АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
2015 № 1
БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ
КРИМИНОЛОГИЯ
БОРЬБА С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ -ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ ГОСУДАРСТВА
МАЛИНИН Василий Борисович,
ИЗМАЛКОВ Валерий Александрович
Аннотация. Статья посвящена вопросам борьбы с организованной преступностью. Авторы рассматривают систему противодействия организованной преступности в России, а также предлагают конкретные меры профилактики: общую и частную - систему специальных мер по противодействию организованной преступности.
Ключевые слова: криминология, организованная преступность, борьба с преступностью, меры профилактики.
Термин «борьба с преступностью» широко применяется в правовых и других официальных документах, в периодических изданиях, а также в научных трудах. Данный термин применяется для обозначения сложной системно-структурной деятельности, которая имеет целью снижение преступности и степени ее общественной опасности, а также нацелена на устранение или нейтрализацию ее детерминантов.
Борьба с преступностью заключается, во-первых, в профилактике преступлений. Профилактика преступлений предполагает воздействие на лиц, их совершивших, на саму преступность в целях недопущения рецидива преступлений и самодетерминации преступности.
Во-вторых, борьба с преступностью включает правоохранительную деятельность по раскрытию и пресечению преступлений, выявлению виновных и их наказанию.
Какова возможная разумная реакция общества и государства на организованную преступность вообще, в России в частности?
- Прежде всего, требуется спокойное, объективное, не идеологизированное, не политизированное изучение организованной преступности, ее генезиса, факторов, воздействующих на ее развитие, и т.п. Иначе говоря, ее демифологизация.
- Осознание того, что повышение уровня организованной преступности - неизбежный глобальный процесс, который не может быть «ликвидирован» или существенно ограничен уголовно-правовыми запретами и полицейскими мерами.
- Понимание социально-экономической природы организованной преступности. Сокра-
щение ее социальной базы и масштабов деятельности возможно лишь путем создания условий, когда:
а) «нелегальные» ныне потребности будут легализованы и удовлетворяться легальным путем (так, например, отмена «сухого закона»в США покончила с бутлегерством);
б) легальный бизнес станет выгоднее нелегального (так, уже сегодня, судя по сообщениям прессы, «экономическое чудо» Японии, повышение благосостояния ее населения, сокращение безработицы делают невыгодным участие в преступных организациях - якудзе);
в) налоговый пресс минимален и не «выдавливает» добросовестного предпринимателя в «тень» или в «криминал». При сегодняшних налогах в России предпринимателям практически невозможно выжить, не нарушая уголовный закон (не скрывая доходов, не давая взяток) или же не уходя в «тень» в нелегальную или криминальную деятельность; — подросткам и молодежи будут предоставлены широкие возможности легального удовлетворения своих витальных, социальных (престиж, статус, самоутверждение), духовных потребностей1.
Развитие программно-целевого подхода в борьбе с организованной преступностью необходимо на общероссийском уровне. Эффективные результаты, например, дает реализация Концепции совершенствования деятельности органов внутренних дел Российской Федера-
1 Гилинский Я.И. Криминология. Теория, история, эмпирическая база, социальный контроль. 2-е изд. СПб., 2009. С. 291-292.
29
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
2015 № 1
______________БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ
ции в сфере борьбы с организованной преступностью, принятой 5 августа 2005 г.2.
В этой Концепции поставлены задачи вывода из-под криминального контроля участников преступных формирований объектов экономики, а также недопущения проникновения их представителей во власть.
В рамках Концепции проводятся мероприятия по:
1) мониторингу, анализу и прогнозированию состояния оперативной обстановки по линии борьбы с организованной преступностью;
2) разработке и реализации целевых программ и комплексных планов в сфере борьбы с организованной преступностью;
3) проведению оперативно-разыскных и профилактических мероприятий, направленных на выполнение основных задач в сфере борьбы с организованной преступностью;
4) обеспечению согласно законодательству Российской Федерации государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, участников уголовного судопроизводства, а также их близких, при угрозе посягательства на жизнь, здоровье и имущество этих лиц со стороны участников преступных формирований;
5) формированию и ведению оперативных учетов, информационных систем, необходимых для борьбы с организованной преступностью;
6) организации и взаимодействию с иными правоохранительными органами Российской Федерации и зарубежных государств3.
Важным условием повышения эффективности борьбы с организованной преступностью является также постоянное совершенствование уголовного законодательства, а также следственной, судебной и прокурорской практики по делам указанной категории. Большое значение для борьбы с организованной преступностью имеет Федеральный Закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и ст. 100 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» от 03.11.2009 г. № 245-ФЗ, который существенно уточнил понятие преступного сообщества.
В соответствии с ч. 4 ст.35 УК РФ в действующей редакции преступление признается совершенным преступным сообществом (преступной организацией), если оно совершено структурированной организованной группой
2 См.: Концепция борьбы с организованной преступностью в России // Сборник нормативных актов Министерства внутренних дел. М., 2007.
3 Эминов В.Е. Концепция борьбы с организованной преступностью в России. М., 2007. С. 67-69.
30
или объединением организованных групп, действующих под единым руководством, члены которых объединены в целях совместного совершения одного или нескольких тяжких либо особо тяжких преступлений для получения прямо или косвенно финансовой или иной материальной выгоды.
Большое значение для борьбы с организованной преступностью имеет постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.06.2010 № 12 «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)»4.
Постановление разъясняет, что уголовная ответственность за создание преступного сообщества (преступной организации) для совершения тяжких или особо тяжких преступлений либо объединения организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп в целях разработки планов и условий для совершения тяжких или особо тяжких преступлений (ч. 1 ст. 210 УК РФ) наступает с момента фактического образования указанного преступного сообщества, т.е. создания условий, свидетельствующих о готовности преступного сообщества (преступной организации) реализовать свои преступные намерения независимо от того, совершили участники такого сообщества планировавшиеся преступления или нет. О готовности сообщества (организации) к совершению преступлений может свидетельствовать, например, приобретение и распространение между участниками сообщества орудий и средств совершения преступлений, договоренность о разделе сфер и территорий преступной деятельности и др.
Указанные и другие положения постановления Пленума Верховного Суда РФ явились результатом многолетних исследований и обобщений практики, проводимыми учеными криминологами и криминалистами. Подробно проанализируем положения этого новейшего постановления Пленума ВС РФ в следующей главе нашей диссертационной работы.
Не вызывает сомнения и утверждение о том, что предупреждение преступности, в частности организованной, задача многоплановая, комплексная и решаться должна усилиями всего общества, всех звеньев его социального организма. В разное время учеными и исследователями в области криминологии выделялось одно из перспективных направле-
4 Бюллетень Верховного Суда РФ. 2010. № 8.
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
2015 № 1
______________БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ
ний повышения эффективности предупреждения преступности на основе планирования экономического и социального развития отдельных регионов.
Предупреждение организованной преступности как самостоятельный объект программно-целевого планирования реализуется в виде так называемых программ предупреждения преступности в стране целом и в конкретных регионах. В основе программ лежит комплексный подход, сочетающий мероприятия, осуществляемые в рамках функций правоохранительных органов, с мерами социального, экономического, психологического и иного характера.
В настоящее время в России нет целостной системы противодействия организованной преступности.
Предупреждение организованной преступности должно предполагать:
1) четкую концептуальную и понятийную характеристику этой преступности и борьбы с ней в современный период;
2) достаточную правовую базу;
3) специализацию кадров, ведущих борьбу с этой преступностью и их подготовку;
4) достаточное ресурсное обеспечение, современную информационную базу;
5 ) знание реального состояния и тенденции организованной преступности в регионе, обоснованные прогнозные оценки;
6) отражать международный характер.
Для повышения эффективности правоохранительных органов необходимо обеспечить качественное комплектование их кадрового аппарата из специалистов - выпускников специализированных ведомственных вузов.
Практика применения положений ст. 64 УК РФ в отношении участников ОПГ, активно способствующих раскрытию преступлений, совершенных данным ОПГ и изобличению его участников, должна быть повсеместно пересмотрена. Судам следует разъяснить, что в целях борьбы с организованной преступностью наказание тех ее участников, которые встали на путь исправления и существенно помогли правоохранительным органам изобличить остальных участников ОПГ (особенно ее организаторов, руководителей, лидеров) должно быть минимальным либо даже должно назначаться более мягкое наказание, чем предусмотрено санкцией статьи за данное преступление.
В законодательном порядке необходимо также предусмотреть использование нетрадиционных средств и методов, позволяющих на-
пример, судебным властям в интересах дела обеспечивать свидетелям «иммунитет» от судебного преследования даже в случае, если выяснится, что сами они нарушали закон, то есть человек может не боятся, что ему будет назначено наказание в виде лишения свободы, если предоставит следствию важные сведения о своих сообщниках, и тем самым будет способствовать установлению истины и прекращению деятельности преступной организации.
Борьба с вербовкой пополнения для организованной преступности должна производиться, в том числе, путем восстановления профилактической деятельности правоохранительных органов по борьбе с формированиями и функционированием молодежных группировок с антиобщественной направленностью, в том числе и путем правовой пропаганды.
Главным направлением в борьбе с организованной преступностью все же является общесоциальная профилактика: общее экономическое, политическое и социальное оздоровление страны в целом, демократизация деятельности властных структур, духовное и нравственное очищение людей.
Система специальных мер по противодействию организованной преступности должна быть представлена следующими направлениями.
1. Целесообразно разработать перспективный документ - Концепцию укрепления правопорядка и законности на длительный период (2016 - 2020 гг.). Концепция может содержать предложения судебных и иных правоохранительных органов, а также результаты научных изысканий в области социологии, криминологии, экономики, права и т.п.
2. Выявление и перекрытие каналов проникновения организованной преступности в местные властные государственные органы и общественные организации. Сюда можно отнести следующие меры:
- общее федеральное управление, планирование и координация деятельности по борьбе с организованной преступностью;
- федеральное антикоррупционное законодательство и соответствующие меры по его исполнению;
- борьба с «отмыванием» преступных капиталов.
3. Учитывая, что существенный вклад в осложнение криминогенной обстановки вносят нелегально прибывающие в регион иностранные граждане, необходимо шире использовать оперативно-разыскные меры по их выявлению. Необходимо организовать информа-
31
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
2015 № 1
______________БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ
ционное обеспечение о составе мигрирующего населения для своевременного выявления лиц, склонных к совершению преступлений, нелегально прибывших в регион, шире использовать для этого оперативно-разыскные методы и средства.
4. Восстановление с помощью служб социальной защиты населения жизненной перспективы лиц, потерявших ее в результате безработицы, демобилизации, заболевания, наркомании, алкоголизма и т. д.
С целью профилактики преступлений безработных необходимо, кроме общепринятых норм, создавать в городах центры социальной реабилитации, выделяя для этого из областных бюджетов средства.
Развитие общеобразовательной, культурно-досуговой инфраструктуры также играет важную роль для общей и специальной профилактики преступности несовершеннолетних и молодежи, пополняющих ряды ОПГ. Поэтому в комплексе рекомендуемых мер необходимо предусмотреть:
- расширение сети общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, улучшение учебновоспитательного процесса в школах и, особенно, в специальных учреждениях для детей с отклоняющимся поведением;
- строительство детских домов для беспризорников;
- открытие новых и восстановление старых спортивных и технических клубов, домов культуры и творчества, зрелищных и театральных учреждений.
Для сокращения потенциальной базы роста числа лиц, чье положение и условия жизни могут привести к совершению преступлений, а также чье поведение и образ жизни представляют опасность для окружающих их людей, необходимо развитие элементов городской инфраструктуры, системы социальной и специальной помощи. К таким мерам следует отнести:
- открытие дополнительных учреждений для престарелых, инвалидов;
- организация пунктов бесплатного и дешевого питания;
- создание сети специализированных служб, оказывающих медико-психологическую помощь (телефоны доверия, помощь жертвам насилия, патронаж лиц с агрессивной направленностью и т.п.);
- открытие районных центров наркологической службы для лечения и социальной реабилитации наркоманов и алкоголиков;
- создание районных и городских центров социальной адаптации лиц, освободившихся из
32
мест лишения свободы, организация для них медицинской, психологической, юридической и социальной помощи;
- создание реабилитационных учреждений для несовершеннолетних с девиантным поведением;
- строительство и оборудование сети социальных гостиниц, ночлежных, работных домов, приютов (домов) для временного проживания лиц, освободившихся из исправительных учреждений.
5. Непосредственную связь с профилактическим действием имеют меры по инфраструктурному обустройству города, а также совершенствования планировки городской среды. Насущным для малых городов является значительное расширение жилищного и культурно-бытового строительства в целях обеспечения жильем и улучшения жилищно-бытовых условий горожан, расселения коммунальных квартир, семейных общежитий и многоквартирных бараков.
Усилению общественного порядка на улицах, сокращению насильственных и корыстных преступлений в микрорайонах городов и в поселениях пригородных зон способствовать разбивка новых парков и скверов, освещение улиц, дворов и подъездов, строительство новых автостоянок и гаражей, инфраструктурное обустройство мест отдыха горожан.
6. Обеспечение законности и безопасности предпринимательской деятельности. Оно должно включать в себя следующие меры:
- местный и федеральный контроль за законностью деятельности юридических и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью (обеспечение открытости такой деятельности);
- специализированное организационноправовое и техническое обеспечение безопасности предпринимательской деятельности с помощью служб безопасности, частных охранных фирм, вневедомственной охраны и т.п.
7. Осуществление специальной правоохранительной деятельности:
- правовое регулирование оперативнорозыскной деятельности, уголовно-процессуальной деятельности, связанной с выявлением, изобличением и привлечением к ответственности участников организованных преступных формирований, специальной защитой сотрудников правоохранительных органов, свидетелей и потерпевших от противоправных посягательств со стороны криминальных структур;
- специальное уголовное законодательство об ответственности за организацию и ак-
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
2015 № 1
______________БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ
тивное участие в деятельности организованных преступных формирований;
- проведение целевых операций по пресечению деятельности «воров в законе», лидеров и «авторитетов» преступных формирований, в том числе и среди осужденных и заключенных под стражу;
- пресечение деятельности бандформирований, сформированных на этнической, земляческой и иной основе, занимающихся разбоями и грабежами, в том числе на автострадах и прочих дорогах.
Одним из наиболее действенных профилактических средств является неотвратимость наказания. Чем быстрее задерживается преступник, тем больше профилактический эффект.
Следует отметить, что в глубинке фактически отсутствует система специализированных государственных органов, занимающихся борьбой с организованными преступными группировками. Такую борьбу по общему правилу осуществляют рядовые сотрудники полиции, непосредственно подчиняющиеся начальнику районного УВД.
Создание специализированных государственных служб и должностей, занимающихся предупреждением и пресечением деятельности организованных преступных групп, наряду с введением в действие долгожданного антикоррупционного законодательства, послужит реальной основой для существенного противодействия организованной преступности.
Проанализировав основные направления борьбы с организованной преступностью в России, ставим перед собой вопрос: могут ли мест-
ные органы власти, местные правоохранительные органы существенно повлиять на уровень преступности в своем городе, районе, обуздать организованную преступность, вытеснить ее из своего города? Полагаем, что нет. Является очевидным, что без принятия действенных общесоциальных мер в масштабах всей страны правоохранительным органам конкретного малого города с организованной преступностью не справиться.
Все большему числу профессионалов, включая юристов, становится понятна невозможность противостояния организованной преступности исключительно или преимущественно уголовно-правовыми мерами5.
Иными словами: (1) «в конечном счете, контроль над организованной преступностью будет иметь место тогда, когда мы полностью поймем и сможем разрушить рыночные условия, которые ее формируют»; (2) уровень организованной преступности (так же как преступности вообще, пьянства, наркотизма, самоубийств, проституции и т.п.) существенно зависит от степени респонсивности общества, т.е. удовлетворения потребностей населения легальными средствами6.
Реализация содержащихся в данной статье предложений способствовала бы повышению эффективности борьбы с организованной преступностью в России, которая имеет целью снижение преступности и степени ее общественной опасности, а также нацелена на устранение или нейтрализацию ее детерминантов.
5 См.: Бойцов Л.Н., Гонтарь И.Я. Уголовно-правовая борьба с организованной преступностью: иллюзии, реальность и возможная альтернатива // Государство и право. 2000. № 11.С. 35-43.
6 Гилинский Я.И. Криминология. Теория, история, эмпирическая база, социальный контроль. 2-е изд. СПб., 2009. С. 292.
33