Научная статья на тему 'Государственная поддержка предпринимательства в сельском хозяйстве Магаданской области: основные направления и тенденции'

Государственная поддержка предпринимательства в сельском хозяйстве Магаданской области: основные направления и тенденции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
357
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАГАДАНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сыромолотова Наталья Владимировна

В статье рассматривается состояние государственной поддержки предпринимателей в сельском хозяйстве Магаданской области на современном этапе. Определена роль федерального и регионального уровней господдержки. На основе проведенного анализа выявлены основные тенденции и направления господдержки за период 2006-2012 годов, а также установлен охват этой поддержкой предпринимательских структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка предпринимательства в сельском хозяйстве Магаданской области: основные направления и тенденции»

Г осударственная поддержка предпринимательства в сельском хозяйстве Магаданской области: основные направления и тенденции The state support of business in the agriculture of the Magadan area: the basic

directions and tendencies

Сыромолотова Наталья Владимировна старший преподаватель кафедры финансов ФГБОУ ВПО Северо-Восточный государственный университет (г. Магадан)

e-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассматривается состояние государственной поддержки предпринимателей в сельском хозяйстве Магаданской области на современном этапе. Определена роль федерального и регионального уровней господдержки. На основе проведенного анализа выявлены основные тенденции и направления господдержки за период 2006-2012 годов, а также установлен охват этой поддержкой предпринимательских структур.

Ключевые слова: государственная поддержка, сельское хозяйство, предпринимательство, Магаданская область.

Abstract. The condition of the state support of businessmen in agriculture of the Magadan area at the present stage is analyzed in the article. The role of federal and regional levels of state support is defined. The basic tendencies and directions of state support for the period of 2006-2012 are revealed. And scope of enterprise structures by this support is revealed.

Keywords: The state support, agriculture, business, the Magadan area.

Сельское хозяйство и связанные с ним сферы агропромышленного комплекса - важнейшие составляющие экономики любого региона. От того, насколько стабильным и благополучным является аграрный сектор региона, зависит стабильность и благополучие его хозяйства в целом. Предпринимательским структурам сельского хозяйства Магаданской области приходится работать в исключительно сложных условиях Севера, что объективно требует дополнительных затрат в сельскохозяйственном производстве. Для расширения и повышения эффективности аграрного производства недостаточно полученной прибыли, необходим поиск новых

резервов, но основополагающим в этом направлении является государственная поддержка, выполняющая роль главного регулятора финансовой стабильности агробизнеса. Анализ господдержки и степени ее востребованности сельхозпроизводителями Северных территорий представляется достаточно актуальным для выработки дальнейших направлений региональной аграрной политики.

Г осударственной поддержка сельхозтоваропроизводителей представляет собой совокупность различных форм и методов безвозмездного или льготного государственного финансирования того или иного хозяйствующего субъекта с целью создания сбалансированных экономических отношений, обеспечивающих эффективное функционирования всех форм предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве.

Система господдержки включает в себя федеральный и региональный уровни, и охватывает такие составляющие, как дотации и компенсации важнейших видов сельхозпродукции, цены, финансовое регулирование (льготное кредитование, налогообложение, страхование), прямое субсидирование производственных и социальных программ развития сельского хозяйства регионального уровня, инструменты экспортно-импортной политики.

Базовым нормативным актом для системы государственной поддержки сельского хозяйства и АПК в целом является Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». В целях реализации данного закона были приняты Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг., утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года № 446 и Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг., утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717.

За период реализации первой Государственной программы (2008-2012 гг.)

в государственной бюджетной поддержке сельского хозяйства северных регионов России в последние годы прослеживаются две основные тенденции. Первая заключается в том, что, несмотря на рост общей суммы субсидий и компенсаций, структура этого финансирования является крайне нестабильной и с трудом поддается прогнозированию, что наглядно видно на примере Магаданской области (Таблица 1).

Таблица 1 - Субсидии из федерального бюджета в областной бюджет Магаданской области за 2008-2012 годы, тыс. руб.

Виды субсидий 2008 2009 2010 2011 2012

Приоритетное развитие животноводства, в том числе: 3854,3 75,8 - - -

Субсидии на приобретение семени быков-производителей 35,1 - - - -

Субсидии на поддержку северного оленеводства 3819,2 75,8 - - -

Развитие отраслей растениеводства, в том числе: 10132,225 1129,0 - - -

Субсидии на поддержку элитного семеноводства 75,0 - - - -

Субсидии на завоз семян для выращивания кормовых культур в районах Крайнего Севера 8867,28 - - - -

Субсидии на приобретение дизельного топлива для проведения сезонных сельскохозяйственных работ - 1129,0 - - -

Субсидии на компенсацию части затрат на приобретение минеральных удобрений 1189,945 - - - -

Субсидирование процентных ставок по полученным кредитам, в том числе: 4534,189 705,903 - - -

Субсидии на возмещение сельхозтоваропроизводителям части затрат на уплату процентов по кредитам (займам) полученным на срок до 1 года 1746,452 345,587 - - -

Субсидии на возмещение сельхозтоваропроизводителям части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) полученным на срок от 2 до 10 лет 1773,433 267,087 - - -

Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по полученным кредитам (займам), гражданами ведущими ЛПХ, СПоК, КФХ на срок до 8 лет 1014,304 93,229 - - -

ОЦП "Развитие сельского хозяйства в Магаданской области" на 2009-2015 годы, в том числе: - 29229,044 11542,61083 27553,73807 33026,48223

Агрохимические мероприятия - 2340,0 414,0 488,0 -

Развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства - 20534,5 - - -

Поддержка завоза семян кормовых культур - 13959,3 11167,7 18545,2

Субсидии на содержание поголовья оленей - 4293,0 3404,0 2693,0 6067,0

Поддержка развития картофелеводства и овощеводства - 75,0 526,5 270,0 466,0

Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства, в том числе: - 6354,544 7198,11083 12935,03807 7948,28223

Повышение доступности кредитов, в том числе: - 5425,903 5834,66503 11109,33432 5705,9234

Субсидирование процентных ставок по краткосрочным кредитам (займам) - 3409,173 3758,0 2883,44351 1039,9234

Субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам - 2016,73 2076,66503 8225,89081 4666,0

Повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе, всего - 845,161 637,67627 349,60888 225,35883

Техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства, всего - 83,48 725,76953 1476,09487 2017,0

ВСЕГО субсидий 18520,714 31139,747 11542,61083 27553,73807 33026,48223

* Составлено автором по данным отчетности Комитета сельского хозяйства и продовольствия администрации

Магаданской области

С 2009 года из федерального бюджета стала софинансироваться областная целевая программа «Развитие сельского хозяйства в Магаданской области на 2009-2015 годы». Из данных таблицы 1 следует, что основная сумма субсидий на конец периода приходится на поддержку завоза семян кормовых культур и мероприятий по достижению финансовой устойчивости сельского хозяйства, которые в основном представлены субсидированием процентных ставок по краткосрочным и инвестиционным кредитам.

Следует отметить, что несмотря на возрастание объемов бюджетной поддержки сельского хозяйства, как в целом, так и по отдельным направлениям, выделяемые средства покрывают только незначительную часть затрат сельхозпроизводителей Магаданской области. При этом наиболее значимые для Северных регионов направления бюджетного финансирования (субсидии на приобретение дизельного топлива для проведения сезонных сельскохозяйственных работ, поддержка приобретения техники и технологического оборудования, поддержка применения пестицидов и биопрепаратов в растениеводстве, снижение финансовой нагрузки в сельскохозяйственном производстве, связанной с потреблением тепловой и электрической энергии и т.д.) в полном объеме ложатся на региональный бюджет.

Вышеуказанное и определяет вторую особенность бюджетной поддержки - это процесс регионализации бюджетного финансирования сельского хозяйства. Данные таблицы 2 показывают, что из общей суммы выделенных бюджетных ассигнований на долю бюджета Магаданской области за период с 2008 по 2012 годы приходится в среднем около 80 %.

Таблица 2 - Структура средств выделяемых на сельское хозяйство Магаданской области за 2008-2012 годы, %*

Источники 2008 2009 2010 2011 2012

Плановая структура

Субсидии из федерального бюджета 22,4 20,5 8,0 16,8 31,5

Средства областного 77,6 79,5 92,0 83,2 68,5

бюджета

Фактическая структура

Субсидии из федерального бюджета 20,8 20,2 8,0 15,5 17,7

Средства областного бюджета 79,2 79,8 92,0 84,5 82,3

* Составлено автором по данным отчетности Комитета сельского хозяйства и продовольствия администрации Магаданской области

Резкое искажение фактической структуры средств по сравнению с плановой в 2012 году объясняется, прежде всего, недостатками в планировании финансирования на федеральном уровне. В частности, в очередной раз были выделены полностью невостребованные в регионе субсидии на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, а также не были использованы в полном объеме средства, выделенные на поддержку завоза семян кормовых культур и субсидирование процентных ставок по краткосрочным кредитам (займам).

В региональной бюджетной поддержке сельского хозяйства на территории Севера Дальнего Востока также отслеживается вполне определенная тенденция - несмотря на рост общей суммы средств, выделяемых на сельское хозяйство, доля сельского хозяйства в расходах региональных бюджетов стабильно сокращается (Таблица 3 и Таблица 4).

Таблица 3 - Объемы расходов по подразделу “Сельское хозяйство и рыболовство” региональных бюджетов за 2006-2012 гг, тыс. руб.

Регион 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Магаданская область 90 275 64 862,8 111 378,4 173 752,3 190 795,6 196 713 225 833

Республика Саха (Якутия) 4 054 221 4 174 808 4 327 553 5 543 747 6 035 424 6 182 804 6 794 739

Чукотский автономный округ 423 313,2 425 033 457 134 543 751,5 622 486,9 547 770 662 508

Камчатская область 184 404,3 167 058,13 386 126,3 476 767,21 392 860,1 551 743 555 400

Таблица 4 - Удельный вес подраздела “Сельское хозяйство и рыболовство” в общей величине расходов региональных бюджетов за 2006-2012 гг, %

Регион 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Магаданская область 1,05 0,96 1,04 1,32 1,22 1,16 1,1

Республика Саха (Якутия) 8,3 8,12 6,63 7 7,41 6,3 5,41

Чукотский автономный округ 5,05 4,25 3,83 3,74 4,62 3,63 3,09

Камчатская область 1,56 1,22 1,79 1,52 1 1,21 1,2

Для большей наглядности отобразим данную динамику графически (Рисунок 1).

Рисунок 1 - Удельный вес подраздела “Сельское хозяйство и рыболовство” в общей величине расходов региональных бюджетов за 2006-2012 гг, %

Как видно из таблиц 3 и 4 по всем представленным регионам объемы бюджетной поддержки неуклонно возрастают. При этом наибольшие объемы средств выделяются в Якутии, а наименьшие в Магаданской области, что соразмерно общей величине бюджетов данных регионов. Но даже в Якутии на фоне общего роста расходов бюджета, доля ассигнований сельского хозяйства за 2006-2012 годы снизилась с 8,3 % до 5,4 %. В расходах бюджетов Магаданской и Камчатской областей доля рассматриваемого раздела за тот же период ни разу не превысила двух процентов.

Рассмотрим расходы областного бюджета Магаданской области на поддержку сельского хозяйства и фермеров более подробно за период с 2006 по 2012 годы (Таблица 5). Общая величина расходов областного бюджета за исследованный период увеличилась в 2 с лишним раза, как и расходы на сельское хозяйство и рыболовство. Удельный вес данного подраздела в общей величине фактических расходов не достигает даже полутора

процентов. Исполнение бюджета по подразделу “Сельское хозяйство и рыболовство” ни разу не достигает 100 %. В свою очередь непосредственно государственная поддержка сельского хозяйства и фермеров (субсидии и компенсации) составляет менее 1 % от всей величины расходов.

Таблица 5 - Расходы бюджета Магаданской области на сельское хозяйство за 2006-2012 годы, тыс.руб.

Расходы бюджета 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Сумма 8 577 746,0 10 525 549,6 12 948 133,1 15 669 529,9 17 118 632,9 18 313 966,9 20 576 441,0

ВСЕГО расходов бюджета Исполнение 8 527 557,5 9 526 034,6 12 948 133,1 15 346 726,0 16 577 505,9 17 250 034,0 *

% исполнения 99,4 90,5 93,7 97,9 96,8 94,2

Сумма 90 275,0 100 775,1 140 420,0 206 234,4 209 210,5 212 440,0 225 832,6

Исполнение 88 398,3 97 905,4 134 488,0 202 990,2 207 839,5 209 315,9

% исполнения 97,9 97,2 95,8 98,4 99,3 98,5

Подраздел “Сельское хозяйство и рыболовство” Доля плановых расходов в общей величине расходов бюджета, % 1,05 0,96 1,04 1,32 1,22 1,16 1,10

Доля фактических расходов в общей величине расходов бюджета, % 1,04 1,03 1,04 1,32 1,25 1,21

Непосредственно Сумма 70 598,9 81 417,8 70 783,2 48462,650 133 624,9 149 979,4 181 453,7

государственная Исполнение 70 923,0 79 660,4 70555,537 47863,313 133 620,0 149 965,5 153470,22097

поддержка сельского хозяйства и фермеров % исполнения 100,5 97,84 99,68 98,76 99,99 99,99 84,58

Доля плановых расходов в общей величине расходов бюджета, % 0,82 0,77 0,55 0,31 0,78 0,82 0,88

Доля фактических расходов в общей величине расходов бюджета, % 0,83 0,84 0,54 0,31 0,81 0,87

* Фактическое исполнение бюджета за 2012 год на момент написания статьи не утверждено

В течение 2009-2012 годов предприниматели в сельском хозяйстве Магаданской области действовали на потребительском рынке в рамках правового поля, которое определено Областной целевой программой «Развитие сельского хозяйства в Магаданской области на 2009-2015 годы» (утверждена Постановлением Администрация Магаданской области от 18 июня 2009 г. № 290-па), разработанной в соответствии с соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2007 г. № 446 «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20082012 годы». В данный момент производится переработка областной целевой программы для приведения ее в соответствие с Г осударственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (утверждена Постановлением Правительство РФ от 14 июля 2012 г. № 717).

Изучение положений указанных нормативных актов показало, что как на федеральном, так и на региональном уровне государственного регулирования сельского хозяйства осуществляется компенсирование части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей, развитие и поддержка производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; предоставление субсидий на покрытие части выплат по процентам коммерческих банков, предоставляющих сельскохозяйственным товаропроизводителям заемные средства; содействие развитию инфраструктуры и информационного обеспечения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; развитие социальной сферы села. Таким образом, в сложившейся системе государственного регулирования аграрного производства нет четкого разграничения направлений федерального и регионального уровней поддержки. Хотя новая Государственная программа и предполагает софинансирование «экономически значимых программ субъектов Российской Федерации» за счет средств федерального бюджета, четких

критериев этой «значимости» в госпрограмме не приводится.

В свою очередь областная целевая программа «Развитие сельского хозяйства в Магаданской области на 2009-2015 годы» с 2009 по 2012 годы десять раз подвергалась редактированию и переработке. В последнем варианте в программе были выделен ряд следующих подпрограмм: подпрограмма «Развитие молочного скотоводства в Магаданской области» на 2012-2015 годы»; подпрограмма «Развитие оленеводства в Магаданской области» на 2012-2015 годы»; подпрограмма «Развитие яичного птицеводства в Магаданской области» на 2012-2015 годы»; подпрограмма «Развитие овощеводства в Магаданской области» на 2012-2015 годы»; подпрограмма «Развитие свиноводства в Магаданской области» на 2012-2015 годы».

Областная целевая программа предполагает целый ряд мероприятий, направленных на развитие сельского хозяйства и поддержку предпринимателей (Таблица 6)

Таблица 6 - Мероприятия областной целевой программы «Развитие сельского хозяйства в Магаданской области на 2009-2015 годы»

Направления Мероприятия

I. Создание общих условий функционирования сельского хозяйства Повышение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения

Проведение мероприятий по землеустройству и землепользованию

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Участие в создании системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства

Поддержка начинающих фермеров

II. Развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства Поддержка развития животноводства, в том числе: поддержка племенного животноводства (субсидии на приобретение семени быков-производителей, улучшающих качество потомства; субсидии на приобретение племенного молодняка; субсидии на производство молока; субсидии на комбикорма, фуражное зерно для производства молока); поддержка приобретения техники для заготовки и приготовления кормов, технологического и ветеринарного

оборудования; поддержка завоза семян кормовых культур; субсидии на дизельное топливо для заготовки кормов для животноводства; снижение рисков в животноводстве

Поддержка развития северного оленеводства (субсидии на содержание поголовья оленей; участие во всероссийских и международных организациях, союзах, форумах; поддержка приобретения племенного поголовья северных оленей; укрепление материальнотехнической базы оленеводства)

Поддержка развития птицеводства (субсидии на комбикорма, фуражное зерно на производство яйца; поддержка приобретения технологического и ветеринарного оборудования для птицеводства; снижение рисков в птицеводстве)

Поддержка производства мяса свиней

Поддержка развития картофелеводства и овощеводства (меры по поддержке элитного семеноводства; субсидии на приобретение дизельного топлива для проведения сезонных сельскохозяйственных работ в овощеводстве, картофелеводстве; поддержка приобретения техники, технологического оборудования для картофелеводства, овощеводства; поддержка применения пестицидов и биопрепаратов в картофелеводстве и овощеводстве)

III. Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства Повышение доступности кредитов (субсидирование процентных ставок по краткосрочным кредитам (займам); субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам (займам))

Повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе (субсидирование процентов по кредитам (займам))

Техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства (субсидии на возмещение части затрат на уплату процентных ставок)

Снижение рисков в сельском хозяйстве

Снижение финансовой нагрузки в сельскохозяйственном производстве, связанной с потреблением тепловой и электрической энергии (субсидии на компенсацию затрат по оплате электрической энергии, потребленной на производство молока, мяса, картофеля, овощей; субсидии на компенсацию части затрат по уплате тепловой энергии, потребленной на производство овощей в защищенном грунте субсидии на компенсацию части затрат по уплате тепловой

энергии, потребленной на производство овощей в защищенном грунте)

Таким образом система региональной господдержки предпринимателей в сельском хозяйстве Магаданской области в настоящее время осуществляется в форме прямого бюджетного финансирования и предполагает предоставление субсидий на реализованную продукцию растениеводства, животноводства, субсидии на содержание маточного поголовья племенного репродуктора, субсидирование процентных ставок по кредитам, а также субсидии на компенсацию части затрат по уплате за различные виды потребленной энергии.

Наряду с этим в области, в качестве мер государственной поддержки, осуществляется:

- поддержка маркетинга продукции - регулярная организация и проведение ярмарок, выставок продукции предпринимательских структур аграрной сферы;

- информационная поддержка - контроль качества сырья и продовольствия.

Начав действовать в 2009 году областная целевая программа постепенно стала включать в себя все расходы областного бюджета по государственной поддержке сельского хозяйства (Таблица 7).

Таблица 7 - Финансирование сельского хозяйства из бюджета Магаданской области в 2009-2012 гг, тыс. руб.*

Расходы бюджета 2009 2010 2011 2012

Г осударствен-ная поддержка сельского хозяйства ВСЕГО Сумма 123600,1 133 624,9 149 979,4 181 453,700

Исполнение 122723,2 133 620 149 965,5 153 470,2209

% исполнения 99,29 99,99 99,99 84,58

Расходы по областной Сумма 48462,7 133 624,9 149 979,4 181 453,7

целевой программе Исполнение 47863,3 133 620 149 965,5 153 470,2209

% исполнения 98,76 99,99 99,99 84,58

Доля плановых расходов по программе в общей величине расходов, % 39,21 100 100 100

* Составлено автором по данным отчетности Комитета сельского хозяйства и

продовольствия администрации Магаданской области

Как было указано выше в областную программу вплоть до 2012 года было внесено десять изменений, что сказалось и на ежегодной отчетности по программе, делая практически невозможным проведения анализа структуры ежегодно меняющихся субсидий за весь срок действия программы. Поэтому рассмотрим подробно только расходы по программе за 2012 год (Таблица 8)

Таблица 8 - Расходы областного бюджета Магаданской области по ОЦП "Развитие сельского хозяйства в Магаданской области на 2009-2015 годы" за 2012 год, тыс. руб*

№ п/п Направления расходов Средства областного бюджета, назначено по бюджету на 2012т. Исполнено в 2012 году

1 ОЦП "Развитие сельского хозяйства в Магаданской области" на 2009-2015 годы, всего 181 453,7 153 470,22097

1.1 Развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства 39 278,3 39 278,3

1.1.1 Поддержка развития молочного животноводства 19 928,0 19 928,0

1.1.1.2 Субсидии на производства молока 15 528,0 15 528,0

1.1.1.3 Субсидии на комбикорма, фуражное зерно для производства молока 4 400,0 4 400,0

1.2 Поддержка развития северного оленеводства 8 080,9 8 080,9

1.2.1 Субсидии на содержание поголовья оленей 8 080,9 8 080,9

1.3 Поддержка развития птицеводства 7 752,5 7 752,5

1.3.1 Субсидии на комбикорма, фуражное зерно для производства яйца 7 752,5 7 752,5

1.4 Поддержка развития картофелеводства и овощеводства 3 250,0 3 250,0

1.5 Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства 4 100,3 3 451,86227

1.5.1 Повышение доступности кредитов 3 304,8 2 794,73137

1.5.1.1 Субсидирование процентных ставок по краткосрочным кредитам (займам) 319,5 264,93137

1.5.1.2 Субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам 2 985,3 2 529,8

1.5.2 Повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе, всего 17,5 11,88276

1.6 ЦСТ 5224122 ПОДПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА В МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 20122015 ГОДЫ 72 827,0 54 827,7

1.7 ЦСТ 5224123 ПОДПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ЯИЧНОГО ПТИЦЕВОДСТВА В МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 20122015 ГОДЫ 25 987,3 20 228,9

1.8 ЦСТ 5224124 ПОДПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ СВИНОВОДСТВА В МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 20122015 ГОДЫ 4 918,9 2 796,8

1.9 ЦСТ 5224125 ПОДПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ОЛЕНЕВОДСТВА В МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 20122015 ГОДЫ 5 300,0 5 225,4

1.10 ЦСТ 5224126 ПОДПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ОВОЩЕВОДСТВА В МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 20122015 ГОДЫ 15 067,7 14 496,9

* Составлено автором по данным отчетности Комитета сельского хозяйства и продовольствия администрации

Магаданской области

Как видно из таблицы 8 все расходы в достаточной степени сориентированы на реальные потребности областного сельского хозяйства, приоритетными подотраслями которого являются молочное скотоводство, свиноводство, птицеводство и овощеводство. В отличие от федерального бюджета статья затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур в областной бюджет не закладывается как совершенно не востребованная, что также говорит в пользу более рационального планирования на региональном уровне.

Однако, несмотря на достаточно развернутую систему субсидирования сельского хозяйства и применяемых на региональном уровне методов поддержки сельхозпроизводителей, охват областной целевой программой (и предшествующих ей программ) предпринимательских структур не достаточно широк (Таблица 9).

Таблица 9 - Доля предпринимательских структур в сельском хозяйстве Магаданской области, участвующих в программах, проводимых Комитетом

сельского хозяйства и продовольствия администрации Магаданской области в 2012 году*

Предпринимательская структура Количество на 30.01.2012 г., ед. Участники целевых программ, ед. Удельный вес, %

1. Сельскохозяйственные предприятия 18 8 44,4

2. Крестьянские (фермерские) хозяйства 75 20 26,7

3. Родовые общины, занятые в сельском хозяйстве 6 2 33,3

4. Индивидуальные предприниматели 35 6 17,1

Итого по области 134 36 26,9

* Составлено автором по данным отчетности Комитета сельского хозяйства и

продовольствия администрации Магаданской области

Как следует из таблицы 9 общее количество производителей заинтересованных в участии в программе не превышает 30 %, а из индивидуальных предпринимателей к государственной поддержке

обратилось менее 20 %. Личные подсобные хозяйства, являющиеся основными сельхозпроизводителями в области, вообще отказались от участия в программе.

Для выявленной тенденции существует достаточно простое объяснение - применяемые методы государственной поддержки ни в коей мере не решают основных проблем функционирования предпринимательских структур в сельском хозяйстве Северных регионов:

- сложности в сбыте продукции и фактическое вытеснение местных сельхозтоваропроизводителей с рынка продовольствия;

- дефицит и отток квалифицированных кадров из отрасли;

- низкий уровень менеджмента и отсутствие возможности планирования и прогнозирования своей деятельности исходя из реальных потребностей регионального продовольственного рынка;

- значительная удаленность большой части населенных пунктов от региональных центров при отсутствии регулярного транспортного сообщения. До некоторых поселений можно добраться только воздушным транспортом, автомобильным транспортом в зимнее время или водным транспортом в летнее время;

- отсутствие достаточной информационной поддержки отрасли.

Помимо этого существующий комплекс мер строго ограничивает

субсидируемые виды деятельности, например, в программе не могут участвовать предприниматели занимающиеся кролиководством, пчеловодством, разведением овцебыков и другими перспективными для Севера видами производства.

Проведенный анализ направлений господдержки предпринимательства в сельском хозяйстве Магаданской области позволил нам сделать следующие выводы:

1. В системе государственной поддержки нет четкого разграничения федерального и регионального уровней.

2. Уровень поддержки из областного бюджета за исследуемый период

имеет устойчивую тенденцию к росту, а федерального бюджета - остается неустойчивым по своей структуре.

3. Основными направлениями бюджетного финансирования на федеральном уровне являются поддержка животноводства, страхование, возмещение процентных ставок по кредитам. Часть поступающих федеральных ассигнований остается невостребованной из-за недостатков в планировании.

4. На областном уровне приоритетными являются такие направления поддержки как животноводство, овощеводство, оленеводство, возмещение процентных ставок по привлеченным кредитам, в том числе по инвестиционным. Выбранные на региональном уровне направления господдержки в достаточной степени сориентированы на интересы местных сельхозпроизводителей.

5. Доля средств, выделяемых на сельское хозяйство в общем объеме расходов региональных бюджетов остается достаточно низкой, а в ряде регионов Севера Дальнего Востока стабильно снижается.

6. Охват товаропроизводителей областной целевой программой сохраняется на уровне менее 30 % от их общего числа.

7. Применяемый комплекс мер государственной решает лишь малую часть проблем функционирования отрасли и ведения в ней предпринимательской деятельности, которые могут быть решены лишь комплексом мер государственного регулирования.

Подводя итог, по нашему мнению, для повышения эффективности сельского хозяйства Северных регионов, улучшения качества производимой продукции, сохранения рабочих мест, увеличения возможностей сбыта продукции и совершенствования хозяйственной деятельности

предпринимательских структур области, необходимо на ряду с мерами государственной поддержки проводить рациональную и экономически обоснованную политику по развитию сельского хозяйства и укреплению собственной продовольственной базы путем развития научного потенциала

отрасли, решения проблем низкой квалификации кадров, обеспечения информационной и маркетинговой поддержки предпринимательства в отрасли путем задействования современных информационных технологий, а также принятие нормативно-правовых актов, регулирующих государственную деятельность по данным направлениям.

Список литературы

1. О развитии сельского хозяйства : федеральный закон от 29.12.2006 г.

№ 264-ФЗ: ШЬ:

http://base.consultant.ru^ons^gi/onHne.cgi?req=doc;base=LAW;n=126592 (дата обращения: 22.08.2012).

2. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы : постановление Правительства РФ от 14.07.2007 г. № 446 : Собрание законодательства РФ. 30.07.2007. № 31. С. 4080.

3. О Государственной программе развития сельского хозяйства и

регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы : постановление Правительства РФ от 14.07.2012 г. № 717 : ЦКЬ: http://www.magadan.ru/dms/2-44-

6/PRAVITELSTVO-RF-POSTANOVLENIE-OT-14-JULY-2012-N717/PRAVПБLSTVO%20RF%20POSTANOVLENШ%20OT%2014%20JULY %202012%20N717.pdf (дата обращения: 23.10.2012).

4. Об областном бюджете на 2006 год : закон Магаданской области от

23.12.2005 г. № 643-ОЗ : и^: http://openbudget.karelia.ru/budnord/russian/far-east/magadan-region/text_06.htm (дата обращения: 26.09.2012).

5. Об областном бюджете на 2007 год : закон Магаданской области от

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22.12.2006 г. № 781-ОЗ : и^: http://openbudget.karelia.ru/budnord/russian/far-east/magadan-region/text_07.htm (дата обращения: 26.09.2012).

6. Об областном бюджете на 2008 год : закон Магаданской области от

17.12.2007 г. № 935-ОЗ : и^: http://openbudget.karelia.ru/budnord/russian/far-east/magadan-region/text_08.htm (дата обращения: 26.09.2012).

7. Об областном бюджете на 2009 год : закон Магаданской области от

22.12.2007 г. № 1080-ОЗ : и^: http://openbudget.karelia.ru/budnord/russian/far-east/magadan-region/text_09.htm (дата обращения: 26.09.2012).

8. Об областном бюджете на 2010 год : закон Магаданской области от

25.12.2009 г. № 1205-ОЗ : и^: http://openbudget.karelia.ru/budnord/russian/far-east/magadan-region/text_10.htm (дата обращения: 26.09.2012).

9. Об областном бюджете на 2011 год : закон Магаданской области от

24.12.2010 г. № 1344-ОЗ : и^: http://openbudget.karelia.ru/budnord/russian/far-east/magadan-region/text_11.htm (дата обращения: 26.09.2012).

10. Об областном бюджете на 2012 год : закон Магаданской области от 28.12.2011 г. № 1451-ОЗ : и^: http://openbudget.karelia.ru/budnord/russian/far-east/magadan-region/text_12.htm (дата обращения: 26.09.2012).

11. Об областном бюджете на 2006 год : закон Камчатской области от

13.12.2005 г. № 418 : и^: http://openbudget.karelia.ru/budnord/russian/far-east/kamchatka-region/text_06.htm (дата обращения: 26.09.2012).

12. Об областном бюджете на 2007 год : закон Камчатской области от

12.12.2006 г. № 544 : и^: http://openbudget.karelia.ru/budnord/russian/far-east/kamchatka-region/text_07.htm (дата обращения: 26.09.2012).

13. Об областном бюджете на 2008 год : закон Камчатской области от

22.11.2007 г. № 693 : и^: http://openbudget.karelia.ru/budnord/russian/far-east/kamchatka-region/text_09.htm (дата обращения: 26.09.2012).

14. Об областном бюджете на 2009 год : закон Камчатской области от

17.12.2008 г. № 190 : и^: http://openbudget.karelia.ru/budnord/russian/far-east/kamchatka-region/text_09.htm (дата обращения: 26.09.2012).

15. Об областном бюджете на 2010 год : закон Камчатской области от

16.12.2009 г. № 377 : и^: http://openbudget.karelia.ru/budnord/russian/far-east/kamchatka-region/text_10.htm (дата обращения: 26.09.2012).

16. Об областном бюджете на 2011 год : закон Камчатской области от

24.12.2010 г. № 540 : и^: http://openbudget.karelia.ru/budnord/russian/far-east/kamchatka-region/text_11.htm (дата обращения: 26.09.2012).

17. Об областном бюджете на 2012 год : закон Камчатской области от

14.11.2011 г. № 676 : и^: http://openbudget.karelia.ru/budnord/russian/far-east/kamchatka-region/text_12.htm (дата обращения: 26.09.2012).

18. Об окружном бюджете на 2006 год : закон Чукотского автономного

округа от 25.11.2005 г. № 88-ОЗ : и^:

http://openbudget.karelia.ru/budnord/russian/far-east/chukotski-ao/text_06.htm (дата обращения: 26.09.2012).

19. Об окружном бюджете на 2007 год : закон Чукотского автономного

округа от 01.12.2006 г. № 108-ОЗ : и^:

http://openbudget.karelia.ru/budnord/russian/far-east/chukotski-ao/text_07.htm (дата обращения: 26.09.2012).

20. Об окружном бюджете на 2008 год : закон Чукотского автономного

округа от 23.11.2007 г. № 122-ОЗ : и^:

http://openbudget.karelia.ru/budnord/russian/far-east/chukotski-ao/text_08.htm (дата обращения: 26.09.2012).

21. Об окружном бюджете на 2009 год : закон Чукотского автономного

округа от 27.11.2008 г. № 116-ОЗ : и^:

http://openbudget.karelia.ru/budnord/russian/far-east/chukotski-ao/text_09.htm (дата обращения: 26.09.2012).

22. Об окружном бюджете на 2010 год : закон Чукотского автономного

округа от 26.11.2009 г. № 150-ОЗ : и^:

http://openbudget.karelia.ru/budnord/russian/far-east/chukotski-ao/text_10.htm (дата обращения: 26.09.2012).

23. Об окружном бюджете на 2011 год : закон Чукотского автономного

округа от 21.11.2010 г. № 95-ОЗ : URL:

http://openbudget.karelia.ru/budnord/russian/far-east/chukotski-ao/text_11.htm (дата обращения: 26.09.2012).

24. Об окружном бюджете на 2012 год : закон Чукотского автономного

округа от 02.12.2011 г. № 137-03 : URL:

http:// openbudget.karelia.ru/budnord/russian/ far-east/chukotski-ao/text_12.htm (дата обращения: 26.09.2012).

25. О государственном бюджете республики Саха (Якутия) на 2006 год : закон республики Саха (Якутия) от 08.12.2005 г. 289-3 № 619-III : URL: http:// openbudget.karelia.ru/budnord/russian/ far-east/ saha-republic/text_06.htm (дата обращения: 26.09.2012).

26. О государственном бюджете республики Саха (Якутия) на 2007 год : закон республики Саха (Якутия) от 27.12.2006 г. 400-3 № 843-III : URL: http://openbudget.karelia.ru/budnord/russian/far-east/saha-republic/text_07.htm (дата обращения: 26.09.2012).

27. О государственном бюджете республики Саха (Якутия) на 2008 год : закон республики Саха (Якутия) от 26.12.2007 г. 3 № 1097-III : URL: http:// openbudget.karelia.ru/budnord/russian/ far-east/ saha-republic/text_08.htm (дата обращения: 26.09.2012).

28. О государственном бюджете республики Саха (Якутия) на 2009 год : закон республики Саха (Якутия) от 16.12.2008 г. 626-3 № 145-IV : URL: http:// openbudget.karelia.ru/budnord/russian/ far-east/ saha-republic/text_09.htm (дата обращения: 26.09.2012).

29. О государственном бюджете республики Саха (Якутия) на 2010 год : закон республики Саха (Якутия) от 15.12.2009 г. 762-3 № 419-IV : URL: http:// openbudget.karelia.ru/budnord/russian/ far-east/ saha-republic/text_10.htm (дата обращения: 26.09.2012).

30. О государственном бюджете республики Саха (Якутия) на 2011 год : закон республики Саха (Якутия) от 15.12.2010 г. 872-3 № 645-IV : URL: http://openbudget.karelia.ru/budnord/russian/far-east/saha-republic/text_11.htm (дата обращения: 26.09.2012).

31. О государственном бюджете республики Саха (Якутия) на 2012 год : закон республики Саха (Якутия) от 14.12.2011 г. 1000-3 № 863-IV : URL: http:// openbudget.karelia.ru/budnord/russian/ far-east/ saha-republic/text_12.htm (дата обращения: 26.09.2012).

32. Об областной целевой программе "Развитие сельского хозяйства в

Магаданской области" на 2009-2015 годы : постановление администрации Магаданской области от 18.06.2009 г. № 290-па : URL:

http://support2011.mcx.ru/docs/magadanskaya_oblast/290.pdf (дата обращения: 20.07.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.