Научная статья на тему 'Основные направления государственной поддержки сельского хозяйства в Магаданской области'

Основные направления государственной поддержки сельского хозяйства в Магаданской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кустова С. Б.

Рассмотрены меры государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей. Проанализирована эффективность использования бюджетных средств, направляемых на различные мероприятия в аграрной отрасли региона. Определены приоритетные направления для устойчивого развития отраслей сельского хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления государственной поддержки сельского хозяйства в Магаданской области»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

© Кустова С.Б.*

Магаданский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Россельхозакадемии, г. Магадан

Рассмотрены меры государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей. Проанализирована эффективность использования бюджетных средств, направляемых на различные мероприятия в аграрной отрасли региона. Определены приоритетные направления для устойчивого развития отраслей сельского хозяйства.

В любой стране, вне зависимости от уровня ее развития, сельское хозяйство является депрессивной отраслью материального производства, по объективным причинам не способной конкурировать по эффективности с промышленностью и другими сферами хозяйственной деятельности. Именно поэтому стабилизация и дальнейшее развитие агропромышленного комплекса невозможны без усиления роли государства и поддержки этой важнейшей отрасли экономики.

В силу геополитических и природно-климатических особенностей Магаданской области сельскохозяйственное производство региона низкоэффективно, имеет слабую материально-техническую базу, недостаточно обеспечено трудовыми ресурсами. При наличии земельных ресурсов происходит ежегодное уменьшение площади используемых сельхозугодий. В связи с этим не обеспечивается удовлетворение населения в продуктах питания местного производства.

В последние годы произошел поворот к признанию необходимости развития собственного агропромышленного производства. Об этом свидетельствует реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК», принятие федерального закона «О развитии сельского хозяйства», «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы». На базе этих документов была принята областная программа «Развитие сельского хозяйства в Магаданской области» на 2009-2015 годы. Ее задачами являются: создание условий для обеспечения продовольственной безопасности региона; существенного повышения уровня и качества питания всех групп населения; значительного улучшения обеспечения сельского хозяйства материально-техническими ресурсами; организации сельскохо-

* Заведующий отделом Экономики.

зяйственной и несельскохозяйственной деятельности для повышения занятости и доходов сельского населения.

При выделении средств из федерального бюджета для государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей обязательным является принцип софинансирования. Субъект федерации может получать субсидии из федерального бюджета только при выделении средств из регионального бюджета. Это ставит сельскохозяйственных товаропроизводителей на разных территориях в неравные условия, так как возможности региональных бюджетов различаются [1]. В целом по Дальневосточному федеральному округу расходы на сельское хозяйство в бюджете составляют около 3 %. В Магаданской области уровень поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей немногим больше 1 %. Сумма средств, выделяемая из регионального бюджета по статье «Сельское хозяйство и рыболовство», в 2010 году по сравнению с 2008 г. увеличилась на 54,5 %, а удельный вес выделяемых средств в консолидированном бюджете области за тот же период вырос на 20 %. Общая сумма затрат на поддержку сельхозтоваропроизводителей в 2010 году составила 141723 тыс. руб. (табл. 1).

Таблица 1

Использование средств целевого финансирования сельскохозяйственными предприятиями Магаданской области

Наименование показателя 2008 2010 2010 в % к 2008

Всего, тыс. руб В т.ч. из федерального бюджета Всего, тыс. руб В т.ч. из федерального бюджета

1. Господдержка растениеводства 14589 10132,2 15994 528 109,6

2. Господдержка программ и мероприятий по развитию животноводства 67570 3854,3 95743 3404 141,7

3. Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских банках 6337 4533,9 10318 7197 162,8

4. Федер. цел. программа «Сохранение и восстан. плодородия почв земель с/х назначения и агроландшафтов как национ. достояния России на 2006-2010 гг.» 5750 - 12567 414 218,6

5. Прочие субсидии 7774 - 7101 - 91,3

6. Всего господдержки 102020 18520,4 141723 11543 138,9

В соответствии с областной программой средства бюджета расходуются на поддержку мероприятий по развитию животноводства (северное оленеводство, племенное животноводство, субсидирование производства молока и яиц), растениеводства (завоз семян кормовых культур, элитное семеноводство). В целях государственной поддержки производителей сельхозпродукции осуществляется возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских банках. В 2010 г. 59 % данных средств

использовано на возмещение затрат по краткосрочным, 34 % - по инвестиционным и 7 % - по долгосрочным кредитам.

Земельные ресурсы являются основой для развития всех отраслей сельского хозяйства, поэтому одним из направлений бюджетного финансирования является сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения. Кроме того, за счет средств государственной поддержки производится компенсация затрат сельхозпредприятий на приобретение минеральных удобрений, а так же дизельного топлива, используемого на проведение сезонных полевых работ.

Участие федерального бюджета в финансировании мероприятий, направленных на развитие сельского хозяйства региона, за этот период сократилась больше, чем в 2 раза. В 2008 г. доля средств, поступивших из федерального центра, составила 18,2 % от всей суммы государственной поддержки АПК, а в 2010 г. их удельный вес снизился до 8,1 %. Основная часть этих средств (62,3 %) пошла на возмещение затрат по уплате банковских процентов по кредитам. Так же за счет федеральных средств поддерживалось северное оленеводство и элитное семеноводство, на 3404 и 528 тыс. руб. соответственно. Таким образом, расходы федерального бюджета на поддержку агропромышленного комплекса ориентированы, прежде всего, на решение стратегических задач: обновление и модернизацию основных средств; сохранение северного оленеводства как социально-экономической системы существования коренных малочисленных народов Севера; финансовое оздоровление сельскохозяйственных товаропроизводителей. Основная же нагрузка в поддержке отрасли возложена на областной бюджет.

Известно, что прямые бюджетные субсидии, относимые непосредственно на результаты деятельности сельскохозяйственных предприятий, снижают убыточность или повышают рентабельность производства. В связи с этим с помощью корреляционно-регрессионного анализа нами была выявлена эффективность использования средств государственной поддержки, направляемых на различные мероприятия в данной отрасли [2].

В результате установлено, что субсидии, выделяемые сельхозтоваропроизводителям в течение 2008-2010 годов, на 98,7 % обусловили рост объема валовой продукции сельского хозяйства области. Выплата денежных средств из бюджетов всех уровней на поддержку растениеводства и животноводства позволила увеличить показатель выпуска валовой продукции этих подотраслей. Между ними установлена полная связь, так как коэффициент корреляции по растениеводству равен 0,97, по животноводству - 0,92, а увеличение бюджетных средств на 1 тыс. руб. обеспечит прирост результативного признака (валовой продукции) на 10,1 и 7,76 тыс. руб. соответственно.

Проанализировано также влияние отдельных видов субсидий на общие результаты деятельности сельскохозяйственных предприятий. В результате проведения парной регрессии выявлено, что высокая связь имеется между

результативным признаком (валовая продукция растениеводства) и такими факторами как субсидии на поддержку элитного семеноводства и на приобретение минеральных удобрений. При этом результат зависит от данных факторов на 48 % для каждой пары, о чем свидетельствует коэффициент детерминации, и на 52 % от других факторов. С ростом государственной поддержки элитного семеноводства и приобретения минеральных удобрений на 1 тыс. руб. валовая продукция растениеводства увеличится в среднем на 20,9 и 8,6 тыс. руб. соответственно.

Кроме того субсидии на поддержку элитного семеноводства на 70 % определяют изменение урожайности картофеля в хозяйствах Магаданской области, связь между ними высокая (коэффициент корреляции равен 0,84). Положительное влияние отмечено и в отношении субсидий на поддержку племенного животноводства. При повышении выделяемых средств на 1 тыс. руб. валовая продукция животноводства будет увеличиваться в среднем на 28,9 тыс. руб.

Также в процессе проведения анализа установлено, что субсидии на поддержку северного оленеводства слабо влияют на поголовье животных, которое только на 12 % зависит от данного фактора и на 88 % от других неучтенных признаков. А вот между субсидиями на поддержку завоза семян кормовых культур и посевными площадями кормовых культур связи не установлено, т.к. коэффициент корреляции равен 0,077.

Таким образом, проведенный анализ показал, что выделяемые государством субсидии в целом оказывают положительное влияние на результаты деятельности сельхозтоваропроизводителей области. В связи с этим необходимо определить приоритеты для обеспечения устойчивого развития отраслей сельского хозяйства. В растениеводстве это повышение плодородия земель в результате научно-обоснованного применения органических и минеральных удобрений; организация семеноводства многолетних аборигенных трав с высокой адаптивностью и устойчивой продуктивностью; совершенствование структуры посевов. В животноводстве - возобновление и совершенствование селекционно-племенной работы, направленной на повышение продуктивности коров; организация кормовой базы с учетом местных условий; создание рациональной породной структуры стада; укрепление кормопроизводства за счет повышения урожайности кормовых культур, рационального использования естественных кормовых угодий, соблюдения севооборотов [3].

Список литературы:

1. Организационно-экономический механизм хозяйствования аграрного сектора Дальнего Востока (методические рекомендации) / А.С. Шелепа, Л.Ф. Красицкий, К.С. Чурилова, Э.Г. Богомаз, Е.В. Емельянова, А.Г. Еси-новский. - Хабаровск: ГНУ Дальневосточный НИИ экономики, организации и планирования АПК, 2010. - 73 с.

2. Стадник А. Эффективность бюджетного финансирования сельхозпро-изводства в регионе / А. Стадник, С. Шелковников // АПК: экономика, управление. - 2009. - № 11. - С. 54-59.

3. Дубровина З.И., Литвинова Е.В. Социально-экономическая роль сельскохозяйственного производства в развитии региона / З.И. Дубровина, Е.В. Литвинова // АПК: экономика, управление. - 2009. - № 7. - С. 78-82.

4. Сводная бухгалтерская отчетность сельскохозяйственных организаций АПК Магаданской области за 2008-2010 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.