Научная статья на тему 'Основные направления и перспективы правового регулирования миграционных процессов в Российской Федерации'

Основные направления и перспективы правового регулирования миграционных процессов в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
72
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
миграция / подразделения по вопросам миграции МВД России / регулирование миграции / государственная миграционная политика / миграционные процессы / migration / migration departments of the Ministry of Internal Affairs of Russia / regulation of migration / state migration policy / migration processes

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шамиль Магомедович Нурадинов, Сергей Леонидович Нечай

Анализируются особенности правового регулирования миграционных процессов в Российской Федерации. Рассматриваются основные направления реализации государственной миграционной политики России. Обозначаются перспективы ее дальнейшего развития и совершенствования в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шамиль Магомедович Нурадинов, Сергей Леонидович Нечай

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main directions and prospects of legal regulation of migration processes in the Russian Federation

The features of the legal regulation of migration processes in the Russian Federation are analyzed. The main directions of the implementation of the state migration policy of Russia are considered. The prospects for its further development and improvement in modern conditions are indicated.

Текст научной работы на тему «Основные направления и перспективы правового регулирования миграционных процессов в Российской Федерации»

JURISPRUDENCE

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-4-163-166 EDN: https://elibrary.ru/daplwe NIION: 2003-0059-4/23-748 MOSURED: 77/27-003-2023-04-947

Основные направления и перспективы правового регулирования миграционных процессов в Российской Федерации

Шамиль Магомедович Нурадинов1, Сергей Леонидович Нечай2

1,2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

1 office@unity-dana.ru

2 s.l.nechay@gmail.com

Аннотация. Анализируются особенности правового регулирования миграционных процессов в Российской Федерации. Рассматриваются основные направления реализации государственной миграционной политики России. Обозначаются перспективы ее дальнейшего развития и совершенствования в современных условиях.

Ключевые слова: миграция, подразделения по вопросам миграции МВД России, регулирование миграции, государственная миграционная политика, миграционные процессы

Для цитирования: Нурадинов Ш. М., Нечай С. Л. Основные направления и перспективы правового регулирования миграционных процессов в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 4. С. 163-166. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-4-163-166. EDN: DAPLWE.

Original article

Main directions and prospects of legal regulation of migration processes

in the Russian Federation

Shamil M. Nuradinov1, Sergey L. Nechay2

1,2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

1 office@unity-dana.ru

2 s.l.nechay@gmail.com

Abstract. The features of the legal regulation of migration processes in the Russian Federation are analyzed. The main directions of the implementation of the state migration policy of Russia are considered. The prospects for its further development and improvement in modern conditions are indicated.

Keywords: migration, migration departments of the Ministry of Internal Affairs of Russia, regulation of migration, state migration policy, migration processes

For citation: Nuradinov Sh. M., Nechay S. L. Main directions and prospects of legal regulation of migration processes in the Russian Federation. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(4):163-166. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-4-163-166. EDN: DAPLWE.

В современных условиях стремительно изменяющая ситуация в политической и социально-экономической сфере требует анализа текущей обстановки и разработки адекватных мер по совершенствованию и прогнозированию государственной политики России. Миграция представляется одним из важнейших направлений развития политики Российской Федерации. В этой связи, анализ ее ключевых векторов и перспектив развития является приоритетной задачей.

Базовые направления правового регулирования миграционных процессов в Российской Федерации

© Нурадинов Ш. М., Нечай С. Л., 2023

определены Концепцией государственной миграционной политики [1]. Основной целью миграционной политики является формирование миграционной ситуации, при которой в стране образуется благоприятный социально-экономический и демографический климат. Вместе с тем миграционная политика должна обеспечить защиту интересов государства, межконфессиональный мир и согласие, а также сохранение культурного достояния.

Исследование Концепции государственной миграционной политики позволяет сделать вывод, что пра-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

вовое регулирование в сфере миграции должно быть направлено на решение следующих задач.

Прежде всего, это совершенствование мер по регулированию численности привлекаемых трудовых мигрантов на основе анализа ситуации на рынке труда, анализа тенденций изменения ситуации на рынке труда, основанных на реальных и прогнозируемых потребностях экономики Российской Федерации и необходимости защиты интересов граждан.

Зачастую система определения потребности в иностранных работниках не имеет научной обоснованности и критериев определения нуждаемости отдельных сфер экономики. Кроме того, эта система отличается низким уровнем динамичности, в то время как в современной экономике конкурентные преимущества определяются именно скоростью принятия управленческих решений. В этой связи многие российские работодатели отличаются невысоким уровнем конкурентоспособности по сравнению с иностранными работодателями. В настоящее время вопросы организованного набора иностранных работников решаются только на основании двусторонних межгосударственных договоров, общего законодательного механизма осуществления организованного набора иностранных работников в полной мере не сформировано.

В соответствии с международной практикой процесс организованного привлечения иностранных работников в Российскую Федерацию можно разделить на следующие этапы: сбор информации от работодателей наличии потребности в иностранных работниках определенных специальностей; осуществление первичного подбора соответствующих работников на территории иностранных государств; подготовка кандидатов на территории государства гражданства трудового мигранта; организованная отправка кандидатов в Российскую Федерацию и их встреча на территории России; оформление документации на право осуществление трудовой деятельности, помощь в оформлении трудовых правоотношений с работодателями; мониторинг трудовой деятельности мигрантов, помощь в решении адаптационных проблем.

Процесс реализации соответствующих мероприятий на каждом обозначенном этапе предусматривает правовое регулирование статуса, а также прав и обязанностей всех участников организованного привлечения иностранных работников, к числу которых следует отнести иностранное государство трудящегося, принимающее государство, самого трудового мигранта, а также специализированного субъекта данных отношений — кадровые агентства и центры подготовки трудовых мигрантов. Реализация соответствующих этапов предполагает регулирование правового статуса, прав и обязанностей всех участников данного процесса. Важность вопроса организованного привлечения иностранных работников отмечена утверждением нового профессионального стандарта «Специалист по трудовой миграции» [2].

В сфере создания условий для адаптации иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Фе-

дерации в социальной и культурной сферах необходимо учитывать соответствующие условия, в том числе, как субъективные особенности мигрантов (национальные особенности, профессиональные особенности, возраст и т. п.), так и особенности субъекта Российской Федерации, на территории которого проживают мигранты. В настоящее время социальная и культурная адаптация иностранных граждан осуществляется в регионах в рамках реализации соответствующих государственных программ, подпрограмм или отдельных региональных нормативных актов, действующих на уровне российских субъектов. Федеральной программы соответствующего направления не существует, но утверждены Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации «О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации» [3]. Представляется, что соответствующие институты и механизмы социальной и культурной адаптации необходимо создавать в рамках реализации федеральной программы адаптации.

Необходимо создание механизма противодействия формирования этнических анклавов, пространственной сегрегации и недопущения маргинализации иностранных граждан на территории Российской Федерации. Специалисты в сфере миграции и социологии подчеркивают, что в России неприменима модель искусственной деанклавизации [4]. Кроме того, в Конституции РФ закреплен принцип свободного выбора места жительства и свободы передвижения, соответственно, любые императивные ограничения на свободное поселение в рамках этнических анклавов будет противоречить данному конституционному принципу. Соответственно, противодействовать анклавиза-ции мигрантов может только политика их интеграции в общественную жизнь.

В нашей стране необходимо расширить условия для свободной учебной миграции. Одной из задач государственной миграционной политики, определенных Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 гг., является создание благоприятных условий для перемещения педагогов, научных работников и студентов. Представляется, что соответствующими мероприятиями должны стать: упрощение визового режима для иностранных студентов; совершенствование порядка их миграционного учета; возможность легального осуществления трудовой деятельности для иностранных студентов; облегчение визового режима для лиц, имеющих научную степень или педагогическое образование.

Разрешение проблем пространственного развития России и ликвидация диспропорции территориального размещения населения является еще одним приоритетным направлением. Для нашего государства актуальна проблема неравномерного социально-экономического развития территорий, когда отдельные регионы имеют высокий экономический потенциал и соответствующий высокий уровень жизни населения, а в других регионах наблюдаются трудности социально-экономического характера, и, соответственно, ниже уровень жизни на-

JURISPRUDENCE

селения. И если в регионах с трудными климатическими условиями проблемы пространственного развития частично компенсируются с помощью действия специального социального законодательства, устанавливающего так называемые «северные надбавки», то на остальных территориях огромной Российской Федерации отсутствуют соответствующие правовые способы решения обозначенных проблем.

Решение указанной проблемы не может быть осуществлено с помощью правовых мер, для ее решения требуются экономические меры, которые, в свою очередь, реализуются в форме нормативных правовых актов. Данное направление государственной миграционной политики может быть реализовано путем расширения сферы действия Федерального закона от 01 мая 2016 г. № 119-ФЗ [5]. В действующей редакции указанный Федеральный закон предусматривает возможность предоставления земельных участков двум категориям граждан: гражданам России; соотечественникам, являющимся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию.

Представляется возможным рассмотреть вопрос о распространении действия указанного Федерального закона на иностранных граждан. К числу таких лиц можно отнести проживающих в Российской Федерации на основании вида на жительство.

Необходимо создание новых и совершенствование действующих механизмов профилактики нарушений миграционного законодательства, их выявления и пресечения. Также к данной группе задач следует отнести необходимость профилактики и пресечения коррупционных преступлений в миграционной сфере. В Перечне поручений Президента РФ по вопросам реализации Концепции государственной миграционной политики на 2019-2025 годы указывается, что совершенствование механизма пресечения нарушений миграционного законодательства и коррупционных правонарушений в сфере миграции невозможно без установления гибких и удобных миграционных правил.

Соответственно, работа в данном направлении должна вестись одновременно путем упрощения миграционных процедур и реализации принципа неотвратимости наказания за коррупционные и иные правонарушения в миграционной сфере. Представляется, что действующее законодательство в миграционной сфере в целях противодействия правонарушениям необходимо совершенствовать в части установления правовых мер защиты лиц, сообщивших о фактах правонарушений, и прежде всего, коррупционных правонарушений, в миграционной сфере, в правоохранительные органы или иные органы власти; привлечения органов общественного контроля, общественных организаций, представителей миграционных сообществ к решению вопросов обеспечения государственного контроля за соблюдением миграционного законодательства.

Исследуя основные перспективы правового регулирования миграционных процессов в Российской

Федерации, необходимо отметить, что МВД России был разработан проект закона «Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства» [6]. Указанный законопроект предусматривает следующие основные изменения правового регулирования в сфере миграции:

• реформирование порядка въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию на основе процедуры сбора информации и идентификации лица при въезде;

• унификация миграционных режимов;

• реформирование института постоянного проживания (свыше 90 дней) на основе введения общего и упрощенного порядка получения разрешения на постоянное проживание и введения для постоянно проживающих единого электронного документа;

• реформирование порядка трудовой миграции путем установления универсального механизма найма иностранных работников на основе реестра работодателей и реестра иностранных работников;

• введение института контролируемого пребывания иностранного гражданина в России путем установления за определенными иностранными гражданами административного надзора;

• установление единой процедуры удаления иностранцев из России — «высылки» вместо депортации и административного выдворения.

В настоящий момент указанный законопроект проходит стадию обсуждения.

Анализ основных направлений и перспектив правового регулирования миграционных процессов позволяет сделать следующие выводы. Основные направления нормотворческой деятельности в миграционной сфере определены Концепцией государственной миграционной политики, а также утвержденным Президентом РФ Перечнем поручений по вопросам реализации Концепции государственной миграционной политики на 2019-2025 годы. В указанных актах детально обозначены основные направления нормотворческой работы в сфере миграции на ближайшие годы. Однако именно от законодательного совершенствования нормативной правовой базы с учетом существующих проблем, а также осуществления органами исполнительной власти обозначенных мероприятий зависит, будут ли реализованы в полной мере основные направления государственной политики в миграционной сфере.

Список источников

1. Указ Президента РФ от 31 2018 г. № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 20192025 годы» // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_310139/ (дата обращения: 09.03.2023).

2. Приказ Минтруда России от 29 октября 2018 г. № 672н «Об утверждении профессионального

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

стандарта «Специалист по трудовой миграции» // СПС «КонсультантПлюс».

3. Приказ ФАДН России от 17 ноября 2020 г. № 142 «Об утверждении Методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации «О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

4. Мельникова А. С. Изучение факторов формирования национальных анклавов в условиях мегаполисов // Демографический потенциал стран ЕАЭС. Сб. ст. VIII Уральского демографического форума. Т. II. 08-09 июня 2017 г. Екатеринбург : Институт экономики Уральского отделения РАН, 2017. С. 329-333.

5. Федеральный закон от 1 мая 2016 г. № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 18. Ст. 2495.

6. Проект Федерального закона «Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства». Подготовлен МВД России, ID проекта 02/04/03-21/00113698 // СПС «КонсультантПлюс».

References

1. Decree of the President of the Russian Federation of October 31, 2018 № 622 «On the Concept of the

State Migration Policy of the Russian Federation for 2019-2025» // SPS «Consultant Plus». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_310139/ (accessed: 09.03.2023).

2. Order of the Ministry of Labor of Russia dated October 29, 2018 № 672n «On approval of the professional standard «Specialist in labor migration» // SPS «ConsultantPlus».

3. Order of the FADN of Russia dated 17.11.2020 № 142 «On approval of the Methodological recommendations for public authorities of the constituent entities of the Russian Federation «On the social and cultural adaptation and integration of foreign citizens in the Russian Federation» // SPS «ConsultantPlus».

4. Melnikova A. S. Studying the factors of formation of national enclaves in the conditions of megacities // Demographic potential of the EAEU countries. Sat. Art. VIII Ural Demographic Forum. T. II. June 08-09, 2017 Yekaterinburg : Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, 2017. P. 329-333.

5. Federal Law № 119-FZ dated 01.05.2016 «On the peculiarities of providing citizens with land plots that are in state or municipal ownership and located in the Arctic zone of the Russian Federation and in other territories of the North, Siberia and the Far East of the Russian Federation, and on amendments into separate legislative acts of the Russian Federation» // Collected Legislation of the Russian Federation. 2016. № 18. Art. 2495.

6. Draft Federal Law «On the conditions of entry (exit) and stay (residence) in the Russian Federation of foreign citizens and stateless persons». Prepared by the Ministry of Internal Affairs of Russia, project ID 02/04/03-21/00113698 // SPS «ConsultantPlus».

Информация об авторах

Ш. М. Нурадинов — профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор, заслуженный сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации;

С. Л. Нечай — старший преподаватель кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат исторических наук.

Information about the authors

Sh. M. Nuradinov — Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Legal Sciences, Professor, Honored Employee of the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation;

S. L. Nechay — Senior Lecturer of the Department of the Constitutional and Municipal Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Historical Sciences.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 27.03.2023; одобрена после рецензирования 30.05.2023; принята к публикации 11.07.2023.

The article was submitted 27.03.2023; approved after reviewing 30.05.2023; accepted for publication 11.07.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.