Научная статья на тему 'Основные направления профилактического воздействия на организованную преступность'

Основные направления профилактического воздействия на организованную преступность Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1073
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления профилактического воздействия на организованную преступность»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОРГАНИЗОВАННУЮ ПРЕСТУПНОСТЬ

Акимжанов Т.К., к.ю.н., доцент, заместитель начальника АЮК МВД Республики Казахстан, полковник полиции

Перейти на Главное МЕНЮ

Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Учитывая социально-экономические аспекты организованной преступности главным, на наш взгляд, направлением борьбы, с ней является комплексная профилактика [1], причем на различных уровнях (общесоциальном, специальнокриминологическом, индивидуальном).

Ещё в эпоху зарождения теории профилактики преступлений известный советский учёный Сахаров А. Б. отмечал, что самим понятием «профилактика преступлений» главным образом обозначается определенная система социальных мер и видов деятельности, направленных на устранение и нейтрализацию причин и условий, способствующих совершению преступлений. Эти меры принято разграничивать на меры общесоциального уровня (общесоциальная профилактика) и специальнокриминологического уровня (специальная профилактика).

Первый уровень охватывает мероприятия экономического, политического, идеологического, правового характера, обеспечивающие интенсивное развитие нашего общества. Способствуя развитию общественных отношений в различных сферах общественной жизни, не имея специальной направленности, они предназначены для решения проблемы борьбы с преступностью и служат основой эффективности применения специальных

криминологических мер предупреждения преступных проявлений. А меры специально-

криминологического уровня призваны целенаправленно устранять конкретные криминологические факторы, предупреждение преступности составляет их основное, а в ряде случаев и единственное содержание [2].

Комплексная профилактика организованной преступности - широкая общегосударственная задача социального характера. Научные основы теории предупреждения преступлений, совершаемыми организованными группировками, созданы в результате многочисленных исследований проблемы борьбы с преступностью в различных сферах экономики и социальной жизни, разработки методов и

средств её профилактики. В криминологии уже давно сложилось понятие предупреждения преступлений как совокупности различных взаимосвязанных мер, проводимых государственными органами для предотвращения преступлений и устранения порождающих их причин [3].

Учитывая важность проблемы организованной преступности, в Казахстане с первых дней объявления себя суверенным государством, началась активная борьба по противодействию организованной преступности, причем на самом высоком уровне.

По мнению ведущего Казахстанского ученого-процессуалиста М.Ч.Когамова процесс противодействия организованной преступности в Казахстане берет свое начало с 16 февраля 1991 года, когда в УПК Казахской ССР впервые появилась норма (ст.30-2), регламентирующая обязанность органов расследования, прокуратуры и суда принимать меры к обеспечению безопасности участников процесса и иных лиц [4].

По нашему глубокому убеждению борьба с организованной преступностью не должна сводиться лишь к выявлению и обезвреживанию организованных преступных групп. Этот процесс должен предполагать более широкие и масштабные мероприятия, реализация которых способствовала бы не только ликвидации конкретных преступных формирований, но и устранению причин и условий, способствующих их функционированию.

К сожалению, как показывает практика борьбы с организованной преступностью, в государствах участниках СНГ противодействие государства направлено, в основном, на низкий и в незначительной мере средние уровни организованной преступности. Большая часть среднего уровня и весь высший уровень остаются по многим причинам вне сферы воздействия.

А указанные пробелы как раз должна охватывать профилактика организованной преступности.

Большое профилактическое значение в борьбе с организованной преступностью имел Указ Президента Республики Казахстан от 17 марта 1995 года, которым впервые была введена уголовная ответственность за организацию или руководство преступной группы либо преступным сообществом, участие в преступном сообществе.

Дальнейшему продолжению борьбы с организованной преступностью способствовали Указы Президента Республики Казахстан от 6 октября 1995 г., 22 апреля 1997 г., 5 ноября 1997 г., 6 мая 1998 г., 12 октября 1998 г., которыми были предусмотрены комплекс организационно-структурных реформирований правоохранительных органов осуществляющих дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность.

Тенденции дальнейшего укрепления борьбы с организованной преступностью и создания необходимых основ ее профилактики нашли свое отраже-

ние в ряде и других важнейших правовых актах в Республике Казахстан, в которых предусмотрен комплекс мер направленных на обеспечение надлежащего правопорядка в обществе и активизации борьбы с организованной преступностью.

Эффективность [5] профилактического воздействия на организованную преступность зависит от многих условий.

К ним можно отнести следующие:

• достоверность и полнота оценочных категорий; (количественные и качественные показатели преступности);

• целостное представление об объектах профилактического воздействия, т.е. организованной преступности;

• наличие необходимых сил и средств, для профилактического воздействия;

• научная обоснованность и выполнимость планируемых мероприятий.

Оценка эффективности профилактической деятельности организованной преступности позволяет не только проникнуть в «технологию» управления объектом профилактического воздействия, но и выявить дополнительные особенности, организованной преступности. Это позволит оптимально определить необходимую стоимость общих затрат на профилактическую работу.

Вместе с тем, эффективность профилактики организованной преступности на всех ее уровнях оценить крайне затруднительно, так как необходимы критерии оценки. Это можно сделать лишь на ее среднем и низшем уровнях.

По причине отсутствия четкого представления об объекте профилактического воздействия, в качестве которого выступает организованная преступность, в правоохранительной практике, как правило, профилактическая деятельность

осуществляется и оценивается только исходя из общих соображений о влиянии на состояние преступности тех или иных причин и условий. Практически не подвергается анализу эффективность тех или иных планируемых конкретных профилактических мер. Хотя следует признать, что проблема оценки эффективности профилактической деятельности достаточно полно исследовалась как российскими, так и казахстанскими учеными [6]. Однако, следует отметить, что вопросы о показателях и критериях эффективности профилактики преступлений, а тем более вопросы об особенностях профилактики организованной преступности, о профилактике преступлений в различных сферах жизни и экономики до настоящего времени не подвергались детальному изучению и остаются еще, как и проблемы самой организованной преступности, дискуссионными.

Как известно показатели эффективности выполнения профилактических мероприятий, благодаря которым дается оценка всей проделанной работы,

осуществляемой в процессе постоянного анализа и учета служебной деятельности по определенным, заранее установленным критериям, нуждаются в постоянном совершенствовании и корректировке. В этом как раз и выражается эффективность организации профилактики организованной преступности.

Не зная четких критериев оценки деятельности нельзя ее измерить. Издержки нашей правоохранительной системы состоят в том, что получаемая информация, в целом, о преступности и об организованной преступности, в частности, в основном собирается и не подвергается глубокому анализу.

Отсутствие научного обеспечения практической деятельности органов внутренних дел привело к тому, что в деятельности в целом МВД, ГУВД-УВД областей, УВДТ отсутствуют аналитическая работа, глубокий факторный анализ преступности и нет прогностического направления в работе. Работа органов внутренних дел по причине отсутствия научного обеспечения осуществляется практически вслепую и сведена к примитивному анализу количественных показателей преступности. Данный анализ проводится только за текущий и прошлый годы, вся основная статистика преступности, ее качественные характеристики не анализируются, и мертвым грузом ложится ежегодно в отчеты ОВД.

Методики анализа преступности МВД до сих пор не разработаны. Научные методы (математические, социологические и др.) анализа деятельности ОВД в борьбе с преступностью не применяются.

Органы внутренних дел не получают научных рекомендаций, реализация которых позволила бы значительно улучшить работу оперативноследственных подразделений в первую очередь, а также остальных служб МВД РК.

Следствием данного положения является то, что нет обратной связи между информацией и правоохранительной деятельностью, то есть информация накапливается сама по себе, а профилактическая деятельность и противодействие организованной преступности не связаны с собранной информацией.

Такой вывод был сделан Президентом Казахстана Н.А.Назарбаевым в выступлении на совещании по вопросам борьбы с преступностью и коррупцией 19 апреля 2000 г. В частности, было сказано, что «весь Южный регион знает и жутко боится преступную группировку «Четыре брата». Они беззаконно терроризируют население уже почти десять лет, а вы все с ними боретесь. Аналогичные преступные сообщества контролируют Восточный, Западный и Северный регионы страны. Порой возникают даже сомнения в вашем желании бороться с ними, может они просто откупаются. Докладывают, что на оперативном учете органов внутренних дел стоит столько-то преступных авторитетов. Они у вас годами состоят на учете и продолжают совершать преступления. Убит основной свидетель по делу банды «Рыжего Алмаза» Ким, потерпев-

ший по делу банды «Четыре брата» Мухлисов. Масса случаев запугивания и подкупа свидетелей и потерпевших. Разве это не вызов правоохранительным органам? Почему, если вы уверены, что он преступник, не привлекаете к ответственности?» [7].

Учитывая транснациональный характер современной организованной преступности, следует принимать во внимание, что и планируемые профилактические мероприятия должны также носить характер международного сотрудничества.

И это не случайно. Транснациональный характер организованной преступности, самим своим характером подталкивает субъектов организованной преступности к международному сотрудничеству. Соответственно по этому противостоять международной преступности можно лишь в условиях тесной координации правоохранительных органов различных стран [8]. Данный союз уже сам по себе является весьма эффективным профилактическим средством в отношении организованной преступности.

Так, например 21-22 апреля 2005 года состоялось очередное заседание Совета министров внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств, в котором приняли участие делегации Министерства внутренних дел Азербайджанской Республики, Полиции Республики Армения, министерств внутренних дел Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан и Украины, а также директор Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видам преступлений на территории государств-участников СНГ генерал-лейтенант милиции Боков А.В., первый заместитель руководителя Антитеррористиче-ского центра государств-участников СНГ генерал-майор Сарсеков Б.С., представители исполнительного комитета Содружества Независимых Государств [9].

Как известно, в 80-е годы профилактика преступности была настолько актуальна, что некоторые ученые стали считать необходимым принятие закона о профилактике [10]. Затем профилактика преступлений неоправданно ушла на второй план и постепенно стала забываться.

По нашему мнению, именно в борьбе с организованной преступностью, учитывая ее латентный характер, нужны в первую очередь профилактические меры воздействия.

По мнению зарубежных экспертов воздействие на организованную преступность учитывая ее латентность осуществляется, в основном, опосредованно. Практически борьба ведется вслепую.

По мнению известного российского ученого Минь-ковского Г.М. предупреждение организованной

преступности (преступлений) как направление профилактической деятельности предполагает:

четкую концептуальную и понятийную характеристику этой преступности и борьбы с ней в современный период;

достаточную правовую базу; специализацию кадров, ведущих борьбу с этой преступностью и их подготовку;

достаточное ресурсное обеспечение, современную информационную базу;

комплексное программирование, знание реального состояния и тенденций организованной преступности, обоснованные прогнозные оценки [11].

Исходя из перечисленных направлений профилактики организованной преступности профессора Миньковского Г.М., можно увидеть, что в Казахстане в настоящее время созданы не все условия для эффективной борьбы с организованной преступностью.

В настоящее время в Казахстане учеными-криминологами до сих пор не определены концептуальная и понятийная характеристики организованной преступности. Этого даже нет в России и в дальнем зарубежье. Причины данного положения связаны с излишней политизацией науки криминологии (отрицание наличия организованной преступности в бывшем СССР); перекосы в уголовной политике (провозглашение в конце 50-ых годов об окончании борьбы с бандитизмом); смещение понятий «организованная преступность» и «организованность в преступности», и многое другое.

Кроме этого, отсутствует достаточная правовая база, регламентирующая вопросы борьбы с организованной преступностью. Имеющее законодательство только создает условия для борьбы, а самой борьбы как таковой не ведется.

И если сравнивать организованную преступность с серьезным заболеванием, таким, как раковая опухоль, то трудно не согласиться с мнением медицины, что легче предупредить болезнь, чем ее лечить, так как последствия организованной преступности неизлечимы и могут нанести серьезный вред экономической безопасности государства.

Использованная литература:

1. В литературе и нормативных актах употребляются различные понятия « предупреждение», « предотвращение», « профилактика», « превенция» преступности и др. По мнению ряда авторов, эти термины идентичны по своему содержанию. См.: Аванесов Г. А. Криминология. Прогностика. Управление. - Горький: ВШ МВД СССР, 1975. - С. 104; Теоретические основы предупреждения преступности / под ред. В. К. Звирбуль, В. В. Клочкова, Г. М. Миньковского. - М.: Юрид. лит., 1997. - С.42; Криминология. - М.: Юрид. лит., 1979. - С. 124 и др. Данную позицию мы полностью разделяем, и в дальнейшем изложении термины «профилактика и предупреждение» будут употребляться как синонимы.

2. Сахаров А. Б. Социальная система предупреждения преступности/ Советское государство и право. - 1972. - № 11. -С.69.

3. См.: Марцев А. И. Теоретические вопросы общего и специального предупреждения преступлений. Автореф. дис. ...

д-ра юрид. наук. - Свердловск. - 1975; Жалинский А.Э. Специальное предупреждение преступлений в СССР; Вопросы Теории. - Львов. - 1976; Теоретические основы предупреждения преступности.

4. Когамов М.Ч. Предварительные расследования уголовных дел в Республике Казахстан: состояние, организация, перспективы. Алматы, 1998, С.127.

5. О понятии эффективности управленческой деятельности. См.: Проблемы эффективности работы управленческих органов. - М. - 1973. В области профилактики преступлений: Жалинский А.Э., Костицкий М. В. Эффективность профилактики преступлений и криминологическая информация. - Львов. -1980. - С.8-37. В области права: Алексеев С.С. Общая теория права. - М. - 1981. - Т.1. - С.196-199; Лазарев В.В Эффективность правоприменительных актов. - Казань.- 1976. -С.31.

6. Ананич В.А. Особенности повышения эффективности предупреждения преступлений органов внутренних дел в крупных городах. - Минск. - 1986; Джанашия Д.П. Криминологические основы организации руководства профилактической деятельности правоохранительных органов: Афтореф. дис. ... канд.юр.наук. - М - 1984; Криминологические и организационно-управленческие проблемы борьбы с преступностью. -М. -1991; Еремичев И.А. Структура деятельности сотрудников полиции по профилактике преступлений: Автореф. дис. . канд.юр.наук. - М. - 1984. - С.11-16; Портнов И.П. Профилактика преступлений в полицейской практике // Государство и право. - 1995, - № 10. - С. 117; Миндагулов А.Х. Научные основы управления в сфере профилактики преступлений: Ав-тореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - М. 1990. - С.15. и другие.

7. См. Казахстанская правда 21 апреля 2000 г.

8. См., например: Еркенов С.Е. Расследование преступлений, совершенных транснациональными преступными сообществами. Алматы, 1998 г.; Яблоков Н.П. «Транснациональная организованная преступность и некоторые формы международного сотрудничества в борьбе с ней. / Вестник Московского университета. Сер.11. Право, 2001, №4, С.17-25.

9. Протокол заседания Совета министров внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств 22 апреля 2005 года г.Минск.

10. Миндигулов А.Х. Научные основы управления в сфере профилактики преступлений.Автореферат дис... др. юрид. наук М.1990 г.

11. См.: Криминология: Учебник / под ред. Кузнецовой Н.Ф., Миньковского Г. М. - М. - 1998. - С.268.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.