Научная статья на тему 'Основные направления налоговой политики государства в целях стимулирования инновационного развития'

Основные направления налоговой политики государства в целях стимулирования инновационного развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
359
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Попова Екатерина Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления налоговой политики государства в целях стимулирования инновационного развития»

Основные направления

налоговой политики государства в целях стимулирования инновационного развития

Е. Попова,

помощник руководителя Администрации Президента

Российской Федерации,

руководитель межведомственной группы

В своем послании Федеральному Собранию 10.05.2006 г. Президент Российской Федерации подчеркнул, что: «...нужно сформировать благоприятные налоговые условия для финансирования инновационной деятельности».

На заседании Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию в Зеленограде 17 октября 2006 г. Президент РФ отметил, что: «...речь должна идти не только об отдельных льготах. Необходимы такие подходы в налоговой политике, которые в целом стимулировали бы инновационную деятельность. Я имею в виду и систему взимания косвенных налогов. Необходимо дальнейшее реформирование единого социального налога. Эти вопросы в ближайшее время необходимо детально проработать. Здесь нужны абсолютно прозрачные модели, исключающие всякого рода «серые» схемы ухода от налогов под видом инновационной деятельности».

Как свидетельствует мировой опыт, именно создание продуманной налоговой системы позволит осуществить эффективное стимулирование развития инновационной экономики.

Однако в настоящее время формирование инновационной политики Российской Федерации происходит в условиях незавершенности законодательной базы в налоговой сфере. Система законодательного регулирования налогообложения содержит недостаточно положений, формирующих необходимую эффективную систему налоговых льгот в отношении налогоплательщиков, которые осуществляют инновационную деятельность.

Кроме того, очевидная непоследовательность законодательного реформирования, отсутствие преемственности правовых норм привело к тому, что многие ранее действовавшие и оправдавшие свою эффективность нормы налогового законодательства необоснованно не нашли отражения в Налоговом кодексе Российской Федерации. Это обусловливает существование ряда принципиальных проблем, препятствующих кардинальному росту инновационной активности и эффективному использованию интеллектуального и экономического потенциала страны.

Вне рамок законодательного поля остается государственная поддержка малого высокотехнологичного и наукоемкого бизнеса, система налоговых льгот для высокотехнологических предприятий, создаю-

щих новые рынки и выводящих на традиционные рынки принципиально новую продукцию, деятельность государственных, внебюджетных и частных фондов поддержки науки и инноваций.

Для качественного сдвига в этой сфере требуется комплексный подход к решению накопившихся законодательных проблем. С этой целью в рамках межведомственной группы по подготовке предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области новых направлений осуществления научно-технической и инновационной деятельности при Администрации Президента РФ был разработан пакет законопроектов, направленных на налоговое стимулирование инновационной деятельности. В настоящее время он внесен на рассмотрение в Правительство Российской Федерации депутатами Государственной Думы О. Г. Дмитриевой, Ж. И. Алферовым, С. И. Колесниковым и Н. С. Макаровой.

Подготовленный пакет законодательных актов имеет комплексный характер и содержит как меры стимулирования научных исследований, так и меры стимулирования инновационной деятельности и спроса на инновации и результаты научных исследований. В части стимулирования научных исследований предлагается, во-первых, восстановить существовавшие ранее, доказавшие свою эффективность налоговые стимулы и льготы. Во-вторых, впервые предлагается законодательно обеспечить стимулирование инновационной деятельности, в которой научные исследования составляют лишь один из элементов. Эта задача представляется гораздо более сложной, поскольку в федеральном законодательстве отсутствует понятие «инновационная деятельность».

Решение вопроса о понятийном аппарате в целях определения объектов налогообложения имеет важнейшее значение. Возможные варианты решений в настоящее время обсуждаются заинтересованными министерствами и ведомствами.

Пакет вышеупомянутых законодательных актов направлен как на стимулирование роста эффективности и качества научных исследований и инноваций, так и на расширение спроса на результаты научных исследований и инновационной деятельности. Представленный пакет с точки зрения направленности стимулирующих воздействий можно разделить на четыре группы:

ИННОВАЦИИ № 7 (94), 2006

ИННОВАЦИИ № 7 (94), 2006

I. Снижение налоговой составляющей в цене научного и инновационного продукта как стимулятор расширения спроса.

II. Создание стимулов для расширения спроса на научные исследования.

III. Создание стимулов для инвестирования в науку и инновационную сферу.

IV. Стимулирование малых инновационных и научных предприятий.

I. Снижение налоговой составляющей в цене научного и инновационного продукта как стимулятор расширения спроса.

Важным моментом в стимулировании научных исследований и инновационной деятельности является понимание того, что спрос на результаты научных исследований и инновационную деятельность вследствие структуры российской экономике ограничен. Поэтому любые меры, направленные на снижение налоговой составляющей в цене научного и инновационного продукта расширяют возможности проведения научных исследований и создания инновационного продукта. Для создания этой группы стимулов предложены следующие законопроекты:

Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 241 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Цель проекта закона — введение пониженной ставки единого социального налога в размере 15,5% для работодателей. Проект закона распространяется на научные организации и инновационные предприятия, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 381 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Проект федерального закона предполагает исключение из объекта обложения налогом на имущество организаций высшего образования и научных организаций.

Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 395 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Проект федерального закона предполагает исключение из объекта обложения земельным налогом организации высшего образования и научные организации.

Принятие данных законопроектов вследствие снижения издержек на научные исследования и инновационную деятельность будет также способствовать повышению инвестиционной привлекательности этих сфер деятельности. Следует обратить внимание на тот факт, что налог на имущество и земельный налог являются соответственно региональным и местным налогами и являются доходными источниками бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Поэтому введение льготы по этим налогам, безусловно, приведет к сокращению доходов соответствующих бюджетов. Однако в федеральном бюджете на 2006 г. предусмотрены компенсации для уплаты земельного налога и налога на имущество налогоплательщиков: федеральным государственным организациям науки и высшего образования. При этом порядок выплаты этих компенсаций для учреждений достаточно сложен, отстает от сроков уплаты налогов и размер компенсаций не соответствует сум-

мам налогов, подлежащим уплате. Поэтому с точки зрения регулирования межбюджетных отношений более целесообразно предусматривать в федеральном бюджете средства на субвенции регионам, компенсирующим выпадение доходов от введения льготы по налогу на имущество и земельному налогу для научных и образовательных организаций.

П. Создание стимулов для расширения спроса на научные исследования.

Другая группа стимулов направлена на расширение спроса на результаты научных исследований. Расширению спроса на научные исследования также способствует расширение возможностей для благотворительной деятельности. Для решения этих вопросов предложены следующие законопроекты:

Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Цель законопроекта исключить из объекта налогообложение по налогу на прибыль организаций у реципиента безвозмездные перечисления средств и имущества на финансирование научной и образовательной деятельности.

Проект федерального закона «О внесении изменения в статьи 256, 265 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Целью законопроекта является освобождение от обложения налогом на прибыль у организаций-доноров средств и имущества, переданных ими на научно-исследовательские цели и образовательные цели.

Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса». Целью законопроекта является освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость по патентно-лицензионным операциям.

III. Создание стимулов для инвестирования в науку и инновационную сферу.

В пакете предложен ряд законопроектов, направленных на повышение качества научных исследований в инновационной деятельности и создание стимулов для инвестирования в эти отрасли. К законопроектам, направленным на стимулирование инвестиционной активности в сфере науки и инноваций относятся: Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 259 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Целью законопроекта является введение специального коэффициента ускорения амортизации для оборудования, используемого научными и образовательными организациями и инновационными предприятиями для целей научных исследований и инновационной деятельности.

Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 259 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Проект предлагает в качестве компенсации, отмененной ранее, льготы по налогу на прибыль по средствам, направленным на финансирование капитальных вложений для научных организаций и инновационных предприятий, норматив расходов на капвложения, включаемый в состав расходов налогоплательщика, увеличить с 10 до 50%.

Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Согласно пункту 3 статьи 262 Налогового кодекса расходы налогоплательщи-

ка на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, осуществленные в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О науке и государственной научнотехнической политике», признаются для целей налогообложения в пределах 0,5% доходов (валовой выручки) налогоплательщика. В проекте федерального закона предлагается увеличить этот норматив до 1,5%.

Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Целью законопроекта является предоставление налоговых каникул по налогу на прибыль в течение 5 лет вновь созданным научным организациям и инновационным предприятиям.

IV. Стимулирование малых инновационных и научных предприятий.

Ряд законопроектов направлен на стимулирование малых инновационных предприятий и малых научных организаций, а именно:

Проект федерального закона «О внесении изменения в статьи 346.12 и 346.13 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Целью законопроекта является сокращение числа ограничений для научных организаций и инновационных предприятий, желающих применять упрощённую систему налогообложения, в частности:

• повышение верхней границы годового дохода, дающего право на применение упрощенной системы налогообложения, до 70 млн рублей;

• снятие ограничений на субъектный состав учредителей, акционеров научной организации;

• открытый перечень расходов для организаций, использующих режим налогообложения по принципу «доходы минус расходы».

Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 346.16 части второй Налогового кодекса РФ». Целью законопроекта является включение в перечень расходов, признаваемых для целей налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения, затрат на научные исследования и опытно-конструкторские разработки, а также на патентование. Принятие данного законопроекта также будет способствовать расширению спроса на научные исследования со стороны малых предприятий.

Проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 5 и 6 Федерального закона от 23 августа 1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Целью законопроекта является снижение на 50% размера арендной платы, взимаемой с малых инновационных предприятий, за аренду имущества научных организаций, организаций научного обслуживания Российской академии наук и отраслевых академий наук.

К настоящему времени Минобрнауки России, Минфином России и Минэкономразвития России в целом согласованы следующие 5 законопроектов из данного пакета:

• проект федерального закона «О внесении изменений в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (об освобождении

от обложения налогом на добавленную стоимость патентно-лицензионных операций);

• проект федерального закона «О внесении изменений в статью 251 части второй Налогового кодекса РФ (в части исключения из объекта налогообложения налогом на прибыль средств, безвозмездно полученных организациями науки и фондами поддержки науки и образования)»;

• проект федерального закона «О внесении изменений в статью 259 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части списания до 50% основных средств научными и инновационными организациями при их включении в состав расходов для целей обложения налогом на прибыль организаций)»;

• проект федерального закона «О внесении изменений в статью 262 части второй Налогового кодекса РФ (в части увеличения норматива расходов в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) с 0,5 до 1,5%»;

• проект федерального закона «О внесении изменений в статью 346.16 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части расширения перечня расходов, на которые налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, уменьшает полученные доходы)».

В соответствии с протоколом заседания Правительства РФ от 12 октября 2006 г. Минфину России, Минэкономразвития России и Минобрнауки России поручено внести данные изменения в Налоговый кодекс до 1 ноября 2006 г. в Правительство РФ в установленном порядке.

Важнейшим вопросом при доработке указанных законопроектов является определение критериев, по которым предприятиям будут предоставляться льготы. Для этого необходимо ввести в законодательство понятие «инновационная деятельность», уточнить определение НИОКР.

Основной разработчик пакета депутат О. Г. Дмитриева считает, что в целях эффективного налогового администрирования необходимо ввести в законодательство (в статью 2 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике») понятия «инновационная деятельность», «инноватор», «инновационная организация», «инновационное предприятие», «инновация».

Содержание данных понятий представлено следующим образом:

«Под инновационной деятельностью в настоящем законе понимается направленные на трансформацию результатов интеллектуальной деятельности, формализованных в виде изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, баз данных, ноу-хау, программ для ЭВМ, результатов НИР и НИОКР в товары (работы, услуги) и их последующую реализацию непосредственно или в составе наукоемкой продукции (товаров, работ, услуг):

• выполнение научно-исследовательских, проектных, изыскательских, опытно-конструкторских, технологических, патентоведческих и оценочных работ;

ИННОВАЦИИ № 7 (94), 2006

ИННОВАЦИИ № 7 (94), 2006

• осуществление технологического переоснащения и подготовки производства;

• проведение испытаний с целью сертификации и стандартизации новых технологических процессов товаров (работ, услуг);

• производство и реализация новой или усовершенствованной продукции (работы, услуги) и/или применение новой или усовершенствованной технологии в начальный период до достижения нормативного срока окупаемости инновационного проекта;

• организация рынков сбыта инновационных товаров (работ, услуг).

Инноватор — физическое лицо, занятое инновационной деятельностью.

Инновационной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение инноваторов, осуществляющее в качестве основной, инновационную деятельность «де-факто» и в соответствии с учредительными документами.

Инновационная организация являющаяся предприятием по Гражданскому кодексу признается инновационным предприятием.

Инновационное предприятие, удовлетворяющее критериям Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» признается малым инновационным предприятием.

Инновация (нововведение) — конечный результат инновационной деятельности, реализованный в виде нового или усовершенствованного продукта, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности (экономическом обороте)».

По мнению разработчиков, представленный законопроект содержит необходимый минимум определений инновационная сфера для ее стимулирования. С учетом позиций налогового администрирования дается предельно узкое определение инновационной деятельности, как по типу формализованных знаний, так и по операциям в цепочке трансформаций знаний в товар.

Однако ведущие министерства дали следующие серьезные замечания на представленные формулировки основных понятий, необходимых для введения налоговых льгот на инновационную деятельность.

1. В отношении определения «инновационная деятельность» отмечено, что в редакции, представленной разработчиками, целью инновационной деятельности признается изготовление продукции для рынка сбыта. По мнению Минобрнауки России и Минэкономразвития России такой подход требует уточнения, поскольку создаваемые результаты (новая техника и технологии) не всегда могут быть объектом рынка, но могут использоваться в экспериментальных, научных и иных целях, либо продукция может быть ограничена в обороте, т.е. к таким случаям предлагаемые подходы регулирования будут неприменимы. Министерствами, ответственными за научно-техническую и инновационную политику, предлагается включить в федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» определение инновационной деятельности, которое дано в основных направлениях политики Российской Федерации в области развития инновационной систе-

мы на период до 2010 г., утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2005 г. № 2473п-П7:

• «инновационная деятельность — деятельность, направленная на использование результатов экспериментальных разработок, научной (научноисследовательской) и научно-технической деятельности:

♦ для создания и организации производства усовершенствованной или принципиально новой продукции (товаров, работ, услуг), ее распространения и использования;

♦ создания и применения новых или модернизацию существующих способов (технологий) производства;

♦ применения структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных нововведений при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии».

Определения инновационных организаций, инновационных предприятий, инноваторов и инноваций, вводимые законопроектом, предлагается исключить.

В то же время в целях применения законодательства о налогах и сборах, в частности, предоставления льготы по налогу на добавленную стоимость (статья 149 НК РФ) предлагается следующая формулировка понятия «расходы на НИОКР, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции».

При этом в состав научно-исследовательских и (или) опытно-конструкторских работ (НИОКР), относящихся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), включаются следующие виды деятельности:

• разработка конструкции инженерного объекта или технической системы (конструкторские работы);

• разработка идей и вариантов инженерного объекта или технической системы, в том числе нетехнических и на уровне чертежа или другой системы знаковых средств (проектные работы);

• разработка технологических процессов, то есть способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми в целостную систему, производящую полезный результат (технологические работы);

• создание опытных, то есть. не имеющих сертификата/аттестата соответствия, образцов машин, оборудования, материалов, обладающих принципиальными особенностями создаваемых нововведений и не предназначенных для реализации третьим лицам; их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения в технической документации;

• инженерная деятельность, необходимая для усовершенствования продукции или процесса до их соответствия функциональным и экономическим требованиям и готовности к передаче в производство, в том числе подготовка технической документации — чертежей, спецификаций, инструкций, руководств, используемых при передаче нововведения в производство;

• проектные работы для строительства, предполагающие использование результатов предшеству-

ющих научных исследований, любого из следующих видов:

♦ по составлению схем и других материалов по развитию и размещению отраслей экономики и отраслей промышленности;

♦ по экспериментальному проектированию, изучению и обобщению отечественного и зарубежного опыта проектирования и строительства;

♦ по разработке новых нормативных документов и стандартов по проектированию, строительству и архитектуре, сметных нормативов;

♦ по составлению схем генеральных планов промышленных узлов, схем и проектов районной планировки, проектов планировки и застройки городов, поселков городского типа и сельских населенных мест;

♦ по проектированию для внедрения в производство прогрессивных технологий, оборудования, средств механизации и автоматизации производственных процессов.

Таким образом, сложная проблема основных определений в инновационной сфере для целей льготного налогообложения пока не решена.

Представляется возможным рассмотреть следующие решения данной проблемы.

1. Налоговые льготы целесообразно предоставлять не по видам инновационной деятельности и не по видам НИОКР, и не по приоритетным направлениям, а по видам затрат на НИОКР.

В этой связи большую ценность представляет опыт стран Западной Европы, уже достаточно давно и эффективно использующих результаты продуманной налоговой политики в целях стимулирования инновационного развития.

Например, в Великобритании налоговые льготы на НИОКР действуют в отношении следующего перечня расходов:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• на оплату персонала, непосредственно и активно вовлеченного в проведение НИОКР;

• на оплату специалиста по подбору персонала — за подобранный для компании персонал, непосредственно и активно вовлеченный в проведение НИОКР;

• на расходные или перерабатываемые материалы, используемые непосредственно при проведении НИОКР (в широком смысле, физические материалы, расходуемые в процессе выполнения НИОКР);

• на электроэнергию, воду, топливо и программное обеспечение, используемые непосредственно при проведении НИОКР.

Для каждого типа компаний (то есть для МСП и крупных компаний) установлены свои правила в отношении расходов на проведение субподрядных НИОКР. Существуют также правила, в соответствии с которыми в некоторых случаях для проектов, получающих субсидии или гранты, объем затрат на НИОКР, в отношении которых действуют налоговые льготы, может быть сокращен.

Представляется целесообразным рассмотреть возможность введения такого перечня расходов на НИОКР в законодательство, тем более, что он уже фактически существует в формах Госкомстата (форме № 4 «инновации» и форме № 2 «малое предприятие инновация»).

2. Налоговая скидка на НИОКР должна давать компаниям право на сокращение налогооблагаемой базы прибыли на сумму от 125 до 150% . (То есть целесообразно применить механизм увеличения затрат на НИОКР при их списании с доходов, тем самым уменьшив налогооблагаемую базу прибыли и прописать данный механизм в законодательстве.)

3. Целесообразно обсудить следующее предложение руководителей инновационных предприятий, поступившее в Межведомственную группу: в дополнение к перечню затрат на НИОКР, который они считают необходимым, но недостаточным условием для применения льготного налогообложения, применить следующие дополнительные критерии:

1) Доля отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами не менее 20% и рост объемов отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в сопоставимых ценах не менее 15% в год.

2) Доля затрат на инновации от общего объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами не менее 15% или доля затрат на исследования и разработки от общего объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами не менее 5%. Данные показатели формализованы и существуют в вышеуказанных формах Госкомстата.

Понятия «Инновационная деятельность», «Инновационная продукция», «Инновационное предприятие» должны быть основаны на определениях, предложенных в «Основных направлениях политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 г.» (дополнения выделены жирным шрифтом).

Инновационная деятельность — выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на:

• создание, организацию производства и реализацию на рынке принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг);

• создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования;

• применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при разработке, организации производства, выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих или экономию затрат, или рост объемов производства и продаж востребованной на рынке продукции. Инновационная продукция — результат инновационной деятельности (товары, работы, услуги), предназначенные для рыночной реализации.

Дополнения подчеркивают главную цель инновационной деятельности — рост объемов производства и продаж востребованной на рынке продукции.

На основе этих определений дается определение понятия «Инновационное предприятие».

Инновационное предприятие — это предприятие, осуществляющее инновационную деятельность, про-

ИННОВАЦИИ № 7 (94), 2006

ИННОВАЦИИ № 7 (94), 2006

Источники информации для определения количественных показателей

Показатель

Форма № 4-инновация

Форма № 2-МП инновация

Комментарий

Доля отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами

Стр. 302 гр. 3/стр. 301 гр. 3 Для предприятий с ОКВЭД (С, D, Е)

Стр.306 гр. 3/стр. 305 гр. 3 Для предприятий с ОКВЭД (I, К (72), G (51))

Стр. 12/стр. И

Доля затрат на инновации от общего объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными

Стр. 503 гр.З/стр. 301 гр. 3 Для предприятий с ОКВЭД (С, В, Е)

Стр. 503 гр. 3/стр. 305 гр. 3 Для предприятий с ОКВЭД (I, К (72), С (51))

Стр. 01/стр. И

Доля затрат на исследования и разработки от общего объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами

Стр. 503 гр.З/стр. 301 гр. 3 Для предприятий с ОКВЭД (С, Э, Е)

Стр. 503 гр. 3/стр. 305 гр. 3 Для предприятий с ОКВЭД (I, К (72), С (51))

Стр. 02/стр. И

Необходимо выделить капитальные затраты «в том числе из стр. 505 гр. 3 капитальные затраты» и учитывать затраты на исследования и разработки без капитальных затрат

Затраты на приобретение прав на объекты интеллектуальной собственности (патенты, лицензии и т. п.)

Стр. 509 гр. 3

Стр. 05

Поддержка патентов

Косвенно раздел 9

Нет

информации

Необходимо включить показатель в формы статистического наблюдения

«Ноу-хау», защищенные в установленном законом порядке

Косвенно раздел 9

Нет

информации

Необходимо включить показатель в формы статистического наблюдения

изводящее и реализующее востребованную на рынке, конкурентоспособную продукцию (товары, работы, услуги), обладающее следующим набором признаков:

• наличие продаж инновационной продукции;

• наличие затрат на инновации, в том числе затрат на исследования и разработки;

• использование объектов интеллектуальной собственности для усиления конкурентных преимуществ выпускаемой продукции.

При этом надо учитывать, что любое предприятие может обладать теми или иными признаками инновационности. Каждый признак отражает один или совокупность инновационных процессов, протекающих на предприятии. Сочетание этих признаков может быть любым. Оно зависит от множества внешних и внутренних условий и их изменений.

Инновационное предприятие, как уже отмечалось выше, может претендовать на государственную поддержку при достижении следующих количественных показателей:

1. Доля отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами не менее 20% и рост объемов отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в сопоставимых ценах не менее 15% в год.

2. Доля затрат на инновации от общего объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами не менее 15% или доля затрат на исследования и разработки от общего объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами не менее 5%.

3. Наличие затрат на приобретение прав на объекты интеллектуальной собственности (патенты,

лицензии), или на поддержку патентов, или наличие «ноу-хау», защищенных в установленном законом порядке.

Первый блок показателей характеризует уровень рыночной ориентации предприятий, осуществляющих продуктовые и/или процессные инновации. Достижение этих показателей косвенно характеризует наличие организационных инноваций.

Второй блок показателей характеризует скорость обновления технологий и развитие инновационных процессов на предприятии, наукоемкость предприятия.

Третий блок показателей отражает культуру работы с объектами интеллектуальной собственности и возможность усиления конкурентных преимуществ продукции за счет их использования.

В целом система показателей обеспечивает информационную базу для принятия решения о государственной поддержке инновационных предприятий и нацелена на стимулирование развития инновационной экономики, экономики на основе знаний.

Решение о государственной поддержке инновационных предприятий принимается при достижении контрольных значений всех трех блоков показателей.

Региональный эксперимент по статистическому наблюдению результатов инновационной деятельности предприятий Томской области (2003-2005 гг.) позволил разработать и апробировать предложенную систему показателей, характеризующих малые, средние и крупные инновационные предприятия.

По итогам статистического наблюдения 2005 г. из выборки инновационно активных малых предприятий указанным критериям соответствуют примерно 25%, а из выборки инновационно активных крупных предприятий указанным критериям соответствуют примерно 10% предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.