Научная статья на тему 'Разработка рекомендаций предоставления грантов начинающим фермерам'

Разработка рекомендаций предоставления грантов начинающим фермерам Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
237
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ПОМОЩЬ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / БЮДЖЕТ / СУБСИДИИ / НАЧИНАЮЩИЙ ФЕРМЕР / НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ / ГРАНТЫ / ТЕПЛИЧНЫЕ КОМПЛЕКСЫ / STATE SUPPORT / ASSISTANCE / AGRICULTURE / BUDGET / SUBSIDIES / NOVICE FARMER / NIZHNY NOVGOROD REGION / GRANTS / GREENHOUSE COMPLEXES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козлов В.А., Фролова О.А., Юхлина Ю.А.

В виду своих особенностей, а также низкого уровня производства продукции, сельскохозяйственные товаропроизводители нуждаются в государственной поддержке. Она выделяется по разным направлениям согласно государственной программе. При этом существует поддержка начинающим фермерам в виде грантов от государства, цель которой помочь развить предпринимательскую деятельность в любой отрасли сельского хозяйства: в разведении лошадей, коров, овец, коз, свиней, птицы, выращивании картофеля, зерновых культур, овощей на открытом и закрытом грунте, плодов и ягод, рыболовство, пчеловодство. Гранты предоставляются лицам, зарегистрированным как ИП не менее года, имеющим бизнес-план по расширению или модернизации хозяйства. Поддержка предоставляется 1 раз, в течение 10 лет. Помощь начинающим фермерам предоставляется по двум основным направлениям: на создание (развитие) хозяйства 1,5-3,0 млн р.; помощь на устройство быта до 250 тыс. р. Цель исследования рассмотрение теоретических аспектов государственной поддержки, анализ помощи начинающим фермерам, а также разработка рекомендаций по предоставлению грантов. В статье используются абстрактная логика и расчетно-конструктивные методы. Проанализирована деятельность сельского хозяйства на федеральном и региональном уровнях. Уточнено и дополнено понятие «государственная поддержка сельского хозяйства»: средства государственного бюджета, направленные на развитие отрасли и сельских территорий по определенным направлениям; на прямое повышение их доходности, путем производства необходимой сельскохозяйственной продукции; главным критерием которой остается эффективность использования данной поддержки. Усовершенствована программа государственной поддержки «Начинающий фермер», разработаны рекомендации по внесению изменений в данную программу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Козлов В.А., Фролова О.А., Юхлина Ю.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of recommendations to provide grants for beginning farmers

In view of their features, as well as the low level of production, agricultural producers need government support. It stands out in different directions according to the state program. At the same time, there is support to novice farmers in the form of grants from the state, the purpose of which is to help develop business in any branch of agriculture: in breeding horses, cows, sheep, goats, pigs, poultry, growing potatoes, grain crops, vegetables in the open and closed ground, fruits and berries, fishing, beekeeping. Grants are provided to persons registered as an individual entrepreneur for at least a year who have a business plan for expanding or modernizing the economy. Support is provided 1 time, for 10 years. Assistance to novice farmers is provided in two main areas: the creation (development) of the economy 1.5-3.0 million rubles; help for the device of life up to 250 thousand rubles. The purpose of the study is to examine the theoretical aspects of state support, analysis of assistance to novice farmers, as well as the development of recommendations for the provision of grants. The article uses abstract logic and design methods. Analyzed the activities of agriculture at the federal and regional levels. The concept of “state support for agriculture” was clarified and supplemented: state budget funds aimed at developing the industry and rural areas in certain areas; direct increase in their profitability, through the production of necessary agricultural products; the main criterion for which remains the effectiveness of the use of this support. The state farmer beginner state support program has been improved, recommendations on introducing changes to this program have been developed.

Текст научной работы на тему «Разработка рекомендаций предоставления грантов начинающим фермерам»

ВестникВГУИТ/Proceedings of VSUET, Т. 81, № 1, 2019

Экономика и управление

Оригинальная статья/Original article_

УДК 336.563.1 = DOI: http://doi.org/10.20914/2310-1202-2019-1-329-336_

Разработка рекомендаций предоставления грантов _начинающим фермерам_

Василий А. Козлов 1 vasilevs969@mail.ru Ольга А. Фролова 1 ekfakngiei@yandex.ru _Юлия А. Юхлина 1 Yulia-zhukova2010@yandex.ru_

1 Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, ул. Октябрьская, 22, г. Княгинино, 606340, Россия Аннотация. В виду своих особенностей, а также низкого уровня производства продукции, сельскохозяйственные товаропроизводители нуждаются в государственной поддержке. Она выделяется по разным направлениям согласно государственной программе. При этом существует поддержка начинающим фермерам в виде грантов от государства, цель которой - помочь развить предпринимательскую деятельность в любой отрасли сельского хозяйства: в разведении лошадей, коров, овец, коз, свиней, птицы, выращивании картофеля, зерновых культур, овощей на открытом и закрытом грунте, плодов и ягод, рыболовство, пчеловодство. Гранты предоставляются лицам, зарегистрированным как ИП не менее года, имеющим бизнес-план по расширению или модернизации хозяйства. Поддержка предоставляется 1 раз, в течение 10 лет. Помощь начинающим фермерам предоставляется по двум основным направлениям: на создание (развитие) хозяйства 1,5-3,0 млн р.; помощь на устройство быта до 250 тыс. р. Цель исследования - рассмотрение теоретических аспектов государственной поддержки, анализ помощи начинающим фермерам, а также разработка рекомендаций по предоставлению грантов. В статье используются абстрактная логика и расчетно -конструктивные методы. Проанализирована деятельность сельского хозяйства на федеральном и региональном уровнях. Уточнено и дополнено понятие «государственная поддержка сельского хозяйства»: средства государственного бюджета, направленные на развитие отрасли и сельских территорий по определенным направлениям; на прямое повышение их доходности, путем производства необходимой сельскохозяйственной продукции; главным критерием которой остается эффективность использования данной поддержки. Усовершенствована программа государственной поддержки «Начинающий фермер», разработаны рекомендации по внесению изменений в данную программу.

Ключевые слова: государственная поддержка, помощь, сельское хозяйство, бюджет, субсидии, начинающий фермер, Нижегородская область, гранты, тепличные комплексы

Development of recommendations to provide grants _for beginning farmers_

Vassily A. Kozlov 1 vasilevs969@mail.ru Olga A. Frolova 1 ekfakngiei@yandex.ru _Yulia A. Yukhlina 1 Yulia-zhukova2010@yandex.ru_

1 Nizhny Novgorod state University of engineering and Economics, October str., 22, Knyaginino, 606340, Russia Abstract. In view of their features, as well as the low level of production, agricultural producers need government support. It stands out in different directions according to the state program. At the same time, there is support to novice farmers in the form of grants from the state, the purpose of which is to help develop business in any branch of agriculture: in breeding horses, cows, sheep, goats, pigs, poultry, growing potatoes, grain crops, vegetables in the open and closed ground, fruits and berries, fishing, beekeeping. Grants are provided to persons registered as an individual entrepreneur for at least a year who have a business plan for expanding or modernizing the economy. Support is provided 1 time, for 10 years. Assistance to novice farmers is provided in two main areas: the creation (development) of the economy 1.5-3.0 million rubles; help for the device of life up to 250 thousand rubles. The purpose of the study is to examine the theoretical aspects of state support, analysis of assistance to novice farmers, as well as the development of recommendations for the provision of grants. The article uses abstract logic and design methods. Analyzed the activities of agriculture at the federal and regional levels. The concept of "state support for agriculture" was clarified and supplemented: state budget funds aimed at developing the industry and rural areas in certain areas; direct increase in their profitability, through the production of necessary agricultural products; the main criterion for which remains the effectiveness of the use of this support. The state farmer beginner state support program has been improved, recommendations on introducing changes to this program have been developed.

Keywords: state support, assistance, agriculture, budget, subsidies, novice farmer, Nizhny Novgorod region, grants, greenhouse complexes_

Для цитирования Козлов В.А., Фролова О.А., Юхлина Ю.А. Разработка рекомендаций предоставления грантов начинающим фермерам // Вестник ВГУИТ. 2019. Т. 81. № 1. С. 329-336. doi:10.20914/2310-1202-2019-1-329-336

For citation

Kozlov V.A., Frolova O.A., Yukhlina Yu.A. Development of recommendations to provide grants for beginning farmers. Vestnik VGUIT [Proceedings of VSUET]. 2019. vol. 81. no. 1. pp. 329-336. (in Russian). doi:10.20914/2310-1202-2019-1-329-336

Введение

В современных экономических условиях залогом устойчивого развития сельскохозяйственного предприятия является его оптимальное финансовое обеспечение. Государственная поддержка является составной частью системы государственного регулирования всех отраслей агропромышленного комплекса.

Цель исследования - рассмотрение теоретических аспектов государственной поддержки, анализ предоставляемой помощи (грантов) начинающим фермерам, а также разработка рекомендаций предоставления данных грантов.

Для поддержки российского сельского хозяйства в рамках международной торговли Правительством Российской Федерации была утверждена «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» [6].

Инструментом государственной поддержки согласно госпрограмме является постепенный переход от прямого субсидирования производства к поддержке доходности отрасли. Однако действующий механизм господдержки пока не отвечает в полной мере запросам аграрного сектора экономики, поскольку недостаточно полно учитывает сложившееся состояние сельскохозяйственных производителей, темпы и механизмы технологической модернизации производства и многие другие отраслевые особенности.

Согласно ст. 7 п. 1 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О развитии сельского хозяйства», государственная поддержка развития сельского хозяйства устойчивого развития сельских территорий осуществляется по следующим основным направлениям:

1) обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, при условии, что доля дохода от реализации этой продукции в доходе указанных организаций и указанных индивидуальных предпринимателей составляет не менее чем 70% за календарный год;

2) развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве;

3) развитие племенного животноводства;

4) развитие элитного семеноводства;

5) обеспечение производства продукции животноводства;

6) обеспечение закладки многолетних насаждений и уход за ними;

7) обеспечение обновления основных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей;

8) обеспечение мероприятий по повышению плодородия почв;

9) обеспечение устойчивого развития сельских территорий, в том числе строительство и содержание в надлежащем порядке связывающих населенные пункты автомобильных дорог;

10) предоставление консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, подготовка и переподготовка специалистов для сельского хозяйства;

11) информационное обеспечение при реализации государственной аграрной политики;

12) поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции на неблагоприятных для такого производства территориях.

Основная часть

Для того чтобы осветить сущность государственной поддержки сельского хозяйства следует дать как можно более полное представление о ней. Раскроем данное понятие в интерпретации разных ученых (таблица 1).

Мы провели исследование подходов к определению понятия «государственная поддержка сельского хозяйства», предложенных разными учеными, и отметили схожесть в суждениях авторов.

На основании вышесказанных мнений авторов мы пришли к выводу, что есть необходимость уточнить и дополнить понятие. Под государственной поддержкой сельского хозяйства предложено понимать систему мер, ориентированную на выплату за счёт государственного бюджета денежных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям, которые направлены как на развитие отрасли и сельских территорий по определенным направлениям, так и на прямое повышение их доходности путем производства необходимой сельскохозяйственной продукции. Главным критерием остается эффективность использования данной поддержки.

Актуальность проблемы эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных организаций Нижегородской области обусловлена:

1) недостаточным уровнем выделяемых денежных средств на всех уровнях, а именно на федеральном, региональном и местном;

2) неэффективным использованием сельскохозяйственными организациями выделяемых денежных средств.

о в

»

з

s

о р

е

д

к

ц s

Р o

v

а t

i -

v СЯ

u

Сравнительный анализ определений понятия «государственная поддержка сельского хозяйства» Comparative analysis of the definitions of «state support of agriculture»

е

Таблица 1. T g

Table 1.<* В

Ref Определение | Definition Примечание | Note

[7] «... понятие более общее и включает различные способы воздействия на развитие как агропромышленного производства, так и общества в целом. В самом общем смысле государственная поддержка включает и такие составляющие, как административное воздействие, меры ограничительного характера.» «... Concept is more general and includes different ways of influencing the development of both agro-industrial production and society as a whole. In the most common Public support Includes such components as administrative impact, restrictive measures.» Перечислены только виды воздействия государственной поддержки Only types of impact of state support are Listed

[5] «.господдержка выступает в качестве неотъемлемого атрибута госрегулирования и представлена системой совокупности экономических и административных рычагов и инструментов по стимулирующему воздействию на наиболее проблемные в экономическом плане сельскохозяйственные производства, организации, отрасли. Меры государственной поддержки не затрагивают основы сложившегося в отрасли экономического механизма, при этом сохраняются все основные принципы формирования, диверсификации доходных составляющих.» «... State support acts as an integral attribute of state regulation and is represented by the system of the set of economic and administrative levers and instruments on stimulating influence on the most problematic in economic terms Agricultural production, organization, industry. State support Measures do not affect the basis of the economic mechanism established in the industry, while all the basic principles of formation, diversification of profitable constituents are kept.» Данное определение затрагивает именно организации, которым необходима поддержка для дальнейшего их существования This definition affects organizations that need support for their continued existence

[2] «... система мер, направленных на выплату за счёт государственного бюджета денежных средств непосредственно сельскохозяйственным товаропроизводителям в целях прямого повышения их доходов.» «... System of measures, directed On payment of funds from the State budget directly to agricultural producers in order to directly increase their incomes.» Узкое толкование, в которое не включены иные меры государственного регулирования Narrow interpretation, which does not include other measures of state regulation

[9] «.система, обеспечивающая конкурсную организацию государственной поддержки приоритетных направлений развития отрасли и сельских территорий на основе взаимодействия научно-образовательных учреждений, органов государственной, муниципальной власти и хозяйствующих субъектов с целью сохранения сельского образа жизни, реализации инфраструктурных проектов и производства необходимой сельхозпродукции заданного качества под заранее определенный и согласованный производственный план с обеспечением доходности каждого сельхозтоваропроизводителя на уровне расширенного, инновационного воспроизводства. «... System providing the competitive organization of State support of priority directions of development of branch and rural territories on the basis of interaction of scientific and educational institutions, bodies of State, municipal authority and Economic subjects with the purpose of preservation of rural way of life, realization of infrastructural projects and production of necessary agricultural production of the preset quality under the predetermined and agreed production plan with providing Profitability of each agricultural producer at the level of advanced, innovative reproduction. Сложное определение, которое следует из представлений автора о государственной поддержке сельского хозяйства The Complex definition that follows from the author's submissions on state support for agriculture

UJ 3

Государственное регулирование доходов сельскохозяйственных организаций путем всесторонней поддержки является приоритетным направлением аграрной политики большинства стран. Тем не менее объемы государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в России значительно ниже, чем в других странах мира (рисунок 1).

Размер государственной поддержки в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий составляет: в Японии - 9,5 тыс. долл., в Швейцарии и Норвегии - 3 тыс. долл., в США -1,5 тыс. долл., в России - всего 9 долл. У европейских фермеров тоже есть льготы по кредитам. На закупку новой сельхозтехники они могут привлекать средства под 3-4% годовых, на покупку земли - примерно под 7% годовых

В среднем за последние 5 лет в странах ЕС на сельское хозяйство выделялось 50 млрд евро в год. В России общий размер государственной поддержки сельскохозяйственных организаций ниже, чем, к примеру, в Швейцарии в 350 раз.

Рисунок 1. Доля государственных субсидий в стоимости сельскохозяйственной продукции, %

Figure 1. Share of state subsidies in the cost of agricultural products, %

Проанализировав сведения, возможно сказать, что в силу обеспечения страны продовольствием аграрный сектор экономики должен буквально регулярно получать государственную помощь, насколько это происходит в большинстве стран мира.

На сегодняшний день в Российской Федерации действуют следующие государственные программы поддержки сельского хозяйства:

— «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы»; сноска на список - Федеральная целевая программа «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы»;

— Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»;

— Государственная программа Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса»;

— Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы [6].

По состоянию на октябрь 2018 года Минсельхозом России до регионов доведены лимиты бюджетных обязательств на общую сумму 122,5 млрд р., из них 26,5 млрд р. - иные межбюджетные трансферты на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе, на предоставление которых в настоящее время Минсельхозом России ведется работа по заключению соглашений с регионами [4].

Регионами на государственную поддержку сельского хозяйства непосредственным получателям направлено 78,8 млрд р. средств федерального бюджета.

Среди регионов-лидеров по доведению средств до аграриев - Ямало-Ненецкий, Чукотский, Ненецкий автономный округ, Магаданская, Кемеровская, Ивановская, Курганская область, Алтайский, Забайкальский, а также Красноярский край [4].

Все средства федерального бюджета были направлены на лицевые счета в начале 2018 года, открытые в территориальных органах Федерального казначейства субъектов Российской Федерации в объеме 11 341,7 млн р. Выделенные средства были доведены до сельскохозяйственных товаропроизводителей в объеме 702,2 млн р., из них: за счет средств федерального бюджета -470,2 млн р., за счет средств региональных бюджетов - 232,0 млн р. [4].

По данным, представленными Минсель-хозом России на октябрь 2018 г., сельскохозяйственным товаропроизводителям перечислено 77,2 млрд р. (92,3% предельного объема финансирования) (таблица 2). В соответствии с заключенными соглашениями в бюджетах субъектов Российской Федерации на государственную поддержку сельского хозяйства предусмотрено 25,0 млрд р., из которых, по данным отчетности субъектов, перечислено получателям 20 млрд р. или 79,9% предусмотренного объема [4].

Рассматривая государственную поддержку сельского хозяйства, можно отметить, что она выделяется по разным направлениям согласно государственной программе. При этом существует поддержка начинающим фермерам в виде грантов от государства, цель которой - помочь развить предпринимательскую деятельность в любой отрасли сельского хозяйства: в разведении лошадей, коров, овец, коз, свиней, птицы, выращивании картофеля, зерновых (зернобобовых) культур, овощей на открытом и закрытом грунте, плодов и ягод, рыболовство, пчеловодство.

Таблица 2.

Информация о расходах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации

по состоянию на октябрь 2018 года, млн р.

Table 2.

Information on expenditures of the Federal budget and budgets of subjects of the Russian Federation

as of October 2018, million rubles

Федеральный бюджет | Federal budget Региональный бюджет | Regional budget

Направлено расходными расписаниями на лицевые счета территориальных органов Федерального казначейства Sent by expense schedules to personal accounts of territorial bodies of the Federal Treasury Перечислено сельхоз товаропроизводителям за счет средств федерального бюджета Listed agricultural producers at the expense of the federal budget Предусмотрено средств на текущий год в бюджетах субъектов РФ Provided funds for the current year in the budgets of the constituent entities of the Russian Federation Перечислено сельхоз товаропроизво дите-лям за счет средств бюджетов субъектов РФ Listed agricultural producers at the expense of the budgets of the constituent entities of the Russian Federation

РФ | Russian Federation 122 453,7 78 782,2 24 982,9 20 610,6

Центральный Ф.О. | Central F.O. 43 163,8 25 436,9 6 749,4 5 586,1

Северо-западный Ф.О. | North-West F.O. 6 473,7 4 361,7 2 140,2 1 875,6

Южный Ф.О. | South Of F.O. 14 063, 8 8 339,8 2 258,8 1 620,8

Северо-кавказский Ф.О. | North Caucasus Federal District 11 525,8 6 958,8 747,7 482,1

Приволжский Ф.О. | Volga F.O. 26 575,7 18 200,9 6 465,9 5 744,5

Уральский Ф.О. | Ural F.O. 5 161,7 3 112,5 3 354,5 2 653,3

Сибирский Ф.О. | Siberian F.O. 12 257,3 10 089, 7 2 436,1 1 978,0

Дальневосточный Ф.О. | Far Eastern Federal District 3 231,8 2 282,0 830,3 670,2

Данная помощь выделяется в форме грантов, которые предоставляются лицам, которые зарегистрированным как ИП не менее года, имеют бизнес-план по расширению или модернизации хозяйства. Поддержка предоставляется 1 раз, в течение 10 лет. Приобретенное имущество запрещено продавать.

Данные гранты обеспечивают условия для модернизации существующих и создания новых фермерских хозяйств и доступность финансов. Поддержка государства стимулирует переход с подсобного хозяйства на фермерское [1].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Помощь начинающим фермерам предоставляется по двум основным направлениям: на создание (развитие) хозяйства 1,5-3,0 млн р.; помощь на устройство быта до 250 тыс. р.

Полученные от государства средства по можно использовать:

— на покупку земли сельхоз назначения, транспортных средств, животных, оборудования, инвентаря;

— на разработку проектов возведения (модернизации, реконструкции) помещений для производства, складов;

— на покупку, возведение, ремонт помещений для производства, складов, инженерных

коммуникаций, заграждений, их регистрацию и подключение к инженерным сетям;

— на строительство дорог, без которых невозможно производство, переработка, хранение продукции;

— на приобретение семян (другого материала для посадок), ядохимикатов, удобрений.

Для участия необходимо предоставить: заявку установленного образца; анкету; документ, удостоверяющий соответствие образования; трудовую книжку (для определения опыта); выписку, удостоверяющую наличие хозяйства; бизнес-план; документ, удостоверяющий юридическую форму хозяйства; паспорт; смету затрат по проекту; выписку из банка, подтверждающую наличие собственных средств; справку, подтверждающую наличие оборудования; выписку из налоговой службы [1].

Одним из обязательных условий получения субсидии является достижение показателей результативности. По данному виду поддержки установлено создание не менее одного постоянного рабочего места на каждые 3 млн р. гранта и прирост объема сельхозпродукции предшествующего года к году получения гранта.

По информации субъектов РФ в 2017 году федерального бюджета, выделенных на «единую»

на указанные мероприятия из средств феде- субсидию, что свидетельствует о заинтересо-

рального бюджета было выделено 10,3 млрд р., ванности регионов в развитии малых форм

или 26% общего объема ассигнований хозяйствования (таблица 3).

Таблица 3.

Расходы федерального бюджета на реализацию мероприятий, направленных на поддержку малых форм хозяйствования, млн руб.

Table 3.

Expenditures of the Federal budget for the implementation of measures aimed at supporting small businesses, million rubles

Мероприятие | Event Финансирование за счет ассигнований федерального бюджета Funding the appropriations of the Federal budget

2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Всего | Total 8500,0 8059,7 11 773,3 10194,5 10298,6

В том числе: | Including: Поддержка начинающих фермеров Novice Farmers Support 2000,0 1898,6 3200,0 3826,0 3776,4

Поддержка развития семейных животноводческих ферм Support the development of family livestock farms 1500,0 1415,2 3074,8 3449,9 3723,5

Грантовая поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы Grant support for agricultural consumer cooperatives for the development of material and technical base - - 400,0 900,0 1494,6

Возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым КФХ Reimbursement of part of the interest rate on long-term, medium-term and short-term loans taken by KFH 5000,0 4745,9 5098,5 2018,6 1304,1

Согласно данным, представленным Мин-сельхозом России, в реализации мероприятия по поддержке начинающих фермеров в 2017 году приняли участие 80 субъектов РФ, среди которых с высоким значением среднего размера гранта отмечена Нижегородская область - 2,81 млн руб.

Минсельхозпродом Нижегородской области образована комиссия, которая определяет размер субсидии, предоставляемой конкретному крестьянскому (фермерскому) хозяйству, сельскохозяйственному потребительскому кооперативу.

По итогам отбора Минсельхозпрод Нижегородской области готовит проект распоряжения Правительства Нижегородской области о предоставлении грантов в порядке, предусмотренном регламентом, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 11 декабря 2009 года № 920. В течение 7 рабочих дней со дня принятия распоряжения Правительства Нижегородской области о предоставлении грантов на официальном сайте Правительства Нижегородской области и на официальном сайте Минсельхозпрода в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещается информация об итогах отбора [3].

В соответствии со статьей 31 Закона Нижегородской области от 22 декабря 2017 года № 173-3 «Об областном бюджете на 2018 год

и на плановый период 2019 и 2020 годов)» утвержден перечень получателей грантов в форме субсидий на поддержку начинающим фермерам, на развитие семейных животноводческих ферм и материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в 2018 году в Нижегородской области.

Получили гранты в форме субсидии на поддержку начинающим фермерам 16 человек, сумма общего размера гранта составила 47 557,602 тыс. р. Получили гранты в форме субсидии на развитие семейных животноводческих ферм на 2018 год 11 человек, сумма общего размера гранта составила 56 135,533 тыс. р., что на 8 577,931 тыс. р. или на 18% больше гранта в форме субсидии на поддержку начинающим фермерам на 2018 год. Получателем гранта в форме субсидии на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов на 2018 год стал ССПоК «Благодать». Грант составил 11227,106 тыс. р. [3].

Таким образом, претендовать на распределение субсидии вправе КФХ, индивидуальные подсобные хозяйства, организации, которые относятся к микропредприятиям. Перечень критериев, которым следует соответствовать есть на сайте Минсельхоза.

BecmwuKßryMT/Proceedings of VSUET, Т. 81, № 1, 2019-

По мнению М.Д. Строгоновой, кризисные явления в последние годы становятся все более ощутимыми. Геополитическая ситуация остается напряженной. В ответ на многочисленные антироссийские санкции наше правительство приняло решение объявить эмбарго на поставку ряда импортных товаров. Это коснулось и продукции сельскохозяйственного производства, в частности, овощей закрытого грунта [8].

Заключение

На отечественном рынке образовалась ниша для продукции тепличных хозяйств. Заполнить ее в краткосрочном периоде сложно. Крупные и средние отечественные товаропроизводители не в состоянии за короткий срок организовать поставки такой продукции. Организация материальной базы производства требует финансовых затрат и определенного времени. Единственным способом отчасти решить поставленную задачу является организация небольших тепличных хозяйств в рамках крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств [1].

Мы предлагаем включить в программу поддержки начинающих фермеров направление по строительству и модернизации тепличных комплексов. Данное предложение объясняется тем, что население будет обеспечиваться продукцией местных товаропроизводителей, что положительно скажется на продовольственной безопасности страны.

ЛИТЕРАТУРА

1 Казаченко Ю.Ю. Государственная поддержка малых форм хозяйствования // Информация как двигатель научного прогресса: сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. С. 66-70.

2 Маслова И.А., Дудина К.Э. Аналитический обзор поддержки сельского хозяйства в Российской Федерации и мире // Управленческий учет. 2017. № 8. С. 73-81.

3 Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области URL: https://mcx-nnov.ru/

4 Министерство сельского хозяйства Российской Федерации URL: http://mcx.ru/

5 Папахчян И.А. Сущность и эволюция системы госрегулирования сельского хозяйства // Актуальные проблемы развития хозяйствующих субъектов, территорий и систем регионального и муниципального управления: материалы XIII международной научно-практической конференции. 2018. С. 205-208.

6 О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы: постановление Правительства РФ от 14.07.2012 № 717

По нашему мнению, предложение актуально, поскольку в экономике страны имеют место и прогрессируют кризисные явления и сложная политическая ситуация в отношениях с другими странами. Спрос на импортную продукцию тепличных хозяйств не удовлетворен. Иностранные фирмы покинули рынок, а отечественные производители еще в полной мере не смогли заполнить образовавшуюся нишу.

Само государство лояльно настроено к овощеводам и готово помогать. При этом есть и некоторые риски ведения тепличного бизнеса, но при грамотной организации их можно избежать.

Постройка личного подсобного хозяйства требует определенных знаний. Для начала необходимо выбрать земельный участок для теплицы; конструкцию для постройки теплицы; обдумать, какие растения будут выращиваться в хозяйстве; определить размещение культур. Следует отметить, что для удачного бизнеса необходимо учитывать спрос на продукцию и прибыльность. Нужно организовать работу и выращивать в разное время разные культуры, что благоприятно повлияет на грунт теплицы и прибыль от производства.

Таким образом, мы считаем, что направление по строительству и модернизации тепличных комплексов благоприятно повлияет на положение отечественного рынка, а для начинающих фермеров это может стать началом выгодного бизнеса.

7 Прынцев М.Н. Анализ видов, форм государственной помощи и порядок ее предоставления сельхозтоваропроизводителям // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2015. № 21. С. 37-45.

8 Строганова М.Д., Евсюкова Н.Ю. Предоставление грантов начинающим фермерам как способ оптимизации отечественного производства продукции защищенного грунта // Актуальные проблемы развития хозяйствующих субъектов, территорий и систем регионального и муниципального управления: материалы XIII международной научно-практической конференции; под редакцией Ю.В. Вертаковой. 2018. С. 257-259.

9 Хакимов Р.Р. Развитие государственной поддержки сельскохозяйственных организаций в регионе. Новосибирск, 2015. 22 с.

10 Пашута А.О., Котелевская Н.К. Повышение эффективности земельных отношений как один из факторов развития агропромышленного комплекса // Вестник ВГУИТ. 2018. Т. 80. № 2. С. 343-350. doi: 10.20914/2310-1202-2018-2-343-350

REFERENCES

1 Kazachenko Yu.Yu., State support of small business forms. Informatsiya kak dvigatel' nauchnogo progressa [Information as an engine of scientific progress: a collection of articles of the International Scientific and Practical Conference]. 2018. pp. 66-70. (in Russian).

2 Maslova I.A., Dudina K.E. Analytical review of agricultural support in the Russian Federation and the world. Upravlencheskiy uchet [Management accounting]. 2017. no. 8. pp. 73-81. (in Russian).

3 Ministerstvo sel'skogo hozyajstva i prodovol'stvennyh resursov Nizhegorodskoj oblasti [Ministry of Agriculture and Food Resources of the Nizhny Novgorod Region]. Available at: https://mcx-nnov.ru/ (in Russian).

4 Ministerstvo sel'skogo hozyajstva Rossijskoj Federacii [Ministry of Agriculture of the Russian Federation]. Available at: http://mcx.ru/ (in Russian).

5 Papahchyan I.A. The essence and evolution of the system of state regulation of agriculture. Aktual'nye problemy razvitiya hozyajstvuyushchih sub"ektov, territorij i sistem regional'nogo i municipal'nogo upravleniya [Actual problems of development of economic entities, territories and systems of regional and municipal government: materials of the XIII International Scientific and Practical Conference].2018. pp. 205-208. (in Russian).

6 O Gosudarstvennoj programme razvitiya sel'skogo hozyajstva i regulirovaniya rynkov sel'skohozyajstvennoj produkcii, syr'ya i prodovol'stviya na 2013-2020 godi [On the State Program for the Development of Agriculture and Regulation of Agricultural Products, Raw Materials and Food Markets

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Василий А. Козлов к.э.н., доцент, кафедра организации и менеджмента, Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, ул. Октябрьская, д. 22, г. Княги-нино, 606340, Россия, vasilevs969@mail.ru Ольга А. Фролова д.э.н., профессор, директор института экономики и управления, Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, ул. Октябрьская, д. 22, г. Княгинино, 606340, Россия, ekfakngiei@yandex.ru Юлия А. Юхлина магистр, институт экономики и управления, Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, ул. Октябрьская, д. 22, г. Княгинино, 606340, Россия, Yulia-zhukova2010@yandex.ru

КРИТЕРИЙ АВТОРСТВА

Все авторы в равной степени принимали участие в написании рукописи и несут ответственность за плагиат

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

ПОСТУПИЛА 25.09.2018

ПРИНЯТА В ПЕЧАТЬ 08.11.2018

for 2013-2020: Resolution of the Government of the Russian Federation of July 14, 2012 No. 717]. (in Russian).

7 Pryncev M.N. Analysis of types, forms of state assistance and the procedure for its provision to agricultural producers. Buhgalterskij uchet v byudzhetnyh i nekommercheskih organizaciyah [Accounting in budget and non-profit organizations]. 2015. no. 21. pp. 37-45. (in Russian).

8 Stroganova M.D., Evsyukova N.Yu. Providing grants to novice farmers as a way to optimize domestic production of protected soil. Aktual'nye problemy razvitiya hozyajstvuyushchih sub"ektov, territory i sistem regional'nogo i municipal'nogo upravleniya [Actual problems of development of economic entities, territories and systems of regional and municipal management: Proceedings of the XIII International Scientific and Practical Conference]. 2018. pp. 257-259. (in Russian).

9 Hakimov R.R. Razvitie gosudarstvennoj podderzhki sel'skohozyajstvennyh organizacij v regione [Development of state support for agricultural organizations in the region]. Novosibirsk, 2015. 22 p. (in Russian).

10 Pashuta A.O., Kotelevskaya N.K. Increase in efficiency of the land relations as one of factors of development of agro-industrial complex. Vestnik VGUIT [Proceedings of VSUET]. 2018. vol. 80. no. 2. pp. 343-350. doi: 10.20914/2310-1202-2018-2-343-350(in Russian).

INFORMATION ABOUT AUTHORS Vassily A. Kozlov Cand. Sci. (Econ.), organization and management department, Nizhny Novgorod state University of engineering and Economics, October street, d. 22, Knyaginino, 606340, Russia, vasilevs969@mail.ru

Olga A. Frolova Dr. Sci. (Econ.), professor, director of the institute of economics and management, Nizhny Novgorod state University of engineering and Economics, October street, d. 22, Knyaginino, 606340, Russia, ekfakngiei@yandex.ru Yulia A. Yukhlina master student, institute of economics and management, Nizhny Novgorod state University of engineering and Economics, October street, d. 22, Knyaginino, 606340, Russia, Yulia-zhukova2010@yandex.ru

CONTRIBUTION

All authors equally participated in the writing of the manuscript and are responsible for plagiarism

CONFLICT OF INTEREST

The authors declare no conflict of interest.

RECEIVED 9.25.2018

ACCEPTED 11.8.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.