Таким образом, состояние рынка недвижимости Республики Дагестан определяется общим состоянием экономики региона и демографическими тенденциями, которые, по нашему мнению, должны использоваться в качестве ориентиров при формировании государственной политики, обеспечивающей институциональное развитие регионального рынка недвижимости.
К сожалению, за годы экономических реформ не удалось обеспечить эффективность деятельности большинства региональных отраслевых рынков, и связано это, в первую очередь, с недостаточным развитием институтов, необходимых для устойчивого эффективного функционирования рынка. Вследствие этого в настоящее время можно констатировать неразвитость институциональной структуры региональных отраслевых рынков, в том числе и рынка недвижимости.
Под институциональным развитием регионального рынка недвижимости следует понимать совокупность институциональных изменений, ведущих к логической трансформации институциональной структуры, способствующих уменьшению трансакционных издержек.
Институциональная структура регионального рынка недвижимости включает в свой состав институциональную среду и организационную структуру рынка недвижимости. Институциональная среда является базой для трансакций, и формируется под влиянием социально-политических, организационно-экономических и правовых норм. Организационная структура рынка недвижимости представляет собой совокупность организаций, профессионально занимающиеся деятельностью на региональном рынке недвижимости либо ее регулированием.
Определяющим условием развития рынка недвижимости является соответствие уровень развития институциональной среды и его организационной структуры. Если же уровень развития институциональной среды не соответствует уровню развития организационной структуры рынка недвижимости, то формируются неформальные нормы и правила, которые ведут к институциональным изменениям и трансформации институциональной структуры, что лишает возможности рынку недвижимости развиваться. По приведенным выше результатам анализа данная ситуация характерна для рынка недвижимости Республики Дагестан. Поэтому, с точки зрения, перспектив стратегического развития рынка недвижимости региона, необходимы такие изменения институциональной среды и организационной структуры, которые бы приводили к институциональному развитию данного рынка и уменьшению трансакци-онных издержек.
Одним из институциональных ограничений развития рынка недвижимости в настоящее время являются высокие трансакцион-ные издержки по регистрации прав собственности на жилье. По оценкам специалистов, трансакционные издержки при осуществлении сделки купли-продажи жилья, включая оплату услуг риэлтерской фирме, регистрацию сделки в органах юстиции, налоговых институтах, в совокупности могут составлять до 10% от стоимости самого приобретаемого объекта недвижимости. Серьезными барьерами на пути широкого распространения передовых форм ипотеки в России являются также низкое соотношение между доходами населения и стоимостью жилья, недостаточная культура сберегательного поведения и высокие ставки процента за кредит. Снижению ставок препятствуют слабость судебной системы, взаимное недоверие банков, населения и государства, отсутствие кредитных историй у большинства граждан, масштабность теневых отношений, затрудняющих проверку платежеспособности заемщика.
Для формирования рынка доступного жилья и преодоления административных барьеров необходимо:
- изменить ситуацию в области подготовки и экспертизы проектной документации. Так, вместо 15-20 согласований экспертиз достаточно будет 4-5 согласований;
- для подготовки разрешительной документации застройщику вместо выплат в размере 20% стоимости строительства достаточно будет выплатить только 4-5%;
- общая продолжительность подготовительного этапа строительства вместо 40% (около года) от продолжительности инвестиционно-строительного цикла может быть сокращена до 10%, т. е. до 3 месяцев;
- перейти от строительства элитного жилья к строительству жилья доступного по стоимости для основного населения республики, что значительным образом повысит ликвидность на рынке недвижимости.
Важно отметить, что развитие процесса институционализации рынка недвижимости предполагает формирование новых экономических механизмов, таких как институты частной собственности на землю, функционального зонирования земельных участков, эффективной оценки имущества для целей налогообложения. По нашему мнению, без реализации перечисленных экономических механизмов институциональная структура рынка недвижимости не будет эффективной и не сможет обеспечить устойчивое развитие рынка недвижимости.
МЕТОДИКА ОПТИМАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ
СТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Магомедов А.Г., д.э.н., проф., Кушиев Р.Г., к.э.н., докторант Дагестанский государственный технический университет
Предлагается оригинальная методика оптимального управления техническим развитием строительного предприятия на инновационной основе.
Ключевые слова: строительное предприятие, техническое развитие, инвестиции, инновационный проект.
METHODS OF OPTIMUM MANAGEMENT TECHNICAL ADVANCES BUILDING
ENTERPRISE
Magomedov A., Doctor of Economics, professor, Kushiev R., Ph.D., Dagestan state technical university
It is proposed an original technique for optimal control of the technical development of the construction company on an innovative basis.
Keywords: building enterprise, technical advances, investments, инновационный project.
Оптимальное управление техническим развитием строительного производства на базе последних достижений НТП и связанного с этим повышения эффективности его функционирования представляет собой комплекс научно-технических, организационных и хозяйственных мероприятий с расчетным обоснованием их эффективности. Данные мероприятия, прежде всего, должны обеспечивать повышение организационно-технического и социально-экономического уровня строительства, а также выполнение установленных плановых заданий при наиболее рациональных затратах тру-
довых, материально-технических и финансовых ресурсов и высоком качестве работ.
В общем случае все мероприятия технического развития группируются по следующим основным направлениям НТП:
- освоение строительства новых типов зданий и сооружений;
- применение новых конструкций и материалов;
- освоение выпуска новой продукции на подведомственных производственных предприятиях, изготавливающих различные строительные материалы;
- внедрение прогрессивных технологий, передовых методов строительства, механизации и автоматизации производственных процессов;
- совершенствование методов организации и управления строительством;
внедрение автоматизированных систем управления, вычислительной техники и современных информационных технологий;
- экспериментальное строительство;
- внедрение методов научной организации труда.
К основным показателям, характеризующим уровень технического развития строительного предприятия можно отнести: уровень комплексной механизации и автоматизации работ; фондовооруженность, механовооруженность, энерговооруженность труда, удельный вес применения эффективных конструкций, материалов и
др.[1].
Эффективность мероприятий плана технического развития строительного предприятия проявляется в сокращении продолжительности строительства объектов, сокращении затрат труда или в повышении производительности труда, снижения издержек производства в целом и по отдельным его элементам, годовом экономическом эффекте, экономии строительных материалов.
В плане технического развития и повышения эффективности производства обычно выделяют в отдельный раздел мероприятия по внедрению новой техники, за выполнение которых выплачивается денежное вознаграждение. В этот раздел вносятся впервые реализуемые на данном строительном предприятии организационно- технические мероприятия, обеспечивающие наряду с получением высокой прибыли еще и улучшение показателей эффективности производства. Эти мероприятия должны включаться в планы на период развития производства.
Особую роль в развитии производства строительного предприятия играют используемые им методы управления и принятия решений. Под управлением развитием производства принято понимать регулирование производства с целью повышения его объемов и эффективности, роста производительности труда, улучшения качества продукции.
Основная цель менеджмента в управлении производством состоит в том, чтобы добиться рационального функционирования производственных подразделений в результате руководства «сверху» путем создания адаптивных информационных систем, использования сложных оптимизационных моделей и количественных методов, способных быстро обнаружить и предложить вариант ликвидации любого незапланированного отклонения на любом этапе производственного цикла. В рамках задач, разрабатываемых для предприятия в целом, необходимо поставить конкретные задачи для каждого производственного подразделения (стройки, участка, бригады). Эти задачи могут определяться следующим образом:
-постоянное внедрение в производство новых, более современных строительных материалов и соответствующих им производственных технологий;
- систематическое сокращение всех видов непроизводственных затрат;
- снижение издержек во всех звеньях производственного цикла, расширение номенклатуры оказываемых услуг;
- повышение качества строительства и снижение цен на выполняемые подрядные работы.
Разработка целей и задач развития производства основывается на анализе современного положения предприятия и тех перспектив, которые могут открыться у него в будущем. При этом проводится как предприятия в целом, так и его отдельных хозяйственных подразделений, с целью выявления имеющихся резервов и потребностей в ресурсах в будущем при решении намеченных целей и задач. Одновременно рассматривается вопрос о конкретных исполнителях соответствующих программ действий и планов.
Как известно, в любом производстве существует непрерывность, превращая его в воспроизводство, а при его развитии в расширенное воспроизводство. При этом происходит разделение вновь создаваемого продукта на потребляемую и накапливаемую части, на возмещение затраченных средств производства. Всякое производство распадается на собственно производство, обмен, распределение и потребление. Всякое производство имеет определенную территориальную и отраслевую структуру, в нем идут процессы специализации, технического прогресса и др. Все эти черты объективны, и управление производством должно следовать законам уп-
равляемого объекта [2].
Одной из важнейших целей управленческой деятельности в сфере производства является повышение эффективности производства, которое основывается на следующих основных факторах:
- увеличение рентабельности инвестиций;
- рост производительности труда;
- повышение качества строительных работ и конкурентоспособности предприятия.
Для достижения данной цели необходимо:
- осуществление широкого комплекса технических, технологических и организационно- управленческих мероприятий;
- разработка эффективных принципов инвестиционной и технической политики предприятия;
- определение приоритетных областей инвестиций и направлений развития;
- концентрации усилий и ресурсов на использование наиболее перспективных достижений НТП;
- создание производственных систем нового поколения, обладающих высоким уровнем восприятия последних достижений НТП.
Разработка принципов инвестирования имеет существенное значение для целей повышения эффективности производства. К числу важнейших принципов инвестирования можно отнести следующие [3]:
- следование долгосрочной перспективе в определении ряда инвестиционных вложений, поскольку никто не может точно определить тенденции развития рынка, а следовательно, проведение соответствующих операций;
- покупку по низкой цене и продажу по самой высокой цене;
- планирование деятельности на рынке с учетом таких факторов воздействия на рынок, как операции различных фондов, которые оказывают существенное влияние на рыночные механизмы;
- наличие всех видов информации, которая имеет важное значение для принятия правильных инвестиционных решений.
В основе организации любого производственного процесса всегда лежит технологический процесс, управление которым ориентировано на управление инвестициями и обеспечение наиболее эффективного использования современных производственных технологий и строительной техники. Он включает не только строительную технику и оборудование, но и процедуры организации производства; компоновку рабочих мест; рациональное использование площадей вспомогательных зданий и вспомогательного производства; обучение работников передовым навыкам, повышение их квалификации.
При этом современные системы управления развитием производства должны характеризоваться следующими основными особенностями:
- наличием небольших подразделений с меньшим числом, но более высоким уровнем квалификации работников;
- наличием небольшого числа уровней управления;
- созданием организационных структур сетевого типа, основанных на командах специалистов;
- составлением графиков и производственных программ, ориентированных на запросы потребителей;
- незамедлительным реагированием на происходящие во внешней и внутренней среде изменения;
- обеспечивать высокое качество строительно-монтажных работ и прочные связи с поставщиками и заказчиками.
В общем случае эффективность развития производства предполагает, что:
- первостепенное значение придается технической новизне и качеству выполняемых строительно-монтажных работ;
- что происходит быстрое моральное старение строящихся зданий и сооружений.
При этом необходимо обеспечить:
- сокращения времени между проектированием и строительством новых видов зданий и сооружений;
- постоянного совершенствование качества и потребительских свойств строительной продукции на всем протяжении ее жизненного цикла.
Особое место в управлении развитием производства занимает оптимальное управление инвестициями и инновационной политикой строительного предприятия. Строительное предприятие может осуществлять как прямые инвестиции, вкладывая собственные или заемные средства в реальное производство, так и портфельные инвестиции, если оно приобретает ценные бумаги других компаний
или государства с целью накопления средств для дальнейшего своего развития. Наиболее характерными для строительного предприятия являются прямые инвестиции в развитие собственного производства.
Прямые инвестиции требуют проведения специальной экспертизы проекта, которая включает: анализ инвестиционных возможностей предприятия, анализ альтернативных распределений финансовых ресурсов в различные виды строительства и предварительный вариант выбора направления развития производства, его технико-экономическое обоснование и составление бизнес-плана проекта. Сравнительный анализ эффективности проектов вложения средств в развитие производства проводится с использованием средневзвешенной стоимости капитала предприятия, которая показывает, в какую «цену» обходится ему обслуживание собственных и заемных финансовых средств. Под собственными средствами подразумеваются привилегированные и обыкновенные акции предприятия, по которым оно выплачивает дивиденды. Под заемными средствами подразумеваются долгосрочные и краткосрочные кредиты, по которым предприятие платит проценты. Доходность инвестиционного проекта должна быть не меньше средневзвешенной стоимости капитала предприятия или расходов на обслуживание собственных и заемных финансовых средств, равных [4]:
п
WП = X , 1=1
где - удельный вес определенного вида финансовых средств в структуре массивов предприятия; к. - стоимость данного вида финансовых средств для строительного предприятия. Другими словами, предприятие должно инвестировать производство в том случае, если прибыль, получаемая от рассматриваемого проекта вложений (ПВ) больше величины WП.
При оптимальном управлении инвестициями задача ставится следующим образом. Необходимо так вложить имеющиеся денежные средства в производство различных видов строительной продукции, чтобы величина прибыли ПВ принимала бы максимальное значение и удовлетворяла бы соотношению:
п
ПВ> X .
1=1
К наиболее точным методам оценки эффективности инвестиционных проектов относятся методы, включающие дисконтирование денежных потоков предприятия с учетом стоимости его капитала. В этом случае инвестиционное решение предприятия определяется по результату сравнения цены спроса и цены предложения капитального товара. Когда цена спроса превышает цену предложения, дисконтированная стоимость выше цены прейскуранта, и предприятию целесообразно вкладывать средства в развитие производства, увеличивая капиталовложения. Когда же цена спроса ниже цены предложения, то предприятию не стоит вкладывать средства в развитие производства. И, наконец, при равенстве цены спроса и цены предложения для предприятия будет одинаково правильным решение приобретать или не приобретать дополнительные средства производства.
Учитывая нестабильность рыночных отношений и связанных с этим изменений как цены спроса, так и цены предложения на различные капитальные товары, оптимизацию распределения инвестиций между различными вариантами вложения в производство различных видов строительных проектов необходимо проводить с учетом рисков, связанных с такими вложениями. В этом случае прибыль, получаемая от каждого проекта вложений должна максимизироваться при минимизации суммарного риска капиталовложений по тому или иному варианту проекта. При этом оптимизация прибыли по вариантам проекта должна выполняться с учетом дисконтируемой стоимости требуемых для его реализации капиталовложений. Следовательно, решение задачи оптимального управления прямыми инвестициями сводится к многокритериальной задаче оптимизации, в которой максимизируется прибыль с учетом дисконтированной стоимости требуемых по данному проекту капиталовложений. Одновременно с этим минимизируют риски вложений путем перераспределения средств между различными видами строительных проектов (например, строительство коттеджей, многоквартирных домов, дачных домиков и т. д.)
Особое место в развитии строительного предприятия имеет техническая политика, проводимая его руководством. Разработка технической политики является одним из направлений стратегического управления и принятия решений, осуществляемого на высшем уровне руководства строительного предприятия. Цель технической политики заключается в определении основных направлений научно-технической и производственной деятельности строительного предприятия в следующих областях:
-разработка и внедрение в производство новой продукции, особенно для предприятий домостроительного профиля (инновационная деятельность);
- модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции, например, за счет применения более современных, прогрессивных строительных материалов и технологий;
дальнейшее развитие производства и традиционных видов оказываемых строительных услуг;
- снятие с производства не пользующуюся высоким спросом устаревшую товарную продукцию.
При этом главное внимание руководству строительного предприятия следует уделять инновационной деятельности - выработке стратегии инновационного развития и принятия мер, направленных на ее реализацию. Например, проектирование и предложение заказчикам уникальных жилых домов и коттеджей, является наиболее предпочтительным направлением стратегии строительного предприятия жилищного профиля, так как определяет все остальные направления его развития.
Осуществление инновационной политики строительного предприятия в целом предполагает:
- разработку планов и программ инновационной деятельности;
- наблюдение за ходом разработки новых проектов и их внедрением в производство;
- оценка целесообразности внедрения в производство новых проектов;
- проведение единой инновационной политики;
- координация инновационной деятельности в различных подразделениях предприятия;
- обеспечение финансовыми и материальными ресурсами принятых программ инновационной деятельности;
- обеспечение инновационной деятельности высоко квалифицированным персоналом;
- создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем - от идеи до строительства спроектированных подрядных проектов.
Опыт развитых стран показывает, что особенностью современной инновационной деятельности является образование единых научно-технических комплексов, объединяющих в единый процесс исследования и производство, в частности в строительстве, такое объединение наблюдается в управлении проектами. Это предполагает наличие тесной связи всех этапов управления подрядными проектами в замкнутом цикле «наука-производство».
Учитывая специфику строительного производства, определяемую высоким уровнем его зависимости от требований заказчика, инновационная деятельность строительного предприятия наиболее ярко может проявиться в деятельности домостроительных комбинатов. В этом случае она будет складываться из следующих основных этапов:
1. Разделение рынка строительного производства на различные (главным образом по стоимости) типы заказов, например, спрос на заказы: с высокой стоимостью и высоким качеством; средней стоимостью и средним качеством; низкой стоимостью и допустимым качеством. Определение спроса по каждому типу заказов.
2. Оптимальное распределение производственного потенциала предприятия между различными по стоимости проектами с целью получения максимальной прибыли при минимальном риске распределения имеющихся ресурсов и ограниченном спросе на различные типы заказов.
3. Разработка проектов оригинальных зданий и сооружений согласно выявленному спросу.
4. Продвижение на рынке инновационных проектов, поиск привлечение заказчиков для их реализации.
Рассмотренный подход организации инновационной деятельности строительного предприятия позволяет сбалансировать следующие основные факторы производства: потенциал предприятия, спрос потребителей с различным уровнем достатка, максимизацию
получаемой прибыли и минимизацию рисков, связанных с распределением имеющихся у предприятия производственных ресурсов.
При этом под « инновационным проектом» будем понимать строительство жилого дома или коттеджа с применением новых или оригинальных архитектурных решений и строительных материалов. Простое усовершенствование существующих проектов сюда не входит.
В этом случае основные цели процесса инновации можно свести к следующему:
- нахождение нового технического решения задачи - создания изобретения;
- проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок;
- поиск заказчика и подготовка проекта к реализации;
- закрепление на новых рынках путем постоянного совершенствования технологии строительства и повышение конкурентоспособности предлагаемых к строительству проектов.
Как видно из основных целей, инновационная деятельность составляет органическую часть маркетинговой деятельности строительного предприятия, направленной на определение собственной ниши на рынке товарной строительной продукции. При этом происходит особо тесное взаимодействие службы НИОКР со службой маркетинга.
Подразделения НИОКР становятся трансформаторами идей и разработок, исходящих из требований потенциальных потребителей (заказчиков). Они принимают активное участие в разработке программ маркетинга по строительным проектам. Между изучением потребностей и НИОКР осуществляется обратная связь, позволяющая в процессе исследований максимально учитывать требования заказчиков и корректировать параллельно с ними технико-экономические показатели предлагаемых к реализации строительных проектов.
Главное в инновационной политике строительного предприятия является своевременный, в соответствии со спросом, выход на рынок с новыми строительными проектами, позволяющими удовлетворить потребности разнообразных по финансовым возможностям заказчиков. Отсюда вытекает необходимость своевременного проведения НИОКР, оценки результатов в виде конкретных практических целей, сокращения сроков внедрения в производство новых технологий и строительных материалов.
Четкая политика в области внедрения в производство новых современных технологий строительства задает направление сбора информации и выработке предложений, что приводит к настойчивому поиску новых возможностей и создает мотивацию для исследовательских групп.
В общем случае процесс инновации можно разбить на следующие пять основных этапов.
1. Этап. Структуризация и систематизация поступающих идей: сбор информации о состоянии дел и изменении характера спроса на рынке, о нововведениях, поступающих из подразделений НИ-ОКР, служб маркетинга производственных подразделений, подразделений связи с внешней средой (взаимодействие с поставщиками и заказчиками). Сбор информации о потенциальных возможностях строительного предприятии в отношении строительства новых подрядных проектов, об определении степени и размеров риска, сбор информации о потребностях рынка строительного производства и о долгосрочных тенденциях его развития.
2. Этап. Оценка и отбор наиболее эффективных выявленных идей и выработка решений по разработке новых подрядных проектов:
- определение возможностей и практической реализации идей (наличие на рынке строительных материалов, требуемых для реализации предлагаемых проектов, наличия у предприятия и на рынке труда рабочих требуемой квалификации и т. п.);
- выявление степени технологической общности новых и старых строительно-монтажных работ;
- соответствие новой продукции имиджу предприятия и стратегии его развития.
3. Этап. Анализ экономической эффективности разработки и реализации оригинальных строительных проектов (новаций):
- техническая разработка новых подрядных проектов;
- определение технико-экономических характеристик всех предлагаемых к реализации подрядных проектов, оценка их качества и потребительских свойств;
- оценка потенциального рыночного спроса и объема заказов в
регионе, в котором функционирует строительное предприятие;
- определение требуемых для реализации предлагаемых подрядных проектов средств и стоимости, предлагаемых заказчикам проектов;
- определение наличия ресурсов, требуемых для реализации предлагаемых подрядных проектов: машин и механизмов, сырья и материалов, кадрового персонала, технологического обеспечения;
- оценка сроков реализации новых проектов и выход на рынок с предложением по их реализации;
- анализ и оценка рентабельности реализации новых подрядных проектов после определения ориентировочной их стоимости согласно спросу, разработка программы маркетинга по поиску инвесторов и заказчиков для реализации подрядных проектов.
4. Этап. Тестирование на рынке:
- тестирование спроса на ограниченном рынке в течение не менее трех месяцев по цене и другим коммерческим условиям (предоставление скидок с цены, кредита и др.);
- выбор оптимальных каналов реализации;
- выбор средств и методов рекламы;
- организация технического обслуживания.
5. Этап._Принятие решения о внедрении новых подрядных проектов в производство на основе программы по маркетингу, отражающей:
- коммерческое обоснование нововведения: объем предполагаемых реализаций, рентабельность реализуемых подрядных проектов, степень удовлетворения спроса и потребностей, наличие опыта по сбыту предлагаемых к реализации подрядных проектов, известность и реноме строительного предприятия на рынке, стабильность связей с заказчиками и потребителями;
- производственные возможности строительного предприятия: использование имеющихся мощностей, обеспеченность ресурсами, квалифицированным персоналом;
- финансовые возможности: общая сумма инвестиций, требуемых для подготовки и реализации новых подрядных проектов, источники финансирования, предполагаемые результаты, объемы получаемой прибыли после реализации каждого вида новых подрядных проектов;
- соответствие нормативным показателям: стандартам, государственным нормам и требуемому качеству.
Существуют различные методы оценки эффективности внедрения в производство новых строительных проектов: экспертные методы оценки; определение ожидаемой нормы прибыли; вероятностный подход и имитационное моделирование; оценка динамики ожидаемой прибыли или использование шкалы оценок с учетом ряда факторов; многомерные критерии оценок: притягательность отрасли, возможность проникновения в нее конкурентов, влияние на конкурентоспособность новых подрядных проектов и всего строительного предприятия в целом; возможности использования разработок для усовершенствования уже реализуемых подрядных проектов, влияние получения заказов на реализацию новых проектов на финансовое положение строительного предприятия.
Инициатива разработки новых подрядных проектов, исходящая от управляющих маркетинговой деятельностью, представляется как результат маркетингового исследования, содержащего информацию о потребностях и спросе рынка, конкретных аналогах на рынке, которые предприятие способно строить, о технологических потребностях и возможностях строительного предприятия.
В случае разработки новых подрядных проектов жилых домов в результате проведения НИОКР, они представляются как результат целенаправленной научно-исследовательской деятельности по сбору и накоплению новых идей, выполнению исследований, изучению регулярно поступающей информации по какой-либо конкретной идее или о перспективном направлении ведения строительства. Строительное предприятие должно стремиться к расширению источников новых идей, поддержанию их непрерывного потока и созданию благоприятных условий и климата, стимулирующего инновационную деятельность.
Усиливающаяся рыночная ориентация инновационной деятельности должна проявляться в распространении практики участия заказчиков в разработке новых подрядных проектов и проведении связанных с этим исследований на различных этапах инновационного процесса. Это, с одной стороны, связано со стремлением строителей обеспечить устойчивый рынок заказов, иметь постоянных заказчиков. С другой стороны, потребитель может вносить не только свои коррективы в нововведение, но и контролировать весь ход
разработки и строительства нового подрядного проекта. В ряде случаев заказчик может выступать и в качестве инициатора новой идеи и технического решения задачи, а также принимать участие в ее реализации, в частности, по техническим характеристикам нового проекта. Это приводит к устойчивой продуктивной связи между заказчиком и подрядчиком.
Привлечение заказчика на стадии разработки и подготовки подрядного проекта является одним из важнейших факторов стимулирования нововведений.
Конечной целью инновационного процесса является коммерческое освоение новых подрядных проектов и их рентабельное единичное или серийное производство. Это достигается в тех случаях, когда исследования и разработка с самого начала ориентированы на реализацию, когда существует реальная возможность увеличения капиталовложений в необходимое оборудование, возможна унификация отдельных стадий научно-производственного цикла и заранее определено соответствие новых подрядных проектов спросу на рынке и потребностям заказчика.
По оценкам американских экономистов, вероятность успеха нововведений не превышает 74%. Поэтому нововведения, требующие больших затрат, под силу лишь крупным домостроительным предприятиям обеспеченным финансовыми средствами и другими ресурсами.
Опыт западных специалистов показывает, что многочисленные неудачи внедрения новых подрядных проектов в производство, связаны с использованием проектов, возникающих на базе новых знаний и результатов НИОКР без учета потребностей заказчика и потребителей.
Следовательно, основным фактором, определяющим необходимость разработки и подготовки подрядных проектов, является потребность рынка в их появлении в соответствии со спросом заказчика на строительство многоквартирных домов и отдельных коттеджей.
Разработка и внедрение в производство новых проектов имеют для строительного предприятия большое значение, как средство повышения конкурентоспособности и устранения зависимости от несовпадения жизненных циклов оказываемых строительных услуг.
Важную роль в инновационной деятельности играют организационные формы реализации научно-технической политики. Особенно это важно для крупных домостроительных предприятий, имеющих возможность проведения эффективной инновационной деятельности, которой необходимо регулярно управлять.
В современных условиях на крупных домостроительных предприятиях должны быть обеспечены устойчивые механизмы управления научно-технической деятельностью, отражающей все большую ориентацию исследований и разработок на рыночные потребности, усиление влияния рыночных факторов на определение стратегических позиций строительного предприятия. Новые задачи обычно влекут за собой изменение в системе связей как по вертикали - между всеми уровнями управления, так и по горизонтали -между подразделениями научно-производственной - сбытовой цепи.
Важным при этом можно считать создание в системе управления строительным предприятием отдела, отвечающего за инвестиционно-инновационную деятельность и взаимодействие с внешней средой.
Основной задачей данного отдела является обособление подразделений, занимающихся нововведениями и управлением перспективными направлениями развития строительного предприятия, с целью упрощения процесса принятия решений, системы планирования и стимулирования, ускорения разработки и внедрения новых подрядных проектов за счет их специализации.
Требуется создание гибкой и комплексной системы управления инновационными процессами, нового хозяйственного механизма, ориентированного на разработку перспективных подрядных проектов, перестройку организационных форм и функций управления. Это стимулирует создание и внедрение новшеств и обеспечивает сквозное управление инновационным процессом от возникновения идеи до ее реализации. Организационно такой механизм должен предусматривать то, чтобы службы и отделы, занимающиеся реализацией технической политики и управлением нововведениями, были бы рассредоточены по всем уровням управленческой структуры со связями сетевого типа и налаженной системой взаимодействия и координации.
Проведение всех вышеперечисленных мероприятий создает благоприятные условия для инновационной деятельности строительных предприятий. А это, в свою очередь, позволяет поднять их конкурентоспособность и устойчивость функционирования в быстро сменяющихся условиях современной рыночной среды.
Литература:
1. Серов В.М. Инвестиционно - строительная сфера России: источники и направления повышения эффективности //Экономика строительства. -2001.- №1.
2. Васильев В.М. Управление строительным производством. -Л.: Стройиздат, 1990.
3. Липсиц И. В., Коссов В. В. Инвестиционный проект: методы подготовки и анализа. - М.: Издательство БЕК, 1999.
4.Ковалев В. В. Методы оценки инвестиционных проектов. -М.: Финансы и статистика, 1998.