Научная статья на тему 'Значение маркетинга дорожно-транспортной отрасли в развитии экономики региона'

Значение маркетинга дорожно-транспортной отрасли в развитии экономики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
378
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение маркетинга дорожно-транспортной отрасли в развитии экономики региона»

Основные выгоды для экономики Дагестана от вступления РФ в ВТО могут быть следующие:

1. Открытие рынков для экспорта субъектов МСП

2. Усиление конкуренции как дополнительный стимул для развития компаний, модернизации бизнеса, совершенствования навыков продаж и т.д.

3. Привлечение в экономику зарубежных инвестиций

4. Новые рабочие места для новых компаний на рынке

5. Приход новых технологий

6. Снижение потребительских цен

Непосредственно для субъектов МСП наиболее важным является открывающаяся возможность выхода на новые рынки сбыта, так как именно эта возможность связана непосредственно с получением прибыли.

Литература:

1. «Определение степени готовности и уровня конкурентоспособности субъектов МСП Республики Дагестан для деятельности в условиях открытых рынков ВТО» ООО ММЦ «Дагестан-Москва», Махачкала, 2010.

2.Интервью с директором ООО ММЦ «Дагестан-Москва» Абдурашидовой А.

Гасанов М.А

ЗНАЧЕНИЕ МАРКЕТИНГА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

Вопросы повышения эффективности маркетинга в дорожно-транспортном комплексе региона рассматриваются системно, с позиции обеспечения устойчивости и стабильности развития. Эффективность дорожно-транспортной отрасли выражается в снижении себестоимости продукции, сокращении времени доставки и дальности перевозок, в улучшении сохранности грузов при перевозках, снижении потерь и повышении на этой основе мобильности производственных ресурсов, а также в повышении производительности труда за счет использования современных форм развития маркетинга, в основе которого лежит процесс изучения и прогнозирования рынка товаров и услуг, а также исследование внутренней и внешней среды его развития.

Ключевые слова: повышения эффективности маркетинга в дорожно-транспортном комплексе региона, геоэкономическое положение, развитие дорожно-строительных и транспортных предприятий

Gasanov M.A.

THE MARKETING OF ROAD-TRANSPORT THE INDUSTRY IN THE DEVELOPMENT OF THE ECONOMY OF THE REGION

Questions of increase of efficiency of marketing in road-transport complex of the region are considered systematically from the point of view of sustainability and stability of development. The efficiency of road transport industry is expressed in reduction of the cost price ofproduction, reducing delivery times and transport distance, in improving the safety of goods during transportation, reducing losses and increasing the mobility of productive resources, as well as to increase labors productivity through the use of modern forms of marketing development, which is based on the process of studying and forecasting of the market of goods and services, as well as the study of the internal and external environment of its development.

Keywords: improving the efficiency of marketing in road-transport complex of the region, the geographical and economic situation, the development of road-building and transport enterprises.

Маркетинг предполагает координацию и управление, планирование в сфере организации производства и сбыта продукции, в том числе и в дорожно-транспортной отрасли. Это такая деятельность, которая направлена на выявление вопросов потребителей с тем, чтобы оперативно ориентировать производство на их удовлетворение.

Основные направления развития дорожно-транспортной инфраструктуры определяются государственной политикой, направленной на устойчивое функционирование народнохозяйственного комплекса с использованием научных достижений и практического опыта для их формирования.

В условиях модернизации региональной экономики эта проблема стала одной из приоритетных, так как инфраструктурная отрасль является сферой национальных интересов. В условиях роста экономики, усиления интеграционных процессов возрастает значение дорожно-транспортной инфраструктуры, комплексного её развития и взаимодействия всех подотраслей, а также взаимосвязи с другими составляющими экономики региона.

Для Дагестана с учётом его геоэкономического положения развитие всех видов дорожно-транспортной инфраструктуры в условиях модернизации российского общества - это не только экономическая задача, а прежде всего задача обеспечения единства Северо-Кавказского федерального округа. Учитывая важное значение в сфере функционирования отраслей инфраструктуры, широкомасштабной и непротиворечивой целью её развития является формирование интегрированной инфраструктурной системы регионов страны, которая обеспечивала бы потребности общества качественными и конкурентоспособными услугами.

Вопросы повышения эффективности маркетинга в дорожно-транспортном комплексе региона обуславливают необходимость рассмотрения исследуемого объекта, как системного образования. Основные признаки, присущие такому образованию - целостность и структурность, коммуникативность между элементами систем.

Важность развития дорожно-транспортной инфраструктуры особо подчеркнута в Послании Президента республики Народному Собранию Дагестана. В нём говорится, что «Дагестан в силу его геостратегического расположения немыслим без современной транспортной инфраструктуры международного уровня и значения. Конкурентоспособность и эффективность нашей экономики напрямую зависят от качества транспортных коммуникаций... Очень важно продолжать работу по дальнейшему развитию морского порта, аэропорта и железнодорожного транспорта».

В новых условиях рыночных отношений сочетанию подобных элементов соответствуют новые качества: наличие единства цели и функции; автономность (стремление к большей внутренней упорядоченности, т.е. способность к выполнению функций маркетинга; устойчивость (направленность системы к сохранению или такому развитию структуры, которое обеспечивает выполнение системой основной ее функции).

Система должна обладать стабильностью и надежностью, которые способствуют формированию основ регионального маркетинга, а также гибкостью

(способностью ее за короткий период времени при наименьших затратах перестраивать организацию применительно к изменившимся внешним и внутренним условиям функционирования). Ещё один из важных элементов - экономичность, предопределяющая минимально допустимое количество уровней и звеньев в системе маркетинговых отношений и государственного регулирования при условии достижения целей.

Нормальному функционированию регионального маркетинга в сфере дорожного строительства способствуют факторы, структура которых представлена элементами, характеризующими отдельные факторные группы - производственные, организационные, коммерческие, финансовые, коммуникативные, организационной культуры.

В рыночных условиях хозяйствования важное значение имеют организационные факторы, отраженные в структуре системы маркетинга и государственного регулирования. Они предполагают ряд предпосылок, необходимых для успешной производственной, коммерческой и финансовой деятельности дорожно-строительных предприятий: усиление ответственности при принятии решений; повышение степени гибкости при проведении деловых операций; усиление надежных посредников и инвесторов; стремление к удовлетворению потребностей; использование опыта партнеров, конкурентов и признанных лидеров в сфере строительства.

Анализ показал, что эффективность дорожно-транспортной отрасли выражается в снижении себестоимости продукции, сокращении времени доставки и дальности перевозок, в улучшении сохранности грузов при перевозках, снижении потерь и повышении на этой основе мобильности производственных ресурсов, а также в повышении производительности труда за счет использования современных форм развития маркетинга, в основе которого лежит процесс изучения и прогнозирования рынка товаров и услуг, а также исследование внутренней и внешней среды его развития.

При этом, особое внимание, как показал выполненный анализ, следует обратить на формирование концептуальных основ регионального маркетинга и концентрацию вложений и направление их, в первую очередь, на важнейшие объекты дорожно-транспортного строительства в регионе, снижение стоимости работ. В связи с этим необходимо ускорить разработку прогрессивной технологии сооружений региональных объектов.

Маркетинг предполагает разработку специальных маркетинговых программ, не только ориентированных на изучение спроса на продукцию, но и включающих в себя комплекс мероприятий по формированию такого спроса у потребителя. Маркетинг позволяет нацелить производителя на выпуск нужной продукции в достаточном количестве и ассортименте. При этом производство продукции, развитие науки и техники ставится в зависимость от запросов потребителя.

Проведенный анализ процессов реформирования экономики показал, что регионы приобретают новые характерные элементы, принципиально отличающие их от дорыночного состояния. Это обусловлено прежде всего переходом от

командно-директивной к рыночной экономике, от системы установления жестких вертикальных хозяйственных связей к системе гибких горизонтальных связей, от психологии недооценки и пассивной роли региональных органов управления к активному их участию в территориальном разделении труда. Это связано с процессами формирования новой структуры собственности рыночной среды, инвестиционного климата, производственной инфраструктуры и других элементов.

Формирование данных элементов и механизмов разрешения возникающих при этом противоречий представляется невозможным в рамках старой системы планирования и управления развитием дорожно-транспортной отрасли.

В связи с этим выдвигается новая идея решения проблемы функционирования в рыночной системе на основе активного внедрения маркетинговых отношений между территориальными органами государственного управления и субъектами хозяйствования в целях комплексности развития региона, а также при разработке стратегии и тактики специализации в дорожно-транспортной комплексе.

Решение данной актуальной проблемы возможно в результате определения отправной методологической позиции в исследовании отношений маркетинга, а именно признания развития его положения на предприятии, а также его структурной диверсификации. С одной стороны, диверсификацию маркетинга можно рассматривать вглубь, т.е. при принятии маркетинговых решений учитывать факторы гуманитарного, экологического и политического, общественного характера и др. С другой стороны, диверсификацию маркетинга необходимо проводить вширь, распространяя его идеологию на внутриорганизацион-ные и внеорганизационные отношения. А, в-третьих, представляется обоснованным структурирование маркетинга по уровням его функционирования. До настоящего времени эта проблема детально не исследована в работах зарубежных и отечественных авторов.

Региональный маркетинг дорожно-транспортного комплекса можно представить как точку в трехмерном пространстве, которая соответствует определенному уровню углубления, расширения и развертывания маркетинга, как элемент системы рыночных отношений, спроецированный не на микроуровень, а на мезоуровень - уровень региона. Таким образом, региональный маркетинг не предполагает изучения рынка, спроса на продукцию отдельного предприятия, а речь идет уже об изучении рынка, спроса и реализации всего потенциала как с точки зрения внутренних, так и с точки зрения внешних потребностей. Это очень важно для защиты от внешних факторов, усугубляющих внутренние социально-экономические противоречия и деформирующих структуру экономики региона.

Процесс маркетинга, как уже было отмечено, начинается с изучения и выявления потребительского спроса, а завершается реализацией продукции (услуг) и удовлетворением потребностей. Выявить потенциальный спрос, дорожно-строительное и транспортные предприятие (фирма) организует производство соответствующей продукции. Вначале изделие моделируется, испыты-

вается для определения его эксплуатационных качеств. После этого принимается решение о его конструкции, цене, условиях поставки и реализации.

Рыночные отношения и рынок коренным образом меняют характер управления регионального маркетинга, предполагающий постоянный поиск решений по сохранению своего места в системе быстро меняющейся ситуации. Это выдвигает необходимость усиления стратегической направленности управления процессом развития дорожно- строительных и транспортных предприятий. Маркетинг в дорожном строительстве способствует повышению эффективности принятия управленческих решений, является единственным средством снижения риска.

Эффективность системы государственного регулирования в дорожно-транспортным производстве зависит от выбора пути развития маркетинга. Основным условием устойчивого и поступательного роста строительного производства на современном этапе хозяйствования выступает его интенсификация, предполагающая постоянный поиск новых организационных форм и методов управления.

Интенсификация рассматривается в качестве важного направления повышения эффективности дорожно-транспортного производства, так как ориентирует систему правления на развитие, основанное на более полном и рациональном использовании технических, материальных и трудовых ресурсов на базе техники и прогрессивных технологий.

Проведение и углубление экономической реформы во многом будет определяться способностью региональных органов управления принимать оптимальные решения для каждого сегмента населения и для каждого сегмента рынка, наиболее соответствующие региональным особенностям с учетом маркетингового инструментария.

В создании эффективной системы управления важная роль отводится воздействию на процессы, связанные с использованием маркетинговых исследований, которое отражает совершенствование строительного производства на основе новой техники и технологии, а также на организации труда и управления. Здесь имеются в виду широкая компьютеризация работ и максимизация вовлечения человеческого фактора на всех этапах управленческого цикла. Так как организационное развитие прямо ведет к фондоэкономной интенсификации, то в сложившихся условиях хозяйствования повышение эффективности системы управления зависит в первую очередь от ее воздействия на процессы совершенствования организации маркетинговых отношений и самого управления предприятиями дорожного строительства.

Повышению эффективности госрегулирования развития дорожно-транспортного комплекса во многом способствует применение принципов регионального маркетинга, получившего признание в отечественной и зарубежной практике. При таком подходе основой планирования становятся программы развития отрасли, разработка и реализация которых выступает главной задачей маркетинга. Одновременно создаются условия, позволяющие направлять инновационную деятельность на повышение технического уровня предприятий и

поиск организационных форм хозяйствования, адекватных возникающим изменениям во внешней среде под действием рыночного механизма и системы государственного регулирования.

Таким образом, совершенствование госрегулирования и развития дорожно-транспортного комплекса будет способствовать формированию концептуальных основ регионального маркетинга в условиях современной рыночной экономики. Кроме того, это создает условия для повышения эффективности дорожно-строительных и транспортных предприятий и организаций региона. Решение исследуемых проблем возможно на основе совершенствования методической базы проведения преобразований в системе управления, а также развитие соответствующей нормативно-правовой и законодательной базы.

Гимбатов Ш.М.

РОЛЬ ИНТЕРНЕТ МАРКЕТИНГА В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАЦИЙ С ПОТЕНЦИАЛЬНЫМИ ПОТРЕБИТЕЛЯМИ

В статье раскрывается роль использования интернета в формировании маркетинговых коммуникаций.

Ключевые слова: интернет-маркетинг, каналы коммуникаций.

Gimbatov Sh.M.

ROLE OF INTERNET MARKETING IN THE FORMATION COMMUNIST-DISLOCATIONS WITH POTENTIAL CUSTOMERS

The article addresses the role of the Internet in shaping marketing communications. Keywords: internet marketing, channels of communication.

В ходе проведения и формирования маркетинговой стратегии возникает множество проблем, связанных с необходимостью более точного определения потребностей целевой аудитории, на которых рассчитаны маркетинговые мероприятия организации. Необходимым условием является более подробно узнать о текущих клиентах. Данное знание должно стать фундаментом для проведения маркетинговых мероприятий и мониторинга настроений целевой аудитории.

Немаловажное значение в связи с этим является создание собственных веб-сайтов. Это достаточно простой и недорогой метод сбора информации для любой компании. Кроме того, он позволяет продвигать свои услуги за пределами региона дислокации фирмы и способствует созданию его благоприятного имиджа. Такой сайт и его пользователи могут стать частью существующей сети объединяющих как профессионалов, так и любителей этой сферы экономики.

Другой причиной создания ресурса в интернете может стать возможность продаж через сайт. Такая продажа билетов может трансформировать отношения между клиентами и компанией от простой сделки, до возможности выстраивания целой системы отношений основанной на оповещении клиента о всевозможных акциях, скидках и новостей. Такая система также существенно снижает издержки связанные с непосредственной продажей билетов традиционным способом. Благодаря такой системе становится возможным грамотно выстроить партнерские отношения с помощью следующих действий:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.