Научная статья на тему 'Основные направления повышения эффективности управления развитием строительного производства в условиях рынка'

Основные направления повышения эффективности управления развитием строительного производства в условиях рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
560
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления повышения эффективности управления развитием строительного производства в условиях рынка»

Один и тот же набор институтов для другого набора альтернатив может создать условия для наиболее эффективной сделки, большое значение имеет соотношение сил между индивидами или организациями, участвующими в соглашении. Поэтому только тогда, когда в изменении формальных правил заинтересованы достаточно влиятельные группы, возможно существенное изменение формальной институциональной системы.

В то же время комплекс неформальных и формальных ограничений создаст возможность для непрерывных периферийных изменений институциональной системы. Эти небольшие изменения формальных правил и неформальных ограничений постепенно меняют институциональную систему таким образом, что в ней складывается совсем иной набор альтернатив, нежели тот, который был вначале.

Комплекс институциональных ограничений порождает различные сочетания формальных и неформальных ограничений, которые, в свою очередь, отражают затратный характер оценки и контроля. Чем выше эти издержки, тем полнее участники контрактных отношений будут использовать неформальные ограничения для выработки условий обмена, хотя в самом крайнем случае вообще никакого обмена не произойдет. Частичное решение этой проблемы дает вертикальная интеграция.

Газиева С.С.

Основные направления повышения эффективности управления развитием строительного производства в условиях рынка

Социально-экономические преобразования, происходящие в нашей стране в связи с переходом к рыночным отношениям, затронули все отрасли национальной экономики, в том числе и строительство.

Проблемы развития строительного производства в новых условиях хозяйствования занимают центральное место в политике государства и являются одним из основных объектов теоретических исследований в области экономики. При этом особое значение приобретают проблемы совершенствования управления. В рамках рыночных отношений коренным образом меняются принципы и методы хозяйствования, характер складывающихся экономических связей и взаимоотношений, обусловленных многообразием форм собственности, развитием рыночных инфраструктур, активизацией предпринимательской деятельности и ростом конкуренции.

Эти фундаментальные преобразования и предъявляют новые требования к управлению предприятиями, которое должно быть ориентировано не только на повышение эффективности функционирования, но и на дальнейшее развитие строительного производства.

Управление развитием строительства сопряжено с решением новых задач, которые по своей сути являются задачами планирования и управления стратегией развития конкретных производственных систем. Однако, несмотря на наличие достаточного количества работ и обилия программных разработок, посвященных проблемам планирования развития строительства, в проведенных исследованиях не учитывалась рыночная философия хозяйствования, вследствие чего многие теоретические и методические вопросы данной проблемы на сегодняшний день еще не решены.

В современных условиях перестройки при преобладании интенсивного способа развития строительства на наш взгляд необходимо изменить стратегию решения проблем планирования, которая должна быть направлена на реализацию актуальных социально-экономических задач.

В условиях проведения экономических реформ повышение эффективности строительного производства может осуществляться интенсивным, экстенсивным и смешанным путем. Однако, основным вопросом при этом остается создание предприятий высоких технологий.

Создание предприятий высоких технологий, на базе существующих сопровождается реструктуризацией последних и характеризуется повышением технического уровня производства, что может рассматриваться как особая инновационная стратегия, способная привести к дополнительным инновационным усилиям предприятий строительного комплекса. В этом случае необходимо осуществление целенаправленной научно-технической политики предприятий, которая предполагает поиск и использование имеющихся резервов повышения эффективности их функционирования на основе формирования интегрированной концепции управления развитием строительного производства в условиях рынка.

В условиях рыночной экономики, когда доминирующей является конкуренция, строительные предприятия и фирмы находятся в постоянном поиске новых организационных форм и методов управления производством. В этой связи, учитывая, что планирование является одной из основных функций управления, можно говорить о значимости и актуальности проблем совершенствования системы планирования, т.к. решение этих проблем позволит существенно повысить эффективность деятельности предприятий строительного комплекса.

Не менее важной предпосылкой совершенствования планирования технического развития является необходимость не только отражения в системе плановых показателей конечных результатов строительного производства, но и увязка планов научно-технического развития с другими планами предприятий.

Достижение одной из основных целей строительных предприятий - обеспечение товарами и услугами потребителей - постоянно воспроизводится и обеспечивается такими видами деятельности, как, маркетинг, послепродажное - сервисное обслуживание, которые образуют определенную последовательность различных стадий производства и ставят новые задачи управления в условиях жесткой конкуренции.

Проведенный анализ и обобщение опыта управления преуспевающих высокотехнологичных отечественных и зарубежных компаний показывает, что наибольший эффект роста дают внедрение управленческих инноваций в области технического развития производства.

Сегодня в нашей стране коренным образом меняются приоритеты развития производства. В этой связи, развитие необходимо рассматривать не только как внедрение достижений научно-технического прогресса, но и как комплекс взаимоувязанных мер, включающих в себя:

- создание внешней и внутрифирменной инфраструктуры для поддержки развития и внедрения наукоемких технологий;

- проведение реконструкции производственного потенциала предприятий на основе внедрения новейших достижений науки и техники;

- формирование внутрифирменных информационных систем на базе эффективного использования новых информационных технологий;

- переориентацию планов технического развития на решение социальных и экономических задач предприятий;

- создание на предприятиях фонда интеллектуальной собственности, условия профессионального использования которого будет способствовать обновлению технологии и продукции;

- формирование маркетингового потенциала предприятий, структура которого ориентирована на управление инновационными процессами.

При формировании на российских предприятиях менеджмента, соответствующего современному научно-техническому уровню производства, необходимо изменение организационно-финансовой структуры, без чего применение дорогих информационных технологий и достижений науки становится связанным с огромным риском.

В связи с этим, для решения проблем развития строительного производства в условиях рынка, необходим новый подход к управлению, который должен базироваться на следующих положениях:

- активизация деятельности предприятий в области научных исследований и разработок;

- использование потенциала вузов, НИИ и проектных организаций при проведении стратегических разработок планов технического развития;

- стимулирование межфирменного сотрудничества в области повышения технического уровня производства;

- формирование системной организации и планирования технического развития.

Инновационная деятельность предприятий направленная на повышение технического уровня развития производства обуславливает необходимость стратегического программно-целевого планирования, которое предусматривает сочетание научно-технических и маркетинговых стратегий. Маркетинг ищет реальные различия во вкусах потребителей и разрабатывает предложения, направленные на их удовлетворение. Он ориентирован на долгосрочную перспективу и его цели отражают общие задачи предприятия.

На многих предприятиях строительных комплексов различных форм собственности созданы маркетинговые службы, занимающиеся рекламой и выполняющие процедуры планирования маркетинга. Однако, их маркетинговая деятельность направлена, в основном, на сбыт продукции.

В настоящее время крупными западными корпорациями уже накоплен определенный опыт по разработке и применению маркетинговых стратегий. Анализ их маркетинговой деятельности позволил сделать вывод о том, что предприятия, придерживающиеся стратегии научно-технического развития, должны в комплексе применять концепции инновационного и инвестиционного маркетинга, которые имеют некоторые особенности по сравнению с традиционным маркетингом. Эти особенности выражаются различиями в исходной ситуации, целях маркетинга, стратегии и средствах их реализации.

Стратегия инновационного маркетинга базируется на серьезном анализе технологической стратегии конкурентов, когда широко осуществляются совместные НИОКР при большом количестве источников научно-технической информации. При этом между НИОКР, направленными на создание новой продукции и новых технологических процессов, должна соблюдаться определенная сбалансированность.

Особенности развития строительного производства, а также учет сложности и много вариантности действий участников этого процесса вызывают необходимость применения организационно - экономических методов маркетинга, которые можно определить как инвестиционный маркетинг. Проведенные исследования позволили сделать вывод о

том, что инвестиционный маркетинг - это организационно-экономический процесс по активному выявлению и отбору потенциальных инвесторов, участвующих в финансировании проектов развития строительного производства, а также управлению экономической и социальной их заинтересованностью в будущих результатах.

По мере углубления рыночных отношений все более актуальной становится проблема ускорения технического развития строительного производства, основная задача которого заключается в создании стратегического целевого планирования, ориентирующего все элементы системы управления на решение стратегических инновационных задач. Причем выявление и решение проблем развития производства являются основными функциями управления, в то время как целе-достижение играет лишь вспомогательную роль. Цели являются средством решения проблем, а не проблемы решаются как средство достижения цели. При этом должны учитываться особенности и специфика конкретных строительных предприятий.

Существующие традиционные модели системы управления развитием не раскрывают механизма их функционирования и не объясняют их устойчивость в процессе функционирования. Поэтому эти модели должны быть дополнены элементами ситуационной модели системы управления, элементами и методами инновационного менеджмента и маркетинга, что представляется в рамках проблемно-ориентированного подхода к управлению развитием производственных систем. Сущность такого подхода заключается в следующем:

- развитии способности предприятий к восприятию и трансформации инноваций во всех сферах деятельности;

- создании механизмов планирования и экономического стимулирования развития производства;

- формировании организационного механизма реализации плановых мероприятий научно-технического развития производства.

Курбанов Я.М.

Задачи региональной банковской системы в сфере инвестиций

В сложной экономической ситуации России, при кризисе производства, катастрофической нехватке инвестиций актуальным стоит вопрос о деятельности региональной банковской системы в сфере инвестиций. Радикальные рыночные реформы обнажили просчеты прошлых лет в развитии экономики Дагестана. По сути дела возникает необходимость в существенной структурной перестройке и реструктуризации республиканского хозяйства, обеспечивающего максимальную его эффективность и адаптацию к местным условиям. В широком смысле этот процесс следует рассматривать как новый этап индустриализации республики. Такая ситуация складывается не только в Дагестане, но и в других регионах России.

Одной из мер по выводу экономики из кризиса должна являться активизация инвестиционной деятельности. Только для физического обновления устаревшей части производственных фондов предприятий и организаций Республики Дагестан по приблизительным подсчётам необходимо изыскать несколько миллиардов рублей инвестиционных кредитов. Такова на сегодняшний день реальность, и без широкомасштабной и быстрой модернизации основных фондов и технического перевооружения производства никаких экономических и социальных задач в республике решить не возможно.

Кризис экономики и банковской системы негативно отразился на инвестиционных возможностях как бюджетов всех уровней, так и предприятий и организаций. И это выдвигает на первый план проблему финансового обеспечения капитальных вложений для структурной перестройки экономики, конверсии и модернизации производства, внедрения новых технологий. Конечно, можно сказать, что решение этой проблемы может быть достигнуто за счет таких источников, как расширение эмиссии акций и облигаций, привлечение инвестиций (в том числе кредитов), использование части средств, полученных от приватизации имущества и амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов государственных предприятий, а также части средств от реализации оружия, военной техники, имущества и передачи в аренду основных фондов, имущества Вооруженных Сил, но этого явно будет недостаточно.

Поэтому основную роль в реализации инвестиционных проектов должен взять на себя банковский сектор. Он должен выполнять работу по мобилизации средств на капитальные вложения, объем которых определяется соглашением, заключенным с инвестором по этому поводу.

В сложившейся ситуации для усиления инвестиционного процесса в стране и в регионах со стороны банковской системы необходимо:

■ активно использовать инвестиционные ресурсы государственного сектора экономики и естественных монополий, обратив их на нужды федеральных и региональных инвестиционных программ;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.