Научная статья на тему 'Основные направления международных связей Дальне- восточных субъектов РФ со странами Северо-Восточной Азии'

Основные направления международных связей Дальне- восточных субъектов РФ со странами Северо-Восточной Азии Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
158
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Савка Ольга Геннадьевна, Чудесов Валерий Владимирович

В статье авторы рассматривают ряд направлений, по которым осуществляется сотрудничество Дальневосточных субъектов Российской Федерации со странами АТР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Савка Ольга Геннадьевна, Чудесов Валерий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main trends of international ties between the Far Eastern subjects of the Russian Federation and the North-Eastern Asian countries

The authors touch upon some trends of cooperation between the Far Eastern subjects of the Russian Federation and Pacific Rim countries.

Текст научной работы на тему «Основные направления международных связей Дальне- восточных субъектов РФ со странами Северо-Восточной Азии»

Основные направления международных связей Дальневосточных субъектов РФ со странами Северо-Восточной Азии

О.Г. Савка В.В. Чудесов

В статье авторы рассматривают ряд направлений, по которым осуществляется сотрудничество Дальневосточных субъектов Российской Федерации со странами АТР.

The authors touch upon some trends of cooperation between the Far Eastern subjects of the Russian Federation and Pacific Rim countries.

m

ашв

О.Г. Савка

В концепции внешней политики РФ зафиксировано: «Одним из важнейших направлений российской внешней политики в Азии является развитие дружественных отношений с ведущими азиатскими государствами»1. В конце XX - начале XXI вв. Дальневосточные субъекты Российской Федерации сделали значительный шаг в развитии международных связей. Регионы, учитывая специфику геополитического положения, трудности развития отношений с центральными регионами России, стали развивать связи с приграничными территориями КНР, Японии и Республики Корея.

Среди направлений, по которым осуществляется сотрудничество Дальневосточных

В.В. Чудесов

регионов России с зарубежными странами, отметим, прежде всего, внешнюю торговлю, инвестиционное сотрудничество, производственно-техническое и научно-техническое сотрудничество, иностранный туризм, привлечение иностранной рабочей силы, сотрудничество в сфере науки и культуры и др. В данной статье основное внимание сконцентрировано на анализе внешнеторговой деятельности регионов, привлечении иностранных инвестиций на территорию Дальнего Востока, развитии туризма с зарубежными странами.

Внешнеэкономическое сотрудничество стало основным фактором, компенсирующим отдаленность Дальневосточных регионов от

Савка Ольга Геннадьевна - аспирантка ДВАГС

Чудесов Валерий Владимирович - доктор ист. наук, профессор кафедры политологии и политического управления ДВАГС

центра России. Большая часть внешней торговли территорий Дальнего Востока осуществляется со странами Северо-Восточной Азии (СВА), на долю которых пришлось около 80%. Наибольший объём внешнеторгового оборота приходиться на Японию, Китай, Республику Корея.

Одной из наиболее динамично развивающихся территорий Российской Федерации является Хабаровский край. Он расположен на перекрестке транспортных систем Дальнего Востока. Основными партнерами по внешнеэкономической деятельности являются: КНР, Япония, Республика Корея. С началом осуществления российских реформ в экономике и внешней торговле внешнеэкономическая ориентация Хабаровского края

тов - на 77%, лома и отходов черных металлов - на 60%, рыбы и морепродуктов - на 27,9%. Импорт Хабаровского края в 2005 году составил 580 млн. долл., увеличившись на 82,2%4.

Наиболее ёмким рынком для продукции, производимой в крае, являлся рынок Японии, куда направлялся краевой экспорт. Основную часть поставок в Японию составляют природные ресурсы Хабаровского края, причем, как правило, в необработанном виде. Значительную долю традиционно занимает лесопродукция. Крупнейшим экспортером пиломатериалов в Японию является предприятие «Ванино-Тайрику» со 100% японским капиталом. По Хабаровскому краю в 2000 году на долю Японии приходилось 60% экс-

Прочие 24%

Республика Ко 16%

Япония 31%

Китай 29%

Рис. 1. Распределение внешнеторгового оборота территорий Дальнего Востока по

странам в 2005 году

заметно усилилась. Так, если в 1991 году доля экспорта в общем объеме промышленного производства края составляла 2,5 процента, в 1992 году - 7,3 процента, то в 1996 году - уже свыше 27 процентов3. Еще больше увеличилась доля импорта в потреблении различных видов товаров, особенно продовольствия. Наиболее значительный рост был характерен для экспорта услуг, продукции военного машиностроения, олова и меди, нефтепродуктов. Соответственно доли этих товаров в общей структуре экспорта заметно возросли.

В Хабаровском крае значительное увеличение внешнеторгового оборота наблюдалось в 2005 году (на 55% и составил 3.555 млн. долл.), при этом объем экспорта достиг 2.975 млн. долл. (рост на 50,7%). Экспорт увеличился за счет роста поставок: нефтепродук-

портных поставок леса необработанного, 26% поставок шли в Китай и 14% - на Республику Корея. В 2002 году ситуация изменилась - доля Китая возросла до 60%, а Японии сократилась до 28%, доля Республики Корея снизилась до 12%5. Япония традиционно является крупнейшим покупателем рыбопродукции. Японские компании закупают в крае минтай, ракообразных, икряную сельдь, икру лососевых и осетровых рыб. Основными статьями импорта Хабаровского края из Японии являются машины, механическое оборудование и запчасти к ним (в основном, это бульдозеры, экскаваторы, автопогрузчики) .

Приморский край в 2005 году занял первое место по объему внешнеторгового оборота среди территорий Дальнего Востока. Внешнеторговый оборот края в 2005 году

составил 3.811,1 млн. долл. или 26,7% от общего товарооборота Дальнего Востока. По сравнению с 2004 годом (2.763 млн. долл.) прирост объема внешней торговли края составил 38%. Основными странами-контрагентами Приморского края традиционно являются: КНР - 37% , Япония - 30% , Республика Корея - 17%. Общий объем экспорта Приморского края в 2005 году составил 1.409,8 млн. долл. и к уровню 2004 года увеличился на 32%. Увеличение экспорта произошло, в основном, за счет увеличения сырьевых поставок (рыбы и морепродуктов

- на 33%, металлов и изделий из них - на 40% , минеральных продуктов - в 2 раза).

В номенклатуре импорта, в основном, преобладают продовольственные и промышленные товары народного потребления. Стоимость импорта Приморского края в 2005 году выросла (по сравнению с предыдущим годом) в 1,4 раза и составила 2.401,3 млн. долл. Доля импорта во внешнеторговом обороте Приморского края возросла с 28% в 2000 году до 63% в 2005 году. Увеличение импорта произошло за счет следующих групп товаров: текстиль и изделия из него, обувь

- на 59% , продовольственные товары - на 52% , продукция химической промышленности - на 51%, машины, оборудование и транспортные средства - на 37%®.

Общий объем внешнеторгового оборота Амурской области в 2005 г. -271,6 млн. долл., что в 1,6 раза выше показателей 2004 года. Объем экспорта увеличился на 52,8% и составил 157,3 млн. долл., импорт возрос на 86,1% и составил 114,3 млн. долл. Рост внешнеторгового оборота произошел, в основном, за счет увеличения экспорта изделий из черных металлов и импорта овощей и фруктов. Среди торговых партнеров Амурской области наибольшая доля внешнеторгового оборота в 2005 году пришлась на Китай (81,7%) и Японию (8,7% )7.

Основными статьями экспорта Амурской области являются древесина8 (преобладают необработанные лесоматериалы) и изделия из нее, черные металлы и изделия из них. Из КНР ввозятся овощи и фрукты, текстильные изделия, оборудование, игрушки. Отметим, что основным внешнеторговым партнером Амурской области на протяжении десятилетия остается Китай.

Между администрацией Амурской области и Народным правительством г. Хэйхэ заключаются ежегодные протоколы «О со-

трудничестве»9. В г. Хэйхэ провинции Хэй-лунцзян открыто торгово-экономическое представительство администрации Амурской области. Основные направления работы представительства: установление и поддержание контактов с правительственными, коммерческими, общественными организациями КНР по вопросам торгово-экономического, культурного и гуманитарного сотрудничества; организационная подготовка и информационное обеспечение поездок в КНР делегаций Амурской области по различным вопросам сотрудничества; оказание содействия российским гражданам, находящимся на территории г. Хэйхэ (КНР), при нарушении их прав в разрешении возникших конфликтов с представителями различных служб и учреждений г. Хэйхэ.

Значительная специфика в отношениях со странами СВА существует в Еврейской автономной области (ЕАО). Её внешнеторговый оборот очень мал по сравнению с другими субъектами Дальнего Востока. Это связано, прежде всего, с объемами промышленного производства и численностью населения.

Основными статьями экспорта ЕАО являются древесина, продовольствие и сельхозпродукты (соя), металлы, машины и транспортные средства. Почти половину импорта заняли транспортные средства, машины и технологическое оборудование для организации новых производств и технического перевооружения, техника для производства геологических работ, лесозаготовок и лесо-переработки, строительства и производства стройматериалов. Наиболее активным участником внешней торговли является ООО «Сэньхэ-Лесопромышленность» (со 100%-ным китайским капиталом) - заготовка и переработка древесины.

В силу своего географического положения во внешнеторговом обороте области ведущее место занимает КНР, на долю которой в общем товарообороте области приходится около 50% 10.

В ЕАО активно развивается приграничное сотрудничество с Китайской Народной Республикой, в частности, с приграничными районами провинции Хэйлунцзян: округами городов Цзямусы, Хэган, Ичунь. На территории ЕАО работают три пункта пропуска: «Нижнеленинское», «Амурзет» и «Пашково». Постоянно осуществляются двусторонние визиты делегаций на уровне пра-

вительств приграничных территорий. Результатами таких встреч стало подписание более 60 двусторонних документов между правительством ЕАО и правительствами приграничных городов КНР по различным направлениям деятельности11. В июне 1999 года был создан Торгово-экономический совет Народного правительства г. Хэган и правительства Еврейской автономной области, на заседаниях которого рассматриваются вопросы сотрудничества приграничных территорий в различных областях.

Удаленность приграничных регионов от центра России не всегда положительно сказывается на экономической ситуации в регионе. Одним из способов преодоления такой ситуации является привлечение иностранных инвестиций. В этих условиях Дальний Восток, как, может быть, никакой другой регион, нуждается в иностранных инвестициях.

Принципиальное значение для развития инвестиционного сотрудничества субъектов РФ имело принятие Государственной думой в июне 1999 года Федерального закона «Об иностранных инвестициях Российской Федерации»12. Закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль. Он направлен на привлечение и эффективное использование в экономике страны иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии.

По количеству регистрируемых предприятий с иностранными инвестициями в 2005 году лидирующие позиции занимали: Китай (40%), Республика Корея (11%) и Япония (10%). На страны СВА приходилось 62% всех зарегистрированных предприятий. Основное размещение предприятий с китайскими инвестициями: в Амурской области, ЕАО, Приморском и Хабаровском краях.

В целом, по Дальневосточному федеральному округу динамика иностранных инвестиций положительна, особенно заметный рост их наблюдался в 2003 году - в 2,5 раза больше, чем за 2002 год. В 2005 году (по сравнению с 2004 годом) рост иностранных инвестиций составил 17%. Наиболее привлекательной для иностранных инвестиций является Сахалинская область. В 2005 году в экономику Сахалина вложено 81,9% всех иностранных инвестиций Дальневосточного федерального округа (в 2004 г. - 77,4%), в

развитие экономики Республики Саха (Якутия) - 11,3% (16,4%), Хабаровского - 4,1% (1,9%) и Приморского - 0,5% (1,9%) краев, Камчатской - 0,5% (0,8%) и Магаданской -0,1% (0,7%) областей. Амурская область среди регионов Дальневосточного федерального округа в рейтинге привлекательности поднялась на четвертое место, и ее доля составила 1,6% от всех иностранных вложений в округ»

Подчеркв:ем, что уровень развития благоприятного инвестиционного климата существенно зависит от ситуации в регионе, а, следовательно, от политики местных властей, которые ответственны за экономическое, политическое и социальное положение в субъекте РФ. В регионах принимаются и модернизируются специальные инвестиционные законы.

В 2000 году принят Закон Хабаровского края «Об инвестиционной деятельности в Хабаровском крае»14. Принятие закона позволило урегулировать основные положения инвестиционной деятельности в крае. Законом определены меры краевой государственной и муниципальной поддержки инвестиционной деятельности в крае, разработана система льгот и гарантий, в том числе правовых гарантий для субъектов инвестиционной деятельности. Основополагающей задачей Правительства Хабаровского края по развитию инвестиционных процессов на территории края является создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения отечественных и иностранных инвестиций. В рамках реализации поставленной задачи Правительством края проведена определенная работа в этом направлении. В июне 2003 года на расширенном заседании Правительства Хабаровского края приняты «Основные направления инвестиционной политики Правительства Хабаровского края на 2003-2006 гг. и до 2010 года»15, включающие комплекс мероприятий, направленных на сохранение положительных тенденций, решение задач привлечения в край инвестиционных ресурсов, повышения их эффективности в целях создания в крае высокоэффективной экономической базы и развитой социальной сферы, обеспечивающей высокий уровень жизни и закрепления в крае экономически активного населения.

По-прежнему, одним из самых привлекательных для иностранных инвесторов районов Дальнего Востока является Приморский

Таблица 1

Динамика поступления иностранных инвестиций13 (тыс. долларов США)

2000 2001 2002 2003 2004 2005

Российская Федерация, млн.долларов США 10958 14258 19780 29699 40509 53651

Дальневосточный федеральный округ 577.158 766842 1141466 2846814 5072485 5934672

Республика Саха (Якутия) 159570 144475 291270 596749 834398 669016

Приморский край 78065 108552 57252 62697 97895 30386

Хабаровский край 27203 19893 33342 27445 96212 245548

Амурская область 4528 203 5236 16069 42724 95330

Камчатская область 29442 78376 42675 52772 39645 28068

| Магаданская область 27732 26425 4587 7461 33996 2898

1 Сахалинская область 250560 388909 706675 2083088 3927138 4861563

Еврейская АО 58 129 429 533 477 1863

край. Это связано с близостью к японскому, корейским и китайскому рынкам, наличием железных дорог и незамерзающих портов; выходом транспортной инфраструктуры на Транссибирскую магистраль; высоким образовательным уровнем населения и специальной подготовкой рабочих и инженерно-технического персонала; развитыми судостроительной, авиастроительной и оборонной промыш-ленностями; высоким потенциалом рыбодобы-вающей и рыбообрабатывающей индустрий; большими запасами деловой древесины; значительными запасами полезных ископаемых. По информации Государственной регистрационной палаты при Министерстве Юстиции РФ Приморский край занимает 3 место в России по количеству зарегистрированных и внесенных в Государственный реестр предприятий с иностранными инвестициями, уступая только Москве и Республике Ингушетия. На территории Приморского края зарегистрировано (к началу 2004 года) и внесено в Государственный реестр 1.125 предприятий с иностранными инвестициями, что составляет в от общего количества предприятий с иностранными инвестициями, зарегистрированных на территории Дальнего Востока и внесенных в Государственный реестр16. Приморский край занимает 3 место в России и по числу действующих совместных и иностранных предприятий, уступая лишь крупнейшим городам России - Москве и Санкт-Петербургу.

Одним из важных направлений сотрудничества субъектов Дальнего Востока со стра-

нами СБА является туризм. Например, в Амурской области зарегистрированы и действуют две туристические ассоциации: «Амурская областная туристическая организация», «Амурский Союз туристических организаций». 7 ведущих туркомпаний области17 получили полномочия осуществлять безвизовый групповой туризм с КНР.

Специалисты всех дальневосточных территорий отмечают наличие потенциала для сотрудничества с КНР в сфере туризма. Однако к настоящему времени он реализован лишь частично и, в большей степени, в пользу Китая.

Пальму первенства в туристическом обмене среди дальневосточных регионов держат приграничные Приморский и Хабаровский края, Амурская и Еврейская автономная области, но среди них есть различия. Так, если число туристов из Приморского края, побывавших в Китае, увеличилось в 2005 году на 24% к 2004 году, то китайских, посетивших край, сократилось на 58%, в Хабаровском крае число посетивших КНР увеличилось на 61%, а посетивших край - уменьшилось на 22%. Близкая с приморской ситуация и в Амурской области. В 2005 году выезд российских граждан через Благовещенский пограничный пункт увеличился на 74% (через все погран-переходы области - на 80%), а вот число туристов из КНР уменьшилось почти на 60%18.

Между Дальневосточными субъектами и провинцией Хэйлунцзян активно развиваются туристические отношения на безвизовой

основе. Правовой базой для их осуществления является Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках от 29 февраля 2000 года19.

Сдерживающим фактором для развития въездного туризма по всему Дальнему Востоку России, в том числе из КНР, является слабо развитая инфраструктура: ограниченное количество мест в гостиницах, слабый уровень гостиничного сервиса, высокий уровень цен на транспортные услуги. Вступление в силу с 1 июня 2007 года нового Федерального закона «Об основах туристической деятельности», с одной стороны, направлено на улучшение качества оказания туристических услуг населению, а с другой - даёт возможность органам государственной власти осуществлять более действенный контроль над развитием международных связей в этой сфере.

Каждый регион осуществляет свои международные связи в зависимости от особенностей географического положения, специфики и уровня экономического развития, интересов и потребностей экономики и населения. Современное состояние внешнеэкономических и международных связей Дальневосточных субъектов РФ со странами АТР дает надежду, что в ближайшем будущем они станут масштабнее и эффективнее.

Литература и источники:

1. Концепция внешней политики Российской Федерации /,/ Международная жизнь. -2000. - №8-9.

2. Внешнеэкономические связи территорий Востока России. 2005 год // Текущий архив Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия «Дальний Восток и Забайкалье».

3. Основные направления внешнеэкономической политики администрации Хабаровского края на 1999 - 2000 гг. /7 Архив Губернатора и правительства Хабаровского края.

4. Внешнеэкономические связи территорий Востока России. 2005 год // Текущий архив Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия «Дальний Восток и Забайкалье».

5. Левинталь, A.B. Развитие внешнеэкономических связей Дальнего Востока России: проблемы и перспективы / A.B. Левинталь // Проблемы Дальнего Востока. - 2004. - №2.

- С. 70.

6. Внешнеэкономические связи территорий Востока России. 2005 г. // Текущий архив Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия «Дальний Восток и Забайкалье».

7. Амурская область - Китай: сферы сотрудничества [текст]:Амурстат. - Благовещенск, 2006. - С. 9.

8. Начиная с 1998 года, Китай осуществляет программу сохранения лесов: запрещаются рубки в истоках крупных рек и ограничена заготовка, в северо-восточном Китае. Для стимулирования его ввоза Правительство Китая отменило монополию на импорт необработанной древесины и установило нулевые пошлины на ввозимую древесину и пиломатериалы.

9. Итоги работы отдела международного протокола в 2002 году // Текущий архив администрации Амурской области.

10. Таможенная статистика за 1999 - 2005 гг.: Статистический справочник // Дальневосточное таможенное управление.

11. Отчеты о состоянии международных связей Еврейской Автономной области за 1993

- 2005 годы // Текущий архив правительства ЕАО.

12. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. // Собрание законодательства РФ. -1999. - №28. - Ст. 3493.

13. Амурская область - Китай: сферы сотрудничества [текст]: Амурстат. - Благовещенск, 2006. - С. 24.

14. Закон Хабаровского края «Об инвестиционной деятельности в Хабаровском крае» //Архив губернатора и правительства Хабаровского края.

15. «Основные направления инвестиционной политики правительства Хабаровского края на 2003 - 2006 гг. и до 2010 года» // Текущий архив правительства Хабаровского края.

16. Справки о поступлении инвестиций за 2004 гг. // Текущий архив администрации Приморского края.

17. Амурская область - Китай: сферы со-трудничества[текст]: Амурстат. - Благовещенск, 2006. - С. 50.

18. Там же. - С. 51.

19. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках от 29 февраля 2000 года // http: // www.mid.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.