ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК / UDC 631.1.017:005.71-022.5:338.436.33
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
THE MAIN DIRECTIONS OF STATE SUPPORT OF AGRICULTURAL PRODUCERS IN MODERN CONDITIONS
Алентьева H.B., кандидат экономических наук, доцент Alentyeva N.V., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина», Орел, Россия
Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhin", Orel, Russia
E-mail: [email protected]
В современных рыночных условиях, сельское хозяйство представляет собой одну из важных сфер экономической деятельности страны, от его состояния и развития зависит благосостояние сельского населения. Вопрос о том, что государственная помощь необходима для сельского хозяйства по-прежнему остается актуальным и требует дополнительного изучения, так как получить прибыль от произведенной работы на земле становится сложно, развитие сельских территорий нуждается в преобразовании, престиж сельского труда угасает. Большинство ученых и экономистов считают, что одной из главных мер по данной проблеме является господдержка развития сельскохозяйственного товаропроизводителя, совершенствование механизма ее воздействия на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия и улучшение ее качества. Государство несет ответственность по этим проблемам и создает необходимые условия для сельхозтоваропроизводителей, чтобы исправить сложившуюся ситуацию. Для их развития оно оказывает финансовую помощь в виде грантов, субсидий на различные цели. В Российской Федерации разработана «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы». В данной программе определены основные направления и приоритеты поддержки. К таким приоритетам можно отнести: в институциональной сфере - развитие кооперации, территориальных кластеров, связей и формирование продуктовых комплексов; в экономической сфере - повышение доходности сельхозтоваропроизводителей. На наш взгляд, государству необходимо уделить внимание развитию сельскохозяйственного товаропроизводителя, осуществив оценку каждого из них. В этом случае, предоставление государственной поддержки поможет решить вопросы конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции на рынке товаров. Только таким способом можно организовать эффективную поддержку сельского хозяйства. Ключевые слова: сельское хозяйство, государственная поддержка, сельскохозяйственные товаропроизводители, аграрная политика.
In modern market conditions, agriculture is one of the important areas of economic activity of the country, its condition and development depends on the welfare of the rural population. The issue that state aid is necessary for agriculture is still relevant and requires further study, as it becomes difficult to profit from the work done on the land, the development of rural areas needs to be transformed, the prestige of rural labor is fading. Most scientists and economists believe that one of the main measures on this problem is the state support for the development of agricultural producers, improving the mechanism of its impact on the results of financial and
economic activity of the enterprise and improving its quality. The state is responsible for these problems and creates the necessary conditions for agricultural producers to correct the situation. For their development, it provides financial assistance in the form of grants, subsidies for various purposes. The Russian Federation has developed a "State program for the development of agriculture and regulation of markets for agricultural products, raw materials and food for 2013-2020". This program defines the main directions and priorities of support. These priorities include the following: the development of cooperation, territorial clusters, relations and the formation of food complexes in the institutional sphere; increasing the profitability of agricultural producers in the economic sphere. In our opinion, the state should pay attention to the development of agricultural producers by assessing each of them. In this case, the provision of state support will help to solve the issues of competitive agricultural products in the market. Only in this way can we organize effective support for agriculture. Key words: agriculture, state support, agricultural producers, agricultural policy.
На сегодняшний день сельское хозяйство - одна из главных и приоритетных отраслей экономики, от его состояния и развития зависит степень благополучия населения, а также экономическая и продовольственная безопасность страны. Продовольственная безопасность страны считается обеспеченной в том случае, если доля продаж отечественной продукции в общем объеме будет составлять не менее: 90% - зерна ,80% - мяса и молока,70% - растительного масла, 60% -сахара [4].
В последние годы наметилась тенденция по улучшению производственных и экономических показателей развития сельского хозяйства. Сельскому хозяйству необходима государственная поддержка, так как в силу объективных причин оно не является конкурентоспособным в отличие от других отраслей экономики. Важным приоритетом государства остается устранение существующих диспропорций в сельскохозяйственном производстве и специфических особенностей аграрного сектора, медленный оборот капитала, сезонность производства, производственный риск и особенности региона. В 2020, относительно % от показателя 2016 г., финансирование сельского хозяйства составит примерно 126%, в 2019 - 124% [1, 2].
Государственная поддержка сельхозтоваропроизводителя в рыночных условиях хозяйствования является объективной необходимостью. Основной задачей господдержки для сельскохозяйственных товаропроизводителей остается создание финансовой основы для устойчивого развития сельского хозяйства. Необходимо отметить, что решение проблемы повышения эффективности государственной поддержки, особенно отдельных ее мер на региональном уровне с учетом приоритетных отраслей сельского хозяйства, требует доработок и дальнейшего изучения [8].
Во всех странах мира сельское хозяйство финансируется государством. Главная задача государственной поддержки - это обеспечение доходности и необходимого уровня рентабельности производства. Ученые отмечают что, действующий механизм государственной финансовой поддержки в современных условиях эти проблемы не раскрывает: существующие методики охватывают отдельные аспекты поставленного вопроса и не являются комплексным, не существует единого подхода к оценке эффективности государственной поддержки сельского хозяйства. Поэтому нужно изменить отдельные направления и формы государственной поддержки [3].
Без поддержки сельхозтоваропроизводителю трудно добиться высоких и стабильных результатов. Поэтому на государственном уровне проводятся системные финансовые вливания - субсидирование отрасли по всем
направлениям. К ним можно отнести: страхование на льготных условиях сельскохозяйственных культур в зонах рискованного земледелия, элитного поголовья скота; меры денежно-кредитной политики, в виде льготного кредитования; бюджетная политика; бюджетные дотации. Эта поддержка характеризуется распределительным характером по принципу приоритета отрасли. Основные направления государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей отражены на рис. 1.
Основные направления государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей
Поддержка финансовых инструментов
Субсидирование процентный ставок по кредитам
Компенсация части затрат по договорам страхования
Реструктуризация задолженности сельхозтоваропроизводителей
Поддержка отдельных отраслей сельского хозяйства (племенное животноводство, элитное семеноводство, закладка многолетних насаждений и уход за ними)
Компенсация части затрат на приобретение материально-технических
ресурсов (в расчете на 1 га пашни, 1 условную голову скота и птицы)
Лизинг сельскохозяйственной техники
Поддержка производства
Поддержка рынка
Закупочные и товарные интервенции
Государственные залоговые операции
Закупки для государственных нужд
Информационное обеспечение
Мониторинг паритета цен и улучшение их соотношения
Антимонопольное регулирование цен на региональном рынке
Регулирование внешнеэкономической деятельности
Поддержка социальной инфраструктуры сельской местности
Поддержка передачи сельхозпредприятиями объектов ЖКХ и социальной сферы в муниципальную собственность
Разработка и реализация федеральных, региональных и местных программ
Рисунок 1 - Основные направления государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей
Грамотная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей приведет к формированию устойчивого делового климата в стране. Нормативно-правовая база Российской Федерации и международные соглашения лежат в основе мер господдержки. Российским законодательством определяются меры поддержки,
указываются общие бюджетные средства для каждого сегмента сельского хозяйства, и описываются показатели для оценки успешности каждого сегмента [7].
Структура внутренних затрат на развитие сельского хозяйства позволяет сделать вывод о том, что они растут по всем позициям. Однако современный этап развития экономики России требует значительного увеличения расходов на деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей (табл. 1) [1].
Таблица 1 - Финансирование из федерального бюджета основных сегментов сельского хозяйства, млн. руб._
Показатели 2017 2018 2019 2020
Расходы из федерального бюджета 212061 220317,4 228976,2 234686,5
в т.ч развитие животноводства 39785,1 37931,9 35157,5 33066,8
развитие растениеводства 45239,7 81801,5 87274,4 90802,9
на поддержку малых форм хозяйствования 17911,6 17239,4 18155,2 18609,2
На наш взгляд, политика государства в аграрной сфере должна строиться на следующих принципах:
- гарантированность;
- адресность;
- устойчивость;
- разграничение полномочий;
- равнодоступность;
- учет международных обязательств;
- ограничение размеров господдержки.
Из федерального бюджета сельскохозяйственные товаропроизводители получают возмещение разницы как по долгосрочным, так и по краткосрочным кредитам [6].
На сегодняшний день применяются следующие виды государственной поддержки:
- гранты на развитие КФХ. Они предоставляются на конкурсной основе целевым назначением на приобретение сельхозугодий, разработку и подведение систем коммуникаций, строительство хозяйственных объектов. Грант предполагает строгую отчетность получателя о целевом использовании средств;
- кредитные средства на возмещение процентных затрат. Предоставляются для модернизации хозяйства;
- субсидирование лизинга, взятого для приобретения сельскохозяйственного оборудования и техники;
- единовременная субсидия. Предоставляется на обустройство фермерского хозяйства: приобретение или строительство хозяйственных объектов.
Ожидания от претворения задуманного масштабные: расширить сырьевой рынок, увеличить зарплаты в данной отрасли, создать новые рабочие места и сферы деятельности, освоить заброшенные земли, улучшить инфраструктуру. Большинство сельхозпредприятий благодаря субсидиям достигли положительного значения показателя рентабельности.
В России большое внимание уделяется развитию малых форм хозяйствования. До 2020 г. более 84 млрд. руб. планируется выделить и
направить на поддержку начинающим фермерам и семейным животноводческим хозяйствам. Более 25% предоставляемой всей финансовой помощи на развитие мясомолочной отрасли сельского хозяйства, составляют краткосрочные инвестиционные кредиты, направленные и на перерабатывающую отрасль.
Несмотря на положительную динамику экономических показателей в области государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли, нельзя не отметить негативные факторы, которые оказывают давление на сельское хозяйство:
1. Административные барьеры, в виде проверок сельскохозяйственных товаропроизводителей.
2. Слабое развитие инфраструктуры предоставления информационной, консультационной и организационно-методической помощи сельскохозяйственным предприятиям, что ограничивает доступ к новым видам деятельности и уменьшает их долю на мировом рынке товаров и услуг.
3. Проблема организации сельскохозяйственной деятельности.
Чтобы повысить эффективность развития сельхозтоваропроизводителей следует пересмотреть направления финансовой, кредитной политики, увеличить объемы государственной поддержки, повысить спрос на сельскохозяйственную продукцию.
Таким образом, в современных условиях рыночного хозяйства государству требуется выполнять функции роста производства и социальной защиты сельского населения. Для этого нужно обеспечить нормальное функционирование рыночной конкуренции, защищать права граждан и повышать качество жизни на селе.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Информационный справочник о мерах и направлениях государственной поддержки агропромышленного комплекса Российской Федерации // URL: http://www.gp.specagro.ru/.
2. Некоммерческая организация «Фонд поддержки предпринимательства Орловской области» // URL: http://www.msb-orel.ru/informaciya-o-merah-gospodderjki-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-orlovskoi-oblasti/.
3. Сидоренко О.В., Ильина И.В. Стратегические подходы к повышению доходности сельскохозяйственного производства в контексте совершенствования механизма финансового и ресурсного обеспечения // Аграрная Россия. 2016. № 9. С. 39-43.
4. Чистякова М.К., Алентьева Н.В. Потребительская кооперация - инструмент развития малого бизнеса // Вестник ОрелГИЗТ. 2017. № 1(43). С. 170-175.
5. Ушачев И.Г. О проекте Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы // АПК: экономика и управление. 2012. № 1. С. 3-13.
6. Ушачев И. Г. Агропродовольственный сектор России: проблемы и возможности // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2015. № 5. С. 2-8.
7. Russian Federation: Analysis of the Agribusiness Sector in Southern Russia // REPORT SERIES. 2009. № 13. P 111.
8. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64930/fd04b06344182c9a0a 39368a4a6f35558f145142/.