Научная статья на тему 'Инструментарий государственного финансового контроля'

Инструментарий государственного финансового контроля Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
992
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
контроль / финансовый контроль / бюджетные средства / эффективность / финансовая система / control / financial control / budget funds / efficiency / financial system.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — С. К. Шардан, М. Х. Абдуев

Эффективное использование финансовых средств и собственности государства является обязательным условием его успешного функционирования по реализации закрепленных за ним конституцией прав, обязательств, ответственности и подотчетности. Важную роль в этих вопросах играет система государственного финансового контроля, которая обеспечивает прозрачность действий, направленных на регулирование экономических, финансовых и социальных процессов. Осуществление государственного финансового контроля направлено на обеспечение фискальной политики, проводимой государством через систему законодательных, организационных, административных, правоохранительных и иных мер. В системе инструментов государственного регулирования рыночных процессов государственный финансовый контроль является важнейшим и неотъемлемым институтом. На современном этапе система государственного финансового контроля, отвечающая потребностям государственного управления, предполагает решение ряда методологических и организационных проблем, одной из которых является усиление этого контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE TOOL FINANCIAL CONTROL

The effective use of financial resources and state property is a prerequisite for its successful functioning in the implementation of the rights, obligations, responsibilities and accountability assigned to it by the constitution. An important role in these matters is played by the system of state financial control, which ensures transparency of actions aimed at regulating economic, financial and social processes. The implementation of state financial control is aimed at ensuring fiscal policy pursued by the state through a system of legislative, organizational, administrative, law enforcement and other measures. In the system of instruments of state regulation of market processes, state financial control is the most important and integral institution. At the present stage, the system of state financial control that meets the needs of public administration, involves solving a number of methodological and organizational problems, one of which is to strengthen this control.

Текст научной работы на тему «Инструментарий государственного финансового контроля»

7. Мисаков В.С. Сравнение как общенаучный метод познания //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2007. - №3. - С.16

8. Мисаков В.С. Функционально-стоимостный анализ сроков строительства //Бухгалтерский учет. - 1985. - №8. - С.0

9. Мисаков В.С., Байдуев И.З., Гендугов С.З. Функционально-стоимостный анализ как метод системного исследования //Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2015. - №22-2. - С.167

10. Мусаев М.М., Мусаева Х.М., Мисаков В.С. Некоторые подходы к интегрированию экономико-статистических методов исследования для проведения функционально-стоимостного анализа //Финансовая экономика. - 2018. -№ 8. - С.73-75

11. Проблемы и реформы местного самоуправления: структурные и финансовые аспекты. - М.: ИЭПП,2005. - 543 с.

12. Сабитова К.М. К вопросу о финансовой устойчивости субъектов РФ //Финансы и кредит. - 2005. - №6. - С.29-31

13. Селиверстов В. Формирование бюджетных и других финансовых ресурсов региональной политики для выравнивания региональной асимметрии. - Новосибирск: Сибирское соотношение,2000. - С.120-194.

14. Жуковская Н.П. Антикризисное управление источниками формирования территориального бюджета / Н.П. Жуковская, И.С. Штапова // Вестник академии знаний. - 2018. - № 3 (26). - С. 144-150.

15. Землякова А.В. Бюджетный маневр и источники его финансирования / А.В. Землякова, А.А. Кобелева // Вестник Академии знаний. - 2018. - № 3 (26). - С. 313-316.

16. Литовка Н.И. Особенности сбалансированного регионального развития в контексте бюджетного планирования / Н.И. Литовка, Р.М. Никаева // Естественно-гуманитарные исследования. - 2019. - № 25(3). - С. 109-113. References:

1. Ananskikh S. V. Budget of municipal formation: problems and solutions. - Moscow: Finance, 2006. - 444 p.

2. Babich A.M. State and municipal finances. - Moscow: Finance; UNITY, 1999. - 687 p.

3. Vasil'eva M. V. Analysis of ways of tax potential of the region. - [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.be5.bis/economika.l/2

4. Doronina T. V. Financial and economic sustainability of regional budgets: dissertations. cand. econ. science. - Mos-cow,2000. - 187 p.

5. Edronova V. N. Content of the concept "stability of the regional financial system" / / Finance and credit. - 2015. - №7. - P. 2-8

6. Karataev S. A. On the question of the concept of "budget stability" / / Digest-Finance. - 2003. - №4. - P. 57-62

7. Misakov V. S. Comparison as a General scientific method of cognition. //Izvestiya Kabardino-Balkarian scientific center of the Russian Academy of Sciences. - 2007. - No. 3. - P. 16

8. Misakov V. S. Functional and cost analysis of construction terms / / Accounting. - 1985. - No. 8. - P. 0

9. Misakov V.S., Baiduev I.Z., Gendugov S.Z. Functional-cost analysis as a method of system research // Bulletin of the Orenburg State Agrarian University. - 2015. - No. 22-2. - S.167

10. Musaev M.M., Musaev H.M., Misakov V.S. Some approaches to the integration of economic and statistical research methods for functional-cost analysis // Financial Economics. - 2018. - No. 8. - S.73-75

11. Problems and reforms of local self-government: structural and financial aspects. - Moscow: IEPP, 2005. - 543 p.

12. Sabitova K. M. On the issue of financial stability of the subjects of the Russian Federation / / Finance and credit. - 2005. -№ 6. - P. 29-31

13. Seliverstov V. Formation of budgetary and other financial resources of regional policy for leveling regional asymmetry. -Novosibirsk: Siberian ratio, 2000. - P. 120-194

14. Zhukovskaya N.P. Crisis management of sources of territorial budget formation / N.P. Zhukovskaya, I.S. Shtapova // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2018 .- No. 3 (26). - S. 144-150.

15. Zemlyakova A.V. Budget maneuver and sources of its financing / A.V. Zemlyakova, A.A. Kobeleva // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2018 .- No. 3 (26). - S. 313-316.

16. Litovka N.I. Features of balanced regional development in the context of budget planning / N.I. Litovka, R.M. Nikaev // Natural-humanitarian studies. - 2019 .- No. 25 (3). - S. 109-113.

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10381

С.К. Шардан - д.э.н., профессор кафедры «Финансы и кредит» ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия», г. Черкесск, shardansaida@mail.ru,

S.K. Shardan - Doctor of Economics, Professor, Department of Finance and Credit FSBEI of HE "North Caucasian State Academy", Cherkessk;

М.Х. Абдуев - Старший преподаватель кафедры «Государственное и муниципальное управление» ФГБОУ ВО Чеченский государственный университет, г. Грозный, aristocrat_95ru@mail.ru,

M.Kh. Abduev - Senior Lecturer, Department of State and Municipal Management, FSBEI HE Chechen State University, Grozny.

ИНСТРУМЕНТАРИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ STATE TOOL FINANCIAL CONTROL

Аннотация. Эффективное использование финансовых средств и собственности государства является обязательным условием его успешного функционирования по реализации закрепленных за ним конституцией прав, обязательств, ответственности и подотчетности.

Важную роль в этих вопросах играет система государственного финансового контроля, которая обеспечивает прозрачность действий, направленных на регулирование экономических, финансовых и социальных процессов.

Осуществление государственного финансового контроля направлено на обеспечение фискальной политики, проводимой государством через систему законодательных, организационных, административных, правоохранительных и иных мер.

В системе инструментов государственного регулирования рыночных процессов государственный финансовый контроль является важнейшим и неотъемлемым институтом.

На современном этапе система государственного финансового контроля, отвечающая потребностям государственного управления, предполагает решение ряда методологических и организационных проблем, одной из которых является усиление этого контроля.

Abstract. The effective use of financial resources and state property is a prerequisite for its successful functioning in the implementation of the rights, obligations, responsibilities and accountability assigned to it by the constitution.

An important role in these matters is played by the system of state financial control, which ensures transparency of actions aimed at regulating economic, financial and social processes.

The implementation of state financial control is aimed at ensuring fiscal policy pursued by the state through a system of legislative, organizational, administrative, law enforcement and other measures.

In the system of instruments of state regulation of market processes, state financial control is the most important and integral institution.

At the present stage, the system of state financial control that meets the needs of public administration, involves solving a number of methodological and organizational problems, one of which is to strengthen this control.

Ключевые слова: контроль, финансовый контроль, бюджетные средства, эффективность, финансовая

система.

Keywords: control, financial control, budget funds, efficiency, financial system.

Государственный финансовый контроль осуществляется с целью обеспечения соблюдения положений нормативных документов, регулирующих бюджетные отношения, определения государственных регулирующих обязательств, а также обязательств в отношении других платежей из бюджетов бюджетной системы страны физическим лицам и соблюдения условий договоры и соглашения о предоставлении из бюджета средств.

Содержание государственного финансового контроля раскрывается через деятельность, осуществляемую уполномоченными органами. Итак, внешнее управление это: [1]

- контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные отношения;

- контроль правовых актов, предусматривающих общественно-правовые обязательства;

- контроль правовых актов, в которых предусмотрены обязательства по другим платежам из бюджетов бюджетной системы страны;

- контроль за соблюдением государственных контрактов в части предоставления средств из бюджета;

- контроль за соблюдением условий договоров о предоставлении средств из бюджета.

- обеспечение того, чтобы подготовка бюджетной отчетности соответствовала таким требованиям, как полнота и достоверность;

- осуществлении контроля в прочих сферах, которые установлены законодательством РФ, в частности -ФЗ N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и ФЗ N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образова-ний».[2]

Внешний контроль, проводимый уполномоченными на это органами, заключается в проведении:

- проверок;

- обследований;

- ревизий;

- мониторинга;

- анализа;

- контрольных мероприятий;

- экспертных мероприятий;

- аналитических мероприятий.

А также в направлении финансовым органам уведомлений о применении бюджетных мер принуждения и в осуществлении производства по делам, касающимся административных правонарушениях в установленном законодательством РФ порядке.

Рассмотрим, в чем заключается внутренний контроль.

Итак, внутренний государственный финансовый контроль заключается в:

- контроле за соблюдением положений правовых актов, которые регулируют бюджетные правоотношения;

- контроле за соблюдением положений правовых актов, которые устанавливают требования к бухгалтерскому учету;

- контроле за соблюдением положений правовых актов, которые устанавливают требования к составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности и ее предоставлению;

- контроле за соблюдением положений правовых актов, которые обуславливают публичные нормативные обязательства;

- контроле за соблюдением положений правовых актов, которые обуславливают обязательства, касающиеся других выплат из бюджетов

бюджетной системы страны физическим лицам;

- контроле за соблюдением условий договоров в отношении предоставления из бюджета денежных средств;

- контроле за соблюдением условий контрактов в отношении предоставления из бюджета денежных средств;

- контроле за соблюдением условий договоров, которые были заключены для исполнения договоров, касающихся предоставления средств из бюджета,

- контроле за достоверностью отчетов, касающихся результатов предоставления бюджетных средств и (или) использования данных средств;

- контроле за достоверностью отчетов, касающихся реализации государственных программ в отношении исполнения государственных заданий;

- контроле за достоверностью отчетов, касающихся достижений значений показателей эффективности предоставления денежных средств из бюджета;

- контроле в сфере закупок.

Уполномоченные органы в области внутреннего государственного финансового контроля осуществляют:

- проверки;

- обследования;

- ревизии;

- направляют заключения, акты и предписания объектам контроля;

- направляют уведомления о применении бюджетных мер принуждения финансовым органам, а также органам, которые осуществляют управление государственными внебюджетными фондами;

- осуществляют производство по делам об административных правонарушениях;

- назначают при необходимости в обследованиях и ревизиях проведение экспертиз;

- направляют в суд иски о признании недействительными осуществленные закупки товаров, работ, услуг, предназначенные для обеспечения государственных нужд;

- получают доступ к информационным системам, что необходимо с целью осуществления внутреннего контроля.

В соответствии с вышеизложенным становится понятно, что государственный финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний контроль. Помимо этого, он также делится на предварительный и последующий контроль.

В таблице 1 представлены отличительные черты видов государственного финансового контроля.

Таблица 1 - Отличительные черты видов государственного финансового контроля [3]

Вид контроля Органы Цель

Внешний Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований Соблюдение положений нормативно-правовых документов, которые регулируют бюджетные правоотношения, обусловливают публичные нормативные обязательства, а также обязательства, касающиеся прочих выплат из бюджетов бюджетной системы страны физическим лицам и соблюдения условий контрактов и договоров о предоставлении из бюджета средств

Внутренний Федеральное казначейство, органы исполнительной власти субъектов РФ

Предварительный Органы государственного контроля, созданные федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления Предупреждение и пресечение нарушений в бюджетной сфере в ходе исполнения бюджетов бюджетной системы страны

Последующий Установление законности исполнения бюджетов бюджетной системы страны, достоверности учета и отчетности

Инструментарий государственного финансового контроля включает проверки, ревизии и проверки.

Проверка как инструмент государственного финансового контроля заключается в осуществлении нормативных действий в отношении тщательного изучения финансово-хозяйственных операций на предмет их законности, а также достоверности бюджетного учета и отчетности, составления финансовой отчетности за определенный период. [4]

Система финансового контроля в странах с развитой рыночной экономикой, как правило, включает следующие элементы:

- Офис главного аудитора-ревизора (Счетная палата), подчиняющийся непосредственно парламенту или президенту страны. Основная цель этого отдела - общий контроль за расходованием государственных средств;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- налоговый орган с подчинением правительству или министерству финансов страны, контролирующий получение налогов;

- контролирующие структуры в отделах, которые проводят проверки и аудиты подведомственных учреждений;

- негосударственные регулирующие службы, которые осуществляют на коммерческой основе проверку достоверности отчетных документов и законности финансовых операций;

Службы внутреннего контроля, основной задачей которых является поиск путей снижения затрат и максимизации прибыли.

Проверки подразделяются на следующие виды:

1. Камеральные.

Это такие проверки, которые проводят по месту нахождения органа государственного финансового контроля.

Проведение камеральных проверок осуществляется на основании бюджетной и бухгалтерской отчетности, а также на основании прочих документов, которые объект обязан предоставить по запросу уполномоченных органов.

2. Выездные.

Такие проверки проводятся не по месту нахождения органа государственного финансового контроля, как в отношении камеральных проверок, а по месту нахождения объекта контроля.

В процессе такого контроля уполномоченные лица определяют, насколько совершенные объектом операции соответствуют данным, отраженным в бюджетной и бухгалтерской (финансовой) отчетности. Встречные.

Данные проверки проводят в ходе камеральных и выездных проверок для того, чтобы установить либо подтвердить факты, которые связаны с деятельностью контролируемого объекта.

Ревизия - это комплексная проверка деятельности объекта контроля, заключающаяся в контрольных действиях по исследованию, как документальному, так и фактическому, всех финансовых и хозяйственных операций, совершенных объектом в течение определенного периода времени, на предмет законности, а также верного отражения их в бюджетной и бухгалтерской отчетности.[5]

Предварительный финансовый контроль проводится перед финансовыми операциями и важен для предотвращения финансовых нарушений. Он обеспечивает оценку обоснованности финансовых программ и прогнозов для предотвращения расточительных и неэффективных расходов. Примером такого контроля на макроуровне является процесс подготовки и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе обоснования распределения ВВП и разработки макроэкономических показателей для развития экономики страны. На микроуровне это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых приложений, финансовых разделов бизнес-планов, составления прогнозных сальдо, а также учредительных соглашений, соглашений о совместной деятельности и т. д.

Текущий (операционный) финансовый контроль осуществляется во время совершения денежных операций, финансовых транзакций, выдачи кредитов и субсидий и т. д. Он предотвращает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременному внедрению финансовых и денежные расчеты. Основную роль играют бухгалтерские услуги.

Последующий финансовый контроль, осуществляемый путем анализа и пересмотра финансовой и бухгалтерской отчетности, предназначен для оценки финансовых показателей хозяйствующих субъектов, сравнения финансовых планов и прогнозов с результатами оценки эффективности предлагаемой финансовой стратегии, сравнения финансовых затрат с прогнозируемыми затратами и т.д.

Таким образом, основы государственного финансового контроля были исследованы. Значение такого государственного института, как государственный финансовый контроль, нельзя недооценивать, поскольку оно гарантирует эффективность процесса генерирования средств, находящихся в руках государства, и их расходования.

Ведущая роль государственного финансового контроля в современных условиях заключается не столько в выявлении нарушений в государственном секторе, сколько в анализе деятельности организаций по рациональному распределению бюджетных средств.

Источники:

1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 22.04.2020) //Справочно-правовая система консультант плюс. -Режим доступа : URL: http://www.consultant.ru/

2. Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 05.04.2013 N 41-ФЗ (последняя редакция) Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/

3. Амелина, Р.Н. К вопросу о повышении эффективности финансового контроля в секторе государственного и муниципального управления / Р.Н. Амелина, Ю.О. Сафронова // Вестник современных исследований. - 2017. -№ 3 (6).

- 117

4. Кудряшов, В.С. Анализ процесса стандартизации государственного финансового контроля // Экономика, предпринимательство и право. - 2016. - Т. 6. № 3. - С. 296

5. Ильин, А.Ю. Механизм правового регулирования внутреннего государственного финансового контроля / А.Ю.Ильин, В.В. Котов, М.А. Моисеенко. - М.: Проспект, 2016. - 654 с.

References:

1. "Budget Code of the Russian Federation" dated July 31, 1998 N 145-ФЗ (as amended on April 22, 2020) // Reference legal system consultant plus. -Access mode: URL: http://www.consultant.ru/

2. Federal Law "On the Accounts Chamber of the Russian Federation" dated 04.04.2013 N 41-ФЗ (latest revision) Access mode: URL: http://www.consultant.ru/

3. Ameline, R.N. On the issue of improving the effectiveness of financial control in the sector of state and municipal administration / R.N. Ameline, Yu.O. Safronova // Bulletin of modern research. - 2017. - No. 3 (6). -117

4. Kudryashov, V.S. Analysis of the process of standardization of state financial control // Economics, entrepreneurship and law. - 2016. - T. 6. No. 3. - S. 296

5. Ilyin, A.Yu. The mechanism of legal regulation of internal state financial control / A.Yu. Ilyin, V.V. Kotov, M.A. Moiseenko. - M.: Prospect, 2016 .-- 654 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.