Научная статья на тему 'Налоговые льготы для инновационного бизнеса'

Налоговые льготы для инновационного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
533
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговые льготы для инновационного бизнеса»

Налоговые льготы

для инновационного бизнеса

О. Г. Дмитриева,

д. э. н.,

депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

На фоне методичного роста доли сырьевых отраслей в российской экономике заявления нашего правительства о необходимости развития инновационной составляющей пока не приносят ожидаемого результата. Для того чтобы благие намерения воплотились в реальные дела, необходимо принять ряд законопроектов. По инициативе группы депутатов был разработан проект «Инновационная Россия», в который вошли новые законопроекты и ряд поправок в действующее законодательство, необходимые для реализации этого масштабного государственного проекта. Своевременное принятие нового закона и поправок в действующее законодательство даст импульс к развитию экономики нового качества — экономики знаний.

Рассмотренные в данной статье законопроекты разрабатывались с учетом минимальных прямых заимствований из государственного бюджета, исходя из того, что инновационные предприятия будут получать косвенную поддержку государства — через налоговые преференции и льготы.

Предлагается внести изменения в статьи 256, 265 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части освобождения от налогообложения налогом на прибыль организаций средств и имущества, переданных ими на финансирование научной деятельности для организаций науки и образования.

Действующие нормы налогового законодательства Российской Федерации не способствуют безвозмездной передаче средств на научные исследования, разработки и образовательные цели, так как влекут негативные последствия по налогу на прибыль как для получающей, так и для передающей стороны. В частности, согласно действующей редакции статьи 270 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в виде безвозмездно переданного имущества не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. Решением данного вопроса могло бы стать создание некого аналога тех норм, которые до 01 января 2002 г. служили стимулятором осуществления благотворительной деятельности в рамках действовавшего Закона Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций».

Предлагается изменить статью 241 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части изменения ставок единого социального налога для организаций науки и инновационных предприятий, производящих выплаты физическим лицам. Для этого включить в число работодателей налогоплательщиков научные организации и инновационные предприятия, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 г.

И. Д. Грачев,

к. ф.-м. н., председатель Национального совета по оценочной деятельности

№ 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

С 1 января 2006 г. вступило в силу положение, предусматривающее для организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны, ставку единого социального налога в размере 14%. Однако подобное стимулирование инновационной деятельности способно решить задачу лишь в случаях создания новых предприятий на новом месте. Вместе с тем важнейшей задачей для развития инновационных отраслей является сохранение сложившегося научно-технического потенциала, стимулирование расширения научной деятельности в созданных ранее научных организациях (в том числе и с государственным участием), трансфера (передачи) технологий инновационным предприятиям, не обязательно находящихся в технико-внедренческих зонах. В условиях ограниченных средств для финансирования научных исследований, инновационной деятельности как со стороны государства, так и со стороны коммерческого сектора снижение ставки единого социального налога для научных организаций и инновационных предприятий будет способствовать увеличению доли оплаты труды в расходах на инновационную деятельность. Последнее в свою очередь будет способствовать закреплению и привлечению высококвалифицированных кадров в инновационную сферу.

Вместе с тем, снижение ставки единого социального налога не должно лишать работников, занятых в научных организациях и инновационных предприятиях, социального и обязательного медицинского страхования. Поэтому законопроект предполагает снижение ставки единого социального налога до 15,5% для работодателей — научных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 г. №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

Учитывая, что уплату взносов на обязательное пенсионное страхование эти лица будут производить в общем порядке (включая принятие уплаченных сумм к вычету при исчислении ЕСН), общая сумма единого социального налога, подлежащая уплате в бюджет, для них будет равна 1,5%, из которых 1% подлежит зачислению в фонд социального страхования, 0,1% — в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 0,4% — в территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

ИННОВАЦИИ № 6 (104), 2007

ИННОВАЦИИ № 6 (104), 2007

Предлагается также внести изменения в статью 395 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части предоставления льготы по земельному налогу организациям науки, высшего образования, инновационным предприятиям и иным организациям в отношении земельных участков, находящихся под зданиями и сооружениями, а также в отношении иных земельных участков, используемых ими в целях научно-исследовательской деятельности.

Целью данного законопроекта является предоставление льготы по уплате земельного налога организациям высшего образования, государственным научным центрам, научным организациям, инновационным предприятиям в отношении земельных участков, находящихся под зданиями и сооружениями, а также в отношении иных земельных участков используемых ими в целях научной, образовательной и инновационной деятельности.

До 1 января 2005 г. действовал Закон Российской Федерации от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю», статьей 12 п. 3 которого полностью освобождались от уплаты земельного налога научные организации, опытные, экспериментальные и учебно-опытные хозяйства научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля за земельные участки, непосредственно используемые для научных и учебных целей, а также для испытания сортов сельскохозяйственных и лесохозяйственных культур. Годом позже в 1992 г. Законом Российской Федерации от 16.07.1992 г. №3317-1 была введена льгота по уплате земельного налога не только учебным заведениям сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля, но и научным учреждениям, государственным научным центрам и высшим учебным заведениям другого профиля академий наук, министерств и ведомств Российской Федерации по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации (п. 11 статьи 12 Закона Российской Федерации «О плате за землю»).

При дальнейшем изменении законодательства, Федеральным законом от 29.11.2004 г. №141-ФЗ из перечня организаций, имеющих право пользоваться льготой по земельному налогу, исключили учебные заведения, и до 01 января 2006 г. льготой имели право пользоваться исключительно научные организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств — в отношении земельных участков, находящихся под зданиями и сооружениями, используемых ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности.

В течение 2005 г. льгота для организаций высшего образования, по факту продолжала существовать, так как в большинстве субъектов Российской Федерации не были приняты местные законы о Земельном налоге в связи с отсутствием земельного кадастра, и продолжали действовать ранее принятые законы. Таким образом, проблемы, связанные с отменой льготы по уплате земельного налога, в полной мере проявились лишь начиная с 2006 г.

В соответствие со статьей 15 первой части Налогового кодекса земельный налог отнесен к местным налогам. Пунктом 2 статьи 387 предусмотрена возможность для нормативных актов органов местного

самоуправления, законов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга устанавливать налоговые льготы по земельному налогу. Однако финансирование науки и высшего образования не входит в расходные полномочия органов местного самоуправления и субъектов Российской Федерации, а является компетенцией федерального уровня, поэтому вполне объяснимо, что далеко не все органы местного самоуправления и города Москва и Санкт-Петербург ввели своими актами соответствующие льготы по земельному налогу. Пытаясь компенсировать дополнительные расходы учреждений науки и образования и других федеральных учреждений, для которых с 01.01.2006 г. вводится обязанность по уплате земельного налога, в федеральном бюджете на 2006 г. предусмотрен резерв на компенсации по уплате налога на имущество и земельного налога для федеральных учреждений.

Однако, во-первых, размер компенсаций по земельному налогу просчитать достаточно сложно. Большая неопределенность связана со стоимостной оценкой налоговой базы при исчислении земельного налога, так как механизм расчета сменился с инвентаризационной стоимости на кадастровую стоимость участка. Поэтому размер компенсации в большинстве случаев оказывается меньше подлежащего уплате земельного налога. Во-вторых, компенсации предусматриваются лишь для государственных бюджетных учреждений, что не решает вопроса роста налоговых расходов у негосударственных учреждений науки, преимущественно созданных на базе бывших научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро. Компенсации никаким образом не будут распространяться и на инновационные предприятия, которые предназначены для внедрения и продвижения результатов научных исследований. В-третьих, подобный механизм меж-бюджетного перераспределения доходов представляется излишне сложным и дорогостоящим. Если ставится задача компенсировать регионам выпадающие доходы от предоставления федеральных льгот по земельному налогу, то это гораздо более эффективно может быть реализовано прямыми федеральными субвенциями субъектам Федерации, вместо уплаты налогов несколькими тысячами учреждений науки и образования в местные бюджеты с последующими несколькими тысячами целевыми перечислениями этим же учреждениям из федерального бюджета.

В целях стимулирования научной деятельности во всех организациях науки независимо от формы собственности, а также с целью упрощения межбюд-жетных расчетов целесообразно восстановить льготу по земельному налогу для организаций науки и высших учебных заведений. Принятие законодательства о свободных экономических зонах потребовало распространение льготы по земельному налогу на резидентов экономических зон, в том числе и на резидентов технико-внедренческих зон. Тем самым на законодательном уровне уже признан тот факт, что освобождение от уплаты земельного налога способствует стимулированию инновационной деятельности. В целях обеспечения развития инновационного процесса не только на территории технико-внедренческих зон, а, главным образом, на базе существующих экспериментальных мощностей высших учебных заведений, научных учреждений, опытных производств, целесообразно распространить льготу по зе-

мельному налогу на инновационные предприятия, признаваемые таковыми в соответствие с законом «Об инновационной деятельности в Российской Федерации», который также входит в пакет законопроектов «Инновационная Россия».

Для стимулирования научно-исследовательской деятельности в организациях, где научная и инновационная деятельность не является основной, целесообразно их освобождение от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, непосредственно используемых для проведения научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ, включая опытно-конструкторские.

Предлагается внести изменения в статью 381 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части предоставления льготы по налогу на имущество организациям науки, высшего образования, инновационным предприятиям и иным организациям в отношении имущества, используемого в научно-исследовательских целях. Данный законопроект предполагает освобождение от уплаты налога на имущество по имуществу, используемому иными организациями в целях научно-исследовательской деятельности. При этом логика обоснования в принятии данного законопроекта аналогична предыдущему обоснованию — о налоге на землю.

Предлагается также внести изменения в статью 259 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части списания до 50% основных средств научными и инновационными организациями, при их включении в состав расходов для целей обложения налогом на прибыль организаций.

С 1 января 2002 г. произошла отмена льготы по налогу на прибыль на сумму осуществленных капитальных вложений в пределах 50% налогооблагаемой прибыли. Практика ее применения достаточно эффективна для того, чтобы предложить использовать близкую по смыслу норму (при этом, укладывающуюся в рамки идеологии нового Налогового кодекса) для стимулирования развития науки в Российской Федерации.

В соответствии с вступающими в силу с 01 января 2006 г. нормами Федерального закона от 06.06.05 г. № 58-ФЗ, налогоплательщики будут иметь право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10% первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно) и (или) расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств, суммы которых определяются в соответствии со статьей 257 Кодекса. Соответствующие правила будут установлены в пункте 1.1 статьи 259 Налогового кодекса. С целью стимулирования развития инновационного процесса и как меру компенсации отмененной ранее льготы по налогу на прибыль по средствам, направленным на финансирование капитальных вложений, для научных организаций и инновационных предприятий указанный выше норматив необходимо увеличить до 50%.

Предлагается внести изменения в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части предоставления вновь зарегистрированным организациям науки и инновационным предприятиям права на применение налоговой ставки 0% в первые пять лет работы.

До 2001 г. в России существовали «налоговые каникулы» для малых предприятий, которые являлись мерой стимулирования их развития. Малым предприятиям предоставлялось право не платить налог на прибыль в первые два года работы, а в последующие два года платить его по пониженной ставке. Практика их применения была достаточно эффективна, а прекращение действия этой нормы было с сожалением воспринято предпринимательским сообществом.

В настоящее время одной из целей государственной экономической политики является стимулирование научно-технической и инновационной деятельности. Для этого предлагается внести в главу «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового Кодекса Российской Федерации норму, позволяющую научным и инновационным предприятиям пользоваться налоговыми каникулами.

Целью настоящего законопроекта является включение в статью 284 части второй Налогового Кодекса пункта 4 (1), предоставляющей научным и инновационным предприятиям освобождение от уплаты налога на прибыль в течение первых пяти лет деятельности, а также уточнение оснований для включения в налоговую базу.

И еще одно изменение в действующем законодательстве, на которое хотелось бы обратить внимание — «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (об освобождении от обложения налогом на добавленную стоимость научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, патентно-лицензионных операций и др.).

В целом проводимые в России реформы, в том числе, связанные со стимулированием развития инновационной деятельности, к сожалению, не дают того импульса технологической модернизации отечественной экономики, на который рассчитывали их организаторы. Сейчас можно констатировать практически полное завершение институциональных преобразований, однако скорость инвестиционно-инновационного обновления производительных сил не только не возросла, а напротив, недопустимо упала. Так, хотя в общемировом объеме страна имеет 12% ученых и 22% минеральных ресурсов, доля России в мировом производстве наукоемкой продукции по данным за 2005 г. составляет всего 0,3%, а производительность труда во много раз (по некоторым оценкам — до 10 раз) ниже, чем в развитых государствах.

Все это позволяет констатировать, что необходимость дальнейшего реформирования налогового законодательства в части установления особенностей, касающихся налогообложения научных организаций и научной деятельности, очевидна. И также очевидно то, что основными задачами такого реформирования должно стать создание равных в этом смысле условий функционирования для самого широкого круга предприятий и организаций инновационных отраслей. При этом общей идей предлагаемых правок должно быть создание условий для того, чтобы, с одной стороны, налоговое бремя на научные организации не препятствовало их деятельности и не создавало бы условия, при которых существенные налоговые обязательства возникают независимо от фактического наличия прибыли. С другой стороны, финансирование научной деятельности должно быть каким-либо образом поощрено со стороны государства, а не порождать дополнительные налоговые платежи.

ИННОВАЦИИ № 6 (104), 2007

ИННОВАЦИИ № 6 (104), 2007

Анализ 21 главы части второй Налогового Кодекса Российской Федерации позволяет отметить, что ряд содержащихся в этом документе позиций имеет отношение к изобретательской и инновационной деятельности.

Не признается объектом налогообложения по НДС, согласно п. 2 пп. 5 статьи 146 НК РФ, передача на безвозмездной основе основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям. То есть указанные объекты исключаются из налогооблагаемой базы по НДС.

В соответствии со статьей 149 НК РФ не подлежит налогообложению предоставление (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина; все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов; операции по выполнению НИОКР за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; выполнение НИОКР учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров.

Но вместе с тем необходимо отметить следующее. Отдельные налоговые преференции ставят в неравные условия участников инновационного процесса, например, из-за различных источников средств, на которые они осуществляются — освобождены от обложения НДС научно-исследовательские и опытноконструкторские работы, выполняемые за счет средств бюджетов. Логично, что средства, выделяемые из бюджета сами по себе не должны создавать объект по обложению налогом для изъятия части полученных средств в бюджет. Вместе с тем, рассматривая данную норму главы 21 Налогового кодекса РФ в качестве преференции для развития инновационной деятельности в России, следует признать, что если она и стимулирует что-либо, так это развитие науки за счет государственного финансирования. Однако данный источник финансирования не должен являться единственным, дающим право на получение льгот, поскольку только на одних государственных источниках достигнуть желаемого уровня развития отрасли невозможно. Необходимость распространения льготы по НДС на все виды НИОКР независимо от источников их финансирования, в том числе, прописано и в таком документе, как Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года (утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике Министерство образования и науки Российской Федерации (протокол от 15 февраля 2006 г. № 1), размещена на официальном сайте Министерства).

Отказ с 01 января 2002 г. от освобождения по налогу на добавленную стоимость оборотов по реализации книжной продукции, в частности книжной продукции научного и образовательного характера (в настоящее время в отношении указанной продукции действует ставка НДС в размере 10%), является негативным моментом для предприятий инновационных отраслей и приводит к дополнительному оттоку финансовых средств.

В отличие от законодательства по налогу на добавленную стоимость, действовавшего до 01 января 2001 г., то есть до ввода в действие второй части Налогового кодекса РФ, от обложения налогом на добавленную стоимость в настоящее время не освобождены патентно-лицензионные операции (кроме посреднических), связанные с объектами промышленной собственности. Освобождение этих операций от налогообложения может и должно стать серьезным толчком к развитию инновационных отраслей в нашей стране.

Для решения проблемы стимулирования предполагается внесение изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации «Налог на добавленную стоимость», предусматривающих введение льгот по уплате налога на добавленную стоимость (НДС), и распространяющихся на организации, занимающиеся научной деятельностью, освоением в производстве новой техники и технологий, содержащих объекты интеллектуальной собственности, в том числе созданные за счет федерального бюджета.

Считаем, что необходимо:

• внести изменения в подпункт 16 пункта З статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающее освобождение от уплаты НДС при выполнении любых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

• дополнить пункт 2 статьи 149 НК РФ, положением, в соответствии с которым от уплаты НДС будет освобождаться реализация научной и учебной книжной продукции, периодических печатных изданий научного и образовательного характера, услуг по экспедированию и доставке печатных изданий и книжной продукции научного и образовательного характера, редакционных и издательских работ (услуг), связанных с производством книжной продукции и печатных изданий научного и образовательного характера;

• внести дополнения в подпункт 3 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, посвященной налогообложению по ставке 10%, согласно которым данный подпункт не будет распространяется на товары, работы и услуги, указанные в подпункте 17 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.

В статье 150 Налогового кодекса Российской Федерации установить, что от налогообложения НДС освобождается ввоз технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему не только в качестве вклада в уставный капитал, но и для проведения научно-исследовательских и опытноконструкторских работ и для образовательных нужд, а также ввоз печатной продукции научного и образовательного характера.

Предлагается также освободить от налогообложения НДС (путем внесения дополнений в статью 149 Налогового кодекса Российской Федерации) патентно-лицензионные операции (кроме посреднических), связанные с объектами промышленной собственности (исключая товарные знаки и знаки обслуживания).

Здесь названы только некоторые статьи из налогового кодекса Российской Федерации, поправки в которые необходимы для успешного старта проекта «Инновационная Россия». Полный текст всех документов на сайте в Интернете grachev.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.