Научная статья на тему 'Меры противодействия организованной преступности'

Меры противодействия организованной преступности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
10331
1009
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСОЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ / ПРОФИЛАКТИКА / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / GENERAL SOCIAL MEASURES / SPECIAL MEASURES / PREVENTION / COMBATING ORGANIZED CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фабрика Тамара Александровна

Освещается проблема противодействия организованной преступности. Исследуются различные меры противодействия организованной преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEASURES AGAINST ORGANIZED CRIME

This article is devoted to the problem of combating organized crime. The author examines measures to counter organized crime, taking into account their different levels

Текст научной работы на тему «Меры противодействия организованной преступности»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 27 (318). Право. Вып. 38. С. 102-105.

Т. А. Фабрика

МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Освещается проблема противодействия организованной преступности. Исследуются различные меры противодействия организованной преступности.

Ключевые слова: общесоциальные меры, специальные меры, профилактика, противодействие, организованная преступность.

Организованная преступность представляет собой одно из наиболее страшных негативных социально-политических явлений, принявших в начале XXI в. характер настоящего социального бедствия. Преступления, совершаемые организованными группами, не ограничиваются конкретными составами преступлений, они могут быть разнообразными. Факт совершения их организованной группой придает им особую общественную опасность. В связи с этим возникают определенные трудности в противодействии организованной преступности, обусловленные ее масштабами.

С учетом вышеизложенного представляется целесообразным выявить проблемы противодействия данному виду преступности и определить пути решения этих проблем.

Под противодействием организованной преступности В. А. Бодренкова и В. К. Зникина понимают принятие активных мер воздействия на преступность, но не достаточных для качественного, позитивного ее изменения1. Действительно, правы ученые в том, что принимаемых мероприятий недостаточно для реагирования на такой вид преступности. Следует признать, что организованная преступность обладает в настоящее время высокой степенью жизнеспособности, поэтому, по большому счету, не представляется возможным полностью ее нейтрализовать (ликвидировать), какие бы серьезные и эффективные меры для этого не предпринимались. Думается, что ее можно лишь ограничить, ставя под контроль государства. В отличие от государственных и правоохранительных органов организованная преступность стремительно налаживает связи за границей, быстрее реагирует на все трансформации, происходящие в мире.

Существенным препятствием в успешной профилактике организованной преступности является укрупнение связей преступных организаций с представителями государственной власти. Таким образом, происходит их взаимо-

проникновение, способствующее установлению симбиотических отношений и вступлению в сговор. При таких условиях противодействие и его меры сводятся на нет, ибо представители правительства выполняют роль уже укрывателей преступной деятельности, одновременно с этим становясь заложником преступной организации.

Нарушение и несоблюдение законности в органах внутренних дел в России — одна из главных составляющих проблем существования организованной преступности, поскольку укоренилась она с момента образования силовых структур государства. К сожалению, уголовное законодательство отстает от процесса общественного развития и соответственно от развития криминогенных процессов. Вследствие чего меры, применяемые для устранения новых видов криминальных проявлений, оказываются неадекватными, а это позволяет преступникам опережать реагирование правоохранительных органов на преступность.

Несмотря на указанные негативные обстоятельства следует отметить, что существует множество форм противодействия организованной преступности, знание которых необходимо для разработки важнейших направлений минимизации такой преступности.

Деятельность правоохранительных органов по противодействию организованной преступности обязательно включает те или иные профилактические мероприятия. Они условно объединяются в две группы:

Общепрофилактические (общесоциальные) меры. Основное их содержание — выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению преступных деяний, а также возникновению организованной преступной деятельности и ее групп.

Специальные (конкретные, специфические) меры. Это меры в отношении конкретных лиц, совершающих противоправные деяния.

Для организованной преступности меры предупреждения должны дополняться и специфиче-

скими мерами, но главным направлением борьбы с ней является комплексная профилактика, причем осуществляемая на различных уровнях (общесоциальном, специально-криминологическом, индивидуальном).

Общесоциальный уровень охватывает мероприятия экономического, политического, правового, идеологического характера, способствующие развитию общественных отношений в различных сферах общественной жизни и не имеющие специальной направленности. Основным отличием таких мероприятий является то, что они представляют собой некий фундамент для эффективного применения специальных криминологических мер предупреждения преступных проявлений.

Меры специально-криминологического уровня призваны целенаправленно устранять конкретные криминологические факторы, предупреждение преступности составляет их основное, а в ряде случаев и единственное содержание.

Для борьбы с организованной преступностью необходима комплексная профилактика, способствующая выполнению общегосударственных задач социального характера. Научные основы теории предупреждения преступлений, совершаемых организованными группировками, созданы в результате многочисленных исследований проблемы борьбы с преступностью в различных сферах экономики и социальной жизни, разработки методов и средств ее профилактики.

С момента объявления себя суверенным государством Российская Федерация осознает важность проблемы организованной преступности. Поэтому уже с первых дней ведется активная борьба по противодействию данного вида преступности, причем на самом высоком уровне.

Эффективность профилактического воздействия на организованную преступность зависит от многих условий. К ним можно отнести: 1) достоверность и полноту оценочных категорий (количественные и качественные показатели преступности); 2) целостное представление об объектах профилактического воздействия, то есть организованной преступности; 3) наличие сил и средств, необходимых для профилактического воздействия; 4) научную обоснованность и выполнимость планируемых мероприятий.

Оценка эффективности профилактики организованной преступности позволяет не только проникнуть в «технологию» управления объектом профилактического воздействия, но и выявить

дополнительные особенности организованной преступности. Это позволит определить оптимальную стоимость общих затрат на профилактическую работу.

Вместе с тем эффективность профилактики организованной преступности на всех ее уровнях оценить крайне затруднительно, так как необходимы критерии оценки. Это можно сделать лишь на ее среднем и низшем уровнях.

Из-за отсутствия четкого представления

об объекте профилактического воздействия, в качестве которого выступает организованная преступность, в правоохранительной практике. как правило, профилактическая деятельность осуществляется и оценивается только с позиций «оказываемости» влияния на состояние преступности криминогенных детерминантов. По существу, не подвергается рассмотрению эффективность тех или иных планируемых профилактических мер. Хотя следует признать, что проблема оценки эффективности профилактической деятельности достаточно полно исследовалась многими российскими учеными2.

Следует отметить, что вопросы показателей и критериев эффективности профилактики преступлений, а тем более вопросы особенностей противодействия организованной преступности и профилактики преступлений в разнообразных сферах жизни и экономики до настоящего времени не подвергались детальному изучению и остаются еще, как и проблемы самой организованной преступности, дискуссионными.

Как известно, показатели эффективности выполнения профилактических мероприятий, благодаря которым оценивается вся работа, осуществляемая в процессе непрерывного учета и анализа служебной деятельности по идентифицированным, заранее установленным критериям, нуждаются в постоянном совершенствовании и корректировке. К этому и сводится эффективность профилактики и борьбы с организованной преступностью.

Не зная четких критериев оценки деятельности, нельзя ее измерить. Издержки нашей правоохранительной системы состоят в том, что получаемая информация, в целом о преступности и об организованной преступности в частности, в основном собирается и не подвергается глубокому анализу.

Отсутствие научного обеспечения практической деятельности органов внутренних дел привело к тому, что в деятельности в целом МВД,

региональных ГУВД, УВД и УВДТ отсутствуют аналитическая работа, глубокий факторный анализ преступности и прогностическое направление. Работа органов внутренних дел по причине отсутствия научного обеспечения осуществляется практически вслепую и сведена к примитивному анализу количественных показателей преступности. Данный анализ проводится только за текущий и прошлый годы, вся основная статистика преступности, ее качественные характеристики не анализируются и мертвым грузом ложатся в ежегодные отчеты органов внутренних дел.

Методики анализа преступности до сих пор не разработаны МВД РФ. Научные методы анализа деятельности органов внутренних дел (математические, социологические и др.) в борьбе с преступностью не применяются. Органы внутренних дел не получают научных рекомендаций, реализация которых позволила бы значительно улучшить работу в первую очередь оперативно-следственных подразделений, а также остальных служб МВД РФ.

Следствием данного положения является то, что нет обратной связи между информацией и правоохранительной деятельностью, то есть информация накапливается сама по себе, а профилактическая деятельность и противодействие организованной преступности не связаны с ней.

Учитывая транснациональный характер современной организованной преступности, следует принимать во внимание, что и планируемые профилактические мероприятия должны также носить характер международного сотрудничества. И это не случайно. Транснациональный характер организованной преступности самим своим характером подталкивает субъектов организованной преступности к международному сотрудничеству. Соответственно поэтому противоборствовать международной преступности представляется возможным в условиях тесной координации и взаимодействия правоохранительных органов различных стран3. Данный союз уже сам по себе является чрезвычайно важным и эффективным профилактическим средством против организованной преступности.

Так, например, 21-22 апреля 2005 г. состоялось очередное заседание Совета министров внутренних дел государств — участников Содружества Независимых Государств (СНГ), в котором приняли участие делегации Полиции Республики Армения, МВД Азербайджанской

Республики, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, Грузии и Украины, директор Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видам преступлений на территории государств — участников СНГ генерал-лейтенант полиции А. В. Боков, первый заместитель руководителя Антитеррористического центра государств — участников СНГ генерал-майор Б. С. Сарсеков, представители Исполнительного комитета СНГ4.

По нашему мнению, в борьбе с организованной преступностью, если учесть ее латентный характер, нужны в первую очередь профилактические меры воздействия. Зарубежные эксперты утверждают, что воздействие на организованную преступность осуществляется в основном опосредованно. Практически борьба ведется вслепую.

К направлениям профилактической деятельности против организованной преступности (преступлений) профессор Г. М. Миньковский относит:

- достаточную законодательную базу;

- четкую понятийную и концептуальную характеристику данного вида преступности и борьбы с ней в современный период;

- специализацию кадров, ведущих борьбу с организованной преступностью, и их подготовку;

- знание реального состояния и тенденций развития организованной преступности, комплексное программирование, обоснованные прогнозные оценки;

- современную информационную базу, достаточное ресурсное обеспечение5.

Исходя из перечисленных направлений, можно увидеть, что в нашей стране в настоящее время созданы не все условия для эффективной борьбы с организованной преступностью. Российскими учеными-криминологами до сих пор не определены понятийная и концептуальная характеристики организованной преступности. Причины этого заключаются в излишней политизацией науки криминологии (отрицание наличия организованной преступности в бывшем СССР), перекосах в уголовной политике (провозглашение в конце 1950-х гг. об окончании борьбы с бандитизмом), смещении понятий «организованная преступность» и «органи-

зованность в преступности» и многом другом6. Кроме того, отсутствует достаточная правовая база, регламентирующая вопросы борьбы с организованной преступностью. Имеющееся законодательство только создает условия для борьбы, а самой борьбы как таковой не ведется.

И если сравнивать организованную преступность с серьезным заболеванием, таким, например, как раковая опухоль, то трудно не согласиться с мнением медицины, что легче предупредить болезнь, чем ее лечить: последствия организованной преступности неизлечимы и могут нанести серьезный вред экономической безопасности государства.

В 2006 г. Генеральным прокурором РФ проведено два координационных совещания руководителей правоохранительных органов РФ, посвященных борьбе с организованной преступностью, на которых были приняты, можно сказать, программные документы: постановление координационного совещания руководителей правоохранительных органов РФ от 4 сентября 2006 г. № 1 «О состоянии организованной преступности в Российской Федерации и дополнительных мерах по усилению борьбы с ней»7 и постановление Всероссийского координационного совещания руководителей правоохранительных органов РФ от 21 октября 2006 г. № 2 «О состоянии и мерах по усилению борьбы с преступностью и коррупцией». Постановления предусматривают комплекс законодательных, организационных и иных мер, обеспечивающих системный подход к борьбе с организованной преступностью.

Представляется актуальной криминализация деятельности лидеров криминального мира, направленной на сплочение организованных преступных формирований и оказывающей существенное влияние на состояние как организованной преступности, так и преступности в целом.

Наряду с понятием «преступление» должно получить законодательное закрепление понятие «преступная деятельность». Преступность существенно изменилась, и действующий уголовный закон, нацеленный на борьбу с отдельными преступлениями, не всегда эффективен в борьбе с организованными преступными формированиями. Преступная организация ориентирована на широкомасштабную преступную деятельность, для чего создается сложная криминальная структура, существование которой как единого организма необходимо обеспечить. В этом случае организатор или руководитель такой органи-

зации чаще всего не является организатором или иным соучастником конкретных преступлений и, таким образом, по действующему уголовному закону не подлежит уголовной ответственности.

Изменения и дополнения уголовно-процессуального законодательства должны касаться двух основных моментов. Во-первых, необходимо регламентировать порядок введения в уголовный процесс результатов оперативно-розыскной деятельности, а во-вторых — предусмотреть более существенные гарантии безопасности ее субъектов и участников уголовного судопроизводства по таким уголовным делам.

Таковы, по нашему мнению, основные законодательные меры борьбы с организованной преступностью, необходимость которых вытекает из сложившихся криминальных реалий.

Примечания

1 См.: Бодренков, В. А. К началу дискуссии о содержании криминальной безопасности общества (государства) и роли ОРД в ее обеспечении / В. А. Бодренков, В. К. Зникин // Оперативник (сыщик). 2008. № 2. С. 19-20.

2 См.: Арканов, Н. Ф. Взаимодействие в системе мер, обеспечивающих эффективность борьбы с преступностью // Эффективность уголовного закона. СПб., 2001. С. 40-42; Боков, А. В. Организация борьбы с преступностью / под ред. Г. А. Аванесова. М., 2003. С. 125; Гаврилов, А. М. Привлечение населения к участию в борьбе с преступностью : авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2004. С. 14; Корниенко, А. В. Криминологическая характеристика и предупреждение преступности в регионе (по материалам Брянской области) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2005. С. 18.

3 См.: Яблоков, Н. П. Транснациональная организованная преступность и некоторые формы международного сотрудничества в борьбе с ней // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 2001. № 4. С. 17-25.

4 Протокол заседания Совета министров внутренних дел государств — участников Содружества Независимых Государств 4 июня 2009 г., г. Ялта [Электронный ресурс]. иЯЬ: mvd.ru/upload/site1/ document_file/szJkqqB7D1.doc

5 См.: Криминология : учебник / под ред. Н. Ф. Кузнецовой, Г. М. Миньковского. М., 1998. С. 268.

6 См.: Акимжанов, Т. К. Основные направления профилактического воздействия на организованную преступность // Бизнес в законе. 2005. № 1. С. 116-119.

7 Цит. по: Противодействие организованной преступности: законодательный и практический аспекты [Электронный ресурс]. URL: http://moscalkova.ru/ allnews/kruglyj_stol_protivodejstvie_organizovannoj_ prestupnosti/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.