Научная статья на тему 'Основные направления повышения эффективности функционирования малого бизнеса в современных экономических условиях'

Основные направления повышения эффективности функционирования малого бизнеса в современных экономических условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
382
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономика / целевая программа / бюджет / малый бизнес / регион / государственная поддержка. / economy / target program / budget / small business / region / state support.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Н В. Климовских, А О. Смирный

В статье раскрываются основные направления повышения эффективности развития малого бизнеса в современной экономике России. Проведен сравнительный анализ государственной поддержки развития малого предпринимательства в России, ЮФО и Краснодарском крае. Выявлено, что для эффективного развития малого сектора экономики требуется серьезная государственная поддержка на законодательном уровне, расширение привлечения внебюджетных источников финансирования, а также дальнейшая проработка вопросов государственного регулирования и реализации действующих программ для поддержки развития малого бизнеса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC DIRECTIONS OF INCREASING EFFICIENCY OF FUNCTIONING OF SMALL BUSINESS IN MODERN ECONOMIC CONDITIONS

The article describes the main directions for improving the efficiency of small business development in the modern Russian economy. A comparative analysis of state support for the development of small business in Russia, the southern Federal district and the Krasnodar territory is carried out. It is revealed that the effective development of the small sector of the economy requires serious state support at the legislative level, expanding the involvement of extra-budgetary sources of funding, as well as further elaboration of issues of state regulation and implementation of existing programs to support the development of small businesses.

Текст научной работы на тему «Основные направления повышения эффективности функционирования малого бизнеса в современных экономических условиях»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Н.В. Климовских, канд. экон. наук, доцент А.О. Смирный, магистрант

Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина (Россия, г. Краснодар)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10546

Аннотация. В статье раскрываются основные направления повышения эффективности развития малого бизнеса в современной экономике России. Проведен сравнительный анализ государственной поддержки развития малого предпринимательства в России, ЮФО и Краснодарском крае. Выявлено, что для эффективного развития малого сектора экономики требуется серьезная государственная поддержка на законодательном уровне, расширение привлечения внебюджетных источников финансирования, а также дальнейшая проработка вопросов государственного регулирования и реализации действующих программ для поддержки развития малого бизнеса.

Ключевые слова: экономика, целевая программа, бюджет, малый бизнес, регион, государственная поддержка.

Малое предпринимательство является ключевым звеном в экономике страны, и без него государство не сможет гармонично развиваться. Он во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, а также участвует в формировании бюджетов на всех уровнях. Помимо прямых отчислений в бюджет доходов компаний, малый бизнес создает рабочие места и является источником дохода для населения, помогает собирать налоги непосредственно с физических лиц. Деятельность

малого бизнеса напрямую влияет на успешное развитие не только крупного бизнеса, но и экономики страны в целом, обеспечивая наполнение внутреннего рынка потребительскими товарами и услугами, а также рост экспортного потенциала [1].

Задачи малого бизнеса в экономике перечислены на рисунке 1. Правительство Российской Федерации оказывает всевозможную поддержку развитию и функционированию малой экономики в рамках различных государственных программ.

Рис. 1. Задачи малого предпринимательства в формировании экономики страны

В 2018 году имеется множество законодательных актов, которые регулируют вопрос получения финансовой поддержки не только предприятиям, но и физическим лицам. Основным законом все-таки принято считать Федеральный закон «О развитии малого и среднего бизнеса на территории Российской Федерации» от 24 июля 2007 года.

При этом не стоит забывать о самом Постановлении Правительства РФ и постановлении Министерства экономического развития. Правительство РФ в своем постановлении гарантирует оказание финансовой поддержки малому бизнесу, в свою очередь как постановление Министерства экономического развития регули-

рует вопрос предоставления финансовой помощи.

Основной целью программы поддержки является развитие малого бизнеса во всех регионах Российской Федерации, тем самым повышая уровень жизни граждан вне зависимости от сложившейся неблагоприятной экономической ситуации в стране [2].

Субсидии, выплаченные государством малому сектору экономики представлены в таблице 1. На основании данных, представленных в таблице 1, видно, что по сравнению с 2016 г. в 2017 г. количество инвестиций выплаченных малому сектору экономики значительно увеличилось.

Таблица 1. Распределение субсидий на государственную поддержку малого и среднего

предпринимательства в Ю жном Федеральном округе, тыс. руб.

Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. Абсолютное отклонение

Краснодарский край - 375086,3 252325,0 252325,0

Ставропольский край - 185801,6 218569,5 218569,5

Ростовская область - 282936,9 264345,9 264345,9

Республика Адыгея 80000,0 30384,2 209061,5 129061,5

Республика Калмыкия - 17112,5 16936,2 16936,2

Итого по всей России 1624500,0 9612914,0 7513983,2 5889483,2

Всего в Российской Федерации сумма субсидий выплаченная на поддержку функционирования малого сектора экономики увеличилась на 5889483,2 тыс. руб. При этом, в Краснодарском крае за период с 2016-2018 гг. сумма инвестиций увеличилась на 252325 тыс. руб., в Ставропольском крае на 218569,5 тыс. руб., в Ростовской области на 264345,9 тыс. руб., в республике Адыгея на 129061,5 тыс. руб. В связи с этим можно отследить положительную динамику в основных показателях деятельности малого сектора в Южном Федеральном округе (табл. 2 и 3).

На основании данных, представленных в таблице 2, видно, что по всему ЮФО число малых предприятий (на конец года) в 2018 г. по сравнению с 2010 г. увеличилось на 74,4 тыс. или на 55,0%. Среднесписочная численность работников в ЮФО увеличилась на 251,8 тыс. чел. или на 35,8%, что способствует сокращению безработицы, выручка от реализации товаров (работ, услуг) малых предприятий увеличилась на 2475,3 млрд. руб. или на 186,8%, что способствует увеличению налоговых поступлений в разные уровни бюджета РФ.

Таблица 2. Основные показатели деятельности малых предприятий Южного Федерального округа_

Число малых )- е -, о +( н е( 0х а, т Среднесписочная численность работ- )- е -, о +( н е( 0х а, т

Показатель предприятий (на конец года), тыс. о S й и ле он бс нол с в о о о р п м ников (без внешних совместителей) тыс. чел. о S й и ле он бс нол с в о о о р п м

2010 2018 H 2010 2018 H

Южный федеральный округ 135,3 209,7 74,4 155,0 703,6 955,4 251,8 135,8

Республика Адыгея 3,4 3,8 0,4 111,8 21,4 20,2 -1,2 94,4

Республика Калмыкия 1,6 1,9 0,3 118,8 8,4 7,6 -0,8 90,5

Республика Крым - 22,3 22,3 - - 78,4 78,4 -

Краснодарский край 56,5 81,1 24,6 143,5 321,3 352,3 31 109,6

Астраханская область 9,7 10,1 0,4 104,1 56,1 42,7 -13,4 76,1

Волгоградская область 26,7 28,6 1,9 107,1 11,4 136 124,6 1193,0

Ростовская область 37,4 54,2 16,8 144,9 285 292,6 7,6 102,7

г. Севастополь - 7,9 7,9 - - 25,6 25,6 -

Таблица 3. Основные показатели деятельности малых предприятий Южного Федерального округа_

Показатель Выручка от реализации товаров (работ, услуг) малых предприятий, млрд. руб. Абсолютное отклонение^,-) Темп роста, %

2010 2018

Южный федеральный округ 1325,3 3800,6 2475,3 286,8

Республика Адыгея 32 57,4 25,4 179,4

Республика Калмыкия 9,4 11,9 2,5 126,6

Республика Крым - 192,8 192,8 -

Краснодарский край 514,6 1790,4 1275,8 347,9

Астраханская область 54 108,6 54,6 201,1

Волгоградская область 229,7 513,6 283,9 223,6

Ростовская область 485,6 1057,5 571,9 217,8

г. Севастополь - 68,3 68,3 -

В Краснодарском крае число малых предприятий (на конец года) увеличилось на 24,6 тыс. (на 43,5%). Среднесписочная численность работников увеличилась на 31 тыс. чел. (на 9,6%). Выручка от реализации товаров (работ, услуг) малых предприятий увеличилась на 1275,8 млрд. руб. (на 247,9%).

Краснодарский край занимает лидирующее место по вышеперечисленным показателям в Южном федеральном округе.

Структура субъектов хозяйствования малого бизнеса в Краснодарском крае по отраслям за 2018 г. представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Структура по отраслям субъектов хозяйствования малого бизнеса в Краснодарском крае

Всего в Краснодарском крае зарегистрировано 81783 предприятий малого бизнеса. Из них сельским хозяйством, охотой и лесным хозяйством занято 2687 организаций. Рыболовством и рыбоводством 246 организаций. Добычей полезных ископаемых 342 организации. Обрабатывающим производством 6892 организации, производством и распределением электроэнергии газа и воды 430 организаций, строительством 11601 предприятие, оптовой и розничной торговлей; ремонтом автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 27979 организаций, гостиницами и

ресторанами 4439 организация, транспортом и связью 5617 организаций, операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг 16494 организаций, образованием занимается 277 организаций, здравоохранением и предоставлением социальных услуг 1706 организаций, предоставлением прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 1913 организаций.

Сравнение Краснодарского края по видам экономической деятельности с Южным Федеральным округом и ЮФО с Российской Федерацией представлено в таблице 4.

Показатель Краснодарский край Южный федеральный округ Российская Федерация Удельный вес Краснодарского края в ЮФО Удельный вес ЮФО в РФ

Всего 81783 200250 2222372 40,8 9,0

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 2687 7590 56175 35,4 13,5

Рыболовство, рыбоводство 246 607 4222 40,5 14,4

Добыча полезных ископаемых 342 874 8607 39,1 10,2

Обрабатывающие производства 6892 18076 210500 38,1 8,6

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 430 1050 13738 41,0 7,6

Строительство 11601 25348 262732 45,8 9,6

Оптовая и розничная торговля 27979 69102 801767 40,5 8,6

Гостиницы и рестораны 4439 9873 67456 45,0 14,6

Транспорт и связь 5617 13171 153474 42,6 8,6

Операции с недвижимым имуществом, аренда 16494 42339 503849 39,0 8,4

Образование 277 725 8076 38,2 9,0

Здравоохранение и социальные услуги 1706 4088 37514 41,7 10,9

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 1913 4700 60898 40,7 7,7

Таблица 4. Число малых предприятий по видам экономической деятельности в 2018 г.

Предприятия Краснодарского края в структуре по видам экономической деятельности в общей сложности занимают 40,8% от общей суммы организаций в Южном федеральном округе. В свою очередь, всего предприятия ЮФО занимают 9,0% от всего предприятий Российской Федерации.

Наибольшая доля в Краснодарском крае в структуре ЮФО приходится на строительные предприятия, а именно 45,8%, а наименьшая - на предприятия сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства -35,4%.

В ЮФО в составе РФ наибольший удельный вес принадлежит гостиницам и ресторанам - 14,6%, а наименьший - производству и распределению электроэнергии, газа и воды - 7,6%.

Для эффективного функционирования малого бизнеса необходимо [3]:

- привлечь иностранные и отечественные инвестиции;

- улучшить государственное регулиро-

- улучшить навыки предпринимателей с точки зрения организации бизнеса и управления им;

- повысить эффективность инфраструктуры поддержки и развития малого и среднего бизнеса;

- обеспечить доступность информации;

- устранить недостатки действующего законодательства;

- внедрить результаты НТП;

- увеличить финансирование исследований и разработок.

Таким образом, малый бизнес создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночных условий, заполнять возникающие ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником развития среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ и окупается сравнительно быстро [4]. И самое главное, это создает среду предпринимательства, без которой рыночная экономика невозможна.

вание;

Библиографический список

1. Бардовский В.П. Экономика. - М.: Изд-во Форум; Инфра-М, 2016. - 672 с.

2. Окарова В.Б., Климовских Н.В. Зарубежный опыт реализации государственной поддержки предпринимательства / В сборнике: Экономика и управление в условиях современной России. Материалы всероссийской научно-практической конференции, 2018. -С. 216-219.

3. Климовских Н.В. Разработка инновационных направлений повышения конкурентоспособности малого бизнеса в предпринимательской среде / отчет о НИР № 115 от 17.04.2015 (индивидуальный предприниматель Сергеев А.С.).

4. Мироновский В.А., Климовских Н.В. Зарубежный опыт реализации государственной поддержки предпринимательства / Modern Science. - 2019. - № 11-2. - С. 113-116.

BASIC DIRECTIONS OF INCREASING EFFICIENCY OF FUNCTIONING OF SMALL BUSINESS IN MODERN ECONOMIC CONDITIONS

N.V. Klimovsky, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

A.O. Smirnov, Graduate Student

Trubilin Kuban State Agrarian University

(Russia, Krasnodar)

Abstract. The article describes the main directions for improving the efficiency of small business development in the modern Russian economy. A comparative analysis of state support for the development of small business in Russia, the southern Federal district and the Krasnodar territory is carried out. It is revealed that the effective development of the small sector of the economy requires serious state support at the legislative level, expanding the involvement of extra-budgetary sources of funding, as well as further elaboration of issues of state regulation and implementation of existing programs to support the development of small businesses.

Keywords: economy, target program, budget, small business, region, state support.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.