проблеме коррупции уделяется внимание и в законодательстве большинства зарубежных стран, в том числе и в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, в которых в число способов противодействия коррупции входят разнообразные ограничения, обязанности и запреты для государственных служащих [27, с. 8; 35, с. 8; 29, с. 83-86; 34, с. 110-111].

Так, в Канаде чиновник в течение 60 дней после приема на государственную службу обязан в письменном отчете сообщить уполномоченному руководителю обо всей деятельности, имуществе, обязательствах, способных привести к конфликту интересов в ходе выполнения служебных обязанностей. Государственным служащим запрещено просить и принимать какие-либо материальные блага, создавать режим «наибольшего благоприятствования» для взаимодействующих с государственными органами частных предприятий или отдельных лиц, использовать в собственных интересах закрытую информацию, полученную в ходе служебной деятельности. Уволившиеся с государственной службы чиновники в течение года не должны соглашаться на назначение в советы директоров кампаний, с которыми им приходилось иметь дело в течение последнего года службы; представлять частные фирмы в отношениях с госорганами, с которыми они раньше взаимодействовали в качестве госслужащих, а также консультировать кого-либо на основе полученной ранее служебной (закрытой) информации [25, с. 45-51].

В США должностные лица органов всех трех ветвей власти обязаны подавать финансовые декларации (в отношении себя, супруги (супруга) и иждивенцев), содержание которых составляют разнообразные сведения: гонорары, полученные в течение предыдущего года, если в сумме они составляют 200 долл. и более; подарки в сумме 250 долл. и более; продажа, покупка или обмен недвижимого имущества либо ценных бумаг, если денежное выражение составляет 1 тыс. долл.; расходы, задолженности, а также все случаи возвращения чиновнику денежных сумм, составляющих 250 долл. и более; обязательства перед кредиторами, если они не являются родственниками, на сумму более 10 тыс. долл. и др. [31, с. 95-97].

Ограничено право государственного служащего на побочный (по совместительству) заработок, который не должен превышать 15% основной должностной оплаты. Американское законодательство запрещает должностным лицам принимать подарки от лиц, заинтересованных в принятии конкретных официальных решений или мер. Установлен запрет в течение 2-х лет после выхода в отставку осуществлять представительскую деятельность при разрешении органами исполнительной власти конкретных про-

блем, которые раньше относились к официальному ведению этого чиновника в течение года, предшествовавшего увольнению. За нарушение указанных запретов и ограничений должностное лицо может быть привлечено к гражданско-правовой (штраф в пределах до 10 тыс. долл.) или уголовно-правовой ответственности [31, с. 90-91, 100, 101; 32, с. 90-94].

В Сингапуре государственные служащие представляют сведения о доходах два раза в год, при этом бремя объяснения источников любых «необычных» доходов ложится на государственного служащего [29, с. 84].

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что в различных странах используются в целом идентичные антикоррупционные ограничения, запреты и обязанности государственных служащих. В качестве положительного опыта для России следует отметить наличие в некоторых странах специального органа по противодействию коррупции: в Гонконге, в стране с минимальным уровнем коррупции, еще в 1973 г. была создана Независимая антикоррупционная комиссия, которая не только осуществляет оперативно-розыскную деятельность, следственные мероприятия, но и занимается профилактикой коррупции: разрабатывает и проводит обучающие антикоррупционные тренинги с чиновниками и частными лицами, взаимодействует со средствами массовой информации [33, с. 21].

Преодоление пробелов и противоречий в нормах служебного и антикоррупционного законодательства, непосредственно затрагивающих правовой статус государственных служащих, позволит повысить эффективность политики противодействия коррупции, сделает возможным проведение многих государственных реформ [30, с. 25-32], а также будет обеспечивать защиту прав государственных служащих и ограничение возможных злоупотреблений со стороны представителей нанимателя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online .cgi?req=doc;base=LAW;n= 121544.

2. Конвенция против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/orgcrime.shtml.

3. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un. org/ru/documents/decl_conv/conventi ons/corrupti on.shtml.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс] : федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 8 июня 2015 г. № 150-ФЗ). - Режим доступа: http://www.consultant.ru /popular/nalog1/.

5. О прокуратуре Российской Федерации : федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 (ред. от 13 июля 2015 г. № 269-ФЗ) // Собрание

законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 47. - Ст. 4472; 2015. - № 29 (ч. I). - Ст. 4395.

6. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию : федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 г. № 213-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 34. - Ст. 4029; 2015. - № 29 (ч. I). - Ст. 4339.

7. О службе в таможенных органах Российской Федерации : федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ (ред. от 22 декабря 2014 г. № 431-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 30. -Ст. 3586; 2014. - № 52 (ч. I). - Ст. 7542.

8. О воинской обязанности и военной службе : федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (ред. от 13.07.2015 № 230-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 13. - Ст. 1475; 2015. -№ 29 (ч. I). - Ст. 4356.

9. О статусе военнослужащих : федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 № 230-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 22. - Ст. 2331; 2015. - № 29 (ч. I). - Ст. 4356.

10. О системе государственной службы Российской Федерации [Электронный ресурс] : федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (ред. от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ). - Режим доступа: ЬйрвУ/'^^^сопвика^. ги/рорикг^овв^Ь/.

11. О государственной гражданской службе Российской Федерации : федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 8 июня 2015 г. № 147-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. -№ 31. - Ст. 3215; 2015. - № 24. - Ст. 3374.

12. О противодействии коррупции : федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 22 декабря 2014 г. № 431-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. -№ 52 (ч. 1). - Ст. 6228; 2014. - № 52 (ч. I). - Ст. 7542.

13. О Следственном комитете Российской Федерации : федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ (ред. от 22 декабря 2014 г. № 439-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 1. -Ст. 15; 2014. - № 52 (ч. I). - Ст. 7550.

14. О полиции : федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 г. № 248-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 7. - Ст. 900; 2015. - № 29 (ч. I). - Ст. 4374.

15. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 г. № 230-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. -2011. - № 49 (ч. I). - Ст. 7020; 2015. - № 29 (ч. I). - Ст. 4356.

16. О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам : федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ (ред. от 22 декабря 2014 г. № 431-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 50 (ч. 4). - Ст. 6953; 2014. - № 52 (ч. I). - Ст. 7542.

17. О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами : федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ (ред. от 22 декабря 2014 г. № 431-Ф3) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. -№ 19. - Ст. 2306; 2014. - № 52 (ч. I). - Ст. 7542.

18. О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ: указ Президента Российской Федерации от 5 июня 2003г. № 613 (ред. от 1 июля 2014 г. № 483) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 23. -Ст. 2197; 2014. - № 27. - Ст. 3754.

19. О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим : указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 113 (ред. от 30 сентября 2013 г. № 744) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - № 6. - Ст. 440; 2013. -№ 40 (ч. III). - Ст. 5045.

20. Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей [Электронный ресурс] : указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557 (ред. от 8 марта 2015 г. № 120). - Режим доступа: http://www.rg.ru/2009/05/20/ukaz557-dok.html.

21. О мерах по реализации отдельных положений Федерального Закона «О противодействии коррупции» : указ Президента РФ от 21 июля 2010 г. № 925 // Собрание законодательства Российской Федерации. -2010. - № 30. - Ст. 4070.

22. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов : постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_98088/.

23. Обзор типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования [Электронный ресурс] : письмо Минтруда России от 15 октября 2012 г. № 18-2/10/1-

2088. - Режим доступа: http://www.terkamfish.ru/fi1es/Kadrovaya%20s1ujba/ Tipovye_situatcii_konf1ikta_interesov_25_04_12.pdf.

24. Обзор практики по рассмотрению в 2012-2013 годах дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков, утвержденных Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июля 2014 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consu1tant.m/cons/cgi/on1ine.cgi?req=doc;base=LAW;n=176373;dst= 101238.

25. Демчук, А.Л. Канада: новые механизмы борьбы с коррупцией / А.Л. Демчук, В.И. Соколов // США - Канада: экономика, политика, культура. - 2010. - № 5. - С. 39-51.

26. Егоров, И. Не по карману: прокуроры начали отбирать у чиновников имущество, купленное на скрытые доходы [Электронный ресурс] // Российская газета. - 2015. - 3 сентября. - Режим доступа: http://www.rg.ru/printab1e/2015/09/03/dohody.htm1.

27. Ермолаева, Н. Отдых за свой счет // Российская газета. - 2010. -28 апреля. - С. 8.

28. Запреты как средства правовой политики : «Круглый стол журналов «Государство и право», «Правовая политика и правовая жизнь» и «Вестник Самарской гуманитарной академии» // Государство и право. -

2013. - № 9. - С. 101-107.

29. Карагодин, Н. Формирование корпуса государственных служащих: зарубежный опыт для России / Н. Карагодин, И. Карагодина // Мировая экономика и международные отношения. - 1993. - № 2. - С. 78-90.

30. Костенников, М.В. Антикоррупционные и этические стандарты служебного поведения государственных гражданских служащих / М.В. Костенников, А.В. Куракин, А.Ю. Ватель // Государство и право. -

2014. - № 10. - С. 25-32.

31. Николайчик, В.М. Правовое регулирование этики официальных лиц в США // США: экономика, политика, идеология. - 1998. - № 5. -С. 88-103.

32. Николайчик, В.М. Правовое регулирование этики официальных лиц в США // США: экономика, политика, идеология. - 1998. - № 6. -С. 89-105.

33. Номоконов, В. А. В Гонконге увидели будущее без коррупции // Золотой Рог. - 2015. - 26 мая. - С. 21.

34. Оболонский, А.В. Государственная служба США: история и современность // Государство и право. - 1999. - № 4. - С. 103-111.

35. Соловьев, Е. На счет или в тюрьму // Российская газета. - 2012. -27 января. - С. 8.

36. Спектор, Е.И. Запреты и ограничения в праве и коррупция / Е.И. Спектор, В.В. Севальнев, С.Н. Матулис // Журнал российского права. - 2014. - № 10. - С. 158-167.

REFERENCES

1. Criminal Law Convention on Corruption of 27 January 1999. Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=121544 (accessed 23 October 2015). (In Russian).

2. Convention against Transnational Organized Crime of 15 November 2000. Available at: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ orgcrime.shtml (accessed 23 October 2015). (In Russian).

3. The United Nations Convention against Corruption of 31 October 2003. Available at: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ corrup-tion.shtml (accessed 23 October 2015). (In Russian).

4. RF Taxation Code (Part I): Federal Law of 31 July 1998 no. 146-Federal Law (ed. 08 June 2015 no. 150-FZ.). Available at: http://www.consultant. ru/popular/nalog1/ (accessed 23 October 2015). (In Russian).

5. On the RF Prosecution Authority: Federal Law of 17 January 1992 no. 2202-1 (ed.13 July 2015 no. 269-FZ). Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii, 1995, no.47, art. 4472; 2015, no. 29 (Part I), art.4395. (In Russian).

6. On Procedure of Exit from Russia and Entry into Russia: Federal Law of 15 August 1996 no. 114-Federal Law (ed. 13 July 2015 no. 213-FZ). Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii, 1996, no. 34, art. 4029; 2015, no. 29 (Part I), art.4339. (In Russian).

7. On the Customs Service of the RF: Federal Law of 21 July 1997 no. 114-Federal Law (ed. 22 December 2014 no. 431-FZ). Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii, 1997, no. 30, art. 3586; 2014, no. 52 (Part I), art. 7542. (In Russian).

8. Military Duty and Military Service Act: Federal Law of 28 March 1998 no. 53-Federal Law (ed. 13 July 2015 no. 230-FZ). Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii, 1998, no. 13, art. 1475; 2015, no. 29 (Part I), art. 4356. (In Russian).

9. On the Status of Military Personnel: Federal Law of 27 May 1998 no. 76-Federal law (ed.13 July 2015 no. 230-FZ). Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii, 1998, no. 22, art. 2331; 2015, no. 29 (Part I), art. 4356. (In Russian).

10. On the Public Service System in the Russian Federation: Federal Law of 27 May 2003 no. 58-Federal Law (ed. 02 July 2013 no. 185-FZ). Available at: https://www.consultant.ru/popular/gossluzh/ (accessed 23 October 2015). (In Russian).

11. On Civil Service in the Russian Federation: Federal Law of 27 July 2004 no. 79-Federal Law (ed. 08 June 2015 no. 147-FZ). Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii, 2004, no. 31, art. 3215; 2015, no. 24, art. 3374. (In Russian).

O.B.Xa6w6y^MHa

12. Anti-Corruption Act: Federal Law of 25 December 2008 no. 273-Federal Law (ed. 22 December 2014 no. 43-FZ). Sobranie zakonodatel 'stva Rossiiskoi Federatsii, 2008, no. 52 (Part I), art. 6228; 2014, no. 52 (Part I), art. 7542. (In Russian).

13. On the Investigation Committee in the RF: Federal Law of 28 December 2010 no. 403-Federal Law (ed. 22 December 2014 no. 439-FZ). Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii, 2011, no. 1, art. 15; 2014, no. 52 (Part I), art. 7550. (In Russian).

14. On the Police: Federal Law of 7 February 2011 no. 3-Federal Law (ed. 13 July 2015 no. 248-FZ). Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii, 2011, no. 7, art. 900; 2015, no. 29 (Part I), at. 4374. (In Russian).

15. On Internal Affairs Agencies Service and on Amendments to Some Legislative Acts of the RF: Federal Law of 30 November 2011 no. 342-Federal Law (ed. 13 July 2015 no. 230-FZ). Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii, 2011, no. 49 (Part I), art. 7020; 2015, no. 29 (Part I), art. 4356. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. On Verifying the Correspondence of the Expenditure of Individuals Occupying State Posts and Other Individuals to their Income: Federal Law of 03 December 2012 no. 230-Federal Law (ed. 22 December 2014 no. 431-FZ). Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii, 2012, no. 50 (Part IV), art. 6953; 2014, no. 52 (Part I), art. 7542. (In Russian).

17. On the Ban for Some Individuals to Open and to Have Accounts, to Keep Cash and Values in Foreign Banks Located Out of the RF Territory, to Possess and (or) Use Foreign Financial Instruments: Federal Law of 07 May

2013 no. 79-Federal Law (ed. 22 December 2014 no. 431-FZ). Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii, 2013, no. 19, art. 2306; 2014, no. 52 (Part I), art. 7542. (In Russian).

18. On the Law Enforcement Service in Drug and Psycho pharmaceuticals Control: the President of the RF Decree of 05 June 2003 no. 163 (ed. 01 July

2014 no. 483). Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii, 2003, no. 23, art. 2197; 2014, no. 27, art. 3754. (In Russian).

19. On the Order of Assigning and Retaining the RF Public Service Grade Ranks to the federal Public Officials: the President of the Russian Federation Decree of 01 February 2005 no. 113 (ed. 30 September 2013 no. 744). Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii, 2005, no. 6, art. 440; 2013, no. 40 (Part III), art.5045. (In Russian).

20. On Approval Of the List of the Federal Public Service Offices on the Appointment to which or on Substituting them Individuals are to Submit Information about their Income, Property and Property Obligations as well as the Information about Income, Property and Property Obligations of their Spouses and Underage Children : the President of the Russian Federation Decree of 18 May 2009 no. 557 (ed. 08 March 2015 no. 120). Available at: http://www. rg.ru/2009/05/20/ukaz557-dok.html (accessed 23 October 2015). (In Russian).

21. On Measures to Realize Some Points of the Anti-corruption Act: the President of the Russian Federation Decree of 21 July 2010 no. 925. Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii, 2010, no. 30, art. 4070. (In Russian).

22. Methods to Conduct Anti-Corruption Expertise of Legal Acts and Legal Acts Drafts: the Government of the Russian Federation Decision of 26 February 2010 no. 96. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_98088/ (accessed 23 October 2015). (In Russian).

23. Survey of Typical Conflict of Interest Situations in the RF Public Service and the Ways to Settle them : the letter of the Russian Federation Ministry of Labor of 15 October 2012 no. 18-2/10/1-088. Available at: http://www.terkamfish. ru/files/Kadrovaya%20slujba/Tipovye_situatcii_konflikta_interesov_25_04_12.p df (accessed 23 October 2015). (In Russian).

24. Survey of Court Cases of2012-2013 Dealing with Disciplinary Liability for Public and Municipal Employees for Corruption Offences, approved by the Presidium of The Supreme Court of the Russian Federation of 30 July 2014. Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n =176373;dst=101238 (accessed 23 October 2015). (In Russian).

25. Demchuk A.L., Sokolov V.I. Kanada: novye mekhanizmy bor'by s korruptsiei [Canada: new mechanisms for fighting corruption]. SSHA-Kanada: ekonomika, politika, kul'tura, 2010, no. 5, pp. 39-51.

26. Egorov I. Ne po karmanu: prokurory nachali otbirat' u chinovnikov imushchestvo, kuplennoe na skrytye dokhody [Not the pocket: the prosecutors began to take bureaucrats property purchased on hidden income]. Rossiiskaya gazeta, 2015, 03 September. Available at: http://www.rg.ru/printable/2015/09 /03/dohody.html (accessed 02 October 2015).

27. Ermolaeva N. Otdyh za svoi schet [Holiday at its own expense]. Rossiiskaya gazeta, 2010, 28 April, p. 8.

28. Prohibition as a means of legal policy: roundtable magazine «State and Law», «Legal policy and legal life» and the «Bulletin of Samara Humanitarian Academy». Gosudarstvo i pravo, 2013, no. 9, pp. 101-107. (In Russian).

29. Karagodin N., Karagodina I. Formirovanie korpusa gosudarstvennykh sluzhashchikh: zarubezhnyi opyt dlya Rossii [Formation of the body of civil servants: international experience for Russia]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya,1993, no. 2, pp. 78-90.

30. Kostennikov M.V., Kurakin A.V., Vatel' A. Yu. Antikorruptsionnye i eticheskie standarty sluzhebnogo povedeniya gosudarstvennykh grazhdanskikh sluzhashchikh [Anti-corruption and ethical standards of official conduct of civil servants]. Gosudarstvo ipravo, 2014, no. 10, pp. 25-32.

31. Nikolaichik V.M. Pravovoe regulirovanie etiki ofitsial'nykh lits v SShA [Legal regulation of ethics officials in the USA]. SShA: ekonomika, politika, ideologiya, 1998, no. 5, pp. 88-103.

32. Nikolaichik V.M. Pravovoe regulirovanie etiki ofitsial'nykh lits v SShA [Legal regulation of ethics officials in the USA]. SShA: ekonomika, politika, ideologiya, 1998, no. 6, pp. 89-105.

33. Nomokonov V.A. V Gonkonge uvideli budushchee bez korruptsii [Hong Kong saw a future without corruption]. Zolotoi Rog, 2015, 26 May, pp. 21.

34. Obolonskii A.V. Gosudarstvennaya sluzhba SShA: istoriya i sovremennost' [State Service of the United States : Past and Present]. Gosudarstvo ipravo, 1999, no. 4, pp. 103-111.

35. Solov'ev E. Na schet ili v tyur'mu [On account of or in jail ]. Rossiiskaya gazeta, 2012, 27 January, pp. 8.

36. Spektor E.I., Seval'nev V.V., Matulis S.N. Zaprety i ogranicheniya v prave i korruptsiya [Prohibitions and restrictions in law and corruption]. Zhurnal rossiiskogoprava, 2014, no.10, pp. 158-167.

УДК 343.4/.7

Колесников Андрей Васильевич, заместитель прокурора Еврейской автономной области, г. Биробиджан, Россия.

ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ЛИЧНОСТИ, СОВЕРШАЕМЫХ В УСЛОВИЯХ НЕОЧЕВИДНОСТИ

Преступления против личности, совершенные в условиях неочевидности, на наш взгляд, наиболее серьезные и опасные антиобщественные проявления, борьба с которыми является одним из самых важных направлений деятельности правоохранительных органов.

В статье рассматриваются понятие и характеристика преступлений против личности, совершенных в условиях неочевидности. Отмечен один из критериев, характеризующий преступления против личности как наиболее опасные противоправные общественные деяния. Предлагаются авторские определения неочевидности, преступления, совершенного в условиях неочевидности, преступления против личности, совершенного в условиях неочевидности.

Анализ составов преступлений против личности, содержащихся в разделе VII УК РФ, позволяет сделать вывод о том, что указанные преступления, как правило, совершаются насильственным способом. «Неочевидность» - это, по нашему мнению, обстоятельства, требующие подтверждения (доказательств) своей действительности (истинности).

Преступление против личности, совершенное в условиях неочевидности, есть фактически совершенное общественно опасное деяние, предус-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.