Научная статья на тему 'Особенности формирования региональной зерновой политики'

Особенности формирования региональной зерновой политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕРНОВАЯ ОТРАСЛЬ / ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ПОЛИТИКА / ПРИОРИТЕТЫ / ФОРМИРОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сидоренко О. В.

В статье рассматриваются основные направления формирования региональной зерновой политики в контексте важнейших приоритетов развития аграрного сектора АПК. Показана значимость зерновой отрасли в экономике сельского хозяйства Орловской области. Проведен анализ эффективности производства и реализации зерна, выявлены факторы ее изменения. Обоснована роль государственной поддержки в развитии зерновой отрасли региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования региональной зерновой политики»

РАЗВИТИЕ АПК

УДК 631.14:633.1

особенности формирования региональной зерновой политики

о. в. Сидоренко,

кандидат экономических наук, доцент кафедры статистики и экономического анализа деятельности предприятий

E-mail: sov1974@mail. ru орловский государственный аграрный университет

В статье рассматриваются основные направления формирования региональной зерновой политики в контексте важнейших приоритетов развития аграрного сектора АПК. Показана значимость вида экономической деятельности в экономике сельского хозяйства Орловской области. Проведен анализ эффективности производства и реализации зерна, выявлены факторы ее изменения. Обоснована роль государственной поддержки в развитии зернового производства в регионе.

Ключевые слова: зерновое производство, Орловская область, политика, приоритет, формирование, развитие, эффективность, государственная поддержка.

В проекте Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 гг. зерновая отрасль признана приоритетной, целевыми индикаторами которой являются увеличение объемов и повышение эффективности производства зерна. Обеспечение достижения установленных программой параметров требует безотлагательных мер, что в свою очередь выдвигает задачи совершенствования направлений реализации национальной зерновой политики. При формировании обозначенного сектора государственной агропродовольственной политики целесообразно исходить из необходимости обеспечения конкурентоспособности и устойчивости зер-

нового производства; повышения эффективности системы сбыта зерна; оптимального распределения и использования зерновых ресурсов; совершенствования межрегиональных зерновых связей, а также формирования экспортного и импортного потенциала зерновой продукции; государственного регулирования и мер поддержки участников всего агропродовольственного рынка.

Формирование региональной зерновой политики имеет ряд особенностей и происходит под воздействием, с одной стороны, макроэкономических процессов и связанных с ними рисков, с другой — специфических особенностей каждого конкретного региона с учетом его природных, экономических и других условий.

Орловская область — один из немногих регионов Российской Федерации с высокими потенциальными возможностями производства зерна в расчете на душу населения [6]. Несмотря на последствия засухи 2010 г., приведшей к снижению объема производства зерновых культур, область не утратила своих позиций в рейтинге регионов Центрального федерального округа по уровню производства злаковых на одного жителя, и более того, регион по этому показателю занимает первое место (рис. 1).

За период рыночных преобразований производство зерновых в Орловской области имеет тенденцию к росту, что выражается в уравнении:

7({) = 1 584,5 + 12,68 г.

Московская Ярославская Тверская Костромская Владимирская Ивановская Смоленская Калужская Брянская Воронежская Тульская Рязанская Белгородская Тамбовская Липецкая Курская Орловская

]24 ] 40 ] 46

□ 73

□ 76

□ 77

□ 87

I 137

□ 299 36

] 552

□ 568,7 673

849,2

I 1 037,1

□ 1 3

56,7

□ 1 916,7

500

1 000

1 500

2 000

2 500

Рис. 1. Ранжированный ряд распределения областей ЦФО РФ в 2010 г. по уровню производства зерна на душу населения, кг

Среднегодовое увеличение валового сбора зерна в период 1992—2010 гг. составило 12,68 тыс. т. В регионе обеспечивается 73,3 % валового сбора, рассчитанного по тренду (колеблемость объемов производства составляет 26,7 %).

Наряду с положительными достижениями увеличения объемов производства и реализации зерна в области обострилась проблема снижения эффективности функционирования зерновой отрасли (рис. 2). Так, рентабельность производства злаковых в период 2005—2010 гг. не превышала 40 %, а в 2009 г.

I Валовой сбор, тыс. т -Рентабельность, %

I Объем реализации, тыс. т

3 000, 2 500 2 000 1 500 1 000 500 0

Рис. 2. Эффективность развития зерновой отрасли Орловской области в 1992—2010 гг. (левая шкала, тыс. т; правая шкала, %)

уровень убыточности составил 2,7 %, тогда как в дореформенный период государственная зерновая политика способствовала обеспечению рентабельности зерновой отрасли 200—300 % (в 1992 г. — 389 %).

По значимости в экономике Орловской области зерновая отрасль — приоритетная. Так, под посевы зерновых и зернобобовых культур в регионе ежегодно отводится около 70 % всех посевных площадей (по всем категориям хозяйств). Их удельный вес по сельскохозяйственным организациям в 2010 г. составил 70,7 % (табл. 1). Удельный вес прибыли от продажи зерна в финансовом результате от реализации всей сельскохозяйственной продукции в 2005 г. составлял 56,0 %, в 2006 г. — 56,8 %, в 2007 г. — 95,5 %, в 2008 г. — 91,3 %.

Финансовые результаты в 2009—2010 гг. показали нестабильность и неустойчивость развития зерновой отрасли. Доля прибыли от реализации зерна в совокупном финансовом результате сельского хозяйства Орловской области в 2010 г. составила 25,8 %, что на 30,2 п. п. ниже показателя 2005 г. Снижение удельного веса выручки от реализации зерна в общей выручке от продажи сельскохозяйственной продукции региона незначительно: в 2010 г. по сравнению с 2005 г. — на 1,4 п. п., по сравнению с 2009 г. — на 2,6 п. п. Доля себестоимости зерновых в совокупных затратах в отчетном году по отношению к 2005 г. выросла на 2,0 п. п., а в сравнении с предыдущим годом снизилась на 3,6 п. п.

В целом расчетные данные свидетельствуют о снижении приоритетного участия зерновой отрасли в формировании положительных финансовых результатов сельскохозяйственных организаций области.

За анализируемый период времени наблюдается устойчивая тенденция снижения объемов использования зерновых на корм животным (рис. 3). Так, если в 1993 г. на кормовые цели в регионе было выделено 9 856,2 тыс. т зерна (включая использованное на выработку комбикормов), то в 2005 г. — 36,8 тыс. т, а в 2010 г. — 19,6 тыс. т зерна [5]. Снизились объемы использования зерновых ресурсов на семена с 160,4 тыс. т в 2005 г. до 130,6 тыс. т в 2010 г. За последние два года в области увеличи-

500 400 300 200 100 0 -100

0

Таблица 1

Значимость зерновой отрасли в экономике сельского хозяйства Орловской области в 2005—2010 гг., %

Показатель 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2010 г. в сравнении с

2005 г. 2009 г.

Удельный вес зерновых культур в общей площади посевов 49,9 63,3 64,4 69,9 72,2 70,7 20,8 —1,5

Удельный вес выручки от реализации зерна в общем объеме продаж продукции

Отрасли растениеводства 71,6 67,6 71,9 70,1 65,8 63,5 - 8,1 —2,3

Сельского хозяйства 34,6 34,9 41,7 38,4 35,8 33,2 —1,4 —2,6

Удельный вес затрат на производство и реализацию зерна в общей себестоимости

Отрасли растениеводства 71,8 68,7 67,0 68,6 73,3 71,6 —0,2 —1,7

Сельского хозяйства 33,7 34,6 34,8 34,2 39,3 35,7 2,0 —3,6

Удельный вес прибыли от реализации зерна в совокупном финансовом результате

Отрасли растениеводства 69,0 57,7 87,9 76,1 — 27,2 —41,8 —

Сельского хозяйства 56,0 56,8 95,5 91,3 — 25,8 —30,2 —

□ На корм животным шНа семена □ На переработку

300

250

200 150 100 50 0

249,2

16С

36

237,2

176,4

~Т23

-304

151,4

Л345,

29

и

150,5 155 145,6 .—

206,5 8

32

21

6

19, Г

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Рис. 3. Использование зерновых ресурсов Орловской области в 2005—2010 гг. по различным каналам в 2005 — 2010 гг., тыс. т

•Себестоимость

Цена

500 400 300 200 100 0

2005

2006

2007

2008

2009

Рис. 4. Динамика себестоимости и цены 1 ц зерна в сельскохозяйственных организациях Орловской области в 2005—2010 гг., руб.

лись объемы промышленной переработки зерна до 237,2 тыс. т в 2010 г.

Орловская область — зерновывозящий регион РФ. Так, в 2010 г. было вывезено 264,4 тыс. т зерна, что составило 17,5 % от валового сбора [4, 6]. Следовательно, системе сбыта зерна должно уделяться первостепенное внимание. Однако рентабельность производства и реализации зерновых культур сни-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

зилась, что связано в первую очередь с неэффективной ценовой политикой аграрного сектора экономики РФ. Так, средняя цена реализации 1 ц зерновых в области в 2010 г. составила 418,8 руб., а себестоимость единицы продукции — 386,1 руб.; в 2009 г. — 309,3 руб. и 317,8 руб. соответственно (рис. 4). Таким образом, темпы роста себестоимости значительно опережают рост среднереализационных цен на зерно.

Главной составляющей финансового результата сельскохозяйственной продукции является производственная себестоимость, которая оказывает влияние на экономические результаты деятельности как животноводческих отраслей, так и всего сельскохозяйственного производства в целом.

Структурные изменения себестоимости 1 ц зерна в Орловской области в период 2005—2010 гг. незначительны (табл. 2). В отчетном году по сравнению с 2005 г. в структуре себестоимости зерновых снизился удельный вес статей «Семена и посадочный материал», «Удобрения» и «Содержание основных средств», соответственно, на 2,7; 1,4 и 13,6 п. п. Увеличилась «Оплата труда с отчислениями» как в процентном, так и в абсолютном выражении. Была актуализирована роль статьи «Затраты на страхование», однако ее долевое участие в совокупных затратах в расчете на 1 ц зерна незначительно — 0,3 %.

Максимальная эффективность зернового производства в Орловской области была достигнута в

2010

4

8

7

9

Таблица 2

Состав и структура себестоимости 1 ц зерна в сельскохозяйственных организациях Орловской области в 2005—2010 гг.

Статья 2005 2008 2009 2010

затрат Руб. % к итогу Руб. % к итогу Руб. % к итогу Руб. % к итогу

Себестоимость 1 ц, всего 211,5 100, 0 318,1 100,0 317,8 100,0 386,1 100,0

В том числе:

оплата труда с отчисле- 19,2 9,1 32,5 10,4 37,1 11,7 49,2 11,0

ниями

семена и посадочный 28,1 13,3 38,9 12,4 38,8 12,2 47,5 10,6

материал

удобрения 40,4 19,1 51,1 16,3 52,1 16,4 79,2 17,7

химические средства — — 20,8 6,6 20,6 6,5 32,5 7,3

защиты растений

электроэнергия — — 2,7 0,9 2,8 0,9 3,5 0,8

нефтепродукты — — 37,6 12,0 33,8 10,6 39,7 8,9

затраты на страхование — — — — — — 1,3 0,3

содержание основных 73,8 34,9 63,2 20,2 66,7 21,0 95,6 21,3

средств

прочие затраты 49,9 23,6 71,3 21,2 65,9 20,7 37,6 22,1

2007 г. — 39,8 %. В разрезе отдельных культур можно отметить высокую рентабельность производства проса (43,3 %), кукурузы (69,9 %), ячменя (45,0 %), в том числе пивоваренного — 70,5 % (табл. 3).

Производство злаковых культур в 2009 г. в целом по региону было убыточным. Однако по отдельным видам культур рентабельность (убыточность) была разной. На формирование отрицательного финансового результата от реализации зерновых повлияли продажи ржи, проса, ячменя, овса и прочих зернобобовых, уровень убыточности которых, соответственно, составил 18,4 %, 2,2, 16,3, 23,3 и 23,8 %. Рентабельными видами производства в 2009 г. стали пшеница, кукуруза и горох (7,1 %, 17,5 и 6,5 %).

Эффективность производства зерна в 2010 г. составила 8,5 %, что на 1,6 п. п. выше по сравнению с 2005 г. Убыток был получен от реализации ржи, ячменя, овса и прочих зерновых и зернобобовых. Уровень убыточности этих видов культур, соответственно, составил 7,3 %, 8,7, 24,8 и 12,0 %. Рентабельность от реализации пшеницы в отчетном году составила 13,9 %, в том числе пшеницы 1—2-го класса — 23,1, 3-го класса — 44,6 %. Эффективность продаж ячменя пивоваренного — 42,2 %, гороха — 27,6, проса — 128,3, гречихи — 63,6 и кукурузы — 27,3 %.

В целом за анализируемый период в Орловской области наблюдается колеблемость показателей

Таблица 3

Рентабельность (убыточность) производства зерновых культур в Орловской области в 2005—2010 гг., %

Вид зерновых культур 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2010 г. в сравнении с 2005 г., п. п.

Зерновые и зернобобовые, всего 6,9 9,6 39,8 27,2 —1,6 8,5 1,6

Пшеница, всего 4,0 14,1 39,7 24,8 7,1 13,9 9,9

В том числе: 15,1 2,4 33,3 —3,8 24,2 23,1 8,0

1-го — 2-го класса

3-го класса 19,2 19,5 33,1 49,6 44,9 44,6 25,4

Рожь —3,9 —6,1 29,5 3,8 —18,4 —7,3 —3,4

Просо 4,0 17,8 43,3 28,1 —2,2 128,3 124,3

Гречиха 33,8 23,8 31,1 21,5 0,8 63,6 29,8

Кукуруза 27,7 — 69,9 —18,0 17,5 27,3 —0,4

Ячмень, всего 15,3 6,8 45,0 36,3 —16,3 —8,7 —2,4

В том числе пивоваренный 42,6 10,7 70,5 49,2 —11,3 42,2 —0,4

Горох 6,0 —21,9 31,6 7,2 6,5 27,6 21,6

Овес —6,5 —6,6 13,9 20,0 —23,3 —24,8 —18,3

Прочие зерновые и зернобобовые —12,7 —13,7 9,9 8,3 —23,8 —12,0 0,7

эффективности возделывания зерновых и зернобобовых культур, на фоне которой прослеживается устойчивая тенденция повышения рентабельности производства и реализации пшеницы 3-го класса (на 25,4 п. п. в сравнении с 2005 г.).

Одна из главных мер по реализации агропродо-вольственной политики — государственная поддержка развития сельского хозяйства, улучшение ее качества и совершенствование механизма ее воздействия на результаты финансово-хозяйственной деятельности товаропроизводителей [2].

В настоящее время финансирование АПК Орловской области, как и других регионов России, осуществляется по следующим направлениям (табл. 4). Государственная поддержка программ и мероприятий по развитию растениеводства в 2010 г. составила 2,1 %, животноводства — 5,0 % от всех выделяемых бюджетных средств. Наибольший удельный вес в региональной поддержке в отчетном году занимали субсидии на возмещение сельхозтоваропроизводителям части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам и займам (63,3 %).

Субсидии на поддержку элитного семеноводства зерновых и зернобобовых культур в 2010 г. составили 984 тыс. руб., или 17,6 % от всех выделенных средств на поддержку элитного семеноводства области, что на 2 661 тыс. руб. меньше по сравнению с предыдущим

годом (табл. 5). Так, в 2009 г. доля бюджетных средств на развитие семеноводства составила 54,2 %.

Денежных средств на компенсацию части затрат по страхованию урожая зерновых и зернобобовых в 2010 г. было выделено больше на 2 608 тыс. руб. в сравнении с 2009 г., однако их доля в общеобластных субсидиях этого вида государственной поддержки сократилась с 99,3 до 85,3 %.

В разрезе отдельных видов зерновых можно отметить, что средства целевого финансирования направляются в основном на поддержку производства пшеницы. Так, денежные средства на развитие элитного семеноводства пшеницы составили в

2009 г. 2 565 тыс. руб., или 70,4 % от всех выделенных субсидий на зерновые и зернобобовые. Средства бюджетного финансирования по этому виду в

2010 г. были направлены на поддержку гречихи и гороха. Доля денежных ресурсов на компенсацию затрат по страхованию урожая пшеницы в 2010 г. составила 72,8 %, что на 18,5 п. п. ниже по сравнению с 2009 г. В отчетном периоде также значительная сумма была выделена на компенсацию части затрат по страхованию урожая ячменя — 5 800 тыс. руб., что составило 20,6 % от общих субсидий.

Формирование совокупного потенциала бюджетного финансирования зерновой отрасли, как и всего аграрного сектора Орловской области, в

Таблица 4

Состав и структура средств целевого финансирования сельскохозяйственных организаций Орловской области в 2005—2010 гг.

Показатель 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2010 г. к 2005 г., %

Государственная поддержка, всего, тыс. руб. 327 989 421 249 716 744 1 227 801 1 61 086 1 830 26 в 5,6 раза

Государственная поддержка программ и мероприятий по развитию растениеводства

Всего, тыс. руб. 43 308 84 794 72 817 82 808 34 346 38 609 89,1

В процентах к государственной поддержке 13,2 20,2 10,2 6,7 2,1 2,1 15,9

Субсидии на поддержку элитного семеноводства

Всего, тыс. руб. 5 950 12 837 11 651 7 792 6 725 5 590 93,9

В процентах к государственной поддержке отрасли растениеводства 13,7 15,1 16,0 9,4 19,6 14,5 105,8

Субсидии на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений

Всего, тыс. руб. 29 174 59 759 60 310 16 271 25 738 33 019 113,2

В процентах к государственной поддержке отрасли растениеводства 67,4 70,5 82,8 19,6 74,9 85,5 126,9

Государственная поддержка программ и мероприятий по развитию животноводства

Всего, тыс. руб. 17 157 20 030 52 459 102 407 150 362 91 234 в 5,3 раза

В процентах к государственной поддержке 5,2 4,8 7,3 8.3 9,3 5,0 96,2

Субсидии на возмещение сельхозтоваропроизводителям части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам и займам

Всего, тыс. руб. 162 207 178 732 420 986 798 071 1 148 598 1 157 752 в 7,1 раза

В процентах к государственной поддержке 49,5 42,4 58,7 65,0 71,3 63,3 127,9

Таблица 5

Состав и структура субсидий на производство зерновых и зернобобовых культур сельскохозяйственных организаций Орловской области в 2009—2010 гг.

Вид Субсидии на поддержку элитного Субсидии на компенсацию части затрат

семеноводства по страхованию урожая

зерновых 2009 2010 2009 2010

Тыс. руб. % к итогу Тыс. руб. % к итогу Тыс. руб. % к итогу Тыс. руб. % к итогу

Зерновые 3 645 100,0 984 100,0 25 551 100,0 28 159 100,0

и зернобобовые, всего

В том числе:

Пшеница 2 565 70,4 — — 23 325 91,3 20 494 72,8

Рожь — — — — 770 3,0 414 1,5

Тритикале — — — — 110 0,4 — —

Просо 1 0,03 — — — — — —

Гречиха 95 2,6 568 57,7 87 0,3 269 1,0

Кукуруза на зерно 112 3,1 — — — — 22 0,1

Ячмень 418 11,5 — — 1185 4,6 5 800 20,6

Горох 438 12,0 416 42,3 74 0,3 690 2,5

Овес 16 0,4 — — — — 470 1,7

Таблица 6

Формирование потенциала бюджетного финансирования сельскохозяйственных организаций Орловской области в 2009—2010 гг.

2009 2010

Показатель Всего, тыс. руб. В том числе из федерального бюджета Всего, тыс. руб. В том числе из федерального бюджета

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тыс. руб. % Тыс. руб. %

Государственная поддержка 1 611 086 1 446 606 89,8 1 830 226 1 666 568 91,1

Государственная поддержка программ и ме- 34 346 29 150 84,9 38 609 36 678 95,0

роприятий по развитию растениеводства

Субсидии

На поддержку элитного семеноводства зерно- 3 645 3 364 92,3 984 936 95,1

вых и зернобобовых культур

На компенсацию части затрат по страхованию 25 551 21 075 82,5 28 159 26 752 95,0

урожая зерновых и зернобобовых культур

На приобретение минеральных удобрений 252 091 215 440 85,5 175 601 166 529 94,8

На химические средства защиты растений 16 464 15 196 92,3 22 722 21 586 95,0

(пестициды)

Возмещение части затрат на уплату % 1 148 598 1 075 048 93,6 1 157 752 1 083 090 93,6

по инвестиционным кредитам и займам

На возмещение убытков по чрезвычайным — — — 118 274 86 316 73,0

ситуациям

большей степени происходит за счет средств федерального бюджета (табл. 6). Так, в 2010 г. государственная поддержка программ и мероприятий по развитию растениеводства на 95,0 % осуществлялась за счет средств федерального бюджета (развитие всего аграрного сектора — на 91,1 %).

На поддержку элитного семеноводства зерновой отрасли региона (субсидии из федерального бюджета) в 2010 г. было выделено 95,1 % от всего объема финансирования. Также субсидии составили: • на компенсацию части затрат по страхованию урожая зерновых и зернобобовых культур — 95,0 %;

• на приобретение минеральных удобрений — 94,8 %;

• на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам и займам — 93,6 %.

Таким образом, при активной государственной поддержке всех уровней создаются реальные предпосылки к решению ряда стратегических задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора региона.

В заключение отметим, что проблема обеспечения устойчивого и эффективного развития зерновой отрасли — комплексная, в решении которой

первостепенную роль и значение имеют задачи совершенствования механизма формирования и реализации национальной агропродовольствен-ной политики. Региональная зерновая политика должна содержать формы и эффективные методы воздействия государства, иметь надежную систему взаимодействия между органами власти, бизнесом и сельскохозяйственными товаропроизводителями [1], служить ориентиром и гарантом для всех участников агропродовольственного рынка.

Список литературы

1. Гордеев А. В., Бутковский В. А., Алтухов А. И. Российское зерно — стратегический товар XXI века. М.: ДеЛ и принт, 2007.

2. Ильина И. В., Сидоренко О. В., Морозова Е. В. Механизм реализации государственной поддержки

в аграрном секторе // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 11. С. 22—28.

3. О состоянии и развитии растениеводства в сельхозорганизациях Орловской области и факторах, влияющих на урожайность сельскохозяйственных культур. Орел: Орелстат, 2008.

4. Орловская область. 2000, 2005—2010: стат. сборник. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Орловской области. Орел, 2011.

5. Орловская область в 1990—2000 гг., 2001 г. (прогноз): стат. ежегодник. Орловский областной комитет государственной статистики. Орел, 2001.

6. Сидоренко О. В. Современное состояние и развитие региональной системы сбыта зерна // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 48. С. 35—41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.