Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
153
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ ПРЕСТУПНОСТИ / ТЕНДЕНЦИИ ПРЕСТУПНОСТИ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / TRANSPORT SECURITY / MAIN DIRECTIONS / CRIMINALITY INDICATORS / CRIMINALITY TRENDS / PREVENTION / LAW ENFORCEMENT AGENCIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Борисов А.В.

Одним из приоритетных направлений деятельности правоохранительных органов является предупреждение преступности, эффективность которой во многом зависит от надлежащего научного обеспечения. Кримино- логические исследования позволяют своевременно выявлять новые криминальные угрозы, основные направле- ния обеспечения транспортной безопасности и вырабатывать соответствующие меры противодействия преступности. В статье с учетом разных точек зрения проанализировано понятие «транспортная безопас- ность», изучены вопросы обеспечения транспортной безопасности от криминальных проявлений. Результаты исследования официальных статистических данных ФКУ «ГИАЦ МВД России» позволили отнести к числу основных направлений предупредительной деятельности на объектах транспорта противодействие особо тяжким пре- ступлениям, преступлениям экологической направленности, террористического характера и экстремистской направленности, незаконному обороту наркотиков. Определение обозначенных направлений как приоритетных обусловлено ростом их относительных и абсолютных показателей, превышающим общероссийский прирост. Внимание уделено характеристике преступности на объектах оперативного обслуживания. Проанализированы региональные статистические данные за последние пять лет - с 2013 по 2017 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DIRECTIONS OF ENSURING TRANSPORT SECURITY

One of the priority directions of law enforcement agencies is the prevention of criminality, the effectiveness of which largely depends on the proper scientific support. Criminological researches allow revealing new criminal threats on time, the main directions of ensuring transport security and to develop the appropriate measures in combating criminality. In the article the author analyzes the concept “transport security” taking in account various points of view; it also reviewed the issues of ensuring transport security from criminal occurrences. The results of research of the official statistical data of the Main Infor- mation-Analytical Center of the Ministry of Internal Affairs allowed, including combating particularly serious crimes, crimes of ecological orientation, terrorist nature and extremist orientation, illegal drug trade among the main directions of preventive activities of transport facilities. Determination of the designated areas as priorities is due to the growth of their relative and absolute indicators, exceeding the all-Russian growth. Attention is paid to the characteristics of criminality at the facilities of operational services. Regional statistical data for the last five years - from 2013 to 2017 are focused.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

УДК 343.352

Борисов А.В.,

кандидат юридических наук, доцент, исполняющий обязанности заведующего кафедрой «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» Российского университета транспорта

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ

Одним из приоритетных направлений деятельности правоохранительных органов является предупреждение преступности, эффективность которой во многом зависит от надлежащего научного обеспечения. Криминологические исследования позволяют своевременно выявлять новые криминальные угрозы, основные направления обеспечения транспортной безопасности и вырабатывать соответствующие меры противодействия преступности. В статье с учетом разных точек зрения проанализировано понятие «транспортная безопасность», изучены вопросы обеспечения транспортной безопасности от криминальных проявлений. Результаты исследования официальных статистических данных ФКУ «ГИАЦ МВД России» позволили отнести к числу основных направлений предупредительной деятельности на объектах транспорта противодействие особо тяжким преступлениям, преступлениям экологической направленности, террористического характера и экстремистской направленности, незаконному обороту наркотиков. Определение обозначенных направлений как приоритетных обусловлено ростом их относительных и абсолютных показателей, превышающим общероссийский прирост. Внимание уделено характеристике преступности на объектах оперативного обслуживания. Проанализированы региональные статистические данные за последние пять лет - с 2013 по 2017 гг.

Ключевые слова: транспортная безопасность, основные направления, показатели преступности, тенденции преступности, предупреждение, правоохранительные органы

Borisov A.,

PhD in Law, Associate Professor, Acting of Head of the Chair "Criminal Law, Criminal Process and Forensics",

Russian University of Transport

THE MAIN DIRECTIONS OF ENSURING TRANSPORT SECURITY

One of the priority directions of law enforcement agencies is the prevention of criminality, the effectiveness of which largely depends on the proper scientific support. Criminological researches allow revealing new criminal threats on time, the main directions of ensuring transport security and to develop the appropriate measures in combating criminality. In the article the author analyzes the concept "transport security" taking in account various points of view; it also reviewed the issues of ensuring transport security from criminal occurrences. The results of research of the official statistical data of the Main Information-Analytical Center of the Ministry of Internal Affairs allowed, including combating particularly serious crimes, crimes of ecological orientation, terrorist nature and extremist orientation, illegal drug trade among the main directions of preventive activities of transport facilities. Determination of the designated areas as priorities is due to the growth of their relative and absolute indicators, exceeding the all-Russian growth. Attention is paid to the characteristics of criminality at the facilities of operational services. Regional statistical data for the last five years - from 2013 to 2017 are focused. Keywords: transport security, main directions, criminality indicators, criminality trends, prevention, law enforcement agencies

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р, повышение транспортной безопасности относит к чис-

лу приоритетных направлений развития транспортной системы.

В законодательстве транспортная безопасность определяется как состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспорт-

Как цитировать статью: Борисов А.В. Основные направления обеспечения транспортной безопасности // Вестник Академии права и управления. 2018. № 4(53). с. 46-50

ных средств от актов незаконного вмешательства [9]. В научной литературе данное понятие представлено гораздо шире. В частности, О.Е Трофимов рассматривает ее как «состояние защищенности транспорта и транспортной инфраструктуры, потребителей транспортных услуг (пассажиров) от различного рода угроз (природного и техногенного характера), а также актов незаконного вмешательства, в деятельности различных видов транспорта» [8, с. 8]. Более полная дефиниция транспортной безопасности сформулирована В.М. Корякиным: «это составная часть национальной безопасности Российской Федерации, представляющая собой состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств, потребителей транспортных услуг, работников транспортного комплекса, окружающей среды от актов незаконного вмешательства, а также угроз природного и техногенного характера» [4, с. 26-32].

Не вдаваясь в дальнейшую дискуссию, отметим, что итоги анализа источников, посвященных данной проблеме позволяют рассматривать транспортную безопасность как систему, включающую следующие элементы:

- предупреждение и пресечение правонарушений в исследуемой сфере; несчастных случаев на транспорте; чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- сокращение и минимизацию последствий, причиненных такими правонарушениями и чрезвычайными ситуациями;

- экологизацию транспортного комплекса, т.к. внедрение норм охраны окружающей среды в объекты транспортной инфраструктуры ведет к снижению уровня воздействия транспортных средств на окружающую среду, уменьшению количества экологических преступлений. Речь идет о экологизации транспортного законодательства, сочетании развития и модернизации транспортного комплекса с учетом экологических требований и нормативов;

- устойчивое развитие транспортного комплекса, обеспечивающее потребности современного российского общества.

С учетом специфики проводимых нами исследований, в данной статье внимание сосредоточено на изучении вопросов обеспечения транспортной безопасности от криминальных проявлений, т.е. совершенствовании предупредительной деятельности правоохранительных органов, которая основывается на оценке качественных и количественных показателей преступности на объектах транспорта. Такая оценка позволяет правоохранительным органам и иным субъектам профилактики в пределах своей компетенции не только определить приоритетные направления деятельности, но и оптимизировать управленческие решения в сфере обеспечения безопасности; своевременно, целенаправленно и продуктивно применять меры предупреждения и пресечения правонарушений [1, с. 35]. Только в этом случае речь может идти о надлежащем обеспечении транспортной безопасности, повышении защищенности пассажиров и персонала от преступных деяний.

Результаты анализа преступности на объектах транспорта, зафиксированной в формах официальной статистической отчетности ФКУ «ГИАЦ МВД России», позволяют выделить следующие основные направления предупредительной деятельности:

1. Противодействие особо тяжким преступлениям на объектах транспорта (табл. 1).

Показатели, представленные в табл. 1 наглядно демонстрируют динамику преступлений на объектах транспорта. Причем наибольший прирост (+19,2%) характерен для особо тяжких преступлений. В качестве сравнения заметим, что рост аналогичного общероссийского показателя составил +5,9% [6, с. 14].

2. Противодействие преступлениям экологической направленности.

Данная позиция продиктована тем, что на фоне общероссийского снижения числа зарегистрированных преступлений экологической направленности (в период с 2013 года по 2017 гг. - 1,4%), на объектах транспорта фиксируется их устойчивый рост (+28,0%).

Наиболее неблагоприятная обстановка отмечается на объектах оперативного обслуживания УТ МВД России по Южному федеральному округу

Таблица 1

Количество зарегистрированных преступлений на объектах транспорта Российской Федерации по степени тяжести (2013 - 2017 гг.)

Категории преступлений 2013 2014 2015 2016 2017 Прирост (+/-) к 2016 г., %

Всего 42029 40581 40556 37181 38647 +3,9

в том числе особо тяжких 2793 3126 2914 2993 3569 + 19,2

тяжких 7233 7706 7596 6689 6373 -4,7

средней тяжести 10834 10017 10251 8845 8839 -0,1

небольшой тяжести 21169 19732 19795 18654 19866 +6,5

(+55,6%) и Забайкальского ЛУ МВД России (+42,3%), где самые высокие темпы прироста.

Лидером криминальной статистики по количеству зарегистрированных преступлений исследуемого вида на протяжении последних пяти лет является территория оперативного обслуживания УТ МВД РФ по Приволжскому федеральному округу (табл. 2).

По нашему мнению, общественная опасность экологических преступлений заключается в том, что они нарушают гарантированное Основным законом страны право каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ), причиняют вред здоровью, собственности, сфере экономической деятельности, снижают уровень безопасности личности общества и государства. Кроме того, они носят ярко выраженный транснациональный характер.

По справедливому замечанию исследователей, преступления экологической направленности детерминируют новые формы преступных деяний - экологический терроризм, биотерроризм, биоцид [3], экологическую контрабанду [7, с. 95-99].

3. Противодействие преступлениям террористического характера и экстремистской направленности.

Деятельность террористических и экстремистских организаций, направленная на уничтожение или нарушение функционирования транспортной инфраструктуры, признана одной из основных угроз государственной и общественной безопасности [5]. Если в 2016 г. на объектах транспорта было зарегистрировано по одному преступному деянию указанных видов, то в 2017 г. - уже четыре преступления террори-

стического характера (+300,0% к 2016 г.) и десять экстремистской направленности (+900% к 2016 г.).

Одновременно в целом по России отмечалось:

а) снижение числа преступлений террористического характера (-16,0%);

б) прирост общероссийского показателя преступлений экстремистской направленности составил +4,9%.

Рост выявленных преступных деяний экстремистской направленности связан с:

- решением задач, определенных для органов внутренних дел Стратегией противодействия экстремизму в РФ до 2025 года, план реализации которой утвержден Правительством РФ (от 30 июня 2015 г. №4721п-П44.);

- реализацией в рамках положений Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года №602 «Об обеспечении межнационального согласия» мероприятий, направленных на предупреждение межнациональных конфликтов, способных спровоцировать эскалацию напряженности и массовые беспорядки;

- осуществлением комплекса организационных и практических мероприятий, направленных на повышение эффективности противодействия всем видам экстремистских проявлений - от бытовой ксенофобии до сепаратизма и терроризма;

- реализацией Межведомственного плана по противодействию экстремизму на 2013-2018 годы;

- реализацией мероприятий по противодействию деятельности международных неправительственных организаций и фондов, направленных на поддержку носителей протестного потенциала [6, с. 51].

Таблица 2

Количество преступлений экологической направленности, зарегистрированных на объектах транспорта Российской Федерации (2013 - 2017 гг.)

Территориальные органы внутренних дел на транспорте 2013 2014 2015 2016 2017 Прирост (+/-) к 2016 г., %

Восточносибирское ЛУ МВД РФ 145 141 150 114 92 -19,3

Забайкальское ЛУ МВД РФ 0 8 23 26 37 +42,3

УТ МВД РФ по Центральному ФО 73 92 80 62 61 -1,6

УТ МВД РФ по Северо-Западному ФО 206 197 150 152 135 -11,2

УТ МВД РФ по Южному ФО 10 13 13 18 28 +55,6

УТ МВД РФ по Северокавказскому ФО 78 105 105 112 117 +4,5

УТ МВД РФ по Приволжскому ФО 346 305 317 374 441 + 17,9

УТ МВД РФ по Уральскому ФО 37 54 61 38 44 + 15,8

УТ МВД РФ по Сибирскому ФО 63 108 132 121 140 +15,7

УТ МВД РФ по Дальневосточному ФО 61 121 163 243 209 -14,0

Симферопольское ЛО МВД РФ - 0 2 - - -

Транспорт России 1019 1144 1196 1260 1304 +3,5

Всего по России 24728 25566 24856 23688 24379 +2,9

Таблица 3

Количество зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков на объектах транспорта Российской Федерации (2013 - 2017 гг.)

Территориальные органы внутренних дел на транспорте 2013 2014 2015 2016 2017 Прирост (+/-) к 2016 г., %

Восточносибирское ЛУ МВД РФ 588 547 553 578 621 7,4

Забайкальское ЛУ МВД РФ 374 326 334 414 460 + 11,1

УТ МВД РФ по Центральному ФО 1907 1717 1570 1499 1583 +5,6

УТ МВД РФ по Северо-Западному ФО 1260 1113 972 1018 1129 + 10,9

УТ МВД РФ по Южному ФО 283 275 294 308 431 +39,9

УТ МВД РФ по Северокавказскому ФО 747 778 709 715 787 +10,1

УТ МВД РФ по Приволжскому ФО 2367 2615 2322 2136 1735 -18,8

УТ МВД РФ по Уральскому ФО 1031 1207 1159 1195 1378 +15,3

УТ МВД РФ по Сибирскому ФО 1523 1714 1626 1486 1718 +15,6

УТ МВД РФ по Дальневосточному ФО 859 861 854 953 979 +2,7

Симферопольское ЛО МВД РФ - 39 47 - - -

Транспорт России 10939 11192 10440 10302 10821 +5,0

Всего по России 231462 254730 236939 201165 208681 +3,7

Необходимо отметить, что в настоящее время совершенствование компьютерных и информационных технологий приводит к появлению новых форм терроризма и экстремизма - кибертерроризма и ки-берэкстремизма [2, с. 43].

4. Противодействие преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотиков.

Согласно статистическим данным ФКУ «ГИАЦ МВД России», в 2017 г. прирост преступлений в сфере НОН к 2016 г. составил +5,0% (общероссийский показатель - +3,7%).

Наибольшие темпы роста данного показателя зафиксированы на объектах оперативного обслуживания УТ МВД РФ по Южному ФО (+39,9%), Сибирскому федеральному округу (+15,6%) и УТ МВД России по Уральскому федеральному округу (+15,3%) (табл. 3).

Общественная опасность этого вида преступности обусловлена не только ее транснациональным

характером, но и тесной связью с организованной преступностью, преступлениями террористического характера и экстремистской направленности, кибер-преступностью, коррупцией и траффикингом (торговлей людьми). Особую тревогу вызывает стремительный рост наркотических средств амфитаминовой группы (+640,5% к 2013 г.) и синтетических наркотиков (+182,3% к 2013 г.) [10, с. 5].

Представленные направления предупредительной деятельности правоохранительных органов в сфере обеспечения транспортной безопасности не умоляют необходимости осуществления мер противодействия иным преступлениям на транспорте (общеуголовным, рецидивным или любым другим). Мы находим их приоритетными, требующими особого внимания и поиска наиболее эффективных способов осуществления с учетом современных реалий.

Список литературы

1. Афанасьева О.Р., Гончарова М.В. Методическое обеспечение анализа и прогноза преступности на объектах транспорта Российской Федерации // Научный портал МВД России. 2016. №3(35). С. 32-37.

2. Бражников Д.А., Шиян В.И. Основные криминальные угрозы государственной и общественной безопасности // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. 2016. №4 (14). С 41-45.

3. Иванова И.Н. Проблемы правового регулирования преступления «экоцид» // Наука и современность. 2011. №13-3. С. 220-223.

4. Редникова Т.В. Организованная экологическая преступность в России и за рубежом: криминологическая характеристика и меры противодействия // Lex russica. 2018. №9. С. 98-111.

5. Корякин В.М. О соотношении понятия «транспортная безопасность» со смежными понятиями в области безопасности на транспорте // Транспортное право и безопасность. 2017. №11 (23). С. 26-32.

6. П.43 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. №683 // Собрание законодательства РФ. 2016. №1 (ч. II). Ст. 212.

7. Преступность в России: современные тенденции и прогноз развития: монография / под ред. Ю.М. Антоняна. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2018. 103 с.

8. Прохоров В.Г. Контрабанда образцов дикой природы: новейшая история // Евразийский юридический журнал. 2009. №12 (19). С. 95 - 99.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Трофимов О.Е. Административно-правовое регулирование деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере обеспечения безопасности на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. 23 с.

10. Федеральный закон от 09 февраля 2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. №7. Ст. 837.

11. Шиян В.И. Состояние и тенденции преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков // Наркоконтроль. 2018. №2. С. 3-7.

Reference list

1. Afanas'eva O., GoncharovaM. Methodological support of analysis and forecasting of criminality at transport facilities of the Russian Federation // Scientific portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016. №3 (35). P. 32-37.

2. Braznikov D., Shiyan V. The main criminal threats to state and public security // Investigation of crimes: Issues and ways to solve them. 2016. №4(14). P. 41-45.

3. Ivanova I. Issues of legal regulation of the crime "ecocide" // Science and modernity. 2011. №13-3. P. 220-223.

4. Rednikova T. Organized environmental criminality in Russia and abroad: Criminological characteristics and countermeasures // Lex russica. 2018. №9. P. 98-111.

5. Koryakin V. On the correlation of the concept of "transport security" with related concepts in the field of transport security // Transport law and security. 2017. №11 (23). P. 26-32.

6. Paragraph 43 of the national security strategy of the Russian Federation approved by the Decree of the President of the Russian Federation from December 31, 2015 №683 // Official Gazette of the legislation of the Russian Federation. 2016. №1 (part II). Art. 212.

7. Criminality in Russia: Modern tendencies and prospects of development: Monograph / Under the editorship of Y. Antonyan. M.: UNITY-DANA: Law and right, 2018. 103 p.

8. Prokhorov V. Smuggling of wildlife samples: Recent history // Eurasian Law Journal. 2009. №12 (19). P. 95 - 99.

9. Trofimov O. Administrative and legal regulation of the activities of the Federal Executive Authorities in the field of security at transport facilities and transport infrastructure: Synopsis of a thesis of PhD in Law. M., 2013. 23 p.

10. Federal Law of February 09, 2007 №16-FL "On transport security" // Official Gazette of legislation of the Russian Federation. 2007. №7. Art. 837.

11. Shiyan V. Status and trends of drug trafficking crimes // Narkokontrol. 2018. №2. P. 3-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.