Научная статья на тему 'Понятие, эволюция конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации'

Понятие, эволюция конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3548
440
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТСТВА / ПРЕЗИДЕНТ РФ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Новоселова Мария Дмитриевна

В статье рассматриваются понятие и эволюция конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации. Появление института президентства в России. Особенности правового статуса Президента РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие, эволюция конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации»

Список литературы

1. Малиновский А.А. Злоупотребление правом. М., 2000.

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).

3. Сафонов В.Г. Государство и право, 2004. № 12.

4. Алексеев С.С. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов. М., 1998.

5. Кант И. Метафизика нравов, 1797. Соч. в 6 т.

6. Толстой Л.Н. Царство божие внутри нас // Полн. собр. соч. М., 1957. Т. 28.

ПОНЯТИЕ, ЭВОЛЮЦИЯ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Новоселова М.Д.

Новоселова Мария Дмитриевна - магистрант, Институт Права и национальной безопасности Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: в статье рассматриваются понятие и эволюция конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации. Появление института президентства в России. Особенности правового статуса Президента РФ. Ключевые слова: институт Президентства, Президент РФ.

Предстоящие выборы нового Президента России 18 марта 2018 года опосредуют повышенное внимание к данному событию, как внутри страны, так и за рубежом. Учитывая, что 2018-й является также годом 25-летия Конституции Российской Федерации, эти два события имеют не только исключительную историческую значимость, но и представляют большой научный интерес. Требуется новое научно -теоретическое осмысление эволюции конституционно-правового статуса Президента, особенностей формирования его правового положения как высшего должностного лица в системе государственной власти.

Появление института президентства в России начинается не с начала 90-х гг. ХХ века, как принято считать, а значительно раньше. Еще в монархической России предлагались конституционные проекты, в которых обсуждалась возможность введения поста президента. Например, подобный проект был подготовлен видным государственным деятелем и реформатором П.А. Столыпиным [1, с. 206-210].

Во времена СССР, с одной стороны, президентство как модель государственного управления квалифицировалась как «буржуазная, а потому классово чуждая, непригодная для советской системы» [2, с. 288]. Но с другой стороны, - еще в Конституции СССР 1936 г. [3] присутствовал термин «коллегиального президента», которым обозначили Президиум Верховного Совета СССР. Вопрос о введении института президента ставился в середине 60-х гг. Н.С. Хрущевым, но идея поддержки не нашла. До принятия Конституции СССР 1977 г. [4] статус президента тоже обсуждался, но его закрепления в самой Конституции изначально не оказалось.

Институт президентства в России изначально имел много общего с американской моделью. В 80-е годы ХХ века вопрос о введении поста президента стал обсуждаться очень активно. Но была принята конструкция Председателя Верховного Совета

СССР, а на нее выдвинута кандидатура на тот момент Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева. Основной смысл конституционных реформ состоял в том, чтобы подпереть «партийным плечом» двуединый парламент - Съезд народных депутатов и Верховный Совет СССР, дать ему «пусковой импульс» и прекратить на высшем уровне подмену партийными органами советских, представительных органов государственной власти аппаратом управления [5].

Согласно решениям XIX Всесоюзной партийной конференции (1988 г.) Верховный орган власти - Съезд народных депутатов СССР получил право избрания Президента, который должен был руководить внешней политикой и обороной, назначать Премьер -министра и исполнять другие функции. В дальнейшем идея с президентством была поддержана и развита на Втором Съезде народных депутатов СССР (декабрь 1989 г.), на котором необходимость введения президентского поста обуславливалась неэффективностью работы основных государственных институтов. Президент должен был избираться прямым голосованием и являться главой государства. Аналогичная структура власти должна была создаваться и в союзных республиках [6].

14 марта 1990 г. III Съезд народных депутатов принимает Закон СССР «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР» [7] (за подписью Председателя ВС СССР М.С. Горбачева), который легализовал статус президента (Глава 15.1), ввел должность вице-президента (127.4), исключил из Преамбулы Конституции руководящую роль Коммунистической партии, закрепил норму о многопартийности и учредил «Совет Федерации» (Глава 15.2).

Ключевой замысел Закона СССР от 14 марта 1990 г. № 1360-I состоял в том, что первого Президента мог избрать в особом порядке Съезд народных депутатов (что и было сделано), а следующий Президент СССР мог быть избран только гражданами СССР на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Избранным считался кандидат, получивший больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании (ст.127.1 Конституции СССР 1977 г.).

Таким образом, судьба и политическая функция М.С. Горбачева как первого и последнего Президента СССР, одновременно являвшегося Генеральным Секретарем ЦК КПСС, была фактически предрешена еще до распада Союза (1991), поскольку при отмене руководящей роли Коммунистической партии, введения принципа многопартийности, учреждении нового органа власти «Совета Федерации», началась новая эпоха перехода от Республики Советов к Президентской Республике, в которой республиканские органы власти стали де-юре и де-факто заменять собой союзные (начиная от флага, и заканчивая выборами президента) [8].

Прямым следствием радикальной конституционной реформы в СССР стало расшатывание устоев союзного государства, появление харизматичных лидеров, образование республиканских политических элит, которые вступили в острую политическую борьбу за власть, а затем в противостояние с союзным Центром, что в итоге увенчалось распадом СССР. Среди новых лидеров был и Председатель Верховного Совета РСФСР Б. Ельцин.

На фоне этих судьбоносных для общества и государства событий в политических кругах разгорелась полемика вокруг введения поста президента в РСФСР. Съезд народных депутатов РСФСР высказался против этой идеи. Вместе с тем, 17 марта 1991 г. на всесоюзном референдуме «Быть ли Союзу ССР», состоявшимся на основании соответствующего нового Закона [9], 69,85% советских граждан высказались «за» пост президента РСФСР. Наряду с этим 76,4% сказали «да» сохранению РСФСР в составе СССР [10, с. 9].

По результатам референдума были приняты: Закон «О Президенте РСФСР» [11] и Закон «О выборах Президента РСФСР» [12]. IV Съезд народных депутатов РСФСР утвердил изменения и дополнения в Конституцию РСФСР [13], в том числе связанные с

9

введением поста Президента РСФСР, и Закон РСФСР от 27 июня 1991 г. «О вступлении в должность Президента РСФСР» [14]. 22 мая 1991 г. Президентом РСФСР становится Б. Ельцин, за которого проголосовало 57,3% граждан, принявших участие в голосовании. Особенности его статуса в соответствии с новыми законами состояли в том, что он стал высшим должностным лицом и главой исполнительной власти.

Однако, введение института президентства в РСФСР не привело к коренным изменениям в системе государственного правления, так как главная роль по-прежнему принадлежала Съезду народных депутатов и Верховному Совету. Поэтому с начала 90-х гг. шел интенсивный процесс подготовки новой Конституции России. В итоге конституционно-правовой статус, основные функции и полномочия Президента РФ были закреплены в Главе 4 Основного закона - Конституции Российской Федерации 1993 года [15].

В целом внешней предпосылкой становления института президентства в России явилась мировая, главным образом американская, практика аналогичного института, но существовали и внутренние предпосылки, в том числе опыт того политического строительства, который Россия накопила за свою историю. Специфические предпосылки становления института Президента в России впоследствии дали основание говорить об особенностях правового статуса Президента в нашей стране и даже о появлении в России новой ветви власти - «президентской», обеспечивающей охрану государственного суверенитета и согласованное функционирование всего механизма государства.

Список литературы

1. АврехА.Я. Столыпин и судебные реформы в России. М.: Политиздат, 1991. 290 с.

2. Советское государственное право / Кабышев В.Т., Миронов О.О., Фарбер И.Е. Под ред.: Фарбер И.Е. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1979. 324 с.

3. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик. [Электронный ресурс]: [Утверждена Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов Союза ССР от 5 декабря 1936 года] // Справочная правовая система КонсультантПлюс.

4. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята на внеочередной седьмой сессии ВС СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.) // Ведомости ВС СССР, 1977, № 41. Ст. 617.

5. Лазарев Б.М. Президент СССР // Советское государство и право. М.: Наука, 1990. № 7.С. 3-14.

6. Кузнецов Е.Л. Из истории создания института президента СССР // Государство и право, 1996. № 5. С. 95-104.

7. Закон СССР от 14 марта 1990 г. № 1360-1 «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР»: Закон СССР от 14 марта 1990 г. № 1360-1 // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 21 марта 1990 г. № 12. Ст. 189.

8. Овсепян Ж.И. О некоторых аспектах концепции конституционной реформы в СССР // Советское государство и право, 1991. № 8. С. 3-14.

9. Закон РСФСР от 16 октября 1990 года № 241-1 «О референдуме РСФСР»: Закон РСФСР от 16 октября 1990 года № 241-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 16 октября 1990 г., 1990. № 21. Ст. 230.

10. Авакьян С.А. Президент Российской Федерации: эволюция конституционно -правового статуса // Вестник Московского университета. Серия 11 «Право». 1998. № 1. С. 8-40.

11. Закон от 24.04.1991 № 1098-1 «О Президенте РСФСР»: Закон от 24.04.1991 № 1098-1 // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР от 25 апреля 1991 г. № 17. Ст. 512.

12. Закон РСФСР от 24.04.1991 № 1096-1 «О выборах Президента РСФСР»: Закон РСФСР от 24.04.1991 № 1096-1 // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР, 25 апреля 1991 г. № 17. Ст. 510.

13. Закон РСФСР от 24 мая 1991 г. № 1326-! «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР»: Закон РСФСР от 24 мая 1991 г. № 13264 // Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 30 мая 1991 г. № 22. Ст. 776.

14. Закон РСФСР от 27 июня 1991 г. «О вступлении в должность Президента РСФСР»: Закон РСФСР от 27 июня 1991 г. // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР, 27 июня 1991 г. № 26. Ст. 880.

15. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 2014. № 31. Ст. 4398.

РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ИНФОРМИРОВАНИЕ» И «ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ»: ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Крученков П.Г.

Крученков Павел Григорьевич - магистрант, юридический факультет, Институт права и национальной безопасности Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: в статье описываются доктринальные подходы к содержанию понятия «информирование» и «предвыборная агитация» и общие принципы информационного обеспечения выборов в Российской Федерации. Подробным образом показаны сущностные отличия понятий информирования и предвыборная агитация. Приведена судебная практика, как правоприменительный пример использования указанных понятий.

Ключевые слова: выборы, информационное обеспечение выборов, агитация.

УДК 342.849.5

Информационное обеспечение выборов, как уже отмечалось, включает в себя информирование избирателей и предвыборную агитацию.

Законодатель не дает определения информирования избирателей, что является пробелом в действующем избирательном законодательстве, который необходимо восполнить. Ряд ученых предлагают различные варианты понятия «информирование избирателей».

Как отмечают Р.Т. Биктагиров и Б.И. Кинзягулов, информирование избирателей можно рассматривать в двух аспектах - как совокупность правовых норм, регламентирующих порядок информирования граждан о выборах и референдуме, а также как информационную деятельность определенных законом субъектов, осуществляемую в ходе избирательной кампании, кампании референдума [1].

Несколько иное определение приводят С.В. Большаков и А.Г. Головин. С.В. Большаков полагает, что информирование избирателей - это осуществляемая в рамках информационного обеспечения избирательной кампании деятельность определенных законом субъектов избирательного процесса по реализации прав

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.