Основные направления и результаты сотрудничества Российской Федерации и ЕС в области инновационной деятельности в рамках программы ЕС ТАОБ/ЕигореАИ
(1996-2006 гг.)1
В. В. Иванов,
д. э. н., начальник Научноорганизационного управления Российской академии наук (НОУ РАН)
В статье рассматриваются и анализируются основные направления и результаты сотрудничества Российской Федерации и Европейского Союза в области инновационной деятельности в рамках программы ЕС TACIS/ EuropaAid. Проводится обзор, сравнительный анализ и оценка наиболее крупных проектов программы TACIS в области научно-технической и инновационной деятельности, реализованных в 1996-2006 гг.
Программа технического содействия Европейского Союза TACIS (с 2004 г. — EuropeAid) была разработана для стран, входящих в СНГ, и Монголии, и ставит своей целью усиление экономических и политических связей между Европейским Союзом и странами-партнерами, участвующими в ее реализации. Программа реализуется в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским сообществом и его государствами-членами, разработанного в 1994 г. и полностью ратифицированного всеми сторонами в 1997 г. За время реализации программы было выполнено более 1700 проектов на сумму более 2,6 млрд евро.
Финансирование программы осуществляется из бюджета ЕС в виде грантов по следующим направлениям: содействие развитию государственных предприятий и частного сектора, ядерная безопасность и окружающая среда, реформа государственного управления, образование, сельское хозяйство, энергетика, транспорт и телекоммуникации и ряд других.
Одним из направлений работ программы TACIS/ EuropeAid в 1996-2006 гг. было оказание содействия в развитии инновационных процессов в России. В рамках этого направления в течение 10 лет реализованы три интегрированных проекта в области фор-
М. С. Соколова,
начальник отдела международных научных и инновационных программ НОУ РАН
1 Статья подготовлена при поддержке гранта РГНФ № 06-02-04089а.
The major areas and the main results of cooperation between the Russian Federation and the European Union in the field of innovation in frame of EU TACIS /EuropaAid programme are discussed and analyzed. General review, comparative analysis and evaluation of major TACIS projects in the field of science and technology and innovation activity implemented in the years 1996-2006 are presented.
мирования и реализации научно-технической и инновационной политики, управления научными исследованиями, формирования инновационной инфраструктуры и подготовки кадров различного уровня в инновационной сфере, а также несколько специализированных проектов.
Интегрированные проекты
Проект «Развитие науки и техники в условиях рыночной экономики России» («Science and Technology Development in the Russian Market Economy») EDRUS 9512 с бюджетом около 4 млн экю был реализован в 1996-1998 гг. по инициативе Министерства науки и технологий Российской Федерации. С европейской стороны проект выполнялся консорциумом в составе компаний Фраунгофер менеджмент (Германия), являвшейся дочерней компанией Общества Фраунгофера, и TNO (Организация по прикладным научным исследованиям Нидерландов). Техническим заданием на проект предусматривалось выполнение работ по следующим направлениям: аналитическое обеспечение деятельности органов государственной власти по зарубежному опыту развития науки и технологий, повышение квалификации управленческих кадров инновационной сферы, отработка механизмов создания элементов инновационной инфраструктуры в российских регионах.
ИННОВАЦИИ № 7 (105), 2007
ИННОВАЦИИ № 7 (105), 2007
Таблица 1
Сопоставление концепций научно-технической политики
Научно-техническая политика, ориентирующаяся на предложение Научно-техническая политика, базирующаяся на концепции НИС
Роль науки и техники Развитие передовых знаний и технологий Инструмент повышения уровня развития экономики и общества
Направленность политики Стимулирование производства научнотехнической продукции Повышение роли науки и технологий посредством их взаимодействия с другими элементами НИС
Роль государства Функциональная, административная Участие правительства в формировании приоритетов и разработке программ, осуществление функций посредника и инициатора
Инструменты политики Финансовая поддержка Стимулирование усиления рыночной ориентации науки и техники, повышение роли кластерной и региональной технологической политики
Финансирование Г осударственное нецелевое (затратное) Государственное целевое и частное (исследовательские контракты)
Направленность научных исследований Развитие передовых технологий Упор на активное участие в индустриальном подъеме
Взаимосвязи науки и техники с пользователями Несистемные, ориентированные на продвижение отдельных технологий в интересах наукоемких фирм Структурные, ориентированные на спрос, а также технологии среднего уровня, малые и средние предприятия
Приоритеты Исследовательские организации Рынок, взаимодействие государства и частного сектора
В условиях проведения рыночных реформ разработка принципиально инновационно ориентированной научно-технической политики и инструментов ее реализации представлялась невозможной без глубокого изучения опыта стран с развитой рыночной экономикой и его адаптации к российским условиям. С этой целью российскими и европейскими экспертами был проведен большой объем исследовательских работ, по результатам которых изданы аналитические материалы, отражающие опыт развитых стран по разработке и реализации научно-технической и инновационной политики, проведены совместные исследования эволюции научно-технической политики при переходе к инновационной экономике, развития концепции национальной инновационной системы (НИС), сопоставлены различные концепции научно-технической политики (см., например, табл. 1) [1].
Результаты проведенных исследований позволили сформулировать два принципиально важных вывода. Во-первых, показано, что, в отличие от преобладавшей в России в 1990-е годы экономической теории, в развитых странах государство принимает самое непосредственное участие в экономическом развитии, развитии инновационных процессов и формировании механизмов частно-государственного партнерства, и, во-вторых, показана необходимость проведения реформ сектора науки и технологий, ориентированных на создание национальной инновационной системы.
Образовательная часть проекта была ориентирована на руководителей структурных подразделений федеральных министерств и ведомств, а также представителей органов исполнительной власти субъек-
тов Российской Федерации, в сферу ответственности которых входили вопросы формирования и реализации научно-технической и инновационной политики. Учеба проходила в форме семинаров в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАГС), с последующими стажировками в странах ЕС — Германии, Франции, Нидерландах, Бельгии и Великобритании. Таким образом, была апробирована двухэтапная модель повышения квалификации управленческих кадров федерального и регионального уровня для сферы науки и инноваций.
В соответствии с техническим заданием на проект в четырех регионах России — Зеленограде, Новосибирске, Томске и Самаре — были созданы центры по передаче технологий и поддержке инновационной деятельности. На базе Центра инновационного менеджмента в Санкт-Петербурге было проведено комплексное обучение персонала центров, а затем все обучавшиеся прошли стажировки в аналогичных европейских организациях.
Специальные программы обучения были разработаны для руководителей региональных научно-координационных центров и руководителей конкретных инновационных проектов. Для руководителей инновационных проектов программа предусматривала индивидуальные стажировки в инновационных фирмах европейских стран. Общее количество российских специалистов, принявших участие в программах обучения, превысило 120 чел.
В октябре 1999 г. стартовал проект FINRUS 9804 «Инновационные центры и наукограды». Консорциум исполнителей проекта составили inno TSD (Франция), AEA Technology (Великобритания) и Scottish Development Overseas (Великобритания).
Основной задачей этого проекта было оказание содействия наукоградам в разработке программ развития, позволяющих более эффективно использовать имеющиеся конкурентные преимущества, в первую очередь научный, технологический и образовательный потенциал. При этом предполагалось в максимальной степени использовать опыт инновационного развития территорий, имеющийся в европейских странах
Первоначально запланированный на 2 года с бюджетом 3 млн евро впоследствии по решению Европейской Комиссии проект был продлен еще на 9 месяцев с увеличением бюджета на 0,8 млн евро.
При подготовке и реализации проекта был в значительной мере учтен и использован опыт, полученный при реализации предыдущего проекта, особенно в части взаимодействия российских и зарубежных экспертов и организации образовательных программ. В рамках проекта удалось успешно скоординировать деятельность 20 европейских и 70 российских экспертов, обеспечить их активное взаимодействие.
Исследовательская часть проекта включала изучение европейского опыта формирования стратегий регионального развития на базе научно-технического и инновационного потенциала, и его адаптацию применительно к наукоградам [2]. Полученные в ходе исследований результаты, анализ и обобщение рос-
сийского и зарубежного опыта позволили уточнить отдельные положения государственной политики по отношению к наукоградам [2, 3] и сформулировать концепцию «Территория инновационного развития» (ТИР), используемую в настоящее время во многих регионах страны [3-5].
Для участия в практической части проекта на конкурсной основе были отобраны поселок городского типа Кольцово (Новосибирская область), города Троицк и Реутов (Московская область). К участию в проекте был также приглашен Обнинск (Калужская обл.), уже завершивший подготовку документов на присвоение статуса наукограда Российской Федерации. В рамках проекта администрациям городов было оказано содействие в разработке программ социально-экономического развития муниципальных образований как наукоградов.
Программа подготовки и совершенствования управленческих кадров была ориентирована на две целевые группы. Первую группу составили руководители структурных подразделений федеральных министерств и ведомств и представители администраций субъектов Российской Федерации. Для них программа обучения проводилась на базе Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАГС) и включала ознакомительную поездку в страны ЕС (Францию, Германию, Бельгию, Люксембург).
Вторую группу составили представители администраций муниципальных образований, принявших участие в конкурсе. Обучение проходило на базе Академии народного хозяйства (АНХ) при Правительстве Российской Федерации также с последующей стажировкой в странах ЕС.
В городах — участниках проекта были созданы инновационные центры различных моделей, особенности которых определялись существующим научнотехническим потенциалом и локальными потребностями. Инновационные центры в наукоградах создавались по специально разработанной модели twinning^. Суть ее заключалась в том, что за прототипы создаваемых центров брались заинтересованные в сотрудничестве аналогичные европейские структуры, наиболее схожие по характеру решаемых задач. С целью получения необходимого опыта и организации взаимодействия сотрудники создаваемых российских инновационных центров проходили обучение в центрах-близнецах. Установившиеся в рамках сотрудничества прямые связи оказались весьма плодотворными в дальнейшем.
Результатом работы по интеграции российской инновационной инфраструктуры в европейские инновационные сети стало создание Российской сети трансфера технологий (RTTN) и ее вхождение в европейскую сеть IRC (Information Relay Centers). В настоящее время центры сети имеют партнеров в Германии, Италии, Франции и Великобритании. Действуют российско-французский и российско-британский сегменты сети, получившие свое развитие уже после завершения проекта.
Еще одним направлением деятельности проекта была работа экспертов непосредственно с научными
коллективами научно-исследовательских институтов наукоградов, проведение оценки инновационного потенциала, технологического аудита результатов научных исследований, выбор проектов высокой коммерческой привлекательности, содействие в коммерциализации, как при участии инновационных центров, так и коллективами самостоятельно.
По итогам реализации основной части проекта ЕС было принято решение о его пролонгации с целью отработки механизмов формирования стратегии регионального инновационного развития. Партнером этой части проекта была определена администрация Томской области, а результатами стали разработка и принятие в 2002 г. «Стратегии инновационного развития Томской области», и региональных целевых программ по ее реализации [5, 6].
Как показали ранее приведенные исследования и опыт развитых стран, интенсификация инновационных процессов возможна только при активном вовлечении в них научного сообщества. Это находилось и в русле интересов РАН, уделявшей вопросам инновации достаточно большое внимание2. В 2001 г. был создан Координационный совет по инновационной деятельности РАН [7]. Под эгидой Совета и при поддержке Правительства Российской Федерации началась подготовка проекта «Наука и коммерциализация технологий» («Science and Technology Commercialization») EuropeAid/115381/C/SV/RU, ориентированного на содействие формированию российской национальной инновационной системы и, в том числе, развитие инновационного потенциала академической науки.
Проект был реализован в период с декабря 2004 по декабрь 2006 г., его бюджет составил 3,5 млн евро.
В консорциум исполнителей вошли компании inno group (Германия, Франция), AEA Technology (Великобритания), TNO (Нидерланды). К управлению проектом с российской стороны были привлечены специалисты, уже получившие необходимый опыт при подготовке и реализации предыдущих проектов.
Общая цель проекта определялась как улучшение условий для развития науки и технологической инновационной политики в Российской Федерации, в Российской академии наук, а также содействие коммерциализации результатов научно-технических разработок российских научно-исследовательских организаций на внутреннем и международном рынках.
Проект характеризуется четырьмя ключевыми измерениями: политическое (выработка рекомендаций по инновационной политике), стратегическое (разработка планов действий по осуществлению предложенной инновационной политики), пилотное (развитие пилотных центров коммерциализации технологий и апробация моделей коммерциализации), информационное (распространение результатов проекта), в соответствии с которыми формулировались
2 Напомним, что именно в институтах РАН были проведены основные исследования и разработки в области развития НИС, которые впоследствии использовались при подготовке стратегических государственных документов (см. Инновации № 10, 2006).
ИННОВАЦИИ № 7 (105), 2007
ИННОВАЦИИ № 7 (105), 2007
и определялись конкретные задачи: содействие совершенствованию инновационной политики и развитию национальной инновационной системы России, развитию инновационного потенциала РАН, включая разработку инновационной стратегии, апробация новых механизмов коммерциализации научных разработок, развитие инновационной инфраструктуры и кадрового потенциала инновационной деятельности академического сектора науки.
Наиболее важные проблемы совершенствования инновационной политики, обсуждение европейского опыта, возможности адаптации методов и подходов к условиям России обсуждались на семинарах с участием российских и европейских экспертов, итогом которых стала подготовка рекомендаций, направленных в основные государственные и научные структуры, обеспечивающие разработку и реализацию инновационной политики: Минобрнауки России, Минэкономразвития России, РАН и др.
Конкретным вкладом проекта в формирование новой инновационной модели стала совместная работа экспертов проекта с Межведомственной рабочей группой по подготовке предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области новых направлений научно-технической и инновационной деятельности при Администрации Президента Российской Федерации [8]. Подготовленные рекомендации по адаптации к российским условиям европейского опыта коммерциализации технологий были положительно оценены и использованы в работе над проектами законов.
В задачи проекта входила поддержка разработки инновационной стратегии для Российской академии наук. Эта проблема подробно рассматривалась на Форуме по инновационной политике, в ходе которого были представлены и обсуждались доклады «Критический анализ практики научно-технической инновационной деятельности и результатов коммерциализации технологий в Российской Федерации и в ЕС», «Функциональный анализ научно-технической инновационной деятельности в Российской Федерации. Основные действующие стороны, их роль, функции, способы сотрудничества и достижения синергии», «Рекомендации в области инновационной политики, разработанные на основе критического анализа» и «Возможные сценарии инновационной стратегии РАН».
Важным этапом в работе проекта стало проведение ознакомительной поездки в страны Европейского Союза, Францию и Германию для представителей федеральных министерств, агентств и РАН, в ходе которой были изучены современные тенденции формирования и реализации инновационной политики в этих странах на уровне государства, регионов и отдельных научных организаций.
Среди основных целей проекта были определены содействие развитию инновационной инфраструктуры и трансфер знаний. Особенностью современной ситуации в России является сохранение фрагментарности и неразвитость инновационной инфраструктуры, слабое развитие инновационных сетей, отсутствие поддержки формированию сообществ,
недостаток и затрудненность получения, а порой и недоступность информации, затрудненность контактов с возможными партнерами и аналогичными инновационными сетями в Европе.
Именно поэтому одной из основных задач проекта было выбрано развитие инновационной инфраструктуры Российской академии наук и России в целом, нацеленное на развитие инновационных организаций и подразделений.
Мероприятия по созданию и поддержке организаций инновационной структуры — центров коммерциализации, обеспечили особый интегрированный методологический подход проекта. Работа с центрами коммерциализации представляла собой «обратную связь», необходимую для практического подтверждения предлагаемых рекомендаций и корректировки планов действий.
Деятельность по поддержке инновационной инфраструктуры, созданию и усилению их сетевого взаимодействия началась с открытого конкурса. В конкурсе участвовало 28 заявок, представляющих 106 организаций. В результате для участия в проекте были отобраны семь пилотных центров и семь центров, получивших статус ассоциированных.
В рамках проекта статус пилотных получили: Томский региональный центр коммерциализации результатов научных исследований (Томск), Региональный центр коммерциализации результатов научных исследований Северо-Западного Федерального округа РФ на базе Физико-технического института им. А. Ф. Иоффе РАН (Санкт Петербург), Дальневосточный региональный центр коммерциализации научно-технических результатов (Владивосток), Центр коммерциализации результатов исследований в области энергетики, энергоснабжения и ресурсосбережения, альтернативной стационарной и транспортной энергетики (Москва), Региональный научно-образовательный центр коммерциализации технологий (Екатеринбург), Региональный центр трансфера технологий в Ставропольском крае (Ставрополь), Ростовский центр трансфера технологий (Ростов-на-Дону).
Меры поддержки пилотных центров включали: индивидуальные, учитывающие конкретные запросы, консультации по развитию бизнеса; разработку трехлетнего плана развития и стратегии маркетинга, направленного на продвижение отобранных научнотехнических результатов на национальном и международном уровнях и подготовку плана действий по коммерциализации результатов научно-исследовательской деятельности; предоставление оборудования для укрепления материально-технической базы центров, содействие в установлении коммерческих связей и обеспечение связи с потенциальными клиентами в России и за рубежом, обучение персонала центров по программе тренингов и мастер классов, специально подготовленных на основе анализа потребной в обучении, содействие интеграции в российские и европейские сети трансфера технологий, международные научноисследовательские консорциумы.
Ассоциированными стали центры в Москве, Дубне, Саратове, Троицке, Черноголовке, Сарове, Новосибирске. Эти центры получили поддержку по обу-
Таблица 2
Сравнительные характеристики интегрированных проектов
Проект Развитие науки и техники в условиях рыночной экономики России (Science and Technology Development in the Russian Market Economy) EDRUS 9512 Инновационные центры и наукограды (Innovation Centres and Scientific Cities) FINRUS 9804 Наука и коммерциализация технологий (Science and Technology Commercialization) EuropeAid/115381/C/SV/RU
Годы выполнения Срок 1996-1998 36 месяцев 1999-2001,2002 24 месяца + 9 месяцев 2004-2006 (25 месяцев)
Бюджет 4,2 млн экю 3,0 млн евро + 0,8 млн евро 3,4 млн евро
Аналитические материалы Управление наукой в странах ЕС ♦ Научно-технический потенциал России и его использование. ♦ Проблемы и практические вопросы экономического развития территорий с высокой концентрацией научно-технического потенциала: опыт России и ЕС. ♦ Наука, технологии, инновации, бизнес (англо-русский глоссарий) ♦ Национальные инновационные системы России и ЕС. ♦ Коммерциализация результатов научнотехнической деятельности: европейский опыт, возможные уроки для России. ♦ Бенчмаркинг: поиск примеров эффективной маркетинговой практики IRC
Методические материалы ♦ Методика разработки программ развития муниципальных образований как наукоградов. ♦ Методические материалы по менеджменту программ развития наукоградов Практические руководства по созданию и организации работы центров коммерциализации технологий
Стратегические материалы Стратегия инновационного развития Томской области ♦ Стратегия коммерциализации результатов исследований и разработок Российской академии наук (проект). ♦ Предложения по совершенствованию инновационного законодательства России. ♦ Рекомендации к плану действий по стимулированию коммерциализации технологий в Российской Федерации
Программы обучения
Федеральный уровень РАГС — 2 недели, зарубежная стажировка — 3 недели (Нидерланды, Великобритания, Германия, Франция, Бельгия) РАГС — 2 недели, зарубежная стажировка — 2 недели (Франция, Бельгия, Люксембург, Германия) Серия семинаров по проблемам формирования и реализации инновационной политики. Ознакомительная поездка — 1 неделя (Франция, Германия)
Региональный уровень РАГС — 2 недели, зарубежная стажировка — 2 недели (Франция, Бельгия, Люксембург, Германия) РАГС — 2 недели, зарубежная стажировка — 2 недели (Франция, Бельгия, Люксембург, Германия) Серия семинаров по проблемам формирования и реализации инновационной политики. Ознакомительная поездка — 1 неделя (Франция, Германия)
Муниципальный уровень АНХ — 2 недели, зарубежная стажировка — 2 недели (Франция, Германия, Бельгия)
Кадры для инновационных центров Обучающая программа тренинг-центра (Санкт-Петербург), обучающие поездки в инновационнотехнологические центры в Европе Серия обучающих семинаров. Обучение на рабочих местах. Стажировки в европейских центрах (Италия, Германия) Серия обучающих семинаров и мастер-классов, обучение на рабочих местах. Ознакомительная поездка — 1 неделя (Франция, Германия)
Создание и развитие инновационных центров (центров коммерциализации технологий)— пилотные центры проекта ♦ Зеленоград. ♦ Новосибирск. ♦ Самара. ♦ Томск ♦ Кольцово. ♦ Обнинск. ♦ Реутов. ♦ Троицк ♦ Владивосток. ♦ Екатеринбург. ♦ Москва (ИВТАН). ♦ Ростов-на-Дону. ♦ Санкт-Петербург. ♦ Ставрополь. ♦ Томск
Ассоциированные центры проекта ♦ Москва (ЦИБИМ). ♦ Саратов. ♦ Саров. ♦ Черноголовка. ♦ Дубна. ♦ Троицк. ♦ Новосибирск
Поставки оборудования в инновационные центры (центры трансфера технологий) Оборудование поставлено в 4 пилотных центра Оборудование поставлено в 4 пилотных центра Оборудование поставлено в 7 пилотных центров
Формирование инновационных сетей Оборудование поставлено в 4 пилотных центра Российская сеть трансфера технологий — RTTN Создание сети центров коммерциализации, включение центров в RTTN
чению персонала, обмену опытом с пилотными центрами, доступ к учебно-методическим материалам, рекомендациям проекта.
Работа по поддержке центров осуществлялась как в ходе посещений экспертами пилотных центров, так
и в рамках специализированных семинаров, в работе которых принимали участие как пилотные, так и ассоциированные центры. Важным элементом образовательной программы стала поездка представителей центров в страны Европейского Союза — Германию
ИННОВАЦИИ № 7 (105), 2007
ИННОВАЦИИ № 7 (105), 2007
и Великобританию, обмен опытом с сотрудниками европейских организаций инновационной инфраструктуру, непосредственное знакомство с их деятельностью. Эта поездка также содействовала формированию международных связей и сотрудничества.
Полученные по данному направлению результаты были обобщены в проекте документа «Концепция сетевого взаимодействия Центров коммерциализации результатов научной деятельности», а также в серии методических материалов, включающей 12 практических руководств по развитию центров коммерциализации технологий, основная суть которых заключается в ответе на вопрос «как это сделать?». Эти материалы, а также серия книг, выпущенных по результатам проекта [9], доступны на сайте проекта в электронном виде, а также на сайте РАН [10].
Оценка успешности проектов
При оценке успешности проектов будем использовать два основных критерия.
Во-первых, это достижение целей, заявленных в техническом задании. И в этом смысле все проекты признаны вполне успешными и заслужили достаточно высокие оценки как от группы мониторинга со стороны Европейской Комиссии, так и со стороны российских партнеров и получателей содействия. О чем, в частности, свидетельствует решение о пролонгации проекта «Инновационные центры и наукограды».
Вторым критерием является последействие проекта. Это тем более важно, что формирование политики (и тем более ее реализация), становление центров коммерциализации, приобретение им устойчивости происходят в сроки, заведомо превышающие продолжительность проектов. Следовательно, и эффективность реализации проектов можно оценить лишь через некоторое время.
Как показала практика, многие разработки в рамках интегрированных проектов были реализованы через несколько лет после завершения проектов, а иногда и совсем в других областях. Так, например, основу идеологии развития особых экономических зон составляют подходы, разработанные для наукоградов.
Проект можно считать успешным, если после его завершения начатые процессы продолжают развиваться, разработанные стратегии выполняются и получают дальнейшее развитие, развиваются и приобретают устойчивость объекты инновационной инфраструктуры, сфера их деятельности расширяется, появляются новые продукты.
Все это в полной мере относится к описанным проектам (см. табл. 2).
Краткий обзор специализированных проектов
Подавляющее большинство проектов этого типа были направлены на поддержку малых и средних инновационно-ориентированных предприятий. Проекты носили специализированный характер, а также часть из них была ограничена региональными рамками приграничного сотрудничества.
В 1998-2000 гг. при партнерстве Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научнотехнической сфере был реализован проект «Содействие развитию малых инновационных предприятий в России». Цель проекта состояла в обобщении и распространении через информационные центры Фонда практических примеров эффективного развития малых и средних предприятий. Опыт успешного продвижения на рынок таких предприятий был использован в системе повышения квалификации сотрудников Фонда и его центров, а также других представителей российского инновационного бизнес сообщества.
В 1999-2000 гг. Региональный фонд научно-технического развития Санкт-Петербурга и Технологический центр Карелтек (Лаппеенранта, Финляндия) выполнили проект «Российско-финский двойной бизнес-инкубатор для технологически ориентированных малых и средних предприятий (TWINNIC)» в рамках подпрограммы «Приграничное сотрудничество» программы TACIS. В результате выполнения проекта создан бизнес-инкубатор для малых предприятий начинающих российских предпринимателей, ориентированных на сотрудничество с финскими компаниями, для них организован комплекс консалтинговых, посреднических и технических услуг.
В рамках этой же подпрограммы в 2002-2003 гг. был реализован проект «Содействие развитию инновационных малых и средних предприятий в Балтийском регионе Российской Федерации».
В настоящее время продолжается реализация проекта EuporeAid «Поддержка экспортно-ориентированных инновационных малых и средних предприятий». Партнером проекта является Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса.
В 2005-2006 гг. в рамках подпрограммы IBPP межинституционального двустороннего сотрудничества был выполнен консультационный российско-германский проект «Инновации и стратегия использования интеллектуальной собственности», партнером которого с российской стороны являлось Министерство образования и науки Российской Федерации, а с европейской — Федеральное министерство образования и исследований Германии (BMBF) и Федеральное министерство экономики и технологии Германии (BMWi).
Заключение
Таким образом, в ходе десятилетнего сотрудничества России и ЕС в рамках программы TACIS/ EuropeAid совместно российскими и европейскими специалистами был выполнен большой объем работ в области исследований тенденций инновационного развития современной экономики, разработки и реализации государственной научно-технической и инновационной политики.
Результаты, полученные в ходе реализации проектов, были использованы в стратегических государственных документах, определяющих направления развития российской инновационной системы, при разработке соответствующей нормативной правовой
базы. Накопленный более чем 10-летний опыт со- 4.
трудничества наглядно продемонстрировал, что у России и Европейского Союза есть хороший задел 6
для дальнейшего расширения взаимодействия и формирования новых проектов в сфере инноваций и коммерциализации научных результатов. 7
Литература 8.
1. Управление наукой в странах ЕС/Под ред. Г. Ван дер Вейка.
В 4-х т. М.: Наука, 1999.
2. Инновационное развитие территорий в России и ЕС: опыт,
проблемы, перспективы/Под общ. ред. П. Линдхолма, Э. Ар- 9.
мстронга, С. Клесовой, В. Иванова, К. Плетнева. В 7-ми т. М.: Сканрус, 2001.
3. В. В. Иванов. От наукоградов к территориям инновационного
развития//Инновации, № 9-10, 2002. 10.
В. В. Иванов. Национальные инновационные системы: теория и практика формирования. М.: Изд. дом. «Абелия», 2004. Стратегия развития Томской области до 2020 года. Томск, 2005. Межведомственная программа «Разработка и реализация модели территории инновационного развития на примере Томской области (результаты 2005-2006 гг.). Томск: МНОЦ, 2006. Г. А. Месяц, С. М. Алдошин, В. М. Бузник, В. В. Иванов. Анализ инновационной деятельности РАН//Инновации, № 3, 2005. Актуальные проблемы инновационного развития. Коммерциализация технологий//Материалы совместного заседания Межведомственной рабочей группы и Проекта ЕигореА1^ Москва 28 июня 2006 г. Информационный бюллетень № 3. Тверь: Тверской Инноцентр, 2006.
Инновационное развитие и коммерциализация технологий в России и странах ЕС: опыт, проблемы, перспективы/Под общ. ред. В. В. Иванова, С. Клесовой, П. Линдхолма, О. Лукши. В 5-ти т. М.: ЦИПРАН, 2006. http://www.ras.ru