Научная статья на тему 'Основные направления правовой политики в сфере аграрных отношений в России во второй половине XIX — начале XX века '

Основные направления правовой политики в сфере аграрных отношений в России во второй половине XIX — начале XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
21
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
аграрная реформа 1861 года / освобождение крестьян / Российская империя / аграрное законодательство / Столыпинская аграрная реформа 1906 года / agrarian reform of 1861 / liberation of peasants / Russian Empire / agrarian legislation / Stolypin agrarian reform of 1906

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алмагуль Дауткановна Дюсюпова

Исследование посвящено основным направлениям правовой политики в сфере аграрных отношений в России во второй половине XIX — начале XX века. Характеризуются предпосылки аграрной реформы 1861 года. Отмечается, что процесс преобразований сопровождался длительным противостоянием двух направлений в правительстве — между теми, кто считал необходимым освободить крестьян с землей, и теми, кто не желал выдела надела. На основе обширного круга исторических и нормативных источников выявлены и проанализированы направления законодательной политики пореформенной России. Сделан анализ государственно-правовой политики аграрных отношений в России во второй половине XIX — начале XX века, а также причин и последствий принятия наиболее значимых законодательных актов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main directions of legal policy in the field of agricultural relations in Russia in the second half of the 19th — early 20th centuries

The study Is devoted to the main directions of legal policy In the field of agricultural relations In Russia in the second half of the 19th — early 20th centuries. The prerequisites for the agrarian reform of 1861 are characterized. It is noted that the process of liberation of the peasants was accompanied by a stubborn struggle between two parties — between those who considered it necessary to free the peasants with the land, and those who wanted to preserve the inviolable rights of the landowners to the land. Based on a wide range of historical and normative sources, the directions of legislative policy in post-reform Russia are identified and analyzed. An analysis is given of the state-legal policy of agricultural relations in Russia in the second half of the 19th — early 20th centuries, the reasons and consequences of the adoption of the most significant legislative acts.

Текст научной работы на тему «Основные направления правовой политики в сфере аграрных отношений в России во второй половине XIX — начале XX века »

Закон и право. 2024. № 4. С. 20-25. Law and legislation. 2024;(4):20-25.

Научная статья УДК 342

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-4-20-25 EDN: https://elibrary.ru/EFEKED

NIION: 1997-0063-4/24-183 MOSURED: 77/27-001-2024-3-383

Основные направления правовой политики

в сфере аграрных отношений в России во второй половине XIX — начале XX века

Алмагуль Дауткановна Дюсюпова

Московский гуманитарный университет, Москва, Россия,

adusupova@mosgu.ru, alma_23@mail.ru; 0^ ¡^ 0000-0002-6528-7829; БР1\1-код: 8566-8667

Аннотация. Исследование посвящено основным направлениям правовой политики в сфере аграрных отношений в России во второй половине XIX — начале XX века. Характеризуются предпосылки аграрной реформы 1861 года. Отмечается, что процесс преобразований сопровождался длительным противостоянием двух направлений в правительстве — между теми, кто считал необходимым освободить крестьян с землей, и теми, кто не желал выдела надела.

На основе обширного круга исторических и нормативных источников выявлены и проанализированы направления законодательной политики пореформенной России. Сделан анализ государственно-правовой политики аграрных отношений в России во второй половине XIX — начале XX века, а также причин и последствий принятия наиболее значимых законодательных актов.

Ключевые слова: аграрная реформа 1861 года, освобождение крестьян, Российская империя; аграрное законодательство, Столыпинская аграрная реформа 1906 года.

Для цитирования: Дюсюпова А.Д. Основные направления правовой политики в сфере аграрных отношений в России во второй половине XIX — начале XX века // Закон и право. 2024. № 4. С. 20—25. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-4-20-25 ББЫ: https://elibrary.ru/EFEKED

Almagul D. Dyusyupova

Moscow University for the Humanities, Moscow, Russia, adusupova@mosgu.ru, alma_23@mail.ru; Orcid id: 0000-0002-6528-7829; SPIN-^fl: 8566-8667

Abstract. The study is devoted to the main directions of legal policy in the field of agricultural relations in Russia in the second half of the 19th — early 20th centuries. The prerequisites for the agrarian reform of 1861 are characterized. It is noted that the process of liberation of the peasants was accompanied by a stubborn struggle between two parties — between those who considered it necessary to free the peasants with the land, and those who wanted to preserve the inviolable rights of the landowners to the land.

Based on a wide range of historical and normative sources, the directions of legislative policy in postreform Russia are identified and analyzed. An analysis is given of the state-legal policy of agricultural relations in Russia in the second half of the 19th — early 20th centuries, the reasons and consequences of the adoption of the most significant legislative acts.

Keywords: agrarian reform of 1861, liberation of peasants, Russian Empire; agrarian legislation, Stolypin agrarian reform of 1906.

For citation: Dyusyupova A.D. The main directions of legal policy in the field of agricultural relations in Russia in the second half of the 19th — early 20th centuries // Law and legislation. 2024;(4):20—25. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-4-20-25 EDN: https://elibrary.ru/EFEKED

© Дюсюпова А.Д. М., 2024.

Original article

The main directions of legal policy in the field of agricultural relations in Russia in the second half of the 19th — early 20th centuries

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2024

Введение

Государство для России на протяжении многих столетий являлось единственным гарантом выживания общества, главным инструментом обеспечения развития. Государственность на рубеже XVIII — XIX вв. имела черты православных ценностей. Развитие российской государственно-правовой политики шло путем, отличным от западного. Представления о задачах и возможностях государственной власти, о принципах государственного регулирования были иными. Тем не менее потребности общественного развития требовали изменений с учетом международного опыта.

Во второй половине XIX — начале XX в. Россия уверенно двигалась к большей свободе для населения и к ограничению самодержавия. Проведенные в этот период преобразования, Великие реформы Александра II — крестьянская 1861 г., судебная 1862 — 1864 гг., земская 1864 г., военная 1874 г. — практически приблизили Россию к конституционному строю, появились элементы разделения властей, гражданского общества.

В начале XX в. задача коренного преобразования общественно-политического строя получила практическое значение. Под давлением революционного движения в государственно-правовом регулировании произошли кардинальные изменения, которые сложно было предвидеть в конце XIX в. Новые законодательные идеи и государственная практика идут рука об руку, рождая новые традиции российской государственности.

Таким образом, для основных направлений правового регулирования в сфере аграрных отношений второй половины XIX — начала XX в. характерен политико-исторический контекст изучения государственно-правового развития России через призму политики и модернизации страны [6, с. 88—117].

Профессор В.В. Лазарев, отмечая экономические и политические вызовы, предопределившие появление государства и права, считает, что истина «интегративна»1: и те и другие во взаимосвязи между собой и множеством иных факторов.

Юридическая наука не может освободиться (очиститься) от политики. Закон принимается

1 На сегодняшний день интегративный подход занимает собственное место в методологических началах общей теории права. Он активно используется в исследованиях начиная с первичного элемента правовой системы — нормы права и заканчивая областью типов правопони-

всегда в противостоянии политических сил, закон всегда есть разной степени политика. Следование закону суть реализация политической линии. В случаях, когда закон устаревает, когда он пробелен, когда нуждается в конкретизации и т.д., правоприменитель по необходимости должен принять определенную политическую позицию [7, с. 49].

В.А. Рудковский справедливо отмечает, что сегодня важно обеспечить преемственность в научной разработке проблем правовой политики. При всех различиях, которые имелись и имеются в позициях дореволюционных, советских и современных авторов по проблемам правовой политики, все они представляют собой концептуально единое научное направление, объединенное идеей совершенствования и развития действующего права в целях реализации социальных интересов и ценностей [11, с. 12].

Целью данной статьи является анализ основных направлений правовой политики в сфере аграрных отношений в России во второй половине XIX — начале XX века, причин и последствий принятия наиболее значимых законодательных актов.

Правовая политика и правовое регулирование

Правовое регулирование, согласно юридическому словарю, это «процесс воздействия государства на общественные отношения при помощи юридических норм (норм права). Предметом правового регулирования является определенная форма общественных отношений, которая закрепляется соответствующей группой юридических норм» [1, с. 473].

Центральным событием второй половины XIX столетия стала Крестьянская реформа 19 февраля 1861 г.2.

Б.Д. Бруцкус, российский общественный деятель и сторонник либеральной экономики, в

мания. Интеграция происходит как в рамках отдельных правовых институтов, так и в области национальных правовых систем. Данный процесс давно вышел за рамки правоотношений и применяется в различной социальной практике, более того, включает и мировоззренческий уровень. Подроб. см.: Петров A.B. Интегративный подход в современных юридических исследованиях // Вестник Южно-Уральского гос. ун-та. Сер.: Право, 2017. Т. 3. C. 90—95.

2 О крестьянах, вышедших из крепостной зависимости:

Высочайше утвержденное Общее Положение от 19.02.1861. (См.: ПСЗ РИ. Собр. второе. Т. XXXVI. Ч. 1. С. 141. № 36657.

LAW & LEGISLATION • 04-2024

своем научном исследовании «Аграрный вопрос и аграрная политика» 1922 г. определяет аграрную политику как «систему государственных мероприятий, имеющих целью регулировать экономические отношения сельского хозяйства» [3, с. 5].

Д.А. Батуринский, российский правовед, автор труда «Аграрная политика царского правительства и Крестьянский поземельный банк» 1925 г., писал о необходимости расширения крестьянского землевладения, которое является основой интенсификации сельского хозяйства и служит успешному разрешению аграрного вопроса [2, с. 136].

Так, по мнению А.И. Васильчикова, «подушные сборы, уравненные на всех крестьян по числу душ, составляя 174 копеек с ревизионной души, но, при расчете на земли, разница между ними значительная, так как на бывших государственных крестьян приходится надельной земли, в среднем, около 5 десятин на душу, а на помещичьих около 3. Относительно выкупных платежей разница еще большая: из помещичьих крестьян, как известно, выкупилась только часть. У государственных крестьян платежей за земли выходит меньше, несмотря на то, что надел их больше оброчной подати помещичьих крестьян. Эта разница оказывается значительной, если принять во внимание, что многие помещичьи имения состоят еще на оброке и что в таких имениях, при полном наделе, оброк составляет не 5 рублей 77 копеек, а 9 рублей, т.е. в 2 раза больше, чем оброчная плата казенных крестьян» [4, с. 86].

Например, в деле от 9 ноября 1861 г. в Московском губернском по крестьянским делам присутствии идет речь об удовлетворении прошения крестьян деревни Гридиной Богородского уезда Московской губернии о зачете им в оброк 1861 г. денег, собранных с них до издания Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. В ответном обращении мирового посредника говорится, что крестьяне не вправе просить о зачете оброка (основание — статья 58 Правил о порядке приведения в действие положений о крестьянах)3. Также многие крестьяне исполняли хозяйственные должности в имении своего помещика, тогда как по 10-й народной переписи числились при имениях, находящихся в других уездах и губерниях, просят о

3 См.: Центральный государственный архив города Москвы. Ф. 66. Оп. 1. Д. 141. Л. 9, 10.

ходатайстве перед помещиком о возвращении на родину (дело от 28 сентября 1861 г.)4.

В следующем прошении мирового посредника идет речь о разрешении выдать крестьянам, не имеющим земляного надела, увольнительные акты, если на то есть согласие помещика, или общества, или даже без этого согласия, так как на основании журнала московского губернского по крестьянским делам Присутствия такие крестьяне не обязаны отбывать своим помещикам никакой денежной повинности (дело от 20 мая 1861 г.)5.

В.И. Ленин, к 50-летию падения крепостного права, характеризовал реформу 1861 г. как буржуазную, проведенную крепостниками-помещиками. Эта реформа, как и другие реформы того времени — в области суда, местного самоуправления и др. знаменовала собой первый шаг по пути превращения царского самодержавия в буржуазную монархию. Но реформа 1861 г. была в то же время и крепостнической реформой, так как ее проводили помещики в своих интересах [8, с. 139—142].

Предпосылки Аграрной реформы 19 февраля 1861 года

Здесь стоит отметить выдающийся труд М.И. Се-мевского «Исторические и юридические акты XVII и XVIII столетий, собранные Михаилом Семевским» 1870 г. [12].

Крупный российский ученый и общественный деятель М.И. Семевский на богатом архивном материале в многотомном исследовании показывает жизнь российских крестьян перед эпохой реформ.

Челобитные крестьян помещикам и письма частных лиц, представляя собой образец русского разговорного языка, описывают нам положение крестьян: крестьяне жалуются на безвыходную нужду. «Смилуйся, пощади, сударь, сирот, пожалуй нам сиротам на пашню овса и ячменя» [12, с. 82]; «Государю Ивану Алексеевичу бьет челом беглый твой крестьянин Иванко Антонов. Прогневал тебя, государя, сбежал я»; «Мы, государь, крестьян собирали и хлеба досматривали, и только овса на семена четвертей с двадцать только, да гречихи в житнице по три четверти, а ржи будет тридцать пять четвертей, а в житницу не свезена»; письмо старосты к помещику: «Кре-

4 См.: Центральный государственный архив города Москвы. Ф. 66. Оп. 1. Д. 13. Лл. 20, 21.

5 Там же. Д. 39. Лл. 22, 23.

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2024

стьяне твои государевы мне, холопу, отказывают, что они голодны. Крестьяне разбрелися в мир» [12, с. 82—84].

«Семевский, на основании очень обширных исследований, подтверждает, что в XVIII столетии в оброчных имениях вся земля фактически находилась во владении крестьян, а в барщинных на долю крестьян приходилось до 2/3 всей помещичьей земли. В среднем, по его расчету, приходилось до 8 десятин на душу в нечерноземной полосе и до 7 десятин в черноземной. В XIX веке отношение это изменилось. Количество земли, находящейся в руках крестьян, систематически стало уменьшаться. В нечерноземной полосе с преобладанием оброчной системы заметно преобладание крестьянской земли над помещичьей, выражающейся в цифре, близкой к 2/3. В черноземной полосе уже замечается или равное распределение удобной земли между крестьянами и помещиками, или преобладание господской земли над крестьянской» [9, с. 156].

A.A. Исаев, российский правовед и социолог, автор научного труда «Освобождение крестьян от крепостной зависимости в России» 1881 г., в своей работе пишет, что первым шагом правительства на пути к великой реформе был знаменитый рескрипт Александра II от 20 ноября 1857 г. виленскому военному, ковен-скому и гродненскому генерал-губернатору Назимову. Дворянство этих трех губерний нашло необходимым, для улучшения быта крестьян, освободить их от крепостной зависимости, сохранив неприкосновенными права помещиков на землю. Ответом на прошение Назимова был высочайший рескрипт.

Основания для улучшения быта крестьян были выражены в трех пунктах:

1) сохранение помещиками права собственности на всю землю с правом для крестьян выкупить усадебную оседлость и получить в пользование за оброк или барщину определенное количество других угодий;

2) разделение крестьян на сельские общества с сохранением помещиками вотчинной полиции;

3) обеспечение, при упорядочении отношений между помещиками и крестьянами, исправного отбывания последними государственных и земских повинностей.

Освобождение крестьян от крепостной зависимости не вызвало спора. Дворянство всех губерний высказалось за отмену права помещика на личность поселянина. Перед дворянством стоял блестящий пример западной Европы, сделавшей, по отмене крепостного права, крупные

успехи в области сельского хозяйства, пример быстрого роста поземельной ренты и обильных доходов землевладельца при помощи вольнонаемного труда. В этой отмене не видело ничего страшного для себя и большинство русских помещиков [5, с. 13].

Процесс преобразований сопровождался длительным противостоянием двух направлений в правительстве — между теми, кто считал необходимым освободить крестьян с землею, и теми, кто не желал выдела для крестьян надела. Сторонники освобождения с землею в самом начале одержали принципиальную победу: высочайшими рескриптами от 20 ноября 1857 г. и некоторыми последующими было предрешено сохранить за крестьянами их «усадебную оседлость» и предоставить в пользование им «надлежащее, по местным условиям, для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей перед правительством и помещиком, количество земли» [10, с. 43].

Борьба на этом не закончилась, она приняла только новую форму. В губернских комитетах и редакционных комиссиях одним из важнейших предметов спора сделался размер надела. Одни, имевшие в виду главным образом помещичьи интересы, стремились установить для него возможно низкую норму, ссылаясь на то, что она, во-первых, может скорее всего способствовать замещению в сельском быту обязательного труда — трудом свободным и, во-вторых, что представлялось им, конечно, особенно важным, — обеспечить помещику постоянных работников.

Заключение

Следует подчеркнуть, что основные направления правовой политики в сфере аграрных отношений в России второй половины XIX — начала XX в. находят выражение в законодательстве, соответствующем господствующей элите самодержавия — классу помещиков-феодалов как средство укрепления их земледельческих позиций.

Крестьяне были владельцами земли помещиков, самостоятельными производителями. Сосредоточение обрабатываемой земли в руках непосредственного производителя явилось непременным условием получения феодальной ренты как экономической формы реализации земельной собственности помещика. Внеэкономическое принуждение было средством получения земельной ренты.

Аграрная реформа 1861 г. передала крестьян из рук помещиков в руки правительства на таких условиях, при которых крестьяне должны

LAW & LEGISLATION • 04-2024

были сразу же оказаться неоплатными должниками государства. Освобождая крестьян от крепостной зависимости, государство вновь прикрепляло крестьян к земле выкупными операциями в интересах крепостников-землевладельцев, банкиров и промышленников.

Вместе с тем экономический прогресс выдвинул на арену социальной борьбы новые общественные классы. Появился, умножился и сложился в серьезную общественную силу рабочий пролетариат. Начался процесс экономического расслоения и дифференциации крестьянства.

В этот сложный период П. А. Столыпин в начале XX в. попытался разрешить аграрный вопрос путем отчуждения крестьянами земельных участков. П. А. Столыпин предлагал отказаться от противостояния по сословным и корпоративным интересам, найти общий знаменатель, который бы не разъединял, а сближал общество, нацеливая на совместные достижения позитивных результатов.

Деятельность П.А. Столыпина разворачивалась в период, когда история Российской империи подходила к концу, ему приходилось работать в иных условиях, чем его предшественникам, внося собственные идеи и проекты по преобразованию государства в целом.

Революция 1905 — 1907 гг. изменила общество, в государственной системе появляется первый в России представительный орган — Государственная дума, что необходимо было учитывать в практике государственно-правового регулирования.

Многие идеи и концепции П.А. Столыпина, выдвинутые им в первой половине XX в., в последующем не нашли практического применения и оказались в забвении. После распада СССР и экономической модернизации российского общества Столыпинская аграрная реформа реализовалась и воплотилась в современной России с новой силой.

Список источников

1. Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. М.: Книжный мир, 2006. 720 с.

2. Батуринский Д.А. Аграрная политика царского правительства и Крестьянский поземельный банк. М.: Новая деревня, 1925. 146 с.

3. Бруцкус Б.Д. Аграрный вопрос и аграрная политика. Петербург: Право, 1922. 231 с.

4. Василъчиков А.И. Землевладение и земледелие в России и других европейских государ-

ствах. Т. 2. 2-е изд. Санкт-Петербург: Тип. М.М. Стасюкевича, 1881. 395 с.

5. Исаев А.А. Освобождение крестьян от крепостной зависимости в России. Ярославль: Печатная Губернского Правления, 1881. 55 с.

6. Кодан С.В. Политико-юридический подход в исследовании государственно-правового развития России (XIX — начало XX вв.) // Социо-динамика. 2012. № 2. С. 88—117.

7. Лазарев В.В. Избранное последнего десятилетия. М.: Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ: Норма, 2020. 760 с.

8. Ленин В.И. Пятидесятилетие падения крепостного права // Полн. собр. соч. Т. 20. С. 139—142.

9. Леонтьев А.А. Крестьянское право. Систематическое изложение особенностей законодательства о крестьянах: Монография. Санкт-Петербург: Тип. Ивана Ивановича Зубкова, 1914. 364 с.

10. Пешехонов А.В. Земельные нужды деревни и основные задачи аграрной реформы. С.-Петербург, 1906. Ред. журнала «Русское богатство». 2-е изд. 155 с.

11. Рудковский В.А. Правовая политика и осуществление права: теоретико-методологический аспект: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2009. 55 с.

12. Семевский М.И. Исторические и юридические акты XVII и XVIII столетий, собранные Михаилом Семевским / / Чтения в Обществе истории и древностей российских при императорском Московском университете. М.: Изд-во «Университетская типография Катков и К», 1870. 109 с.

References

1. Barikkin A.B. Large legal encyclopedic dictionary. M.: Book World, 2006. 720 p.

2. Baturinsky D.A. Agrarian policy of the tsarist government and the Peasant Land Bank. M.: New village, 1925. 146 p.

3. Brutskus B.D. The agrarian question and agricultural policy. St. Petersburg: Pravo, 1922. 231 p.

4. Vasilckikov A.I. Land tenure and agriculture in Russia and other European countries. T. 2 2-nd edition. Saint Petersburg: Type MM. Stasyukevich, 1881. 395 p.

5. Isaev A.A. Liberation of peasants from serfdom in Russia. Yaroslavl: Printed by the Provincial Board, 1881. 55 p.

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2024

6. Kodan S. V. Political and legal approach to the study of state and legal development of Russia (XIX — early XX centuries) // Sociodynamics. 2012. № 2. Pp. 88—117.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Lazarev V.V. Selections of the last decade. Moscow: Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation: Norma, 2020. 760 p.

8. Lenin V.I. Fiftieth anniversary of the fall of serfdom // Full composition of writings. T. 20. Pp. 139—142.

9. Leontiev A.A. Peasant law. Systematic presentation of the features of legislation on peasants: Monograph. St. Petersburg: Printing house of Ivan Ivanovich Zubkov, 1914. 364 p.

10. Peshekhonov A.V. Land needs of the village and the main tasks of agrarian reform. St. Petersburg, 1906. Ed. magazine «Russian wealth». 2nd edition. 155 p.

11. Rudkovsky V.A. Legal policy and implementation of law: theoretical and methodological aspect: Abstract dis. ... Dr. legal Sciences. Saratov, 2009. 55 p.

12. Semevsky M.I. Historical and legal acts of the 17th and 18th centuries, collected by Mikhail Semevsky // Readings at the Society of Russian History and Antiquities at the Imperial Moscow University. M.: Publishing house «University Printing House of Katkov and K», 1870. 109 p.

Информация об авторе

Дюсюпова А.Д. — кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права, трудового и социального права, декан юридического факультета

Статья поступила в редакцию 06.02.2024; одобрена после рецензирования 08.03.2024; принята к публикации 14.03.2024.

Information about the author Dysyupova A.D. — candidate of law, associate professor of the department of theory of state and law, labor and social law, dean of the faculty of law

The article was submitted 06.02.2024; approved after reviewing 08.03.2024; accepted for publication 14.03.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Актуальные проблемы теории государства и права. 4-е изд., перераб. и доп. Учеб.пособие. Гриф МУМЦ " Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки / Под ред. А.И. Клименко, М.М. Рассолова; под общ. ред. В.П. Малахова, В.В. Оксамытного.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА 11 ПРАВА

ISBN: 978-5-238-03605-2

Исследуются проблемы предмета и методов теории государства и права, новые теоретические аспекты происхождения права и государства, проблемы государственной власти в условиях глобализации, признаки, типология, строение и функции современного государства. Рассматриваются сущность и парадигмы права, новые подходы к формам, правотворчеству и систематизации нормативно-правовых актов, а также вопросы теории правоотношений, реализации, толкования норм права и ответственности в демократическом обществе.

Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов и факультетов, всех интересующихся проблемами развития государства и права.

LAW & LEGISLATION • 04-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.