Научная статья на тему 'Основные направления государственной политики в области регулирования инновационной и инвестиционной деятельности Российской Федерации'

Основные направления государственной политики в области регулирования инновационной и инвестиционной деятельности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1244
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / INNOVATIONS / INVESTMENTS / A STATE POLICY / LEGISLATIVE REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Набиуллина Карина Рашидовна, Назаров Дмитрий Викторович

Переход к экономике инновационного типа, функционирование инновационной системы требуют комплекса организационных, экономических, управленческих и политических решений. Одним из важнейших условий достижения поставленной цели является снятие правовых барьеров на пути разработки научно-технической продукции и внедрении полученных результатов в хозяйственную практику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transition to economy of innovative type, functioning of innovative system demand a complex of organizational, economic, administrative and political decisions. One of the major conditions of achievement of an object in view is removal of legal barriers on a way of working out of scientific and technical production and introduction of the received results to economic practice.

Текст научной работы на тему «Основные направления государственной политики в области регулирования инновационной и инвестиционной деятельности Российской Федерации»

Набиуллина К.Р., Назаров Д.В. Основные направления государственной политики в области регулирования инновационной и инвестиционной деятельности Российской

Федерации Дата: 31/01/2011 Номер: (25) УЭкС, 1/2011

Аннотация: Переход к экономике инновационного типа, функционирование

инновационной системы требуют комплекса организационных, экономических, управленческих и политических решений. Одним из важнейших условий достижения поставленной цели является снятие правовых барьеров на пути разработки научнотехнической продукции и внедрении полученных результатов в хозяйственную практику.

Abstract: Transition to economy of innovative type, functioning of innovative system demand a complex of organizational, economic, administrative and political decisions. One of the major conditions of achievement of an object in view is removal of legal barriers on a way of working out of scientific and technical production and introduction of the received results to economic practice.

Ключевые слова: инновации, инвестиции, государственная политика, законодательное регулирование.

Keywords: innovations, investments, a state policy, legislative regulation

Набиуллина Карина Рашидовна

ассистент

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

паЬіиШпа-кагта. @гатЫег.т

Назаров Дмитрий Викторович

начальник отделения по борьбе с преступлениями в сфере потребительского рынка УВД по

г.Казани а3 00па. @гатЫег.ги

Выходные данные статьи: Набиуллина К.Р., Назаров Д.В. Основные направления

государственной политики в области регулирования инновационной и инвестиционной деятельности Российской Федерации // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2011. - № 1 (25). - № гос. рег. статьи 0421100034/. - Режим доступа к журн.: http://uecs.mcnip.ru.

В настоящее время перед Россией стоит задача «коренного пересмотра модели экономического развития и ускоренного перехода к экономике знаний»[3]. Именно это предусмотрено в документах, определяющих развитие России в краткосрочной и долгосрочной перспективе, в частности, в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года [2], Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года [4], Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [1] и др. Но переход к экономике инновационного типа, функционирование инновационной системы требуют комплекса организационных, экономических, управленческих и политических

решений. Одним из важнейших условий достижения поставленной цели является снятие правовых барьеров на пути разработки научно-технической продукции и внедрении полученных результатов в хозяйственную практику. Речь идет о разработке системного законодательного обеспечения инновационной деятельности, установлении обоснованных и долговременных правил отношений между участниками инновационного и

инвестиционного процесса.

В целом государственное регулирование инвестиционной и инвестиционной деятельности включает в себя:

• Разработку и реализацию эффективной модели государственного стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности на базе доступных инструментов экономической политики;

• Подготовку и осуществление комплекса мероприятий, направленных на

формирование благоприятного инвестиционного климата в регионах Российской Федерации;

• Разработку и принятие совокупности мер, призванных способствовать активизации

инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов, опирающейся на

инструменты государственно-частного партнерства;

• Содействие формированию устойчивых деловых контактов между отечественным бизнес-сообществом и зарубежными партнерами, в частности, финансовыми институтами, в целях привлечения в экономику активов всех видов;

• Разработку концептуальных основ, принципов и направлений формирования системы государственного регулирования инновационной сферы экономики;

• Подготовку и инициацию совокупности мер институционального, бюджетноналогового, денежно-кредитного и административного характера, призванных способствовать интенсификации инновационных процессов в народном хозяйстве республики, воссозданию инновационно-восприимчивой и инновационногенерирующей экономической среды;

• Оказание всестороннего содействия процессам ускоренного развития полноценной инновационной инфраструктуры;

• Стимулирование инновационной деятельности действующих предприятий, содействие созданию новых инновационных компаний;

• Повышение спроса на инновационную продукцию, поддержку инновационной направленности сектора науки и образования;

• Усовершенствование корпоративного, налогового, экспортно-импортного законодательства.

В 2010 году в рамках исследования, проведенного Экспертами Российской экономической школы, компании PricewaterhousCoopers в России и Центром технологий и инноваций PwC, в сотрудничестве с Российской венчурной компанией и Российской корпорацией нанотехнологий был проведен опрос руководителей 100 крупных предприятий в России, более 50 % из которых с годовым оборотом свыше 1 миллиарда долларов в год, оборот остальных - составляет от 100 миллионов до 1 миллиарда в год.

Согласно данному исследованию, шкала наиболее значимых барьеров, мешающих инновационной активности в Российской Федерации представлена на рис. 1:

Существенное присутствие государства в экономике Сырьевая структура российской экономики

Макрозкономическая нестабильность

Нехватка в стране идей и специалистов, способных их развивать

Недостаточная поддержка инноваций со стороны государства

Условия жизни и работы, мал о привлекательные для предпринимателей и творческих людей

Ь е досту п н ость фи н а ней р о в ан и я для ста ртап ов и инновационных проектов

Несовершенная законодатель нал среда, в том числе н е достаточн ая з а щита п р ав и н в е сто ров

Избыточная бюрокраггаэироБанность

69%

63%

■3%|

73%

75%

77%

06%

63%

0%

—I-------------------------------------------------------------1-1-1-1-1-1-1-1-1

10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 30% 90% 100%

Рис. 1. Шкала барьеров, мешающих инновационной активности в Российской Федерации

Данный график показывает, что, по мнению представителей крупного бизнеса, наиболее существенным барьером, замедляющим инновационную активность в стране является избыточная бюрократизированность (86%). На втором и третьем месте соответственно отмечены несовершенная законодательная среда, в том числе недостаточная защита прав инвесторов (77%), и недоступность финансирования для стартапов и инновационных проектов (75%).

Таким образом, исследование «Инновационная активность крупного бизнеса в России: механизмы, барьеры, перспективы» наглядно демонстрирует необходимость совершенствования нормативно-правовых актов, регулирующих инновационную и инвестиционную деятельность на федеральном и региональном уровне.

Деятельность, связанную со стимулированием разработки технологических инноваций, внедрением в реальном секторе отечественной экономики и инвестиционной деятельностью регулирует более 500 нормативно-правовых актов.

В том числе, государственная политика в области развития инновационной системы в долгосрочной перспективе будет реализовываться в соответствии с Концепцией долгосрочного социального экономического развития на период до 2020 года, Стратегией социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, Концепцией долгосрочного прогноза научно-технологического развития РФ на период до 2025 года, Прогнозу научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу, Стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, Комплексной программой научно-технологического развития и технологической модернизации экономики Российской Федерации до 2015 года, Основными направлениями государственной политики в области развития инновационной системы.

Нормативно-правовые акты, регулирующие инновационную и инвестиционную

деятельность можно классифицировать по принципу разделения сферы их влияния, в частности, можно выделить:

• сферу научно-технической политики;

• инновационную и инвестиционную инфраструктуру;

• сферу налогового и инвестиционного регулирования;

• авторское право.

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими сферу научно-технической политики являются:

• Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научнотехнической политике», регулирующие отношения между субъектами научной, научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и научно-технической продукции;

• Постановление Правительства РФ от 22.04.2009 г. N 340 "Об утверждении Правил формирования, корректировки реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации". Настоящие правила устанавливают порядок формирования, корректировки и реализации приоритетных направлений развития науки, технологий Российской Федерации; и др.

С целью обеспечения реального внедрения в производство вновь создаваемых результатов научно-технической деятельности приняты нормативно-законодательные акты, определяющие инновационную и инвестиционную инфраструктуру, к ним относятся:

• Постановление Правительства РФ от 16.06.2004 N 281 "О Федеральном агентстве по науке и инновациям». В данном Постановлении определены функции Федерального агентства по науке и инновациям по реализации государственной политики, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности, определены полномочия и порядок организации деятельности указанного агентства;

• Федеральный закон от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" регулирует организацию деятельности инновационного центра "Сколково". Данный закон определил основные направления исследовательской деятельности центра, особенности деятельности участников проекта и, права и обязанности управляющей компании центра, на которую возложена реализация проекта.

• Приказ Минобрнауки от 27.02.09 № 65 «Об утверждении порядка создания на базе

образовательных учреждений высшего профессионального образования научными организациями лабораторий, осуществляющих научную и (или) научно-техническую деятельность» определил правила создания научными организациями на базе ВУЗов лабораторий, осуществляющих научную или научно-техническую деятельность. В данном документе установлено, что лаборатории являются структурными подразделениями научных организаций, не обладают статусом юридического лица, создаются в соответствии с уставом научной организации. Высшее учебное заведение обеспечивает участие в деятельности лабораторий студентов, аспирантов

и докторантов в соответствии с планами работ лаборатории и договором

о ее создании, заключаемым научной организацией и ВУЗом.

• Приказ Минобрнауки РФ от 27.02.2009 № 66 «Об утверждении порядка создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования на базе научных организаций кафедр, осуществляющих образовательный процесс» определил правила создания ВУЗами на базе научных организаций кафедр, осуществляющих образовательный процесс. В данном документе установлено, что кафедра является структурным подразделением ВУЗа, не обладает статусом юридического лица, создается в соответствии с уставом высшего учебного заведения. Управление деятельностью кафедры осуществляется ВУЗом при участии научной организации в соответствии с заключенным между ними договором о создании кафедры, а также в соответствии с локальными актами ВУЗа; и др.

Сферу налогового и инвестиционного регулирования определяют следующие основные нормативно-законодательные акты:

• Указ Президента РФ от 03.02.2005 N 120, в соответствии с которым утверждены:

о Положение о Совете по грантам Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых и по государственной поддержке ведущих научных школ Российской Федерации; о Положение о выделении грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук и их научных руководителей, молодых российских ученых - докторов наук и средств для государственной поддержки ведущих научных школ Российской Федерации;

• Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (с изменениями от 02.01.2000 N 22-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 24.07.2007 N 215-ФЗ, от 17.06.2010 N 119-ФЗ, от 23.07.2010 N 184-ФЗ), определяющий правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также, устанавливающий гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.

Основы авторского права регламентированы следующими документами:

• Постановление Правительства РФ от 04.05.2005 N 284 "О государственном учете результатов научно исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения".

• Постановление Правительства Российской Федерации от 17.11.2005 № 685 "О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности".

Отдельные правовые нормы, косвенно регулирующие инновационную и инвестиционную деятельность, содержаться в прочих действующих нормативно-правовых актах:

• Налоговый кодекс Российской Федерации, в котором установлены нормы отнесения на себестоимость платежей за пользование объектами интеллектуальной собственности, ускоренной амортизации и учета нематериальных активов, что, несомненно, облегчает доступ к инновационном ресурсам;

• Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 01.05.2007 N 65-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 18.07.2009 N 189-ФЗ, от 23.11.2009 N 261-ФЗ, от 30.12.2009 N 384-ФЗ, от 30.12.2009 N 385-ФЗ, от 28.09.2010 N 243-ФЗ), определяющий основные цели системы технического регулирования в Российской Федерации, направленные, в том числе, на реформирование правоотношений в области

нормирования обязательных и добровольных требований к продукции;

• Банковское законодательство, устанавливающее правила кредитования субъектов инновационной и инвестиционной деятельности, в частности, регламентирует невозможность оценить патенты и образование как залоговое имущество по инновационным проектам;

• Таможенное законодательство, осуществляющее экспортный и импортный контроль высокотехнологичной продукции.

Несмотря на то, что в Российской Федерации за последние годы принят ряд нормативноправовых актов, призванных улучшить предпринимательский и деловой климат в стране необходимо преодоление законодательных барьеров, совершенствование правовых норм с целью стимулирования инновационной деятельности.

Одним из наиболее высоких барьеров на пути инвестиций в России является чрезмерная усложненность процедуры согласования технико-экономических обоснований и проектов строительства, а также получения разрешительной документации на реализацию инвестиционных проектов.

Закон об инновационной деятельности в нашей стране отсутствует. Принят ряд законов, устанавливающих правовой режим объектов интеллектуальной собственности, имеется много подзаконных актов в той или иной мере затрагивающих регулирование инновационной деятельности, но понятия «инновация», «инновационная деятельность» в законах не определяется.

Соответственно, отсутствует законодательное определение понятия инновационной деятельности и круга субъектов такой деятельности.

Механизмом стимулирования инновационной деятельности является создание благоприятных налоговых условий для осуществления такой деятельности. Однако нормы Налогового Кодекса Российской Федерации, регулирующие налогообложение операций, связанных с инновациями, требуют доработок.

Анализ положений действующего законодательства показывает, что ни гражданское законодательство, ни законодательство о налогах и сборах в настоящее время так же не содержат четкого определения понятия «инновационной деятельности», «инноваций», «субъектов инновационной деятельности», «объектов инновационной деятельности», следовательно, необходимо комплексное дальнейшее исследование положений российского законодательства о налогах и сборах, проведение сравнительного анализа данного законодательства с законодательством зарубежных государств.

Действующее налоговое законодательство содержит лишь ограниченный набор льгот для научных организаций, что отрицательно сказывается на масштабах и темпах научнотехнического прогресса.

Основную цель государственной политики в области развития инновационной системы возможно сформулировать следующим образом: "достижение устойчивого развития

Российской Федерации путем технологической модернизации и диверсификации отраслей экономики, способствующих росту конкурентоспособности и отходу от сырьевой направленности, подготовка условий для перехода в долгосрочном плане к постиндустриальной экономике" [5].

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие основные задачи государственной политики:

1) обеспечить устойчивое развитие приоритетных отраслей, определенных Президентом Российской Федерации, в том числе: усилить государственное регулирование и поддержку научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в конкурентоспособных областях, к которым, прежде всего, относятся: оборонно-промышленный комплекс, атомная и авиакосмическая промышленность, связь и телекоммуникации, фармацевтика и биотехнология, производство программного обеспечения; обеспечить развитие инновационных технологий, направленных на повышение эффективности использования энергетических и природных ресурсов страны, включая уникальные технологии, созданные в оборонно-промышленном комплексе;

2) стимулировать технологическое перевооружение основных монополий и крупных промышленных компаний;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) разработать и осуществить комплекс мер по стимулированию внедрения технологий в производство, преодолению разрыва на пути продвижения изобретения к его промышленной реализации;

4) обеспечить устойчивый рост обрабатывающей промышленности;

5) развивать региональную промышленную и инновационную политику;

6) способствовать созданию институтов развития, стимулирующих научно-технологическое и промышленное развитие;

7) стимулировать создание наукоемких и высокотехнологичных экспортоориентированных производств;

8) диверсифицировать экспортный потенциал в пользу товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью;

9) способствовать переходу к мировым стандартам качества;

10) развивать интеграцию со странами СНГ и мировым сообществом с целью развития научно-технического и инновационного сотрудничества;

11) стимулировать инновационную активность производителей высокотехнологичной продукции, включая налоговую, амортизационную, антимонопольную, таможенную и внешнеэкономическую политику, а также стандартизацию и пресечение недобросовестной конкуренции;

12) финансировать обеспечение инновационной деятельности, включая, государственную политику по финансированию исследований и разработок из средств федерального бюджета, долевому финансированию, привлечению внебюджетных источников финансирования, в том числе фондов международных организаций, венчурных фондов, частного иностранного капитала, средств населения и т.д.;

13) прояснить государственную политику в вопросах владения, пользования и распоряжения объектами результатами исследований и разработок и правами интеллектуальной собственности, полученными с использованием средств федерального бюджета и долевого финансирования. Особого внимания заслуживает изучение вопроса и конкретных правовых и организационно-экономических механизмов передачи организациям исполнителям прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученные с использованием средств федерального бюджета, с оставлением за государством в основном чисто контролирующих

функций, преимущественно в области разработок связанных с обеспечением безопасности государства.

14) создать и развить инфраструктуру инновационной деятельности, включая создание агентств по трансферу технологий (Technology Transfer Offices - ТТО), как их называют в США, или Офисы по связи с промышленностью (Industrial Liaison Offices -ILO), как их называют в Великобритании.

Таким образом, необходимы следующие меры по разработке и совершенствованию нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизма ее стимулирования, системы институциональных преобразований:

- принятие закона «Об инновационной деятельности» и закрепление основных понятий в гражданском законодательстве;

- создание благоприятных условий инновационной деятельности путем внесения соответствующих изменений в законодательство о налогах и сборах;

- совершенствование законодательства, регулирующего инвестиционную деятельность;

- дальнейший анализ и доработка гражданского законодательства о защите интеллектуальной собственности в инновационной сфере.

Государство должно обеспечивать благоприятный инвестиционный климат с целью использования внутренних и иностранных инвестиций для качественных изменений в инновационной деятельности, способствовать реализации программ реструктуризации предприятий, технологической модернизации производства, иметь программу стимулирования инновационно-ориентированного предпринимательства, поощрять развитие венчурных компаний.

Результатами реализации инновационной и научно-технологической политики станут:

- интеграция инновационных систем регионов в окружную и российскую инновационную систему, интеграция науки, образования и бизнеса;

- обеспечение интенсивного технологического обновления производств на базе новых энерго- и ресурсосберегающих экологически безопасных технологий;

- обеспечение инновационных секторов экономики высоко-профессиональными кадрами;

- формирование новых высококонкурентных отраслей, основанных на инновационной экономике;

- действенная защита частной, включая интеллектуальную, собственности, формирование в обществе понимания того, что способность обеспечивать защиту собственности - один из критериев благоприятного инвестиционного климата и эффективности государственной власти. Особое внимание должно быть уделено пресечению рейдерских захватов собственности;

- развитие научно-производственной инновационной инфраструктуры: центры трансфера технологий, центры содействия энергоэффективности, особые экономические зоны (промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, портовые), технопарки, промышленные парки, бизнес-инкубаторы и другие.

Библиографический список:

1. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.

2. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1663-р.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года.

4. Протокол Межведомственной комиссии по научно-инновационной политике от 15 февраля 2006 г. N 1.

5. Резолюция Инновационно-промышленного форума «Технологический прорыв. Инновационные возможности современной России». Торгово-промышленная палата РФ от 4 декабря 2007 года.

№ гос. рег. статьи 0421100034/

Это статья Журнал ВАК :: Управление экономическими системами: электронный научный журнал

http://uecs.mcnip.ru

ЦКЬ этой статьи: http://uecs.mcnip.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=316

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.