УДК 330.341.2, 330.341.4
Ж.А. Мингалева
Формирование комплексной системы государственных мер
стимулирования инновационной деятельности в России
Одной из ключевых проблем, с которой постоянно сталкиваются российские предприниматели, пытающиеся применить результаты достижений науки и передового опыта, является отсутствие эффективных мер государственной поддержки инновационной деятельности. Несмотря на то, что бюджетное финансирование науки в последнее время постепенно увеличивалось, расходы на поддержку последнего этапа -внедрения инноваций при этом были недостаточными [1]. И особенно сложная ситуация сложилась в отношении малых и средних предприятий.
В то же время за рубежом существует наработанный десятилетиями опыт разнообразной, в том числе нефинансовой, поддержки инновационной деятельности и поощрения инновато-ров. Так, например, в США стимулирование развития инноваций осуществляется за счет: льготного налогообложения инновационной деятельности; льготного кредитования и выдачи грантов мелким фирмам; бесплатной выдачи лицензий на коммерческое использование изобретений; предоставления субъектам инновационной деятельности льгот по оплате государственных услуг (связи, тепла, электроэнергии); осуществления морального поощрения выдающихся ученых и инноваторов; формирования государственной инновационной инфраструктуры и поддержки функционирования рынка инноваций; мониторинга и прогнозирования инновационных процессов в стране и за рубежом; применения положений антимонопольного законодательства, обеспечивающего развитие внутренней и международной конкурентоспособности национальных товаропроизводителей и пр. При этом под действие налоговых кредитов в большинстве штатов попадают: инвестиции в компании стартового капитала, обеспечивающие финансирование разработки экспериментальных образцов продукции или процессов предприятиями малого бизнеса; проведение маркетинговых и технико-
экономических исследований для новых продуктов или процессов; затраты на разработку бизнес-планов создания и производства новой продукции и услуг. К другим косвенным инструментам поддержки создания новшеств, используемым в зарубежной практике, чаще всего относятся: упрощение разработки стандартов; формирование единой контрактной системы; политика в области конкурентоспособности; мероприятия в рамках внешнеторговой политики; действия законодательства по охране интеллектуальной собственности; регулирование используемых нормативов; наличие научно-технологической политики и достижение консенсуса между всеми заинтересованными группами при ее формировании.
На наш взгляд, система мер государственной поддержки и поощрения инновационной деятельности в России должна включать несколько направлений воздействия, в том числе меры прямой и косвенной поддержки, а также создание институциональных условий осуществления инновационной деятельности (см. схему).
На схеме представлен возможный комплекс мер поддержки и поощрения инновационной деятельности в России. Рассмотрим более подробно конкретные мероприятия в рамках основных направлений, различных целевых групп и конечных задач поддержки.
Прежде всего, следует остановиться на инструментах создания институциональных условий осуществления инновационной деятельности. К этому блоку относятся: законодательное регулирование инновационной деятельности; определение приоритетных направлений научно-исследовательских разработок, объемов их финансирования и других форм поддержки; развитие инфраструктуры поддержки инновационной деятельности; создание и расширение инновационной инфраструктуры в новых приоритетных областях исследований; целый ряд других.
Комплекс мер поддержки и поощрения инновационной деятельности в России
Главной причиной отсутствия в России эффективной системы мер государственной поддержки инновационной деятельности является, на наш взгляд, неотрегулированность отечественного законодательства в области инноваций. В России до сих пор отсутствует единый орган, отвечающий за технологическое и инновационное развитие страны, разрабатывающий и эффективно реализующий стратегию, программу и конкретные мероприятия в области инноваций, нет единого законодательства по вопросам на-
учно-технической и инновационной деятельности [2].
Сегодня единственным действующим документом, предусматривающим реальные меры поддержки инновационной деятельности в стране, является Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности» [3]. Однако этот закон регулирует лишь небольшую
часть отношений в инновационной сфере. Что касается наличия в России единого системообразующего нормативного акта федерального уровня (типа Кодекса), который бы регулировал весь комплекс отношений в инновационной сфере, то, к сожалению, такой базовый закон в настоящее время отсутствует, хотя попытки его принятия предпринимались неоднократно: например, законопроект «Об инновационной деятельности в Российской Федерации», внесенный в конце 1997 г. членами Совета Федерации и депутатами Госдумы; проект федерального закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике», представленный в 1999 г., и другие. Ни один из них не был принят из-за множества концептуальных, методологических ошибок. Последняя попытка принятия законопроекта такого рода была предпринята в октябре 2009 г. группой депутатов Государственной думы, которая представила очередную версию законопроекта «Об инновационной деятельности в РФ» [4]. Однако и этот вариант законопроекта не соответствует потребностям и требованиям инновационного развития как с точки зрения методологии оценивания, так и комплексности регулирования отношений в инновационной сфере. Более того, указанный законопроект очень слабо отражает реальные потребности инноваторов: исходно он был ориентирован на решение проблем формирования единой терминологии, определения основных направлений деятельности органов власти различных уровней в сфере развития и реализации государственной поддержки инновационной деятельности и т. д., механизмы же практической поддержки инновационной деятельности в нем отсутствуют. В результате инновационная деятельность в России в настоящее время селективно регулируется различными нормативными актами, которые можно сгруппировать по двум основаниям: законодательные акты общеотраслевого характера и региональные нормативные акты.
К первой группе относятся Федеральные законы РФ «О науке и государственной научно-технической политике», «О статусе наукограда Российской Федерации», «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», «О Российской корпорации нанотехнологий», «О Госу-
дарственной корпорации "Ростехнологии"». Первый из них регулирует отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг), а также применяется на интеллектуальных стадиях инновационного процесса [5]. Федеральный закон «О статусе наукограда Российской Федерации» регулирует отношения, связанные с выделением критериев присвоения муниципальному образованию статуса наукограда, порядком присвоения и сохранения статуса наукограда, государственной поддержкой наукограда, реорганизацией или ликвидацией организаций научно -производственного комплекса наукограда в случае прекращения статуса наукограда [6]. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» регулирует отношения, связанные с созданием и прекращением существования особых экономических зон (в том числе технико-внедренческих), с управлением особыми экономическими зонами, с правовым положением резидентов особой экономической зоны, с соглашением о ведении технико-внедренческой деятельности, с гарантиями, предоставляемыми резидентам особых экономических зон и др. [7]. Федеральный закон «О Российской корпорации нанотехнологий» [8] устанавливает правовое положение, принципы организации, цели создания и деятельности, порядок управления деятельностью, порядок реорганизации и ликвидации Российской корпорации нано-технологий, а Федеральный закон «О Государственной корпорации "Ростехнологии"» [9] определяет аналогичные аспекты деятельности Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной продукции «Ростехнологии».
Определенное влияние на процессы развития инновационной деятельности оказывает и гражданское законодательство, прежде всего ГК РФ, который содержит нормы об интеллектуальной собственности (п. 1 ст. 2, ст. 138), о выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (гл. 38), о коммерческой концессии (гл. 54), а также часть четвертая ГК РФ, посвященная правовому регулированию прав интеллектуальной собственности, вступившая в силу в 2008 г.
Однако и здесь есть существенные проблемы и недостатки. В частности, основная проблема части четвертой ГК РФ заключается в том, что многие его нормы противоречат нормам международного права (например, посвященным защите изобретений, произведений, идей, ноу-хау, торговых секретов, инноваций). Сложность применения норм ГК РФ заключается и в различном понимании термина «интеллектуальная собственность» в РФ и за рубежом. Так, в соответствии с нормами ГК РФ интеллектуальной собственностью признаются результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации. Это противоречит традиционному для мировой практики и норм международного права восприятию интеллектуальной собственности как совокупности прав на результаты интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. Это также противоречит положениям Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС) от 14 июля 1967 г. Согласно ст. 15 Конституции РФ и ст. 7 ГК РФ нормы международных договоров, ратифицированные РФ, имеют приоритет перед правилами, предусмотренным российским законодательством.
Интеллектуальные права (ранее права интеллектуальной собственности) защищают инновации и создания человеческого разума. Интеллектуальные права являются интернациональными по природе и отражают экономическую реальность мировой экономики. Интеллектуальные права приводят к возникновению особого рода монополии. Она обеспечивает доступ различных хозяйственных единиц к изобретениям, промышленным образцам и другим результатам технического и художественного творчества, что способствует экономическому развитию общества. В то же время монополия сдерживает конкуренцию, уменьшает выбор потребителей и т. д. Один из важных вопросов, которые возникают при рассмотрении интеллектуальных прав, состоит в том, каким образом эта законодательно установленная монополия, в частности в виде исключительного права, соотносится с идеалами свободной рыночной экономики и свободной конкуренции. В результате в нашей стране изобретатели предпочитают не патентовать свои изобретения - для них это очень сложная и доро-
гая процедура, требующая большого количества времени и затрат. По указанным причинам российские изобретатели пытаются защитить свои изобретения как идеи, ноу-хау, конфиденциальную информацию.
Производству любого вещественного товара предшествует создание идеи, знаний о нем. В российском законодательстве давно назрела проблема охраны самого обобщенного вида интеллектуальной собственности - идеи. Идея является основным элементом любого объекта интеллектуальной собственности (произведения, изобретения, инновации, ноу-хау и т. п.). Но идеи не защищаются нормами ГК РФ, что противоречит нормам и принципам международного права. Идеи автора, выраженные в объективной форме, воплощаются в различных материальных и нематериальных объектах, которым предоставляется правовая охрана, однако законодательство в сфере рационального использования и оптимальной защиты результатов интеллектуальной деятельности требуется совершенствовать с учетом требований рыночной экономики.
За рубежом идея - это общий структурный элемент любого объекта интеллектуальной собственности. При этом охрана идей требует создания принципов и норм более жестких, чем те, которые существуют в действующей части 4 ГК РФ. Кроме того, необходимы организация легального использования и обеспечения оптимальной защиты интеллектуальных прав и интеллектуальной собственности в условиях современных телекоммуникационных и компьютерных технологий, становления информационного общества, развитие отечественного законодательства и международного регулирования с учетом новых высокотехнологичных способов использования интеллектуальной собственности [10].
Как показывает анализ, отечественное законодательство в области инноваций в целом характеризуется рядом серьезных недостатков. В частности, сегодня законодатель рассматривает инновации в качестве института права крайне односторонне - только как объект государственного управления. В то же время сущностная характеристика инновационной деятельности как сложного комплекса отношений государства, бизнеса, науки, образования, общества остается за кадром. В частности, в существующих норма-
тивных актах слабо учтено, что правоотношения, возникающие при осуществлении инновационной деятельности, должны регулироваться в первую очередь гражданскими, налоговыми и иными законами, а не только административными и финансовыми, как это существует сейчас.
Наконец, в сфере отношений, связанных с инновационной деятельностью, существует значительное количество подзаконных актов в ранге указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, которые посвящены различным направлениям, сторонам и аспектам данной деятельности.
В то же время в 37 субъектах Российской Федерации действуют региональные законодательные акты, определяющие их инновационную политику и регулирующие инновационную деятельность различных хозяйствующих субъектов, часто никак не связанных с федеральным законодательством. В результате на практике сложился разрыв между федеральным и региональным уровнями, а региональное законодательство часто опережает федеральное.
В целом инновации в нашей стране носят точечный характер, не стали основной движущей силой хозяйствования и модернизации экономики, эффективным средством конкурентной борьбы. Для преодоления негативной ситуации необходимо принятие и применение в практической деятельности комплексов различных мер, направленных на стимулирование и поощрение инновационной деятельности. Рассмотрим их подробнее.
1. Комплекс мер в рамках государственного софинансирования проектов в сфере разработки, производства и сбыта инновационной продукции. Сюда относятся следующие действия: 1) организация системы проведения конкурсов на размещение заказов на научно-технические разработки, независимой экспертизы их результатов с условиями софинансирования из региональных бюджетов (фондов) и/или с привлечением частного капитала. Система должна обеспечивать привлечение к конкурсам максимально возможного количества потенциальных разработчиков для обеспечения альтернативности путей решения проблемы; 2) государственное со-финансирование через содействие в предоставлении производственных и технологических условий для научных исследований, разработки
опытных образцов, отработки пилотных партий продукции через участие в патентах, уставных капиталах инновационных обществ, в предоставлении права на часть производимой продукции (концессия) и др.; 3) государственное софинан-сирование мероприятий по оказанию технической помощи либо в целом по самостоятельному контракту (соглашению) об оказании технической помощи, либо в рамках соглашения о передаче технологии или поставках оборудования, где в отдельном разделе фиксируются технические услуги, выполнение исследований, обучение и подготовка кадров, элементы инжиниринговых услуг, подрядных работ, контрактов на аренду приборов и инструментов; 4) создание ряда региональных и отраслевых фондов для финансирования на конкурсной основе исследований предконкурентного, стратегического и прикладного характера, которые будут финансировать научно-исследовательские проекты совместно с бизнес-сектором; 5) поддержка технологических инкубаторов; 6) стимулирование деятельности Российского Фонда технологического развития; 7) государственное софинанси-рование мероприятий высокотехнологичных предприятий, направленных на продвижение брендов российских высоких технологий на внешние рынки, и т. д.
2. Инструменты инвестиционного кредитования проектов в сфере разработки и производства инновационной продукции с минимизацией (либо компенсацией) процентных банковских ставок. В их числе: прямая компенсация из средств регионального (федерального) бюджета суммы процентных банковских ставок по инвестиционным кредитам; поручительство государства перед российскими и иностранными банками по обязательствам субъектов инновационной деятельности; предоставление субсидий на реализацию отдельных инвестиционных проектов и обеспечивающих мероприятий; приоритетное финансирование разработчиков и производителей инновационной продукции через Инновационный банк, венчурные инвестиционные фонды, банковские коалиции [11], и пр.
3. Разработка и применение экономических методов стимулирования обновления основных фондов предприятий на основе инновационных достижений. В частности: применение стимулирующих мер (субсидий, дотаций) по ускорению
выбытия из эксплуатации устаревшего оборудования; введение возможности единовременного списания полной суммы оставшейся амортизации для ускорения выбытия из эксплуатации устаревшего и/или энергоемкого оборудования; предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, предоставленным лицам, осуществляющим инвестиционную деятельность в области энерго- и ресурсосбережения и повышения энергетической (ресурсной) эффективности; предоставление субсидий при реализации инвестиционных проектов в области энерго- и ресурсосбережения и повышения энерго- и ресурсоэффективности; выдача инвестиционного налогового кредита в случаях использования энергетических устройств с максимальным показателем энергетической эффективности; освобождение от НДС (части НДС) нового высокотехнологичного оборудования российского производства, и т. д.
4. Разработка и скорейшее внедрение в практику механизмов поддержки потребителей инновационной продукции российского производства в части налоговых льгот и иных преференций. Сюда относятся: 1) предоставление грантов потребителям инновационной продукции (в первую очередь технологического назначения) российского производства; 2) освобождение от уплаты налога на имущество (на срок до 3-5 лет) на объекты нового высокотехнологичного оборудования российского производства; 3) государственная поддержка промышленной кооперации для потребителей инновационной продукции по направлениям: поставка комплектного оборудования заводов, цехов, участков, линий с оплатой произведенной продукцией; совместное производство и специализация; поставка комплектующих или полуфабрикатов в рамках субконтрактов для последующего использования в готовых изделиях; совместное участие в строительных проектах или тендерах на сооружение промышленных объектов; создание совместных предприятий, и т. д.
5. Совершенствование системы государственных закупок технически сложной продукции, а также закупок для нужд субъектов естественных монополий федерального значения и крупных компаний с преобладающим государственным участием. Предлагается: 1) уточнение ценового критерия для принятия решения о за-
купке с учетом не только стоимости приобретения, но и снижения затрат в будущем, а также долгосрочной экономической эффективности; 2) формирование условий для заключения многолетних контрактов; 3) создание возможности запроса проектных решений; учет обязательных требований, выработанных для стимулирования инновационной деятельности; 4) предоставление преимуществ предприятиям, производящим более технологичную, экологичную, энергосберегающую продукцию; 5) создание легитимной возможности оспаривать результаты тендеров путем обращения в независимый экспертный орган (независимая сертификация); 6) разработка мер, направленных на создание спроса на инновации через формирование технической политики для госзакупок и регулируемых видов деятельности путем определения конкретных направлений внесения изменений в способы осуществления государственных закупок (через конкурс, из одного источника, через товарные биржи, на организованных электронных торгах), и т. д.
6. Разработка мер государственной поддержки российских предприятий-разработчиков и производителей инновационной продукции. Эти меры: 1) введение системы грантов (субсидий), предоставляемых на конкурсной основе для частных высокотехнологичных и инжиниринговых компаний по приоритетным для государства направлениям инновационной деятельности, в том числе: на проведение НИОКР, включая НИОКР, проводимые совместно с вузами и научными организациями; на разработку и проектирование новых образцов инновационной промышленной продукции (промышленных образцов); на организацию подготовки производства; на получение инжиниринговых услуг; на патентование, осуществляемое российскими компаниями в России и за рубежом; 2) выделение грантов (субсидий) на маркетинговые расходы высокотехнологичных предприятий по выходу на новые внешние рынки; 3) предоставление налоговых скидок компаниям, поступательно увеличивающим расходы на НИОКР; 4) помощь в страховании экспортных контрактов малых и средних предприятий по экспорту наукоемкой продукции; 5) стимулирование экспорта отечественных технологий путем введения низких ставок на экспорт; 6) создание действующего на постоянной основе автономно-
го и независимого агентства по проведению оценки и анализа эффективности НИР и НИОКР; 7) государственная поддержка центров сертификации, помощь малым и средним предприятиям в прохождении сертификации; 8) уменьшение затрат на НИОКР путем освобождения от налогообложения их результатов, и т. д.
7. Разработка комплекса антидемпинговых мер на государственном и корпоративном уровне. Особенно в отношении организации конкурсной практики государственных закупок. Сюда относится установление границ для применения антидемпингового регулирования (например, не считать демпингом ситуации, когда отклонения цен составляют не более 2 % по экспортным контрактам и не более 3 % по импортным), и т. д.
8. Набор инструментов государственного регулирования, стимулирующих и защищающих отечественных потребителей высокотехнологичного производственного оборудования. Как дополнение к комплексу антидемпинговых мер. Сюда могут быть включены следующие меры стимулирования технологического перевооружения и модернизации отечественного производства на основе современной техники и технологии: 1) освобождение от уплаты налога на имущество в первый год эксплуатации нового высокотехнологичного оборудования; 2) введение режима ускоренной амортизации высокотехнологичного производственного оборудования, используемого для технологического и инновационного развития предприятий; 3) компенсация части затрат на покупку высокотехнологичного импортного производственного оборудования, если будет обоснована его уникальность (отсутствие отечественных аналогов); 4) освобождение от импортных пошлин при покупке высокотехнологичного уникального импортного производственного оборудования; 5) введение приоритетной государственной поддержки проектов по созданию «групп инноваций», и т. д.
9. Принятие действенных мер правовой защиты интеллектуальных прав в области инновационной деятельности. Сюда входит решение проблемы соответствия норм российского права по охране и использованию результатов интеллектуальной и инновационной деятельности нормам и принципам международного права, устранения коллизий.
10. Создание единой информационно-справочной и поисковой системы. Она должна объединять разрозненные ведомственные, региональные и иные документы и коммерческую информацию в области инновационной деятельности [12].
Это лишь краткий перечень мер, необходимых для стимулирования инновационной деятельности в России.
Таким образом, основными стратегическими направлениями формирования и развития законодательства в сфере инновационной деятельности должны стать разработка единого понятийного аппарата, четкое разграничение компетенций органов государственной власти в сфере инновационной деятельности по уровням управления, разработка механизма государственной поддержки инновационной деятельности.
Основной орган, отвечающий за комплексное регулирование ключевых вопросов в области инновационной деятельности, должно стать -это, на наш взгляд, Министерство экономического развития РФ (МЭРТ), к которому должны перейти основные функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферах: научной, научно-технической и инновационной деятельности; интеллектуальной собственности; нанотехноло-гий; развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов; государственного учета результатов научно-технической деятельности; подготовки научных и научно-педагогических кадров (в настоящее время эти функции выполняет Департамент государственной научно-технической и инновационной политики Министерства образования и науки РФ). При этом основными соисполнителями МЭРТ в области регулирования и реализации инновационной политики должны стать Министерство финансов, Министерство промышленности и торговли и Министерство образования и науки РФ (в рамках своих компетенций), а для координации их деятельности и устранения дублирования программ и мер поддержки на базе МЭРТ должен быть создан специализированный координационный совет по инновационной политике при Правительстве РФ.
Формирование такой институциональной структуры инновационной деятельности позволит, на наш взгляд, устранить основные проблемы как в области законодательного регулирования инноваций, так и в области реализации
практических мер по стимулированию инновационной активности конкретных хозяйствующих субъектов.
Работа выполнена в рамках гранта РГНФ 09-02-00373В/И.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Развивать инновационную деятельность в регионах. Заседание Совета законодателей России по вопросу «О законодательном обеспечении развития инновационной деятельности в субъектах РФ» 9 ноября 2009 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.council.gov.ru/inf_ps/chronicle/2009/11/item1 0887.html
2. Мингалева, Ж.А. Институциональные аспекты экономической модернизации [Текст] / Ж.А. Мингалева // В мире научных открытий. - 2010. - № 3 (09). -Ч. 3. - С. 134-139.
3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности [Текст] : Федеральный закон РФ № 195-ФЗ от 19.07.2007 г. // Правовая информационно-справочная система «Консультант-Плюс».
4. Об инновационной деятельности в РФ [Электронный ресурс] : законопроект. - Режим доступа: http://levichev.info/1_55_101_41_102_707.html
5. О науке и государственной научно-технической политике [Текст] : Федеральный закон РФ № 127-ФЗ от 23.08.1996 г. // Правовая информационно-справочная система «Консультант-Плюс».
6. О статусе наукограда Российской Федерации [Текст] : Федеральный закон РФ № 70-ФЗ от 07.04.1999 г. // Правовая информационно-справочная система «Консультант-Плюс».
7. Об особых экономических зонах в Российской Федерации [Текст] : Федеральный закон РФ № 116-ФЗ
от 22.07.2005 г. // Правовая информационно-справочная система «Консультант-Плюс».
8. О Российской корпорации нанотехнологий [Текст] : Федеральный закон РФ № 139-Ф3 от 19.07.2007 г. // Правовая информационно-справочная система «Консультант-Плюс».
9. О Государственной корпорации «Ростехноло-гии» [Текст] : Федеральный закон РФ № 270-ФЗ от 23.11.2007 г. // Правовая информационно-справочная система «Консультатн-Плюс».
10. Mingaleva, Zh. The Problems of Legal Regulation of Intellectual Property Rights in innovation activities in Russia [Text] / Zh. Mingaleva // Proceedings of World Academy of Science, Engineering and Technology. -Vol. 41. - May 2009. - P. 464-476. - (ISSN 2070-3740).
11. Мингалева, Ж.А. Новые механизмы банковского финансирования структурных преобразований в экономике [Текст] / Ж.А. Мингалева // Инновации. -2003. - № 2-3 (59-60). - С. 97-100.
12. Мингалева, Ж.А. Исследовательский портал как механизм информационного сопровождения в сфере инноваций [Текст] / Ж.А. Мингалева, А.В. Се-лянинов, Н.В. Фролова // Инновационное развитие регионов: методы оценки и поддержка исследований: межвуз. сб. науч. ст. - Пермь, 2009. - С. 103-116.
13. Мингалева, Ж. А. Управление внешнеэкономической деятельностью в рамках структурной модернизации экономики региона (на примере Пермского края) [Текст] / Ж.А. Мингалева, Е.Д. Оборина // Научно-технические ведомости СПбГПУ. - 2010. -№ 1 (92). - С. 82-86.