Научная статья на тему 'Инновационная среда Франции, Германии, России: сравнительный анализ'

Инновационная среда Франции, Германии, России: сравнительный анализ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1784
431
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / РЕГУЛИРОВАНИЕ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ / INNOVATIVE ENVIRONMENT / INNOVATIVE DEVELOPMENT / INNOVATIVE PROCESSES / REGULATION AND STIMULATION OF INNOVATIVE PROCESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Варламов М. Г.

В статье дается сравнительный анализ инновационной среды Франции, Германии и России. Рассматривается как регулируются и стимулируются инновационные процессы в этих странах на основе данного сравнительного анализа автор делает заключение, что развитая социально – экономическая среда является основой инновационного развития.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article is presenting comparative analysis of innovative environment of France, Germany and Russia. Here are considering regulation and stimulation of innovative processes in these countrys. On the basis of the comparative analysis data the author makes conclusion that developed social – economic environment is the basis of innovative development.

Текст научной работы на тему «Инновационная среда Франции, Германии, России: сравнительный анализ»

М. Г. Варламов

ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА ФРАНЦИИ, ГЕРМАНИИ, РОССИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Ключевые слова: инновационная среда, инновационное развитие, инновационные процессы, регулирование и стимулирование

инновационных процессов.

В статье дается сравнительный анализ инновационной среды Франции, Германии и России. Рассматривается как регулируются и стимулируются инновационные процессы в этих странах на основе данного сравнительного анализа автор делает заключение, что развитая социально - экономическая среда является основой инновационного развития.

Key words: innovative environment, innovative development, innovative processes, regulation and stimulation of innovative processes.

In this article is presenting comparative analysis of innovative environment of France, Germany and Russia. Here are considering regulation and stimulation of innovative processes in these countrys. On the basis of the comparative analysis data the author makes conclusion that developed social - economic environment is the basis of innovative development.

Регулирование и стимулирование инновационных процессов в большинстве стран с развитой экономикой в основном происходит через национальные исследовательские программы и различные уровни государственного участия. В зависимости от степени государственного регулирования процесса инновационного развития можно выделить четыре основных модели научнотехнического развития промышленно развитых стран:

- страны - лидеры в науке, реализующие крупные целевые проекты. Большая часть научнотехнического потенциала этих стран сосредоточена в государственном секторе экономики (США, Англия и Франция);

- страны, ориентированные на развитие благоприятной инновационной среды и рационализацию всей структуры экономики (Германия, Швеция, Швейцария);

- страны, ориентированные на

восприимчивость к достижениям мирового научнотехнического прогресса и уделяющие большое внимание координации различных секторов в научно-технической области (Япония и Южная Корея);

- страны, ориентированные на создание развитой индустриальной среды с использованием инновационного фактора. Экономики стран этой

группы развиваются за счет заимствования достижений мирового научно-технического прогресса (Китай, Индия)[1].

Рассмотрим ближе две первые из этих моделей на примере стран, политические, экономические и культурные связи России с которыми последние годы очень тесны - это Франция и Германия.

Инновационное развитие любого государства напрямую связано с практичным

законодательством, которое учитывает специфику инновационной деятельности в той или иной стране. Законы, регулирующие инновационную деятельность Франции, принимались в рамках ежегодного основного финансового закона страны,

четырёхлетних программ в области научнотехнологического развития, а также отдельными

актами. Действия государства в области законодательства инновационной деятельности

- Агентство промышленной инновации, созданное с целью финансирования крупномасштабных промышленных программ.

- Национальное агентство по инновациям -

ANVAR - одно из ключевых ведомств в системе управления региональными инновационными системами и их инвестиционной поддержки, которое находится в совместном ведении

Министерства по исследованиям и Министерства по промышленности (годовой бюджет ANVAR

составляет около 300 млн евро, и оно принимает участие в реализации более 4000 индивидуальных программ). Это национальное агентство представляет собой главную штаб-квартиру в Париже в области инновационного управления регионами. Миссия Агентства заключается в следующем:

- инвестиционная поддержка создания

предприятий и разработка инноваций в промышленности с использованием свободных от налогов и возвратов кредитов, возвращаемых только в случае коммерческого успеха (это касается

малого и среднего предпринимательства);

- продвижение коммерческого использования общественных исследований и их вклада в промышленный рост посредством продвижения инноваций.

Государственная региональная политика во Франции координируется Генеральным

секретариатом по региональным делам, который реализует свои полномочия в основном через префектуры. Региональные подразделения

Министерств по исследованиям и по промышленности отвечают за исполнение контрольных функций в соответствии с полномочиями этих ведомств. В данные министерства входят такие подразделения, как Региональная исследовательская и технологическая организация и Региональный отдел по

промышленности, исследованиям и окружающей среде.

С целью создания обширной научнопроизводственной базы инноваций во Франции укрупняются образовательные учреждения. Связь образования с производством является основным критерием оценки деятельности того или иного образовательного учреждения. В регионах создано 14 центров передачи технологий, с которыми работает 45 университетов и 40 высших технических школ. Между производством и образованием в этой стране организована настолько тесная связь, что производство финансирует обучение специалистов, студентов, аспирантов и докторов наук.

Чтобы стимулировать предпринимательскую активность молодых исследователей и помочь им включиться в инновационные проекты, реализуемые на предприятиях, министерство образования осуществляет ряд мероприятий с целью введения дополнительных квалификаций: пост-докторантуры, или получения дипломов технологов-исследователей, что позволяет молодым

исследователям успешно зарекомендовать себя на предприятиях. С целью поддержания предпринимательской активности студентов проводятся мероприятия, осуществляемых так называемой Обсерваторией педагогических практик

- создание экспериментальных

«предпринимательских домов» на 6

университетских сайтах; конкурсы «инициативы молодежи» на средней ступени обучения.

Научно-исследовательский потенциал

Франции позволяет оставаться ей в лидирующей группе развитых европейских стран. Несмотря на кризис 2008 года, с целью обеспечения исследовательских работ руководством страны было решено увеличить ассигнования на научные исследования и гранты, что способствовало увеличению рабочих мест в исследовательском секторе. Основные ресурсы за счет сокращения административных структур были мобилизованы в пользу университетских лабораторий и

исследовательских организаций.

Инновационная система Франции создавалась и работает в основном на конкурсной основе, и, несмотря на то, что роль государства не теряет влияния на инновации, частная инициатива вносит все больший вклад в финансирование проектов, отбираемых предприятиями самостоятельно, а государственные средства задействуются в проектном финансировании все меньше. Предприятие несет основную нагрузку, часть средств поступает из средств образовательных учреждений, общий объем ежегодного финансирования составляет 250 млн евро, 200 из которых принадлежат национальной французской программе «Полюса конкурентоспособности», финансирующей в основном предприятия малого и среднего бизнеса в регионах и даже на муниципальном уровне. Эта программа привлекает в область инноваций Франции внешних инвесторов. В конкурсах на получение государственных

субсидий ежегодно участвуют до 14 тысяч предприятий. Выигравший конкурс, кроме прочего, освобождается от некоторых видов налогов. А студент, окончивший ВУЗ, может основать свое предприятие и ему будет оказана любая возможная помощь [2].

В качестве основного инструмента инновационной политики Германии также является финансовая поддержка исследований и инновационной деятельности со стороны государства. Пять крупных научных обществ страны выделяют гранты за счет которых финансируется до восьмидесяти процентов вузовских исследований. Кроме того, в исключительных областях научной и технической деятельности государство поддерживает

рискованные и долгосрочные исследования. В 2004 году был принят Закон о стимулировании рискового капитала, который предусматривает налоговые льготы для создателей фондов рискового капитала, в частности освобождение от налогов на 50%.

В Германии уделяется большое внимание информационному обеспечению инновационной деятельности. Свыше двух десятков патентноинформационных служб и центров, подчиненных Патентному ведомству Германии, организованных в разных городах страны, способствуют доступу средним и малым предприятиям к новым знаниям [3].

В этой стране существует также налаженная система господдержки реализации изобретений. В качестве брокера для среднего и малого предпринимательства с 1995г. выступает патентноинновационный центр г. Гамбург, который заключает соглашения с научными учреждениями. Изобретения, которые могут представлять коммерческий интерес, предлагаются для использования как внутри страны, так и за её пределами, при этом отслеживается выполнение условий соглашений, заключенных с научными учреждениями.

Активно развивается в Германии технопарки. Наиболее известным из них является коммерческий технопарк Берлин-Адлерсхоф, содержащий в себе 220 инновационных предприятий и 14 научных центров. В них занято более трех с половинной тысяч сотрудников.

В Германии в настоящее время налажено прямое взаимодействие бизнеса и научного сообщества, в связи с этим только треть инновационных разработок финансируется государством, а предприятия сами заказывают исследования у НИИ и высшей школы. Германский бизнес очень заинтересован в создании коммерческих предприятий при вузах. Так фирме Spher Tec GmbH, созданной как дочерняя компания при Мюнхенском университете, удалось разработать новый метод тестирования медикаментов для лечения онкологии с использованием опухолевых сфероидов, а реализацию новинки взяло на себя околовузовское предприятие.

В Германии создана комфортная инновационная среда. Четыре крупнейших научноисследовательских организаций: общество им.

Макса Планка, Фраунгофера, Лейбница и

Геймгольца являются настоящей фабрикой идей. В поощрении и внедрении инноваций особую роль играют патентные агентства, программа поддержки инновационных проектов (EXIST), льготное кредитование и так называемые бизнес-ангелы -частные инвесторы связующее звено между

изобретателями и заказчиками, рискующие своим капиталом, чтобы вывести идею на стадию реализации. А чтобы побудить людей вкладываться в науку, кроме солидного венчурного капитала необходимо благоприятное правовое поле [4]. В январе 2012 года были опубликованы результаты второго ежегодного «Мирового барометра инноваций» (Global Innovation Barometer). В исследовании участвовало2800 руководителей компаний из 22 стран (в том числе 200 человек из России и по 100 человек из Франции и Германии), которые имеют отношение к инновационной

деятельности компаний и принятию решений. Исследование проводилось с целью определения способствующих и сдерживающих факторов инноваций и анализа возможностей и проблем [5].

Участвующие в опросе отмечают, что инновации и конкурентоспособность неразрывно связаны и в настоящее время более, чем когда-либо. Странами с лучшей инновационной репутацией признаны США, Германия и Япония. Франция оказалась на восьмом месте, Россия - на двадцатом. Опрос показал также, что лидеры бизнеса во всем мире пришли к согласию, что инновации двадцать первого века будут базироваться на разделенной ценности, которая будет удовлетворять различные потребности человека, причем большинство из них (86%) считают, что партнерство - важный компонент новой модели инноваций. И что особенно интересно, 73% из них уверены, что инновации больше зависят от креативности людей, чем от научных исследований.

Несмотря на усиление интеграции России в мировое экономическое сообщество и рост ВВП на душу населения за последние 10 лет, по-прежнему она отстает от стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) из-за своего исторического и политического наследия. Главными причинами являются: во-первых, то, что до сих пор страна сильно зависма от экспорта сырья. Долгосрочное социально-экономическое развитие Российской Федерации до 2020 года предполагает стимулирование научных и технологических прорывов с целью снижения зависимости страны от природных ресурсов. Не заинтересованость в инновациях группы крупных компаний, стоящих во главе бизнеса - это вторая причина. В- третьих, хотя система образования остается сильной (больший процент от общей численности населения, чем в среднем по странам ОЭСР, имеет высшее образование), но в последнее время его качество оставляет желать лучшего. В- четвертых, расходы на НИОКР выше среднего относительно стран

ОЭСР, но очень большая их часть финансируется за счет правительства. В-пятых, низок уровень патентования в России (0,5 патента на 1 млн жителей), несмотря на запущенную в 2008 году новую систему защиты прав интеллектуальной собственности, невелико число научных статей (176 статей на 1 млн жителей). В-шестых, лишь недавно Россия начала проводить политику содействия предпринимательству и поддержки малого и среднего бизнеса. В настоящее время коммерческий сектор не несет бремя научных исследований и разработок, а университеты не заинтересованы в коммерциализации своих продуктов, полностью полагаясь на государственные гранты. Все это и породило разрозненность инновационной системы.

Отставание России от экономически развитых стран в области сделок с венчурным капиталом связано с отсутствием конкуренции, низким уровнем доверия и высоким уровнем коррупции, хотя еще в 2006 году правительство основало Российскую венчурную компанию с целью стимулирования индустрии венчурного капитала. Оно также поощряет развитие региональных венчурных фондов, создав 23 фонда в 21 регионе, но эти усилия тормозятся, так в 2009 году профинансировано менее 50 компаний. Поскольку региональные власти ограничены в финансовой автономии, они часто договариваются с крупными предприятиями, работающими на их территории, что повышает барьеры для малых предприятий. Чтобы помочь малым предприятиям встать на ноги и выполнять свою роль в области создания и внедрения инноваций, правительство России создает технопарки и особые экономические зоны в таких городах как Санкт-Петербург, Зеленоград, Дубна, Томск и других.

В целом, страны, заинтересованные в своем развитии, идут по пути формирования соответствующей социально- экономической среды, и только на ее основе может возникнуть инновационная среда. Так страны первой и второй модели на примере Франции и Германии за вековой период не изменили своего положения в рейтинге по показателю среднедушевого ВВП. В них в течение столетия была сформирована развитая социально- экономическая среда [6].

Россия впервые в этом году была включена в список стран-участниц ежегодного исследования GE Global Innovation Barometer. Опрошенные руководители российских компаний разделяют уверенность в том, что в ближайшие 10 лет инновации будут стимулировать экономический рост, способствуя улучшению качества жизни населения и развитию промышленности. Исследование показывает, что в России уровень общественной поддержки инноваций находится на высоком уровне. В сводном рейтинге «инновационного оптимизма» индекс России составляет 65 пунктов из 100, а в сводном рейтинге «удовлетворенности качеством инновационной среды» - всего 48 пунктов из 100. Данные опроса показывают также, что в России отрицательное влияние кризиса на развитие инноваций было

гораздо менее ощутимым, чем в среднем по странам, принимавшим участие в исследовании, в том числе - за счет благоприятного курса государственной политики в сфере инноваций. Тем не менее, для более успешного развития инновационным компаниям в России требуется больше поддержки со стороны государства и частных инвесторов, а также - наличие

подготовленных кадров [7].

Россия только вступает на инновационный путь развития и учет накопленного зарубежного опыта необходим для выбора приоритетов

действий. Каждая страна с развитой экономикой прошла свой путь, и нет однозначного рецепта действий для прихода к социально-экономическому благополучию, без учета многих исторических, экономических и культурных составляющих. Не существует и конкретной модели инновационного развития экономики, но ясно, что развитая

социально-экономическая среда является основой инновационного развития.

Литература

1. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент.

Учебник, 6-е изд.- СПб.: Питер,2008.

2.Михайлова М.В. Французская

Республика.Национальная инновационная система

[Электронный ресурс].- Режим доступа: www.

йк^/ЕМатер. к статье\ Французская Республика -Национальная инновационная система

3. Калятин В.О., Наумов В.Б., Никифорова Т.С. Опыт Европы, США, и Индии // Российский юридический журнал.- 2011.- № 1.

4. Инновациям нужен ангел-хранитель [Электронный

ресурс]. - Режим доступа: www.germania-

online.ru/wissenschaft-bilding.../innovaciiam-nuzhen-angel-khranitel.html

5. Инновационный профиль Российской Федерации [Электронный ресурс].- Режим доступа: www.innobis.ru/...ocenka-sostoyaniya-bisnes-innovaciy-v-mire-innovacionny-profil-rossiyskoy-federacii

6. Шахмаев А.С. Анализ инновационной политики развитых стран // Креативная экономика.-2012.-с.65-69.

7. GE “Global Innovation Barometer-2012”: инновационная

среда в России глазами руководителей бизнеса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.i-

mash.ru/materials/economy/20718-ge-global-innovation-baroeter-2012.html.

8. Гатина Л.Г. , Натапова Н.В. Трансфер технологий в промышленности по переработке углеводородного сырья (опыт Германии)//Вестник Каз. Технол. ун-та.-2012,-т.15 - №5.-с.215-219.

9. Водолажская Е.Л. Основные аспекты устойчивого

развития экономики промышленных

комплексов//Вестник Каз. Технол. ун-та.-2012, т.15.-№23-с.193-195.

© М. Г. Варламов - ст. препод. каф. правоведения КНИТУ, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.