БРАЖНИКОВ Д.А., кандидат юридических наук, доцент,
[email protected] Всероссийский научно-исследовательский
институт
Министерства внутренних дел Российской Федерации, 123995, г. Москва, ул. Поварская, 25
АФАНАСЬЕВА О.Р., доктор юридических наук, доцент, [email protected] Научно-исследовательский центр N 1; Всероссийский научно-исследовательский
институт
Министерства внутренних дел Российской Федерации, 123995, г. Москва, ул. Поварская, 25
КОВАЛЕНКО В.И., кандидат юридических наук, доцент, [email protected] Научно-исследовательский центр N 1; Всероссийский научно-исследовательский
институт
Министерства внутренних дел Российской Федерации, 123995, г. Москва, ул. Поварская, 25
МАЛИКОВ С.В., кандидат юридических наук, [email protected] Научно-исследовательский центр N 1; Всероссийский научно-исследовательский
институт
Министерства внутренних дел Российской Федерации, 123995, г. Москва, ул. Поварская, 25
BRAZHNIKOV D.A., Candidate of Legal Sciences, associate professor, [email protected]
All-Russian Scientific Research Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Povarskaya St. 25, Moscow, 123995, Russian Federation
AFANASIEVA O.R., Doctor of Legal Sciences, associate professor, [email protected] Scientific research center number 1; All-Russian Scientific Research Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Povarskaya St. 25, Moscow, 123995, Russian Federation
KOVALENKO V.I., Candidate of Legal Sciences, associate professor, [email protected] Scientific research center number 1; All-Russian Scientific Research Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Povarskaya St. 25, Moscow, 123995, Russian Federation
MALIKOV S.V.,
Candidate of Legal Sciences,
Scientific research center number 1;
All-Russian Scientific Research Institute
of the Ministry of the Interior of the Russian
Federation,
Povarskaya St. 25, Moscow, 123995, Russian Federation
КРИМИНАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ
Аннотация. Состояние и тенденции развития преступности в значительной степени отражают происходящие в социуме события и процессы. Фиксируемое в России в последнее десятилетие снижение абсолютных показателей преступности в целом и ее отдельных видов указывает на то, что современная преступность качественно видоизменяется. В статье анализируются основные тенденции преступности за последнее десятилетие, дается характеристика состояния преступности по итогам 2016 года, исследуются причины происходящих изменений криминальной ситуации. Особое место отведено классификации субъектов Российской Федерации, осуществленной на основе статистических данных о преступности. Материалы статьи предлагается использовать при выборе направлений комплексного воздействия на преступность, включая разработку соответствующих программ и планов, а также обеспечения научно-исследовательской деятельности и учебного процесса в системе правоохранительных органов.
Ключевые слова: преступность; криминальная ситуация; состояние преступности; причины преступности; тенденции преступности.
CRIMINAL SITUATION IN THE RUSSIAN FEDERATION: GENERAL STATE AND TRENDS
Annotation. The criminal situation and crime trends largely reflect the events and processes taking place in the society. The decrease in the absolute rates of crime in general and its certain types, recorded in Russia in the last decade, indicates that modern crime is qualitatively modified. The main crime trends over the last decade are analyzed in the article. The characteristic of the criminal situation by the end of 2016 is given, the causes of the changes in the criminal situation are investigated. Special attention is paid to the classification of the regions of the Russian Federation, carried out on the basis of crime statistics. The materials of the article are proposed to be used when choosing the directions of the complex impact on crime, including the development of relevant programmes and plans, as well as the provision of scientific research and educational activities in the law enforcement system.
Keywords: aime; criminal situation; state of crime; causes of crime; crime trends.
Подготовка комплексного анализа состояния преступности и прогноза ее развития - ключевая часть аналитической работы в системе МВД России. Ни одно управленческое решение не может быть эффективным без предварительной обстоятельной и достоверной оценки объекта регулирования. В правоохранительной сфере таким объектом выступает преступность, однако в комплексных анализах, подготавливаемых в системе МВД России, акцент зачастую смещен в сторону оценки оперативно-служебной деятельности, выводы об эффективности (неэффективности) которой подтверждаются снижением (увеличением) тех или иных статистических показателей.
Подход, использовавшийся в исследовании, на основе которого подготовлена данная статья, сводился к криминологической оценке статистических данных Главного информационно-аналитического центра МВД России о преступлениях и лицах, их совершивших, на территории Российской Федерации в целом и в ее федеральных округах, позволяющих изучить преступность как системное явление в совокупности ее отдельных структурных элементов на продолжительном временном интервале.
Кроме того, для определения криминогенных факторов, детерминирующих преступность, ее виды и преступное поведение, проанализированы:
- статистические данные Федеральной службы государственной статистики (Росстата) о состоянии социально-экономической и демографической ситуации в Российской Федерации;
- информационно-аналитический обзор «Общественное мнение о социально-экономической ситуации в Российской Федерации», предоставленный Федеральной службой охраны Российской Федерации (ФСО России);
- данные социологических измерений Российского государственного социального университета (РГСУ);
- аналитические отчеты и обзоры по указанной тематике, размещенные в сети Интернет на официальных сайтах исследовательских центров.
Комплексное изучение перечисленных источников информации позволяет определить основные тренды преступности и осуществить типологию регионов.
Состояние и тенденции развития преступности в значительной степени отражают происходящие в социуме события и процессы. Фиксируемое в России в последнее десятилетие снижение абсолютных показателей преступности в целом и ее отдельных видов следует оценивать с учетом того, что современная преступность качественно видоизменяется в направлениях:
- глобализации, выражающейся в проникновении в Россию транснациональных преступных организаций и сообществ, в первую очередь наркосиндикатов, группировок, специализирующихся на незаконной торговле оружием и людьми, контрабанде в промышленном масштабе, совершении киберпреступлений, отмывании денег, полученных преступным путем, а также международных террористических и экстремистских организаций.
Одновременно на международный уровень выходят и российские преступные организации и сообщества, формирующие собственные преступные (этнические) сети или включающиеся в уже действующие межнациональные сети.
В настоящее время общее количество преступлений, совершенных организованной группой (далее - ОГ) или преступным сообществом (преступной организацией) (далее - ПС (ПО), составляет лишь 1 % (12 581) от общего количества расследованных преступлений, однако уже каждое девятое преступление в структуре организованной преступности совершено ОГ или ПС (ПО), сформированными по этническому принципу. В их противоправной деятельности доминируют преступления в сфере компьютерной информации (88,2 %), разбои (25,9 %), грабежи (23,6 %), кражи (11,2 %), мошенничество (12,3 %). При этом отмечается полипро-филизация - переход от специализации ПС (ПО) по «криминальному профилю» к совершению ими различных видов общественно опасных посягательств;
- повышения уровня преступного профессионализма и конспирации, в результате чего усложняется выявление и изобличение некоторых видов преступной деятельности. Например, в 2016 году количество убийств и покушений на убийство снизилось до 10 444 (для сравнения: в 2008 году - 20 056), при этом остается значительным количество пропавших без вести (42 041), причиной исчезновения которых также может быть убийство.
Все чаще организованный преступный промысел маскируется под легальные формы предпринимательства, научную, юридическую, охранную и иную деятельность. Преступные организации (сообщества) стремятся к наращиванию своих коррумпированных связей;
- расширения присутствия преступности в виртуальном пространстве (ки-берпреступность): наряду с совершением в интернет-сети традиционных видов преступных посягательств - краж денежных средств из электронных кошельков, банкоматов, с телефонных счетов, мошенничества, в том числе так называемого телефонного, сбора и продажи конфиденциальной информации, вымогательств - возрастает число преступлений экстре-
мистской направленности (+28,9 %; 950) и террористического характера (+39,8 %; 186), совершаемых с использованием сети Интернет, случаев распространения через Интернет предметов и услуг, исключенных из легального оборота (наркотических средств, детской порнографии), а также использования кибер-сетей для организации преступной деятельности и сокрытия ее следов, особенно в сфере наиболее опасных видов преступности;
- урбанизации преступности - перемещения в города основных очагов криминальной напряженности, в том числе обусловленного усилением внешней и внутренней миграции (в 2016 году 77,6 % преступлений совершено в городах и поселках городского типа);
- «феминизации» преступности, проявляющейся в стойкой тенденции увеличения удельного веса женщин в общей структуре преступников (в 2016 году - 14 %). Негативная тенденция проявляется в том, что на протяжении последних лет увеличивается численность женщин, совершивших преступления в составе организованных групп (в 2016 году - 1623, в 2011 году - 1350), ранее совершавших преступления (в 2016 году
- 53 733, в 2011 году - 41 958) и в состоянии алкогольного опьянения (в 2016 году
- 39 127, в 2011 году - 24 589). Такой тренд обусловлен изменением гендерных ролей мужчин и женщин в российском обществе, разрушением традиционных семейных ценностей и утратой социальных связей. Проблема трудоустройства для женщин стоит намного острее, чем для мужчин.
Преступность видоизменяется в результате сложного взаимодействия комплекса разнородных факторов. Явления и процессы, порождающие негативные тенденции развития современной российской преступности, как и сама преступность, характеризуются инерционностью, статичностью, в механизме детерминации, предстают в виде постоянно действующего неблагоприятного «фона» (финансово-экономическая нестабильность, ослабление национальной валюты, инфляция, бедность, безработица, коррупция, деструктивное влияние зарубежных спецслужб и др.).
Социологические замеры позволяют оценить состояние морально-нравственной сферы российского общества, настроения правового нигилизма, социальные
приоритеты и иные важные для криминологического анализа качественные параметры. согласно результатам опросов, проведенных Фсо России в 2016 году, население страны наиболее волновали
вопросы, связанные с социально-экономической сферой: рост цен на товары и услуги, снижение общего уровня доходности, угроза потери работы и т.п. (см. табл. 1) [1].
Таблица 1
Распределение ответов респондентов на вопрос: «какие, на Ваш взгляд, проблемы в России и субъекте Российской Федерации, где Вы живете, являются наиболее острыми и требуют первоочередного решения?», %
Варианты ответов Распределение ответов респондентов в среднем по РФ
Июль 2014 Ноябрь 2014 Июнь 2015 Октябрь 2015 Май 2016
Рост цен на товары и услуги, опережающий рост доходов 67,0 73,1 75,4 77,9 74,9
Низкий уровень доходов, плохое материальное положение 58,7 56,8 59,6 63,4 66,0
Низкий уровень медицинского обслуживания 43,3 37,2 35,0 36,8 34,3
Невозможность найти работу, безработица 27,3 24,6 29,5 31,3 33,9
Плохие жилищные условия, проблемы жкх 34,4 28,7 27,4 26,3 27,0
Недостаточная социальная защита населения 31,1 28,1 25,5 25,7 25,8
коррупция, взяточничество во властных структурах 34,8 26,8 23,2 23,0 24,1
Рост наркомании, алкоголизма 36,5 26,3 19,2 17,8 15,2
Плохая экологическая ситуация 21,9 14,8 12,8 12,1 11,8
кризис морали, культуры, нравственности 27,7 17,3 13,3 12,7 11,1
Несвоевременная выплата зарплаты, пенсий, стипендий, пособий 8,0 6,9 8,3 9,0 9,0
Высокий уровень преступности 17,4 10,5 7,6 8,1 7,0
Угроза террористических актов 9,4 3,6 2,1 2,9 3,2
Проблемы теплоэнергоснабжения 6,8 4,1 2,9 3,7 2,8
конфликты на национальной, религиозной почве 11,2 4,9 3,0 3,0 2,6
Повышению уровня тревожности населения способствовали проявления социальных патологий (алкоголизации, наркотизации, бытового пьянства, домашнего насилия), что нашло отражение в статистике: в 2016 году на 11,5 % выросло число лиц, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения, а их удельный вес в общем количестве выявленных лиц составил 39 %. характерно, что 33,8 % респондентов из числа опро-
шенных сотрудников органов внутренних дел в числе основных факторов, влияющих на динамику преступности, указали на рост пьянства и наркомании.
Процессы углубляющейся маргинализации населения непосредственно влияют на воспроизводство преступности. В связи с этим в анализе были учтены доли лиц, страдающих алкогольной или наркотической зависимостью, психическими заболеваниями, безработных, не имеющих посто-
янного источника доходов, ранее судимых, ведущих антиобщественный образ жизни.
В числе выявленных лиц, совершивших преступления, по-прежнему подавляющее большинство не имели постоянного источника дохода (в 2016 году - 65,4 % от всех выявленных лиц, совершивших преступления).
В целом каждое второе преступление, по которому окончено расследование, совершено лицами, ранее привлекавшимися к уголовной ответственности, каждое третье - в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Удельный вес указанных деяний в 2016 году также вырос.
62,3 % всех регистрируемых убийств и 64 % случаев причинения тяжкого вреда здоровью произошло в жилом секторе. В числе лиц, совершивших преступления в жилом секторе, 73 % не имели постоянного дохода, 60 % ранее совершали преступления, 51 % находились в момент совершения преступления в состоянии опьянения. На конец 2016 года на профилактических учетах в органах внутренних дел состояли 109 474 лица, совершивших правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений и представляющих опасность для окружающих, 107 356 лиц, больных алкоголизмом и представляющих опасность, состоящих на учете в медицинской организации, 71 803 лица, больных наркоманией и представляющих опасность, состоящих также на учете в медицинской организации.
Сохраняется ряд проблем в профилактической работе с лицами, состоящими на учетах в органах внутренних дел: 22 % лиц, освобожденных из мест лишения свободы, не имели на момент освобождения жилья, только 15,5 % лиц после освобождения устроились на работу.
Организация профилактической работы в субъектах Российской Федерации все еще не отвечает требованиям Федерального закона от 23 июня 2016 года N 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [2]: только в 14 субъектах Российской Федерации введены должности заместителей главы администрации по профилактической работе, лишь в 12 созданы межведомственные комиссии по профилактике, в 35 приняты комплексные программы профилактики правонарушений.
Наряду с процессами маргинализации преступности, ожидается увеличение доли лиц, имевших позитивный социальный статус (студентов, работающих граждан, сотрудников банковской сферы и коммерческих организаций, органов государственной власти и управления и т.д.) на момент совершения преступления.
Возрастает насилие в подростковой среде. По данным социологических исследований, каждый третий современный подросток (33 %) участвовал в драках в школе; примерно четверть учащихся - в групповых драках; каждый восьмой (12 %) проявлял при этом особую ожесточенность («так подрался с одноклассником, что нас не могли разнять ни учителя, ни ученики»). 22 % учеников своим агрессивным поведением создавали опасность причинения вреда здоровью других подростков («так в драке толкнул одноклассника, что тот упал»), в 6 % изученных случаев подростки «так избили одноклассника, что ему необходимо было обратиться к врачу». При этом насилие находит проявление не только на уровне «ученик - ученик», но и на уровне «ученик - учитель». 15 % школьников совершали противоправные действия в отношении учителей [3, с. 129-130].
Проявления агрессии в подростковой среде связаны с высоким уровнем присутствия в социальных сетях образцов и примеров подобного поведения, создания виртуальных образов вседозволенности для лиц, допускающих такие действия, формирования их привлекательности для молодежной аудитории и распространения в реальной жизни.
При оценке состояния и тенденций развития преступности необходимо также учитывать влияние изменений в законодательстве, в частности декриминализацию и криминализацию отдельных деяний, что, не влияя на реальное количество определенных деяний, меняет официальную статистическую картину преступности.
Так, зафиксированное в 2016 году снижение преступлений против собственности (-11,8 %) в определенной мере связано с введением Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 326-ФЗ новой редакции ст. 7.27 КоАП РФ*. В результате зарегистрировано 142 704 мелких хищения, что на 8,7 % выше значения аналогичного показателя 2015 года.
* Рос. газ. 2016. 8 июля.
В связи с криминализацией хулиганских действий (дополнение ч. 1 ст. 213 УК РФ пунктом «в»), а также действий, угрожающих безопасности эксплуатации транспортных средств, совершенных из хулиганских побуждений (введение в УК РФ ст. 267.1)* [4], следует ожидать общего роста уголовно наказуемых хулиганств.
Так, в 2016 году пресечено 51 640 мелких хулиганств (ст. 20.1 КоАП РФ), совершенных на объектах транспорта; 203 968 действий, угрожающих безопасности движения на железнодорожном транспорте и метрополитене (ст. 11.1 КоАП РФ). Следует ожидать, что значительная часть указанных деяний будет квалифицирована как преступление.
Таким образом, отмеченное в статистике снижение преступлений против собственности не столь значительно, поскольку имело место «перераспределение» соответствующих показателей в массиве статистических данных.
Вместе с тем на отмеченное снижение числа преступлений экономической направленности (108 754; -3,3 %), безусловно, повлияли и применяемые комплексные меры по снижению административного давления на бизнес.
Нет оснований для вывода о снижении латентной части экономической преступности. Сложно измерить воздействие на состояние преступности так называемых внешних факторов (общая международная напряженность в ее различных проявлениях - от усиления терроризма и насильственного экстремизма, в том числе на почве религиозного радикализма, до последствий мирового экономического и европейского миграционного кризисов и введения против России экономических и политических санкций).
Тенденция роста показателей преступлений экстремистской направленности и террористического характера нивелируется высокими долями организации незаконного вооруженного формирования или участия в нем - ст. 208 УК РФ (49 %; 1082), организации деятельности террористической организации и участия в деятельности такой организации - ст. 205.5 УК РФ
* Законопроект N 572517-5 // Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности Государственной Думы Российской Федерации. URL: http://asozd2.duma.gov.ru
(25 %; 544), содействия террористической деятельности - ст. 205.1 УК РФ (9 %; 200). В данном случае можно говорить о результативности деятельности правоохранительных органов по профилактике террористической угрозы и террористических актов (количество террористических актов составляет 1 % от преступлений террористического характера), что особенно очевидно на фоне обострения террористической угрозы в других странах (Бельгия, Франция, Германия, Турция и др.).
Указанные тренды достаточно стабильны, но могут видоизменяться в зависимости от колебания внешних, социально-экономических и правовых факторов. В связи с этим приводимые ниже прогнозные оценки базируются не только на показателях регистрируемой преступности, могут отличаться от их экстраполяции и носят вероятностный характер.
По тексту документа имеются ссылки на социологические показатели уровня латентной преступности, которые допускают расхождение реальной и регистрируемой преступности в несколько раз. Единственное за последние двадцать лет исследование латентной преступности, проведенное НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, показало, что в 2006 году в официальную статистику не попало свыше 20 млн общественно опасных деяний.
К высоколатентным преступлениям отнесены взяточничество, уклонение от уплаты налогов, преступления в сфере незаконного оборота наркотиков и психотропных веществ, умышленное причинение легкого вреда здоровью, побои, торговля людьми, использование рабского труда, хищения [4; 5].
В качестве главного тренда развития преступности в Российской Федерации по итогам 2016 года определено закрепление тенденции снижения основных показателей преступности: зарегистрировано 2 160 063 преступления (-9,6 %) (см. рис. 1).
Мнение экспертов о высокой ла-тентности отдельных видов преступлений косвенно подтверждается тем, что при снижении общего количества зарегистрированных преступлений зафиксирован рост числа обращений и заявлений граждан о совершенных посягательствах (с 21,5 млн
в 2008 году до 30,8 млн в 2016 году), а на протяжении последних лет стабильно доля заявлений (от общего количества), снижается (с 12,2 % в 2008 году до 6 % в по которым возбуждены уголовные дела, 2016 году) (см. табл. 2).
шомо ¿зпогао
2НГСКЮ
¡ною: юоомо ИМИ о
з-тс л 1Н£ы 1&л шеаупкто
ц идо
удач
рнв
■ И *-- - - -
Ш]34г юн* шдо 1Н40Ш |97ШЗ 103ГГР
2Х>$ Ш ИМ 2011 ми Ш МЛ 2<и 2Ш 1М7
Рис. 1. Динамика преступности в России в 2008-2016 гг.
Количество обращений и заявлений граждан о совершении в отношении их посягательств
Таблица 2
Показатели 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Зарегистрировано заявлений, сообщений, млн 21,5 22,79 23,9 24,7 26,2 28,35 29,28 30,0 30,8
Принято решений о возбуждении уголовного дела, млн 2,63 2,45 2,18 1,98 1,86 1,76 1,73 1,9 1,8
Доля заявлений, по которым возбуждены уголовные дела, % от общего числа зарегистрированных заявлений 12,2 10,9 9,1 8,0 7,1 6,2 5,9 6,2 6,0
В 2016 году уровень преступности в стране снизился на 9,7 % и составил 1 474 преступления на 100 тыс. населения.
Уменьшилось число убийств и покушений на убийство (-9,2 %; 10 444), случаев умышленного причинения тяжкого вреда здоровью (-9,0 %; 27 442), краж (-14,5 %; 871 084), грабежей (-15,4%; 61 524), разбоев (-16,3%; 11 416), угонов (-18,6%; 24 169), преступлений экономической направленности (-3,3 %; 108 754), а также в сфере незаконного оборота наркотиков (-15,1 %; 201 165).
Увеличилось количество зарегистрированных преступлений террористическо-
го характера (+44,8 %), экстремистской направленности (+12,8 %), коррупционной направленности (+1,4 %), а также связанных с незаконным оборотом оружия (+2,5 %).
Структура преступности, несмотря на разнонаправленную динамику отдельных видов преступлений, значительных изменений не претерпела. По-прежнему основную массу составляют преступления против собственности (57,1 %; 1 232 421); против личности (16,1 %; 347 322); деяния, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ
или их аналогов, сильнодеиствующих веществ (9,3 %; 201 165); экономической направленности (5,0 %; 108 754), коррупционной направленности (1,5 %; 32 924), незаконный оборот оружия (1,3 %; 27 994); экологические (1,1 %; 23 688); террористического характера (0,1 %; 2 227); экстремистской направленности (0,07 %; 1 450).
При сохранении структуры по видам преступлений продолжились не-
значительные изменения качественной составляющей преступности по степени тяжести. Прирост удельного веса преступлений небольшой и средней тяжести составил +0,59 % и +0,87 % соответственно. При этом снизился удельный вес зарегистрированных преступлений, отнесенных к категории тяжких (-1,52 %) и особо тяжких (-6,04 %) (см. рис. 2, табл. 3).
Рис. 2. Динамика отдельных преступлений по степени тяжести в Российской Федерации в 2008-2016 гг.
Таблица 3
Динамика отдельных преступлений по степени тяжести и их удельного веса в Российской Федерации в 2008-2016 гг.
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
ш 2 2 2 2 2 2 2 2
2 9 6 4 ш 2 1 ш 1
О Ю N О о о ю оо О!
Всего ю 4 оо N О) о оо о
ю ю 7 ю 1 2 5 4 о
О) N Ю о О! 4 VI VI О)
N О Ю VI оо ю оо О) ы
2 2 1 1 1 1 2 2 0
Особо тяжкие преступления 1Л О о —^ оо СП
9 2 2 6 3 4
СП Ю со ю О СП м
О 1Л со Ю СП о м
Удельный вес особо тяжких ,
9 2
преступлений М 1Л СП оо СП оо з ю
2 6 4 4 4 3 3
СП СП Ю 1Л О ю 1Л
Тяжкие преступления 3 2 00 9 0 9 оо 0 оо 0 3 2 о 3
М СП оо ю 1Л
Ю 0 м 1Л
Удельный вес тяжких 2 2 1 2 О
- 3 4
преступлений О 4 оо Ю Ю м 7 м
Преступления средней 2 М -VI 2 9 01 3 9 М О 7 оо 4 7 4 О 7 м оо 8 М О 7 4 оо
тяжести 7 9 6 со 0 оо м 2 1 9 оо оо 9 3 4 3 1Л 4 3 оо 7
Удельный вес преступлений 3 3 3 3 4 3 3 3 3
средней тяжести 1Л 7 М 0 1Л 7 3 Ц1 1Л
Преступления небольшой 3 О 1 068 912 9 1 8 9 4 7 9 М оо 9 3 О 0 4 оо 9 1Л 3
тяжести 6 1 3 О 0 о 9 3 7 СП 4 м 4 3 1Л СП 4 СП 7 9 1Л
Удельный вес преступлений 3 3 3 3 4 4 4 4 4
небольшой тяжести 3 9 4 3 4 7 5 0 оо 4 7 О 6
На 5,5 % сократилось число лиц, вы- Несмотря на снижение числа выявленных за совершение отдельных престу- явленных лиц, ранее совершавших пре-плений. Сохранилась тенденция постепен- ступления, их удельный вес в 2016 году ного роста количества лиц, совершивших вырос на 2,19 % (с 51,79 % в 2015 году до преступления в состоянии алкогольного 53,98 % в 2016 году). опьянения (+11,5 %) (см. табл. 4).
Таблица 4
Динамика количества выявленных за совершение преступлений лиц в Российской Федерации в 2008-2016 гг.
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
1 1 1 1 1 1 1 1 0 1
Всего выявлено лиц 2 Ц1 О (0 1 «о 7 00 10 4 Ц1 041 340 01 о 9 ии 00 01 о 5 О ии 006 003 ■VI Ц1 3 ш ш 01 о 8 ■VI Ц1
прирост/снижение, % 9 6 9 5
0 ю ЦП 7 6 ЦП 5 9 6 О 5 4 5 ЦП 4 оо
Несовершеннолетних ю 9 о 4 ЦП 6 ю 9 ел си 4 1 7 1 3 ел 9 9 9 3 5 оо 9
. . . . . , .
прирост/снижение, % 8 9 3 9 2 5 0 2
Не имеющих постоянного дохода 763 716 785 577 73 0 314 690 920 674 656 664 969 663 097 716 638 664 627
прирост/снижение, % о "4 4 4 3 3
6 5 ЦП 5 4 4 ип 3 оо 3 ЦП 2 6
Безработных 3 о 4 О 3 о 6 О 3 ЦП ел 0 ЦП ел д 2 1 4 ел
прирост/снижение, % со 4 2 8 о 3 7
Совершивших преступления в группе 227 374 192 973 173 784 163 220 151 061 145 382 138 716 152 072 141 478
прирост/снижение, % 9 4 8 р 6 6 о
Совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения 201 448 186 077 201 440 221 536 272 684 298 306 311 347 354 397 395 299
прирост/снижение, % 6 3 р о 2 4 4 8 5
Совершивших преступления в состоянии наркотического опьянения 9 418 10 337 11 513 15 237 21 244 25 221 29 451 30 523 25 969
прирост/снижение, % 8 4 3 3 39,4 7 8 6 9
Ранее совершавших преступления 377 401 390 549 397 403 401 894 452 312 482 520 510 122 556 914 548 382
прирост/снижение, % 5 8 1 5 7 7 2 5
Ранее судимых 299 521 291 285 294 167 299 005 326 894 322 029 308 616 303 494 272 967
прирост/снижение, % 7 о 6 3 5 р 2 7
Граждан СНГ 36 295 39 185 34 793 33 639 31 205 33 977 33 475 36 512 33 279
прирост/снижение, % _оо о 2 3 2 9 5 9
Во всех федеральных округах Российской Федерации в 2016 году отмечается тенденция снижения количества зарегистрированных преступлений. Наибольшее количество преступлений было зареги-
стрировано в Центральном, Приволжском и Сибирском федеральных округах. На указанные регионы приходится основная часть (59,8 %) всех преступлений (см. табл. 5).
Таблица 5
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
ЦФО 692 377 669 251 601 252 563 746 548 415 526 090 517 802 556 490 505 267
Прирост/ снижение, % -3,3 -10,2 -6,2 -2,7 -4,1 -1,6 7,5 -9,2
СЗФО 282 196 266 509 233 237 219 220 205 557 200 632 203 681 227 877 198 645
Прирост/ снижение, % -5,6 -12,5 -6,0 -6,2 -2,4 1,5 11,9 -12,8
ЮФО 251 640 227 516 205 079 193 702 186 107 177182 206 147 238 037 218 875
Прирост/ снижение, % -9,6 -9,9 -5,5 -3,9 -4,8 16,3 15,5 -8,1
ПФО 694 063 638 338 553 819 490 394 466 871 417 329 401 875 451 206 405 325
Прирост/ снижение, % -8,0 -13,2 -11,5 -4,8 -10,6 -3,7 12,3 -10,2
УФО 333 876 311 979 286 270 251 664 228 106 224 229 216 176 229 510 205 447
Динамика зарегистрированных преступлений в федеральных округах Российской Федерации в 2008-2016 гг.
Прирост/ снижение, % -6,6 -8,2 -12,1 -9,4 -1,7 -3,6 6,2 -10,5
СФО 553 160 516 209 457 773 418 983 407 660 403 200 393 383 422 926 382 167
Прирост/ снижение, % -6,7 -11,3 -8,5 -2,7 -1,1 -2,4 7,5 -9,6
ДФО 193 200 167 576 143 615 129 346 128 045 133 578 130 090 134 418 122 529
Прирост/ снижение, % -13,3 -14,3 -9,9 -1,0 4,3 -2,6 3,3 -8,8
СКФО 83 140 83 301 74 972 72 306 73 6 8 8 71 542 69 695 75 969 73 8 8 5
Прирост/ снижение, % 0,2 -10,0 -3,6 1,9 -2,9 -2,6 9,0 -2,7
Оценивая уровень преступности в федеральных округах Российской Федерации, наиболее сложной следует признать ситуацию в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах, где отмечает-
ся самый высокий показатель, в 1,34 раза превышающий среднероссийский. Значительное превышение также отмечается в Уральском федеральном округе - 1,1 (см. табл. 6).
Таблица 6
Уровень преступности в федеральных округах Российской Федерации в 2016 г.
Российская Федерация 1 474,00
Дальневосточный ФО 1 977,9
Сибирский ФО 1 977,7
Уральский ФО 1 669,2
Северо-Западный ФО 1 433,9
Приволжский ФО 1 365,9
Южный ФО 1 337,2
Центральный ФО 1 292,1
Северо-Кавказский ФО 760,3
В 38 субъектах Российской Федерации показатель уровня преступности превышает общероссийский, при этом в двух из них он выше общероссийского практически в два раза. В Республике Тыва на 100 тыс. населения совершено 3 457,8 преступлений (в 2,3 раза больше, чем в целом по России) и Забайкальском крае -2 738,5 (в 1,9 раза).
Рассматривая типологию субъектов Российской Федерации по данному показателю, следует указать, что Республика Тыва и Забайкальский край относятся к числу регионов с наихудшей криминальной ситуацией. Уровень преступности в данных регионах на три стандартных отклонения больше, чем в среднем по
России. Указанные субъекты Российской Федерации входят в состав Сибирского федерального округа, который всегда характеризовался неблагоприятной криминальной ситуацией, поскольку повышенная доля лиц с криминальным прошлым в составе населения, жившего за Уралом, традиционно детерминирует негативные тенденции преступности. Кроме того, на криминальную ситуацию округа оказывает влияние прохождение по его территории главных транзитных потоков из европейской части страны в азиатскую.
10 % населения (14 255 459) проживает в регионах с уровнем криминальной нагрузки, от 2 023,8 - в Хабаровском крае, до 3 457,8 - в Республике Тыва (табл. 7).
Таблица 7
Субъекты Российской Федерации с наивысшим уровнем преступности в 2016 г.
Уровень преступности Население
Россия 1 474,0 146 544 710
1 Республика Тыва 3 457,8 315 637
2 Забайкальский край 2 738,5 1 083 012
3 Сахалинская область 2 513,5 487 293
4 Республика Бурятия 2 390,2 982 284
5 Амурская область 2 315,5 805 689
6 Республика Алтай 2 245,8 215 161
7 Курганская область 2 245,4 861 896
8 Республика Коми 2 222,7 856 831
9 Вологодская область 2 165,9 1 187 685
10 Кемеровская область 2 149,4 2 717 627
11 Республика Карелия 2 137,6 629 875
12 Еврейская автономная область 2 061,2 166 120
13 Республика Хакасия 2 058,9 536 781
14 Магаданская область 2 040,4 146 345
15 Приморский край 2 030,8 1 929 008
16 Хабаровский край 2 023,8 1 334 552
Пять регионов - Сахалинская область (2 513,5), Республика Бурятия (2 390,2), Республика Алтай (2 245,8), Курганская (2 245,4) и Амурская области (2 315,6) -образуют группу с высоким уровнем преступности. Данные регионы относятся к числу лидирующих по этому показателю вследствие, как правило, особенностей своего географического расположения, социально-экономической ситуации и уровня финансово-экономического развития.
В группу регионов с уровнем преступности выше среднего входит 19 субъектов Российской Федерации: Республика Коми (2 222,7), Вологодская (2 165,9) и Кемеровская области (2 149,4), Республика Карелия (2 137,6), Еврейская автономная область (2 061,2), Республика Хакасия (2 058,9), Магаданская обл. (2 040,4), Приморский (2 030,8), хабаровский (2 023,7), Красноярский (1 997,1) края, Мурманская (1 976,1), Иркутская (1 948,3), Новгородская области (1 946,7), Пермский край (1 900,8), Томская (1 897,5) и Тюменская (1 888,2) области, Алтайский (1 875,5) и Камчатский края (1 853,1), Челябинская область (1 844,6).
44 субъекта Российской Федерации образуют группу регионов со средним уровнем таких преступлений. Это преимущественно субъекты Российской Федерации, входящие в состав Центрального федерального округа.
В группу регионов с коэффициентом преступности ниже среднего значения входит 11 субъектов: Республика Адыгея (1 027,5), Саратовская область (1 006,1), г. Санкт-Петербург (1 001,8), Республика Северная Осетия (999,8), Ленинградская (985,7) и Пензенская области (913,4), Кабардино-Балкарская Республика (889,6), Белгородская (884,8), Рязанская (842,7), Тульская области (797,2), Карачаево-Черкесская Республика (752,2).
К регионам с низким коэффициентом преступности отнесены республики Дагестан (524,3), Ингушетия (378,6), Чеченская (267,0). Между тем в двух из указанных субъектов Российской Федерации в 2016 году отмечался рост показателей преступности.
оценка криминализации регионов по уровню преступности определяет складывающуюся в них виктимологическую
ситуацию. сравнение типологий субъектов Российской Федерации по уровню преступности и коэффициенту виктимности позволило выявить, что Забайкальский край является и регионом с худшей викти-мологической ситуацией. следовательно, процесс интенсивной виктимизации населения протекает «симметрично» относительно криминогенных процессов.
Таким образом, фиксируемое по итогам 2016 года снижение показателей преступности и ее отдельных видов, по-видимому, связано не с улучшением криминальной ситуации в стране, а с рядом иных обстоятельств.
Прежде всего, остается достаточно высокой латентность преступности. об этом косвенно свидетельствует тот факт, что при снижении общего количества зарегистрированных преступлений зафиксированы рост числа обращений и заявлений граждан о совершенных посягательствах (с 21,5 млн в 2008 году до 30,8 млн в 2016 году) и снижение доли заявлений (от общего количества), по которым
возбуждены уголовные дела (с 12,2 % в 2008 году до 6 % в 2016 году).
На снижение количества зарегистрированных преступлений в 2016 году, по нашему мнению, повлияли:
1. Изменения уголовного и административного законодательства, повлекшие декриминализацию ряда составов преступлений, относящихся к числу достаточно распространенных.
2. Процессы, связанные с реформированием правоохранительных органов. одним из факторов, спровоцировавших снижение показателей преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, явилась ликвидация ФскН России Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года N 156 и связанное с ней сокращение численного состава передаваемых в систему МВД России подразделений.
3. совершенствование противодействия преступлениям против собственности (мошенничеству и вымогательству), в том числе совершаемым с помощью компьютерных технологий.
Список литературы
1. Общественное мнение о социально-экономической ситуации в Российской Федерации: информационно-аналитический обзор, подготовленный ФСО России (июль 2016 года).
2. Доклад Генерального прокурора Российской Федерации на расширенном заседание коллегии, посвященном итогам работы в 2016 г. и задачам по укреплению законности и правопорядка в 2017 году. URL: http://www.genproc.gov.ru (дата обращения: 25 июня 2017 г.).
3. Сизова И.Л., Егорова Н.Ю. Насилие в школе и проблемы семьи // Социологические исследования. 2016. N 3.
4. Иншаков С.М. Латентная преступность как показатель эффективности уголовной политики // Российский следователь. 2008. N 14
5. Латентная преступность как объект исследования // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2009. N 1 (16).