Научная статья на тему '«Главное - сплоченность вокруг общей задачи…»'

«Главное - сплоченность вокруг общей задачи…» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клесова Светлана Мари-клер

Проект «Наука и коммерциализация технологий», финансируемый Европейским Союзом по программе EuropeAid, нацелен на адаптацию к российским условиям европейского опыта преобразования результатов научных исследований в рыночные продукты. Проект реализуется консорциумом консалтинговых компаниий Innо-AEA Technology - TNO, выигравших европейский тендер (сайт проекта www.ras-stc.ru). В конце мая в С.-Петербурге в стенах Научно-образовательного центра Физико-технического института прошел мастер-класс, на занятиях которого консультанты консорциума делились своими знаниями и навыками с представителями 14-ти центров коммерциализации, которые получают техническое содействие со стороны Проекта. Интервью журналу «Инновации» дала руководитель проекта Светлана Клесова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Клесова Светлана Мари-клер

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Главное - сплоченность вокруг общей задачи…»»

ИННОВАЦИИ № 6 (93), 2006

«Главное - сплоченность вокруг общей задачи...»

Проект «Наука и коммерциализация технологий», финансируемый Европейским Союзом по программе EuropeAid, нацелен на адаптацию к российским условиям европейского опыта преобразования результатов научных исследований в рыночные продукты. Проект реализуется консорциумом консалтинговых компаниий 1ппо-АЕА Technology - TNO, выигравших европейский тендер ( сайт проекта www.ras-stc.ru) .

- Светлана, расскажите, пожалуйста, о проекте.

- Он основан на решении Правительства России и Европейской Комиссии ускорить экономический рост России за счет интенсификации инновационной деятельности Российской Академии Наук и других научных организаций. Существует программа технического содействия странам Российской Федерации и странам СНГ - EuropeAid, которая финансируется Европейской Комиссией. Проект этой программы «Наука и коммерциализация технологий» финансируется по программе Еврокомиссии «Поддержка частного сектора и содействие экономическому развитию», он ориентирован на совершенствование инновационной политики в России, на разработку соответствующих рекомендаций для РАН и на серию пилотных инициатив, которые апробируют новые пути коммерциализации научных разработок. Проект рассчитан на двадцать четыре месяца. Партнером проекта является Российская академия наук.

Участники проекта стремятся улучшить условия для развития науки и технологической инновационной политики в стране, и, в особенности, внутри самой Академии наук. Очень важно также поддержать усилия по коммерциализации российских научно-технических результатов на внутреннем и международном рынках.

Россия включается в мировой рынок, где технологический прогресс ускоряется постоянным поиском конкурентных преимуществ. Мы надеемся, что наш проект внесет свой вклад в построение эффективной национальной инновационной системы, способной выгодно использовать колоссальный научно-технический потенциал страны.

Наша фирма Inno (Германия) возглавляет консорциум, который ведет этот проект. Другими его членами являются АЕА Technology (Великобритания) - ведущая международная компания в области развития и коммерциализации технологий, специализирующаяся на инновациях в энергетике и охране окружающей среды, а также TNO - Организация по прикладным исследованиям Нидерландов, которая является одной из

Светлана Клесова

руководитель проекта «Наука и коммерциализация технологий»

В конце мая в С.-Петербурге в стенах Научнообразовательного центра Физико-технического института прошел мастер-класс, на занятиях которого консультанты консорциума делились своими знаниями и навыками с представителями 14-ти центров коммерциализации, которые получают техническое содействие со стороны Проекта. Интервью журналу «Инновации » дала руководитель проекта Светлана Клесова.

известных европейских организаций в этой области. Все члены консорциума уже работали в России и имеют богатый международный опыт в области политики коммерциализации, равно как и практический опыт коммерциализации научных результатов.

В проекте мы работаем на федеральном и региональном уровнях, в тех регионах, где расположены 7 пилотных центров коммерциализации, а также 7 ассоциированных центров. Эти центры коммерциализации были выбраны на конкурсной основе в октябре прошлого года. Всего мы получили 28 заявок, в которых были представлены 108 российских организаций.

Что еще существенно для понимания нашего проекта? У него четыре ключевых составляющих:

• Есть политическое измерение, по которому идет выработка рекомендации по инновационной политике;

• Есть стратегическое измерение - действия по разработке плана осуществления предложенной инновационной политики;

• Включена пилотная составляющая, которая предполагает тестирование предложенных моделей коммерциализации в пилотных центрах;

• И, наконец, четвертая составляющая предполагает распространение достигнутых результатов проекта.

- Что уже удалось сделать?

- Разработаны рекомендации по совершенствованию инновационной политики в России. Совместно с Межведомственной рабочей группой по подготовке предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области новых направлений научно-технической и инновационной деятельности при Администрации Президента Российской Федерации подготовлены рекомендации по Плану действий по стимулированию инновационного развития в Российской Федерации (меры по использованию новых правовых механизмов для коммерциализации технологий). Проведена серия се-

минаров по инновационной политике. Так, например, семинар по управлению человеческими ресурсами в рамках инновационного процесса прошел в Москве в марте этого года. Семинар, посвященный проблемам территориального развития, прошел в апреле. Он совпал по времени с открытием Президентом России Владимиром Путиным первой очереди особой технико-внедренческой зоны в Томске. Тогда же Томский пилотный центр коммерциализации технологий представил свой стенд Президенту и руководителям Правительства. Поддерживаются 14 -ть центров коммерциализации технологий - семь пилотных, в которых поддержка оказывается в зависимости от конкретных потребностей, и - семь ассоциированных, которые участвуют в тренинговых программах для персонала центров. Параллельно нашему мастер-классу с центрами коммерциализации, 1-го июня, в Москве проходил семинар «Мониторинг и оценка инновационных политик и программ». Так что программа работы очень напряженная.

Работа по проекту подробно представлена на сайте проекта www.ras-stc.ru, который полезно посетить всем, кто участвует в коммерциализации российских технологий. Могу только отметить, как заметное событие, представительный мастер-класс в Обнинске в начале апреля этого года. В нем приняли участие специалисты из двенадцати российских центров коммерциализации. Большое внимание было уделено опыту работы Российской сети трансфера технологий и ее сотрудничеству с Франко-российской технологической сетью и Британо-российской инновационной сетью. Вероятно, это одна из самых последовательных попыток системной интеграции российских исследователей с их европейскими коллегами, предпринятых в последние годы.

- Несколько слов об опыте работы вашей компании 1ппо, пожалуйста...

- Офисы нашей компании сегодня находятся во Франции, Германии, Швеции, Австрии. Во всех этих странах мы выполняем довольно большой объем работы.

У нас несколько направлений деятельности - региональные инновационные стратегии, стратегии территориального экономического развития, технологические и научные парки, коммерциализация технологий. Все это касается создания потребительской стоимости из научных исследований, управления европейскими инновационными сетями, создания и поддержки технологических кластеров.

У нас есть небольшие консалтинговые проекты продолжительностью два-три месяца. Есть крупные проекты, связанные с разработкой стратегий регионального развития - тема, актуальная для многих европейских территорий. Скажу об этом немного подробней.

Обычно администрация региона, которая озабочена его будущим, устраивает тендер среди компаний, специализирующихся на комплексном решении региональных проблем. На тендер каждая компания выходит со своей методикой, которая включает и обстоятельный анализ ситуации, и разработку региональной

стратегии, и мониторинг работ по проекту... Та компания, подходы которой окажутся убедительнее, получает предпочтение.

Помимо сотрудничества в развитии территорий, мы участвуем в Рамочных программах ЕС по поддержке науки и развитию технологий. Для Евросоюза главной задачей сегодня является повышение конкурентоспособности европейских компаний, и один из путей этого повышения - установление партнерских отношений между компаниями разных стран, установление синергетических связей, которые позволяет значительно повысить экономическую эффективность европейской экономики. Такое межнациональное сотрудничество рассматривается как сверхзадача ряда программ.

-Что вам наиболее интересно из того, что вы уже сделали в Европе?

- Очень перспективным представляется стартовавшее в 2001 году государственно-частное партнерство в Ростоке, Германия. Там компания Inno в содружестве с девятью научными институтами и университетами земли Мекленбург - Западная Померания создала компанию - Агентство PVA MV - государственно-частное партнерство. Задача компании - комплексное использование на благо территории при поддержке региональных властей всех возможностей, которыми располагают местные университеты. У компании Inno - 51% акций, и она играет «первую скрипку». 49% акций принадлежит университетам. Агентство PVA MV занимается коммерциализацией для тех самых девяти институтов и университетов - Института Фраунхофера компьютерной графики, Университета Грейфсвальда, Университета Ростока, Института Лейбница исследований органического катализа и других, в которых работает около шести тысяч исследователей. Их «критическая масса» позволяет запустить достаточный «поток сделок» (deal flow) -проектов с рыночными перспективами.

Важно, что в соответствии с правилами работы PVA наши консультанты имеют право первого выбора технологических предложений, поступающих из лабораторий, и право эксклюзивной работы с этими предложениями. Это право закреплено в договоре между PVA MVA и всеми девятью институтами и университетами. Мы вместе с разработчиками решаем, какой канал коммерциализации нужно использовать в каждом конкретном случае: создать старт-аповскую компанию, продать лицензию или предпринять какие-то другие шаги. Скажем, заявка на патент на определенной стадии исследований может оказаться рискованной, и перспективнее окажется продолжение исследований со стратегическим партнером из промышленности. Мы консультируем ученых, проводим так называемые «road shows»- короткие по времени, но насыщенные и информационно, и эмоционально презентации проектов. Такие мероприятия проводятся для инвесторов во многих европейских странах. В ряде случаев привлекаем бюджетное или частное финансирование к перспективным проектам, укрепляем управленческие команды, входим 10-20-ти процентной долей в новообразованные компании...

ИННОВАЦИИ № 6 (93), 2006

ИННОВАЦИИ № 6 (93), 2006

- В чем заключаются особенности организации и работы PVA?

- По новым немецким законам , принятым в начале этого века, интеллектуальная собственность на результаты проводимых в университете исследований принадлежит университету. Раньше - в качестве «профессорской привилегии» - эти права принадлежали самим исследователям. Теперь университет владеет созданной интеллектуальной собственностью и находит баланс интересов с разработчиками. И первая задача Агентства - зарабатывать деньги для университетов и институтов.

Само Агентство было создано по инициативе Правительства Германии и под патронажем канцлера Шредера. По всей стране в начале 2000 гг. был запущен ряд пилотных проектов - по одному на каждую федеральную землю - с общей целью: нащупать наиболее действенные пути развития экономики через инновации: PVA MVA - один из таких пилотных проектов. С 2001 года, когда мы выиграли тендер в Мекленбурге, PVA привлекло для научных институтов и университетов, создавших PVA MVA, около 75 миллионов евро, Это и бюджетные деньги, и средства частных инвесторов, бизнес-ангелов и венчурных фондов. Создано 10 новых (start up) компаний, заключено 27 лицензионных соглашений, а еще 30 находятся в стадии переговоров.

Другое преимущество PVA основано на том, что успешная коммерциализация интеллектуальной собственности возможна лишь на основе консенсуса заинтересованных сторон: инвестора, власти, университета, разработчика. В рамках такого государственно-частного партнерства, как Агентствo PVA MVA, выстроить обоюдное доверие проще. И после договоренности с университетом нам проще найти общий язык с разработчиком. Хотя само по себе завоевание доверия - процесс деликатный, требующий немалого времени. В нашем случае близкое знакомство с людьми, установление с ними доверительных отношений заняло не менее года. В первую очередь достигалось взаимопонимание с руководством университетов, потом мы шли в каждую лабораторию...Ведь если совместная работа не будет выгодна каждому участнику, ее лучше не начинать..

Кроме того, подобное объединение университетов обеспечивает такой мощный поток идей, что его обслуживание обеспечивает работой достаточно большую профессиональную команду, подобную нашей. Содержать полноценный офис трансфера технологий при каждом университете в большинстве случаев достаточно накладно, как свидетельствует европейский опыт, поэтому в Германии, например, сейчас акцент делается на объединение усилий, на создание совместных офисов коммерциализации для нескольких организаций - как в PVA MVA.

Еще одно преимущество PVA - при таком агентстве органично происходит создание смешанного венчурного фонда, куда могут вкладывать деньги и университеты, и региональные администрации. Такой фонд позволяет аккумулировать региональные деньги и направлять их на развитие высоких технологий - например, вкладывать в start up компании.

- Каковы перспективы вашей компании в этом Агентстве?

- По контракту предусмотрена постепенная передача пакета акций Inno нашим партнерам по консорциуму - институтам и университетам . При этом доля Inno в стартовых компаниях, запущенных с нашей помощью, остается за нами.

Я так подробно рассказываю о деятельности PVA, потому, что это один из реальных вариантов организации процесса коммерциализации технологий. Возможно, он осуществится и в России.

- Ваша компания уже 20 лет работает в сфере инновационного развития. Что характерно для сегодняшнего дня, что с ней происходило за эти годы?

- Есть определенная специфика при работе в разных странах. В Германии мы напрямую участвуем в коммерциализации технологий - через PVA MVA, например, но не только; во Франции - включены в проектирование технопарков (французское отделение компании, в котором я работаю, выросло из передачи опыта создания известного научного парка Софии Антиполис, крупнейшего в Европе), в создание особых экономических зон. Во Франции и Швеции специализируемся на разработке региональных стратегий, в том числе инновационных. В Австрии мы работаем, прежде всего, с европейскими структурными фондами от имени региональной администрации Нижней Австрии.

У каждого времени свои ключевые задачи, и мы стараемся находить на них ответы. Двадцать лет назад в Европе начиналось создание технопарков, и мы их проектировали (я уже упомянула Софию Антиполис). Затем возникла тема инновационного развития регионов, и мы участвовали в разработке более 30 инновационных стратегий во многих странах Европы. Потом стала актуальна тема создания кластеров, и мы уделяли, и уделяем большое внимание этому инструменту экономического развития. Сегодня востребован форсайт - и Inno отрабатывает собственные методики предвидения и прогнозирования экономического роста.

Кстати, в настоящее время Inno поручено поддержать Европейскую Комиссию в разработке и сопровождении проекта «Совместная учебная платформа» ( Mutual Learning Platform ), которая представляет самую передовую методологию и инструментарий регионального экономического развития - региональный бенчмаркинг, региональный форсайт, региональное профилирование. Кроме того, мы регулярно занимаемся проектами оценки эффективности региональных и национальных инновационных программ, их заказывают органы власти.

Меняется не только тематика нашей деятельности, меняется ее характер. Раньше «выходом» проделанной работы был отчет-это традиционный консалтинг. Сейчас, помимо рекомендаций, мы фокусируемся на участии и помощи в оперативном управлении происходящими процессами - например, коммерциализацией технологий или структурными фондами. Можно сказать,

что со временем меняется характер деятельности консультанта - во всяком случае, так, как мы ее понима-ем...В каком-то смысле мы становимся компанией по управлению инновациями.

- В чем заключаются особенности работы в России?

- Российская специфика такова, что предъявляет своеобразный вызов нашей профессиональной компетентности, заставляет многому учиться, переосмысливать уже накопленный опыт. Поэтому работа в России - залог повышения профессионального мастерства. Здесь представление о роли консалтинга, на мой взгляд, сильно отличается от европейского.

Так, например, в России местные администрации обычно сами разрабатывают региональные стратегии, часто без участия консультантов. В Европе же процесс разработки осуществляется с участием консалтинговых компаний через тендер; консалтинговые компании, имеющие достаточный опыт, предлагают свое видение и методику решения актуальных для региона проблем, при этом их роль в процессе разработки заключается не столько в подготовке текста, сколько в модерирова-нии и координации процесса разработки с участием местных стейкхолдеров. Хотя, ситуация меняется и в России, примером чему может служить процесс разработки стратегии Томской области.

Что касается проекта «Наука и коммерциализация технологий» программы ЕигореА1^ то он реализуется в партнерстве с Российской академией наук. Уже упоминала, что в рамках проекта поддерживается создание и развитие семи пилотных и семи ассоциированных центров коммерциализации технологий. Пилотные центры коммерциализации расположены в Москве, Санкт-Петербурге, Томске, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Ставрополе, Владивостоке.

Особенность работы проекта с пилотными центрами состоит в том, что наши консультанты работают с ними индивидуально, ориентируясь на их потребности. Ассоциированные же центры участвуют в общих мероприятиях - мастер-классах, конференциях, семинарах. Тем не менее, мы, понимая значительный интерес к результатам нашей работы, стараемся максимально распространять информацию о «лучшей практике» и методические материалы. Как я уже говорила, один из инструментов - это сайт нашего проекта: www.ras-stc.ru. Кроме того, в рамках проекта мы подготовим 10 практических руководств, в которых будут раскрыты основные практические аспекты организации работы центров коммерциализации.

- В чем конкретно состоит ваша работа с центрами?

- На развитие каждого центра запланировано в среднем по 200 консультационных дней. Это консультации по управлению проектами, анализ текущей работы, поддержка исследователей и новых компаний через проведение технологических аудитов, поддержка в установлении деловых партнерств и много другое. . В одном центре основное внимание направлено на ус-

тановление отношений с инвесторами, в другом - на подготовку персонала для высокотехнологичных компаний, в третьем - на особенностях маркетинговых исследований для новых продуктов и услуг...Достигну-тые результаты - а ими будут отработанные методики по каждой теме - будут тиражироваться в России. Вероятно, это оптимальная схема получения новых знаний и навыков, а также распространения накопленного опыта.

-Чего бы вы хотели добиться в России?

- Вероятно, создания и развития аналогов таких агентств, как PVA, которое хорошо зарекомендовало себя в Германии. Хотели бы накопить при каждом из них критическую массу заинтересованных участников, отладить серийный «запуск» новых технологических компаний. Увеличение числа партнерств российских технологических компаний с компаниями из стран ЕС представляется очень перспективным направлением. Такие партнерства, по нашему мнению, могут обладать мощным синергетическим эффектом.

-Что еще входит в обязанности вашей команды в рамках проекта?

- Мы должны выработать итоговые рекомендации для Президиума РАН и для Администрации Президента. Для Академии наши рекомендации относятся к вопросам стратегии коммерциализации научного потенциала РАН. Эта часть работы близка к завершению, и мы надеемся вскоре представить ее вниманию академической общественности. В этих рекомендациях обобщено то, что считают важным сами представители академического сообщества, включен наш многолетний экспертный опыт работы в Европе.

По второй теме мы сотрудничаем с Межведомственной рабочей группой по подготовке предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области новых направлений научно-технической и инновационной деятельности при Администрации Президента Российской Федерации. Это очень ценный рабочий контакт, поскольку в Группе присутствуют все заинтересованные министерства и ведомства, представлены все органы власти и заинтересованные стороны, и работа идет в конструктивном ключе. Близки к завершению рекомендации к плану действий по стимулированию коммерциализации технологий. Предлагаемый План действий должен поддерживать реализацию общих целей, определенных в Основных направлениях политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года и Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года. С другой стороны, он должен быть сфокусирован на проблеме стимулирования коммерциализации технологий в России, которая сегодня является ключевой проблемой инновационного развития. Первоочередной мерой проводимых в настоящее время реформ в области инновационного развития в России является создание благоприятных правовых условий. Выработка эффективных правовых механизмов - задача,

ИННОВАЦИИ № 6 (93), 2006

ИННОВАЦИИ № 6 (93), 2006

требующая практических шагов (правоприменительной практики), которые, во-первых, могли бы стать механизмом реализации новых нормативных правовых актов, а, во-вторых, позволили бы обеспечить оценку их эффективности. В этой связи Рекомендации содержат предложения по пилотным программам и проектам, которые позволяют содействовать в выборе действенных правовых механизмов, а также на практике апробировать результативность этих правовых механизмов. Кроме того, они включают предложения по механизмам реализации предлагаемых мер.

Работа, по сути, идет напрямую с коллективным партнером и заказчиком, и у нас есть надежда, что ее результаты будут продвинуты теми людьми, с которыми сегодня мы вместе работаем.

-В нашей стране действует Российская сеть трансфера технологий ЯТТЫ, организованная для того, чтобы включить страну в общеевропейский информационно-технологический обмен...

- Безусловно, любые усилия в этом направлении заслуживают самого пристального внимания. В европейских странах важность работы таких национальных сетей не обсуждается, они пользуются устойчивой поддержкой со стороны государства. Даже Турция имеет два субсидируемых центра, заложивших основу турецкой сети. Но в России, насколько мне известно, вопрос о полноценном финансировании RTTN так и не решен. Если российский сегмент общеевропейской сети будет построен на принципах, отличных от тех, на которых работают все остальные страны, это не позволит вписаться в общий контекст. В том или ином виде будут нарастать системные противоречия, которые найдут выражение во множестве частных неувязок. И, в конечном счете, Россия окажется на периферии европейского информационного-техно-логического обмена.

- Вы участвовали в разработке региональной инновационной стратегии Томской области. Пожалуйста, расскажите подробней.

- Наша компания 1ппо была лидером консорциума, реализовавшего в 1999 - 2001 г.г. проект ТАСИС «Инновационные центры и наукограды РФ». Проект проходил в Обнинске, Кольцово, Троицке и Реутове. После его завершения он получил хорошую оценку со стороны бенефициара - Министерства промышленности, науки, и технологий РФ - а также Европейской Комиссии. Было принято решение о продолжении проекта еще на десять месяцев для распространения результатов. И мы стали выбирать регионы для продолжения.

По каким критериям? Знаете, что самое главное, по нашему опыту? Можно сделать профессиональный глубокий анализ ситуации, разработать организационные схемы и написать прекрасные планы, подтвержденные ресурсным обеспечением - и все будет впустую. Самое важное для того, чтобы появился результат -создание в регионе коллективного понимания задач, готовность у людей к согласованной общей работе. Такая готовность была у Томской области, и у ее руко-

водителей - вице-губернаторов Оксаны Козловской и Владимира Зинченко. И мы решили оказать содействие в разработке Региональной инновационной стратегии для Томской области.

Эта работа, которая в Европе занимает два года, была сделана за десять месяцев, и сделана, как нам кажется, удачно. Она смогла ответить на вопрос - в чем первоочередные нужды Томска, учесть специфику «города студентов» и сырьевого региона одновременно. Самое главное - удалось сплотить людей, и поэтому мы многого ожидаем от реализации этой стратегии. Конечно, помимо разработки стратегии, у нас были и другие важные компоненты проекта. Мы работали в рамках продолжения проекта также и в Дубне. Случайно или нет, но оба эти региона оказались недавно победителями национального конкурса по особым экономическим зонам, у них прекрасное будущее. Наши контакты с Томском и Дубной не прерывались, и продолжаются и сейчас, в рамках нового проекта.

- Что, с вашей точки зрения, является основным препятствием ускоренного технологического роста в России?

- Во-первых, неразбериха с интеллектуальной собственностью. Мы работаем в странах, где ИС принадлежит ученым (Финляндия, например), или в тех странах, где ИС принадлежит организациям (как в Германии). Поверьте, никаких принципиальных проблем не возникает ни в том, ни в другом случае. Заинтересованные стороны договорятся. Но когда люди не знают, что кому принадлежит - дело стопорится.

Во-вторых, нужна отчетливая стратегия коммерциализации, подкрепленная финансированием. Вновь приведу немецкий пример: если вопрос об ускорении коммерциализации технологий признан настолько важным, что ему уделяет внимание канцлер, то изменяется законодательство, запускаются необходимые тренинговые программы и программы переобучения, проводится соответствующая компания в СМИ. Под все эти действия выделяются необходимые средства, определяются критерии успешности спланированных действий, определяются люди и организации, отвечающие за каждый этап выполнения намеченного. Если критерии успешности и зоны ответственности не определены, никакого толку не будет.

В России необходимо согласованное понимание процессов технологического роста. Необходимо принять на основе консенсуса план действий и определить зоны ответственности за результаты, предусмотреть систему мониторинга и оценку результатов независимыми консультантами.

Тем не менее я полна оптимизма, ситуация меняется к лучшему, видно, что за последний год произошло много сдвигов, и, как я надеюсь, наша команда вносит в эти позитивные изменения свой вклад.

(вопросы задавал Юрий Нешитов)

ПИШИТЕ! Почтовый адрес: 197022, г. Санкт-Петербург,а\я 66 E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.