Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ИНСТИТУТОВ ПРЯМОГО НАРОДОВЛАСТИЯ В СССР ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 1980-Х - НАЧАЛА 1990-Х ГГ.: КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ И КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ИНСТИТУТОВ ПРЯМОГО НАРОДОВЛАСТИЯ В СССР ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 1980-Х - НАЧАЛА 1990-Х ГГ.: КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ И КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
70
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОРЫ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / РЕФЕРЕНДУМ / МЕСТНЫЕ СХОДЫ / ВСЕНАРОДНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ / ОТЗЫВ ДЕПУТАТА / НАКАЗЫ ИЗБИРАТЕЛЕЙ / ELECTIONS / PUBLIC ASSOCIATIONS / REFERENDUM / LOCAL GATHERINGS / PUBLIC DISCUSSIONS / RECALL OF A DEPUTY / ELECTORS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лукьянчикова Людмила Владимировна

В статье рассмотрены вопросы широкого обновления законодательства, вызванного необходимостью регулирования процессов либерализации и демократизации СССР в «перестройки», а также отражением данного процесса в трудах советской юридической науки. Автором обосновано, что обновленная советская система позиционировалась как перспективная модель государственного развития, при условии неукоснительного соблюдения законности и четких механизмов правового регулирования общественных институтов. Функционирование последних на практике послужило не только основой дальнейшего генерирования комплексных и узкоспециальных работ в области народовластия, но и явилось необходимым опытным материалом для формирования конституционно-правовых основ осуществления институтов непосредственного народовластия в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Лукьянчикова Людмила Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main directions modernization of institutions of direct democracy in the Soviet Union in the second half of the 1980 ''s-early 1990-ies: rethinking conceptual and constitutional regulation

The article considers the issues of the widespread renewal of legislation due to the need of regulation of processes of liberalization and democratization in the USSR "perestroika", as well as a reflection of this process in the writings of Soviet legal science. The author proves that the Soviet system was positioned as a promising model of national development, subject to strict compliance with the law and clear mechanisms of legal regulation of public institutions. Operations in practice were not only the basis for further generation of complex and highly specialized works in the field of democracy, but was a necessary empirical material for the formation of the constitutional and legal framework for the implementation of institutions of direct democracy in contemporary Russia.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ИНСТИТУТОВ ПРЯМОГО НАРОДОВЛАСТИЯ В СССР ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 1980-Х - НАЧАЛА 1990-Х ГГ.: КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ И КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ИНСТИТУТОВ ПРЯМОГО НАРОДОВЛАСТИЯ В СССР ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 1980-Х - НАЧАЛА 1990-Х ГГ.:

КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ И КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ЛУКЬЯНЧИКОВА Людмила Владимировна,

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории государства и права

Московского государственного юридического университета им. О.Е.Кутафина (МГЮА). E-mail: luk.luda@mail.ru

Краткая аннотация: в статье рассмотрены вопросы широкого обновления законодательства, вызванного необходимостью регулирования процессов либерализации и демократизации СССР в «перестройки», а также отражением данного процесса в трудах советской юридической науки. Автором обосновано, что обновленная советская система позиционировалась как перспективная модель государственного развития, при условии неукоснительного соблюдения законности и четких механизмов правового регулирования общественных институтов. Функционирование последних на практике послужило не только основой дальнейшего генерирования комплексных и узкоспециальных работ в области народовластия, но и явилось необходимым опытным материалом для формирования конституционно-правовых основ осуществления институтов непосредственного народовластия в современной России.

Abstract: the article considers the issues of the widespread renewal of legislation due to the need of regulation of processes of liberalization and democratization in the USSR "perestroika", as well as a reflection of this process in the writings of Soviet legal science. The author proves that the Soviet system was positioned as a promising model of national development, subject to strict compliance with the law and clear mechanisms of legal regulation of public institutions. Operations in practice were not only the basis for further generation of complex and highly specialized works in the field of democracy, but was a necessary empirical material for the formation of the constitutional and legal framework for the implementation of institutions of direct democracy in contemporary Russia.

Ключевые слова: выборы, общественные объединения, референдум, местные сходы, всенародные обсуждения, отзыв депутата, наказы избирателей.

Keywords: elections, public associations, referendum, local gatherings, public discussions, recall of a Deputy, the electors.

К первой половине 80-х гг. ХХ столетия системный кризис в СССР требовал коренное обновление политической системы. Пришедшее к власти в 1985 г. новое руководство во главе с М.С.Горбачевым, обозначило курс реформ, вошедший в историю как «перестройка»1. Особенностью развития права в данный период, явилось широкое обновление законодательства, вызванное необходимостью регулирования процессов либерализации и демо-

1 Пленум ЦК КПСС. Москва. 23 апреля 1985 г. // См.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (18981988). Изд. 9. Т. 15. 1985-1988. М., 1989. С.5.

кратизации страны в рамках социалистической системы.

В советской юридической науке к масштабной модернизации советского общества был проявлен большой интерес - в фокусе большинства исследований рассматривались вопросы строительства правового государства, способного охранять права человека и обеспечивать подчиненность высшей власти народу. При этом обращалось внимание на то, что советской системой накоплен огромный исторический опыт, позволяющий обновить, обогатить социалистические ценности, и главное, подчер-

кивалось, сделать их обязательным достоянием повседневной общественной практики1. Относительно теоретических основ и практики проявления народовластия в СССР резюмировалось, что учредительная власть народа, четкое определение ее функций и конкретных механизмов действия - все это должно получить конституционное оформление, а конкретизацию - в специальных законах. В этой связи, в числе приоритетных задач были обозначены принятие актов о местном референдуме, собрании (сходе) граждан, детализация в Конституции (в виде отдельной главы) основных принципов организации и деятельности политических партий -2

и движений .

Так, в 1987 и 1990 гг. специальными законами правовое регулирование на всесоюзном уровне получили институты всенародных обсуждений и референдума, которые были провозглашены в Конституции СССР 1977 г., но не имели правового обеспечения их реализации3. При этом укажем, что если институт всенародных обсуждений систематически применялся в масштабах всей страны и локально, то случаев проведения референдумов как всенародных голосований не было. Отчасти это объясняется природой юридических последствий результатов проведения данных мероприятий: в первом случае, общественное мнение носило консультативный характер, в другом - императивный. При этом, ученой общественностью неоднократно поднимался вопрос о пользе и необхо-

1См.: Авакьян С.А. Реформа советской избирательной системы -важнейший шаг в демократизации жизни общества. // Государственно-правовые аспекты демократизации советского общества. / Под ред. С.А. Авакьяна. М., 1989. С. 3-19; Барабашев Г.В., Шеремет К.Ф. Советское строительство. Учебник. М., 1988. - 560 с.; Ковлер А.И. , Смирнов В.В. Демократия и участие в политике. Критические очерки истории и теории. М., 1986. - 192 с.; Деев Н.Н., Четвернин В.А. Советское государство и перестройка (Проблемы теории). / Отв. Ред. В.Е.Гулиев. М., 1990 .- 255 с.; Лазарев Б.М. Государственное управление на этапе перестройки. М., 1988. - 319 с.; Марченко М.Н., Рожко И.Н. Демократия в СССР: факты и домыслы. М., 1988. - 283 с.; Пискотин М.И. Смирнов В.В. Политическая реформа и политическая наука. // См.: Советское государство и право. 1990. №1. С.3-14; Топорнин Б.Н. Конституционная реформа - путь к правовому государству. // См.: Советское государство и право. 1990. №4. С.3- 14; Яковлев В.Ф. Правовая реформа: тенденции и перспективы. // См.: Советское государство и право. 1990. №4. С. 23-31.

2См., например: Шапсугов Д.Ю. Народовластие: опыт политико-правового исследования. Дис. ... д.ю.н. М., 1991. С. 3-7, 15-17.

3 См.: Заседание Верховного Совета СССР. Стенографический

отчет. Созыв 11. Сессия 7. 29-30 июня 1987 г. М., 1987. С. 270-

274.; IV Съезд Народных Депутатов СССР. Стенографический отчет. 17-27 декабря 1990 г. Т.3. М., 1991. С. 177, 364.

димости применения данного института на практике. В ряде работ подчеркивалось, что референдум, как всенародное голосование, в совокупности с всенародными обсуждениями, станет существенным резервом вовлечения на-

4

селения в управление и политику .

Понимание необходимости введения референдума в практику имелось и у советских законодателей. Однако в условиях системного политического и экономического кризиса в стране они с большой осторожностью относились к данному институту, а в условиях центробежных тенденций, первенство по законодательству, регулирующему механизм проведения референдума по значимым вопросам государственной жизни принадлежала республикам.

Так, 16 октября 1990 г. на заседании Верховного Совета РСФСР был принят закон «О референдуме в РСФСР», в котором были определены общие положения и принципы его проведения, а также конкретные нормы реализации института референдума в рамках республики. Основной и значимой новеллой данного акта явилось то, что всероссийский референдум является всенародным голосованием по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни Республики5.

В стенограммах заседаний Верховного Совета СССР и Съезда Народных депутатов СССР отражена не простая атмосфера принятия закона о референдуме в СССР. Проект Закона о всенародном голосовании (референдуме) в СССР был подготовлен к ноябрю 1990 г.

Проект определял порядок всенародного голосования исключительно по вопросам, относящимся к ведению Союза ССР, то есть, не вмешиваясь ни на чью другую компетенцию; предусматривалась процедура назначения референдума, правила его проведения, а также механизм голосования и подведения итогов. Работа над законопроектом велась с учетом новых республиканских актов по вопросам ре-

4 См.: Чурина И.А. Референдум и всенародные обсуждения: их соотношение. // В кн.: Государственно-правовые аспекты демократизации советского общества. / Под ред. С.А.Авакьяна. М., 1989. С. 34-49. С. 34-35, 40.

5 См.: Закон РСФСР от 16 февраля 1990 г. «О референдуме РСФСР». // См.: Ведомости ВС РСФСР. 1990. №8. 18 февраля. М., 1990. С. 248-267.

1

ферендума .

Интересен процесс обсуждения проекта данного закона. Например, депутатом А.А. Кореневым было предложено проработать совместно с республиками вопрос о создании единого закона о референдуме, единого механизма, который мог бы применяться на любой территории - в республике, области. Однако было установлено, что такой вариант не возможен в силу его реализации. Как заметил докладчик по проекту закона А.Е. Себенцов, в настоящее время республики настолько склонны к самостоятельному законотворчеству, что единый закон принять очень трудно. Уже сейчас в разных республиках есть несколько законов о референдуме, продолжил он, причем они расходятся между собой. Когда-нибудь, заверил депутат, мы придем к единому закону, но это будет не сегодня.

В целом, по итогам бурных прений было установлено, что закон о референдуме - это закон вспомогательный, инструментальный, и предназначен для принятия отдельных решений, в то время как самые принципиальные моменты оговариваются в иных законодательных актах, и Постановление Верховного Совета СССР о проекте Закона о всенародном голосовании (референдуме СССР) было одобрено2.

Особое отношение к институту референдума выразили законодатели на заседаниях Съезда Советов Народных Депутатов. Так, при рассмотрении вопроса об общей концепции нового Союзного Договора Р.Н. Нишанов, (председатель Совета Национальностей Верховного Совета СССР) говорил об обращении к референдуму как единственному механизму выражения народной воли относительно дальнейшей судьбы СССР. Депутат Э.Х Гускасов предложил провести референдум, причем в ближайшие сроки, однако лишь в тех республиках, где между Верховным Советом и населением есть существенные разногласия по вопросу обновленного Союза .

Были предложения также ставить на

1См.: Заседание Верховного Совета СССР 1989-1994 гг. Стенографический отчет. Сессия 4. 4.VIII. 14-19 ноября 1990 г. М., 1990. С. 210.

2См.: Заседание Верховного Совета СССР 1989-1994 гг. Стенографический отчет. Сессия 4. Ч.Х. 27 ноября-5 декабря 1990 г. М., 1991. С. 4-6, 17, 20-27.

3 См.: IV Съезд Народных Депутатов СССР. Стенографический отчет. 17-27 декабря 1990 г. Т.1. М., 1991. С. 343, 349, 515.

референдум вопрос о недоверии Съезду, Верховному Совету, Президенту, Правительству. Однако такие предложения не получили поддержки. Большинство депутатов согласилось с тем, что в мировой практике такие прецеденты отсутствуют, к тому же, пояснялось, в Конституции СССР [учитывая внесенные в нее изменения. - Л.Л.], предусмотрены механизмы отстранения и Президента, и Правительства, и даже Верховного Совета4.

Депутаты, представляющие национальные территории особенно ратовали за референдум, как за механизм, в первую очередь, способствующий территориальному самоопределению. Так, депутат Т.К. Пупкевич, представляющий Эстонию констатировал, что проблема референдума для его республики со сложными межнациональными отношениями является особенно острой, и выразил общее мнение его избирателей, что для справедливого решения сложных проблем референдумы должны проводиться по регионам с компактным проживанием, как например, в северо-восточной части Эстонии. В этой связи, ряд депутатов, в частности, С.Н. Звонов, выступали против введения референдуме в общесоюзном формате, мотивируя это тем, что практически этот институт действовать не будет, так как базовые пробле-

5

мы страны не решены .

Закон СССР «О всенародном голосовании (референдуме СССР)» все же был принят на IV Съезде Народных Депутатов СССР 27 декабря 1990 г. В нем указывалось, что в СССР народ осуществляет государственную власть, как через Советы народных депутатов, так и непосредственно, в том числе путем референдума, который «понимается как способ принятия гражданами СССР всенародным голосованием законов СССР и иных решений по наиболее важным вопросам государственной жизни»6.

Кроме того, отказ от партийного единовластия, учреждение Съезда народных депута-

4 См.: там же. Т.2. М., 1991.С. 89.

5 См.: там же. С. 92-97, 230.

6 См.: IV Съезд Народных Депутатов СССР. Стенографический отчет. 17-27 декабря 1990 г. Т.3. М.: Издание Верховного Совета, 1991. - 399 с. С. 176, 351-353. 351. Тогда же было принято Постановление Съезда Народных Депутатов СССР о введении в действие Закона СССР «О всенародном голосовании (референдуме СССР)». // См.: IV Съезд Народных Депутатов СССР. Стенографический отчет. 17-27 декабря 1990 г. Т.3. М., 1991. С. 177, 364.

тов СССР, постов Президентов СССР и союзных республик, реорганизация советского судопроизводства, инициировали реформу избирательной системы и обновление законодательства о статусе депутата СССР. Так, с 1988 г. избирательным законодательством устанавливались проведение выборов на конкурентной основе; недопустимость ограничения числа кандидатов в депутаты, включаемых в избирательные бюллетени; право кандидатов на самовыдвижение; право кандидата выступать с программой своей будущей деятельности. Признанием наличия и необходимости реального плюрализма мнений избирателей являлось и принципиально важное конституционное уточнение их прав вести агитацию как «за», так и «против» кандидатов. В числе новшеств укажем также открытость деятельности избирательных комиссий, усиление общественного контроля за проведением выборных процедур и подсчете голосов, а также роспись числа представителей общественных организаций при выборах народных депутатов СССР1. Качественному и количественному приращению законодательных норм о выборах способствовало также введение в стране поста Президента СССР и Президента союзной республики2.

Внесение подобных изменений в практику избирательных кампаний должно было обеспечить практическое развитие и совершенствование социалистического самоуправления общественности. При этом отдельные положения обновленного избирательного законодательства, вызывали критику. Например, закрепленные в законе окружные предвыборные собрания расценивались как один из организационных рычагов и приёмов правящей партии для

1 См.: Законы СССР «О выборах народных депутатов СССР» и «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона СССР)» от 1 декабря 1988 г. // См.: Ведомости ВС СССР. 1988. №49. 7 декабря. Ст. 727, 729. С. 813-857. Законы РСФСР «О выборах народных депутатов РСФСР» и «О выборах народных депутатов местных Советов народных депутатов РСФСР» от 27 октября 1989 г. // См.: Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1989. № 44. 2 ноября. Ст.: 1303, 1306. М., 1989. С. 862-877, 879898.

2 См.: Закон СССР «Об учреждении поста Президента СССР и внесение изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР» от 14 марта 1990 г. // См.: Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. №12. 21 марта. Ст. 189.М., 1991. С. 228-238; Закон РСФСР «О выборах Президента РСФСР» от 24 апреля 1991 г. // См.: Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. №17. 25 апреля. Ст. 510. М., 1991. С. 459-467.

3

отсеивания неугодных кандидатов в депутаты . Также нарекание вызывало предоставление общественным организациям права избирать депутатов высших органов власти. Это, по мнению С.А. Авакьяна, ущемляло принцип равного избирательного права, так как часть граждан голосовала дважды, а то и более. К тому же, отмечал ученый, часть депутатов имела несколько облегченное положение в предвыборной борьбе, поскольку победить в общественной организации было легче, чем в округе 4.

В этой связи укажем, что в октябре 1989 г. в российское выборное законодательство, учитывая опыт прошедших выборов, содержало отличия от всесоюзного, в пользу расширения демократических начал, как например, отсутствие положения об окружном предвыборном собрании, выборы депутатов республиканского Съезда по территориальным и национально-территориальным округам, введение многомандатных округов и др. Впервые в российском избирательном законодательстве определялась роль политических партий и общественно-политических движений в избирательном процессе. Фактически они получили возможность участвовать в создании независимого института наблюдателей на избирательных участках5.

Избирательная кампания по выборам народных депутатов СССР 1989 г., первые итоги работы Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР показали, что насущными задачами являются также обновление правового регулирования наказов избирателей и отзыва выборного лица. В отношении первого на заседаниях Верховного Совета СССР 1989 г. были острые дискуссии по вопросу вообще самого существования института наказов. Сторонники его упразднения заявляли, что наказы зачастую дестабилизируют планы развития ре-

3 См.: Журавлев В.П., Фортунатов В.В. Выборы народных депутатов СССР в 1989 г. и РСФСР в 1990 г. // См.: Российский центр обучения избирательным технологиям при ЦИК России: [Электронный ресурс] URL: http://www.rcoit.ru(дата обращения 25.06. 2014 г.)

4 См.: Авакьян С.А. Реформа советской избирательной системы -важнейший шаг в демократизации жизни общества. // См.: Государственно-правовые аспекты демократизации советского общества. / Под ред. С.А. Авакьяна. М., 1989. С. 4-5.

5 См.: Законы РСФСР от 27 октября 1989 г.: «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР», «О выборах народных депутатов РСФСР», «О выборах народных депутатов местных Советов РСФСР». // См.: Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1989. №44. Ст.: 1303, 1305-1306. М., 1989. С. 862-922.

гионов, и практически не выполняются из-за

1

длительного согласования .

Представители ученой общественности поднимали данную проблему в научной печати. В частности, М.А. Краснов привел целый ряд противоречий и способов их устранения по проблеме правового регулирования института наказов. Автор, в целом, пришел к заключению, что с позиций сложившейся политической ситуации в стране, четко выраженной тенденции расширения суверенных прав союзных республик, представляется обоснованной разработка союзного закона о наказах избирателей и общественных организаций народным депутатам СССР, а также республиканских законов о наказах избирателей народным депутатам союзных и автономных республик, местных Советов. Такая дифференциация, по мнению ученого необходима в следствии различий масштабов работы с наказами в высших и местных органах государственной власти . С принятием в декабре 1989 г. Закона СССР «О статусе народных депутатов в СССР», на законодательном уровне появился ряд новелл, определивших общие начала работы депутатов и представительных учреждений с наказами, в том числе - предоставление кандидату права отказаться от принятия наказа, с которым он не мог согласиться 3.

Кроме того, пересмотр законодательства о правомочиях депутата инициировал новый закон об отзыве избранного лица4, хотя среди депутатов не было единого мнения относительно того, нужен ли вообще такой закон. Часть советских законодателей, ориентируясь на опыт парламентских стран в этом вопросе, исходили из того, что в грядущей перспективе выборов по партийным квотам, институт отзыва не потребуется, «партии сами должны заботиться о том, чтобы их представители отвечали всем требованиям», и в противном случае при-

1 См., например: Заседание Верховного Совета СССР 1989-1994. Сессия 2. Ч.5. 1-14 ноября 1989 г. М., 1989.С. 29.

2 Краснов М.А. О законодательном регулировании наказов избирателей народным депутатам СССР. // Советское государство и право. 1989. №1. С. 94-96.

3 См.: Закон СССР от 21 декабря 1989 г. «О статусе народных депутатов в СССР». // См.: Ведомости СНД и ВС СССР. 1989. №29. 27 декабря. Ст. 567. М., 1989. С. 800-815.

4 См.: Заседание Верховного Совета СССР 1989-1994. 2 сессия.

Ч^. (1-14 ноября 1989 г.) М., 1989. С. 20-29; то же. Ч.М. (15-21

ноября 1989 г.) М., 1989. С. 215-239.

нимать необходимые меры. Также отмечалось, что в условиях дестабилизации советской социально-экономической системы невозможно выполнение наказов избирателей как одного из направлений деятельности депутата, по причинам нехватки бюджетных средств и неопределенности правомочий Советов в условиях перехода к рыночной экономике, а потому следует упразднить подотчетность депутата избирателям и ввести свободный мандат. Однако сторонники института отзыва утверждали, что отказ от подотчетности депутата избирателям в современных условиях означал бы не только односторонний разрыв связи депутатов со своими округами, но и подрыв доверия к Съезду народных депутатов СССР и Верховному Совету СССР, в целом. Процесс политического структурирования общества, утверждали они, еще далеко не завершен, поэтому и избиратели, и политические партии должны иметь право отозвать депутатов, не оправдавших доверия до истечения срока полномочий всего депутатского корпуса5.

На всесоюзном уровне единый порядок отзыва народных депутатов всех уровней был принят 3 июня 1991 г. С учетом общественного мнения, основания отзыва народного депутата СССР, закрепленные в законе включали утрату доверия избирателей или общественной организации, выразившееся в невыполнении депутатских обязанностей или нарушении Конституции СССР и законов СССР. Законом предусматривались гарантии прав депутата при рассмотрении предложения о его отзыве, а также уголовная ответственность за ложный повод постановки вопроса об отзыве. Из-за допущенных нарушений закона результаты голосования могли быть признаны недействительными6. Применение процедуры отзыва по новому закону 1991 г. трудно проанализировать, в декабре того же года СССР как единое государство прекратил свое существование. В рамках бывших союзных республик практика отзыва разрешалась неоднозначно и противоречиво, правове-

5 МСъезд народных депутатов СССР. Бюллетень №20. 27 декабря 1990 г. М., 1991.С. 11-13.

6 См.: Закон СССР «О порядке отзыва народного депутата СССР» от 3 июня 1991 г. // См.: Библиотека нормативно-правовых актов СССР: [Электронный ресурс] URL: http: // www.libussr.ru (дата обращения: 20.07. 2014 г.).

ды заключали, что принятая, например, в РСФСР процедура отзыва имеет целый ряд недочетов, затрудняющих его осуществление - как в самих законодательных нормах, так и в процессуальном аспекте, которые остались не ре-

1

шенными, к сожалению, и на сегодняшний день .

По вопросу регулирования института общественных объединений укажем, что в принятом в 1990 г. специальном законе, имелся богатый перечень данных форм общественной жизнедеятельности. Одним из главнейших принципов создания и деятельности данных объединений, являлся отказ от однопартийной системы и идеологический плюрализм. Нормы советского законодательства закрепляли за общественными объединениями право свободного выражения политических предпочтений электората, деятельность в органах высшего представительства, что обеспечивало социуму

участие посредством данной формы в осуще-

2

ствлении государственной власти .

Относительно института местных сходов укажем, что в конце 80-х гг. представление о власти на местах как гражданской самоорганизации городов и сел, а также необходимость выведения местных органов власти из системы государственных учреждений стало получать все больше сторонников. Практическим шагом данного реформирования явилось принятие в 1990 г. Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», согласно которому сходы граждан, наряду с иными формами непосредственной де-

мократии, включались в систему местного самоуправления административно-территориальных единиц. Подобные новеллы нашли отражение во внесенных изменениях Конституционных актов в рамках СССР и союзных республик3. Кроме участия в решении вопросов социального и экономического развития территории, приговоры сходов (собраний) граждан были обязательными в пакете документов по целому ряду вопросов административно-территориаль-ного

4

устройства .

В целом, переосмысление концептуальных основ осуществления народовластия в СССР во второй половине 1980-х - начале 1990-х гг. проходило в русле заявленного в стране политического курса, сопровождаемого соответствующими нормативно-правовыми новеллами и изменениями в Конституции. Обновленная советская система позиционировалась как самая оптимальная модель общественного и государственного взаимодействия, готовая к постоянному совершенствованию и имеющая большие перспективы при условии неукоснительного соблюдения законности и четких механизмов правового регулирования общественных институтов. Функционирование последних на практике послужило не только основой дальнейшего генерирования комплексных и узкоспециальных работ в области народовластия, но и явилось необходимым опытным материалом для формирования конституционно-правовых основ осуществления непосредственного народовластия в современной России.

1 См., например: Петрова Н.А. Конституционно-правовой институт отзыва в Российской Федерации. Дис. ...к.ю.н. М., 2006. С. 163-185; Рябов С.А., Филиппов О.А. Ответственность депутата представительного органа местного самоуправления. // Евразийский юридический журнал. 2013. №5. С. 102-105; Шапсугов Д.Ю. Народовластие: опыт политико-правового исследования. Дис. . д.ю.н. М., 1991. С. 134.

2 См.: Закон СССР от 9 октября 1990 г. «Об общественных объединениях». // См.: Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. №42. 17 октября. Ст. 839. М., 1990. С. 1024-1033..

3См., например: Закон СССР от 9 апреля 1990 г. «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». // См.: Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. №16. 18 апреля. Ст. 267. М., 1989. С. 319-329.

Закон СССР от 26 декабря 1990 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (основного Закона) СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления». // См.: Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. №1. 2 января. Ст. 3. М.. 1991. С. 8-14; См. также: Конституция (Основной Закон) РСФСР 1978 г. с внесенными изменениями и дополнениями, внесенными законами РСФСР от 27 октября 1989 г., от 31 мая, 16 июня и 15 декабря 1990 г., от 24 мая и 1 ноября 1991 г. и Законом Российской Федерации от 21 апреля 1992 г. М., 1992. С. 67-68.

4 См., например: Решение исполкома Ярославского областного совета народных депутатов от 13 июня 1988 г. «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства Ярославской области». // См.: Центральный федеральный округ: [Электронный ресурс] URL: www.cfo-info.com(дата обращения 15.01. 2014 г.).

Библиография:

1. Пленум ЦК КПСС. Москва. 23 апреля 1985 г. // См.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1988). Изд. 9. Т. 15. 1985-1988. М., 1989. С.5.

2. Авакьян С.А. Реформа советской избирательной системы - важнейший шаг в демократизации жизни общества. // Государственно-правовые аспекты демократизации советского общества. / Под ред. С.А. Авакьяна. М., 1989. С. 3-19; Бара-башев Г.В., Шеремет К.Ф. Советское строительство. Учебник. М., 1988. - 560 с.; Ковлер А.И. , Смирнов В.В. Демократия и участие в политике. Критические очерки истории и теории. М., 1986. - 192 с.; Деев Н.Н., Четвернин В.А. Советское государство и перестройка (Проблемы теории). / Отв. ред. В.Е.Гулиев. М., 1990 .- 255 с.; Лазарев Б.М. Государственное управление на этапе перестройки. М., 1988. - 319 с.; Марченко М.Н., Рожко И.Н. Демократия в СССР: факты и домыслы. М., 1988. - 283 с.; Пискотин М.И. Смирнов В.В. Политическая реформа и политическая наука. // См.: Советское государство и право. 1990. №1. С.3-14; Топорнин Б.Н. Конституционная реформа - путь к правовому государству. // См.: Советское государство и право. 1990. №4. С.3- 14; Яковлев В.Ф. Правовая реформа: тенденции и перспективы. // См.: Советское государство и право. 1990. №4. С. 23-31.

3. Шапсугов Д.Ю. Народовластие: опыт политико-правового исследования. Дис. ... д.ю.н. М., 1991. С. 3-7, 15-17.

4. Заседание Верховного Совета СССР. Стенографический отчет. Созыв 11. Сессия 7. 29-30 июня 1987 г. М., 1987. С. 270274.; IV Съезд Народных Депутатов СССР. Стенографический отчет. 17-27 декабря 1990 г. Т.3. М., 1991. С. 177, 364.

5. Чурина И.А. Референдум и всенародные обсуждения: их соотношение. // В кн.: Государственно-правовые аспекты демократизации советского общества. / Под ред. С.А.Авакьяна. М., 1989. С. 34-49. С. 34-35, 40.

6. Закон РСФСР от 16 февраля 1990 г. «О референдуме РСФСР». // См.: Ведомости ВС РСФСР. 1990. №8. 18 февраля. М., 1990. С. 248-267.

7. Заседание Верховного Совета СССР 1989-1994 гг. Стенографический отчет. Сессия 4. Ч. VIII. 14-19 ноября 1990 г. М., 1990. С. 210.

8. Заседание Верховного Совета СССР 1989-1994 гг. Стенографический отчет. Сессия 4. Ч.Х. 27 ноября-5 декабря 1990 г. М., 1991. С. 4-6, 17, 20-27.

9. IV Съезд Народных Депутатов СССР. Стенографический отчет. 17-27 декабря 1990 г. Т.1. М., 1991. С. 343, 349, 515.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. IV Съезд Народных Депутатов СССР. Стенографический отчет. 17-27 декабря 1990 г. Т.3. М.: Издание Верховного Совета, 1991. - 399 с. С. 176, 351-353. 351. Тогда же было принято Постановление Съезда Народных Депутатов СССР о введении в действие Закона СССР «О всенародном голосовании (референдуме СССР)». // См.: IV Съезд Народных Депутатов СССР. Стенографический отчет. 17-27 декабря 1990 г. Т.3. М., 1991. С. 177, 364.

11. Законы СССР «О выборах народных депутатов СССР» и «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона СССР)» от 1 декабря 1988 г. // Ведомости ВС СССР. 1988. №49. 7 декабря. Ст. 727, 729. С. 813-857. Законы РСФСР «О выборах народных депутатов РСФСР» и «О выборах народных депутатов местных Советов народных депутатов РСФСР» от 27 октября 1989 г. // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1989. № 44. 2 ноября. Ст.: 1303, 1306. М., 1989. С. 862-877, 879-898.

12. Закон СССР «Об учреждении поста Президента СССР и внесение изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР» от 14 марта 1990 г. // См.: Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. №12. 21 марта. Ст. 189.М., 1991. С. 228238; Закон РСФСР «О выборах Президента РСФСР» от 24 апреля 1991 г. // См.: Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. №17. 25 апреля. Ст. 510. М., 1991. С. 459-467.

13. Журавлев В.П., Фортунатов В.В. Выборы народных депутатов СССР в 1989 г. и РСФСР в 1990 г. // Российский центр обучения избирательным технологиям при ЦИК России: [Электрон. ресурс] URL: http://www.rcoit.ru(дата обращения 25.06. 2014)

14. Авакьян С.А. Реформа советской избирательной системы - важнейший шаг в демократизации жизни общества. // См.: Государственно-правовые аспекты демократизации советского общества. / Под ред. С.А. Авакьяна. М., 1989. С. 4-5.

15. Законы РСФСР от 27 октября 1989 г.: «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР», «О выборах народных депутатов РСФСР», «О выборах народных депутатов местных Советов РСФСР». // См.: Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1989. №44. Ст.: 1303, 1305-1306. М., 1989. С. 862-922.

16. Заседание Верховного Совета СССР 1989-1994. Сессия 2. Ч.5. 1-14 ноября 1989 г. М., 1989.С. 29.

17. Краснов М.А. О законодательном регулировании наказов избирателей народным депутатам СССР. // Советское государство и право. 1989. №1. С. 94-96.

18. Закон СССР от 21 декабря 1989 г. «О статусе народных депутатов в СССР». // См.: Ведомости СНД и ВС СССР. 1989. №29. 27 декабря. Ст. 567. М., 1989. С. 800-815.

19. Заседание Верховного Совета СССР 1989-1994. 2 сессия. Ч^. (1-14 ноября 1989 г.) М., 1989. С. 20-29; то же. Ч.М. (15-21 ноября 1989 г.) М., 1989. С. 215-239.

20. 1 МСъезд народных депутатов СССР. Бюллетень №20. 27 декабря 1990 г. М., 1991 .С. 11-13.

21. Закон СССР «О порядке отзыва народного депутата СССР» от 3 июня 1991 г. // См.: Библиотека нормативно-правовых актов СССР: [Электронный ресурс] URL: http: // www.libussr.ru (дата обращения: 20.07. 2014 г.).

22. Петрова Н.А. Конституционно-правовой институт отзыва в Российской Федерации. Дис. ...к.ю.н. М., 2006. С. 163-185; Рябов С.А., Филиппов О.А. Ответственность депутата представительного органа местного самоуправления. // Евразийский юридический журнал. 2013. №5. С. 102-105; Шапсугов Д.Ю. Народовластие: опыт политико-правового исследования. Дис. ... д.ю.н. М., 1991. С. 134.

23. Закон СССР от 9 октября 1990 г. «Об общественных объединениях». // См.: Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. №42. 17 октября. Ст. 839. М., 1990. С. 1024-1033..

24. Закон СССР от 9 апреля 1990 г. «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». // См.: Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. №16. 18 апреля. Ст. 267. М., 1989. С. 319-329.

25. Закон СССР от 26 декабря 1990 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (основного Закона) СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления». // См.: Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. №1. 2 января. Ст. 3. М.. 1991. С. 8-14; См. также: Конституция (Основной Закон) РСФСР 1978 г. с внесенными изменениями и дополнениями, внесенными законами РСФСР от 27 октября 1989 г., от 31 мая, 16 июня и 15 декабря 1990 г., от 24 мая и 1 ноября 1991 г. и Законом Российской Федерации от 21 апреля 1992 г. М., 1992. С. 67-68.

26. Решение исполкома Ярославского областного совета народных депутатов от 13 июня 1988 г. «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства Ярославской области». // См.: Центральный федеральный округ: [Электронный ресурс] URL: www.cfo-info.com(дата обращения 15.01. 2014 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.