_ 40 (82) - 2011
Налоги и налогообложение
УДК 336.226
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЯМОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ НАНОТЕХНОЛОГИИ
Д. В. НОВИКОВ,
аспирант кафедры финансов и кредита Е-mail: goncharova. sofia@gmail. com Российский государственный торгово-экономический университет
В статье обосновывается комплексный подход к модернизации государственного регулирования прямого налогообложения товаропроизводителей, использующих нанотехнологии. Предлагаемый подход предусматривает льготирование при прямом налогообложении с учетом стадий инновационной деятельности, а также особую группировку организаций наноиндустрии.
Ключевые слова: государство, налогообложение, прибыль, организация, льготирование, нанотех-нология, товаропроизводитель.
Среди инструментов государственного стимулирования развития наноиндустрии следует выделить прямые и косвенные методы регулирования. Прямые выражаются в государственном финансировании вида экономической деятельности, косвенные представлены в виде налоговых методов регулирования. Анализ применения этих инструментов позволяет выявить преимущество налогового регулирования перед прямым финансированием инновационной деятельности. В то же время приоритет применения инструментов налогового стимулирования развития наноиндус-
трии не должен исключать и мер прямого регулирования.
Практика государственного налогового стимулирования инновационной активности в России. В Бюджетном послании Президента России о бюджетной политике в 2012—2014 годах Президент РФ Д. А. Медведев определил семь основных направлений налоговой политики в России, среди которых для развития налогообложения можно выделить:
- необходимость проведения, с одной стороны, систематизации действующих льгот и их оценку на предмет согласованности и проблем администрирования, а с другой — выявления тех налоговых льгот, которые наиболее актуальны для модернизации производства и внедрения инноваций;
- последовательное устранение тех элементов налоговой системы, которые препятствуют инновационному развитию. Для этого надо завершить уже начатую работу по мерам поддержки инновационного предпринимательства, реализация которых невозможна ввиду отсутствия соответствующих законодательно закрепленных механизмов.
В связи с этим глава государства считает целесообразным внести изменения в порядок применения
амортизационной премии, чтобы при реконструкции, модернизации, техническом перевооружении основных средств не восстанавливать примененную в отношении них 30 %-ную амортизационную премию, предусмотрев при этом механизмы, предотвращающие злоупотребления этой льготой со стороны недобросовестных налогоплательщиков, которые многократно применяют указанную премию к одним и тем же основным средствам при их перепродаже.
Кроме того, предполагается предусмотреть возможность (для тех налогоплательщиков, которые пожелают ей воспользоваться) распространения повышающего коэффициента для учета в расходах затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) с повышающим коэффициентом 1,5 на налоговые отношения, возникшие с 2009 г., с момента, когда была введена эта льгота [1].
В Указе Президента РФ от 07.07.2011 № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации» отмечается, что одним из приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в РФ является индустрия наносистем. Утвержденный перечень критических технологий Российской Федерации включает 27 позиций, в том числе:
- базовые и критические военные и промышленные технологии для создания перспективных видов вооружения, военной и специальной техники;
- клеточные технологии;
- нано-, био-, информационные, когнитивные технологии;
- технологии биоинженерии;
- технологии предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- технологии снижения потерь от социально значимых заболеваний; технологии энергоэффективного производства и преобразования энергии на органическом топливе [1].
Рассматривая регулятивные меры совершенствования прямого налогообложения, относящиеся к субъектам наноиндустрии, следует отметить, что Федеральным законом от 07.06.2011 № 132-ФЗ «О внесении изменений в статью 95 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности и статью
5 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены поправки, которые должны будут способствовать развитию инновационной деятельности, т. е. обновлению и усовершенствованию технологий производства, методов управления и т. п. В частности, по мнению автора, наиболее важным является внесение поправки в ст. 264 Налогового кодекса РФ (НК РФ), которая касается учета расходов на приобретение компьютерных программ и баз данных.
Во-первых, уточняется, что это могут быть расходы не только по лицензионным, но и по сублицензионным соглашениям с правообладателем. Во-вторых, сделан существенный шаг для устранения коллизии норм налогового законодательства, которая заключается в том, что хотя лимит стоимости амортизируемого имущества, к которому относятся и нематериальные активы (НМА), увеличен с 2011 г. до 40 тыс. руб., с приобретением исключительных прав на компьютерные программы сложилась особая ситуация. Стоимость НМА в виде эксклюзивных программ, которую единовременно можно списать в качестве расходов в этом году, не должна превышать 20 тыс. руб. Это связано с тем, что в настоящее время в подп. 26 п. 1 ст. 264 [2] четко указана сумма лимита таких расходов: не более 20 тыс. руб.
С одной стороны, программы, которые стоят больше 20 тыс. руб., но меньше 40 тыс. руб., нельзя отнести к амортизируемому имуществу, с другой — положения ст. 264 НК РФ не разрешают учитывать их как расходы. Поэтому большое значение этой поправки состоит в синхронизации и устранении противоречивости норм Налогового кодекса РФ.
Начиная с 2012 г. в состав расходов можно будет включать затраты на приобретение эксклюзивных программ менее суммы стоимости амортизируемого имущества, определенной п. 1 ст. 256 НК РФ (подп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ в ред. Федерального закона от 07.06.2011 № 132-ФЗ).
В ст. 381 НК РФ добавляется еще один вид льготы по налогу на имущество организаций. Льготный порядок налогообложения будет действовать в отношении некоторых видов имущества, введенного в эксплуатацию не раньше 2012 г. (п. 21 ст. 381 НК РФ). К этим видам имущества относятся:
- объекты с высокой энергетической эффективностью, при этом они должны входить в специальный перечень, который утверждает Правительство
РФ (в настоящее время этот документ находится в стадии разработки);
- объекты с высоким классом энергетической эффективности (для применения льготы необходимо, чтобы определение классов энергетической эффективности этого имущества было предусмотрено законом).
Перечисленные виды имущества не будут облагаться налогом в течение трех лет со дня их постановки на учет.
Другое нововведение касается того, что начиная с 2012 г. для НМА, которые возникли в результате НИОКР, предусмотрено два варианта учета (п. 9 ст. 262 НК РФ в ред. Федерального закона от 07.06.2011 № 132-ФЗ). Организация сможет самостоятельно выбрать, включать ли эти НМА в расходы обычным способом (через амортизацию) или списывать их как прочие расходы в течение двух лет. Выбранный вариант учета нужно будет отразить в учетной политике. При этом уже списанные на создание НМА расходы не нужно будет восстанавливать и включать в его первоначальную стоимость. Кроме того, если впоследствии этот актив будет продан с убытком, то сумму убытка организация не сможет учесть при налогообложении прибыли.
Весьма значимым являются события, относящиеся к льготированию резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны (ОЭЗ). Так, в августе 2011 г. Президиум Правительства РФ на заседании рассмотрел вопрос о предоставлении этим резидентам налоговых льгот, а именно об изменении ставки по налогу на прибыль на период с 01.01.2012 по 01.01.2018.
На указанный период предлагается установить для организаций — резидентов технико-внедренческой ОЭЗ нулевую ставку по налогу на прибыль в части, зачисляемой в федеральный бюджет. Кроме того, будет предусмотрена возможность установления пониженной ставки по налогу на прибыль в части, зачисляемой в бюджеты субъектов Федерации, но не ниже 13,5 % [4]. Согласно законопроекту, нулевая ставка налога на прибыль должна применяться к прибыли при условии ведения раздельного учета доходов и расходов на территории и за пределами технико-внедренческой ОЭЗ. Предлагается относить к расходам по стандартизации затраты по созданию не только национальных, но также и региональных стандартов.
В рамках анализа реализуемых государством мер в сфере совершенствования обложения пря-
мыми налогами субъектов наноиндустрии представляется важным то, что с 2012 г. организации, осуществляющие деятельность в сфере инноваций, смогут учесть расходы на НИОКР при расчете налоговой базы по налогу на прибыль. В отличие от прежнего определения расходов на НИОКР новая редакция ст. 262 НК РФ относит к ним затраты не только на создание новой или усовершенствование производимой продукции (товаров, работ, услуг), но и на создание новых или усовершенствование применяемых технологий, методов организации производства и управления.
В указанной статье НК РФ теперь приведен перечень конкретных видов расходов на НИОКР. В их состав включаются:
- суммы амортизации по основным средствам и нематериальным активам (за исключением зданий и сооружений), используемым для выполнения исследований и разработок;
- заработная плата персонала (т. е. участников разработок);
- материальные расходы на проведение НИ-ОКР;
- стоимость работ по договорам на выполнение НИОКР (для заказчика НИОКР);
- отчисления на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности.
Причем этот список является открытым, можно списать и другие расходы, непосредственно связанные с выполнением НИОКР, в сумме не более 75 % суммы расходов на оплату труда персонала, который занят в таких исследованиях и разработках.
Для учета затрат на НИОКР при расчете налога на прибыль не имеет значения результат исследований и разработок. Подобные затраты признаются сразу после завершения НИОКР (отдельных этапов работ) и (или) подписания сторонами акта сдачи-приемки. Списание производится в составе прочих расходов в отчетном (налоговом) периоде, в котором окончены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ).
Остается в прежнем виде норма о списании отчислений на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, созданных в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Указанные расходы учитываются в сумме не более 1,5 % доходов от реализации, определяемых в со-
ответствии со ст. 249 НК РФ, и признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были произведены.
Представляется важным, что расходы на НИ-ОКР не вправе учесть те компании, которые выполняют научно-исследовательские работы и опытно-конструкторские разработки в качестве подрядчиков и субподрядчиков.
Особенности ведения налогового учета расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки определены ст. 332.1 НК РФ. В аналитическом учете налогоплательщик формирует сумму расходов на НИОКР с учетом группировки по видам работ (договорам) всех произведенных расходов. В сумму включается стоимость расходных материалов и энергии, амортизация объектов основных средств и нематериальных активов, используемых при выполнении исследований и разработок, расходы на оплату труда работников, другие расходы, непосредственно связанные с выполнением НИОКР собственными силами, а также затраты на оплату работ по договорам на выполнение научно-исследовательских работ и договорам на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ. В НК РФ теперь четко закреплено, какие данные должны содержаться в регистрах налогового учета.
Проведение работ из установленного особого перечня дает право на повышенный коэффициент списания расходов. Налогоплательщики, выполняющие работы по установленному Правительством РФ перечню НИОКР, вправе учесть расходы на их выполнение в составе прочих затрат того отчетного (налогового) периода, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ), с применением коэффициента, равного 1,5. Главное требование — налогоплательщик должен представить в налоговый орган отчет о выполненных научно-исследовательских работах одновременно с декларацией по итогам налогового периода, в котором завершены исследования и разработки.
Отчет подается по каждому научному исследованию и опытно-конструкторской разработке и должен соответствовать общим требованиям научных и технических отчетов. Причем налоговые инспекторы вправе назначить экспертизу отчета на соответствие выполненных научных исследований перечню, установленному Правительством РФ. В отсутствие отчета указанные суммы учитываются в составе прочих расходов в размере фактических
затрат. По работам, начатым до 01.01.2012 и входящим в список, установленный Правительством РФ, суммы расходов на НИОКР с применением коэффициента 1,5 можно списать без отчета. Это же правило действует в отношении работ, не давших положительного результата.
Налогоплательщикам предоставляется право формировать резерв предстоящих расходов на НИОКР (на срок не более двух лет для каждого проекта). Создание резерва необходимо закрепить в учетной политике. Такой механизм предусматривает новая ст. 267.2 НК РФ. Размер резерва не может быть больше планируемых расходов (сметы) на программу проведения НИОКР. Установлена специальная формула для определения предельного размера отчислений в резервы. Из нее следует, что максимальный размер резерва не должен превышать трех процентов доходов от реализации отчетного (налогового) периода за минусом затрат на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности. Причем не полностью использованная сумма резерва восстанавливается в составе внереализационных доходов отчетного (налогового) периода, в котором были произведены отчисления в резерв.
Текущее государственное регулирование обложения прямыми налогами товаропроизводителей, создающих, внедряющих и потребляющих нано-технологии, четко отражает то обстоятельство, что стали применяться такие инструменты налогового регулирования, как отнесение расходов на НИОКР на текущие затраты, амортизационная политика и льготное налогообложение фонда оплаты труда и прибыли субъектов наноиндустрии.
Безусловно, инновационное развитие может быть обеспечено не только за счет создания благоприятных условий государством, но и за счет внутренних источников стимулирования инновационной деятельности на крупных предприятиях. Однако государство в этом процессе должно, по мнению автора, играть решающую роль, как гарант создания благоприятного налогового и инновационного климата для развития наноиндустрии в нашей стране.
Комплексный подход к льготированию при прямом налогообложении организаций наноиндустрии. Особое значение в рамках государственного регулирования налогообложения наноиндус-трии имеют прямые налоги, в частности налог на прибыль организаций. Существующие в настоящее время проблемы функционирования и развития
Источник: разработано автором.
Рис. 1. Система мер налогового стимулирования субъектов наноиндустрии в зависимости от стадий разработки инноваций
отечественной наноиндустрии обусловливают необходимость совершенствования государственного регулирования прямого налогообложения субъектов этой деятельности.
Так, по данным Росстата, отмечается снижение инновационной активности отечественной промышленности, несмотря на существенное увеличение бюджетных расходов в 2004—2008 гг. Уровень инновационной активности промышленности, достигнув максимума в 2004 г. (10,5 %), затем стабилизировался на отметке 9,4—9,6 % и лишь в 2009 г. вырос до 10 %. Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг в течение последнего десятилетия не превысил 5,5 %. Объем бюджетного финансирования деятельности государственных фондов в научно-технической сфере составил в 2010 г. 10,4 млрд руб. [3].
В условиях мирового финансово-экономического кризиса 2008—2009 гг. также наблюдалось сокращение расходов на инновации как государства, так и субъектов частного бизнеса, это в свою очередь обострило существующие проблемы российской инновационной системы. Поэтому основным направлением государственной поддержки развития наноиндустрии в 2012—2015 гг. и на долгосрочную перспективу должно стать применение мер налогового стимулирования в рамках исчисления прямых налогов.
В мировой практике стимулирование инновационной деятельности производится, как правило, за счет изменения элементов прямых налогов, в
частности налога на прибыль (налога на доходы) и некоторых иных налогов, но не за счет косвенного налогообложения. При этом в налоговых системах зарубежных стран активно используются следующие инструменты налоговой политики:
- отнесение расходов на НИОКР на текущие затраты;
- амортизационная политика;
- льготное налогообложение фонда оплаты труда;
- налоговый кредит.
К сожалению, ни один из перечисленных инструментов не применяется в полной мере в нашей стране. Причиной этого, по мнению автора, является точечный характер принимаемых на законодательном уровне мер в области налогообложения. Система мер налогового стимулирования должна предусматривать поддержку субъектов инновационной экономики в зависимости от стадии разработки инновации (рис. 1).
Учитывая указанные на рис. 1 взаимозависимости мер налогового стимулирования от стадий разработки инноваций, комплексную систему налогового стимулирования наноиндустрии можно представить в виде схемы (рис. 2).
Следует отметить, что на различных стадиях разработки инноваций к каждой группе организаций необходимо применять специально разработанный для нее набор инструментов налогового стимулирования. Различие в использовании мер налогового стимулирования должно основываться на особенностях функционирования, поддержки,
Источник: разработано автором.
Рис. 2. Комплексная система налогового стимулирования наноиндустрии
- создание инновационных компаний на базе
поддержка реализации пилотных проектов, в ходе которых отрабатываются новые механизмы организации научно-технологической деятельности (например, по созданию центров коммерциализации научно-технических разработок при крупных научных организациях);
присущих организациям на стадиях создания, внедрения, потребления инновационной продукции.
Слабоинтенсивное развитие наноиндуст-рии в нашей стране предопределило разработку инструментов прямого налогообложения товаропроизводителей не только использующих, но и создающих и внедряющих нанотехнологии. Рассмотрим возможные меры прямого налогового стимулирования организаций инновационной инфраструктуры; организаций, внедряющих инновации; организаций — производителей инноваций и организаций — потребителей инновационной продукции. По мнению автора, именно комплексность мероприятий в отношении конкретной группы субъектов наноиндустрии позволит повысить эффективность государственного регулирования прямого налогообложения субъектов наноиндустрии.
Основными направлениями льготирования организаций инновационной инфраструктуры при прямом налогообложении могут быть:
- формирование региональных центров трансферта технологий (льготное налогообложение инвесторов), решение проблем бюджетного финансирования и выбора оптимальной организационно-правовой формы для самостоятельных центров по продвижению технологий на внешний рынок;
- содействие созданию технопарков при крупных вузах и научных организациях, разработка нормативных механизмов передачи основных фондов из вузов или научных учреждений технопаркам, инновационно-технологическим центрам, бизнес-инкубаторам;
- совершенствование нормативно-правовых условий деятельности государственных фондов, поддерживающих экспортную деятельность инновационных предприятий (учреждение смешанных с участием государства структур поддержки малого инновационного бизнеса);
научных центров и передовых университетских центров (один из основных инструментов технологического трансферта);
- стимулирование развития венчурного финансирования, совершенствование правового регулирования деятельности венчурных фондов, венчурных бирж; существенное расширение масштабов деятельности Российской венчурной компании (государственного фонда фондов, капитализирующего другие венчурные фонды), ориентированного на наукоемкий экспорт.
Таким образом, направления льготирования при прямом налогообложении организаций инновационной инфраструктуры предусматривают применение полного или частичного освобождения от уплаты прямых налогов, особое внимание следует уделить в данном случае налогу на прибыль, налогу на имущество организаций.
Указанные направления льготирования будут способствовать, во-первых, развитию производственно-технологической инфраструктуры (технопарки, инновационные технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и др.), во-вторых — созданию финансовых институтов, обеспечивающих непрерывность финансирования бизнес-проектов на всех стадиях инновационного цикла. Среди конкретных мер налогового стимулирования организаций инновационной инфраструктуры, например, можно применить снижение ставки налога на прибыль организаций с доходов в виде дивидендов, получаемых от организаций, относимых к категории инновационных, до 6 %.
Мерами льготирования организаций, внедряющих инновации, при прямом налогообложении, могут быть:
- введение налоговых каникул по налогу на прибыль организаций, налогу на имущество органи-
заций, земельному налогу, а также применение пониженных тарифов при уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и другие фонды в течение первых трех лет деятельности для вновь созданных инновационных организаций;
- введение специального налогового режима для инновационных организаций, подразумевающего замену налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, земельного налога единым налогом по ставке 2—6 % от суммы доходов организации;
- развитие нормативно-методической базы инвестиционного налогового кредита, который в настоящее время предприятиями применяется в очень узких масштабах;
- стабилизация тарифа страховых взносов для малых инновационных предприятий, организаций сферы информационно-коммуникационных технологий и резидентов технико-внедренческих особых экономических зон на 10 лет с 2011 по 2020 г. в размере 14 %;
- введение специального непрерывного казначейского учета налогов, взносов и сборов, фактически получаемых с предприятий наноидустрии, что позволит своевременно оказать им поддержку прямого стимулирования;
- создание за счет средств, учитываемых в составе расходов предприятий, фонда развития, финансовыми задачами которого должны стать: модернизация и технологическое перевооружение производства, инновационное развитие, подготовка кадров. Нормативы образования указанных фондов должны устанавливаться предприятиями самостоятельно в соответствии с методикой, утвержденной Правительством РФ.
Меры льготирования организаций, производящих инновационные продукты, при прямом налогообложении:
- применение пониженного суммарного тарифа в размере 26 % при уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и другие фонды при положительном финансовом результате организации за налоговый период;
- введение приростной скидки по налогу на прибыль организаций в размере 20 % от суммы прироста расходов на НИОКР, давших положительный результат за налоговый период.
Основные направления и меры льготирования организаций — потребителей инновационной продукции при их прямом налогообложении:
- установление прямой зависимости между размером начисленной амортизации, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций, и фактическим использованием амортизационных отчислений на инвестиции в рамках существующей системы предоставления налоговых льгот по ускоренной амортизации (гл. 25 НК РФ). В этой связи необходимо установление налогового контроля за целевым использованием амортизационных отчислений, включая введение финансовых санкций за нецелевое использование начисленных сумм амортизационных отчислений;
- применение нормы амортизации в размере 100 % к остаточной стоимости основных фондов, имеющих предельно высокую степень износа (более 70 %). При этом следует закрепить, что указанные амортизационные средства должны использоваться только на создание новых и более производительных основных средств.
Как свидетельствует практика, несмотря на постоянно разрабатываемые и уже закрепленные в настоящее время в налоговом законодательстве меры налогового стимулирования товаропроизводителей, особенно в отношении субъектов, использующих нанотехнологии, многие товаропроизводители не применяют их в своей деятельности.
Ситуацию такого пассивного отношения товаропроизводителей к имеющимся льготным инструментам и механизмам, по мнению автора, могут изменить отнюдь не меры дестимулирующего характера в отношении таких субъектов, а скорее благоприятные экономические условия, основу которых составят, в первую очередь, меры прямого налогового послабления в отношении круга конкретных субъектов наноиндустрии.
Исходя из всего набора мероприятий и основных направлений совершенствования государственного регулирования прямого налогообложения товаропроизводителей, использующих нанотехнологии, следует выделить следующие:
1) применение инструментов налогового стимулирования (снижение налоговой ставки, введение налоговых каникул), применение инвестиционного налогового кредита (ИНК), который является одним из важных финансово-правовых механизмов привлечения инвестиций, обновления и совершенствования производственного потенциала, внедрения новых технологий, поэтому правовые основы предоставления ИНК требуют существенной доработки. Например, следует включить в ИНК платежи
по страховым взносам работников, занимающихся разработками на инновационном предприятии, на его начальном этапе развития, характеризующемся относительно длительным отсутствием прибыли. В рамках реализации этого направления необходимо утвердить четкий перечень документов, требуемых для подтверждения факта выполнения НИОКР, относящихся к созданию новой продукции и технологий;
2) упрощение процедуры привлечения банковских кредитов на финансирование НИОКР наряду с государственными вложениями;
3) понижение тарифов страховых взносов для малых инновационных предприятий, организаций сферы информационно-коммуникационных технологий и резидентов технико-внедренческих особых экономических зон. Также следует предусмотреть понижение страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в течение первых трех лет деятельности для вновь созданных инновационных организаций;
4) совершенствование системы казначейского исполнения бюджета в отношении учета налогов, взносов и сборов, фактически получаемых от предприятий наноидустрии;
5) совершенствование амортизационной политики на предприятиях.
По мнению автора, порядок обложения прямыми налогами товаропроизводителей, использующих нанотехнологии, в настоящее время нуждается в совершенствовании. Предложенные рекомендации в рамках совершенствования государственного регулирования прямого налогообложения товаро-
производителей, использующих нанотехнологии, может способствовать повышению стимулирующего влияния налогов на развитие инновационной экономики в России.
Комплексный подход к развитию прямого налогообложения субъектов наноиндустрии, в основу которого положен принцип учета не только стадий инновационной деятельности, но и особой группировки субъектов, участвующих в ней, позволит создать благоприятные налоговые условия как для государства, решающего задачи модернизацион-ного развития (привлечение инвестиций, увеличение налоговых поступлений за счет масштабов развития наноиндустрии), так и для предприятий, создающих, внедряющих и потребляющих нано-технологии, имеющих свой финансовый интерес получения прибыли.
Список литературы
1. Бюджетное послание Президента России о бюджетной политике в 2012—2014 годах. URL: http://kremlin. ru/acts/11779.
2. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. от 19.07.2011).
3. О повышении эффективности использования средств, направляемых на инновационную деятельность: материалы к заседанию Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям. URL: http://www. enginrussia. ru/other/file/analitica/ innovac-rashodi. doc.
4. Официальный сайт «Росбизнесконсалтинг». URL: http//www.rbk.ru.
48 ^ проблемы и решения
ХЧ^ ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА