Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОЦЕНКИ ДЕЙСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОЦЕНКИ ДЕЙСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
140
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
государственный контроль / финансовый контроль / финансы / бюджетные средства / бюджетные расходы / аудит / state control / financial control / Finance / budget funds / budget expenditures / audit

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Р.М. Никаева, Н.Т. Эльгайтарова

Эффективное использование финансовых средств и собственности государства является обязательным условием его успешного функционирования по реализации закрепленных за ним конституцией прав, обязательств, ответственности и подотчетности. Важную роль в этих вопросах занимает система государственного финансового контроля, обеспечивающей прозрачность действий, направленных на регулирование экономических, финансовых и социальных процессов. Осуществление государственного финансового контроля направлено на обеспечение бюджетно-финансовой политики, которую проводит государство через систему законодательных, организационных, административных, правоохранительных и прочих мер. В системе инструментов государственного регулирования рыночных процессов государственный финансовый контроль является важнейшим и неотъемлемым институтом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DIRECTIONS OF ASSESSING THE EFFECTIVENESS OF STATE FINANCIAL CONTROL IN MODERN CONDITIONS

Effective use of financial resources and property of the state is a prerequisite for its successful functioning in the implementation of the rights, obligations, responsibilities and accountability assigned to it by the Constitution. An important role in these matters is played by the system of state financial control, which ensures transparency of actions aimed at regulating economic, financial and social processes. The implementation of state financial control is aimed at ensuring fiscal policy, which is carried out by the state through a system of legislative, organizational, administrative, law enforcement and other measures. In the system of instruments of state regulation of market processes, state financial control is the most important and integral institution.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОЦЕНКИ ДЕЙСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10639

Р.М. Никаева - к.э.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный,

R.M. Nikaeva - Ph.D., Associate Professor, Department of State and Municipal Administration ofFSBEI HE "Chechen State University", city of Grozny;

Н.Т. Эльгайтарова - к.э.н., доцент кафедры «Бухгалтерскийучет» ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия», г. Черкесск,

N.T. Elgaitarova - Ph.D., Associate Professor, Department of Accounting FSBEI of HE "North Caucasian State Academy", Cherkessk.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОЦЕНКИ ДЕЙСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ THE MAIN DIRECTIONS OF ASSESSING THE EFFECTIVENESS OF STATE FINANCIAL CONTROL

IN MODERN CONDITIONS

Аннотация. Эффективное использование финансовых средств и собственности государства является обязательным условием его успешного функционирования по реализации закрепленных за ним конституцией прав, обязательств, ответственности и подотчетности.

Важную роль в этих вопросах занимает система государственного финансового контроля, обеспечивающей прозрачность действий, направленных на регулирование экономических, финансовых и социальных процессов.

Осуществление государственного финансового контроля направлено на обеспечение бюджетно-финансовой политики, которую проводит государство через систему законодательных, организационных, административных, правоохранительных и прочих мер.

В системе инструментов государственного регулирования рыночных процессов государственный финансовый контроль является важнейшим и неотъемлемым институтом.

Abstract. Effective use of financial resources and property of the state is a prerequisite for its successful functioning in the implementation of the rights, obligations, responsibilities and accountability assigned to it by the Constitution. An important role in these matters is played by the system of state financial control, which ensures transparency of actions aimed at regulating economic, financial and social processes. The implementation of state financial control is aimed at ensuring fiscal policy, which is carried out by the state through a system of legislative, organizational, administrative, law enforcement and other measures. In the system of instruments of state regulation of market processes, state financial control is the most important and integral institution.

Ключевые слова: государственный контроль, финансовый контроль, финансы, бюджетные средства, бюджетные расходы, аудит.

Keywords: state control, financial control, Finance, budget funds, budget expenditures, audit.

Изучение теоретических основ государственного финансового контроля позволяет перейти к исследованию осуществления государственного финансового контроля в России и оценке его действенности.

Так как высшим органом внешнего государственного контроля является Счетная палата, целесообразно исследовать и оценить результаты ее деятельности в России.

Каждый год данным органом составлялись мероприятия, направленные на контроль бюджетных средств и анализ их расходования.

За 2019 год Счетная палата в целом составила 389 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, 319 из которых были завершены в течение 2019 года, остальные продолжают выполняться в настоящее время. [5] Некоторые из них запланированы на 2021 год.

Контрольные мероприятия, проводимые Счетной палатой, включили проверку различных документов, в результате которой были определены требования к объектам контроля. В 2019 году Счетная палата провела 242 таких мероприятия, большая часть из которых связана с исполнением бюджета страны и его планированием.

Экспертно-аналитические мероприятия заключается в более полном анализе состояния отрасли и выполнения государственной программы.

Счетная палата также организовала 32 иных мероприятия, 30 из которых связаны с бюджетными проверками и 2 - с тематическими.

Результатом всех проверок стала подготовка 108 заключений, 2 оперативных отчета и 4 оперативных доклада.

Что касается экспертно-аналитических и контрольных мероприятий,

проводимых Счетной палатой по поручениям Государственной Думы, Президента РФ и др., то они в общей сумме составили 64. Из них по поручению Президента РФ - 14 мероприятий.

Важно отметить такое яркое мероприятие, проведенной Счетной палатой, как осуществление проверки АО «Курорты Северного Кавказа». В ходе проверки было установлено, что АО «Курорты Северного Кавказа», хотя и имеет преференции, запланированных целей стратегии не достигло и, тем самым, не смогло обеспечить

рост туристического потока, а также рабочих мест в регионе. В 2018 году регион посетили 683 тыс. человек, создано всего 619 рабочих мест, тогда как планировалось создание 12 тысяч рабочих мест. При этом были привлечены денежные средства в размере более 22 млрд. рублей. Из федерального бюджета организацией было получено 31,4 млрд. рублей. Однако в течение нескольких лет АО «Курорты Северного Кавказа» является убыточ-ной.[3]

Также по поручению главы российского государства Счетная палата провела такое мероприятие, как проверка строительства и реконструкции аэропортов Домодедово и Баландино.

В результате проверки было выявлено следующее: реконструкция взлетно-посадочной полосы аэропорта Домодедово должна была быть окончена еще в 2014 году, однако этого до сих пор не произошло. Незавершенное строительство составило 1 802,2 млн. рублей. В течение 2012-2013 гг. было приобретено необходимое для реконструкции оборудование, сроки гарантии на которое истекли еще 5 лет назад. Одна из взлетно-посадочных полос частично не функционировала, пропускная способность аэродрома снизилась на 35%.[4]

Что касается аэропорта Баландино, то в период проведения проверки проект на техническую реконструкцию еще не был разработан. При этом в бюджете на это были предусмотрены денежные средства, но на дату проверки даже не были проведены процедуры, направленные на отбор исполнителя реконструкции.

Также в течение последних нескольких лет высшим органом внешнего государственного финансового контроля была проведена оценка эффективности использования средств, которые были выделены из бюджета на приобретение кресел-колясок для инвалидов.

В ходе проверки было выявлено, что запланированный уровень обеспеченности колясками не был достигнут. В конце 2018 года коляски не были получены 35 тыс. инвалидами. Для обеспечения всех инвалидов требовались средства, в размере 4,1 млрд. рублей, что больше, чем предусмотрено в бюджете на эту сферу на 25%. Тем не менее, несмотря на недостаток денежных средств, каждый год остаются неиспользованные остатки. Причиной этому является расторжение контрактов вследствие низкого качества организации работ, а именно -длительное ожидание изделия.

Согласно закону большое внимание Счетная палата уделяет аудиту формирования и исполнения федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов.

Рассмотрим, что было выявлено в результате проведения Счетной палатой мероприятий в данной области:

1. Невыполнение положений нормативно-правовой базы, несвоевременное предоставление денежных средств отдельным получателям, а также неэффективное использование бюджетных средств. Причина этого заключается в длительных сроках принятия правительственных нормативных правовых актов.

2. Превышение общего объема доходов федерального бюджета прогнозных показателей на 200,9 млрд. рублей, что произошло вследствие увеличения ненефтегазовых и нефтегазовых доходов.

Рассмотрим динамику уровня исполнения федерального бюджета в России за 2008-2019 гг., что представлено на рисунке 2.

Рисунок 2 - Динамика уровня исполнения федерального бюджета в России за 2008-2019 гг. [2]

Рисунок 2 показывает, что за весь анализируемый период в 2019 году отмечается самый низкий уровень исполнения федерального бюджета - 94,2%.

В 2013 году - самый высокий уровень исполнения федерального бюджета - 99,1% С 2013 года по 2019 год уровень исполнения федерального бюджета колеблется в пределах 99,1 - 98,7%. Существенное снижение началось с 2017 года.

3. Объем неисполненных бюджетных ассигнований по результатам проверок на конец 2019 года составил более 1 млрд. рублей.

Уровень исполнения расходов отмечается наиболее низкий за 10 лет (94,2%). Однако если сравнивать с 2018 годом, то остатки, которые подлежат использованию в следующем году на аналогичные цели, в 1,5 раза больше.

из них наибольший объем по разделу «Национальная экономика» (253,8 млрд. рублей).

4. По большому количеству главных распорядителей в 2019 году не были исполнены бюджетные ассигнования в полном объеме.

5. Отмечается существенное количество неисполненных назначений по государственным программам и национальным проектам.

6. Отмечается, что в течение 2019 года бюджетные средства расходовались неравномерно.

Также целесообразно исследовать деятельность главного органа внутреннего государственного финансового контроля - Федерального казначейства.

Эффективность финансового контроля — сложное понятие. Она характеризуется определенными критериями, выявлением и оценкой ряда показателей, на уровень которых влияют различные социальные, экономические и иные факторы. Обычно, когда рассматривают вопрос об эффективности любой общественной деятельности, прежде всего имеют в виду адекватность достигнутых в процессе ее осуществления положительных результатов намеченным целям, степень приближения результата к цели с одновременным учетом произведенных затрат (времени, материальных и денежных средств, трудовых ресурсов и т. д.).

Конечный результат, т. е. совокупность объективных последствий контроля, - это главный критерий определения его эффективности. Контролирующие органы обязаны принимать необходимые меры для устранения и профилактики вскрытых упущений и промахов, всячески и во всех возможных отношениях, оказать и осуществить на деле помощь. От критерия результативности неотделим, но не совсем совпадает с ним критерий действенности контроля, который, отражает то положительное влияние, которое контроль оказывает на содержание деятельности проверяемого органа или лица, ее качество, умение контролирующего выправить положение: обеспечить своевременное и полное выполнение подконтрольным объектом советов, рекомендаций, указаний и предложений, а при необходимости добиться их выполнения, используя предоставленные законодательством полномочия.

Эффективность проверок, проводимых Федеральным казначейством, направленных на то, чтобы предупредить нарушения обязательных требований при проведении контроля качества работы аудиторских организаций, в 2019 году составила 72%. Если сравнивать данный показатель, например, с 2017 годом, то можно сказать, что он снизился на 21%. По сравнению с 2018 годом - на 3%. Таким образом, наблюдается отрицательная динамика, которая говорит о том, что эффективность работы Федерального казначейства по профилактике правонарушений стала выше.

Качество результатов проверок качества работы аудиторских организаций, которые осуществляют обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, в период с 2014 г. по 2019 г. составило 100 %, что говорит об отсутствии случаев отмены в судебном порядке, примененных вышеуказанным органом внутреннего государственного финансового контроля, решений в отношении тех организаций, которые допускают нарушения правил своей деятельности.

В 2019 году, согласно утвержденной Программе профилактических мероприятий, основная цель которой - предупреждение нарушений, связанных с обязательными требованиями, было проведено самообследование уровня развития данной Программы, при этом показатель качества составил 100%. Таким образом, план график мероприятий, проводимых Федеральным казначейством, был исполнен полностью, отклонений от плана не выявлено.

Также в числе мероприятий, проведенных Федеральным казначейством, следует отметить прочие превентивные мероприятия по профилактике нарушений аудиторскими организациями, включающие публикацию на официальном сайте Федерального казначейства информации об аудиторских организациях, которые включены в план уполномоченного федерального органа по контролю и надзору, но не прошедшие внешний контроль качества работы.

В результате такой работы Федерального казначейства в 2019 году отмечается снижение количества организаций, проводящих аудит, которые уклонились от прохождения плановой проверки уполномоченного органа по государственному финансовому контролю, составило 9, что равно 3,3% от общего числа проверок. Например, в 2015 году таких организаций насчитывалось 31, что составляет 12% от общего числа проведенных проверок, в 2017 году - 19, что составляет 7,3% от общего числа проверок, в 2018 году - 15 (5,7%). Также необходимо отметить, что в 2019 году 24 филиала аудиторских организаций, которые были включены в план проверок, прекратили осуществляемую ими деятельность, что говорит о росте влияния такого фактора, как репутация на работу аудиторских организаций Федерального казначейства.

Таким образом, можно сделать вывод, что действенность государственного финансового контроля является эффективной. Данный факт доказывает слаженная работа уполномоченных органов по государственному финансовому контролю, количество плановых и фактических проверок и их результативность. Однако при этом во многих регионах отмечается не принятие главными администраторами бюджетных средств ведомственных

правовых актов, которые регламентируют организацию внутреннего финансового контроля, а также его осуществление, и соответствуют установленным российским законодательством требованиям, не назначили должностных ответственных за составление и ведение карт и регистров внутреннего финансового контроля лиц. Кроме того, отмечается излишняя формализация процедур внутреннего контроля. Также следует отметить, что отсутствует единая регламентация к осуществлению внутреннего и внешнего государственного финансового контроля в России по уровням бюджетной системы, что предполагает необходимость в разработке мероприятий, направленных на устранение данных проблем с целью усиления государственного финансового контроля.

Источники:

1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 22.04.2020) //Справочно-правовая система консультант плюс. -Режим доступа : URL: http://www.consultant.ru/

2. Отчет Министерства финансов «Об основных результатах деятельности Министерства финансов Российской Федерации в 2019 году и задачах органов финансовой системы Российской Федерации на 2020 год». - Режим доступа: URL: https://www.minfm.ru/ru/

3. Новая модель финконтроля: предупреждение нарушений - 2019 // Советник бухгалтера. - Режим доступа: URL: https://www.referent.ru/40/12634

4. Итоговый доклад о результатах деятельности Федерального казначейства за 2018 год и основных направлениях деятельности на среднесрочную перспективу Режим доступа: URL: https://roskazna.ru/o-kaznachejstve/plany-i-otchety/o-rezultatakh-raboty-fk/?year=2019

5. Годовой план внутреннего контроля и внутреннего аудита Федерального казначейства на 2019 год: от 30.07.2018 г. // Официальный сайт Казначейства России [Электронный ресурс] / Федеральное казначейство. Режим доступа: URL: http://www.roskazna.ru/

6. Асоскова, Ю. Бюджетная система России. Шпаргалка / Ю. Асоскова. - М.: Научная книга, 2017. - 497 с.

7. Селезнев, А.З. Контроль финансовых потоков. Учебное пособие. Гриф УМО МО РФ / А.З. Селезнев. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 741 с.

8. Карепина, О.И. Обзор изменений законодательства в сфере государственного финансового контроля / О.И. Каре-пина // Вопросы экономики и права. - 2016. - № 96. - С. 19-23.

9. Сергиенко, А.С. Внешний финансовый контроль в контексте рискориентированного подхода / А.С. Сергиенко // Бизнес в законе. - 2016. - №1. - Режим доступа. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vneshniy-finansovyy-kontrol-v-kontekste-riskorientirovannogo-podhoda.

10. Хутова Л.А, Шардан С. К., Акбаев Р. А. Анализ и пути повышения эффективности финансово-бюджетной сферы муниципального образования (на примере Малокарачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики) / Л. А. Хутова., С.К.Шардан., Р.А. Акбаев // Каспийский регион: политика, экономика, культура. -

2015. - № 2. - С. 192-198 : 1 табл. - Библиогр.: с. 197-198 . - ISSN 1818-510X References:

1. "Budget code of the Russian Federation" from 31.07.1998 N 145-FZ (ed. from 22.04.2020) / / reference and legal system consultant plus. -Mode of access : URL: http://www.consultant.ru/

2. Report of the Ministry of Finance "on the main results of the Ministry of Finance of the Russian Federation in 2019 and the tasks of the financial system of the Russian Federation for 2020". - Mode of access: URL: https://www.minfin.ru/ru/

3. New model of financial control: prevention of violations-2019 // Adviser to the accountant. - Mode of access: URL: https://www.referent.ru/40/12634

4. Final report on the results of the Federal Treasury's activities for 2018 and the main areas of activity for the medium term access Mode: URL: https://roskazna.ru/o-kaznachejstve/plany-i-otchety/o-rezultatakh-raboty-fk/?year=2019

5. Annual plan of internal control and internal audit of the Federal Treasury for 2019: from 30.07.2018 / / Official website of the Treasury of Russia [Electronic resource] / Federal Treasury. Access mode: URL: http://www.roskazna.ru/

6. Asoskova, Yu. Budget system of Russia. Cheat Sheet / Yu. Asoskova, Moscow: Scientific book, 2017, 497 p.

7. Seleznev, A. Z. Control of financial flows. Textbook. Grif UMO MO RF / A. Z. Seleznev. - M.: INFRA-M, 2017. - 741 p.

8. Karepina, O. I. Review of changes in legislation in the sphere of state financial control / O. I. Karepina // Questions of Economics and law, 2016, no. 96, Pp. 19-23.

9. Sergienko, A. S. External financial control in the context of a risk-oriented approach / A. S. Sergienko / / Business in law. -

2016. - No. 1. - access Mode. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vneshniy-finansovyy-kontrol-v-kontekste-riskorien-tirovannogo-podhoda.

10. Khutova L. A., Shardan S. K., Akbaev R. A. Analysis and ways to improve the efficiency of the financial and budgetary sphere of the municipal formation (on the example of the malokarachaevsky municipal district of the Karachay-Cherkess Republic) / L. A. Khutova., S. K. Shardan., R. A. Akbaev / / Caspian region: politics, economy, culture. - 2015. - no. 2. -Pp. 192-198 : 1 table-Bibliogr.: pp. 197-198. - ISSN 1818-510X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.