Набиуллина К.Р., Назаров Д.В. Основные направления государственной политики в области регулирования инновационной и инвестиционной деятельности Российской
Федерации Дата: 31/01/2011 Номер: (25) УЭкС, 1/2011
Аннотация: Переход к экономике инновационного типа, функционирование
инновационной системы требуют комплекса организационных, экономических, управленческих и политических решений. Одним из важнейших условий достижения поставленной цели является снятие правовых барьеров на пути разработки научнотехнической продукции и внедрении полученных результатов в хозяйственную практику.
Abstract: Transition to economy of innovative type, functioning of innovative system demand a complex of organizational, economic, administrative and political decisions. One of the major conditions of achievement of an object in view is removal of legal barriers on a way of working out of scientific and technical production and introduction of the received results to economic practice.
Ключевые слова: инновации, инвестиции, государственная политика, законодательное регулирование.
Keywords: innovations, investments, a state policy, legislative regulation
Набиуллина Карина Рашидовна
ассистент
Казанский государственный архитектурно-строительный университет
паЬіиШпа-кагта. @гатЫег.т
Назаров Дмитрий Викторович
начальник отделения по борьбе с преступлениями в сфере потребительского рынка УВД по
г.Казани а3 00па. @гатЫег.ги
Выходные данные статьи: Набиуллина К.Р., Назаров Д.В. Основные направления
государственной политики в области регулирования инновационной и инвестиционной деятельности Российской Федерации // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2011. - № 1 (25). - № гос. рег. статьи 0421100034/. - Режим доступа к журн.: http://uecs.mcnip.ru.
В настоящее время перед Россией стоит задача «коренного пересмотра модели экономического развития и ускоренного перехода к экономике знаний»[3]. Именно это предусмотрено в документах, определяющих развитие России в краткосрочной и долгосрочной перспективе, в частности, в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года [2], Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года [4], Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [1] и др. Но переход к экономике инновационного типа, функционирование инновационной системы требуют комплекса организационных, экономических, управленческих и политических
решений. Одним из важнейших условий достижения поставленной цели является снятие правовых барьеров на пути разработки научно-технической продукции и внедрении полученных результатов в хозяйственную практику. Речь идет о разработке системного законодательного обеспечения инновационной деятельности, установлении обоснованных и долговременных правил отношений между участниками инновационного и
инвестиционного процесса.
В целом государственное регулирование инвестиционной и инвестиционной деятельности включает в себя:
• Разработку и реализацию эффективной модели государственного стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности на базе доступных инструментов экономической политики;
• Подготовку и осуществление комплекса мероприятий, направленных на
формирование благоприятного инвестиционного климата в регионах Российской Федерации;
• Разработку и принятие совокупности мер, призванных способствовать активизации
инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов, опирающейся на
инструменты государственно-частного партнерства;
• Содействие формированию устойчивых деловых контактов между отечественным бизнес-сообществом и зарубежными партнерами, в частности, финансовыми институтами, в целях привлечения в экономику активов всех видов;
• Разработку концептуальных основ, принципов и направлений формирования системы государственного регулирования инновационной сферы экономики;
• Подготовку и инициацию совокупности мер институционального, бюджетноналогового, денежно-кредитного и административного характера, призванных способствовать интенсификации инновационных процессов в народном хозяйстве республики, воссозданию инновационно-восприимчивой и инновационногенерирующей экономической среды;
• Оказание всестороннего содействия процессам ускоренного развития полноценной инновационной инфраструктуры;
• Стимулирование инновационной деятельности действующих предприятий, содействие созданию новых инновационных компаний;
• Повышение спроса на инновационную продукцию, поддержку инновационной направленности сектора науки и образования;
• Усовершенствование корпоративного, налогового, экспортно-импортного законодательства.
В 2010 году в рамках исследования, проведенного Экспертами Российской экономической школы, компании PricewaterhousCoopers в России и Центром технологий и инноваций PwC, в сотрудничестве с Российской венчурной компанией и Российской корпорацией нанотехнологий был проведен опрос руководителей 100 крупных предприятий в России, более 50 % из которых с годовым оборотом свыше 1 миллиарда долларов в год, оборот остальных - составляет от 100 миллионов до 1 миллиарда в год.
Согласно данному исследованию, шкала наиболее значимых барьеров, мешающих инновационной активности в Российской Федерации представлена на рис. 1:
Существенное присутствие государства в экономике Сырьевая структура российской экономики
Макрозкономическая нестабильность
Нехватка в стране идей и специалистов, способных их развивать
Недостаточная поддержка инноваций со стороны государства
Условия жизни и работы, мал о привлекательные для предпринимателей и творческих людей
Ь е досту п н ость фи н а ней р о в ан и я для ста ртап ов и инновационных проектов
Несовершенная законодатель нал среда, в том числе н е достаточн ая з а щита п р ав и н в е сто ров
Избыточная бюрокраггаэироБанность
69%
63%
■3%|
73%
75%
77%
06%
63%
0%
—I-------------------------------------------------------------1-1-1-1-1-1-1-1-1
10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 30% 90% 100%
Рис. 1. Шкала барьеров, мешающих инновационной активности в Российской Федерации
Данный график показывает, что, по мнению представителей крупного бизнеса, наиболее существенным барьером, замедляющим инновационную активность в стране является избыточная бюрократизированность (86%). На втором и третьем месте соответственно отмечены несовершенная законодательная среда, в том числе недостаточная защита прав инвесторов (77%), и недоступность финансирования для стартапов и инновационных проектов (75%).
Таким образом, исследование «Инновационная активность крупного бизнеса в России: механизмы, барьеры, перспективы» наглядно демонстрирует необходимость совершенствования нормативно-правовых актов, регулирующих инновационную и инвестиционную деятельность на федеральном и региональном уровне.
Деятельность, связанную со стимулированием разработки технологических инноваций, внедрением в реальном секторе отечественной экономики и инвестиционной деятельностью регулирует более 500 нормативно-правовых актов.
В том числе, государственная политика в области развития инновационной системы в долгосрочной перспективе будет реализовываться в соответствии с Концепцией долгосрочного социального экономического развития на период до 2020 года, Стратегией социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, Концепцией долгосрочного прогноза научно-технологического развития РФ на период до 2025 года, Прогнозу научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу, Стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, Комплексной программой научно-технологического развития и технологической модернизации экономики Российской Федерации до 2015 года, Основными направлениями государственной политики в области развития инновационной системы.
Нормативно-правовые акты, регулирующие инновационную и инвестиционную
деятельность можно классифицировать по принципу разделения сферы их влияния, в частности, можно выделить:
• сферу научно-технической политики;
• инновационную и инвестиционную инфраструктуру;
• сферу налогового и инвестиционного регулирования;
• авторское право.
Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими сферу научно-технической политики являются:
• Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научнотехнической политике», регулирующие отношения между субъектами научной, научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и научно-технической продукции;
• Постановление Правительства РФ от 22.04.2009 г. N 340 "Об утверждении Правил формирования, корректировки реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации". Настоящие правила устанавливают порядок формирования, корректировки и реализации приоритетных направлений развития науки, технологий Российской Федерации; и др.
С целью обеспечения реального внедрения в производство вновь создаваемых результатов научно-технической деятельности приняты нормативно-законодательные акты, определяющие инновационную и инвестиционную инфраструктуру, к ним относятся:
• Постановление Правительства РФ от 16.06.2004 N 281 "О Федеральном агентстве по науке и инновациям». В данном Постановлении определены функции Федерального агентства по науке и инновациям по реализации государственной политики, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности, определены полномочия и порядок организации деятельности указанного агентства;
• Федеральный закон от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" регулирует организацию деятельности инновационного центра "Сколково". Данный закон определил основные направления исследовательской деятельности центра, особенности деятельности участников проекта и, права и обязанности управляющей компании центра, на которую возложена реализация проекта.
• Приказ Минобрнауки от 27.02.09 № 65 «Об утверждении порядка создания на базе
образовательных учреждений высшего профессионального образования научными организациями лабораторий, осуществляющих научную и (или) научно-техническую деятельность» определил правила создания научными организациями на базе ВУЗов лабораторий, осуществляющих научную или научно-техническую деятельность. В данном документе установлено, что лаборатории являются структурными подразделениями научных организаций, не обладают статусом юридического лица, создаются в соответствии с уставом научной организации. Высшее учебное заведение обеспечивает участие в деятельности лабораторий студентов, аспирантов
и докторантов в соответствии с планами работ лаборатории и договором
о ее создании, заключаемым научной организацией и ВУЗом.
• Приказ Минобрнауки РФ от 27.02.2009 № 66 «Об утверждении порядка создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования на базе научных организаций кафедр, осуществляющих образовательный процесс» определил правила создания ВУЗами на базе научных организаций кафедр, осуществляющих образовательный процесс. В данном документе установлено, что кафедра является структурным подразделением ВУЗа, не обладает статусом юридического лица, создается в соответствии с уставом высшего учебного заведения. Управление деятельностью кафедры осуществляется ВУЗом при участии научной организации в соответствии с заключенным между ними договором о создании кафедры, а также в соответствии с локальными актами ВУЗа; и др.
Сферу налогового и инвестиционного регулирования определяют следующие основные нормативно-законодательные акты:
• Указ Президента РФ от 03.02.2005 N 120, в соответствии с которым утверждены:
о Положение о Совете по грантам Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых и по государственной поддержке ведущих научных школ Российской Федерации; о Положение о выделении грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук и их научных руководителей, молодых российских ученых - докторов наук и средств для государственной поддержки ведущих научных школ Российской Федерации;
• Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (с изменениями от 02.01.2000 N 22-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 24.07.2007 N 215-ФЗ, от 17.06.2010 N 119-ФЗ, от 23.07.2010 N 184-ФЗ), определяющий правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также, устанавливающий гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.
Основы авторского права регламентированы следующими документами:
• Постановление Правительства РФ от 04.05.2005 N 284 "О государственном учете результатов научно исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения".
• Постановление Правительства Российской Федерации от 17.11.2005 № 685 "О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности".
Отдельные правовые нормы, косвенно регулирующие инновационную и инвестиционную деятельность, содержаться в прочих действующих нормативно-правовых актах:
• Налоговый кодекс Российской Федерации, в котором установлены нормы отнесения на себестоимость платежей за пользование объектами интеллектуальной собственности, ускоренной амортизации и учета нематериальных активов, что, несомненно, облегчает доступ к инновационном ресурсам;
• Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 01.05.2007 N 65-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 18.07.2009 N 189-ФЗ, от 23.11.2009 N 261-ФЗ, от 30.12.2009 N 384-ФЗ, от 30.12.2009 N 385-ФЗ, от 28.09.2010 N 243-ФЗ), определяющий основные цели системы технического регулирования в Российской Федерации, направленные, в том числе, на реформирование правоотношений в области
нормирования обязательных и добровольных требований к продукции;
• Банковское законодательство, устанавливающее правила кредитования субъектов инновационной и инвестиционной деятельности, в частности, регламентирует невозможность оценить патенты и образование как залоговое имущество по инновационным проектам;
• Таможенное законодательство, осуществляющее экспортный и импортный контроль высокотехнологичной продукции.
Несмотря на то, что в Российской Федерации за последние годы принят ряд нормативноправовых актов, призванных улучшить предпринимательский и деловой климат в стране необходимо преодоление законодательных барьеров, совершенствование правовых норм с целью стимулирования инновационной деятельности.
Одним из наиболее высоких барьеров на пути инвестиций в России является чрезмерная усложненность процедуры согласования технико-экономических обоснований и проектов строительства, а также получения разрешительной документации на реализацию инвестиционных проектов.
Закон об инновационной деятельности в нашей стране отсутствует. Принят ряд законов, устанавливающих правовой режим объектов интеллектуальной собственности, имеется много подзаконных актов в той или иной мере затрагивающих регулирование инновационной деятельности, но понятия «инновация», «инновационная деятельность» в законах не определяется.
Соответственно, отсутствует законодательное определение понятия инновационной деятельности и круга субъектов такой деятельности.
Механизмом стимулирования инновационной деятельности является создание благоприятных налоговых условий для осуществления такой деятельности. Однако нормы Налогового Кодекса Российской Федерации, регулирующие налогообложение операций, связанных с инновациями, требуют доработок.
Анализ положений действующего законодательства показывает, что ни гражданское законодательство, ни законодательство о налогах и сборах в настоящее время так же не содержат четкого определения понятия «инновационной деятельности», «инноваций», «субъектов инновационной деятельности», «объектов инновационной деятельности», следовательно, необходимо комплексное дальнейшее исследование положений российского законодательства о налогах и сборах, проведение сравнительного анализа данного законодательства с законодательством зарубежных государств.
Действующее налоговое законодательство содержит лишь ограниченный набор льгот для научных организаций, что отрицательно сказывается на масштабах и темпах научнотехнического прогресса.
Основную цель государственной политики в области развития инновационной системы возможно сформулировать следующим образом: "достижение устойчивого развития
Российской Федерации путем технологической модернизации и диверсификации отраслей экономики, способствующих росту конкурентоспособности и отходу от сырьевой направленности, подготовка условий для перехода в долгосрочном плане к постиндустриальной экономике" [5].
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие основные задачи государственной политики:
1) обеспечить устойчивое развитие приоритетных отраслей, определенных Президентом Российской Федерации, в том числе: усилить государственное регулирование и поддержку научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в конкурентоспособных областях, к которым, прежде всего, относятся: оборонно-промышленный комплекс, атомная и авиакосмическая промышленность, связь и телекоммуникации, фармацевтика и биотехнология, производство программного обеспечения; обеспечить развитие инновационных технологий, направленных на повышение эффективности использования энергетических и природных ресурсов страны, включая уникальные технологии, созданные в оборонно-промышленном комплексе;
2) стимулировать технологическое перевооружение основных монополий и крупных промышленных компаний;
3) разработать и осуществить комплекс мер по стимулированию внедрения технологий в производство, преодолению разрыва на пути продвижения изобретения к его промышленной реализации;
4) обеспечить устойчивый рост обрабатывающей промышленности;
5) развивать региональную промышленную и инновационную политику;
6) способствовать созданию институтов развития, стимулирующих научно-технологическое и промышленное развитие;
7) стимулировать создание наукоемких и высокотехнологичных экспортоориентированных производств;
8) диверсифицировать экспортный потенциал в пользу товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью;
9) способствовать переходу к мировым стандартам качества;
10) развивать интеграцию со странами СНГ и мировым сообществом с целью развития научно-технического и инновационного сотрудничества;
11) стимулировать инновационную активность производителей высокотехнологичной продукции, включая налоговую, амортизационную, антимонопольную, таможенную и внешнеэкономическую политику, а также стандартизацию и пресечение недобросовестной конкуренции;
12) финансировать обеспечение инновационной деятельности, включая, государственную политику по финансированию исследований и разработок из средств федерального бюджета, долевому финансированию, привлечению внебюджетных источников финансирования, в том числе фондов международных организаций, венчурных фондов, частного иностранного капитала, средств населения и т.д.;
13) прояснить государственную политику в вопросах владения, пользования и распоряжения объектами результатами исследований и разработок и правами интеллектуальной собственности, полученными с использованием средств федерального бюджета и долевого финансирования. Особого внимания заслуживает изучение вопроса и конкретных правовых и организационно-экономических механизмов передачи организациям исполнителям прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученные с использованием средств федерального бюджета, с оставлением за государством в основном чисто контролирующих
функций, преимущественно в области разработок связанных с обеспечением безопасности государства.
14) создать и развить инфраструктуру инновационной деятельности, включая создание агентств по трансферу технологий (Technology Transfer Offices - ТТО), как их называют в США, или Офисы по связи с промышленностью (Industrial Liaison Offices -ILO), как их называют в Великобритании.
Таким образом, необходимы следующие меры по разработке и совершенствованию нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизма ее стимулирования, системы институциональных преобразований:
- принятие закона «Об инновационной деятельности» и закрепление основных понятий в гражданском законодательстве;
- создание благоприятных условий инновационной деятельности путем внесения соответствующих изменений в законодательство о налогах и сборах;
- совершенствование законодательства, регулирующего инвестиционную деятельность;
- дальнейший анализ и доработка гражданского законодательства о защите интеллектуальной собственности в инновационной сфере.
Государство должно обеспечивать благоприятный инвестиционный климат с целью использования внутренних и иностранных инвестиций для качественных изменений в инновационной деятельности, способствовать реализации программ реструктуризации предприятий, технологической модернизации производства, иметь программу стимулирования инновационно-ориентированного предпринимательства, поощрять развитие венчурных компаний.
Результатами реализации инновационной и научно-технологической политики станут:
- интеграция инновационных систем регионов в окружную и российскую инновационную систему, интеграция науки, образования и бизнеса;
- обеспечение интенсивного технологического обновления производств на базе новых энерго- и ресурсосберегающих экологически безопасных технологий;
- обеспечение инновационных секторов экономики высоко-профессиональными кадрами;
- формирование новых высококонкурентных отраслей, основанных на инновационной экономике;
- действенная защита частной, включая интеллектуальную, собственности, формирование в обществе понимания того, что способность обеспечивать защиту собственности - один из критериев благоприятного инвестиционного климата и эффективности государственной власти. Особое внимание должно быть уделено пресечению рейдерских захватов собственности;
- развитие научно-производственной инновационной инфраструктуры: центры трансфера технологий, центры содействия энергоэффективности, особые экономические зоны (промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, портовые), технопарки, промышленные парки, бизнес-инкубаторы и другие.
Библиографический список:
1. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.
2. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1663-р.
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года.
4. Протокол Межведомственной комиссии по научно-инновационной политике от 15 февраля 2006 г. N 1.
5. Резолюция Инновационно-промышленного форума «Технологический прорыв. Инновационные возможности современной России». Торгово-промышленная палата РФ от 4 декабря 2007 года.
№ гос. рег. статьи 0421100034/
Это статья Журнал ВАК :: Управление экономическими системами: электронный научный журнал
http://uecs.mcnip.ru
ЦКЬ этой статьи: http://uecs.mcnip.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=316