Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФТС РОССИИ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФТС РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БЮДЖЕТ / ФИНАНСОВЫЙ АУДИТ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / КОНТРОЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петрушина О.М., Фролова А.Р., Чичерова В.Н.

Контрольно-ревизионная деятельность связана с обязательными контрольными действиями по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций. ФТС России осуществляет контроль за использованием федеральной собственности и средств федерального бюджета, выделенных на содержание таможенных органов, реализацию федеральных и ведомственных целевых программ. Необходимо отметить, что имеется большое количество нарушений, связанных с использованием бюджетных ассигнований на всех стадиях бюджетного процесса, начиная с подготовки проекта сметы расходов и заканчивая закупкой товаров, а также выполнением работ и оказанием услуг. В статье представлены основные направления контрольноревизионной деятельности таможенных органов России, проанализированы основные показатели результатов по данному направлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Петрушина О.М., Фролова А.Р., Чичерова В.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN AREAS OF CONTROL AND AUDIT ACTIVITIES OF THE FCS OF RUSSIA

Control and audit activities are associated with mandatory control actions for documentary and factual verification of the legality and validity of business and financial transactions committed in the audited period. The Federal Customs Service of Russia exercises control over the use of federal property and federal budget funds allocated for the maintenance of customs authorities, the implementation of federal and departmental target programs. It should be noted that there are a large number of violations related to the use of budget allocations at all stages of the budget process, from the preparation of a draft cost estimate to the purchase of goods, as well as the performance of work and the provision of services. The article presents the main directions of the control and auditing activities of the customs authorities of Russia, analyzes the main indicators of results in this area.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФТС РОССИИ»

- подготовка отчетной документации для анализа результатов работы отдела. Таким образом, управление отделом продаж происходит посредством реализации процессов планирования, организации, мотивации и контроля и направлено, прежде всего, на увеличение выручки от реализации продукции (работ, услуг). В результате исследования были сформулированы факторы, влияющие на построение отдела продаж, определены методы мотивации и контроля отдела продаж, сформулированы показатели контроля и анализа работы отдела продаж. В качестве ключевого элемента построения и работы отдела продаж была выделена работы CRM системы, а также определены KPI показатели отдела продаж.

Источники:

1. Аникин М.М. Управление развитием продаж компании: на примере товаров для спорта и отдыха: автореферат дис. канд. экон. наук. - М.: 2004. - 24 с.

2. Белобородова А.Л., Мартынова О.В. Управление продажами /А.Л. Белобородова, О.В. Мартынова. - Казань: Изд-во Казанского университета, 2016. - 88 с.

3. Горевая Е.С., Пашко Д.В. ЛИН-технологии при построении системы продаж промышленного предприятия // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 11. - с. 1837-1850.

4. Исаев А.А. Особенности организации продаж и маркетинга ведущих транснациональных автомобильных корпораций // Российское предпринимательство. - 2018. - Том 19. - № 5. - С. 1473-1484.

5. Новикова Н. Г. Факторы, влияющие на результаты управления продажами в условиях конкуренции в сфере услуг (на примере услуг розничной торговли) // Baikal Research Journal. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/ arti-cle/n/faktory-vliyayuschie-na-rezultaty-upravleniya-prodazhami-v-usloviyah-konkurentsii-v-sfere-uslug-na-primere-uslug-roznichnoy-torgovli.

6. Хайрутдинов З.Р. Влияние интеллектуального (человеческого) капитала на увеличение объемов продаж - вклад менеджера по продажам // Креативная экономика. - 2019. - Том 13. - № 3. - с. 573-588.

7. Щедрина И.В., Клименкова Т.А. Актуальные стратегии управления персоналом в сфере ресторанного бизнеса // Креативная экономика. - 2022. - Том 16. - № 3. - С. 1067-1080.

References:

1. Anikin M.M. Managing the development of sales of the company: on the example of goods for sports and recreation: Abstract of the thesis. cand. economy Sciences. - M.: 2004. - 24 p.

2. Beloborodova A.L., Martynova O.V. Sales management /A.L. Beloborodova, O.V. Martynov. - Kazan: Publishing House of Kazan University, 2016. - 88 p.

3. Gorevaya E.S., Pashko D.V. LIN technologies in building a sales system for an industrial enterprise // Russian Journal of Entrepreneurship. - 2017. - Volume 18. - No. 11. - p. 1837-1850.

4. Isaev A.A. Features of the organization of sales and marketing of leading transnational automobile corporations // Russian Journal of Entrepreneurship. - 2018. - Volume 19. - No. 5. - S. 1473-1484.

5. Novikova N. G. Factors affecting the results of sales management in a competitive environment in the service sector (on the example of retail services) // Baikal Research Journal. 2017. No. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/factory-vliyayuschie-na-rezultaty-upravleniya-prodazhami-v-usloviyah-konkurentsii-v-sfere-uslug-na-primere-uslug-roznichnoy-torgovli.

6. Khairutdinov Z.R. The influence of intellectual (human) capital on increasing sales volumes - the contribution of a sales manager // Creative Economy. - 2019. - Volume 13. - No. 3. - p. 573-588.

7. Shchedrina I.V., Klimenkova T.A. Actual strategies of personnel management in the restaurant business // Creative Economy. - 2022. - Volume 16. - No. 3. - P. 1067-1080.

EDN: MTSJTG

О.М. Петрушина - к.э.н., заведующий кафедрой таможенного дела и логистики, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, om_petrushina@mail.ru,

O.M. Petrushina - candidate of economic Sciences, head of the Department of Customs and Logistics, Tsiolkovskiy Kaluga State University;

А.Р. Фролова - студент, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, vaginaar@studklg.ru,

A.R. Frolova - student, Tsiolkovskiy Kaluga State University;

B.Н. Чичерова - студент, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, viktoriya.chicherova@maiI.ru,

V.N. CHicherova - student, Tsiolkovskiy Kaluga State University.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФТС РОССИИ MAIN AREAS OF CONTROL AND AUDIT ACTIVITIES OF THE FCS OF RUSSIA

Аннотация. Контрольно-ревизионная деятельность связана с обязательными контрольными действиями по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций. ФТС России осуществляет контроль за использованием федеральной собственности и средств федерального бюджета, выделенных на содержание таможенных органов, реализацию федеральных и ведомственных целевых программ. Необходимо отметить, что имеется большое количество нарушений, связанных с использованием бюджетных ассигнований на всех стадиях бюджетного процесса, начиная с подготовки проекта сметы расходов и заканчивая закупкой

товаров, а также выполнением работ и оказанием услуг. В статье представлены основные направления контрольно-ревизионной деятельности таможенных органов России, проанализированы основные показатели результатов по данному направлению.

Abstract. Control and audit activities are associated with mandatory control actions for documentary and factual verification of the legality and validity of business and financial transactions committed in the audited period. The Federal Customs Service of Russia exercises control over the use of federal property and federal budget funds allocated for the maintenance of customs authorities, the implementation of federal and departmental target programs. It should be noted that there are a large number of violations related to the use of budget allocations at all stages of the budget process, from the preparation of a draft cost estimate to the purchase of goods, as well as the performance of work and the provision of services. The article presents the main directions of the control and auditing activities of the customs authorities of Russia, analyzes the main indicators of results in this area.

Ключевые слова: контрольно-ревизионная деятельность, бюджет, финансовый аудит, таможенные органы, контрольные мероприятия.

Keywords: control and revision activities, budget, financial audit, customs authorities, control measures.

Среди основных направлений деятельности, которое является немаловажной частью работы таможенных органов, особое положение занимает контрольная деятельность. Сущность данной деятельности заключается в обеспечение законности и правопорядка путем пресечения неправомерных действий должностных лиц и участников внешнеэкономической деятельности.

Контрольные мероприятия проводятся в условиях последовательного внедрения в деятельность контрольно-ревизионных подразделений новых форм и методов бюджетного контроля, кардинально меняющие подходы к проводимым проверкам, целью которых является ревизия финансово-хозяйственной деятельности и оценка эффективности, результативности использования средств федерального бюджета и имущества таможенными органами и учреждениями, подведомственными ФТС России.

Деятельность контрольно-ревизионных подразделений таможенных органов направлена на обеспечение реализации мероприятий по повышению эффективности государственных расходов и совершенствованию организации внутреннего финансового аудита. Повышение качества управления государственными финансами, совершенствование системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, создание необходимых условий для надежного функционирования системы внутреннего финансового аудита и ведомственного контроля в сфере закупок являются основными задачами контрольно-ревизионных подразделений.

По результатам проводимого Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации совместно с НИУ «Высшая школа экономики» исследования ФТС России четвертый год подряд занимает лидирующую позицию среди 12 контрольно-надзорных органов в рейтинге качества администрирования государственного контроля (надзора).

Таблица 1 - Рейтинг качества контрольно-надзорной деятельности государственных органов России в 2019-2021 гг. (количество баллов из 1000 возможных)*

Название ведомства 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2021 г. в % к

2019 г. 2020 г.

ФТС России 618 626 649 105,0 103,7

Росздравнадзор 510 516 603 118,2 118,8

Роструд 523 525 572 109,4 109,0

Ространснадзор 346 429 525 151,8 122,4

ФНС России 469 461 525 111,9 113,9

ФАС России 433 409 498 115,0 121,8

МЧС России 396 431 469 118,4 108,8

Росприроднадзор 428 428 463 108,2 108,2

Роспотребнадзор 264 369 434 164,4 117,6

Россельхознадзор 336 407 409 121,7 100,5

Ростехнадзор 274 353 368 134,3 104,3

МВД России 156 173 190 121,8 109,8

*((Источник: https://www. customs.gov.ru)

Данные таблицы наглядно демонстрируют достаточно высокий уровень (в баллах) качества контрольно-надзорной деятельности ФТС России, который на протяжении анализируемого периода неуклонно растет.

В 2019-2021 годах деятельность контрольно-ревизионных подразделений таможенных органов была направлена на повышение эффективности функционирования созданной в ФТС России системы внутреннего финансового аудита и ведомственного контроля в сфере закупок. Повышение качества управления государственными финансами, совершенствование системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, создание необходимых условий для надежного функционирования системы внутреннего финансового аудита и ведомственного контроля в сфере закупок являются основ-

ными задачами, предусмотренными Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, государственной программой Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков», Стратегией экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, планом Федеральной таможенной службы по противодействию коррупции в таможенных органах Российской Федерации, представительствах таможенной службы Российской Федерации в иностранных государствах и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, на 2021-2024 гг.

Приоритетными направлениями деятельности контрольно-ревизионных подразделений таможенных органов являлись контроль за планированием и осуществлением закупок товаров (работ, услуг) для нужд таможенных органов Российской Федерации и учреждений, находящихся в ведении ФТС России, анализ бюджетных процедур, результат выполнения которых влияет на значения показателей качества финансового менеджмента, оценка надежности внутреннего финансового контроля, подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета.

Динамика показателей проведения мероприятий контрольно-ревизионными подразделениями таможенных органов представлена в таблице 2.

Таблица 2 - Динамика контрольных мероприятий, осуществляемых контрольно-ревизионными подразделениями таможенных органов в 2019-2021 гг.

Показатель 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2021 г. в % к

2019 г. 2020 г.

Аудиторские мероприятия 90 49 58 64,4 131,8

Мероприятия ведомственного контроля в сфере закупок 52 33 49 94,2 148,5

Внеплановые тематические и иные проверки 9 6 9 100,0 150,0

Итого контрольных мероприятий 151 88 116 76,8 131,8

В 2021 году контрольно-ревизионными подразделениями таможенных органов проведено 116 контрольных мероприятий, что на 23,2 % меньше по сравнению с 2019 годом и на 31,8 % больше по сравнению с 2020 годом. На изменение общего количество проверочных мероприятий в большей степени оказало влияние изменение количества мероприятий ведомственного контроля в сфере закупок, что закономерно, поскольку это приоритетное направление деятельности контрольно-ревизионных подразделений таможенных органов. Так, в отчетном году количество мероприятий ведомственного контроля в сфере закупок составило 49, что на 6,8 % меньше по сравнению с базисным годом и на 48,5 % больше по сравнению с прошлым годом. Наблюдается «проседание» показателей в 2020 году, что вполне объясняется ситуацией, связанной с пандемией (количество проверок снижалось в связи с сокращением объемов деятельности по всем направления). Показатели контроля на протяжении анализируемого периода имеют общую тенденцию роста (рисунок 1).

■ 2019 г.

■ 2020 г.

■ 2021 г.

Рисунок 1 - Динамика показателей контроля, осуществляемого контрольно-ревизионными подразделениями таможенных органов в 2019-2021 гг.

Данные рисунка свидетельствуют, что в 2021 году обеспечен контроль за деятельностью около 71 % получателей бюджетных средств, подчиненных ФТС России и находящихся в ведении ФТС России, с общим объемом бюджетного финансирования порядка 48,4 млрд рублей (в 2019 году -

63 % получателей бюджетных средств с объемом финансирования 38,0 млрд рублей; в 2020 году -60 % получателей бюджетных средств с объемом финансирования 33,2 млрд рублей).

В ходе проведения контрольных мероприятий выявлены отдельные нарушения требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок организации и осуществления закупочной деятельности, планирования и расходования бюджетных средств, ведения бюджетного учета, формирования бюджетной отчетности, учета и распоряжения государственным имуществом, а также недостаточная эффективность внутреннего контроля при осуществлении полномочий получателей бюджетных средств и функций государственных заказчиков (заказчиков).

Таможенным органам и учреждениям, находящимся в ведении ФТС России, в отношении которых были проведены контрольные мероприятия, поручено обеспечить принятие действенных мер, направленных на повышение эффективности (надежности) внутреннего финансового контроля, результативности использования бюджетных средств и государственного имущества, а также реализацию своевременных управленческих решений, направленных на предотвращение и минимизацию рисков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов.

В целях повышения уровня финансово-бюджетной и исполнительской дисциплины, обеспечения рационального и результативного использования бюджетных средств и государственного имущества в таможенные органы и учреждения, находящиеся в ведении ФТС России, направлены информационно-аналитические обзоры основных нарушений, выявленных по результатам контрольной деятельности, с поручениями об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов и их недопущении в дальнейшей работе.

Таможенными органами и учреждениями, находящимися в ведении ФТС России, проведена работа по устранению выявленных нарушений. В отношении нарушений, по которым отсутствует возможность их устранения, реализованы мероприятия, направленные на недопущение таких нарушений в дальнейшей деятельности.

Контрольно-ревизионным управлением ФТС России обеспечен регулярный контроль качества внутреннего финансового аудита и ведомственного контроля в сфере закупок, осуществляемых контрольно-ревизионными подразделениями таможенных органов.

В отчетном году проведены мероприятия по обеспечению соответствия деятельности ФТС России требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс) и профилактике (минимизации) нарушений требований антимонопольного законодательства в рамках реализации мероприятий по развитию конкуренции, предусмотренных Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года и Национальным планом («дорожной картой») развития конкуренции в Российской Федерации на 2021-2025 годы.

Сформирован и утвержден план мероприятий («дорожная карта») по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства в Федеральной таможенной службе. Проведены мероприятия по выявлению и оценке рисков нарушения антимонопольного законодательства, а также мониторинг и анализ практики применения ФТС России антимонопольного законодательства. Проблемные вопросы практики применения антимонопольного законодательства в ФТС России обсуждены на заседании комиссии ФТС России по антимонопольному комплаенсу с участием представителей ФАС России. Разработаны и реализованы на базе института дистанционного обучения, переподготовки и повышения квалификации Российской таможенной академии дополнительные профессиональные программы «Антимонопольное законодательство и антимонопольный комплаенс».

Резюмируя результаты проверок, стоит отметить наличие нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих таможенную деятельность. Таможенным органам и учреждениям, находящимся в ведении ФТС России, в отношении которых были проведены контрольные мероприятия, поручено обеспечить повышение эффективности внутреннего финансового контроля, результативности использования бюджетных средств и государственного имущества, а также принятие своевременных управленческих решений, направленных на предотвращение и минимизацию рисков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов.

Источники:

1. Ахмедзянов Р.Р., Белопухова Н.В., Хвиць Л.Р. Роль ФТС России в осуществлении контроля торговых ограничений//Вестник Академии знаний. 2021. № 1 (42). С. 20-24.

2. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.gov.ru/ (Дата обращения 14.04.2022).

3. Кондрашова И.В., Гатцукова Т.Ю., Петрушина О.М. Показатели деятельности таможенных органов по защите прав

интеллектуальной собственности//Вестник Калужского университета. 2020. № 1 (46). С. 14-16.

4. Мигел А.А., Волкова К.А. Особенности перемещения и направления совершенствования порядка вывоза отдельных категорий товаров в таможенной практике Российской Федерации//Тенденции развития науки и образования. 2021. № 693. С. 135-137.

5. Петрушина О.М., Меркулова А.И., Тер-Оганесян К.А. Осуществление таможенными органами контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности//Вестник Академии знаний. 2020. № 5 (40). С. 377-380.

6. Петрушина О.М., Меркулова А.И., Тер-Оганесян К.А. Анализ динамики и структура контрольно-ревизионных проверок федеральной таможенной службы России за 2017-2019 год/Вестник Академии знаний. 2020. № 5 (40). С. 372-377. References:

1. Akhmedzyanov R.R., Belopukhova N.V., Khvits L.R. The role of the Federal Customs Service of Russia in monitoring trade restrictions // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2021. No. 1 (42). pp. 20-24.

2. Annual collection "Customs Service of the Russian Federation" [Electronic resource]. URL: http://www.customs.gov.ru/ (Accessed 14.04.2022).

3. Kondrashova I.V., Gatsukova T.Yu., Petrushina O.M. Indicators of the activities of customs authorities for the protection of intellectual property rights//Bulletin of Kaluga University. 2020. No. 1 (46). pp. 14-16.

4. Miguel A.A., Volkova K.A. Features of movement and directions for improving the procedure for the export of certain categories of goods in the customs practice of the Russian Federation//Trends in the development of science and education. 2021. No. 69-3. pp. 135-137.

5. Petrushina O.M., Merkulova A.I., Ter-Oganesyan K.A. Implementation of customs control of goods containing objects of intellectual property // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2020. No. 5 (40). pp. 377-380.

6. Petrushina O.M., Merkulova A.I., Ter-Oganesyan K.A. Analysis of the dynamics and structure of control and audit inspections of the Federal Customs Service of Russia for 2017-2019 / Bulletin of the Academy of Knowledge. 2020. No. 5 (40). pp. 372-377.

EDN: MZZGFD

К.С. Приходько - к.э.н., доцент, доцент кафедры экономики и управления Краснодарского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова, Sergiyan_ks@mail.ru,

K.S. Prikhodko - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Department of Economics and Management, Krasnodar branch of REUnamed after G.V. Plekhanov;

С.А. Козловская - к.э.н., доцент, доцент кафедры экономики и управления Краснодарского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова, Sа_kozlovskaya@mail.ru,

S.A. Kozlovskaya - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Department of Economics and Management, Krasnodar branch of REU named after G.V. Plekhanov;

К.С. Савина - преподаватель ОСПО Краснодарского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова, kira-s13@mail.ru,

K.S. Savina - OSPO teacher, Krasnodar branch of REU named after G.V. Plekhanov.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СИСТЕМ БЕЗОПАСНОСТИ В ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ ECONOMIC JUSTIFICATION OF SECURITY SYSTEMS IN THE EFFICIENT ACTIVITY OF RETAIL CHAINS

Аннотация. Предметом рассмотрения в данной статье выступает система безопасности, перспективы улучшений с учетом экономических особенностей, влияние на эффективность деятельности торговых сетей, а также способы решения проблем эконмической безопасности в условиях развития экономики и изменениях общественного мышления, связанного с изменениями культуры ведения бизнеса предпринимателями.

Обострение конкурентной борьбы в ритейлере привело к весомому снижению издержек, в том числе на его безопасность. Однако теперь все чаще происходит внедрение различных высокотехнологичных решений, которые уже могут противостоять современным рискам и угрозам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Совершенствование существующей системы безопасности в большинстве ритейлеров не будет лишним даже, если угрозы и затраты на их преодоление являются минимальными. Нужно понимать, что в целом рынок претерпевает значительные изменения, меняются многие стандарты, к которым мы привыкли.

Abstract. The subject of this article is the security system, the prospects for improvements taking into account economic features, the impact on the efficiency of retail chains, as well as ways to solve economic security problems in the context of economic development and changes in public thinking associated with changes in the culture of doing business by entrepreneurs.

The aggravation of competition in the retailer has led to a significant reduction in costs, including on its security. However, now more and more often there is the introduction of various high-tech solutions that can already withstand modern risks and threats.

Improving the existing security system in most retailers will not be superfluous even if the threats and the costs of overcoming them are minimal. You need to understand that in general the market is undergoing significant changes, many of the standards that we are used to are changing.

Ключевые слова: экономическая безопасность, эффективность деятельности, торговые сети. Keywords: economic security, performance efficiency, trade networks.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.