Пространственная Экономика 2006. № 1. С. 87-98
УДК 339.727.221.24(571.6+510.3) Инь Цзяньпин
РЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ КИТАЕМ И РОССИЕЙ: СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Рассмотрены проблемы межрегионального сотрудничества Дальнего Востока России и северо-востока Китая. Определены тенденции и перспективные направления социально-экономических взаимодействий: внешнеторгового, инвестиционного сотрудничества, научного и культурного обмена.
Россия, Дальний Восток, Китай, провинция Хэйлунцзян, региональное сотрудничество, инвестиции, товарооборот, тенденции, приграничная инфраструктура.
РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РАЗВИТИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Всем известно, что Китай и Россия имеют общую границу протяженностью в 4300 км. Приграничные регионы обеих стран1 (главное, Дальневосточный регион России и провинция Хэйлунцзян Китая) играют важную роль в развитии политических и экономических отношений между двумя странами. В настоящее время региональное сотрудничество занимает важное место в торгово-экономических отношениях между двумя странами. Оно служит движущей силой социально-экономического развития и процветания приграничных районов обеих стран.
С 2000 г. объем товарооборота между Китаем и Россией постоянно увели-
© Цзяньпин Инь, 2006
1 Приграничные регионы — субъекты РФ и провинции северо-востока Китая, имеющие общую государственную границу {прим. ред.).
чивался и в 2004 г. достиг рекордной цифры — свыше 20 млрд долл. Россия стала восьмым торговым партнером Китая по объему товарооборота, а Китай — четвертым для России. Доля России во внешнеторговом обороте Китая в 2004 г. (1154,74 млрд долл.) составила только 1,7%, а доля Китая во внешнеторговом обороте России в 2004 г. (около 270 млрд долл.) — 7,4%. Что касается инвестиционного сотрудничества, по самой оптимистичной оценке в период до 2005 г. Россия вложила в китайскую экономику 500 млн долл. капитала, что в общем объеме иностранных капиталовложений в Китае (свыше 1000 млрд долл.) занимает только 0,05%, а китайские капиталовложения в российскую экономику (около 700 млн долл.) занимают в общем объеме иностранных капиталовложений в России (около 75 млрд долл.) меньше 1%. Исходя из этих цифр, руководители двух стран отметили, что существующий уровень товарооборота не соответствует экономическому потенциалу обеих стран.
В приграничных регионах двух стран — на Дальнем Востоке России и северо-востоке Китая (главное, в провинции Хэйлунцзян) — ситуация выглядит несколько иначе. Степень взаимозависимости экономики этих регионов сравнительно высока: с 2000 г. Китай стал первым торговым партнером Дальнего Востока, в 2000—2002 гг. Китай занимал около 25% в объеме экспорта и около 30% в импорте Дальнего Востока. В 2003 г. российско-китайский товарооборот достиг 15,7 млрд долл., причем более 30% от его объема приходилось на Дальний Восток России. В отдельных регионах, например в Амурской области, эта доля еще выше: в экспорте этой области доля Китая составляет более 75%. Доля внешнеторгового оборота Дальнего Востока в общем объеме российско-китайской торговли из года в год растет и в 2003 г. достигла 12%, в том числе 15% по экспорту и 8% по импорту.
По некоторым оценкам, торговля и другие виды предпринимательства китайцев стали важнейшим фактором пополнения местной казны Приморского края: налоги с них превышают налоги из всех прочих источников (в 3—7 раз в г. Владивостоке и в 8 раз — в г. Находке, а в мелких и беднейших городах и районах это соотношение на порядок больше). Китайских рабочих особенно охотно нанимают в овощеводство и строительство. Так, стоило в 1996—1997 гг. числу этих рабочих сократиться на 18%, как производство упало на 21% [12]. Некоторые предприятия Дальнего Востока в определенной степени зависят от экономики Китая, например, знаменитое авиастроительное предприятие в г. Комсомольске-на-Амуре успешно действует благодаря китайским заказам. Выполнение заявок соседей, несомненно, поможет и другим промышленным гигантам в регионе, и не только в оборонной сфере. Российский Дальний Восток сильно зависит от экономики приграничных китайских территорий. Так, во время вспышки в Китае эпидемии атипичной пневмонии Россия закрыла
КПП на границе с Китаем. Эта мера нанесла серьезный ущерб российской экономике, что подтолкнуло местные власти к переоценке значения торгово-экономического сотрудничества с Китаем, которые пришли к выводу, что экономическое развитие Дальнего Востока не мыслится в отрыве от Китая.
В северо-восточных провинциях КНР, прежде всего Хэйлунцзян, экономика которой во многом ориентирована на Дальний Восток России, тоже наблюдается подобная картина: в 2004 г. товарооборот провинции Хэйлунц-зян с Россией достиг 3,82 млрд долл., что составило около 56% от общего объема товарооборота внешней торговли провинции (6,79 млрд долл.) и 19% в китайско-российском торговом обороте (в рекордном году выше 50%). Для приграничных районов торговля с Россией еще более важна для развития экономики. Например, за сравнительно небольшое время население маленького китайского пограничного городка Суйфыньхэ выросло до 100 тыс. человек, а годовой товарооборот с Россией в 2004 г. достиг 2,5 млрд долл., что составило 12,5% китайско-российского товарооборота и вывело Суйфыньхэ по этому показателю на первое место в провинции Хэйлунцзян. Как считают руководители города, все это произошло благодаря российским туристам, приезжающим за покупками: в 2004 г. город принял около 450 тыс. туристов из России.
Отсюда нетрудно прийти к выводу, что региональное сотрудничество играет очень важную роль в экономических отношениях между Китаем и Россией, что особенно важно для экономического развития приграничных районов двух стран. Вот почему изучение проблем регионального сотрудничества между Китаем и Россией привлекает все больше и больше внимания китайских и российских ученых.
УКРЕПЛЕНИЕ ОСНОВ РЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
1. Как высшие власти, так и местные администрации Китая и России прилагают большие совместные усилия для развития регионального сотрудничества. Президент РФ В.В. Путин не раз подчеркивал роль и значение регионального сотрудничества с Китаем. Он отметил, что российско-китайское межрегиональное сотрудничество принесет обеим странам существенные выгоды и придаст импульс развитию их взаимодействия. В.В. Путин также заверил, что межрегиональное сотрудничество двух стран несомненно получит поддержку со стороны российского руководства на высшем уровне. Он сказал, что российское правительство поощряет участие местных правительств, государственных и частных предприятий в освоении китайских районов [4].
Как сообщил председатель Совета Федерации С. Миронов журналистам в преддверии визита в Китай в сентябре 2005 г., приграничное сотрудничество, в
том числе и на уровне российских регионов и китайских провинций, имеет для России особое значение.
Китайское правительство также поощряет развитие сотрудничества с российским Дальним Востоком. Как отметил председатель Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей У Банго 22 мая 2004 г. во время визита в Хабаровск, новое руководство Китая придает особое значение отношениям с Россией. Он заявил, что выбрал Дальний Восток местом своего первого визита в целях стимулирования межрегионального обмена и сотрудничества между Китаем и Россией и надеется на углубление существующих связей в торгово-экономической области.
2. Выработан механизм регулярных встреч глав правительств и деловых кругов КНР и РФ, который обеспечивает и содействует развитию регионального сотрудничества двух стран. Во время визита С. Миронова в КНР в августе 2003 г. было принято решение о ежегодном проведении конференции для регулярного диалога между двумя странами по вопросам приграничного и межрегионального сотрудничества. В 2004 г. конференция по приграничному и межрегиональному сотрудничеству проходила в Москве, а в сентябре 2005 г. Форум межрегионального торгово-экономического сотрудничества «Китай — Россия» проходил в приморском городе Северо-Восточного Китая Далянь. В рамках форума был организован российско-китайский межпарламентский семинар, на котором законодатели обеих стран обменялись мнениями по вопросам укрепления взаимоотношений между парламентами России и Китая, совершенствования законодательной базы, стимулирующей развитие межрегионального и приграничного сотрудничества. На конференции были подписаны некоторые соглашения между российскими и китайскими регионами, ряд документов о двустороннем сотрудничестве в сфере транспорта, самолетостроения, металлургии, автомобильной промышленности, а также договоренности между рядом компаний об эффективных инвестициях в российскую экономику, которые заложат крепкий фундамент для нового подъема регионального сотрудничества между Китаем и Россией.
3. В 2004 г. завершены российско-китайские переговоры по вопросу присоединения России к ВТО. Китай и Россия заявили о признании друг друга в качестве стран с полностью рыночной экономикой. Это имеет далеко идущие последствия, прежде всего, позволит уменьшить торговые трения, подобные возникшим в апреле 2004 г., когда российская сторона применила дискриминационные меры по отношению к китайским товарам путем временного прекращения оформления их на некоторых таможенных постах в приграничной зоне и дополнительного взимания таможенной пошлины в размере 30%, или 3,5 долл. за 1 кг. По объяснению ГТК РФ, эти меры вызваны расхождением между российской и китайской статистикой о взаимном внешнеторговом обороте. Но
это только предлог. Истинная причина заключалась в переговорах с Китаем относительно вступления России в ВТО. По сведениям высокопоставленного источника газеты «Коммерсант» в ГТК, решение о повышении таможенной стоимости китайского импорта было принято на самом высоком уровне и связано с противодействием Китая вступлению России в ВТО [2]. А теперь, когда переговоры о вступлении России в ВТО уже завершены, устранен самый важный фактор, который может в любое время вызвать торговые трения и конфликты. Присоединение России к ВТО предоставит новые возможности урегулировать в рамках ВТО так называемую «неорганизованную торговлю», решить проблемы «серой растаможки», тем самым содействуя дальнейшему развитию двустороннего сотрудничества.
4. В 2004 г. КНР и РФ подписали соглашение о полной делимитации китайско-российской границы на всем ее протяжении в 4300 км. Таким итогом следует дорожить, и он заслуживает всяческого одобрения и признания. Всем известно, что пограничные проблемы очень сложны и чувствительны. Они существовали между Китаем и Россией еще с XVII века. В связи с тем, что исторически часть Дальневосточного региона являлась китайской территорией, на Дальнем Востоке было опасение, что Китай может, используя демаркацию границы, выдвинуть территориальные претензии к России. Такое опасение не может не оказать отрицательного влияния на региональное сотрудничество Дальнего Востока России с Китаем. А теперь, когда завершена полная делимитация китайско-российской границы на всем ее протяжении, нет оснований для территориального конфликта. Это огромное достижение позволило избавиться от политической проблемы, устранило последнюю преграду в развитии межрегионального сотрудничества и сохранении стабильности в приграничных районах.
Окончательное решение пограничных или территориальных вопросов осо-бено важно для приграничных районов двух стран — провинции Хэйлунцзян Китая и российского Дальнего Востока тем, что оно открывает обеим сторонам дополнительные возможности для осуществления совместных действий в таких конкретных областях, как защита окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, судоходство, хозяйственное сотрудничество, обеспечение безопасности и стабильности в районе границы.
5. Приграничные районы России и Китая принимают активные меры для развития регионального сотрудничества. В июне 2004 г. в Хабаровске при поддержке правительства Хабаровского края, Аппарата полномочного представителя президента РФ в Дальневосточном федеральном округе, Министерства экономического развития торговли РФ прошел Первый российско-китайский инвестиционный форум, в работе которого приняли участие около 500 российских и китайских политиков, бизнесменов, журналистов. В ходе работы форума
российские и китайские бизнесмены подписали договоры, соглашения и протокол о намерениях на сумму около 3 млрд долл.
В декабре 2004 г. губернатор Приморского края С. Дарькин в интервью РИА «Новости» подчеркнул: «Китай — наш крупнейший торгово-экономический партнер. Развитие приграничных отношений с КНР относится к числу приоритетных направлений в деятельности администрации Приморья» [5].
В июне 2005 г. субъекты РФ Дальневосточного и Сибирского федеральных округов приняли активное участие в 16-й Харбинской торгово-экономической ярмарке. На ярмарке впервые открылся специальный российский демонстрационный зал, где было организованно более 85 стендов для предприятий и российских регионов, в частности, на отдельных стендах были представлены Сибирский федеральный округ, Приморский и Хабаровские края, Амурская область, ЕАО, т. е. те регионы России, которые традиционно поддерживают тесные связи с Китаем. Приморский край провел презентацию проектов сотрудничества в области освоения лесных ресурсов и презентацию нескольких инвестиционных проектов, представленных администрацией г. Владивостока. Амурская область представила проект создания особой экономической зоны Благовещенск — Хэйхэ [15]. В рамках ярмарки прошел День бизнеса России, проводимый впервые по инициативе правительств Китая и России, в ходе которого было заключено 9 экспортно-импортных контрактов общей стоимостью 699 млн долл., или 16,9% общей стоимости всех контрактов, заключенных на ярмарке. Помимо этого были заключены еще 10 контрактов в области строительства и экономического сотрудничества на территории России, общая стоимость которых достигла 271 млн долл.
НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
1. Стратегия возрождения старых промышленных баз в северо-вос-точныхрайонах Китая. Для осуществления стратегии подъема экономики правительство Китая разработало ряд политических установок по возрождению старых промышленных баз в северо-восточных районах страны, с целью форсирования процесса обновления механизма и системы экономики, расширения связей с внешним миром, совершенствования системы социального обеспечения, содействия реформе на предприятиях и развития производственных отраслей. Ускорение реформы и развитие старых промышленных баз в северовосточных и других районах страны предполагает, в частности, ускорение реорганизации госпредприятий, развитие современного сельского хозяйства, наращивание зернопроизводящего потенциала в северо-восточных районах страны; повышенное внимание охране окружающей среды в горнодобывающих райо-
нах; улучшение инвестиционного климата; форсирование трансформации функций правительственных органов; усиление динамики строительства инфраструктуры. Стратегия подъема старых промышленных баз в северо-восточных районах Китая предоставляет новые шансы для развертывания сотрудничества в Северо-Восточной Азии. России предложено поучаствовать в развитии экономики северо-восточных провинций, где в прошлом Советским Союзом были построены предприятия, которые в настоящее время нуждаются в модернизации. Глава китайского правительства Вэнь Цзябао заявил: «Мы приветствуем участие российских предприятий в деле возрождения старых промышленных баз на северо-востоке Китая» [7].
Программа возрождения старых промышленных баз Северо-Восточного Китая вызывает у российской стороны большой интерес. Например, полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе К. Пуликовский заявил, что программа социально-экономического развития российского Дальнего Востока будет скоординирована с программами возрождения старых промышленных баз Северо-Восточного Китая. А губернатор Хабаровского края В. Ишаев в Пекине заявил, что Россия готова участвовать в программе возрождения старых промышленных баз Северо-Восточного Китая [8].
2. Федеральный закон РФ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Этот закон предполагает создание технико-внедренческих и про-мышленно-производственных зон — для реализации научных проектов и соответственно для развития промышленного производства. Закон гарантирует участникам налоговые льготы. Особая экономическая зона — это определяемая правительством часть территории Российской Федерации со специальным режимом для предпринимательской деятельности, в которой действуют особые налоговый, таможенный, лицензионный и визовый режимы. В этих зонах будут созданы благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций, в том числе и китайских. Для снижения административной нагрузки для субъектов экономической деятельности предусмотрен по китайскому опыту «принцип одного окна», который принят и в особых свободных зонах Китая. Без сомнения, этот режим особенно близок и понравится китайским инвесторам, будет вызвать у них активность и желание к инвестиционному сотрудничеству с Россией.
По словам министра Г. Грефа, часть из особых экономических зон будет размещена на Дальнем Востоке, что будет способствовать росту привлекательности региона для инвестиций: «Основная задача — чтобы китайские предприниматели более активно включались в обширный инвестиционный процесс, который характеризует наши отношения».
3. Проведение в 2006 г. Года России в Китае и Года Китая в России в 2007 г. Это мероприятие будет содействовать региональному сотрудничеству между
Китаем и Россией, создавать многосторонние каналы обменов и сотрудничества в гуманитарной области между Китаем и Россией, которые помогут лучше понять культуру соседней страны, стимулировать дальнейшее развитие российско-китайских отношений и расширение двусторонних связей. По соответствующему распоряжению, подписанному президентом В.В. Путиным, полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе К. Пуликовский, губернаторы Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Еврейской автономной областей включены в состав организационного комитета по подготовке и проведению Года России в Китае и Года Китая в России, что будет способствовать дальнейшему развитию регионального сотрудничества с Китаем.
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
1. Увеличение объема товарооборота. В первом полугодии 2005 г. сохранялась высокая динамика роста российско-китайской торговли: товарооборот возрос на 28,9% по сравнению с тем же периодом 2004 г. и составил 12,28 млрд долл. А темп роста товарооборота приграничных районов Дальнего Востока с Китаем в тот же период превышает всероссийский уровень: товарооборот Амурской области с Китаем увеличился вдвое, достиг 106 млн долл., что почти на 50 млн больше аналогичного показателя 2004 г. [14], торговый оборот Приморского края с Китаем вырос на 62% и составил 538,7 млн долл. [16]. В этот же период объем товарооборота провинции Хэй-лунцзян с Россией тоже увеличился, только экспорт в Россию достиг 2,23 млрд долл., что на 30,8% больше аналогичного показателя 2004 г.
Исходя из установок руководства обеих стран, к 2010 г. объем двустороннего товарооборота должен увеличиться в 3—4 раза и составить порядка 60— 80 млрд долл. Соответственно товарооборот российского Дальнего Востока с Китаем и северо-востока Китая с Россией к 2010 г. также должен возрасти.
Провинция Хэйлунцзян Китая разработала концепцию ускорения темпов расширения связей с Россией, в которой установлены главные показатели торговли в будущем: в 2005 г. оборот торговли с Россией превысит 4 млрд долл., т. е. на 20% увеличится по сравнению с 2004 г., в 2007 г. по плану достигнет 7 млрд, т. е. оборот торговли с Россией за 3 года удвоится по сравнению с 2004 г., а в 2010 г. составит 10 млрд долл. США. Чтобы осуществить этот план, провинция Хэйлунцзян планирует ускорить создание баз перерабатывающей промышленности, ориентированных на экспорт в Россию. В ближайшие 3 года планируется создать 5 региональных баз перерабатывающей промышленности и наращивать мощности 50 ведущих предприятий, ориентированных на экспорт в Россию. Приоритет будет отдан развитию производства одежды, обуви и
головных уборов, бытовой электроники, строительных материалов, продуктов питания и мебели. Доля продуктов перерабатывающих отраслей в совокупном объеме экспорта в Россию будет доведена с нынешних 30% до 60% [11]. В перспективе будут созданы еще 6 промышленных баз, специализированных на производстве нефтехимической продукции, машин и оборудования, пищевых продуктов, медикаментов, оборудования электростанций, машин и оборудования лесной промышленности, реализован проект создания промышленного коридора Харбин — Дацин — Цицикар. Осуществление этих планов сможет урегулировать и оптимизировать структуру экономики провинции Хэйлунцзян, ускорить ее экономическое развитие, в то же время увеличить экспорт разнообразных, высококачественных и дешевых товаров на рынок России.
2. Расширение инвестиционного сотрудничества. Если в начальный период основной формой регионального сотрудничества между Китаем и Россией была приграничная торговля, которая долгое время являлась главной формой сотрудничества, то в настоящее время появилась тенденция активизации взаимного инвестирования между приграничными регионами Китая и России.
В 2005 г. осуществлен прорыв двустороннего сотрудничества в инвестиционной сфере. На Втором российско-китайском форуме по содействию инвестициям в Санкт-Петербурге в июне 2005 г. стороны подписали 7 контрактов, общая стоимость которых оценивается в 1,5 млрд долл.
На конец 2004 г. накопленный объем капиталовложений провинции Хэйлунцзян в России составил 400 млн долл., а к концу 2010 г. достигнет 800 млн долл.
Инвесторами провинции Хэйлунцзян с 2005 г. планировалось вложить 500 млн долл. в строительство целлюлозно-бумажного комбината в пос. Амазар Мо-гочинского района Читинской области (расстояние от комбината до границы составляет менее 100 км). По планам срок строительства завода составляет 5 лет, комбинат будет потреблять около 2 млн м3 древесины в год, производя при этом до 400 тыс. т товарной небеленой целлюлозы, полуфабрикат будет экспортироваться в Китай. Реализация этого крупнейшего проекта даст возможность ежегодно заготавливать 5 млн м3 леса [13].
На встрече 2 сентября 2005 г. губернатора Приморского края Сергея Дарьки-на с председателем Постоянного комитета Собрания народных представителей провинции Хэйлунцзян Сун Фатан стороны договорились расширить сотрудничество в области инвестиций. По словам г-на Сун Фатана, во Владивостоке будет построен пятизвездочный отель с участием китайского капитала [1].
3. Ускорение строительства приграничной инфраструктуры. Руководство приграничных регионов Китая и России единогласно отмечает, что в системе двусторонних отношений важное значение имеет приграничная инфраструктура, в связи с этим необходимо создать пограничные зоны свободной торгов-
ли и повысить пропускную способность пограничных переходов. В июле 2004 г. губернатор провинции Хэйлунцзян Чжан Цзоцзи и губернатор Приморского края С. Дарькин подписали протокол о сотрудничестве между возглавляемыми ими территориями. Стороны договорились о строительстве приграничного торгово-экономического комплекса «Пограничный — Суйфынь-хэ», о разработке концепции строительства торгового комплекса «Полтавка — Дуннин» и железной дороги Дуннин — Уссурийск. В настоящее время уже ведется работа по строительству пограничных зон свободной торговли. Планируется к 2010 г. полностью завершить строительство китайско-российского пограничного торгового комплекса «Пограничный — Суйфыньхэ». Часть его расположена на китайской стороне, часть — на российской, в Приморье. Инвестиции в строительство составляют более 1,2 млрд долл. В комплекс войдут центр международных выставок, помещения для офисов и проведения деловых встреч, финансовые учреждения, рестораны, гостиницы и санатории. Обе стороны планируют начать прокладку железной дороги, которая свяжет город Приморского края Лесозаводск и город провинции Хэйлунцзян Ху-линь. Эта дорога будет способствовать расширению торгово-экономического сотрудничества между приграничными областями России и Китая. Интересно, что эта железная дорога строится не на бюджетные деньги двух стран, а с привлечением частного капитала. Правительство Китая впервые привлекает частный капитал для строительства межгосударственной железной дороги [3]. Будет открыта транспортная линия Харбин — Суйфыньхэ (Дуннин), далее выходящая к морю. Тем самым провинция Хэйлунцзян получит второй путь выхода к морю через территорию Дальнего Востока, а Приморский край — крупные капиталовложения из Китая для модернизации портов Посьет и Зарубино.
Амурская область и провиция Хэйлунцзян также планируют создание китайско-российского пограничного торгового комплекса «Благовещенск — Хэйхэ», в том числе строительство моста через р. Амур в районе между Благовещенском и Хэйхэ и мостового перехода через р. Амур в районе населенных пунктов Покровка — Логухэ. В 2005 г. начались строительные работы по повышению класса автомобильных дорог, которые соединяют пограничные переходные пункты провинции Хэйлунцзян и российского Дальнего Востока, для увеличения пропускной способности этих пограничных переходов с уровня грузоперера-ботки в 7 млн т в 2004 г. до 20 млн т в 2010 г. и 60 млн т в 2020 г.
На Третьем международном форуме регионального сотрудничества между Россией и Китаем (в июне 2005 г. в Харбине) директор ИЭИ ДВО РАН П.А. Минакир предложил реализовать концепцию формирования «промыш-ленно-сервисной дуги» в южной части российского Дальнего Востока. Фактически речь идет о реализации давней концептуальной идеи создания на Даль-
нем Востоке экономической «контактной зоны» с сопредельными экономиками Северо-Восточной Азии. Такая дуга географически опирается на мощные промышленно-инфраструкгурные и сервисные узлы: г. Благовещенск, г. Хабаровск, г. Комсомольск-на-Амуре, г. Уссурийск, г. Владивосток, г. Находка. Его идеи получили одобрение и поддержку всех участников форума.
4. Расширение сферы регионального сотрудничества. Губернатор Хабаровского края В. Ишаев в июне 2004 г. заявил, что Хабаровский край будет активно вносить вклад в развитие практического торгово-экономического и регионального сотрудничества между Россией и Китаем. По его мнению, совместное сотрудничество предприятий края и КНР возможно по целому ряду направлений: геологоразведке, золотодобыче, деревообработке и многим другим. Предприятия провинции Хэйлунцзян уже заключили с российскими предприятиями договоры о совместной добыче нефти, годовой объем добычи по контракту превышает 1 млн т, получили 5 лицензий на добычу полезных ископаемых, недавно завоевали на международных тендерах еще 3 лицензии на добычу ископаемых в России; получили лицензии на заготовку, обработку и экспорт леса. Провинция Хэйлунцзян готова в будущем завоевывать государственную финансовую поддержку для строительства в России инвестиционных объектов по добыче и обработке нефти, ископаемых, леса и других природных ресурсов, а также по производству бытовых товаров.
Сотрудничество между китайскими и российскими банками уже получило положительные результаты. С 1 января 2005 г. российские и китайские банки приграничных районов РФ и КНР начали использовать в расчетах и платежах юани и рубли. Банк России и Народный банк Китая уже подписали документ о межбанковских торговых расчетах в приграничных районах, действие которого распространяется, в частности, и на территорию Приморского края. Прямые расчеты по приграничной торговле между хабаровским Внешторгбанком и «Чайна Эвербригт» позволяют предприятиям двух стран проводить встречные расчеты день в день, в том числе на базе кредитных линий, а раньше операции приходилось осуществлять через банки третьих стран. Банки Читы и Благовещенска тоже установили прямые отношения с китайскими банками в г. Хэйхэ и в других приграничных городах провинции Хэйлунцзян. Помимо этого, с января 2005 г. стал возможным обмен рублей на юани и обратно не только на российской территории, но и в банках приграничных территорий КНР. Таким образом, новая форма расчетов станет эффективным деловым инструментом для предпринимателей обеих стран [6].
Обе стороны постоянно инициируют новые проекты сотрудничества, в том числе в сфере энергетики. Еще в середине 90-х гг. прошлого века обсуждался проект строительства 2600 км ЛЭП из Иркутска в Китай. Компания г. Хэйхэ планирует инвестировать 12 млн долл. в строительство ЛЭП, которая пройдет
вдоль р. Амур, что позволит увеличить поставки электроэнергии в Китай [9]. В настоящее время активно продвигается проект строительства энергомоста между РФ и КНР. В нынешнее время РАО «ЕЭС России» экспортирует электричество в Китай в «рамках приграничной торговли». В провинцию Хэйлунцзян в 2004 г. поступило 338,48 млн кВт.ч российской электроэнергии, в 2005 г. планировалось поставить 500—550 млн кВт.ч, а к 2009—2010 гг. РАО может увеличить поставки по контракту до 5 млрд кВт.ч. На Харбинской ярмарке российские энергетики обсудили возможность участия КНР в строительстве Нижне-бурейской ГЭС. К 2020 г. Бурейская ГЭС планирует поставить в Китай до 50 млрд кВт.ч электроэнергии. Китайские компании готовы инвестировать средства в развитие энергетической инфраструктуры России.
5. Активизация культурных обменов. Министр иностранных дел России С. В. Лавров на заседании Консультативного совета субъектов РФ по международным и внешнеэкономическим связям 26 апреля 2005 г. отметил, что межрегиональные культурные обмены способствуют сохранению духовной близости народов России и соседних стран. Теперь сотрудничество между приграничными регионами России и Китая развивается не только в сфере экономики, но и в области культуры.
Резюмируя все вышеизложенное, можно с уверенностью сказать, что региональное сотрудничество между Китаем и Россией будет быстро развиваться.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Губернатор Приморья встретился с делегацией провинции Хэйлунцзян. — http:// www.ptr-vlad.ru/ru/news/20050902/politics/articlep18920/.
2. Дешевый китайский ширпотреб станет дороже в полтора раза. — http://lenta.ru/ economy/2004/04/20/chinagoods/.
3. Железная дорога свяжет Лесозаводск и китайский город Хулинь. — http:// www.oftb.org/rus/info/news.php?date=2005-06-02&n=10.
4. Жэньминь жибао. 18.10.2004.
5. Жэньминь жибао. 19.10.2004.
6. Китай стал ближе. — http://www.konkurent.ru/list.php?rub=7&indiv=3216.
7. Материалы сайта. — http://www.chinaembassy.ru.
8. Материалы сайта. — http://www.russian.people.com.cn.
9. На российско-китайском саммите объявили о плане строительства 2600 км ЛЭП Иркутск — Китай. — http://www.ruscable.ru/news/news-4100.html?print.
10. Приморский край. Арсеньевская делегация вернулась из Китая. — http:// www.regions.ru/article/any/id/1867459.html.
11. Провинция Хэйлунцзян ускоряет создание баз перерабатывающей промышленности, ориентированных на экспорт в Россию. — http://www.chinaconsulate.khb.ru.
12. Романов В., Пресняков И. Россия неизвестная. — http://www.dialogs.org.ua.
13. Совместный российско-китайский проект планируется запустить в этом году в поселке Амазар Могочинского района Читинской области. — http://www.chita.ru.
14. Товарооборот между Приамурьем и Китаем увеличился вдвое. — http:// www.regnum.ru/news/487330.html.
15. Харбинская ярмарка станет важным событием в российско-китайских торгово-экономических отношениях. — http://www.interfax.ru.
16. Хэйлунцзян и Приморье будут дружить плотнее. — http://lenta.arsvest.ru/?2005&194.