Научная статья на тему 'История становления института президентства в России'

История становления института президентства в России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
10994
1457
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЗИДЕНТ / РОССИЯ / ДЕМОКРАТИЯ / ГОСУДАРСТВО / ЛИЧНОСТЬ / PRESIDENT / RUSSIA / DEMOCRACY / STATE / PERSON

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Водяницкий Владимир Андреевич

Учреждение поста Президента Российской Федерации в условиях демократизации общества укрепило российскую государственность и послужило защите прав и свобод личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History of Becoming of the President Institute in Russia

Appointment of the presidency in Russia in the process of democratization has firmed Russian state and contributed to the defense of personal rights and freedom.

Текст научной работы на тему «История становления института президентства в России»

В. А. Водяницкий

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТСТВА

В РОССИИ

Новый для России институт президентства был введен в 1991 г. в контексте кризиса советской политической системы, завершившегося распадом СССР, изменением отношений собственности, созданием новых политических и административных институтов. Поэтому актуальность темы настоящей статьи заключается в том, что роль президентства как центрального института политико-административной системы России возрастает по мере углубления проводимых в стране модернизационных реформ, нуждающихся для своего осуществления в постоянных и целенаправленных усилиях со стороны высшей государственной власти. Российская модель демократического транзита требует стратегического и тактически сильного президентства, способного не только провести радикальную модернизацию, но и нейтрализовать деструктивные процессы в обществе, быть реальным гарантом демократических прав и свобод граждан.

Впервые идея введения президентства одержала вверх в период советской «перестройки». В 1990 г. внеочередной Третий съезд народных депутатов СССР принимает Закон «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) СССР» 1 и избирает Президента СССР. Учреждение поста Президента СССР привело к отказу от статьи 6 Конституции и соответственно отказу от монополии власти одной партии, проведению дальнейшей демократизации в стране. Учреждение института президентства изменило форму правления от республики Советов к президентской республике. Правовое положение президента в последующем в результате накопления опыта формирования института Президента СССР должно уточняться путем внесения изменений в Конституцию СССР2. Отмена

1 Постановление Верховного Совета СССР от 27.02.1990 № 1238-1 «Об учреждении поста Президента СССР и внесении соответствующих изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) СССР» // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета СССР. — 1990. — № 9. — Ст. 115.

2 Веденеев Ю. А. Теория и практика переходных процессов в развитии государственности // Государство и право. — 1995. — № 1.

192

Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2012. Том 13. Выпуск 3

6-й статьи Конституции СССР обеспечило М. С. Горбачеву поддержку избрания его президентом СССР со стороны группы демократически настроенных депутатов.

Введение института президентства, по замыслу авторов реформы, было призвано стабилизировать ситуацию в стране, создать основу для формирования в СССР правового государства, в котором нет места для монополии одной партии и обеспечивается равенство всех перед законом. С другой стороны, установление президентской власти, опиравшейся на волеизъявление народа в лице его представителей в парламенте, дало возможность Горбачеву в известной мере освободиться от опеки со стороны партаппарата, значительная часть которого не разделяла политику Генерального секретаря3. Тем не менее дальнейшие события показали, что введение института президентства не стабилизировало ситуацию в стране, а, наоборот, более усугубило кризисные явления в СССР. Углублялись центробежные тенденции, во многих регионах до предела обострились межнациональные противоречия, а Горбачев проявил полное бессилие в решении всех этих проблем. Он все время, со всех высоких трибун повторял: «Нужно действовать, и еще раз действовать»; «Настала пора энергичных и сплоченных действий!»; «Поумнеть надо всем, все понять, не паниковать и действовать конструктивно всем и каждому». Он призывал к действию, он действовал, но плоды его действий до людей доходили развалом хозяйства, углубляющимся хаосом, дороговизной, всполохами междунациональных войн4.

В оппозиции политике Горбачева стояла часть демократов во главе с Б. Н. Ельциным, а также большая часть консерваторов, в первую очередь из съездовской фракции «Союз». Чувствуя уверенность в своих силах и рассчитывая на поддержку граждан, Ельцин стремился использовать учреждение нового политического института — президентства — в целях борьбы за власть и влияние. А так же, по мнению Т. М. Николз, другим важным фактором, вынуждавшим Ельцина стремиться к учреждению президентства в России, стал «крен вправо — возросшая роль консерваторов в союзном советском государстве... логическим продолжением которых должен был стать переход от борьбы с малыми республиками Союза к установлению контроля над Россией. Ельцин ясно осознавал эту опасность и хрупкость независимого российского государства перед ней»5.

Процесс формирования новой российской государственности фактически начался с момента принятия 12 июня 1990 г. I Съездом народных депутатов РСФСР Декларации о государственном суверенитете России6, что явилось важнейшей вехой в становлении института власти и управления республики, независимых от союзных структур. Приняв эту Декларацию съезд заявил о решимости создать демократическое государство в составе обновленного Союза ССР. В связи с этим необходимо было учредить пост президента России и возложить на него полномочия по обеспечению суверенитета, государственности, соблюдению законности в РСФСР, прекращению

3 Омельченко Н. А. История государственного управления в России. — М., 2010. — С. 406.

4 История России. XX век: 1939-2007 / Под ред. А. Б. Зубова. — М., 2010. — С. 560.

5 Nichols T. M. The Russian Presidency: Society and Politics in the Second Russian Republic. — NY., 1999. — P. 34.

6 Декларация Совета народных депутатов от 12.06.1990 № 22-1 «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. — 1990. — № 2. — Ст. 22.

вмешательства союзных министерств и ведомств в дела РСФСР, созданию надежного механизма взаимодействия законодательной, исполнительной и судебной властей, координации деятельности их органов7.

Как звено в цепи союзно-российского противостояния следует рассматривать и введение в Российской Федерации поста президента. Закон «О Президенте РСФСР» был утвержден IV съездом народных депутатов России 22 мая 1991 г. Тогда же были утверждены кандидаты в президенты Российской Федерации. Ими стали В. В. Бакатин, Б. Н. Ельцин, В. В. Жириновский, А. М. Макашов, Н. И. Рыжков и А. М. Тулеев. Съезд внес изменения в конституцию Российской Федерации, подчеркнув превалирование полномочий съезда над президентскими: съезд правомочен рассматривать любой вопрос, в том числе об отрешении президента от должности, отмене актов Верховного Совета и указов президента8.

12 июня 1991 г. состоялись первые выборы президента России. Б. Н. Ельцин стал Президентом Российской Федерации, который вступил в должность 10 июля 1991 г. В первом туре выборов его кандидатура получила поддержку почти 60 % избирателей, принявших участие в голосовании9. Учреждение поста Президента на ранней стадии становления в Российской Федерации происходило в условиях неясности самой идеи институционального оформления политической системы страны, которая возникла в результате «спешки и поиска компромисса, вследствие чего оказалась хаотичной и способствовавшей скорее латанию дыр, чем обеспечению согласованности во взаимодействии различных ветвей власти»10. Необходимо отметить, что российское президентство возникло как гарант существования независимого государства и его создатели прежде всего руководствовались политическими соображениями.

В июне-июле 1996 г. в ходе двух туров очередных выборов Президента России Б. Н. Ельцин был вновь избран главой государства. Продолжение курса экономических реформ породило ряд серьезных противоречий. В августе 1998 г. произошел глубокий финансовый кризис, сопровождавшийся замедлением экономического роста и снижением жизненного уровня широких слоев населения. Одним из следствий стал кризис властных структур, выразившийся в частой смене кабинета министров и новых конфликтах законодательной и исполнительной власти. 31 декабря 1999 г. Б. Н. Ельцин объявил о своей досрочной отставке и добровольно оставил пост Президента Российской Федерации11. Свои полномочия в соответствии со статьей 92 Конституции Российской Федерации он передал председателю правительства РФ В. В. Путину.

В марте 2000 г. В. Путин одержал победу на президентских выборах уже в первом туре (за него проголосовало 52,9% участвовавших в выборах, а за главного соперника Г. Зюганова — 29,2%). Программное кредо Путина содержало многозначительную пере-

7 Лазарев Б. М. Президент СССР. — М., 1991.

8 История России с древнейших времен до наших дней / Н. Л. Клименко, В. Г. Кошкилдько,

С. В. Пронкин (и др.); под ред. А. В. Сидорова. — М., 2008. — С. 425.

9 История России / А. А. Чернобаев, И. Е. Горелов, М. Н. Зуев и др.; Под ред. М. Н. Зуева,

А. А. Чернобаева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2006. — С. 543.

10 Nichols T. M. The Russian Presidency: Society and Politics in the Second Russian Republic. — NY., 1999. — P. 34.

11 История России. XX век: 1939-2007 / Под ред. А. Б. Зубова. — М., 2010. — С. 621.

кличку с российским прошлым: «“Земля наша богата, порядка только нет” — говорили в России. Больше так о нас говорить не будут». В марте 2004 г. на новых президентских выборах Путин одержал еще более убедительную победу: за него проголосовали 71,31% избирателей, в то время как за его главного конкурента, выдвиженца КПРФ Н. Харитонова, только 13,69%. На протяжении всего периода пребывания у власти Путин пользовался устойчивой поддержкой большинства россиян — рейтинг его популярности в среднем составлял 70%. В способности внушать массам веру в себя и свои действия он превзошел обоих своих предшественников — и Горбачева, и Ельцина. В течение всего периода пребывания у власти Владимир Путин не встречал сколько-нибудь серьезной оппозиции и имел возможность выбора собственного политического курса12.

В период пребывания Владимира Путина на должности Президента РФ были предприняты существенные усилия по укреплению системы государственной власти и стабилизации внутренней обстановки в нашей стране. В частности, положительным моментом можно считать внесение изменений и дополнений в законодательство о порядке назначения на должность глав субъектов РФ, согласно которым кандидатуры последних стали утверждаться и наделяться властными полномочиями высшими органами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов России по представлению Президента13. Помимо политической системы, в указанное время удалось укрепить и усовершенствовать экономическую и социальную систему государства, значительно поднять уровень жизни населения, улучшить демографическую ситуацию.

В. В. Путин провел на президентском посту два срока. «В 2008 г. он и его окружение успешно провели операцию “Преемник”, в ходе которой президентом стал Д. А. Медведев — бывший вице-премьер»14. Дмитрий Медведев продолжил курс своего предшественника на последовательное развитие нашего государства. Сам институт президентства также был усовершенствован. Так, срок полномочий главы государства был увеличен с четырех до шести лет15. Увеличение срока полномочий главы государства, бесспорно, выступает в качестве позитивного момента модернизации политической системы России. 7 мая 2012 г. Владимир Путин в третий раз, но впервые — на 6 лет, вступил в должность президента России16.

Таким образом, можно констатировать, что учреждение поста Президента в Российской Федерации укрепило государственность и послужило основой для последующего обретения подлинной независимости России. Введение поста Президента в условиях демократизации общества позволило укрепить порядок, упорядочить

12 Там же. С. 621-622.

13 Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации // Российская газета. — № 188. — 31.08.2004.

14 Анисимов Е. История государства от Рюрика до Медведева. Люди, События. Даты. — 3-е изд., доп. — СПб., 2010. — С. 540.

15 Закон Российской Федерации к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 05.01.2009. — № 1. — Ст. 1.

16 Российская газета. — № 104, 10.05.2012.

управление государством, усилить основную задачу президента — защиту прав и свобод личности. Только концентрация власти в лице президента на основе демократических принципов могла вывести государство из сложной ситуации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анисимов Е. История государства от Рюрика до Медведева. Люди. События. Даты. 3-е изд. доп. — СПб., 2010.

2. Веденеев Ю. А. Теория и практика переходных процессов в развитии государственности // Государство и право. — 1995. — № 1.

3. Декларация Совета народных депутатов от 12.06.1990 № 22-1 «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. — 1990. — № 2. — Ст. 22.

4. Закон Российской Федерации к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 05.01.2009. — № 1. — Ст. 1.

5. История России. XX век: 1939-2007 / Под ред. А. Б. Зубова. — М., 2010.

6. История России с древнейших времен до наших дней / Н. Л. Клименко, В. Г. Кошкилдько, С. В. Пронкин (и др.); под ред. А. В. Сидорова. — М., 2008.

7. История России / А. А. Чернобаев, И. Е. Горелов, М. Н. Зуев и др.; под ред. М. Н. Зуева, А. А. Чернобаева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2006.

8. Лазарев Б. М. Президент СССР. — М., 1991.

9. Омельченко Н. А. История государственного управления в России. — М., 2010.

10. Постановление Верховного Совета СССР от 27.02.1990 № 1238-1 «Об учреждении поста Президента СССР и внесении соответствующих изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) СССР» // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета СССР. — 1990. — № 9. — Ст. 115.

11. Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации // Российская газета. — № 188. — 31.08.2004.

12. Nichols T. M. The Russian Presidency: Society and Politics in the Second Russian Republic. — NY., 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.