Научная статья на тему 'Проблемы развития государственного финансового контроля в РФ'

Проблемы развития государственного финансового контроля в РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
496
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
государственный контроль / финансы / финансовый контроль / бюджетные средства / аудит / э бюджетные расходы. / state control / finance / financial control / budget funds / audit / e-budget expenses

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Л. З. Абдокова, А. А. Амадаев, M. K. Айбазова

Важным и необходимым условием эффективного функционирования общества где существуют товарно-денежные отношения, является соблюдение прав, обязательств и ответственности всех участников хозяйственного процесса. Для того чтобы достичь поставленной цели необходимо соблюдение принципов верховенства закона. В связи с этим, необходимо финансовую систему привести в действие и управлять ею преимущественно посредством и с помощью норм финансового права. Особенно важны в таких областях стабильность и законность установления налогов и иных платежей в бюджет, регулирование любой деятельности государства. Государственный финансовый контроль является важным элементом качественного управления финансовой безопасностью страны. Организация качественного контроля за исполнением бюджета и надлежащее использование имущества государства, является важным условием построения благополучного общества и защиты интересов его граждан. В статье рассмотрены основные проблемы, возникающие при осуществлении государственного финансового контроля в Российской Федерации, касающиеся определения основных теоретических положений финансового контроля, выявлена проблема закрепления системы государственных органов, осуществляющих финансовый контроль в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF STATE FINANCIAL CONTROL IN THE RUSSIAN FEDERATION

An important and necessary condition for the effective functioning of a society where commodity-money relations exist is the observance of the rights, obligations and responsibilities of all participants in the economic process. In order to achieve this goal it is necessary to comply with the principles of the rule of law. In this regard, it is necessary to bring into operation and manage the financial system mainly through and with the help of financial law. The stability and legality of establishing taxes and other payments to the budget and the regulation of any state activity are especially important in such areas. State financial control is an important element in the quality management of a country's financial security. The organization of quality control over budget execution and the proper use of state property is an important condition for building a prosperous society and protecting the interests of its citizens. The article discusses the main problems that arise during the implementation of state financial control in the Russian Federation, regarding the determination of the main theoretical provisions of financial control, the problem of consolidating the system of state bodies exercising financial control in the Russian Federation is identified.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития государственного финансового контроля в РФ»

2. Borodin A.I. The composition and structure of the organizational and economic mechanism for the strategic development of the enterprise // Bulletin of the Tomsk Polytechnic University. Geo-Resource Engineering. - 2003. - No. 4. - S. 124-126

3. Radyukova Y. Yu., Kolesnichenko EA, Epifanova S.O. Blockchain: development prospects and implementation problems // Bulletin of the Southwestern State University. - 2018 .-- No. 3 (78). - S. 120-127.

4. Razbibralova A.A., Zavodova E.A. External and internal environment of entrepreneurial activity // Advances in chemistry and chemical technology. - 2014. - T. 28. - No. 7 (156). - S. 103-105.

5. Rakhmatullina V.R., Gorshenin V.F. Towards a Digital Economy: Blockchain Tenology // Society, Economics, Management. - 2018. - No. 3. - S. 60-64.

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10317

Л.З. Абдокова - к.э.н., доцент кафедры «Экономика и управление» ФГБОУ ВО «СевероКавказская государственная академия», г. Черкесск, anzor_84@mail.ru,

L.Z. Abdokova - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economics and Management FSBEI of HE "North Caucasian State Academy", Cherkessk;

А.А. Амадаев - к.э.н., доцент с.н.с. лаборотории экономических исследований, отдела историко-филологических и социально-политичнских исследований ФГБУН Комплексного научно-исследовательского института им. Х.И. Ибрагимова РАН, г. Грозный, anzor_84@mail.ru,

A.A. Amadayev - Ph.D., Associate Professor Laboratory of Economic Research, Department of Historical, Philological and Socio-Political Studies, Federal State Budgetary Institution of the Complex Research Institute named after H.I. Ibragimova RAS city of Grozny;

M.K. Айбазова - студентка 4 курса, направление подготовки 38.03.04. Государственное и муниципальное управление, ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия», г. Черкесск, anzor_84@mail.ru,

M.K. Aybazova - 4th year student, training direction 38.03.04. State and municipal administration, FSBEI of HE "North Caucasian State Academy", Cherkessk.

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF STATE FINANCIAL CONTROL IN THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация. Важным и необходимым условием эффективного функционирования общества где существуют товарно-денежные отношения, является соблюдение прав, обязательств и ответственности всех участников хозяйственного процесса. Для того чтобы достичь поставленной цели необходимо соблюдение принципов верховенства закона. В связи с этим, необходимо финансовую систему привести в действие и управлять ею преимущественно посредством и с помощью норм финансового права. Особенно важны в таких областях стабильность и законность установления налогов и иных платежей в бюджет, регулирование любой деятельности государства.

Государственный финансовый контроль является важным элементом качественного управления финансовой безопасностью страны. Организация качественного контроля за исполнением бюджета и надлежащее использование имущества государства, является важным условием построения благополучного общества и защиты интересов его граждан. В статье рассмотрены основные проблемы, возникающие при осуществлении государственного финансового контроля в Российской Федерации, касающиеся определения основных теоретических положений финансового контроля, выявлена проблема закрепления системы государственных органов, осуществляющих финансовый контроль в Российской Федерации.

Abstract. An important and necessary condition for the effective functioning of a society where commodity-money relations exist is the observance of the rights, obligations and responsibilities of all participants in the economic process. In order to achieve this goal it is necessary to comply with the principles of the rule of law. In this regard, it is necessary to bring into operation and manage the financial system mainly through and with the help of financial law. The stability and legality of establishing taxes and other payments to the budget and the regulation of any state activity are especially important in such areas.

State financial control is an important element in the quality management of a country's financial security. The organization of quality control over budget execution and the proper use of state property is an important condition for building a prosperous society and protecting the interests of its citizens.

The article discusses the main problems that arise during the implementation of state financial control in the Russian Federation, regarding the determination of the main theoretical provisions of financial control, the problem of consolidating the system of state bodies exercising financial control in the Russian Federation is identified.

Ключевые слова: государственный контроль, финансы, финансовый контроль, бюджетные средства, аудит, э бюджетные расходы.

Key words: state control, finance, financial control, budget funds, audit, e-budget expenses.

Организация эффективного государственного финансового контроля сегодня является важнейшим направлением экономической политики российского государства. Однако научная теория, можно сказать, отсутствует, что выражается в слабой проработке его организации, правовой регламентации и методологии. Кро-

ме того, на сегодняшний день не закончен процесс формирования отдельных видов государственного финансового контроля, не разработана его единая концепция.[5]

Для того чтобы государственный финансовый контроль способствовал более эффективному развитию финансовой системы российского государства, необходимо обозначить основные проблемы препятствующие его эффективному функционированию.

Отсутствие единых стандартов, норм и правил проведения внутреннего финансового контроля. Подготовка и принятие системы стандартов осуществления государственного финансового контроля главными распорядителями бюджетных средств - достаточно важная задача, которая должна быть возложена на Министерство финансов России, для регулирования аудиторской деятельности и разработки стандартов для аудиторов.

Наблюдается необходимость в корректном и гибком планировании контрольными органами планов проверок и своевременном их осуществлении и ревизии в процессе исполнения бюджета.

Практика государственного финансового контроля свидетельствует о том, что при выявлении нецелевого использования государственных средств уполномоченные контрольные органы не могут рассчитывать на преследование виновных лиц в административном порядке вследствие истечения сроков исковой давности.

Проблемы правового регулирования организации и деятельности органов государственного финансового контроля и надзора в настоящее время стоят также чрезвычайно остро. Следует заметить, что законодательная база финансового контроля и надзора в полной мере не сформирована. Сегодня это набор разноуровневых право-установлений, не складывающихся в организованную систему, требующих совершенствования и развития.

В России действует большое число законов и других нормативно-правовых актов в области государственного финансового контроля, однако, нормы в них содержащиеся, не делают взаимоотношения между контрольными органами каждой ветви власти, органами и объектами государственного финансового контроля легче, а напротив, часто вносят элементы дезорганизации, либо охватывают области экономической деятельности лишь частично, что оставляет их без контроля со стороны власти.

Отсутствие целостной системы государственного финансового контроля так же является важным, так как компоненты этой системы законодательно не закреплены, однако в научных исследованиях этот вопрос уже длительное время является актуальным. Причем в научной литературе встречается большое количество разнообразных элементов системы финансового контроля и их комбинаций.

Отсутствие обоснованной концепции государственного финансового контроля в качестве совокупности сложившихся взглядов на его цель, задачи, формы, методы организации и осуществления, а также в качестве программного документа, который бы отражал перспективы и стратегические направления развития государственного финансового контроля в стране. Разработка Концепции финансового контроля на долгосрочную перспективу в качестве программного документа следует рассматривать, прежде всего, как важнейший фактор достижения стабильности в экономике и экономического роста, действие которого проявляется через объективный контроль.[13]

В настоящее время действует большое количество органов государственного финансового контроля, которые имеют различные цели, задачи, функции, полномочия и ответственность. Практика свидетельствует об их разобщенности, слабом взаимодействии друг с другом. Не является исключением и дублирование отдельных функций субъектов контроля, которые имеют разную ведомственную принадлежность и уровень подчинения. Следует отметить, что государство постоянно предпринимает меры, направленные на решение данной проблемы: исключат дублирующие функции, переподчиняют контрольные органы и др. Однако не смотря на это, в России отсутствует скоординированность в действиях уполномоченных органов, что еще раз подтверждает отсутствие целостной системы государственного финансового контроля и обуславливает необходимость в принятии управленческих решений руководства нашей страны в области упорядочения системы органов государственного финансового контроля.

Отсутствуют адекватные меры к нарушителям законодательства при ведении финансово-хозяйственной деятельности. Существует необходимость ужесточить ответственность за нарушения законодательства в области финансово-бюджетной сферы России, так как это повысит уровень финансовой дисциплины экономических субъектов и способствует сокращению числа злоупотреблений и преступлений. При этом такие меры должны быть не только в качестве наказания за нарушения, но и в качестве «стоп-факторов» для предупреждения совершения противоправных действий.

Слабое развитие механизма взаимодействия органов государственного финансового контроля, как между собой в рамках каждого вида контроля, так и органов внешнего и внутреннего государственного финансового контроля и органов государственного финансового контроля с правоохранительными органами России. Важно наладить более тесное взаимодействие между ними.

Одной из важных проблем в области государственного финансового контроля по-прежнему остается проблема подготовки кадров для контрольных органов, в связи с чем, необходимо принятие мер, повышающих квалификацию сотрудников и их профессиональный уровень.[6]

Еще одна важная проблема на сегодняшний день заключается в том, что в некоторых ситуациях по результатам проведения контрольных мероприятий в рамках государственного финансового контроля контрольные органы принимают необоснованные и неправомерные решения, в результате чего организациям, являю-

щимся объектами контроля, приходится отстаивать свои права в судебном порядке. На сегодняшний день судебная практика в этом направлении, когда суд принимает сторону проверяемой организации, обширна [8].

Нельзя не отметить в качестве проблемы государственного финансового контроля - оценку его эффективности, выражающуюся в соотношении достигнутого результата к затратам, необходимым на его проведение.

Эффективность государственного финансового контроля представляет собой ряд объективных последствий контроля, оказанных на содержание деятельности объекта контроля либо должностного лица. Основными показателями при этом выступают: [9]

- объем средств, которые были использованы не по целевому назначению;

- объем средств, которые были использованы нерационально;

- объем средств, которые были использованы правонарушителями;

- количество подготовленных органами контроля представлений и предписаний и др.

До настоящего времени законодательство России не установило критерии эффективности, а также экономичности контрольных мероприятий в рамках государственного финансового контроля. На практике оценка работы контрольных органов производится путем сложения объема потраченных на содержание органа контроля средств и сумме финансовых нарушений, которые были выявлены данным органом в ходе проведения мероприятий по контролю, что существенно затрудняет в данном случае адекватную оценку эффективности.

Источники:

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/

2. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 22.04.2020) //Справочно-правовая система консультант плюс. -Режим доступа : URL: http://www.consultant.ru/

3. Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 05.04.2013 N 41-ФЗ (последняя редакция) Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/

4. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (с изменениями и дополнениями) Режим доступа: URL:base/garant/ru/

5. Аврамчикова, Н.Т. Государственные и муниципальные финансы: учебник и практикум для вузов / Н.Т. Аврамчи-кова. - Москва: издательство Юрайт, 2020. - 174 с.

6. Асоскова, Ю. Бюджетная система России. Шпаргалка / Ю. Асоскова. - М.: Научная книга, 2017. - 497 с.

7. Афанасьев, М.П. Бюджет и бюджетная система. В 2 томах. Учебник (комплект из 2 книг) / М.П. Афанасьев, А.А. Беленчук, И.В. Кривогов. - Москва: РГГУ, 2016. - 782 с.

8. Минитаева, А.М. Организация и развитие современной системы государственного финансового контроля в России // Научное обозрение. Экономические науки. - 2017. - № 2. - С. 79

9. .Хапсироков, Т.М. Проблемы и пути совершенствования государственного финансового контроля в Российской Федерации / Т.М. Хапсироков // Научный журнал «Бизнес и общество». - 2018. - №1 (17). - Режим доступа. -URL: http://busines-society .ru/2018/num-1-17/14_khapsirokov.pdf.

10. Годовой план внутреннего контроля и внутреннего аудита Федерального казначейства на 2019 год: от 30.07.2018 г. // Официальный сайт Казначейства России [Электронный ресурс] / Федеральное казначейство. Режим доступа: URL: http://www.roskazna.ru/

References:

1. "Constitution of the Russian Federation" (adopted by popular vote 12/12/1993) (as amended by the Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation of December 30, 2008 N 6-FKZ, of December 30, 2008 N 7-FKZ, of 05.02.2014 N 2-FKZ, dated July 21, 2014 N 11-FKZ) // Reference and legal system "Consultant-Plus". Access mode: URL: http://www.consultant.ru/

2. "Budget Code of the Russian Federation" dated July 31, 1998 N 145-ФЗ (as amended on April 22, 2020) // Reference legal system consultant plus. -Access mode: URL: http://www.consultant.ru/

3. Federal Law "On the Accounts Chamber of the Russian Federation" dated 04.04.2013 N 41-ФЗ (latest revision) Access mode: URL: http://www.consultant.ru/

4. Federal Law of February 7, 2011 N 6-ФЗ "On General Principles of Organization and Activities of the Control and Audit Institutions of the Subjects of the Russian Federation and Municipalities" (with amendments and additions) Access mode: URL: base / garant / ru /

5. Avramchikova, N.T. State and municipal finance: a textbook and a workshop for universities / N.T. Avramchikova. - Moscow: Publishing House Yurait, 2020 .-- 174 p.

6. Asoskova, Yu. The budget system of Russia. Crib / Y. Asoskova. - M .: Scientific book, 2017 .-- 497 p.

7. Afanasyev, M.P. Budget and budget system. In 2 volumes. Textbook (set of 2 books) / M.P. Afanasyev, A.A. Belenchuk, I.V. Krivogov. - Moscow: Russian State Humanitarian University, 2016 .-- 782 p.

8. Minitaeva, A.M. Organization and development of the modern system of state financial control in Russia // Scientific Review. Economic sciences. - 2017. - No. 2. - S. 79

9. Hapsirokov, T.M. Problems and ways of improving state financial control in the Russian Federation / T.M. Hapsirokov // Scientific journal "Business and Society". - 2018. - No. 1 (17). - Access mode. - URL: http://busines-society.ru/2018/num-1-17/14_khapsirokov.pdf.

10. The annual plan of internal control and internal audit of the Federal Treasury for 2019: July 30, 2018 // Official website of the Treasury of Russia [Electronic resource] / Federal Treasury. Access mode: URL: http://www.roskazna.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.