Научная статья на тему 'Основные направления оптимизации предупредительно-профилактических мер в борьбе с преступностью в России на современном этапе'

Основные направления оптимизации предупредительно-профилактических мер в борьбе с преступностью в России на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
680
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПНОСТИ / СУБЪЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ / ТИПОВЫЕ ПРОГРАММЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ / CRIME PREVENTION / ACTORS OF PREVENTION / ECONOMIC POLICY / CRIME PREVENTION MEASURES / MODEL CRIME PREVENTION PROGRAMMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Габеев С.В.

В настоящей статье рассмотрены основные направления противодействия преступности в России. Акцентировано внимание на важности экономической составляющей в борьбе с преступностью, необходимости государственного многоуровневого подхода к организации работы субъектов профилактики, привлечению к предупреждению преступлений общественности и активных граждан. Также отмечена необходимость штатных изменений в организации работы подразделений ОВД по предупреждению преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DIRECTIONS OF OPTIMIZATION OF PRECAUTIONARY AND PREVENTIVE MEASURES IN THE FIGHT AGAINST CRIME IN RUSSIA AT THE PRESENT STAGE

This article discusses the basic directions to counteract crime in Russia. Special attention is paid to the importance of the economic dimension in the fight against crime, the need to propose a layered approach to the organization of the work of the actors of prevention, involvement public and active citizens in crime prevention. It is also noted that staff changes in organization of the work of the IAAs in crime prevention are required.

Текст научной работы на тему «Основные направления оптимизации предупредительно-профилактических мер в борьбе с преступностью в России на современном этапе»

УДК 343.85

С. В. Габеев

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕР В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Аннотация. В настоящей статье рассмотрены основные направления противодействия преступности в России. Акцентировано внимание на важности экономической составляющей в борьбе с преступностью, необходимости государственного многоуровневого подхода к организации работы субъектов профилактики, привлечению к предупреждению преступлений общественности и активных граждан. Также отмечена необходимость штатных изменений в организации работы подразделений ОВД по предупреждению преступлений.

Ключевые слова: профилактика преступности, субъекты профилактики, экономическая политика, меры предупреждения преступности, типовые программы предупреждения преступности.

S. V. Gabeev

THE MAIN DIRECTIONS OF OPTIMIZATION

OF PRECAUTIONARY AND PREVENTIVE MEASURES IN THE FIGHT AGAINST CRIME IN RUSSIA AT THE PRESENT STAGE

Abstract. This article discusses the basic directions to counteract crime in Russia. Special attention is paid to the importance of the economic dimension in the fight against crime, the need to propose a layered approach to the organization of the work of the actors of prevention, involvement public and active citizens in crime prevention. It is also noted that staff changes in organization of the work of the IAAs in crime prevention are required.

Keywords: crime prevention, actors of prevention, economic policy, crime prevention measures, model crime prevention programms.

Основным фактором, влияющим на успешность профилактики преступности, является здоровая экономика. Благополучие и порядок в экономике положительно влияют на все процессы в государстве, в том числе и на такое социальное негативное явления, как преступность.

Государство как основной субъект профилактики преступности должно вести ответственную экономическую политику. Необходимо развивать экономику регионов: строить автомобильные и железные дороги, осваивать новые месторождения полезных ископаемых, вкладываться в высокотехно-

логичные производства, при одновременном сокращении сектора сырьевой экономики. Как минимум, необходимо запретить экспорт любого сырья без глубокой обработки. Например, запретить экспорт леса, заменив его на экспорт строительных материалов, мебели, изделий из древесины. Подобная политика должна стимулировать рост производств на территории России, развитие внутреннего рынка, привлечение инвестиций отечественных и зарубежных компаний. В результате подобных мер появится острая необходимость в новых рабочих местах, что, в свою очередь, снизит уровень безработицы, повысит благосостояние граждан и их занятость в реальном секторе экономики. Возможность легально зарабатывать, постоянная занятость граждан на порядок снизят уровень преступности.

Любой экономически депрессивный регион можно сделать процветающим в результате грамотной административной и экономической политики. сибирские и дальневосточные регионы испытывают острый недостаток в людях. Наблюдается постепенный отток из этих регионов в западные и южные области России [4, с. 41]. Необходимо стимулировать обратный миграционный процесс. Для этого необходимо менять региональную политику государства. Складывается негативное ощущение, что Сибирь и Дальний Восток — это всего лишь колониальные придатки остальной России, а не её богатейшие регионы. Многие руководители регионов, а также представители корпораций и монополий ведут себя как временщики, стремящиеся набить собственные карманы и карманы своих родственников, нисколько не заботясь о судьбе местного населения — граждан России. Подобное «администрирование» в государственных и коммерческих структурах в итоге приводит к ещё большему усугублению экономических проблем региона, оттоку населения, росту преступности.

Предупреждение преступности не должно монополизироваться государством. К мерам предупреждения преступности должно быть подключено максимально большое количество субъектов профилактики: политические партии и движения, религиозные организации, средства массовой информации, активные граждане, организации и предприятия, управляющие компании, казачьи формирования, школы, попечительские или благотворительные организации.

Предупреждение преступности является государственной задачей и является «... приоритетной в деятельности правоохранительных органов» [2, с. 9]. Однако невозможно из одного федерального центра управлять всеми профилактическими мероприятиями в масштабах страны, координировать деятельность государственных органов власти с органами местного самоуправления и общественностью на местах. Задача федеральных органов власти в области предупреждения преступности должна заключаться в законодательном обеспечении этого процесса, организации предупредительной деятельности органов государственной власти, прежде всего, правоохранительных, а также выработка концепции и федеральных программ

по устранению причин и условий, детерминирующих преступность.

Задача органов государственной власти субъектов РФ заключается в уточнении концепций и программ по борьбе с преступностью с учётом региональной специфики (географических, транспортных, этнических, культурных, демографических, пенитенциарных, экономических и других особенностей), и, как следствие, — выработка региональных программ предупреждения преступности.

Однако на уровне муниципальных образований также должны приниматься меры по профилактике преступности. Главы органов местного самоуправления как сознательные граждане должны участвовать в профилактических программах, активно взаимодействовать с общественностью и правоохранительными органами. Пока не придёт понимание того, что в своём доме и на своей земле нужно наводить порядок самому, что ответственность за безопасное будущее лежит на каждом руководителе, не произойдёт снижения уровня преступности.

В этой части государство и субъекты РФ должны стимулировать участие муниципальных властей в различных программах безопасности финансовой помощью, помогать с правовым обеспечением. Предлагается разработать типовые программы предупреждения преступности в различных муниципальных образованиях (городских, сельских, промышленных, сельскохозяйственных, густонаселённых, периферийных и т. д.). Разработку таких профилактических проектов необходимо поручить специалистам различного профиля: учёным-криминологам, действующим сотрудникам ОВД, прокуратуры, ФСИН, педагогическим работникам, психологам и т. д.

Мы согласны с В. Д. Малковым в том, что профилактика преступлений не должна проводиться исключительно сверху. Нужно поощрять любые законные инициативы граждан, предлагаемые ими формы профилактики преступлений. «... Следует не навязывать населению готовых форм участия в работе по предупреждению преступлений, а всемерно стимулировать, поощрять, развивать гражданскую активность, основанную на естественном стремлении людей объединиться в целях защиты себя, своих детей и близких от преступных посягательств. В этой связи заслуживает внимания опыт предупреждения правонарушений локальными общинами граждан, например, ассоциациями родителей и учителей, старших сестёр и братьев (по профилактике преступлений несовершеннолетних и в отношении их); объединениями представителей мелкого бизнеса (против рэкета); автовладельцев (против краж и угонов автотранспорта) и т. п.» [3, с. 83].

Необходимо менять кадровую политику в правоохранительной сфере. Например, нормативно-правовая база, регламентирующая профилактическую деятельность органов внутренних дел, в целом адекватно отражает необходимые мероприятия по предупреждению преступности. Однако огромная нагрузка на сотрудников подразделений ОВД, непосредственно осуществляющих противодействие преступникам и правонарушителям, чрез-

мерный документооборот, превращают все профилактические мероприятия, предусмотренные приказами МВД России, в формальные меры, осуществляемые «для галочки». В конечном итоге это приводит к профессиональному «выгоранию» сотрудников ОВД, физическому и психическому истощению, оттоку кадров из МВД России в целом, или внутри МВД — из подразделений, стоящих на переднем крае борьбы с преступностью, во второстепенные структуры, обеспечивающие или контролирующие. Полагаем, что необходимо увеличить численность подразделений участковых уполномоченных полиции, оперуполномоченных уголовного розыска, дознавателей, следователей, инспекторов по делам несовершеннолетних, инспекторов ГИБДД за счёт второстепенных и контролирующих должностей, должностей руководителей ОВД регионального и федерального уровня. Только в этом случае профилактическая работа будет осуществляться реально, а не формально, т. к., по крайней мере, у субъектов профилактики будет на это время. Если данную меру ещё и подкрепить упрощением документооборота в МВД, то она приведёт к быстрому положительному эффекту.

Основную массу преступлений в РФ раскрываются подразделениями уголовного розыска ОВД. Данные оперативные подразделения в основном работают по факту совершения преступлений, в редких случаях оперативные работники в рамках оперативно-розыскных комбинаций пресекают преступления на стадии приготовления к преступлению. В то же время ведущие учёные в области оперативно-розыскной деятельности ОВД обсуждают потенциальные возможности оперативно-розыскной профилактики (ОРП) преступлений как ещё одного основного направления деятельности оперативных подразделений ОВД. Так, С. С. Галахов и В. И. Козлов пишут: «...предупреждение преступлений оперативно-розыскными мерами — весьма действенное и перспективное направление в деятельности оперативных подразделений. По сравнению с уголовно-процессуальным и уголовно-правовым предупреждением, ОРП отличается большей эффективностью. Она позволяет достичь поставленных целей в сжатые сроки, с меньшими материальными и моральными потерями, обеспечивает предупреждение наступления вредных (необратимых) последствий и, в конечном счёте, сужает сферу применения мер уголовного наказания» [1. с. 120].

Полагаем, что реализация идеи оперативно-розыскной профилактики ОВД — это перспективное направление предупреждения рецидивной преступности. Во-первых, сотрудники оперативных подразделений, как никто другой, непосредственно и тесно работают с контингентом лиц, склонных к совершению преступлений, в том числе с лицами, ранее совершавшими преступления, в том числе допустившими опасный и особо опасный рецидив в смысле ст. 18 УК РФ.

Во-вторых, в большинстве своём они знакомы с особенностями психологии преступников, знают их криминальные традиции, обычаи, значение татуировок, преступную иерархию. Да и оперативную информацию зачастую

они получают от лиц, причисляющих себя к «криминальному миру».

И, в-третьих, если при оценке деятельности сотрудников оперативных подразделений в равной мере учитывать раскрытые преступления и предотвращённые преступления, то и заинтересованность этих сотрудников в профилактических мероприятиях существенно повысится.

Важнейшим направлением предупреждения преступности, прежде всего рецидивной, является эффективный административный надзор за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы, в отношении которых установлены ограничения, а также за иными лицами, стоящими на профилактическом учёте. Данному направлению должно уделяться повышенное внимание, все возникающие проблемы должны оперативно разрешаться законодательным путём, с обязательным соблюдением прав и законных интересов поднадзорных.

Таким образом, совершенствование мер профилактики преступности может осуществлять по целому ряду направлений: грамотное экономическое развитие страны и отдельных регионов, ответственное управление на местах, вовлечение в систему профилактики муниципальных органов власти, общественности, гражданских активистов, поиск новых форм профилактической работы (например, развитие оперативно-розыскной профилактики). Основной мерой предупреждения преступности является экономическое развитие нашего государства, избавление от всех социальных пороков общества экономическими мерами. Кроме того, необходимо менять кадровую политику, организационно-штатную структуру органов внутренних дел в части увеличения численности реальных субъектов профилактики и сокращения должностей из контролирующих и обеспечивающих подразделений на региональном и федеральном уровне.

Список использованной литературы

1. Галахов С. С., Козлов В. И. Теоретические и праксеологические основы предупреждения преступлений оперативными подразделениями органов внутренних дел // О-во и право. — 2007. — № 3 (17). — С. 120—127.

2. Грибунов О. П. К вопросу о противодействии экстремизму на объектах транспорта // Вестн. Вост.-Сиб. ин-та М-ва внутр. дел России. — 2013. — № 3 (66). — С. 9—16.

3. Малков В. Д. Предупреждение и профилактика преступлений и иных правонарушений в системе борьбы с преступностью // Вестн. Моск. гос. лингв. ун-та. — 2014. — № 22 (708). — С. 78—88.

4. Савинов Л. В., Шевцова Е. В. Управление миграционными процессами в Сибири: этнополитологический анализ // Вопросы управления. — 2016. — № 3 (21). — С. 37—43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.